Что не должен делать рейтингование образовательных организаций как процесс
Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
о рейтинге профессиональных образовательных организаций и
образовательных организаций высшего образования,
расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
1.2. Под рейтингом понимается результат комплексной оценки деятельности образовательных организаций, представленный в виде ранжированного распределения в общем списке.
1.3. Положение разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
— Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
— постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной системе «Интернет» и обновления информации
об образовательной организации»;
— постановлением Правительства Российской Федерации
от 5 августа 2013 года № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
— приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 года № 462
«Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией».
2. Цели построения рейтинга и использование результатов
2.1. Рейтинг является инструментом оценки качества профессионального образования и управления системой профессионального и высшего образования.
2.2. Построение рейтинга осуществляется в целях информирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, участников образовательного процесса, работодателей, средств массовой информации и граждан о деятельности организаций профессионального
и высшего образования и качестве предоставляемых ими образовательных услуг; информационного обеспечения подготовки и принятия управленческих решений.
2.3. Результаты рейтинга используются в целях:
— проведения конкурса по распределению контрольных цифр приема;
— определения стимулирующих выплат руководителям профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, подведомственных Департаменту.
2.4. Результаты рейтинга размещаются на официальном сайте Департамента.
3. Порядок построения рейтинга
3.1. Построение рейтинга осуществляется ежегодно по результатам деятельности за предыдущий календарный год.
3.2. Построение рейтинга осуществляется:
3.3. Система критериев и показателей мониторинга качества подготовки кадров 2018 года (включая методику расчета показателей)
для профессиональных образовательных организаций утверждена Министерством просвещения Российской Федерации 18 апреля 2019 года № 05-745вн.
Принципы рейтингования в образовании в Российской Федерации
Поддержано
Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования
ПРИНЦИПЫ РЕЙТИНГОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(для образовательных систем и организаций дошкольного, общего и дополнительного образования детей)
Целью данного документа является создание основных подходов к разработке и построению рейтингов в системе образования Российской Федерации независимо от того, являются ли они ведомственными или независимыми, национальными, региональными или муниципальными, рейтингуются ли при этом образовательные системы или организации.
Данная работа была проделана с учётом признанного международного и отечественного опыта и опиралась на такие документы, как Берлинские принципы ранжирования высших учебных заведений[1], разработанные международной экспертной группой по ранжированию (IREG) в 2006 году, и Правила аудита рейтингов[2] (IREG Ranking Audit Rules), принятые в 2011 году. Все использованные материалы были критически проанализированы и доработаны с учётом специфики российского образования.
В данном документе используется ряд специфических терминов, принятых в международной практике рейтингования. Для обеспечения качества рейтингов в системе образования РФ необходимо обеспечить точное понимание этих терминов всеми участниками процесса.
Рейтинг – это форма представления результатов оценки деятельности образовательных организаций или систем, при которой участники рейтинга размещаются в определенной последовательности в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности.
Ренкинг – это форма представления результатов оценки деятельности образовательных организаций или систем, при которой участников ренкинга можно упорядочить по любому из имеющихся показателей. В отличие от рейтинга, это не зафиксированная форма, а база данных для получения всех интересующих вариантов ранжирований исходного списка.
Таблица лиг – это форма представления результатов оценки деятельности образовательных организаций или систем, при которой участники разбиваются на некоторое количество групп (лиг) в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности. В одну лигу входят участники, получившие сопоставимые оценки по выбранным показателям. Все участники, вошедшие в одну группу (лигу) считаются примерно равными по данным показателям.
Ранжирование – это процедура распределения участников (образовательных организаций или систем) по возрастающим или убывающим показателям, характеризующим те или иные их свойства, качества.
Индикаторы – это доступная наблюдению и измерению характеристика образовательной организации и/или реализуемой ею деятельности, позволяющая судить о других её характеристиках, недоступных непосредственному исследованию.
Показатели – это количественная (выраженная числом) характеристика, по которой можно судить о ходе и результатах образовательного процесса, и которая доступна непосредственному исследованию.
Предлагаемые принципы одинаковы для всех форм представления результатов оценки образовательных организаций (рейтингов, рэнкингов, таблиц лиг), которые в тексте Принципов условно названы «рейтингами», а процедура их формирования – «ранжированием».
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И ПОСТРОЕНИЮ РЕЙТИНГОВ В ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А) Место рейтингов в системе оценки деятельности образовательных организаций и систем:
1. Рейтингование должно быть одним из ряда многообразных подходов к оценке деятельности образовательных организаций и систем.
Ранжирование служит эффективным средством получения информации для сравнения и лучшего понимания ситуации в образовании. Но оно не должно быть основным или единственным методом оценки образования. Наряду с рейтингами существуют другие процедуры и способы получения информации об образовании, которые также необходимо использовать для получения целостной характеристики системы образования.
B) Цели и задачи ранжирования должны:
2. Быть ориентированы на интересы конкретной целевой аудитории, конкретные задачи, а также четко определять группу объектов (субъектов), которые подвергаются ранжированию. Цели рейтингования должны быть связаны с пониманием и представлением деятельности образовательных систем и организаций. Они могут быть направлены на развитие ранжируемых объектов и(или) на информационную поддержку выбора потребителем услуг или организаций. Ранжирование должно осуществляться в строгом соответствии с целями и задачами.
3. Ясно определять специфику и направленность рейтинга в контексте интересов целевой аудитории. Методика рейтинга – инструмент целевой направленности и для каждого рейтинга она уникальна. Методика, разработанная для определенных задач и конкретной целевой аудитории, не пригодна в иных случаях.
4. Признавать разнообразие образовательных организаций и принимать во внимание различие их миссий и задач. Оценка деятельности образовательных организаций, реализующих программы «повышенного уровня», отличается от оценки организаций, реализующих образовательные программы «базового уровня» и/или работающих с учащимися с особыми образовательными потребностями (дети-инвалиды, ученики коррекционных классов, дети-мигранты и т. п.).
5. Обеспечить ясность набора источников, которые представляют информацию для ранжирования, и индикаторов, полученных на основе каждого из ресурсов. Актуальность результатов ранжирования зависит от того, на какую аудиторию оно рассчитано (учащиеся и их родители, педагоги и специалисты) и от источников информации (базы данных). В идеале следовало бы комбинировать всю информацию, поступающую из разных источников, каждый из которых имеет собственную перспективу обзора. В результате можно было бы получить более полную и законченную информацию об объекте, включаемом в рейтинг.
6. Учитывать лингвистический, культурный, экономический и исторический контекст системы образования, проходящей ранжирование. Следует учитывать все, даже косвенные факторы, и четко определять специфику целей и задач, стоящих перед ранжируемыми системами. Не все регионы и системы образования единодушны в своих взглядах на то, что представляет собой «качество» образования в различных подсистемах, и рейтинги не предназначены для того, чтобы навязывать в этом вопросе единое представление.
7. Быть зафиксированными и оформленными в понятном и доступном документе – методике ранжирования. Любое ранжирование должно сопровождаться документом, описывающим его цели и задачи, показатели, индикаторы и их весовые значения, принципы расчета (определения) индикаторов и их весов, методику сбора и обработки информации, механизмы использования результатов ранжирования.
С) Разработка индикаторов и их весов должна:
7. Обеспечивать прозрачность используемой методологии составления рейтинга. Выбор методов (формирования выборки, сбора, обработки, анализа данных, расчета индикаторов, собственно ранжирования) и источников данных, используемых в рамках формирования рейтингов, должен быть прозрачным, позволять любому заинтересованному субъекту иметь полное (достоверное) и однозначное представление о них.
8. Обеспечивать выбор индикаторов соответственно их релевантности и валидности. Выбор показателей должен быть основан не только на их доступности, но и на способности отображать качество и результаты работы системы образования. Должно быть понятно, почему были включены именно эти показатели, для расчёта каких индикаторов они используются, что они отображают, на удовлетворение каких информационных запросов они работают.
9. Отдавать предпочтение по возможности показателям достигнутых результатов, а не исходным ресурсам. Исходные ресурсы представляют важность, поскольку дают общее представление об образовательной организации (системе) и зачастую более доступны. Показатели достигнутых результатов, в том числе в части создания условий для обучающихся, обеспечивают более точную оценку состояния и/или качества образовательной организации или системы. При составлении рейтингов важно обеспечить надлежащий баланс индикаторов.
10. Четко определять методы оценки различных индикаторов и по возможности ограничить изменения в них. Перемены в методах оценки вводят в заблуждение всех, кто пользуется рейтингами. При этом в рейтингах, которые носят периодический характер, необходимость внесения изменений в методику может быть обусловлена изменениями самой социальной ситуацией, в том числе появлением новых источников данных, новых требований к качеству и т. д. При внесении таких изменений важно заранее и подробно проинформировать о них участников и потребителей рейтинга.
С) При сборе и обработке данных необходимо:
11. Обращать должное внимание на этические стандарты и рекомендации, сформулированные в данных Принципах. Чтобы рейтинги пользовались доверием, лица, ответственные за сбор и обработку данных и их проверку, должны сохранять объективность и беспристрастность.
12. Использовать по возможности проверенные и уточненные данные, такие как данные статистического наблюдения, результаты внешних оценочных процедур, данные мониторинговых исследований, результаты социологических исследований и т. п. Эти данные известны и понятны участникам и потребителям рейтингов, затраты по их сбору незначительны, они обеспечивают возможность адекватного сопоставления.
13. Применять меры по обеспечению качества самих процессов ранжирования. Опыт, полученный в процессе проведения оценки, должен использоваться для совершенствования инструментария и процедур ранжирования. Поэтому целесообразным является этап пилотной апробации методики, предваряющий проведение основного этапа оценки и построения рейтинга.
14. Применять организационные методы, повышающие достоверность ранжирования. В число этих мероприятий необходимо включить создание органов (экспертных советов), оказывающих методическую помощь авторам рейтинга, оценку качества методики ранжирования и контроль качества проведения оценочных процедур. Предпочтительно, чтобы к работе экспертных советов привлекались представители общественности и профессиональные эксперты, в том числе международного уровня.
D) Презентация результатов рейтингования должна:
15. Учитывать разнообразие потребительского запроса и, по возможности, предоставлять потребителям выбор формы презентации результатов рейтингов. Форма презентации, должна обеспечивать ясность (понятность) представленных результатов, доступ ко всем инструментам рейтинга (методика, источники данных), а также наглядность полученных результатов и удобство их использования. В презентации результатов рейтинга можно предусмотреть возможность для потребителя самому принять решение о том, какой удельный вес должны иметь различные индикаторы.
16. Обеспечивать учет разнообразия образовательных организаций через представление контекстных данных или построение рейтингов по кластерам-группам.
17. Исключать или минимизировать ошибки в представляемых данных, а также обеспечивать возможность исправления допущенных ошибок. Если ошибки допущены, то участники и потребители рейтинга должны быть информированы о них незамедлительно.
18. Обеспечивать возможность соблюдения авторских прав и ответственности авторов методики за результаты рейтингования. При публикации материалов рейтинга должны быть указаны авторы методики: организации или физические лица, с указанием их контактных данных
19. Обеспечивать минимизацию возможного негативного влияния рейтинга на его участников. При принятии решения о публикации результатов рейтинга необходимо учитывать все риски их влияния на ситуацию в образовании и использовать методы минимизации возможных негативных последствий.
E) Использование результатов рейтингования
20. Результаты ранжирования должны использоваться только для тех целей, которые заявлены авторами. Использование результатов в иных целях способно привести к массовым искажениям не только в интерпретации результатов, но и в собираемых данных, а также оказать существенное негативное влияние на всю систему образования в целом.
21. Принятию управленческих решений по результатам ранжирования должны предшествовать консультации с профессиональным и экспертным сообществами.
Что не должен делать рейтингование образовательных организаций как процесс
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства образования и науки РФ от 3 апреля 2015 г. № АП-512/02 “О направлении Методических рекомендаций по НОКО”
В целях оказания методической помощи при реализации положений Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» Минобрнауки России направляет Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Заместитель министра | А.Б. Повалко |
Методические рекомендации
по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность
(утв. Министерством образования и науки Российской Федерации 1 апреля 2015 г.)
Настоящие Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1. Общие положения
привлечение к оценке качества образования общественных и общественно-профессиональных организаций, негосударственных, автономных некоммерческих организаций, отдельных физических лиц в качестве экспертов, специализирующихся на вопросах оценки качества образования;
координацию действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, негосударственных структур, общественных, общественно-профессиональных организаций по повышению качества условий образовательного процесса, реализуемых образовательными организациями образовательных программ, результатов освоения образовательных программ, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами и потребностями потребителей образовательных услуг;
совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
мероприятия по повышению эффективности, качества и доступности образовательных услуг.
Результаты НОКО могут быть востребованы различными группами пользователей для решения актуальных профессиональных и личных задач, в том числе:
1. Обучающимися и их родителями (законными представителями):
в целях выбора места обучения для себя и/или своих детей;
для выявления текущего уровня освоения образовательных программ и корректировки индивидуальных учебных планов;
для оценки собственных возможностей продолжения обучения по тем или иным образовательным программам;
2. Организациями, осуществляющими образовательную деятельность в целях:
оценки уровня подготовки обучающихся и факторов на него влияющих;
оценки соответствия реализуемой деятельности запросам и ожиданиям участников образовательного процесса и/или иных заинтересованных организаций;
определения перечня мероприятий по улучшению результатов и качества предоставления образовательных услуг;
3. Заинтересованными организациями:
для выработки совместных с образовательной организацией действий по корректировке образовательных программ, методов обучения и др.
4. Коллегиальными органами управления организациями, осуществляющими образовательную деятельность:
в качестве механизма вовлечения родителей и представителей местного сообщества в реализацию задач ее развития и т.д.
5. Федеральными и региональными органами исполнительной власти:
в целях принятия управленческих решений, в том числе при кадровых перестановках, разработке программ по развитию системы образования, проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, и др.;
2. Проведение независимой оценки качества подготовки обучающихся (НОК ПО)
1. Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательных программ или их частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся, в том числе:
определение соответствия качества подготовки обучающихся требованиям реализуемых программ;
выявление факторов, влияющих на качество подготовки обучающихся (в том числе применяемых образовательных технологий, методик, приемов обучения, учебно-методических комплексов);
выявление уровня образовательных достижений различных групп обучающихся;
выявление динамики изменения качества подготовки обучающихся;
определение степени эффективности принимаемых управленческих решений (например, при проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, кадровых перестановках, разработке программы по развитию системы образования и др.) на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации);
создание необходимой базы информационно-аналитических материалов для принятия управленческих решений на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации), направленных на повышение качества подготовки обучающихся.
2. Участниками отношений в сфере образования могут выступать:
родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;
педагогические работники и их представители;
организации, осуществляющие образовательную деятельность;
работодатели и их объединения;
федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
3. Организации, осуществляющие независимую оценку качества подготовки обучающихся, устанавливают виды образования, группы обучающихся и/или образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится независимая оценка качества подготовки обучающихся, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся.
В качестве оператора, ответственного за проведение НОК ПО, могут привлекаться различные организации, такие как:
некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;
коммерческие организации, имеющие опыт в проведении процедур НОК ПО;
иные организации, обладающие необходимым кадровым потенциалом и опытом работы в сфере оценки качества образования.
При проведении ведомственной независимой оценки качества образования привлечение организаций на роль организации-оператора может быть осуществлено на конкурсной основе или в форме государственного (муниципального) задания.
Финансовое обеспечение деятельности организаций-операторов осуществляется со стороны заказчика.
Виды работ, услуг, которые могут входить в техническое задание для организаций-операторов:
разработка методики и инструментария проведения НОК ПО;
разработка инструктивных и методических материалов;
сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ПО, формирование баз данных;
разработка программного обеспечения для сбора и/или анализа указанных данных;
обработка и анализ информации, получаемой в ходе НОК ПО;
проведение апробации разработанного инструментария для оценки качества подготовки обучающихся;
подготовка отчетов с рекомендациями для различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей);
иные виды работ, услуг не противоречащие законодательству Российской Федерации.
НОК ПО осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования в соответствии с критериями и требованиями российских, иностранных и международных организаций.
4. В целях осуществления НОК ПО органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления:
создают условия для развития организаций ОКО;
создают условия для формирования и развития кадрового потенциала для осуществления НОК ПО на региональном уровне;
координируют работу субъектов НОК ПО на региональном уровне;
организуют разработку рекомендаций по проведению НОК ПО на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций;
организуют разработку методических рекомендаций по преподаванию отдельных предметов и дисциплин на основе результатов независимой оценки качества подготовки обучающихся.
5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:
сбор необходимой информации и ее представление организации, осуществляющей НОК ПО, в соответствии с требованиями оценочной процедуры;
необходимые условия для проведения оценочной процедуры в соответствии с инструктивными методическими материалами, которые разрабатывает организация ОКО;
по результатам участия в процедурах независимой оценки разрабатывает план мероприятий по улучшению качества подготовки обучающихся;
использует результаты НОК ПО для решения задач, отраженных в образовательной программе (программах) организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
обеспечивает открытость и доступ к информации об осуществлении НОК ПО на всех ее этапах.
Функционал организаций-операторов определяется рамками соответствующего технического задания, заказа. Для обеспечения условий и качества проведения НОК ПО организациям-операторам могут быть переданы следующие функции:
установление видов образования, групп обучающихся и (или) образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится НОК ПО;
определение условий, форм и методов проведения НОК ПО;
определение размеров выборки и периодичность проведения НОК ПО;
разработка методики и инструментария проведения НОК ПО, в том числе анкет для сбора контекстной информации;
разработка инструктивных методических материалов;
сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ПО, формирование баз данных;
разработка (при необходимости) соответствующего программного обеспечения для сбора и/или анализа указанных данных;
обработка, анализ и интерпретация результатов процедур НОК ПО;
подготовка отчетов с рекомендациями для различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей).
7. Процедуры НОК ПО осуществляются в целях:
повышения эффективности управления образованием;
повышения качества подготовки обучающихся;
корректировки подходов к подготовке и повышению квалификации педагогических и руководящих работников;
популяризации подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса;
развития разнообразия образовательных программ при сохранении единого образовательного пространства.
8. При подготовке управленческих решений на уровне региона, муниципального образования на основе результатов НОК ПО органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают:
информационное сопровождение процедур НОК ПО, открытость методик, на основе которых они проводятся;
условия для предоставления образовательными организациями в открытом доступе в сети «Интернет» достоверных данных, полученных в ходе НОК ПО.
Значительному повышению качества принимаемых решений на основании НОК ПО способствует всестороннее обсуждение не только результатов, но и основных характеристик процедуры оценки с экспертным и профессиональным сообществами, работодателями и их объединениями, общественными советами, а также самими участниками образовательных отношений и заинтересованными гражданами.
Результаты НОК ПО могут быть использованы при формировании рейтингов и других форм представления результатов оценочных процедур.
3. Проведение независимой оценки качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (НОК ОД)
определение соответствия предоставляемого организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образования потребностям физических и юридических лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность;
ориентирование потребителей образовательных услуг при выборе образовательной организации (программы) для получения образования, соответствующего их интересам, потребностям и возможностям;
обеспечение открытости и доступности информации о деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
обеспечение различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей) достоверной информацией, охватывающей различные аспекты деятельности образовательных организаций, для обоснованного принятия управленческих решений (например, при проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, кадровых перестановках, разработке программы по развитию системы образования и др.) и разработки программ и мер повышения качества образовательных услуг;
повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ.
2. Для выполнения работ (оказания услуг) по проведению НОК ОД могут привлекаться организации-операторы, в том числе:
федеральные организации, осуществляющие функции по оценке качества образования;
организации, подведомственные федеральным и региональным органам управления образованием и осуществляющие функции по оценке качества образования в данном субъекте Российской Федерации (в соответствующем муниципалитете);
иные организации, которые обладают необходимым кадровым потенциалом и опытом работы в сфере оценки качества образования, социологических исследований, рейтингования организаций социальной сферы.
К осуществлению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций в установленном законодательством Российской Федерации порядке могут быть привлечены:
некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;
коммерческие рейтинговые агентства (при условии наличия в регионе (муниципалитете) достаточных финансовых ресурсов для проведения рейтингования образовательных организаций), имеющие опыт создания рейтингов организаций социальной сферы.
Привлечение организаций на роль оператора НОК ОД может быть осуществлено на конкурсной основе или в форме государственного (муниципального) задания.
Виды работ, услуг, которые могут входить в техническое задание для организаций-операторов:
разработка методики и инструментария проведения оценки;
сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ДО, формирование баз данных;
обработка и анализ информации, полученной в ходе НОК ДО;
распространение (публикация, организация обсуждения и др.) результатов проведенной оценки;
иные виды работ, услуг, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
3. Для обеспечения условий и качества проведения НОК ОД органы управления образованием реализуют следующие функции:
утверждают Положение об общественном совете по проведению НОК ОД. В случае делегирования полномочий по проведению НОК ОД уже существующему общественному совету орган управления образование должен утвердить внесение изменений и дополнений в Положение соответствующего общественного совета;
разрабатывают с учетом предложений общественного совета по проведению НОК ОД техническое задание для организации ОКО (организации-оператора);
размещают информацию о результатах НОК ОД на своих официальных сайтах и официальном сайте Минобрнауки России;
рассматривают и учитывают в своей управленческой деятельности результаты НОК ОД, рекомендации по совершенствованию системы образования, предоставленные общественным советом по проведению НОК ОД;
обеспечивают на своих официальных сайтах в сети «Интернет» техническую возможность выражения мнений гражданами о качестве образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Для этого могут быть использованы сервисы интерактивного голосования, электронное анкетирование, обсуждение на открытых коммуникативных площадках (форумах).
Заключение государственных, муниципальных контрактов на выполнение работ, оказание услуг по сбору, обобщению и анализу информации о качестве образовательной деятельности организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления по результатам заключения государственных, муниципальных контрактов оформляют решение об определении организации-оператора, ответственного за проведение НОК ОД, а также при необходимости предоставляют организации-оператору общедоступную информацию о деятельности данных организаций, формируемую в соответствии с государственной и ведомственной статистической отчетностью (в случае, если она не размещена на официальном сайте организации).
4. Общественные советы по проведению НОК ОД:
определяют перечни организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых проводится НОК ОД;
формируют предложения для разработки технического задания для организации-оператора, принимают участие в рассмотрении проектов документации о закупках работ, услуг, а также проектов государственного, муниципального контрактов, заключаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления с организацией-оператором;
устанавливают при необходимости критерии НОК ОД (дополнительно к установленным пунктом 4 статьи 95.2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» критериям);
проводят НОК ОД с учетом информации, представленной организацией-оператором;
представляют соответственно в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления результаты НОК ОД, а также предложения об улучшении их деятельности.
Общественный совет по НОК ОД организаций, осуществляющих образовательную деятельность, формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов. Состав указанного общественного совета формируется из числа представителей общественных организаций. Число членов общественного совета не может быть менее чем пять человек. Члены общественного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах. Информация о деятельности общественного совета размещается органом государственной власти, органом местного самоуправления, при которых он создан, на своем официальном сайте в сети «Интернет».
5. Для обеспечения условий и качества проведения НОК ОД организации, осуществляющие образовательную деятельность, выполняют следующие функции:
предоставляют в открытом доступе в сети «Интернет» отчет о результатах самообследования, а также информацию о своей деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации*;
по результатам участия в процедурах НОКО разрабатывают, согласовывают с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления и утверждают планы мероприятий по улучшению качества работы образовательных организаций;
используют результаты НОКО для решения задач, отраженных в образовательной программе (программах) организации, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
могут принимать участие в общероссийских, международных сопоставительных мониторинговых исследованиях.
6. Основные критерии и соответствующие параметры оценки деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, регламентируются соответствующим законодательством Российской Федерации**.
В качестве основных критериев НОК ОД выступают:
открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
доброжелательность, вежливость, компетентность работников;
удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Данные критерии являются обязательными при проведении НОК ОД. Дополнительно к ним органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут включить в проведение НОК ОД иные критерии, отражающие характеристики образовательных организаций и программ, важные для соответствующей системы образования.
Введение (при необходимости) дополнительных критериев НОК ОД осуществляется общественным советом по проведению НОК ОД.
7. НОК ОД организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводится не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года.
Каждая процедура НОК ОД может охватывать различные группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Группы участников таких процедур могут формироваться следующим образом:
полный охват всех организаций определенного типа;
выборочный охват организаций определенного типа.
При выборочном охвате необходимо точно определить характеристики организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на основании которых будет проводиться отбор участников НОК ОД.
В частности, это могут быть:
характеристики контингента обучающихся (например, школы, работающие в сложном социальном контексте);
территориальная отнесенность (например, дошкольные образовательные организации, расположенные в сельской местности);
объемные показатели организации, осуществляющей образовательную деятельность (например, малокомплектные школы);
специализация образовательных программ;
8. Процедуры НОК ОД осуществляются с целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Они призваны способствовать:
развитию конкурентной среды в системе образования;
популяризация подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса;
сохранению и развитию при сохранении единого образовательного пространства разнообразия образовательных программ.
Информация о результатах НОК ОД размещается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на своих официальных сайтах и официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети «Интернет».
Результаты оценки являются значимыми для широкого круга заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и других заинтересованных групп пользователей. Необходимо обеспечивать свободный доступ к полученным результатам НОКО.
9. Подробная информация об осуществляемых в субъекте Российской Федерации процедурах НОК ОД должна размещаться в открытом доступе и содержать:
описание методов и индикаторов, используемых при формировании Форм образовательных организаций;
сведения о баллах для каждого отдельного индикатора, используемых для расчета итогового/комплексного индикатора;
анализ и интерпретацию полученных в ходе оценочных процедур результатов.
При формировании Форм организаций, осуществляющих образовательную деятельность, или реализуемых ими образовательных программ необходимо учитывать специфику факторов, влияющих на качество предоставления образовательных услуг (территориальное расположение, направленность образовательных программ, особенности контингента обучающихся и др.).
Все информационные источники, используемые для построения Форм, должны быть открытыми, а также предусматривать возможность уточнения и/или проверки представляемых данных (данные ведомственной статистики, базы данных, мнения обучающихся, учителей и родителей (законных представителей), и т.п.).
Формы, представленные в открытом доступе, должны содержать механизмы обратной связи, по которым отдельные пользователи или образовательные организации, включенные в Формы, могут получить разъяснения о методологии, направить свои комментарии.
При построении Форм в сфере общего и дополнительного образования детей целесообразно опираться на «Принципы рейтингования в образовании Российской Федерации», утвержденные Общественной Палатой Российской Федерации в марте 2014 года***.
4. Перечень нормативных правовых и инструктивно-методических материалов для формирования и развития независимой оценки качества образования
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 487-р о плане мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 95 «Независимая оценка качества образования»);
Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной Палате Российской Федерации»;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295;
Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации»;
Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»;
Приказ Минобрнауки России от 13 августа 2013 г. № 951 «О создании рабочей группы по реализации плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 487-р»;
Приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
«Принципы рейтингования в образовании Российской Федерации», утвержденные Общественной Палатой Российской Федерации в марте 2014 г. http://www.oprf.ru/files/2014dok/reyting_obrazovanie01122014.pdf;
В качестве инструктивно-методической базы в части подготовки информации о результатах работы образовательной организации рекомендуется использовать письмо Минобрнауки России от 28 октября 2010 г. № 13-312 «О подготовке публичных докладов».
Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации | А.Б. Повалко |
* Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 29); Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 г. № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»; приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» (зарегистрирован в Минюсте России 28 января 2014 г. № 31135); приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте России 27 июня 2013 г. № 28908).
** Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 95.2); Приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2015 г. № 35837).
Обзор документа
Подготовлены Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности соответствующих организаций.
Результаты мероприятия необходимы как для самих организаций, так и для потребителей услуг, органов власти, иных юрлиц, занимающихся данной деятельностью.
В рамках оценки в т. ч. определяется соответствие качества подготовки обучающихся требованиям реализуемых программ; выявляется уровень образовательных достижений; устанавливается степень эффективности принимаемых управленческих решений.
Оценка проводится не чаще чем 1 раз в год и не реже чем 1 раз в 3 года. Урегулированы конкретные процедуры.