Что не допускается при обрыве канатного стропа
Приложение N 7. Нормы браковки канатных, цепных стропов, а также текстильных стропов на полимерной основе
Приложение N 7
к Обязательным требованиям
(пп. 122, 150)
Нормы браковки
канатных, цепных стропов, а также текстильных стропов на полимерной основе
Канатный строп подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице.
Число видимых обрывов проволок на участке длиной, измеряемой количеством диаметров каната (d, мм), для стропов из канатов двойной свивки
Цепной строп подлежит браковке при удлинении звена цепи более 3% от первоначального размера (рис. 1) и при уменьшении диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10% (рис. 2).
,
где — первоначальная длина звена, мм; — увеличенная длина звена, мм.
,
где — первоначальный диаметр, мм; — фактические диаметры сечения звена, измеренные во взаимно перпендикулярных направлениях, мм.
При осмотре текстильных стропов на полимерной основе обращается внимание на состояние лент, швов, крюков, скоб, замыкающих устройств, обойм, карабинов и мест их креплений.
Стропы не допускаются к работе, если:
отсутствует клеймо (бирка) или не читаются сведения о стропе, которые содержат информацию об изготовителе, грузоподъемности;
имеются узлы на несущих лентах стропов;
имеются поперечные порезы или разрывы ленты независимо от их размеров;
имеются продольные порезы или разрывы ленты, суммарная длина которых превышает 10% длины ленты ветви стропа, а также единичные порезы или разрывы длиной более 50 мм;
имеются местные расслоения лент стропа (кроме мест заделки краев лент) на суммарной длине более 0,5 м на одном крайнем шве или на двух и более внутренних швах, сопровождаемые разрывом трех и более строчек шва;
имеются местные расслоения лент стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2 м на одном из крайних швов или на двух и более внутренних швах, сопровождаемые разрывом трех и более строчек шва, а также отслоение края ленты или сшивки лент у петли на длине более 10% длины заделки (сшивки) концов лент;
имеются поверхностные обрывы нитей ленты общей длиной более 10% ширины ленты, вызванные механическим воздействием (трением) острых кромок груза;
имеются повреждения лент от воздействия химических веществ (кислоты, щелочи, растворителя, нефтепродуктов) общей длиной более 10% ширины ленты или длины стропа, а также единичные повреждения более 10% ширины ленты и длиной более 50 мм;
присутствует выпучивание нитей из ленты стропа на расстояние более 10% ширины ленты;
имеются сквозные отверстия диаметром более 10% ширины ленты от воздействия острых предметов;
имеются прожженные сквозные отверстия диаметром более 10% ширины ленты от воздействия брызг расплавленного металла или три и более отверстия при расстоянии между ними менее 10% ширины ленты независимо от диаметра отверстий;
имеется загрязнение лент (нефтепродуктами, смолами, красками, цементом, грунтом) более 50% длины стропа;
присутствует совокупность всех вышеперечисленных дефектов на площади более 10% ширины и длины стропа;
присутствует размочаливание или износ более 10% ширины петель стропа.
Не допускается эксплуатация стропов со следующими дефектами и повреждениями металлических элементов (колец, петель, скоб, подвесок, обойм, карабинов, звеньев):
трещины любых размеров и расположения;
износ поверхности элементов или наличие местных вмятин, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10% и более;
наличие остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 3%;
повреждение резьбовых соединений и других креплений.
Эксплуатация – Стропы канатные
1. Общие требования
1.2. Стропы изготовлены в соответствии с ГОСТ 25573-82, РД 10-33-93, ТУ 25.93.11-011-89225915-2019
1.3. Стропы маркируются биркой, с указанием на ней предприятия-изготовителя, обозначения стропа, грузоподъемности, длины, даты испытаний и заводского номера, а также других справочных данных.
1.4. Стропы имеют шестикратный запас прочности.
2. Указание мер безопасности
2.1. При эксплуатации стропов следует руководствоваться Правилами безопасности.
2.2. Владельцы съемных грузозахватных приспособлений обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего осмотра, надзора и обслуживания согласно требованиям правил безопасности.
2.3. Строповка грузов должна производиться по технологическим картам в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона;
2.4. Стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между ветвями не превышал 90°.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ использование стропов при отклонении ветвей от вертикали более чем на 45°. Допускаемые нагрузки на ветвь (см. таблицу).
2.5. При прохождении каната стропа по кромкам груза необходимо применять прокладки или кромкозащитные накладки, чтобы предотвратить повреждения, или учесть понижающий коэффициент грузоподъемности. При обвязке грузов стропами не следует допускать изгиба канатов на ребрах груза.
2.6. При ударной нагрузке в расчет берется пониженная грузоподъемность стропа в зависимости от характера такой нагрузки и экспертного решения в целом касательно возможности применения цепного стропа. Действуют следующие понятия:
— легкие удары: возникают, например, во время ускорения при подъеме или опускании;
— средние удары: возникают, например, вследствие соскальзывания цепи, обусловленного ее выравниванием по форме груза;
— сильные удары не допускаются.
2.7. Многоветвевые грузоподъемные стропы разрешается нагружать до максимальной грузоподъемности, указанной на маркировочной бирке, только при симметричной нагрузке на все его ветви. Нагрузка может рассматриваться как симметричная, если одновременно выполняются все приведенные ниже условия:
— вес подымаемого груза меньше 80 % от указанной на бирке допустимой рабочей грузоподъемности;
— углы отклонения всех ветвей стропа от вертикали не меньше 15°;
— углы отклонения всех ветвей стропа одинаковы или отличаются друг от друга не более чем на 15°;
— в случае трех- и четырехветвевых грузоподъемных стропов противоположные углы в плоскости зачаливания отличаются друг от друга не более чем на 15°.
В противном случае нагрузка считается несимметричной, и классификация процесса подъема должна быть осуществлена компетентным лицом. В сомнительном случае грузоподъемность необходимо снизить на грузоподъемность одной ветви. Если используются не все ветви многоветвевого стропа, то допустимая грузоподъемность снижается соответствующим образом, а отдельные неиспользуемые ветви подвешиваются на подвесное кольцо.
2.8. Соединение крюка грузоподъемной машины с подвесками, петлями стропов должно быть надежным. Подвеска стропа должна фиксироваться замком крюка. Монтажная петля должна закрепляться защелкой в звене крюка стропа.
2.9. Не разрешается изменять стропы и их компоненты, например, путём сгибания, шлифования, удаления частей, сверления. Поверхность нельзя обрабатывать кислотами или щёлочами.
Грузоподъемность стропов с ветвями из каната со стальным сердечником при перемещении грузов, имеющих температуру от 250 до 400°С, снижают на 25 %; перемещение грузов, имеющих температуру свыше 400°С, не допускается.
При регулярном использовании канатных стропов для обвязки грузов с закруглениями, радиусы которых составляют менее 10 диаметров каната, рекомендуется снижать допускаемую нагрузку на ветви стропа.
r/d | Снижение % | r/d | Снижение % | r/d | Снижение % |
менее 0,5 | не допускается | от 1,0 до 2,0 | 35 | свыше 2,5 | 0 |
от 0,5 до 1,0 | 50 | от 2,0 до 2,5 | 25 |
2.11. Перемещение грузов со свободной укладкой их на петлевые стропы вне зависимости от числа петель допускается только при наличии на грузе элементов, надежно предотвращающих его от смещения в продольном направлении.
3. Нормы и правила браковки
3.1. Перед началом работ стропы подлежат визуальному осмотру. Согласно требованиям правил безопасности, стропальщики должны проводить осмотр стропов перед их применением для подъема и перемещения грузов грузоподъемными машинами.
3.3. Перед первым использованием стропа необходимо удостовериться в том, что:
— стропы соответствует заказу;
— характеристики и данные о грузоподъёмности, указанные на маркировочной бирке стропа, соответствуют данным в паспорте стропа. Перед каждым использованием стропы следует проверять на наличие видимых повреждений или признаков износа и при необходимости выводить их из эксплуатации – это касается также сомнительных случаев.
3.4. При осмотре стропов необходимо обращать внимание на состояние канатов, крюков, подвесок, замыкающих устройств, обойм, карабинов и мест их креплений.
3.5. Браковка колец, петель и крюков производится: при наличии трещин; при износе поверхности элементов или местных вмятинах, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10%; при наличии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 5%.
3.6. Для оценки безопасности использования канатов используют следующие критерии:
3.6.1. характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок. Число обрывов не следует путать с количеством оборванных концов проволок, которых может быть в 2 раза больше. Проволоки заполнения не считаются несущими, поэтому не подлежат учету. В канатах с несколькими слоями прядей учитываются проволоки только видимого наружного слоя. В канатах со стальным сердечником последний рассматривается как внутренняя прядь и не учитывается.
3.7. Канатный строп подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице:
Стропы из каната двойной свивки Число видимых обрывов проволок на участие канатного стропа длинной
Стропы из каната двойной свивки | Число видимых обрывов проволок на участие канатного стропа длинной | ||
3d | 6d | 30d | |
4 | 6 | 16 |
3.9. ЗАПРЕЩАЕТСЯ использование стропов, у которых:
— отсутствие маркировочной бирки или не читаемость указанных характеристик на ней.
— с деформированными коушами или при износе последних с уменьшением первоначальных размеров сечения более чем на 15%;
— с трещинами на опрессовочных втулках или при изменении размера последних более чем на 10% от первоначального;
— с признаками смещения каната в заплетке или втулках;
— с поврежденными или отсутствующими оплетками, или другими защитными элементами при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;
— с крюками, не имеющими предохранительных замков.
3.10. Результаты осмотра заносятся в журнал осмотра грузозахватных приспособлений.
3.11. Съемные грузозахватные приспособления, не прошедшие осмотра и технического освидетельствования, к работе не допускаются. Неисправные грузозахватные приспособления, а также приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ. Стропы ремонту не подлежат.
4. Транспортировка и хранение
4.1. Грузоподъемные стропы необходимо хранить в сухом месте с защитой от коррозии. Прежде чем разместить стропы для хранения, необходимо проверить их на наличие любых повреждений, которые могли появиться при их использовании. Хранение поврежденных стропов не рекомендуется.
4.2. Транспортирование стропов после упаковки может производиться любыми видами транспорта в условиях, обеспечивающих их сохранность в соответствии с нормами и требованиями настоящей инструкции.
Проектирование и производство грузоподъемного оборудования
Нормы и правила выбраковки стропов
При осмотре стропов необходимо обращать внимание на состояние лент, цепей, тросов, концевых элементов, подвесок, карабинов и места их креплений и вовремя выбраковывать стропы с недопустимыми дефектами.
Браковка текстильных стропов:
— отсутствует клеймо (бирка) или не читаются сведения о стропе;
— узлы на несущих лентах стропов;
— поперечные порезы или разрывы ленты;
— продольные порезы или разрывы ленты, суммарная длина которых превышает 10% от всей длины ленты стропа или единичные разрывы длиной не более 50 мм;
— местные расслоения лент стропа, кроме мест заделки краев лент, на длине, в сумме более 0,5 м на одном крайнем или двух и более внутренних швах (при разрыве трех и более строчек шва);
— местные расслоения лент стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2 м на одном из крайних или двух и более внутренних швах (при разрыве трех и более строчек шва), а также отслоение края ленты или сшивки лент у петли на длину более 10% от длины заделки концов лент;
— поверхностные обрывы нитей лент общей длиной более 10% от ширины ленты, вызванные механическим воздействием острых кромок груза;
— повреждения лент от воздействия химических веществ (кислота, щелочь, растворители, нефтепродукты и т. д.) общей длиной более 10% от ширины и длины стропа или единичные более 10% от ширины и длиной более 50 мм;
— выпучивание нитей из ленты стропа на расстоянии более 10% ширины ленты, в том числе сквозных отверстий диаметром более 10% ширины ленты от воздействия острых предметов;
— прожженные сквозные отверстия диаметром более 10% ширины ленты стропа от воздействия брызг расплавленного металла или наличие более трех отверстий при расстоянии между ними менее 10% ширины ленты независимо от диаметра отверстий;
— загрязнение лент нефтепродуктами, смолами, красками, цементом, грунтом и т. д. более 50% от длины стропа;
— расслоение нитей лент стропа.
Браковка канатных стропов:
Браковка цепных стропов:
Доставка по РФ:
Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Астрахань, Барнаул, Белгород, Брянск, Владимир, Волгоград, Вологда, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Калуга, Киров, Кострома, Краснодар, Курган, Курск, Липецк, Омск, Орел, Оренбург, Пенза, Первь, Псков, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саранск, Саратов, Севастополь, Симферополь, Смоленск, Ставрополь, Тамбов, Тверь, Томск, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Челябинск, Ярославль и др.
Нормы браковки канатных и цепных стропов
Использование такелажных приспособлений должно производиться в строгом соответствии с требованиями нормативных документов. Одним из таковых является «Инструкция по проектированию, изготовлению и безопасной эксплуатации стропов грузовых» РД 11-07-2007. Данное руководство обязательно к исполнению как изготовителем, так и пользователем. С целью соблюдения правил безопасного обеспечения погрузо-разгрузочных работ, а также во избежание порчи грузов, материальных потерь, нормами регламентированы систематические осмотры строп с выбраковкой.
К каждому типу такелажных изделий предъявляются свои требования. Однако существуют общие положения. Каждое изделие или упаковку производитель снабжает маркировочным ярлыком и паспортом со штампом ОТК, в котором необходимо указать:
Кроме этого, должны быть обозначены номера сертификатов на материалы, из которых изготовлены стропа и другие важные сведения.
Браковка цепных строп
В первую очередь выбраковываются те изделия, которые не выдерживают силовой проверки. Испытания цепных стропов выполняются под постоянной загрузкой, превышающей грузоподъемность изделия на 25%, на протяжении 10 мин. Цепные стропы подлежат браковке в случае:
Цепные стропы подлежат браковке при выявлении трещин, расслоений, надрывов, а также любых повреждений крепежных узлов и резьб. Недопустимо наличие признаков износа и прочих дефектов, снижающих толщину звеньев стропа больше 10%.
Критерии браковки стальных канатов
Безопасность использования канатов устанавливается на основе следующих критериев:
— характера и числа обрывов проволок на фиксированной длине (рис.2, 3, 4), в том числе наличия обрывов проволок у концевых заделок:
(обрыв проволок — это состояние, при котором проволока имеет нарушение целостности по длине, два конца которой можно обнаружить методами и средствами контроля, повторные обрывы этой проволоки на фиксированной длине не учитываются);
— наличия мест сосредоточения обрывов проволок;
— поверхностного и внутреннего износа;
— поверхностной и внутренней коррозии;
— выхода одной и более проволок наружного слоя из замка (для канатов закрытой конструкции);
— разрыва одной или нескольких прядей;
— местного уменьшения диаметра каната, включая разрыв сердечника;
— уменьшения площади поперечного металлического сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);
— деформации в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;
— повреждений в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда;
— изменения параметров свивки (для несущих канатов и оттяжек, закрепленных от вращения);
— интенсивности возрастания остаточного удлинения после приработки каната.
Рис.2. Обрывы проволок каната крестовой свивки
Рис.2. Обрывы проволок каната крестовой свивки
Рис.3. Сочетание обрывов проволок с их износом
Рис.3. Сочетание обрывов проволок с их износом: а — каната крестовой свивки; б — каната односторонней свивки
Рис.4. Обрывы проволок в зоне уравнительного блока
Рис.4. Обрывы проволок в зоне уравнительного блока: а — в нескольких прядях каната; б — в двух прядях в сочетании с местным износом
2.1. Характер и число обрывов проволок и прядей
2.1.1. Браковочный показатель по числу обрывов проволок для канатов двойной свивки определяется по таблицам 4, 7, 9, 11, 12, в зависимости от типа подъемного сооружения.
2.1.4. При характере обрывов проволок только на одной пряди (местном сосредоточении обрывов — три и более оборванные проволоки), канат необходимо забраковать.
2.1.5. При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей канат не допускается к дальнейшей работе.
1. Канаты тройной свивки бракуются по тем же критериям, что и канаты двойной свивки.
2. Канаты других конструкций бракуются по нормам, указанным в инструкциях по эксплуатации подъемных сооружений.
2.2. Поверхностный и внутренний износ, коррозия
2.2.1. Канат бракуется при уменьшении диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40% и более (рис.5 и 6). При этом износ наружных проволок оценивается без учета длины площадки износа. Износ одной проволоки на 40% и более приравнивается к обрыву.
Примечание: В связи с тем, что измерить износ необорванных проволок затруднительно, при необходимости можно использовать метод определения износа, заключающийся в замере ширины и длины лыски изношенной проволоки (рис.7). В табл.2 показаны соотношения измеряемых параметров (ширины и длины лыски) в зависимости от степени износа наружной проволоки.
Рис.5. Износ наружных проволок каната
Рис.6. Поверхностная коррозия проволок каната
Рис.5. Износ наружных проволок каната:
а — небольшие лыски на отдельных проволоках (уменьшение диаметра каната на 2%);
б — удлинение лысок в проволоках (уменьшение диаметра каната на 4%);
в — интенсивный износ всех наружных проволок каната (уменьшение диаметра на 7%)
Рис.6. Поверхностная коррозия проволок каната:
а — начальное окисление поверхности отдельных проволок (уменьшение диаметра каната на 2%);
б — заметное окисление поверхности всех проволок (уменьшение диаметра каната на 4%);
в — интенсивная коррозия проволок (уменьшение диаметра каната на 7%)
Браковка текстильных стропов
Нормы и правила выбраковки текстильных строп предписывают не допускать к их работе в следующих случаях:
Выбраковка текстильных стропов реализуется и в том случае, если они не выдерживают испытания под статическим грузом на протяжении 3 минут, который должен превышать нормативную грузоподъемность на 30%.
1.Основные причины несчастных случаев
При производстве работ грузоподъемными кранами периодически происходят аварии и несчастные случаи, основными причинами которых являются:
Читать также: В какой программе чертить электрические схемы
неправильная (ненадежная) строповка груза;
применение для подъема груза непригодных грузозахватных приспособлений и тары;
нахождение людей в зоне, обслуживаемой краном;
нарушение технологических карт погрузочно – разгрузочных работ;
нахождение людей в полувагоне, на платформе, в кузове автомашины, колодце при подъеме или опускании груза;
несоблюдение схем и габаритов складирования грузов;
нахождение людей в кабине автомашины при её погрузке или разгрузке;
выполнение подъема «мертвого» груза;
нахождение людей вблизи стены, колонны, штабеля или оборудования во время подъема или опускания груза;
подтаскивание груза краном при наклонном положении грузовых канатов;
нахождение людей в зоне грейферного крана;
плохое самочувствие машиниста или стропальщика;
не соблюдение Правил технической эксплуатации и Правил техники безопасности.
Грузоподъемные работы представляют собой большую опасность для жизни персонала и людей, находящихся в рабочем пространстве. Поэтому первое условие работы с грузоподъемным оборудованием и приспособлениями — это обеспечение их безопасности.
В «Межотраслевых правилах по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» ПОТ РМ-007-98 и других нормативных документах разработаны нормы и рекомендации по осмотру и браковке всех видов съемных грузоподъемных приспособлений. В этой статье мы расскажем о нормах и правилах браковки цепных, канатных и текстильных стропов.
Осмотр и браковка стропов осуществляется инженерно-техническим персоналом, ответственным за исправность оборудования и безопасность проводимых работ. Для выявления неисправностей стропы проходят наружный, инструментальный и внутренний осмотр, при которых оценивается соответствие стропов их характеристикам, отраженным в паспорте изделия. Результаты оценки отражаются в журнале осмотра, который составляется по установленной форме. В журнале должны также отражаться сведения об устранении дефектов и повреждений и стоять подписи ответственных лиц.
В каком случае бракуются канатные стропы
Возбраняется работать со стропами без маркировочных бирок и паспортов, в случае присутствия деформаций. Браковка стальных канатных строп обязательна, когда при освидетельствовании обнаруживается:
Не допускается применение канатных строп при появлении трещин, расслоений, вмятин, повреждений на самом тросе, крепежах и резьбах.
Выбраковка строп выполняется во время осмотров. Ежедневно проверять работоспособность такелажных устройств должны стропальщики и специально назначенные сотрудники. Инженерно-технический персонал производит проверку грузовых стропов один раз в 10 дней, а нечасто используемых – перед началом работы, каждый раз.
Нормы и правила выбраковки стропов
Согласно требований правил безопасности стропальщики должны проводить осмотр стропов непосредственно перед их применением, а лица, ответственные за содержание грузоподъемных машин и безопасное производство работ грузоподъемными машинами должны проводить осмотр стропов (за исключением редко используемых) — каждые 10 дней, а редко используемых съемных грузозахватных приспособлений перед выдачей их в работу.
При осмотре стропов необходимо обращать внимание на состояние лент, цепей, тросов, концевых элементов, подвесок, карабинов и места их креплений и вовремя выбраковывать стропы с недопустимыми дефектами.
Браковка текстильных стропов:
— отсутствует клеймо (бирка) или не читаются сведения о стропе; — узлы на несущих лентах стропов; — поперечные порезы или разрывы ленты; — продольные порезы или разрывы ленты, суммарная длина которых превышает 10% от всей длины ленты стропа или единичные разрывы длиной не более 50 мм; — местные расслоения лент стропа, кроме мест заделки краев лент, на длине, в сумме более 0,5 м на одном крайнем или двух и более внутренних швах (при разрыве трех и более строчек шва); — местные расслоения лент стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2 м на одном из крайних или двух и более внутренних швах (при разрыве трех и более строчек шва), а также отслоение края ленты или сшивки лент у петли на длину более 10% от длины заделки концов лент; — поверхностные обрывы нитей лент общей длиной более 10% от ширины ленты, вызванные механическим воздействием острых кромок груза; — повреждения лент от воздействия химических веществ (кислота, щелочь, растворители, нефтепродукты и т. д.) общей длиной более 10% от ширины и длины стропа или единичные более 10% от ширины и длиной более 50 мм; — выпучивание нитей из ленты стропа на расстоянии более 10% ширины ленты, в том числе сквозных отверстий диаметром более 10% ширины ленты от воздействия острых предметов; — прожженные сквозные отверстия диаметром более 10% ширины ленты стропа от воздействия брызг расплавленного металла или наличие более трех отверстий при расстоянии между ними менее 10% ширины ленты независимо от диаметра отверстий; — загрязнение лент нефтепродуктами, смолами, красками, цементом, грунтом и т. д. более 50% от длины стропа; — расслоение нитей лент стропа.