Что не должна включать программа государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи
Что не должна включать программа государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи
Статья 81. Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
1. В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
2. В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают:
1) целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
2) перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования;
3) порядок и условия предоставления медицинской помощи, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановом порядке;
4) порядок реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;
5) перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 206-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
7) объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;
8) объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевой норматив финансирования;
9) перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
10) порядок и размеры возмещения расходов, связанных с оказанием гражданам медицинской помощи в экстренной форме.
(п. 10 введен Федеральным законом от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
3. Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.
4. При формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются:
1) порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи;
2) особенности половозрастного состава населения;
3) уровень и структура заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики;
4) климатические и географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций;
5) сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения, в том числе уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
6. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации заключают соглашения о реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальных программ обязательного медицинского страхования, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные в настоящей части соглашения заключаются по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(часть 6 введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 418-ФЗ)
Что не должна включать программа государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи
Постановление от 7 декабря 2019 года №1610. Правительство России ежегодно утверждает программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Подписанным постановлением утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Утверждение Программы необходимо в целях обеспечения конституционных прав граждан на медицинскую помощь за счёт бюджетных средств, в том числе фондов обязательного медицинского страхования.
Документ
Постановление от 7 декабря 2019 года №1610
Внесено Минздравом России.
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительство России ежегодно утверждает программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период).
Подписанным постановлением утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее – Программа).
Утверждение Программы необходимо в целях обеспечения конституционных прав граждан на медицинскую помощь за счёт бюджетных средств, в том числе фондов обязательного медицинского страхования (далее – ОМС).
Комментарий
Программа устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, медицинская помощь при которых оказывается бесплатно, категории граждан, которым медицинская помощь оказывается бесплатно, средние нормативы объёма медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы её оплаты, требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – территориальные программы) в части определения порядка и условий её предоставления, критериев доступности и качества.
Средние нормативы объёма медицинской помощи и средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи в рамках Программы определяются в расчёте на одного жителя в год, а в рамках базовой программы ОМС – на одно застрахованное лицо.
Программа на следующие три года содержит ряд новых положений.
Конкретизированы права пациентов, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, на получение медицинской помощи, включая проведение диспансеризации с привлечением близлежащих медицинских организаций и диспансерного наблюдения (при наличии хронических заболеваний) в соответствии с порядками, установленными Минздравом России.
Закреплены права беременных женщин, обратившихся в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь по профилю «акушерство и гинекология» в амбулаторных условиях, на получение правовой, психологической и медико-социальной помощи, в том числе по профилактике прерывания беременности.
Предусмотрена приоритетность финансового обеспечения первичной медико-санитарной помощи, а также приоритетный порядок индексации заработной платы медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную и скорую медицинскую помощь.
Конкретизировано осуществление за счёт средств субъектов Федерации финансового обеспечения проведения патологоанатомических исследований в патологоанатомических отделениях медицинских организаций (за исключением исследований, проводимых при заболеваниях, включённых в базовую программу ОМС).
Установлены средние нормативы объёма и средние нормативы финансовых затрат по проводимым в амбулаторных условиях отдельным диагностическим и лабораторным исследованиям (компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, гистологических исследований и молекулярно-генетических исследований с целью выявления онкологических заболеваний и подбора таргетной терапии).
В целях реализации федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» национального проекта «Здравоохранение» в Программе предусмотрено увеличение средних нормативов объёма медицинской помощи на 1 застрахованное лицо и нормативов финансовых затрат на 1 единицу медицинской помощи на 2020 год в сравнении с 2019 годом с дальнейшим ежегодным ростом по профилактическим мероприятиям, при этом с 2020 года нормативы для проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации устанавливаются в комплексных посещениях.
Увеличен норматив объёма медицинской помощи в условиях дневного стационара на 1 застрахованное лицо с 0,062 в 2019 году до 0,06296 случая на 2020 год, 0,06297 случая в 2021 году, 0,06299 случая в 2022 году, в том числе в связи с реализацией федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» установлен норматив объёма медицинской помощи по профилю «онкология» на 1 застрахованное лицо в 2020 году – 0,006941 случая, в 2021 году – 0,0076351 случая, в 2022 году – 0,0083986 случая.
Увеличен норматив объёма медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, на 1 застрахованное лицо с 0,17443 случая госпитализации в 2019 году до 0,17671 случая госпитализации в 2020–2022 годах.
В связи с реализацией мероприятий федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» национального проекта «Здравоохранение» (в части проведения противоопухолевой лекарственной терапии) установлены средние нормативы объёма медицинской помощи по профилю «онкология» (на 1 застрахованное лицо) на 2020 год – 0,01001 случая госпитализации, на 2021 год – 0,011011, на 2022 год – 0,0121121, а также на 2020–2022 годы средние нормативы объёма гистологических и молекулярно-генетических исследований с целью выявления онкологических заболеваний и подбора таргетной терапии – 0,0501 и 0,0007 исследования соответственно;
В Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включённых в базовую программу ОМС, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов (Раздел I), по профилю «онкология» дополнительно включены 18 методов конформной дистанционной лучевой терапии (группы 23, 24, 25).
Средние нормативы объёма медицинской помощи на 2020–2022 годы, оказываемой за счёт средств бюджета и средств ОМС, скорректированы с учётом статистических данных о динамике заболеваемости и смертности населения, фактического выполнения объёмов медицинской помощи за 2018 год, а также с учётом необходимости реализации Указа Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учёта расходов федерального бюджета), составляют: за счёт бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчёте на одного жителя) в 2020 году – 3621,1 рубля (103,8% к 2019 году), 2021 году – 3765,9 рубля (104% к 2020 году) и 2022 году – 3972,7 рубля (105,5% к 2021 году); за счёт средств ОМС на финансирование базовой программы ОМС за счёт субвенций Федерального фонда ОМС (в расчёте на одно застрахованное лицо) в 2020 году – 12 699,2 рубля (107,6% к 2019 году), 2021 году – 13 461,6 рубля (106% к 2020 году) и 2022 году – 14 193 рубля (105,4% к 2021 году).
Органы государственной власти субъектов Федерации в соответствии с Программой будут разрабатывать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Что не должна включать программа государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи
Постановление от 8 декабря 2017 года №1492. Программа устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, медицинская помощь при которых оказывается бесплатно, средние нормативы объёма медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы её оплаты, требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий её предоставления, критериев доступности и качества. В частности, установлены предельные сроки ожидания оказания специализированной медицинской помощи для пациентов с онкологическими заболеваниями, которые не должны превышать 14 календарных дней с момента гистологической верификации опухоли или с момента установления диагноза заболевания.
Документ
Постановление от 8 декабря 2017 года №1492
Внесено Минздравом России.
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительство России ежегодно утверждает программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период).
Комментарий
Подписанным постановлением утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее – Программа).
Цель Программы – обеспечение конституционных прав граждан на медицинскую помощь за счёт финансовых средств всех бюджетов бюджетной системы, в том числе бюджетов фондов обязательного медицинского страхования (далее – ОМС).
Программа устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, медицинская помощь при которых оказывается бесплатно, средние нормативы объёма медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы её оплаты, требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий её предоставления, критериев доступности и качества.
Средние нормативы объёма медицинской помощи и средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи в рамках Программы определяются в расчёте на одного жителя, а в рамках базовой программы ОМС – на одно застрахованное лицо.
Программа содержит ряд новых положений.
В целях совершенствования оплаты медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях, расположенных в сельской местности, территориях с низкой плотностью населения, ограниченной транспортной доступностью, Программой установлен новый способ оплаты медицинской помощи – по подушевому нормативу финансирования на лиц, которые прикрепились к медицинской организации, имеющей в своём составе подразделения, оказывающие медицинскую помощь по всем видам и условиям, с учётом показателей результативности её деятельности (включая показатели объёма медицинской помощи).
Предусмотрено, что за счёт бюджетных ассигнований региональных бюджетов может финансироваться транспортировка пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно.
Предусмотрено также, что субъект Федерации, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства, вправе предусмотреть возмещение затрат субъекту Федерации, в котором гражданин фактически пребывает, связанных с его обеспечением наркотическими и психотропными лекарственными препаратами, в рамках межбюджетных отношений в соответствии с бюджетным законодательством.
Установлены предельные сроки ожидания оказания специализированной медицинской помощи для пациентов с онкологическими заболеваниями, которые не должны превышать 14 календарных дней с момента гистологической верификации опухоли или с момента установления диагноза заболевания.
На основе статистических данных о динамике заболеваемости и смертности населения, данных о фактическом выполнении объёмов медицинской помощи за 2016 год средние нормативы объёмов медицинской помощи сохранены на уровне 2017 года. При этом по отдельным нормативам имеются изменения.
Так, средний норматив объёма специализированной медицинской помощи в стационарных условиях за счёт средств ОМС увеличен на 0,01% в 2018–2020 годах по сравнению с 2017 годом (0,17235 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо), что обусловлено расширением перечня высокотехнологичной медицинской помощи, включённой в базовую программу ОМС (6 методов лечения, 2,6 тысячи пациентов).
Средний норматив объёма медицинской реабилитации за счёт средств ОМС в 2018 году увеличен на 23,1% (0,048 койко-дня на 1 застрахованное лицо) по сравнению с предыдущим годом, в 2019 году – на 20,8% (0,058 койко-дня), в 2020 году – на 20,7% (0,07 койко-дня). Это позволит обеспечить дальнейшее развитие медицинской реабилитации, в том числе детей.
Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учёта расходов федерального бюджета), составляют: за счёт бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчёте на одного жителя) в 2018 году – 3488,6 рубля (100% к 2017 году), в 2019 году – 3628,1 рубля (104% к 2018 году), в 2020 году – 3773,2 рубля (104% к 2019 году); за счёт средств ОМС на финансирование базовой программы ОМС за счёт субвенций ФОМС (в расчёте на одно застрахованное лицо) в 2018 году – 10 812,7 рубля (121,5% к 2017 году), в 2018 году – 11 209,3 рубля (103,7% к 2018 году), в 2020 году – 11 657,7 рубля (104% к 2019 году).
Стоимость территориальных программ в 2018 году составит 2477,4 млрд рублей (115,7% к 2017 году), в 2019 году – 2571,6 млрд рублей (103,8% к 2018 году), в 2020 году – 2675,5 млрд рублей (104% к 2019 году).
Органы государственной власти субъектов Федерации в соответствии с Программой будут разрабатывать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Статья 81. Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ГАРАНТ:
Статья 81 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.
1. В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
2. В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают:
1) целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
2) перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования;
3) порядок и условия предоставления медицинской помощи, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановом порядке;
4) порядок реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;
Информация об изменениях:
5) перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
6) перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
7) объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;
8) объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевой норматив финансирования;
9) перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ часть 2 статьи 81 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 10
10) порядок и размеры возмещения расходов, связанных с оказанием гражданам медицинской помощи в экстренной форме.
3. Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.
4. При формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются:
1) порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи;
2) особенности половозрастного состава населения;
3) уровень и структура заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики;
4) климатические и географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций;
5) сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения, в том числе уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 418-ФЗ статья 81 настоящего Федерального закона дополнена частью 6
6. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации заключают соглашения о реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальных программ обязательного медицинского страхования, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные в настоящей части соглашения заключаются по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 81 настоящего Федерального закона