Что не было характерно для хозяйственной жизни раннеродовой общины

Хозяйственная жизнь раннеродовой общины.

Орудия труда в период раннеродовой общины изготовлялись из камня (скребки, резцы, ножи, тесла, долота, топоры, проколки, шилья), дерева, кости и рога, раковин (гарпуны, рыболовные крючки, иголки, шилья, палки-копалки, копья, дротики, копьеметалки). В мезолите широко распространяются составные орудия: рукоятка делалась из дерева или кости, вставки в рукоятку – из камня (микролиты – маленькие каменные вкладыши в составные орудия). Появляются макролиты – большие каменные рубящие орудия труда (например, топор, кирка).

Жилища в холодных районах делались искусственные, из костей и шкур животных, жердей, ветвей; в теплых районах использовали навесы и пещеры. Различаются долговременные стойбища и временные охотничьи лагеря, большие коллективные жилища с несколькими очагами и маленькие жилища на одну семью с одним очагом. Искусственные жилища могли быть наземными и слегка углубленными в землю. В мезолите жизнь людей становится более подвижной, поэтому жилища часто носят временный или сезонный характер (шалаши, заслоны от ветра).

Социально-политическая организация

Раннеродовой общины

В основе названия раннеродовой общины лежит слово «род». Род это группа кровных родственников, осознающих свое родство и происхождение от общего предка. Впервые обратил внимание на важность рода в первобытном обществе Л.Г. Морган, американский юрист и этнолог XIX в. До него рассматривали только роль семьи в первобытном обществе и считали семью основной единицей в экономической и социальной жизни общины. Род мог быть материнским или отцовским, то есть счет родства мог вестись по линии матери или по линии отца. Для обозначения первого принципа счета родства служит термин матрилинейность, для обозначения второго принципа – патрилинейность. Л.Г. Морган считал, что род был изначально матрилинейным, и только позже родство начало передаваться по отцовской линии. С этим мнением были согласны многие отечественные исследователи, например, П.П. Ефименко (работа «Первобытное общество», 1938 г.) и М.О. Косвен (работа «Матриархат. История проблемы», 1948 г.). Аргументы сторонников изначальной матрилинейности рода таковы. Во-первых, женщины были наиболее стабильной частью коллектива, так как они вели хозяйство и воспитывали детей. Во-вторых, поскольку предполагается, что в раннеродовой общине брак и семья были нестабильными, отец ребенка не всегда был известен, и проще было считать родство по женской линии. В-третьих, этнологам известно множество фактов перехода от материнского счета родства к отцовскому и почти не одного обратного перехода. В-четвертых, в подавляющем большинстве отцовско-родовых обществ засвидетельствованы пережитки материнского рода. Однако, здесь же необходимо отметить, что этнологам известны общества, которые либо вообще не знали родовой организации, либо вели счет родства сразу по отцовской линии, либо по двум линиям одновременно – и по материнской, и по отцовской. Таким образом, вопрос о первичности материнского рода, видимо, не может быть решен однозначно для всех первобытных обществ.

Для раннеродовой общины была характерна коллективная собственностьна землю (промысловую территорию) со всеми ее объектами охоты, собирательства и рыболовства, сырьем для изготовления орудий труда. Распределение добычи было уравнительным (равнообеспечивающим). Вся добыча делилась поровну, независимо от того, кто ее добыл. Рассмотрим далее половозрастную организацию раннеродовой общины.Средняя численность общины составляла 25-30 человек. Существовало деление на группы по полу и возрасту: дети, взрослые мужчины, взрослые женщины, старики.

У всех первобытных народов существовала инициация (буквально «посвящение») – обряд приобщения подростков к категории взрослых. Целью инициации являлась подготовка молодых людей к хозяйственной, общественной, идеологической жизни общины. Юношей обычно подвергали суровым испытаниям (например, наносили им раны, выбивали зубы, давали опасное задание). У девушек обычно инициация происходила более мягко: над ними совершали различные религиозные церемонии, готовили к браку, учили песням и мифам. Рассмотрим формы брака и положение семьи в раннеродовой общине.Вопрос о ведущей форме брака является дискуссионным. По одной версии, исходным является групповой брак. Суть группового брака можно объяснить следующим образом. В пределах одного племени существовали две или более экзогамных группы, которые поставляли друг другу супругов; таким образом, женщины одной группы потенциально считались женами мужчин из другой группы и наоборот. По второй версии, которой придерживается большинство исследователей, исходным был парный брак непрочное и лишенное экономической основы соединение двух супругов не ведущее за собой ведения общего хозяйства и совместной жизни и этим отличающееся от привычного нам сейчас моногамного брака. Характерные черты организации власти в раннеродовой общине были следующие. Существовал принцип народовластия, то есть решающее значение играла коллективная воля всех взрослых членов общины. Все важные вопросы решались на народном собрании (собрании общинников, членов тотемической группы и т. п.). При этом необходимо отметить, что признавался авторитет старшего поколения как наиболее опытного. В общине был один или нескольких вожаков, как правило, из старшего поколения. В некоторых обществах, кроме вожака, существовал совет старейшин.

Что не было характерно для хозяйственной жизни раннеродовой общины

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Что не было характерно для хозяйственной жизни раннеродовой общины

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Духовная культура раннеродовой общины.

Глава 2. Раннеродовая община.

Хозяйственная жизнь раннеродовой общины.

Орудия труда в период раннеродовой общины изготовлялись из камня (скребки, резцы, ножи, тесла, долота, топоры, проколки, шилья), дерева, кости и рога, раковин (гарпуны, рыболовные крючки, иголки, шилья, палки-копалки, копья, дротики, копьеметалки). В мезолите широко распространяются составные орудия: рукоятка делалась из дерева или кости, вставки в рукоятку – из камня (микролиты – маленькие каменные вкладыши в составные орудия). Появляются макролиты – большие каменные рубящие орудия труда (например, топор, кирка).

Жилища в холодных районах делались искусственные, из костей и шкур животных, жердей, ветвей; в теплых районах использовали навесы и пещеры. Различаются долговременные стойбища и временные охотничьи лагеря, большие коллективные жилища с несколькими очагами и маленькие жилища на одну семью с одним очагом. Искусственные жилища могли быть наземными и слегка углубленными в землю. В мезолите жизнь людей становится более подвижной, поэтому жилища часто носят временный или сезонный характер (шалаши, заслоны от ветра).

Социально-политическая организация

Раннеродовой общины

В основе названия раннеродовой общины лежит слово «род». Род это группа кровных родственников, осознающих свое родство и происхождение от общего предка. Впервые обратил внимание на важность рода в первобытном обществе Л.Г. Морган, американский юрист и этнолог XIX в. До него рассматривали только роль семьи в первобытном обществе и считали семью основной единицей в экономической и социальной жизни общины. Род мог быть материнским или отцовским, то есть счет родства мог вестись по линии матери или по линии отца. Для обозначения первого принципа счета родства служит термин матрилинейность, для обозначения второго принципа – патрилинейность. Л.Г. Морган считал, что род был изначально матрилинейным, и только позже родство начало передаваться по отцовской линии. С этим мнением были согласны многие отечественные исследователи, например, П.П. Ефименко (работа «Первобытное общество», 1938 г.) и М.О. Косвен (работа «Матриархат. История проблемы», 1948 г.). Аргументы сторонников изначальной матрилинейности рода таковы. Во-первых, женщины были наиболее стабильной частью коллектива, так как они вели хозяйство и воспитывали детей. Во-вторых, поскольку предполагается, что в раннеродовой общине брак и семья были нестабильными, отец ребенка не всегда был известен, и проще было считать родство по женской линии. В-третьих, этнологам известно множество фактов перехода от материнского счета родства к отцовскому и почти не одного обратного перехода. В-четвертых, в подавляющем большинстве отцовско-родовых обществ засвидетельствованы пережитки материнского рода. Однако, здесь же необходимо отметить, что этнологам известны общества, которые либо вообще не знали родовой организации, либо вели счет родства сразу по отцовской линии, либо по двум линиям одновременно – и по материнской, и по отцовской. Таким образом, вопрос о первичности материнского рода, видимо, не может быть решен однозначно для всех первобытных обществ.

Для раннеродовой общины была характерна коллективная собственностьна землю (промысловую территорию) со всеми ее объектами охоты, собирательства и рыболовства, сырьем для изготовления орудий труда. Распределение добычи было уравнительным (равнообеспечивающим). Вся добыча делилась поровну, независимо от того, кто ее добыл. Рассмотрим далее половозрастную организацию раннеродовой общины.Средняя численность общины составляла 25-30 человек. Существовало деление на группы по полу и возрасту: дети, взрослые мужчины, взрослые женщины, старики.

У всех первобытных народов существовала инициация (буквально «посвящение») – обряд приобщения подростков к категории взрослых. Целью инициации являлась подготовка молодых людей к хозяйственной, общественной, идеологической жизни общины. Юношей обычно подвергали суровым испытаниям (например, наносили им раны, выбивали зубы, давали опасное задание). У девушек обычно инициация происходила более мягко: над ними совершали различные религиозные церемонии, готовили к браку, учили песням и мифам. Рассмотрим формы брака и положение семьи в раннеродовой общине.Вопрос о ведущей форме брака является дискуссионным. По одной версии, исходным является групповой брак. Суть группового брака можно объяснить следующим образом. В пределах одного племени существовали две или более экзогамных группы, которые поставляли друг другу супругов; таким образом, женщины одной группы потенциально считались женами мужчин из другой группы и наоборот. По второй версии, которой придерживается большинство исследователей, исходным был парный брак непрочное и лишенное экономической основы соединение двух супругов не ведущее за собой ведения общего хозяйства и совместной жизни и этим отличающееся от привычного нам сейчас моногамного брака. Характерные черты организации власти в раннеродовой общине были следующие. Существовал принцип народовластия, то есть решающее значение играла коллективная воля всех взрослых членов общины. Все важные вопросы решались на народном собрании (собрании общинников, членов тотемической группы и т. п.). При этом необходимо отметить, что признавался авторитет старшего поколения как наиболее опытного. В общине был один или нескольких вожаков, как правило, из старшего поколения. В некоторых обществах, кроме вожака, существовал совет старейшин.

Духовная культура раннеродовой общины.

У охотников, рыболовов и собирателей накапливались практические полезные знания об окружающей их природной среде: они хорошо знали топографию своей промысловой территории, пути передвижения и повадки животных, умели читать следы, хорошо ориентировались на местности, предсказывали изменение погоды. Собирательницы знали множество видов съедобных растений, их полезные и вредные свойства. Существовали медицинские знания: умели залечивать переломы, вывихи, раны, умели удалять больные зубы, лечить простуду, нарывы, укусы ядовитых змей, умели останавливать кровотечение. Для лечения применялись растения, жир животных, глина, зола, смола; использовались такие физические процедуры, как массаж, компрессы, кровопускание. Психическая сторона лечения была не менее важна, чем физическая: знахари часто совершали какие-либо действия, которые должны были устранить внутреннюю причину болезни, например, изгнать злых духов, снять «дурной» глаз. Для защиты от злых духов носили амулеты, обереги.

Знания, требовавшие абстрактного мышления, а не практического, развивались медленнее. Что касается счета, то обозначений для чисел было обычно не больше пяти, а то и меньше: например, вместо «пять» говорили «три и два». Числа соотносились с определенными предметами: не просто «три», а «три лодки», «три камня», «три копья». В основе счисления обычно были числа 5 и 10, то есть количество пальцев на одной и обеих руках. Определенных мер расстояния и времени не было. Расстояние измерялось днями пути, количеством переходов, полетом копья или стрелы, а также длиной частей тела. Измерение времени связывалось с положением луны, солнца, а также с хозяйственными сезонами.

Можно назвать следующие виды первобытного искусства. Во-первых, мелкая пластика – это небольшие скульптурные изображения животных и людей из камня и кости. Изображения животных были реалистичными и представляли тех животных и птиц, на которых люди охотились и которые могли быть их тотемами. Изображения людей представлены женскими статуэтками, которые часто называют «палеолитическими Венерами» с подчеркнутыми признаками пола (большие груди, живот, таз, бедра) и слабо выраженными, едва намеченными, чертами лица. Считается, что женские статуэтки отражают культ матери-прародительницы Существовала пещерная и наскальная живопись. Рисунки делалась природными красками – охрой, углем, мелом, то есть были многоцветными. Характерны были реалистичные изображения животных. Рисунки, скорее всего, были связаны с охотничьей магией. Устное народное творчество существовало в форме песен, назидательных рассказов, сказок, мифов. Мифология для первобытных людей являлась формой осмысления окружающего мира, мифы объясняли происхождение мира, животных, природных явлений, человека. Существовали разные виды танцев: бытовые, ритуальные, охотничьи, военные; мужские и женские. Танцы обычно были коллективными и изображали какие-либо сцены (имитировали охоту, хозяйственную деятельность, половые отношения). Во время танцев могли применяться маски. Были известны простейшие музыкальные инструменты: духовые (трубчатые кости с боковыми отверстиями, просверленные рога), ударные (дощечки для отбивания такта, колотушки, натянутый кусок кожи – прототип барабана), щипковые (их прототипом была, вероятно, тетива лука).

Источник

Глава 2. Раннеродовая община.

Глава 2. Раннеродовая община.

Хозяйственная жизнь раннеродовой общины.

Орудия труда в период раннеродовой общины изготовлялись из камня (скребки, резцы, ножи, тесла, долота, топоры, проколки, шилья), дерева, кости и рога, раковин (гарпуны, рыболовные крючки, иголки, шилья, палки-копалки, копья, дротики, копьеметалки). В мезолите широко распространяются составные орудия: рукоятка делалась из дерева или кости, вставки в рукоятку – из камня (микролиты – маленькие каменные вкладыши в составные орудия). Появляются макролиты – большие каменные рубящие орудия труда (например, топор, кирка).

Жилища в холодных районах делались искусственные, из костей и шкур животных, жердей, ветвей; в теплых районах использовали навесы и пещеры. Различаются долговременные стойбища и временные охотничьи лагеря, большие коллективные жилища с несколькими очагами и маленькие жилища на одну семью с одним очагом. Искусственные жилища могли быть наземными и слегка углубленными в землю. В мезолите жизнь людей становится более подвижной, поэтому жилища часто носят временный или сезонный характер (шалаши, заслоны от ветра).

Социально-политическая организация

Раннеродовой общины

В основе названия раннеродовой общины лежит слово «род». Род это группа кровных родственников, осознающих свое родство и происхождение от общего предка. Впервые обратил внимание на важность рода в первобытном обществе Л.Г. Морган, американский юрист и этнолог XIX в. До него рассматривали только роль семьи в первобытном обществе и считали семью основной единицей в экономической и социальной жизни общины. Род мог быть материнским или отцовским, то есть счет родства мог вестись по линии матери или по линии отца. Для обозначения первого принципа счета родства служит термин матрилинейность, для обозначения второго принципа – патрилинейность. Л.Г. Морган считал, что род был изначально матрилинейным, и только позже родство начало передаваться по отцовской линии. С этим мнением были согласны многие отечественные исследователи, например, П.П. Ефименко (работа «Первобытное общество», 1938 г.) и М.О. Косвен (работа «Матриархат. История проблемы», 1948 г.). Аргументы сторонников изначальной матрилинейности рода таковы. Во-первых, женщины были наиболее стабильной частью коллектива, так как они вели хозяйство и воспитывали детей. Во-вторых, поскольку предполагается, что в раннеродовой общине брак и семья были нестабильными, отец ребенка не всегда был известен, и проще было считать родство по женской линии. В-третьих, этнологам известно множество фактов перехода от материнского счета родства к отцовскому и почти не одного обратного перехода. В-четвертых, в подавляющем большинстве отцовско-родовых обществ засвидетельствованы пережитки материнского рода. Однако, здесь же необходимо отметить, что этнологам известны общества, которые либо вообще не знали родовой организации, либо вели счет родства сразу по отцовской линии, либо по двум линиям одновременно – и по материнской, и по отцовской. Таким образом, вопрос о первичности материнского рода, видимо, не может быть решен однозначно для всех первобытных обществ.

Для раннеродовой общины была характерна коллективная собственностьна землю (промысловую территорию) со всеми ее объектами охоты, собирательства и рыболовства, сырьем для изготовления орудий труда. Распределение добычи было уравнительным (равнообеспечивающим). Вся добыча делилась поровну, независимо от того, кто ее добыл. Рассмотрим далее половозрастную организацию раннеродовой общины.Средняя численность общины составляла 25-30 человек. Существовало деление на группы по полу и возрасту: дети, взрослые мужчины, взрослые женщины, старики.

У всех первобытных народов существовала инициация (буквально «посвящение») – обряд приобщения подростков к категории взрослых. Целью инициации являлась подготовка молодых людей к хозяйственной, общественной, идеологической жизни общины. Юношей обычно подвергали суровым испытаниям (например, наносили им раны, выбивали зубы, давали опасное задание). У девушек обычно инициация происходила более мягко: над ними совершали различные религиозные церемонии, готовили к браку, учили песням и мифам. Рассмотрим формы брака и положение семьи в раннеродовой общине.Вопрос о ведущей форме брака является дискуссионным. По одной версии, исходным является групповой брак. Суть группового брака можно объяснить следующим образом. В пределах одного племени существовали две или более экзогамных группы, которые поставляли друг другу супругов; таким образом, женщины одной группы потенциально считались женами мужчин из другой группы и наоборот. По второй версии, которой придерживается большинство исследователей, исходным был парный брак непрочное и лишенное экономической основы соединение двух супругов не ведущее за собой ведения общего хозяйства и совместной жизни и этим отличающееся от привычного нам сейчас моногамного брака. Характерные черты организации власти в раннеродовой общине были следующие. Существовал принцип народовластия, то есть решающее значение играла коллективная воля всех взрослых членов общины. Все важные вопросы решались на народном собрании (собрании общинников, членов тотемической группы и т. п.). При этом необходимо отметить, что признавался авторитет старшего поколения как наиболее опытного. В общине был один или нескольких вожаков, как правило, из старшего поколения. В некоторых обществах, кроме вожака, существовал совет старейшин.

Позднеродовой общины

Численность общин в этот период значительно увеличилась: до нескольких сотен, иногда до нескольких тысяч человек. Структура общин усложняется. В основе общины по-прежнему лежал род. Большинство общин состояло из нескольких родов, не считая супругов, приходящих из других родов. Счет родства мог вестись по материнской линии (матрилинейность), по отцовской линии (патрилинейность) или по обеим линиям (билинейность). Появляются Фратрии. Фратрия– это объединение нескольких родов одного племени. Фратрии объединялись в племена. Племя всегда было эндогамно. Эндогамия– это предписание вступать в брак внутри определенной группы. Племя являлось верховным собственником территории, на которой оно проживало, отличалось общность культуры и быта, имело властные функции.

В позднеродовой общине существовало разделение труда по полу. Вот что писал о разделении труда у папуасов известный этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай: «Мужчина берет на себя главные и более трудные работы – постройку хижин, тяжелые работы на плантациях, рыбную ловлю, охоту. На женщине лежат уход за детьми, легкие работы на плантациях: им приходится смотреть за ростом посеянных и посаженных растений, полоть, собирать плоды и овощи. Дома – носить воду, собирать сухие ветви для костра, очищать плоды перед приготовлением пищи. Кормление свиней и собак лежит на них же» [3, с. 112]. Важно подчеркнуть, что в этот период мужчины и женщины на равных участвовали в хозяйственной жизни общины.

Основной формой брака в позднеродовой общине оставался парный брак. Характерные черты организации власти в позднеродовой общины были следующие. Сохранялась коллективная власть: все важные вопросы решались на собраниях общинников. В соответствии с усложнением социальной структуры, сформировалась иерархия коллективных органов власти. Высшим органом власти был совет племени, который решал вопросы отношений между родами, войны и мира с другими племенами, принимал послов, заключал союзы. Далее шел совет фратрии. В совете племени и совете фратрии обычно участвовали только главы родов. Основным органом власти являлся совет общины или рода: в нем обычно участвовали полноправные взрослые мужчины. Вождей могли выбирать по организаторским, умственным, физическим способностям, благодаря их опыту или красноречию, воинскому искусству, знанию обрядов. В некоторых общинах в этот период уже происходит разделение власти на сферы: например, военный вождь, судья, знахарь. У некоторых племен вожди выделяются по имущественному фактору, за счет богатства и щедрости по отношению к общинникам. Таких людей в научной литературе называют бигмены – «большие, значительные люди».

Глава 2. Раннеродовая община.

Что не было характерно для хозяйственной жизни раннеродовой общины

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *