Что не было свойственно сентиментализму
Контрольная работа «Литература 18 века»
Контрольная работа в 9 классе по теме «Русская литература 18 века»
1. Дайте определение. Классицизм – это…
2. Напишите об особенностях классицизма и его представителях.
1. В каком веке в России появился сентиментализм? А) в 16 Б) в 17 В) в 18 Г) в 19
2. Что НЕ было свойственно сентиментализму?
А ) противопоставление деревни городу;
Б) деление героев на положительных и отрицательных
В) служение в первую очередь государству и его интересам
Г) в центре внимания – чувства.
3. Укажите фамилию русского комедиографа, чья пьеса явилась просветительской сатирой на нравы русского дворянства второй половины 18 века:
А) И.А. Крылов Б) А.С. Грибоедов В) Н.М. Карамзин Г) Д.И. Фонвизин
4. Кто из русских писателей был назван Екатериной II « бунтовщиком хуже Пугачёва »?
А) Г.Р. Державин Б) А.Н. Радищев В) Н.М. Карамзин Г) Д.И. Фонвизин
5. Кого прославляет Г.Р. Державин в оде «Фелица»?
А) Екатерину I Б) Екатерину II В) Анну Иоанновну Г) Елисавету Петровну
А) «Путешествие из Петербурга в Москву» Б) «Бедная Лиза» В) «Недоросль» Г) «Памятник»
6. В произведении «Властителям и судиям» Г.Р. Державин считал, что цари:
А) должны отменить рабство В) должны соблюдать законы
Б) должны покровительствовать наукам Г) должны расширять территорию России
7. Что писатели-классицисты прославляли в своих произведениях?
Часть3. «Бедная Лиза».
1.Какой город так описывает Н. М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»: «… великолепная картина, особливо когда светит на неё солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся!»?
а) Санкт-Петербург б) Москва в) Саратов г) Астрахань
2. Какой монастырь упоминается в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?
а) Новодевичий монастырь б) Симонов монастырь
в) Свято-Данилов монастырь г) Иоанна-Предтеченский монастырь
3. Какие цветы продавала Лиза? а) розы б) нарциссы в) лютики г) ландыши
4. Жениха Лизы звали: а) Артур б) Эразм в) Эраст г) Эрзерум
5. Возлюбленный Лизы по происхождению был: а) купец б) крестьянин в) дворянин г) помещик
6. Сколько лет было Лизе, когда она познакомилась с Эрастом?
а) 15 лет б) 20 лет в) 17 лет г) 19 лет
7. В финале повести Лиза:
а) рожает ребёнка и выходит замуж за своего возлюбленного
б) убивает своего возлюбленного
г) умирает от болезни
8. Какое изобразительно-выразительное средство использует Н. М. Карамзин, описывая чувства Лизы: «щёки её пылали, как заря в ясный летний вечер»?
а) метафора б) эпитет в) олицетворение г) сравнение
9. Соотнесите элементы композиции и элементы развития сюжета.
1) «… тут она бросилась в воду»
2) «обстоятельства переменились: я помолвлен жениться…»
в) развитие действия
3) «молодой, хорошо одетый человек встретился ей на улице»
4) «после сего Эраст и Лиза всякий вечер виделись …»
5) окрестности Москвы
10.К какому сословию относилась Лиза, героиня повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?
11. Какова причина женитьбы Эраста, героя повести, на «пожилой богатой вдове, которая давно была влюблена в него»?
12. Кому в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» принадлежат следующие слова: «Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!»?
13. К какому литературному направлению относится повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?
Контрольная работа в 9 классе по теме «Русская литература 18 века»
1. Дайте определение. Сентиментализм– это…
2. Напишите об особенностях сентиментализма.
1. Как называется литературное направление, к которому относится творчество М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина? А) реализм Б) романтизм В) классицизм Г) сентиментализм
2. Произведения каких авторов взяли за основу писатели-классицисты?
А) лучшие произведения современников В) произведения эпохи Возрождения
Б) книги Пушкина, Лермонтова и Гоголя Г) произведения античных авторов
3. Назовите фамилию русского поэта и учёного, который в 18 веке создал теорию «трёх штилей»:
А) Г.Р. Державин Б) М.В. Ломоносов В) Н.М. Карамзин Г) Д.И. Фонвизин
4. Кого прославлял М.В. Ломоносов в оде 1747 года «На день восшествия на российский престол…»?
А) Екатерину I Б) Елисавету Петровну В) Екатерину II Г) Анну Иоанновну
5. Какая тема стала ведущей в произведении Г.Р. Державина «Властителям и судиям»?
А) любви и дружбы Б) законности и беззакония В) природы и родины Г) свободы поэтического творчества
6. Укажите «лишнее» правило в правиле «трёх единств».
А) единство времени Б) единство образа действия В) единство действия Г) единство места
7 Из: произведения какого автора данная строка: «И крестьянки любить умеют»? А) М.В. Ломоносов Б) Г.Р. Державин В) Н.М. Карамзин Г) Д.И. Фонвизин
Часть3. «Бедная Лиза».
1.Какой город так описывает Н. М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»: «… великолепная картина, особливо когда светит на неё солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся!»?
а) Санкт-Петербург б) Москва в) Саратов г) Астрахань
2. Какой монастырь упоминается в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?
а) Новодевичий монастырь б) Симонов монастырь
в) Свято-Данилов монастырь г) Иоанна-Предтеченский монастырь
3. Какие цветы продавала Лиза? а) розы б) нарциссы в) лютики г) ландыши
4. Жениха Лизы звали: а) Артур б) Эразм в) Эраст г) Эрзерум
5. Возлюбленный Лизы по происхождению был: а) купец б) крестьянин в) дворянин г) помещик
6. Сколько лет было Лизе, когда она познакомилась с Эрастом?
а) 15 лет б) 20 лет в) 17 лет г) 19 лет
7. В финале повести Лиза:
а) рожает ребёнка и выходит замуж за своего возлюбленного
б) убивает своего возлюбленного
г) умирает от болезни
8. Какое изобразительно-выразительное средство использует Н. М. Карамзин, описывая чувства Лизы: «щёки её пылали, как заря в ясный летний вечер»?
а) метафора б) эпитет в) олицетворение г) сравнение
9. Соотнесите элементы композиции и элементы развития сюжета.
1) «… тут она бросилась в воду»
2) «обстоятельства переменились: я помолвлен жениться…»
в) развитие действия
3) «молодой, хорошо одетый человек встретился ей на улице»
4) «после сего Эраст и Лиза всякий вечер виделись …»
5) окрестности Москвы
10.К какому сословию относилась Лиза, героиня повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?
11. Какова причина женитьбы Эраста, героя повести, на «пожилой богатой вдове, которая давно была влюблена в него»?
12. Кому в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» принадлежат следующие слова: «Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!»?
13. К какому литературному направлению относится повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?
Часть 3. Тестовые задания с выбором ответа «Бедная Лиза»
Сентиментализм
Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина — одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.
Содержание
Сентиментализм в английской литературе
Родиной сентиментализма была Англия. В конце 20-х годов XVIII в. Джеймс Томсон своими поэмами «Зима» (1726), «Лето» (1727) и Весна,Осень., впоследствии соединёнными в одно целое и изданными (1730) под названием «Времена года», содействовал развитию в английской читающей публике любви к природе, рисуя простые, непритязательные сельские ландшафты, следя шаг за шагом за различными моментами жизни и работ земледельца и, видимо, стремясь поставить мирную, идиллическую деревенскую обстановку выше суетной и испорченной городской.
В 40-х годах того же столетия Томас Грей, автор элегии «Сельское кладбище» (одно из известнейших произведений кладбищенской поэзии), оды «К весне» и др., подобно Томсону, старался заинтересовать читателей деревенскою жизнью и природою, пробудить в них сочувствие к простым, незаметным людям с их нуждами, горестями и верованиями, придавая вместе с тем своему творчеству задумчиво-меланхолический характер.
Другой характер носят знаменитые романы Ричардсона — «Памела» (1740), «Кларисса Гарло» (1748), «Сэр Чарльз Грандисон» (1754) — также являющиеся ярким и типичным продуктом английского сентиментализма. Ричардсон был совершенно нечувствителен к красотам природы и не любил её описывать, — но он выдвинул на первое место психологический анализ и заставил английскую, а затем и всю европейскую публику живо интересоваться судьбою героев и особенно героинь его романов.
Лоренс Стерн, автор «Тристрама Шенди» (1757—1766) и «Сентиментального путешествия» (1768; по имени этого произведения и самое направление было названо «сентиментальным») соединял чувствительность Ричардсона с любовью к природе и своеобразным юмором. «Сентиментальное путешествие» сам Стерн называл «мирным странствием сердца в поисках за природою и за всеми душевными влечениями, способными внушить нам больше любви к ближним и ко всему миру, чем мы обыкновенно чувствуем».
Сентиментализм во французской литературе
Перейдя на континент, английский сентиментализм нашёл во Франции уже несколько подготовленную почву. Совершенно независимо от английских представителей этого направления Аббат Прево («Манон Леско», «Клевеланд») и Мариво («Жизнь Марианны») приучили французскую публику восторгаться всем трогательным, чувствительным, несколько меланхолическим.
Под тем же влиянием создалась и «Юлия»или «Новая Элоиза» Руссо (1761), который всегда с уважением и сочувствием отзывался о Ричардсоне. Юлия многим напоминает Клариссу Гарло, Клара — её подругу, miss Howe. Морализирующий характер обоих произведений также сближает их между собою; но в романе Руссо играет видную роль природа, с замечательным искусством описываются берега Женевского озера — Вевэ, Кларан, роща Юлии. Пример Руссо не остался без подражания; его последователь, Бернарден де Сен-Пьер, в своём знаменитом произведении «Поль и Виржини» (1787) переносит место действия в Южную Африку, точно предвещая лучшие сочинения Шатобреана, делает своими героями прелестную чету влюбленных, живущих вдали от городской культуры, в тесном общении с природою, искренних, чувствительных и чистых душою.
Сентиментализм в русской литературе
В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов «Вертер» И.В.Гете, «Памела», «Кларисса» и «Грандисон» С.Ричардсона, «Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо, «Поль и Виржини» Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин «Письмами русского путешественника» (1791–1792).
Его повесть «Бедная Лиза» (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности, меланхолии и темы самоубийства.
Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились «Бедная Лиза» А.Е.Измайлова (1801), «Путешествие в Полуденную Россию» (1802), «Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением» И.Свечинского (1802), многочисленные повести Г.П.Каменева («История бедной Марьи»; «Несчастная Маргарита»; «Прекрасная Татьяна») и пр.
Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров.
Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Публикация в 1802 перевода Элегии, написанной на сельском кладбище Э.Грея стала явлением в художественной жизни России, ибо он перевел поэму «на язык сентиментализма вообще, перевел жанр элегии, а не индивидуальное произведение английского поэта, имеющее свой особый индивидуальный стиль» (Е.Г.Эткинд). В 1809 Жуковский написал сентиментальную повесть «Марьина роща» в духе Н.М.Карамзина.
Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.
Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.
Основные черты литературы сентиментализма
Итак, приняв во внимание все вышеперечисленное, можно выделить несколько основных черт русской литературы сентиментализма: уход от прямолинейности классицизма, подчеркнутая субъективность подхода к миру, культ чувства, культ природы, культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий. Внимание уделяется душевному миру человека, а на первом месте стоят чувства, а не великие идеи.
В живописи
Направление западного искусства второй половины XVIII., выражающее разочарование в “цивилизации”, основанной на идеалах “разума” (идеологии Просвещения). С. провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни “маленького человека”. Идеологом С. считается Ж.Ж.Русо.
Некоторое влияние на русских живописцев оказали и английские пейзажисты, например, такие мастера идеализированного классицистического пейзажа, как Я.Ф. Хаккерт, Р.Уилсон, Т.Джонс, Дж.Форрестер, С.Дэлон. В пейзажах Ф.М. Матвеева прослеживается влияние «Водопадов» и «Видов Тиволи» Я. Мора.
В английском вкусе были исполнены миниатюры Г.И. Скородумова и А.Х. Ритта; на фарфоре воспроизводились исполненные Дж. Аткинсоном жанровые «Живописные зарисовки манер, обычаев и развлечений русских в ста раскрашенных рисунках» (1803-1804).
Француз по происхождению П.Э. Фальконе был учеником Рейнолдса и поэтому представлял английскую школу живописи. Представленный в его произведениях традиционный английский аристократический пейзаж, восходящий к Ван Дейку английского периода, не получил широкого признания в России.
Однако картины Ван Дейка из коллекции Эрмитажа, были часто копируемы, что способствовало распространению жанра костюмированного портрета. Мода на изображения в английском духе приобрела большее распространение после возвращения из Британии гравера Скородмова, назначенного «кабинета Ея императорского величества гравером» и избранного Академиком. Благодаря деятельности гравера Дж. Уокера в Петербурге распространялись гравированные копии картин Дж. Ромини, Дж. Рейнолдса, У. Хора. В записках, оставленных Дж. Уокером, много говорится о преимуществах английского портрета, а также описывается реакция на приобретенные Г.А. Потемкиным и Екатериной II картины Рейнолдса: «манера густо накладывать краску … казалась странной … на их (русских) вкус это было чересчур». Однако как теоретик Рейнолдс был принят в России; в 1790 на русский язык были переведены его «Речи», в которых, в частности, обосновывалось право портрета принадлежать к ряду «высших» родов живописи и вводилось понятие «портрет в историческом стиле».
Сентиментализм
(от английского sentimental — чувствительный) — течение в европейской литературе и искусстве XVIII века. Был подготовлен кризисом просветительского рационализма.
Основные признаки сентиментализма
1. Сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности.
2. В отличие от классицизма с его просветительским пафосом доминантой «человеческой природы» объявлял чувство, а не разум.
3. Условием формирования идеальной личности считал не «разумное переустройство мира», а высвобождение и совершенствование « естественных чувств ».
4. Герой литературы сентиментализма более индивидуализирован: по происхождению (или убеждениям) он демократ, богатый духовный мир простолюдина — одно из завоеваний сентиментализма.
5. Однако в отличие от романтизма (предромантизма) сентиментализму чуждо «иррациональное»: противоречивость настроений, импульсивность душевных порывов он воспринимал как доступные рационалистическому истолкованию.
Наиболее законченное выражение сентиментализм принял в Англии, где ранее всего сформировалась идеология третьего сословия. — произведения Дж. Томсона, О. Голдсмита, Дж. Крабба, С. Ричардсона, Л. Стерна.
Сентиментализм в России
В России представителями сентиментализма были: М. Н. Муравьев, Н. М. Карамзин («Бедная Лиза»), И. И. Дмитриев, В. В. Капнист, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский. Характерные особенности русского сентиментализма:
а) Достаточно четко выражены рационалистические тенденции;
б) Сильна дидактическая (нравоучительная) установка;
в) Просветительские тенденции;
г) Совершенствуя литературный язык, русские сентименталисты обращались к разговорным нормам, вводили просторечия.
Излюбленные жанры сентименталистов — элегия, послание, эпистолярный роман (роман в письмах), путевые заметки, дневники и другие виды прозы, в которых преобладают исповедальные мотивы.
Классицизм и сентиментализм – что это и отличия
Мировая художественная культура и литература, как неотъемлемый ее элемент, подразделяются на несколько видов. Классицизм и сентиментализм являются одними из них. Важно знать, чем они отличаются, чтобы понимать особенности жанров произведений. Также нужно учитывать, что литература является особым видом искусства. Это не просто красивое описание событий, но и способ понять многие аспекты человеческой жизни.
Определение понятий
Для того чтобы лучше понять существующие между терминами различия, необходимо дать каждому из них определение.
Под классицизмом принято понимать особенный то художественный стиль, а также самостоятельное направление, которое применялось в живописи, архитектуре и литературе XVII–XIX веков. Одна из важных черт классицизма, позволяющая отличить этот жанр от любого другого — обращение к античности, Она воспринималась в качестве воплощение золотого века культуры и являлась примером построения идеального общественного устройства.
Сентиментализмом называется направление в искусстве и культуре, которое образовалось во второй половине XVIII и активно воплощалось в архитектуре, живописи, литературе до начала XIX века. Термин означает, что в основе всего лежат чувства людей. Направление возникло в противовес рационализму, которое процветало в эпоху Просвещения. Главным для творцов, выбравших для себя этот жанр, становились не разум, а чувства, эмоции, переживания.
Сравнение
Для понимания основных отличий между терминами нужно провести сравнение. Эстетика классицизма возникла и развилась в западноевропейской культуре в конце XVII века. В основе лежали строгие правила, упорядоченность. В случае с литературными произведениями нужно было учитывать даже строгие принципы построения сюжета. Все эти особенности отражали имеющееся в те времена представление людей об упорядоченности и совершенстве мироздания, особенностях природы и об устройстве общества.
Для сентиментализма свойственна чувствительность. Здесь основное внимание уделяется духовной составляющей. Возникло направление во второй половине XVIII века. Его основной задачей являлось обучение и воспитание прекрасного с помощью образного мышления. В качестве примеров выбирались сюжеты, которые вызывали в людях сопереживание, искренние и сильные чувства, эмоции. Также одним из составляющих сентиментализма является понимание, что добро всегда победит зло.
В литературе того времени классицизм и сентиментализм тесно сплетались. В результате работающим в этом жанре авторам удавалось донести до общества основные принципы морали и нравственности. Если рассматривать только классицизм, то основной философией этого направления является утверждение о том, что порядок – основа для всего. Стиль предполагал, что для создания шедевра важно четко следовать созданной иерархии, соблюдать формы и правила. В случае с художественными произведениями в жанре классицизма можно наблюдать, что особое внимание уделялось таким жанрам, как драматургия и поэмы. Основой для сюжета выбирались значимые и важные исторические события. В качестве главных героев произведения выступали боги, известные личности. Поэтический слог обязательно должен быть возвышенным. Не допускается простая рифма или использование народных слов, стилистических оборотов.
Для классицизма обязательным является соблюдение единства времени, места действия и правил построения с экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой. Сентиментализм не предполагает настолько строгих ограничений в творчестве. Для этого жанра характерным является полное раскрытие чувственной стороны, красоты произведения. Основное внимание уделяется бытовым деталям, описание душевных переживаний. Для полного раскрытия потребовалось использовать новые литературные формы. С их помощью удалось показать в полной мере внутренний мир человека.
Именно благодаря сентиментализму в литературе появляется эпистолярный жанр, возник сентиментальный роман, а также путевые заметки. Развитие сентиментализма расширило возможности художественной прозы. Она стала более свободной в способах выражения, последовательности изложения. Главным в произведении стала судьба героя, а его характер и эмоции были близкими и понятными для большинства, что вызывало неподдельный интерес к содержанию.
Выводы
Предметом изображения в произведениях, созданных в жанре классицизма, являются важные, значимые события, определяющие в полной мере судьбу человека. Он в свою очередь, должен подчиниться установленному порядку и предопределенному заранее ходу событий. В центре внимания произведения, созданного в жанре сентиментализма внутренний мир героя. Здесь важно максимально подробно передать глубину чувств и эмоций.
Классицизм является главенствующим над всеми остальными формами и жанрами, диктует нормы и правила. Сентиментализм же ставит перед собой цель воспитывать чувствительность, используя для этого широкий спектр самых разнообразных изобразительных и художественных средств.
Основными жанрами классицизма являются эпическая поэма, трагедия, ода, драма, героическая повесть. Входят в него также комедия, сатира и басня, но являются «низшими». Жанры, сентиментализма: роман, повесть, письма, дневники и путевые заметки – все, что позволяет раскрыть внутренний мир человека.
Классицизм утверждал просветительские идеи. Долг перед обществом ставится выше личностных нужд и желаний. Сентиментализм, наоборот, подробнее рассматривает человека, его стремления, чувства, желания. С его помощью, как предполагает жанр, можно сделать более совершенным и общество в целом.
Научно-исследовательская работа «СЕНТИМЕНТАЛИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА»
Основные черты сентиментализма
Что такое сентиментализм
В отличие от традиционных произведений писателей-реалистов, беспристрастно описывающих события, сентиментализм уделял особой внимание чувствам — как героев, так и самого автора. Это течение зародилось в Англии, в начале 18 века. Его основателем можно считать поэта Джеймса Томсона, написавшего поэму «Времена года». В ней была показана идиллическая жизнь деревенских жителей на лоне природы, их простые чувства и переживания. Эстафету вскоре подхватили другие авторы — Сэмюэл Ричардсон, Лоренс Стерн и Томас Грей, создав чувственные романы, пронизанные меланхолическими настроениями и лирическими отступлениями. Так оформились основные черты сентиментализма — субъективность в описании событий, обширные авторские отступления, идеализирование главных героев, заострение внимания на чувствах, а не на событиях, культ нравственности, преобладание чувств над разумом. В России сентиментализм развился в 1890-х годах.
В отличие от русского, европейскому сентиментализму была присуща назидательность и морализаторство.
Сентиментализм в Европе
Наиболее законченное выражение это направление получило в Англии, в романах С. Ричардсона, Л. Стерна. В Германии яркими представителями были Ф. Шиллер, И. В. Гете и предреволюционной Франции сентименталистские мотивы нашли наиболее полное выражение в творчестве Жан-Жака Руссо.
С. Ричардсон
Л. Стерн
Ф. Шиллер
И. В. Гёте
Ж. Ж. Руссо
Само название литературного направления укоренилось после написания авторами многочисленных «Путешествий», которые открывали читателю красоту природы, бескорыстную дружбу, семейную идиллию. Затрагивали самые нежные чувства читателей. Первый роман «Сентиментальное путешествие» был написан Л. Стерном в 1768 году.
Писатели-сентименталисты
Наиболее ярко сентиментализм был выражен в английской литературе. Образцом этого литературного направления могут служить романы С. Ричардсона, Л. Стерна.
Немецкий сентиментализм представлен произведениями Ф. Шиллера и И.В. Гёте.
В русской литературе с интересующим нас направлением связаны имена М. Н. Муравьева, И. И. Дмитриева, Н. М. Карамзина. Черты сентиментализма имеет «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. Нередко к этому направлению относят и ранние стихотворения Жуковского.
Наиболее характерным сентиментализму произведением русской литературы называют «Бедную Лизу» Карамзина.
Сентиментализм в России
В России представителями сентиментализма являлись М. Н. Муравьев, И. И. Дмитриев, Н. М. Карамзин со своим наиболее известным произведением «Бедная Лиза», молодой В. А. Жуковский. Просветительские традиции сентиментализма ярче всего проявились в произведениях А. Радищева.
М. Н. Муравьев
И. И. Дмитриев
Н. М. Карамзин
В. А. Жуковский
А. Радищев
В России существовало два направления сентиментализма:
Направление, которое не выступало за отмену крепостного права. Николай Карамзин, автор повести «Бедная Лиза» в конфликте между сословиями выдвинул на первое место не социальный фактор, а моральный. Он считал: «и крестьянки умеют любить…».
В литературе это направление выступало за отмену крепостного права. Основой всей культуры, как и основой общественного бытия, считал Радищев, является личность, которая заявляет о своем праве на жизнь, свободу, счастье, творчество.
Сентименталисты создали множество новых жанров в литературе. Это бытовой роман, повесть, дневник, роман в письмах, очерк, путешествие и другие, в поэзии это элегия, послание. Так как в противовес классицизму не было четких правил и ограничений, очень часто жанры смешивались.
Поскольку героями произведений сентименталистов стали простые люди, получил значительное упрощение и язык произведений, в нём появилось даже просторечие.
Отличительные черты русского сентиментализма
Сентиментализм сыграл важную роль в литературе обращением к внутреннему миру человека, в этом плане он стал предвестником психологической, исповедальной прозы.
Значение сентиментализма в русской литературе
В русской литературе сентиментализм получил широкое распространение, а также оказал значительное влияние на нее. Он сыграл важную роль своим обращением во внутренний мир человека. Также произошло благодаря сентиментализму:
Таким образом, из всего этого можно сделать вывод о значении сентиментализма в русской литературе. Во-первых, сентиментализм помог определить культ чувства, вывести переживания героев на первый план и показать всю их важность. Во-вторых, сентиментализм помог четче и лучше понять то, что на тот период являлось основным народным течением. Ведь от чувств людей напрямую зависят их поступки. В-третьих, сентиментализм помог сформировать взгляд на быт и традиции России, определил консерватизм и стабильность бытового обихода персонажей. В-четвертых, сентиментализм способствовал подъему нравственных качеств человека, морали, честности, верности.
Благодаря сентиментализму люди поняли, что доброта, любовь, забота о ближнем и верность — являются главными чертами чистой, невинной и благородной души человека. Сентиментализм вознес русскую литературу на новый уровень. Он отделил ее от мировой литературы особенным характером исполнения сентиментальных произведений, особенностями русского сентиментализма, перечисленными выше. Сентиментализм помог русской литературе стать достоянием мировой культуры и запомниться читателям своей чувствительностью и пронзительностью.
Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
История: Н.М. Карамзин — представитель русского сентиментализма
1. Введение
2. Сентиментализм как литературное направление
3. Отличия сентиментализма от других русских и европейских литературных направлений
4. Н.М.Карамзин как представитель русского сентиментализма
Выбор темы объясняется нашим интересом к творчеству Н. М. Карамзина как сентименталиста русской литературы. Будучи крупнейшим представителем русского сентиментализма он внес огромный вклад в литературу. На протяжении всей своей литературной деятельности, которая продолжалась свыше сорока лет, Карамзин изо всех сил старался ради просвещения русского народа.
Актуальность исследования заключается в том, что Карамзин как писатель-сентименталист интересен и по нынешний день. Его произведения с большой любовью и интересом читает также и наше поколение.
Цель и задачи курсовой работы заключается в рассмотрении сентиментализма как одного из литературных направлений XVIII в., а также выявление отличительных черт между русским и европейским сентиментализмом. На ряду с этим также оценивается роль Карамзина как представителя русского сентиментализма в русской литературе.
Во второй половине XVIII в. во многих европейских странах распространяется новое литературное направление, получившее название сентиментализм. Его появление было вызвано глубоким кризисом, который переживал феодально абсолютистский режим. В сентиментальной литературе нашло отражение настроение широких слоев европейского общества. По идейной направленности сентиментализм — одно из явлений Просвещения. Антифеодальный пафос его произведений особенно четко выражается в проповеди внесословной ценности человеческой личности. Лучшими образцами сентиментальной литературы были признаны «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Стерна, «Векфилдский священник» Голдсмита, «Юлия, или Новая Элоиза» Руссо, «Страдания юного Вертера» Гете[1].
В отличие от классицистов, сентименталисты объявили высшей ценностью не государство, а человека, потребностям которого, по их мнению, должны отвечать государственные законы и учреждения. Несправедливым порядком феодального мира просветители сентименталисты противопоставляли вечные и разумные законы природы. В связи с этим природа выступает в их произведениях не только как объект созерцания и любования, но и как высшее мерило всех ценностей, в том числе и самого человека. «От природы, — писал Руссо, — люди не короли, не вельможи, не богачи: все родятся нагими и бедными. Начните же изучение человеческой природы с того, что действительно неразлучно с нею, что составляет суть человечества». Официальным учреждениям абсолютистского государства сентименталисты противопоставили союзы, основанные на природных, родственных отношениях или взаимных симпатиях: семью и дружбу. В семье они видели самую прочную социальную ячейку, а в хорошем домашнем воспитании ребенка — залог его будущих гражданских добродетелей. ‘Как будто любовь к ближнему, — недоумевал Руссо, — не является началом той, которой он обязан по отношению к государству… Как будто доброго гражданина не образует добрый сын, добрый муж, добрый отец». Следующей ступенью формирования общественного поведения человека считалась дружба, в которой главную роль играет сходство взглядов, вкусов, убеждений[2].
Первостепенное место в представлениях сентименталистов занимают чувства, или, как говорили в России в XVIII в., чувствительность. От этого слова (пофранцузски sentiment) получило название и само литературное направление. В отличие от классицизма, философской основой которого был рационализм, сентиментализм опирался на сенсуалистическую философию английского ученого, Локка, объявившего отправной точкой познания — ощущения. Чувствительность понимается сентименталистами не только как орудие познания, но и как область эмоций, переживаний, как способность отзываться на радости и страдания других людей, т. е. как основа общественной солидарности. В Словаре Академии Российской, выпущенном в конце XVIII в., слово «чувствительность» определялось как «качество трогающегося человека несчастиями другого».
Как и любой дар природы, чувствительность нуждается в воспитании и руководстве со стороны родителей и наставников. На чувствительность влияет и положение человека в обществе. Люди, привыкшие заботиться и думать не только о себе, но и о других, сохраняют и развивают природную чувствительность; те, кто огражден богатством или знатностью от труда и обязанностей, быстро утрачивают ее, становятся грубыми и жестокими.
Политическое устройство общества также влияет на природу человека: деспотическое правление убивает в людях чувствительность, ослабляет их солидарность, свободное общество благоприятствует формированию социальных эмоций. Чувствительность, по учению просветителей сенсуалистов, — основа «страстей», волевых импульсов, побуждающих человека к различным, в том числе и общественным, действиям. Поэтому в лучших произведениях сентиментализма она — не прекраснодушие, не слезливость, а драгоценный дар природы, определяющий его гражданские добродетели.
Чувствительность лежит в основе и творческого метода писателей сентименталистов. Классицисты типизировали моральные качества людей, создавали обобщенные характеры ханжи, скупца, хвастуна и т. п. Их интересовал не конкретный, реальный человек, а черты, присущие типу. Главную роль у них играл абстрагирующий разум писателя, вычленяющий однотипные психологические явления и воплощающий их в одном персонаже.
Творческий метод сентименталистов покоится не на разуме, а на чувствах, на ощущениях, отражающих действительность в ее единичных проявлениях. Их интересуют конкретные люди с индивидуальной судьбой. В связи с этим в произведениях сентиментализма часто выступают реально существовавшие лица, иногда даже с сохранением их имени. Это не лишает сентиментальных героев типичности, поскольку их черты мыслятся как характерные для той среды, к которой они принадлежат.
Открытие сентименталистами нового вида мироощущения было ступенью в поступательном движении литературного процесса. Вместе с тем его проявление часто приобретало в произведениях сентименталистов слишком внешний и даже гиперболизированный характер, выражалось в восклицаниях, слезах, обмороках, самоубийствах. Для сентиментализма характерны, как правило, прозаические жанры: повесть, роман (чаще всего эпистолярный), дневник, «путешествие», т. е. путевые записки, помогающие раскрыть внутренний мир героев и самого автора.
В России сентиментализм зарождается в 60е годы, но лучшие его произведения — «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Письма русского путешественника» и повести Карамзина — относятся к последнему десятилетию XVIII в. Как и в других литературных направлениях, общность творческого метода писателей не означает тождества их политических и социальных взглядов, В русском сентиментализме можно выделить два течения: демократическое, представленное творчеством А. Н. Радищева и близких к нему писателей — Н. С. Смирнова и И. И. Мартынова, и более обширное по своему составу — дворянское, видными деятелями которого были М. М. Херасков, М. Н. Муравьев, И. И. Дмитриев, Н. М. Карамзин, П. Ю. Львов, Ю. А. Нелединский Мелецкий, П. И. Шаликов[3].
В отличие от западноевропейского сентиментализма, где основной общественный конфликт был представлен взаимоотношениями между третьим сословием и аристократией, в русском сентиментализме героями антагонистами стали крепостной крестьянин и помещик крепостник. Представители демократического течения, сочувствуя крепостным крестьянам, настойчиво подчеркивают их нравственное превосходство над крепостниками. В их произведениях чувствительности крестьян противопоставлено душевное огрубение, жестокость помещиков. Сентименталисты демократы не идеализируют жизнь крестьян, не боятся показать ее антиэстетические подробности: грязь, нищету. Чувствительность героев представлена здесь наиболее широко и разнообразно — от умиления и радости до гнева и возмущения. Одним из ее проявлений может быть суровое возмездие своим обидчикам[4].
Дворянские сентименталисты также говорят о моральном превосходстве крестьян над помещиками, но факты насилия, бессердечия и произвола крепостников представлены в их произведениях в виде исключения, как своего рода заблуждение обидчика, ж чаще всего завершаются его чистосердечным раскаянием. С большим удовольствием пишут они о добрых, гуманных помещиках, о гармонических отношениях между ними и крестьянами. Дворянские сентименталисты последовательно обходят грубые черты крестьянского быта. Отсюда известный налет пасторальности на изображаемых ими деревенских сценах. Гамма чувствительности героев здесь гораздо беднее, чем в демократическом сентиментализме. Сельские жители, как правило, добры, любвеобильны, смиренны и послушны. И все же было бы неправильно называть дворянский сентиментализм реакционным явлением. Главная его цель — восстановить в глазах общества попранное человеческое достоинство крепостного крестьянина, раскрыть его духовное богатство, изобразить семейные и гражданские добродетели. И хотя писатели этого течения не отважились поставить вопрос об отмене крепостного права, но их деятельность подготавливала общественное мнение к разрешению этой задачи, русский сентиментализм прошел в своем развитии четыре этапа, которые объединяет использование писателями сентименталистами одного и того же творческого метода, а разделяет разная степень его глубины и совершенства. При этом наблюдается следующая закономерность: от первого этапа к третьему творческий метод обогащается, на четвертом — оскудевает.
Границы первого этапа с 1760 по 1775 г. В 1760 г. появляется журнал «Полезное увеселение», сплотивший вокруг себя молодых поэтов сентименталистов — А. А. Ржевского, С. Г. Домашнева, В. Д. Санковского, А. В. Нарышкина и некоторых других. Во главе этой группы стоял М. М. Херасков. Продолжением «Полезного увеселения» (1760-1762) были журналы «Свободные часы» (1763), «Невинное упражнение» (1763) и «Доброе намерение» (1764). Прозаические произведения этого периода представлены романом Ф. А. Эмина «Письма Эрнеста и Доравры», «Дневником одной недели» А. Н. Радищева и «Утренниками влюбленного» В. А. Лёвшина; драматические — «слезными» пьесами М. М. Хераскова, В. И. Лукина.
Сентиментально — просветительский творческий метод еще не раскрывает в этот период всех своих возможностей. Авторов пока интересует только любовная, дружеская и семейная проблематика. Критическое острие сентиментального метода направлено лишь против светской жизни и неправосудия. Крестьяне, хотя и вызывают сочувствие, но не выступают главными героями произведений и чаще всего являются лишь объектом сострадательного отношения к себе в репликах идеальных дворян. Это период зарождения русского сентиментализма. Поэтому авторы часто заимствуют жанры у предшествующей классицистической литературы (анакреонтическая ода, идиллия) или используют готовые европейские образцы («Новая Элоиза» Руссо, «Мот, или Добродетельная обманщица» Детуша, «Неимущие» Мерсье).
Второй этап русского сентиментализма начинается с 1776 и продолжается до 1789 г. В 1776 г. Н. П. Николевым была написана сентиментальная комическая опера ‘Розана и Любим’, положившая начало ряду однотипных произведений. Именно в этом жанре прежде всего осуществляется дальнейшее углубление творческого метода писателей сентименталистов. В своих лучших образцах сентиментальная комическая опера обращается к социальным противоречиям крепостнической России. В основе конфликта таких пьес — факты помещичьего произвола над добродетельными, ‘чувствительными’ крестьянами, которые впервые выступают как главные герои, превосходящие по духовному развитию своих обидчиков. В том же 1776 г. наблюдаются резкие изменения в лирике талантливого поэта сентименталиста М. Н. Муравьева, который после классицистического сборника «Оды» (1775) переходит к сентиментальной поэзии. В его творчестве, по сравнению с поэтами «херасковцами», углубляется интерес к частной жизни и общественным добродетелям простого человека, в том числе и крестьянина.
Третий период (1789-1796)-наиболее яркий и плодотворный в истории русского сентиментализма. Его успехи теснейшим образом связаны с судьбами русского Просвещения, которое в эти годы особенно оживляется под влиянием начавшейся во Франции революции. «Первые годы революции…- указывает историк М. М. Штранге, — были годами большого общественного подъема в России». Французская революция на первых порах ее развития «была принята русской интеллигенцией чуть ли не с единодушным подъемом». Оживление общественной мысли благотворно повлияло на развитие просветительства, что, в свою очередь, не замедлило отразиться на сентиментальной литературе[5].
В этот период сентиментально-просветительская литература в наибольшей степени раскрывает свои возможности. В ней ставятся злободневные социальные и политические вопросы: внесословная ценность человеческой личности, законы природы и политический строй государства, революционное переустройство общества. Этот период характеризуется преобладанием прозаических произведений — повестей, романов, сентиментальных путешествий. Именно в это время были созданы лучшие произведения Радищева — «Житие Федора Васильевича Ушакова» и «Путешествие из Петербурга в Москву». С 1791 г. печатаются повести Карамзина и «Письма русского путешественника». Появляются лучшие журналы: «Московский журнал» Карамзина и «Приятное и полезное препровождение времени» Подшивалова, «Чтение для вкуса, разума и чувствования».
Четвертый и последний период (1797-1811) — время постепенного упадка русского сентиментализма, вызванное ослаблением просветительского движения XVIII в. под влиянием русской и европейской реакции. Недавнюю славу сентиментализма поддерживают только Карамзин своими повестями в ‘Вестнике Европы’ и молодой Жуковский. Но Карамзин с 1803 г. отходит от художественной литературы и начинает работу над ‘Историей государства Российского’. Для творчества же большинства сентименталистов характерно эпигонское повторение. Этот период заканчивается Отечественной войной 1812 г., которая вызвала в России новый общественный подъем, благотворно отозвавшийся в новом литературном направлении — романтизме.
Для России начала XIXв. характерно стремительное хронологическое выравнивание художественных стадий с соответствующими западноевропейскими стадиями. Русский классицизм отставал от французского — наиболее яркой и сильной формы классицизма — почти на столетие. Русский сентиментализм отставал от западноевропейского лишь на несколько десятилетий, подхватив и продолжив его последние, угасающие отзвуки, что дало основание А. Веселовскому говорить об единой для всей Европы «эпохе чувствительности». Последующие художественные направления (романтизм и реализм), а также их разновидности возникали и оформлялись в России уже одновременно или почти одновременно с соответствующими направлениями на Западе.[6].
Таким образом, главное русло русской литературной революции в первой половине века было таким же, как и на Западе: сентиментализм, романтизм и реализм[7]. Но облик каждой из этих стадий был чрезвычайно своеобразен, причем это своеобразие определялось и тесным переплетением и слиянием уже известных элементов, и выдвижением новых — тех, которые западноевропейская литература не знала или почти не знала.
Слияние элементов вытекало из уплотненности художественных течений, вызывавших их взаимопроникновение. Русский сентиментализм (как и западноевропейский), поставив во главу угла чувство, вел к переоценке разума; в то же время он, пожалуй, еще более активно, чем его западноевропейский аналог, присваивал достояния предшествующих и нередко отвергаемых им систем. Так, например, понятие образованного и правильного вкуса — достояние классицизма — составило ось карамзинской эстетики, а идея гражданского и личностного воспитания — критерий Просвещения — пронизывала многие произведения эпохи сентиментализма, в том числе и такое, как «Письма русского путешественника» Карамзина. Но в то же время русский сентиментализм усваивал и резкие, яркие краски «Бури и натиска» (проявлявшиеся и в психологической обрисовке центрального персонажа, и в стилистической экспрессии), и таинственные тона предромантизма (в более широком смысле предромантизмом называют сентиментализм в целом), экстремальность ситуаций «готического романа».
И для развившегося позднее русского романтизма в течение долгого времени характерно было взаимодействие не только с традициями «Бури и натиска» или «готического романа», но и Просвещения. Последнее особенно осложняло облик русского романтизма, ибо, как и романтизм западноевропейский, он культивировал идею автономного и самобытного творчества и выступал под знаком антипросветительства и антирационализма. На практике же он нередко перечеркивал или ограничивал свои исходные установки[8].
Следует учитывать и то, что сентиментализм был в русской литературе господствующим направлением, но отнюдь не единственным: кроме того, сам сентиментализм был неоднородным, состоял из разных литературных движений и школ. Не было четкости в терминологии, многие понятия «были принесены из вне и только прилагались к определенным явлениям …..Под «романтизмом» разумели иногда немецкое или английское влияние вообще, шедшее на смену французскому, причем, романтическими были имена Шиллера, Гете и даже Лессинга. И если романтизм появился после сентиментализма, то это ещё не значит из сентиментализма[9].
Уберечься от крайностей и найти «золотую середину» в понимании русского литературного процесса начала XIX века можно, если отказаться от прямых аналогий с европейскими литературами. Западноевропейские понятия «классицизм», «барокко», «сентиментализм» или эстетические категории «возвышенное», «трагическое» и другие никогда не совпадали с русскими явлениями, однако названия заимствовались до тех пор, пока аналогии были допустимы. К XIX веку своеобразие русской литературы развилось до такой степени, что очередная литературная эпоха не имела прямой аналогии в европейских литературах и не могла получить оттуда адекватного определения. Именно так обстоит дело с литературой первой трети XIX века. Однако совсем отказаться от европейских аналогий не удастся, так как начавшийся в XVIII в. процесс европеизации русской культуры еще не завершился. Кроме того, многие произведения первой трети XIX в. являются переводами из Байрона, Томаса Грея, Парни, Вильвуа, в прозе русские романтики спорят с Гердером, братьями Шлегель, Шеллингом. Таким образом пользуясь европейскими терминами « романтизм», «классицизм», «сентиментализм» и т.п. следует помнить об их русском своеобразии.
Николай Михайлович Карамзин — крупнейший представитель русского сентиментализма. В его творчестве наиболее полно и ярко раскрылись художественные возможности этого литературного направления. Карамзин, как и Радищев, придерживался взглядов просветителей, но они носили более умеренный характер. В политике он был сторонником просвещенной монархии, что не мешает ему сочувствовать и республиканскому строю, при том условии, что путь к нему не вел через революцию. Среди просветительских идей наиболее близки Карамзину осуждение деспотизма и идея внесословной ценности человеческой личности[10].
Литературная деятельность Карамзина началась в середине 80х годов XVIII в. и завершилась в 1826 г., т. е. в общей сложности продолжалась свыше сорока лет и претерпела ряд существенных изменений. Ранний период творчества писателя относится ко второй половине 80х годов XVIII в., когда юный Карамзин стал одним из членов масонской ложи розенкрейцеров, возглавляемой Н. И. Новиковым. Подобно своим новым товарищам, он получает масонское имя — лорд Рамзей. Близость к масонам Карамзин рассматривает как счастливый дар судьбы. По поручению своих наставников он занимается переводами нравоучительно-религиозных произведений. Одним из них была книга швейцарского поэта Галлера «О происхождении зла». Вместе со своим другом, также масоном, А. А. Петровым он редактирует первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789), где была помещена его повесть «Евгений и Юлия». Влияние масонов ощущается в повышенном интересе Карамзина к религиозно моралистическим проблемам. Однако в отличие от правоверных масонов, Карамзин испытывает в это время сильное влияние со стороны сентиментальной и предромантической литературы, о чем прежде всего свидетельствуют переведенные им произведения: «Времена года» Томсона, идиллия Геснера «Деревянная нога», драма Лессинга «Эмилия Галотти». Ему хорошо знакомы и произведения Руссо, Клопштока, Юнга, Виланда, Ричардсона и Стерна.
«Письма русского путешественника» открывают сентиментально-просветительский этап творчества Карамзина. Они печатались сначала в «Московском журнале», затем в альманахе «Алая». Полностью отдельным изданием вышли в 1797-1801 гг. Материал, представленный в «Письмах», чрезвычайно разнообразен: здесь и картины природы, и встречи с знаменитыми писателями и учеными Европы, и описание памятников истории и культуры. Просветительский характер мышления Карамзина особенно четко обрисовывается при оценке общественного строя посещаемых им стран. Явное неодобрение автора вызывает феодальная Германия. Карамзина раздражает назойливый контроль полицейских чиновников. В Берлине ему предлагают длинный список вопросов, на которые необходимо ответить в письменной форме. В Пруссии бросается в глаза засилье военных. «Здешний гарнизон, — пишет Карамзин о Кенигсберге, — так многочислен, что везде попадаются в глаза мундиры». Капитан, с которым автор вступил в беседу, жаловался на отсутствие военных действий: «Пора снова драться — солдаты наши пролежали бока». Карамзин указывает на убожество общественной жизни немецких княжеств. Приезд в Берлин родственницы короля, «штатгальтерши», как пренебрежительно называет ее автор, превращается в событие государственной важности: устраивается военный парад, жители выходят на улицы, играет оркестр. «Нельзя было не смеяться этому фарсу»,- замечает Карамзин. Придворная жизнь втягивает в свою орбиту даже великих писателей. В Ваймаре Карамзин не застает дома ни Виланда, ни Гердера, ни Гёте. Известие, что все они были во дворце, вызывает у него возмущение[12].
Глава русского сентиментализма Н. М. Карамзин осуществляет в конце XVIII — начале XIX в. реформу стилей литературного языка. Им были провозглашены и подтверждены собственной литературной практикой принципы так называемого «нового слога». Суть его сводилась к упрощению письменной речи, освобождению её от «славянщизны», тяжеловесной книжности, схоластической высокопарности, свойственных произведениям классицизма. Заслуги Н. М. Карамзина общепризнанны. По словам Белинского, он «создал на Руси образованный литературный язык», сумел «заохотить русскую публику к чтению русских книг».
Но в реформе Карамзина было немало и слабых мест. Идеолог сентиментализма, примиряющего социальные противоречия, он ориентировался в основном на язык избранных, на изящный светский стиль речи, принятый в дворянских салонах. Писателям карамзинской школы казались низкими, непристойными народные слова и выражения. В этом смысле показательны суждения Карамзина о словах пичужка и парень. В письме к поэту И. И. Дмитриеву он замечал: «Один мужик говорит пичужечка и парень: первое приятно, второе отвратительно. При первом слове воображаю красный летний день, зелёное дерево на цветущем лугу, птичье гнездо, порхающую малиновку или пеночку и покойного селянина, который с тихим удовольствием смотрит на природу и говорит: «Вот гнездо! вот пичужечка!» При втором слове является моим мыслям дебелый мужик, который чешется неблагопристойным образом или утирает рукавом мокрые усы свои, говоря: «Ай, парень! Что за квас!» Надобно признаться, что тут нет ничего интересного для души нашей».
Манерные выражения, весьма далёкие от простого, безыскусственного языка, были характерным признаком литературы того времени. Вместо того чтобы, например, сказать солнце, писали дневное светило, нос жеманно именовался вратами мозга, глаза — раем души, зиму называли грозной царицей хлада, простое слово сапожник заменяли искусственным выражением смиренный ремесленник. Законодателем стилистических норм становится в то время вкус «светской дамы». Заботясь об изящности, утончённости речи (кстати, само слово утончённость впервые появилось в «Письмах русского путешественника» Н. М. Карамзина), писатели-карамзинисты, хотя порой и выступали против иноязычного засилья, в своей литературной практике всё-таки чрезмерно увлекались иностранными, особенно французскими, словами и выражениями. Ведь в те времена не только царский двор стремился копировать Версаль. Галломания захватила и жизнь дворянских усадьб. Вспомним, что не только Онегин «по-французски совершенно мог изъясняться и писал», но и провинциальная пушкинская Татьяна писала письмо Онегину по-французски и вообще «выражалася с трудом на языке своём родном». Некоторые писатели-«европеисты» начисто отвергали тогда церковнославянские слова, которые, как мы уже знаем, сыграли в своё время важную культурную роль в образовании и развитии русского литературного языка. Отрицая ломоносовский принцип соединения церковнославянизмов с простой народной речью, они не только культивировали «благородный» французский стиль, но и провозгласили программу преобразования русского языка по типу и образцу западноевропейских языков. Такая позиция, естественно, не могла не вызвать противодействия. Вдохновителем борьбы против «нового слога» Карамзина, противником всяческих новшеств и заимствований стал в начале XIX в. адмирал А. С. Шишков, занимавший некоторое время пост министра народного просвещения и президента Академии Российской. Шишков был страстным и убежденным поборником старины, все новое в языке представлялось ему злонамеренной порчей. Образцом русской речи для него служили древние памятники, фольклор и, конечно, книжные, церковнославянские тексты. Особенно яростно нападал он на иностранные слова. Причем его нетерпимость к «языковому чужебесию», безудержный пуризм (так называют стремление к частоте языка) имели во многом идеологические корни. Ярый монархист, Шишков считал, что вместе с французскими словами в Россию проникают вредные веяния французской революции. Например, слово республика, как он писал, напоминает: «режь публику:»
заключение
Таким образом, сентиментализм, как новое литературное направление, возникнув во II половине XVIII в. внесла огромный вклад в мировую литературу. Зародившись в 60-е годы, в России сентиментализм сыграл важную роль в жизни русской литературы. Чувствительность легла в основу многих произведений писателей этого периода. Рассмотрев и проанализировав произведения сентименталистов, мы находим, что высшей мерилой всех ценностей в их произведениях является природа, они её противопоставляют несправедливым порядком феодального общества. Самой высшей из чувств, сентименталисты считали способность человека отзываться на радости и страдания других.
Рассматривая творчество крупнейшего представителя русского сентиментализма — Н. М. Карамзина мы хотим отметить, что именно в его творчестве наиболее ярко и полно раскрываются художественные возможности этого направления. В его романе «Письма русского путешественника» красочно рисуются картины природы, описываются памятники истории и культуры. Он дает оценку общественного строя стран, которые посещает. Читая о странах, описываемых в «письмах» мы находим, что наиболее положительно он отзывается о Швейцарии, а не доволен обстановкой, которая царит в Германии. Другие произведения созданные пером Карамзина также основаны на «чувствительности». Таким образом, Карамзин — как представитель сентиментализма оставил в русской литературе яркий след и произведения созданные им будут жить в литературе вечно.
ЛИТЕРАТУРА
Сентиментализм в исторических произведениях Н. М. Карамзина.- т. I. 1962.
Карамзинское направление и его идейное содержание. Санкт-Петербург : 1898
Сентиментализм и романтизм (Карамзин, Жуковский, Пушкин Бестужев. Марлинский. Санкт-Петербург: 1908
К эволюции сентиментализма Н. М. Карамзина Томск; 1962,
К эволюции сентиментализма Н. М. Карамзина («Народа Посадница»)- Томск; N 50, 1965
Эволюция сентиментализма Карамзина. Томск; 1967
Н.М.Карамзин и западноевропейский театр /Русская литература и зарубежное искусство/ — Ленинград; 1986
Н.М.Карамзин — переводчик жанлис. Томск; 1982
Русский сентиментализм — «Наука»; 1978
Античность в поэзии классицизма и сентиментализма: Карамзин, Дмитриев. Казань: 1980
Русское общество и Французская революция 1789-1794 гг. М.:1956
Романтизм. Предистория и периодизация. М.; 1973
[3] Конунова Ф. З. Эволюция сентиментализма Карамзина. Томск; 1967-Cтр 134
[4] Кафанова О.Б.Н.М.Карамзин и западноевропейский театр /Русская литература и зарубежное искусство/ — Ленинград; 1986
[6] Савельева Л.И. Античность в поэзии классицизма и сентиментализма: Карамзин, Дмитриев. Казань: 1980 стр.27
[7] Иванов-Разумник Сентиментализм и романтизм (Карамзин, Жуковский, Пушкин Бестужев. Марлинский. Санкт-Петербург: 1908 стр. 48
[9] Шетер И. Романтизм. Предистория и периодизация. М.; 1973 стр.52
[10] Иванов И.Карамзинское направление и его идейное содержание. Санкт-Петербург : 1898, стр 60
[11] Дьюги Г. Сентиментализм в исторических произведениях Н. М. Карамзина.- т. I. 1962 стр.248
[12] Кафанова О.Б.Н.М.Карамзин — переводчик жанлис. Томск; 1982 стр,96
Сентиментализм во Франции.
Во французской литературе сентиментализм выразил себя в классической форме. Пьер Карле де Шамблен де Мариво стоит у истоков сентиментальной прозы. (Жизнь Марианны
, 1728–1741; и
Крестьянин, вышедший в люди
, 1735–1736).
Антуан-Франсуа Прево д’Экзиль, или аббат Прево открыл для романа новую область чувств – непреодолимую страсть, ведущую героя к жизненной катастрофе.
Кульминационным моментом сентиментального романа стало творчество Жан-Жака Руссо (1712–1778).
Концепция природы и «естественного» человека определила содержание его художественных произведений (например, эпистолярный роман Жюли, или Новая Элоиза
Ж.-Ж.Руссо сделал природу самостоятельным (самоценным) объектом изображения. Его Исповедь
(1766–1770) считается одной из наиболее откровенных автобиографий в мировой литературе, где он доводит до абсолюта субъективистскую установку сентиментализма (художественное произведение как способ выражения авторского «я»).
Анри Бернарден де Сен-Пьер (1737–1814), как и его учитель Ж.-Ж.Руссо, считал главной задачей художника утверждать истину – счастье состоит в том, чтобы жить в согласии с природой и добродетельно. Свою концепцию природы он излагает в трактате Этюды о природе
(1784–1787). Эта тема получает художественное воплощение в романе
Поль и Виржини
(1787). Изображая далекие моря и тропические страны, Б.де Сен-Пьер вводит новую категорию – «экзотическое», которая будет востребована романтиками, в первую очередь Франсуа-Рене де Шатобрианом.
Жак-Себастьян Мерсье (1740–1814), следуя руссоистской традиции, делает центральным конфликтом романа Дикарь
(1767) столкновение идеальной (первобытной) формы существования («золотого века») с разлагающей ее цивилизацией. В утопическом романе
2440 год, сон каких мало
(1770), беря за основу
Общественный договор
Ж.-Ж.Руссо, он конструирует образ эгалитарной сельской общины, в которой люди живут в согласии с природой. Свой критический взгляд на «плоды цивилизации» С.Мерсье излагает и в публицистической форме – в очерке
Картина Парижа
(1781).
Творчество Никола Ретифа де Ла-Бретонн (1734–1806), писателя-самоучки, автора двухсот томов сочинений, отмечено влиянием Ж.-Ж.Руссо. В романе Развращенный крестьянин, или Опасности города
(1775) рассказывается история превращения, под воздействием городской среды, нравственно чистого юноши в преступника. Роман-утопия
Южное открытие
(1781) трактует ту же тему, что и
2440 год
С.Мерсье. В
Новом Эмиле, или Практическом воспитании
(1776) Ретиф де Ла-Бретонн развивает педагогические идеи Ж.-Ж.Руссо, применяя их к женскому образованию, и полемизирует с ним.
Исповедь
Ж.-Ж.Руссо становится поводом для создания его автобиографического сочинения
Господин Никола, или Разоблаченное человеческое сердце
(1794–1797), где он превращает повествование в некий « физиологический очерк».
В 1790-е, в эпоху Великой Французской революции сентиментализм утрачивает свои позиции, уступая место революционному классицизму.
История возникновения
Начнем с определения данного литературного направления, определившего новые принципы освещения образа и характера личности. Что же такое «сентиментализм» в литературе и искусстве? Произошел термин от французского слова «sentiment», что значит «чувство». Означает он направление в культуре, где художники слова, ноты и кисти делают акцент эмоциях и чувствах героев. Временные рамки периода: для Европы — 20-е годы XVIII — 80-е годы XVIII; Для России ‑ это конец XVIII века — начало XIX века.
Для сентиментализма конкретно в литературе характерно следующее определение: это литературное течение, пришедшее после классицизма, в котором главенствует культ души.
История сентиментализма началась в Англии. Именно там были написаны первые поэмы Джеймса Томсона (1700 ‑ 1748 гг.). Его произведения «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень», которые позже объединились в один сборник, описывали простую сельскую жизнь. Тихие, умиротворенные будни, невероятные пейзажи и увлекательные моменты из жизни крестьян ‑ всё это открывается перед читателями. Главная задумка автора ‑ показать, насколько хороша жизнь вдали от всей суеты и неразберихи города.
Спустя некоторое время уже другой английский поэт, Томас Грей (1716 ‑ 1771), тоже старался заинтересовать читателя пейзажными поэмами. Чтобы не быть похожим на Томсона, он добавил бедных, грустных и меланхоличных героев, которым должны сопереживать люди.
Но не все поэты и писатели так любили природу. Сэмюел Ричарсон (1689 ‑ 1761 гг.) был первым представителем символизма, который описывал лишь жизнь и чувства своих героев. Никаких пейзажей!
Две любимые темы для Англии ‑ любовь и природу ‑ соединил в своем произведении «Сентиментальное путешествие» Лоренс Стерн (1713 ‑ 1768 гг.).
Затем сентиментализм «перекочевал» во Францию. Главными представителями стали Аббат Прево (1697 ‑ 1763 гг.) и Жан-Жак Руссо (1712 ‑ 1778 гг.). Напряженная интрига любовных перепитий в произведениях «Манон Леско» и «Юлия, или Новая Элоиза» заставили всех француженок зачитываться этими трогательными и чувственными романами.
На этом период сентиментализма в Европе заканчивается. Далее он начинается в России, но об этом мы расскажем попозже.
Отличия от классицизма и романтизма
Объект нашего исследования иногда путают с другими литературными направлениями, между которыми он стал неким переходным звеном. Так в чём же отличия?
Отличия сентиментализма от романтизма:
Отличия сентиментализма от классицизма: