Что не характерно для дальнего востока
Особенности Дальнего Востока
Написано автором Территория РУС
В состав Дальнего Востока России, а это более трех млн кв. км земли, входят 7 административных субъектов, таких как Хабаровский и Приморский края, Саха-Якутия, Амурская, Камчатская, Магаданская и Сахалинская области.
Особенности Дальнего Востока России
Еще в первом — втором тысячелетии до нашей эры на территории дальневосточного края проживали дауры, эвенки, нивхи, удэгейцы, нанайцы и другие. Наверно поэтому так своеобразна культура и быт людей, проживающих в этих краях.
Настоящее открытие и освоение дальневосточного региона началось в середине 17 века и, связано оно было с продвижением русских казаков-первопроходцев к берегам Тихого океана.
По студеным рекам и морям Северного Ледовитого океана пролегали пути их отрядов, только затем они перебрались к более южным территориям Приморья и Приамурья.
Активное заселение Дальнего Востока России началось в XIX веке. Суровый и трудный климат повлиял на характер людей, на их отношение к жизни.
Это хорошо видно в культуре, искусстве и литературе Дальнего Востока, которая обладает особенной спецификой, похожей на литературу древнего Китая. Очень длительное время на роль латинского языка на восточных землях играл китайский язык.
Природа Дальнего Востока
Природа Дальнего Востока поражает разнообразием и редким смешением южных и северных флоры и фауны, здесь древовидные лианы обвивают стволы таежных елей, а уссурийский тигр встречается с северным оленем.
Леса Дальнего Востока покрывают 250 миллионов га территории района. Здесь растут лиственница, ель, пихта, кедр и широколиственные породы, такие как дуб, ясень, клен.
На дальневосточных островах очень много разнообразных видов птиц: чаек, бакланов, кайр. Особую промысловую ценность в морях имеют нерпа, белуха, тюлень, а у западных берегов Камчатки ловят огромных крабов.
Обширны рыбные ресурсы дальневосточных рек и морей, где почетное первое место занимают лососевые рыбы: горбуша, кета и нерка.
Так же разнообразен растительный мир морей, где на мелководье произрастают такие заросли морских водорослей и трав, что достигая в длину 50-ти метров, образуют настоящие подводные леса.
Климат Дальнего Востока
В северной части Дальнего Востока климат очень суровый. В зимний период очень холодно и мало-снежно.
Так продолжается 9 месяцев, а почти повсеместно вечная мерзлота. Лето, по южному теплое, хоть и очень короткое.
Когда с океана приходит воздух, насыщенный влагой, то неделями идут дожди, а дальневосточные реки выходят из берегов.
Оценивая климат с с/х точки зрения, можно сказать, что условия достаточно благоприятны и позволяют выращивать овощи, сою и рис, собирать урожай с плодовых деревьев, а в Приморском крае даже виноград!
Ресурсы Дальнего Востока
Дальний Восток один из крупных экономических районов России по разнообразию природных ресурсов: олово, золото, вольфрам, алмазы, графит, уголь, газ, нефть.
Особое место занимают богатства рек, главная из которых — Амур, а так же добыча минералов, заготовка леса и пушнины.
На долю дальневосточного региона приходится треть всех потенциальных ресурсов страны.
Дальний Восток на карте России
До Октябрьской революции 1917 года Дальний Восток оставался малозаселенной территорией, затем началось увеличение численности населения, которое происходило за счет естественного прироста из западных районов страны.
Из за удаленности территорий от центральной части России и сурового климата северные районы Дальнего Востока заселены очень редко, по сравнению с Приморским и Хабаровским краями, а также Амурской областью, которые заселены более плотно.
Надеемся, что в будущем, этот, по истине, уникальный регион России перестанет существовать как сырьевой придаток и займет свое достойное место среди других областей РФ, благодаря его богатой истории и широте, и как потенциально значимый регион в туристическом плане.
Увлекательных вам путешествий и экскурсий на Дальний Восток России!
Хозяйственная деятельность Дальнего Востока: особенности, отличия
Содержание:
На территории Дальнего Востока проживает меньше всего граждан. Население составляет менее шести с половиной миллионов человек. Размещение жителей неоднородное, что объясняется суровыми климатическими условиями. На численность населения влияет и географический фактор – край страны, расположенный в отдалении от крупных городов, столицы. При этом транспортная сеть развита очень слабо.
Дальний Восток — природные условия региона
Семьдесят пять процентов территорий – это нагорья высотой до двух тысяч метров и плоскогорья. Тихоокеанский берег покрыт горными хребтами, молодыми горными системами. Характер почв весьма разнообразен, зависит от природной зоны. Тундра славится глеевыми тундровыми грунтами, южные регионы – бурыми, буро таежными, луговыми и черноземами. В таежных регионах часто встречается подзолистый тип земли. Лесотундры богаты болотистыми грунтами. Основная часть территории – около девяноста процентов – занята вечной мерзлотой.
Особенности Дальнего Востока – это разнообразие климатических условий:
Хозяйственная деятельность Дальнего Востока
Дальний Восток – зона суровых погодных условий с отсутствием хорошей транспортной развязки, поэтому развитие хозяйственной деятельности здесь осложнено. Однако это не помешало сформироваться определенным отраслям:
Сельское хозяйство на Дальнем Востоке
Территория Дальнего Востока находится в трех климатических зонах – арктической, морской и субарктической. Ни одна из них не подходит для развития сельскохозяйственной отрасли и освоения земли.
Примерно два процента пашен России находятся в южных районах. Преимущественно это Приморье и Амурская область. Жители приспособились выращивать на полях несколько зерновых культур. Это овес, пшеница, рис. Также выращивают сою, овощи и плодовые культуры.
Животноводство развито слабо. В основном это мясное и молочное скотоводство, разведение свиней. Северные области специализируются на звероводстве. Также разводят оленей.
Смотри также: Регионы России
Дальний Восток России. Особенности географического положения Дальнего Востока
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общая характеристика Дальнего Востока
Запасы разнообразных природных ресурсов открывают широкую перспективу развития региона. Дальний Восток открыт Тихому океану и неразрывно с ним связан, поэтому в природном отношении он совершенно другой по сравнению с Сибирью. В регионе много действующих вулканов, часты землетрясения, характерны цунами. Это «буйство стихии» отчетливо здесь проявляется. Непосредственная близость Тихого океана определяет климат Дальнего Востока, получившего название муссонного.
В зимний период здесь господствует антициклон, потому что поверхность земли сильно выхолаживается. Зимние ветры дуют с суши на океан, т.к. над водой давление ниже, чем над сушей. Зимы достаточно суровые и влияние моря почти не ощущается. Находящийся на широте Сочи Владивосток, например, имеет такую же суровую зиму как Архангельск.
Летом вся ситуация меняется – ветры, дующие с моря, приносят на сушу осадки и время от времени на территорию обрушиваются сильные ливни. Чаще всего это бывает осенью, на реках возникают паводки и вода затапливает берега. Бывают здесь и тихоокеанские тайфуны с сильными ураганными ветрами и ливневыми дождями. Удивительное разнообразие видового состава и смешение живой природы является его особенностью. Более всего это характерно для южной части Дальнего Востока, расположенной между Амуром, Уссури, Японским морем. Здесь, в низовьях Амура, растет ягель, и водятся северные олени, а недалеко от озера Ханка растет лотос, дикий виноград и обитают амурские тигры. До настоящего времени биологи поражены тем, что ели обвиваются диким виноградом. Удивительное заключается в том, что эти растения относятся к разным климатическим зонам.
Готовые работы на аналогичную тему
История открытия Дальнего Востока России
Результаты экспедиций были значительны:
В первой половине$ XIX$ века было установлено, что Сахалин является островом и из устья Амура можно выйти в море. Открытия эти были сделаны экспедицией Г.И. Невельского. Позже появились такие опорные пункты дальнего Востока как Петропавловск-на-Камчатке, Николаевск-на-Амуре, Владивосток.
Физико-географическое положение Дальнего Востока и его особенности
Заселение и освоение Дальнего Востока до и после революции имело главную цель – закрепить эти территории за Россией и иметь открытый выход в Тихий океан. Отсюда важная задача усиления военного присутствия России на Тихом океане и обеспечения обороны этой территории.
Близость к российскому Дальнему Востоку стран Тихоокеанского бассейна говорит о том, что в перспективе он будет ориентироваться на связи с этими странами. Важным в этом вопросе является то, чтобы избежать его роли в качестве простого поставщика сырья, а использовать богатейшие ресурсы района для поднятия жизненного уровня населения. Для региона важной задачей является достойное представление России и защита её интересов на Дальнем Востоке нашей страны.
Что не так с Дальним Востоком?
Что не так с Дальним Востоком?
Россияне видят причину бед в природных условиях. В холоде. А если бы россияне жили в Африке, то наверно проблема была бы в жаре. Но у других стран не меньше проблем с природными условиями. У Японии проблема с цунами и землетрясениями. У Германии мало жизненного пространства. У Австралии полстраны пустыня. У Канады нет жаркого лета. Но отличие в том, что в мире к природным условиям адаптируются, а в России на них жалуются или ждут, когда они сами чудесным образом изменятся.
И Австралия, и Канада — малочисленное население с большой территорией. И для них это не проблема. А вот у России проблема с освоением восточных территорий. Но беда российского Дальнего Востока не в климатических условиях, а в методах освоения этой территории. И неравномерное расселение, низкая плотность и отсутствие промышленности не препятствие.
Неравномерное расселение
Из-за климата расселение имеет очаговый характер. Максимальная плотность на территории со среднегодовой температурой выше 4ºС. А этом южная половина Приморья, южная оконечность Сахалина и Южные Курильские острова. Умеренная плотность будет на южных половинах Сахалина и Камчатки и остальных Курильских островах. Низкая плотность в Приамурье и северной половине Приморья. В остальную часть едут не жить, а зарабатывать. Поэтому Чукотка, Колыма, Якутия, Забайкалье должны создавать хорошие условия для трудовой миграции, а не тратить попусту деньга на создание условий для постоянного проживания.
И тут возникает проблема транспортной доступности. Железная дорога в России выполняла функцию контроля территории. Туркестано-Сибирская и Транссибирская магистрали и железные дороги на Варшаву, Одессу, Владикавказ необходимы были для быстрой переброски войск к неспокойным окраинам. Поэтому до сих пор обсуждают железную дорогу на Камчатку, Сахалин, Заполярье из-за страха потери над ними контроля. Даже строительство железнодорожного моста в Крым является символом контроля территории, а не экономической целесообразностью.
Железная дорога на остров Сахалин была актуальна, когда часть территории принадлежала Японии. После войны железная дорога потеряла смысл, так как Сахалин стал полностью российским. Также проектируется прямое магистральное сообщение Якутск — Москва вместо 800 км железной дороги между Якутском и Охотским портом. Как будто без прямого сообщения с Москвой над Якутией потеряется контроль.
Проблема до сих пор в том, что в транспортной доступности видят не экономическую целесообразность в развитии региона, а способ контролировать территорию. На Сахалине проблема не в способе перевозки, а в объёме перевозок. Вне зависимости от способа перевозки продавать будут по рыночным ценам. Поэтому для Сахалина, Камчатки и Колымы важна не железная дорога, а оптовая торговля.
И на Сахалине не так много перспективных портов для развития, чтобы железная дорога за счёт увеличения масштабов могла бы снизить себестоимость перевозок. Если Россия испытывает дефицит в тихоокеанских портах, то уж явно Сахалин слишком дорогой инвестиционный проект. В Приморском крае достаточно глубоководных бухт под современные порты, которые имеют глубину от 15 метров. К тому же большинство из них не имеют проблем с дрейфующими льдами в зимнюю навигацию. А для строительства потребуется железная дорога без сложных инженерных сооружений и всего лишь около 500 км от Хабаровска.
Железная дорога с мостом окупится при высокой интенсивности перевозок, которых в Тихоокеанском округе нет. И это касается не только сообщения с Сахалином, куда нужен не мост, а больше паромных переправ, например, возобновить сообщение Находка – Корсаков. Но и вообще укрепить связи Тихоокеанского округа с центральной Россией. Южный морской путь из Новороссийска в Находку через Суэцкий канал всё равно остаётся самым дешёвым, и рентабельней северного морского пути.
Да, южный морской путь в два раза длиннее и в три раза дольше по сравнению с железной дорогой. При одном обороте судна поезд делает три оборота. Но судно в общем перевезёт более 10 тыс. двадцатифутовых контейнеров, зависимости от типа судна, а поезд меньше 1000 штук. К тому же российская береговая линия Тихого океана составляет 18 тыс. км., что позволяет развивать каботажное судоходство. Поэтому намного важнее для Тихоокеанского округа не железные дороги, а порты.
А если прибавить реки: Лена с 4400 км, Амур с 2800 км, Алдан с 2200 км, Колыма с 2100 км, то и вовсе водный транспорт охватит всю территорию. При улучшении судоходства на реках Лена и Амур морские суда типа Seawaymax, которые проходят реку Святой Лаврентий в Северной Америке, чтобы попасть в Великие озёра, будут доходить до Якутска и Хабаровска. Но прямому водному сообщению Хабаровск — Магадан мешает Амурский лиман, который мелководен для морских судов. То же самое касается пролива Невельского, мелководье затрудняет проход между Японским и Охотским морями. Поэтому дноуглубительные работы актуальней, чем строительство железной дороги в вечной мерзлоте.
И короткий срок навигации не является проблемой для инвестиций. Навигация на севере длится 4 месяца, на юге 5,5 месяцев. То есть в течении 4 месяцев необходимо вывести годовой запас сырья. Конечно, это удлиняет время оборота вложенного капитала. Но в любом случае оборот в течение 1,5-2 лет выгодней, чем инвестиции в железные дороги на 15-20 лет.
Так что проблема не в расселении, а в планировании транспортной инфраструктуры.
Низкая плотность
В Тихоокеанском округе проживает 7 млн человек, в Китае 1,5 млрд человек, а в Японии 125 млн человек. У границ с Китаем проживает 5 млн россиян, а с Японией 0,5 млн россиян, всего лишь 4% населения России. На противоположной стороне в провинции Внутренней Монголии Хулун-Буир и провинции Хэйлунцзян проживает 41 млн китайцев, а на острове Хоккайдо 5 млн японцев. Но в китайских приграничных провинциях проживает всего лишь 3% китайского населения, а на острове Хоккайдо 4% японского населения.
Как и россияне, китайцы и японцы не стремятся жить у границы. Для них собственные приграничные территории некомфортные. В Харбине, хоть лето и тёплое, зимой холодней, чем в Новосибирске. В Саппоро, в отличии от других японских территорий, зимой температура опускается ниже 0ºС. Климат исторически сдерживал китайскую и японскую экспансию на север Дальнего Востока. Ну а ресурсы в современном мире не завоёвывают, а покупают, так дешевле и проще. Поэтому соседям нет смысла проводить экспансию, если они могут необходимые ресурсы купить.
И уж точно плотность населения не влияет на качество жизни. В пример Канада и Австралия. На качество жизни влияют доходы. И если в Тихоокеанском округе нет работы, то зачем тогда сюда привлекать новых людей? А если не хватает рабочих, так почему такие низкие доходы? От избытка или дефицита рабочей силы зависят не инвестиции, а куда будут инвестировать.
При дефиците рабочей силы инвестируют в труд, повышают производительность труда. Это увеличивает не только прибыль предприятия, но и доходы рабочих. А высокие доходы рабочих будут привлекать новую рабочую силу. Если же избыток рабочей силы, то инвестируют в лёгкую промышленность, в трудоёмкие отрасли. Большой спрос на рабочую силу сократит её предложение, что соответственно повысит заработную плату и это опять привлечёт новых рабочих. В любом случае люди сами поедут на восток России, если для этого сложатся экономические условия.
Проблема не в наличии или отсутствии рабочей силы, а в дефиците капитала. Правительство инвестирует в экспортную капиталоемкую отрасль, как нефтехимия. Это спрос для специалистов центральной России. Капиталоемкие же предприятия не влияют на местный рынок труда. Поэтому доходы у местных рабочих не растут. Получается, у приезжих зарплаты выше, чем у местных. Тогда зачем быть местным?
Да и уезжают не те, у кого нет работы, потому что у них нет денег, чтобы сменить место жительство. Уезжают рабочие из-за низких зарплат. Поэтому при общей убыли населения, городское население остаётся устойчивым. Из крупных административных центров люди уезжают в центральную Россию, на освободившиеся рабочие места приезжают из больших городов, а в большие города из сёл. Поэтому отток идёт именно рабочих. И это существенно отличается от оттока населения в 90-е гг.
В 90-е гг. отток был связан с сокращением военных расходов, то есть государственных трат. Сокращение в армии, закрытие военных предприятий и государственных учреждений, всё это вызвало массовый отток. Уезжали именно те, кто был связан с государственными расходами, а не с экономикой.
И низкая плотность не является проблемой для рынка труда. Ёмкость рынка труда зависит от наличия общественного транспорта. Почти во всех тихоокеанских регионах проблема в транспортной несвязанности близлежащих населённых пунктов. Люди не могут добраться до места работы, если даже в соседнем посёлке есть работа. В Тихоокеанском округе не столько мало рабочей силы, сколько отсутствует транспорт, который сформирует единый рынок труда.
Так что проблема не в низкой плотности населения, а в планировании капиталовложений.
Отсутствие промышленности
Не из-за отсутствия денег в Тихоокеанском округе нет собственной промышленности. А из-за отсутствия торговли предприятия не имеют норму прибыли, которая привлечёт деньги. Рентабельность зависит не от масштабов вложений в промышленность, а от скорости окупаемости вложений. Поэтому сначала нужно продавать быстрее и больше, а уже потом производить дешевле.
Торговля же зависит не от количества потребителей, а от товарооборота. Не сколько товара покупают, а как часто товар покупают. А чтобы чаще покупали необходимы дороги. Нужны не скоростные трассы на Москву, а обычная дорога между ближайшими населёнными пунктами. Проблема дорожного строительства именно в том, что у нас предпочитают строительство транзитных дорог через Сибирь и Дальний Восток к азиатским рынкам, а не дорог для внутреннего рынка. Из-за этого высокие издержки на торговую логистику, не возникает достаточно торгового капитала для конкуренции на рынке. Отсюда торговая монополия с высокими ценами.
Да и муниципальные дороги не только способствуют развитию внутреннего рынка, но и проводят межевание территорий для освоения сырьевой базы. Промышленности нужно не только сбывать продукцию, но и закупать сырьё. А к сырьевой базе элементарно нет дорог.
Так что проблема не в отсутствии промышленности, а в торговле.
Политические условия
Тихоокеанский округ должен быть самостоятельным во внутренней политике, чтобы возникла ответственность за принятие решения. А политическая самостоятельность зависит от того, кто принимает решение.
Федеральному правительству легче манипулировать губернатором. Достаточно прокурорской проверки, чтобы приструнить и сделать губернатора покладистым. Против же всех депутатов прокуратура не сможет разом возбудить уголовные дела. Поэтому парламент менее зависим в принятии решений, чем губернатор. Это касается и местного самоуправления, городская дума независимей, чем мэр.
К тому же внутренняя политическая самостоятельность должна подкрепляться экономически. В России, с её низкой плотностью, регионы слишком малы для экономической самостоятельности. Административное делении России похоже на густонаселённые США и Евросоюз, чем на малочисленные Канаду и Австралию с их огромными провинциями и штатами. При низкой плотности в небольшом регионе недостаточно налоговых резидентов, чтобы региональная власть занималась внутренней экономической политикой. Отсюда губернатор как сеньор над муниципальными вассалами.
К тому же небольшие размеры региона являются бюрократическим препятствием для предприятий. Вместо капитализации предприятия, приходится дробить капитал для образования налоговых резидентов в каждом регионе. В Охотском море рыболовство разделено между Камчаткой, Магаданом и Сахалином. В бассейне Амура сельское хозяйство, деревообработка и металлургия разделены между Приморьем, Амуром и Хабаровском. В Сибири тяжёлая промышленность разделена между Иркутском, Красноярском, Кемеровом и Хакасией. Это касается и Урала, и центральной России, и северо-востока России.
Крупные регионы — финансовая самостоятельность во внутрирегиональной политике с минимизацией бюрократии. К тому же повышается самостоятельность местного самоуправления. Так как региональная власть занята экономической политикой, то региону нет времени контролировать местное самоуправление, что расширяет муниципальную ответственность за территорию.
Негативный имидж
Но больше всего российскому Дальнему Востоку вредит не то, что метрополия навязывает свои интересы. А что создаётся негативный имидж, представление о регионах отставших в развитии. Поэтому им нужно ускоренными темпами наверстать упущенное.
И даже территория воспринимается не как часть России. Почему у России есть часть мира — Дальний Восток, но нет часть страны — востока? Если российский Дальний Восток является частью страны, то и проблемы у него общероссийские. А именно низкие зарплаты, дефицит кредитно-финансового капитала и преобладание политики над экономической целесообразностью.
Если не решить общероссийские проблемы, то никакие особые меры Тихоокеанскому округу не помогут.
Природные зоны Дальнего Востока России кратко
Дальний Восток занимает крайнее положение северо-востока Евразии и востока России, омывается водами двух океанов: Северного Ледовитого и Тихого. В силу огромной территории природные зоны Дальнего Востока отличаются многообразием и уникальностью ландшафтов, флоры и фауны.
Особенности природы Дальнего Востока
Уникальная природа Дальнего Востока обусловлена его расположением и непосредственным влиянием омывающих океанов и морей. С приморским расположением дальневосточного края связаны особенности морского климата на севере и муссонного климата на юге, которые стали результатом взаимодействия между сушей Северной Азии и Тихим океаном.
В результате большой протяженности с севера на юг природные зоны Дальнего Востока России отличаются большим разнообразием. Горный рельеф перемежается с бескрайними луговыми равнинами. В этом регионе отмечается активная сейсмика и вулканизм. Здесь представлены следующие зоны:
Природные комплексы Дальнего Востока
На территории Дальнего Востока наибольшую площадь занимают хвойные леса, а наименьшую – арктические пустыни.
К этой суровой природной зоне относится два острова: Геральда и Врангеля. Для них характерна гористая местность, с бедными ландшафтами, кое-где покрытыми пятнами мхов и лишайников. Даже в самый разгар лета температура воздуха здесь не поднимается выше 5-10С тепла. Зимы очень суровые, малоснежные.
Рис. 1. Белые медведи на острове Врангеля
Зона тундры простирается на юг от побережья Северного Ледовитого океана. Большая ее часть отведена под горный ландшафт. Климат тундры сырой и холодный, в результате чего растительность этого края не отличается большим разнообразием: далеко не все растения способны выживать на влажных промерзжих почвах с низким содержанием гумуса. Слабое испарение влаги стало причиной формирования болотистой местности.
Тайга или зона хвойных лесов является самой обширной на Дальнем Востоке и отличается большим разнообразием ландшафтов. Благодаря более мягкому, чем тундровой зоне, климату в тайге большое распространение получили хвойные деревья. За счет особенностей своего строения они способны без потерь выдерживать холодные зимы. Сосна, лиственница, пихта, ель – типичные представители тайги.
Рис. 2. Богатые таежные леса Дальнего Востока
Удивительное богатство и своеобразие природы Дальнего Востока, которое сохранилось до наших дней, стало возможным из-за малой освоенности региона. Для защиты местной экосистемы в первозданном виде здесь основано несколько крупных заповедников.
Животный мир тайги весьма разнообразен. Здесь проживают лоси, медведи, лисы, волки, белки.
Данная зона располагается на нижнем высотном поясе гор южной части Дальнего Востока. Для нее характерен умеренный муссонный климат с теплым влажным летом и холодной зимой. Отличается большим разнообразием растительности и животного мира.
Характерная особенность дальневосточной природе в зоне смешанных и широколиственных лесов – явление гигантизма среди животных и растений. Так, здесь не являются редкостью деревья высотой около 40 метров, трава в человеческий рост, кувшинки диаметром более метра. Великанами богат и животный мир. Уссурийский тигр, амурский полоз, уссурийский реликтовый усач, бабочка махаон Маака, камчатский краб, дальневосточная устрица – настоящие гиганты среди своих сородичей.
Рис. 3. Уссурийский тигр
Что мы узнали?
Большая протяженность территории Дальнего Востока – основная причина большого разнообразия природных зон: от арктических пустынь до широколиственных лесов. Кратко описанные природные зоны позволяют создать картину природы дальневосточного края, во многих местах сохранившейся в своем первозданном виде.