Что называют золотым часом в кинематографе
Культурный марафон 2021 для 10-13 лет: ответы на вопросы
С 8 ноября по 10 декабря 2021 года проходит проходит Всероссийская акция «Культурный марафон». Всероссийский проект направлен на ознакомление школьников с культурой мира и России. В 2021 году «Культурный марафон» приурочен к теме кино. Для прохождения теста нужно зарегистрироваться на Яндекс Учебнике по ссылке. Здесь будут ответы на «Культурный марафон» для возраста 10-13 лет.
Присоединиться к проекту могут все желающие — учителя, школьники, их родители. На прохождение теста понадобится от 15 до 25 минут, начать можно в любое время. Участники смогут выиграть призы — Яндекс.Станции Лайт. Их получат 100 учителей и 500 учеников.
Первый «Культурный марафон» прошел в 2019 году и был посвящен миру современной культуры. В проекте приняли участие 590 тысяч школьников и более 8 тысяч учителей. В 2020 году количество участников выросло до 860 тысяч учеников и 28 тысяч преподавателей, а темой года стала культура народов России.
Организаторы проекта – Министерство культуры Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации и «Яндекс». Материалы теста подготовили эксперты «КиноПоиска» вместе с методистами и экспертами образовательных проектов «Яндекса». Задания адаптированы для учеников младших, средних и старших классов.
На прохождение теста понадобится от 15 до 25 минут
Ответы на Культурный марафон 2021 для 10-13 лет
Главная эмоция, которую мы испытываем, когда смотрим фильм, определяет его жанр. Перед тобой названия разных жанров. Выбери из них четыре, которые относятся к кино.
Ответ: комедия, драма, вестерн, детектив.
Теперь прочитай историю:
«Парень и девушка полюбили друг друга, но их чувствам мешают внешние силы, ведь влюблённые — из двух очень разных, враждебных миров. Из-за этой вражды их отношения невозможны, но история всё равно заканчивается торжеством любви — пусть и за порогом жизни и смерти».
Это классический сюжет, который в разные эпохи переосмысляли по-разному. Перед тобой четыре фрагмента фильмов. Три сняты по этой истории, а один — нет, он лишний. Найди лишний фрагмент.
Описанные в вопросе события — это сюжет трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Фрагмент из её классической экранизации (фильм Франко Дзеффирелли 1968 года) мы видим в первом видео. Но то, что Шекспир сделал из этих событий трагедию, не означает, что о них нельзя рассказать в другом жанре. Авторы «Гномео и Джульетты» выбрали весёлую сказку, а создатели фильма «Титаник» — мелодраму на фоне катастрофы. А «Укрощение строптивой» было для отвода глаз — это тоже Шекспир, но совсем другая история.
Ответ: 4.
Теперь посмотри фрагмент из фильма. Мы специально оборвали сцену на кадре со взглядом персонажа. Внимательно изучи его реакцию и попробуй угадать, что или кого он увидел.
Ответ: Страшное чудовище.
А сейчас займёмся саундтреком. Ты видишь четыре отрывка без музыки и четыре аудиодорожки. Выбери, какое звуковое сопровождение подходит какому фрагменту.
Иногда режиссёр решает сопроводить страшное изображение весёлой музыкой или кадры с весельем — серьёзной, возвышенной музыкой. За счёт такого контраста усиливается общее впечатление от сцены. Это называется звукозрительным контрапунктом, и это одно из главных чудес кинематографа.
Перед тобой снова четыре фрагмента, но теперь уже со звуком. Тебе надо выбрать два из них, где появляется тот самый контрапункт.
Ответ: 2 и 3.
А теперь давай немного поиграем. Во время создания мультфильмов и фильмов важно правильно настроить освещение в кадре, потому что свет очень сильно влияет на то, что чувствует зритель. Поэтому режиссёры комедий выбирают одно освещение, а режиссёры фильмов ужасов — совсем другое. Чтобы понять, как это работает, давай попробуем превратить добрый семейный фильм про мышонка Стюарта Литтла в страшный. Перед тобой три кнопки — «Солнце», «Люстра» и «Свеча». Они отвечают за разные источники света. Выбери освещение, которое подходит, как тебе кажется, страшному фильму, и нажми «Готово».
Ответ: Свеча
А теперь давай попробуем наоборот — сделаем из этой загадочной тёмной картинки из фильма «Покемон. Детектив Пикачу» комедию.
Ответ: Солнце.
Перед тобой три сцены разной динамики. Это значит, что действие в них протекает с разной скоростью: быстрее или медленнее. Выбери самую быструю сцену, самую медленную и промежуточную между ними (среднюю) и определи, что это за жанр — приключенческий фильм, детектив или драма.
А теперь ты историк кино. Ты переносишься в США начала 1930-х годов. Это было время экономического кризиса, которое вошло в историю под названием Великая депрессия. Люди сидели без работы, голодали. Чтобы отвлечься, многие ходили в кино на комедии. А какой ещё жанр тогда полюбили американцы?
Это невероятно, но в 1930-е американцы действительно полюбили фильмы ужасов. Именно в эту эпоху на экранах появились «Мумия», «Франкенштейн», «Дракула» и другие известные хорроры. По сравнению с этими страшными историями обычная жизнь, пусть даже полная лишений и тревог, казалась зрителям не такой уж и страшной.
5 культовых часов из кино, которые навсегда вошли в историю
Николас Кейдж и Shelby Mustang GT500, Дон Джонсон и пиджак Armani, Сильвестр Сталлоне и ступени Рокки в Филадельфии — кинематограф знает много идеальных пар актера и автомобиля, одежды, достопримечательности или часов. InStyle Man вспомнил главные часы в жизни некоторых культовых актеров.
Стив Маккуин и TAG Heuer
Вы можете не знать звезду 1960–70-х Стива Маккуина, никогда не смотреть оригинальную «Аферу Томаса Крауна», «Буллит» или «Ле-Ман», не знать историю компании Porsche, но вы наверняка видели в каком-нибудь глянцевом журнале рекламную полосу: мужчина средних лет застегивает белый гоночный комбинезон, на его руке массивные часы, а рядом надпись TAG Heuer. Стив Маккуин был актером, режиссером, продюсером, плейбоем, автогонщиком и иконой стиля. Он ввел моду на водолазки, чиносы и часы TAG Heuer.
Стив любил гонки, а компания Heuer (так она называлась с 1860 по 1985 год до объединения с люксембургским холдингом TAG) с 1911 года так или иначе сотрудничала с автомобильными производителями. Сначала часы устанавливались в приборные панели престижных машин, затем Heuer выступал официальным хронометристом многих соревнований и гоночных команд, а затем и спонсировал топовых гонщиков.
Среди швейцарских часовых брендов нет ни одного, столь же тесно связанного с автоспортом. Поэтому, когда Стив Маккуин решил снять фильм «Ле-Ман» про самую престижную 24-часовую гонку в мире, он выбрал для своего героя свою любимую гоночную машину и свои любимые швейцарские часы: Porsche 917 и Heuer Monaco. Обе модели увидели свет в 1969 году и сразу стали культовыми, а Маккуин обессмертил их в кинематографе.
Monaco стал первым водонепроницаемым хронографом с квадратным корпусом, а циферблат голубого цвета выделял его среди остальных. Маккуин решил бесплатно пропиарить часы в своем фильме по совету друга — швейцарского гонщика Porsche Йо Зифферта. Тот считал, что часы очень важны для создания образа аккуратного и опытного пилота, и к тому же был послом бренда Heuer. Так часы и попали в одну из самых знаменитых кинолент про автогонки.
Увы, фильм провалился в прокате, Зифферт в октябре 1971 года погиб в аварии во время внезачетной гонки «Формулы-1» в Великобритании, а Маккуин даже спустя 40 лет после своей смерти в 1980 году остается послом бренда TAG Heuer. Ну а хронограф Monaco стал по-настоящему культовым среди всех любителей гонок на выносливость.
Джейсон Стэтхем и Panerai
Если TAG Heuer — профессиональный инструмент автогонщика, то Panerai — военного. До 1990-х годов часы этого итальянского бренда не поступали в свободную продажу и были доступны только военным. В основном ими пользовались бойцы спецназа военно-морского флота Италии. Неудивительно, что именно Panerai носит главный герой серии фильмов «Перевозчик», бывший спецназовец Фрэнк Мартин.
В первом фильме он носит хронограф Panerai PAM 74, во второй части — Panerai Luminor Chrono Daylight. Сотрудничество продолжилось и в боевике «Неудержимые», где Джейсон носит Panerai Luminor 1950 Regatta Rattrapante PAM 332, а в «Ограблении по-итальянски» Стэтхем меняет сразу несколько моделей. С чем связана такая любовь?
Актер утверждает, что идея использовать в самом первом перевозчике Panerai принадлежит именно ему. Джейсон с детства занимался подводным плаванием и прыжками в воду (он даже входил в юношескую сборную Великобритании), а первые часы, которые подарил ему отец, были как раз для подводного плавания. Поэтому, работая над образом Мартина, Джейсон решил, что надежные водонепроницаемые часы с большим запасом хода, да еще от бренда с долгой военной историей подойдут как нельзя лучше.
Главные особенности часов Panerai Luminor Automatic Chrono PAM 74 из первой части «Перевозчика» — это возможность нырять на глубину до 300 метров и часовые метки, покрытые люминофором Super-LumiNova, благодаря чему время на часах можно разглядеть в условиях плохой видимости.
Пирс Броснан, Дэниел Крейг и Omega
Говорим Джеймс Бонд, подразумеваем часы Omega. В 1995 году агент 007 сменил Rolex Submariner на Omega Seamaster и с тех пор остается верен этому бренду. Официальная версия гласит, что продюсеры хотели сделать образ Бонда более современным, неофициальная — что идея надеть на руку агента 007 Omega пришла в голову легендарного топ-менеджера Swatch Group Жан-Клода Бивера.
Перед ним стояла задача вдохнуть в когда-то легендарный, но растерявший былое величие бренд вторую жизнь. И Бивер решил, что Бонд — это герой Omega. Сильный, смелый, использующий в борьбе за благое дело самые современные технологии, он чем-то напоминает астронавтов 1960-х годов — других известных клиентов бренда. Расчет оказался верным: Бонд и Omega составили прекрасную пару.
Шпион носил Omega в четырех фильмах с Пирсом Броснаном в главной роли и в пяти фильмах с Дэниелом Крейгом. Таким образом, оба этих актера никогда не носили часы другой марки в амплуа агента 007. Первым фильмом бондианы для Omega стал «Золотой глаз», а последним на настоящий момент — «Не время умирать», премьера которого была перенесена из-за пандемии коронавируса.
Интересно, что в «Золотом глазу» Бонд носил кварцевую модель Omega Seamaster Quartz Professional (модель 2541.80.00), а затем перешел на механические часы. Таким образом, в бондиане был отражен переход от всеобщего увлечения кварцем к возрождению классических швейцарских хронографов. Самыми яркими из всех часов Бонда были представители линейки Seamaster Planet Ocean, которые часто называют «величайшими часами для подводного плавания в истории». Все благодаря предельной глубине до 600 метров.
Шон Коннери и Rolex
Пусть в XXI веке Бонд и носит Omega, но классические фильмы об агенте 007 немыслимы без Rolex. Более 30 лет британский супершпион оставался верен линейке Submariner. Rolex носили Тимоти Далтон, Роджер Мур и Джордж Лэзенби, но самые прочные ассоциации с брендом вызывает Шон Коннери. В самом первом фильме бондианы «Доктор Но» шотландец носил Rolex Submariner 6538. Изначально продюсеры надеялись, что смогут договориться с швейцарским часовым домом о бесплатной аренде, но в Rolex отказали. Бюджета фильма на покупку часов не хватало, поэтому продюсер ленты Альберт Брокколи снял с запястья собственные Submariner и отдал их Коннери на время съемок.
При этом к тому моменту модель Rolex Submariner 6538 уже не была актуальной — производство было прекращено в 1959 году. Это не помешало Коннери носить эту модель Rolex еще в трех фильмах: «Из России с любовью», «Голдфингер» и «Шаровая молния». Одного этого хватило бы, чтобы сделать Rolex Submariner 6538 по-настоящему культовыми часами, но модель хороша и сама по себе — это настоящая легенда среди часов для подводного плавания. Модель сохраняла водонепроницаемость на глубине до 300 метров — невиданные для второй половины 1950-х годов показатели. И все это в достаточно скромном дизайне, главная отличительная черта которого — заводная головка оверсайз. Неудивительно, что сейчас Rolex Submariner 6538 — одни из самых дорогих винтажных часов для подводного плавания в мире.
Бенедикт Камбербэтч и Jaeger-LeCoultre
В фильме «Доктор Стрэндж» часы не просто часть образа главного героя — они играют важную роль в сюжете ленты. Невероятно талантливый и столь же эгоистичный нейрохирург Стивен Стрэндж ездит на Lamborghini Huracan и носит на запястье Jaeger-LeCoultre Master Ultra Thin Perpetual.
После того как он попадает в тяжелую аварию на своем суперкаре, травмы рук больше не позволяют ему работать. Стрэндж психует, ссорится со своей коллегой и возлюбленной Кристиной Палмер и отправляется в Гималаи в поисках лечения. По пути к учителю, который сделает из него великого мага, Стрэндж встречается с грабителями, которые ломают его Jaeger-LeCoultre — последнее, что связывает его с прошлым, ведь на часах есть гравировка: «Время покажет, как сильно я люблю тебя. Кристина».
Модель Master Ultra Thin Perpetual интересна тем, что это первые часы, которые оснащены ультратонким автоматическим калибром 868 и вечным календарем одновременно. А еще у них есть индикация лунных фаз и корпус-скелетон. Часы доступны в корпусе из нержавеющей стали, белого или розового золота.
Сотрудничество Jaeger-LeCoultre и Камбербэтча продолжилось и после фильма, тепло принятого и зрителями, и критиками. В 2018 году, два года спустя после выхода «Доктора Стрэнджа», Бенедикт стал лицом Jaeger-LeCoultre. Теперь для того, чтобы увидеть на его запястье часы из долины Жу, необязательно покупать фильм в онлайн-кинотеатре.
Лекция по истории кино №11: Золотой век Голливуда
Если вам удобнее слушать, а не читать, мы записали подкаст об истории кино
Когда речь заходит о Голливуде, первое что приходит на ум — крупнобюджетные фильмы, толпы кинозвезд и гигантские киностудии, штампующие фильм за фильмом.
Большая часть этих ассоциаций родилась в период с 20-х до 50-х. Как только в кино появился звук, а публика услышала голоса актеров и записанный саундтрек, попутно наслаждаясь звуковыми эффектами, кино заняло главное место в поп-культуре, предназначенной широкой публике и заточенную под коммерческий успех.
Голливудский кинематограф доминировал в эпоху немого кино, и когда в кино появился синхронный звук ситуация не изменилась. Возникли новые большие студии, каждая со своим стилем и кинозвездами. До Джорджа Клуни и Дженнифер Лоуренс, мир смотрел на Кларка Гейбла и Джанет Ли. Технологии кино также не стояли на месте, и киноиндустрия способствовала их развитию. Так, в кино пришел цвет, а кадр стал широким — нововведения, использующиеся до сих пор.
После обвала биржевого рынка в октябре 1929 года, большая часть американской экономики серьезно пострадала. Большая часть, но не Голливуд. На пике Великой депрессии в 1933 году примерно четверть всех американцев были безработными, и миллионы людей сводили концы с концами. Кажется, что кино — это последняя вещь, на которую люди будут готовы потратить с трудом заработанные деньги. Однако, Великая депрессия — это лучшее, что произошло с американской киноиндустрией.
Крупные киностудии выпустили в 20-е и 30-е годы больше фильмов, чем за любую другую декаду. Выходило примерно по 800 фильмов в год — для сравнения сейчас в год выходит примерно 500 фильмов. Сходить в кино было намного дешевле, чем пойти на концерт в филармонию или в театре на спектакль. Таким образом, кино стало главным местом эскапизма от гнетущей реальности — оно давало людям иллюзию, что все будет хорошо.
Иллюзия была крайне соблазнительной для тех, чья ежедневная жизнь была невыносимой, скучной и тяжелой. Жанровое кино стало популярным — публика полюбила фильмы о бандитах, мюзиклы, вестерны и пошловатые комедии. Пришло торжество жанров, которые отвлекали внимание людей от их безнадежности и показывали торжество американских ценностей — высоких амбиций, оптимизма, стойкости и смелости.
На пике золотого века, всем в Голливуде управляли 5 киностудий. Все пять студий были строго иерархичными, как и в эпоху немого кино. Каждая студия специализировалась на определенных жанрах и имела своих кинозвезд.
Пять студий доминировали на рынке, и это были студии полного цикла: производство, распространение и показ фильмов — они контролировали весь процесс. Так было до 1948 года, когда Верховный суд США и приход телевидения обозначил точку невозврата.
В судебном иске, известном как США против Paramount Pictures, государство настаивало, что крупные студии нарушают антимонопольное право. Владея и кинотеатрами, и студиями, компании создали несправедливые для рынка монополии, которые уничтожают конкурентных дух. Верховный суд признал правоту государства и постановил раздробить крупные кинокомпании. Студии были вынуждены продать сети кинотеатров и сосредоточиться только на производстве и распространении фильмов. Голливуд еще примерно 10-15 лет продолжит доминировать на мировом кинорынке, но захват полного контроля над рынком был остановлен. К чему это привело, мы узнаем в следующей лекции.
Золотой век Голливуда привнес несколько нововведений в кинематограф, включая цветную пленку. Кинематографисты экспериментировали с цветом со времен появления кино. Ранние техники включали раскрашивание кадров вручную — трудоемкий и рутинный процесс, который нужно было повторить с каждым кадром в каждом фильме и во всех его копиях. Такие трудозатраты были крайне невыгодными. В течение нескольких следующих десятилетий инженеры искали способы окрашивать пленку проще.
В 1861 году шотландский физик, Джеймс Максвелл, заложил фундамент цветной фотографии. Он знал, что весь свет вокруг нас — это спектр волн разной длинны, часть из которых мы воспринимает как тот или иной цвет. Зная это, Максвелл предположил, что все цвета могут быть получены из комбинаций красного, желтого и синего. С 1906 года, художники и инженеры на протяжении 15 лет пытались воспользоваться идеей Максвелла, чтобы запечатлеть цвет на пленку. К сожалению, у них был провал за провалом — эксперименты были либо слишком дорогими, либо безрезультатными.
В 1922 году возникла корпорация «Техниколор», чей первый успех был в создании особой камеры, расщепляющей поток света так, что снятое изображение было в двух разных негативах. Свет попадал внутрь камеры и расщеплялся на два потока с разным интервалом волновой длины — похожий эффект возникает, когда солнечный луч попадет на прозрачную призму и расщепляется на цвета радуги. Два негатива, выдаваемых камерой, проходили химическую обработку, окрашивались в красный или синий цвета, и накладывались друг на друга. Финальную, сдвоенную пленку, можно было запустить на обычном проекторе и получить цветную картинку. Несмотря на недостатки технологии, цветопередача у такой пленки была гораздо лучше и надежней по сравнению с другими способами. В то время как подобные камеры были дорогими, кинотеатрам хотя бы не нужно было покупать новые проекторы, чтобы показывать цветное кино.
В следующее десятилетия, компания «Техниколор» улучшит технологию, и их камеры станут расщеплять оригинальное изображение на три негатива — красный, синий, и зеленый. К 1932 году качество цветопередачи будет настолько хорошим, что «Техниколор» будет монополистом в области цветного кино последующие 20 лет. На протяжении 30-х годов, кинематографисты и студии постепенно начнут прибегать к услугам компании. В середине 30-х годов, продюсер Дэвид Селзник первым начнет снимать больших кинозвезд в цветном кино. А к концу 30-х, Голливуд выпустит несколько крупных цветных хитов, а технология прочно утвердиться в киноиндустрии.
Помимо попыток «Синерамы», была компания «Синемаскоп». Вместо того, чтобы снимать на несколько камер, они использовали анаморфотные объективы. Такие объективы — это специальная оптика, которая позволяла записывать широкое изображение, сжимаемое до стандартного кадра 35-миллиметровой пленки. Чтобы показать такой фильм, на проектор также ставилась анаморфотная оптика, расширяющая изображение, которое было сжато в кадре. Эта технология использует соотношение сторон 2,55:1. Публика впервые увидела новую технологию в библейском эпосе «Плащаница», вышедшем в 1953 году. К концу этого года, каждая крупная студия в Голливуде, кроме Paramount, купила лицензию на производство фильмов по технологии «Синемаскоп». Со временем, соотношение сторон сократилось до 2,35:1, а с середины 50-х годов американская киноиндустрия почти полностью перешла на съемку анаморфотных широкоэкранных фильмов.
Кинематографистам пришлось переучиться для широкоэкранных съемок. Когда соотношение меняется от 4:3 к 16:9, в кадре появляется много пустого места, которое нужно заполнить. Крупные планы, особенно крупные планы лиц, становится сложно кадрировать, зато снимать пейзажи в таком соотношении намного проще. Самые первые широкоформатные фильмы отличались новой композицией кадра и долгими планами вместо частых монтажных склеек. Кинематографисты предпочитали разворачивать сюжетную историю внутри одного кадра. Такие жанры как вестерн, мюзикл и эпические исторические фильмы активно использовали и развивали новый формат изображения.
В конце концов, усовершенствование звука, цвета и новое соотношение сторон, сделало Голливуд центром киноиндустрии с конца 20-х до конца 50-х годов. Это был его золотой век, эхо которого до сих пор присутствует в современных фильмах.
Сегодня мы узнали о том, как американская система киностудий воспользовалась технологией синхронного звука и Великой депрессией, чтобы захватить мировой кинорынок. Мы затронули развитие цветовой кинематографии, стандартизацию соотношения сторон экрана и то, как новые технологии все глубже погружали людей в иллюзию реальности. Следующая лекция будет о том, как кинематографисты в Европе и США реагировали на клишированные голливудские фильмы и создали новую волну — новаторское, грубое и правдивое кино.
Словарь терминов — Сценарий, Кинодраматургия
Аннотация
— краткое изложение фабулы фильма, используемое в рекламных целях, и размещаемое, к примеру, на коробках DVD для ознакомления потенциального зрителя
Антагонист
— Главный «отрицательный» герой, противостоящий главному «положительному» герою, протагонисту
Антагонист не обязательно должен быть человеком, но он должен быть осязаемым, видимым препятствием. Обычно это человек, просто потому, что такой конфликт проще создать.
Антигерой
— нетипичный герой, лишенный привычных «положительных» героических черт и наделенный «отрицательными», но при этом занимающий место протагониста
Новый Голливуд стал эпохой антигероев: Бонни и Клайд, Грязный Гарри, Рэндл МакМерфи, наконец, Вито и Майкл Карлеоне
Арка героя/Сюжет героя
[Character arc/Character development]
— процесс внутреннего изменения, развития героя на протяжении истории
— А где здесь арка главного героя?
— Мне кажется, что рекурсия отношений между персонажами является хорошим развитием арки главного героя.
Аутлайн
— «рыба», основа сценария, его краткое содержание; может включать детальную иерархию персонажей, с обозначением взаимосвязей между ними, или последовательность событий (особенно необходима для создания сценариев с флэш-бэками); также может быть дополнен деталями и даже частью диалогов
Николай набросал аутлайн будущего сценария, чтобы потом самому не запутаться в сюжетных линиях.
Внутренний монолог
[Internal monologue/Internal speech/Inner voice]
— обращенный к самому себе закадровый голос героя, неслышный другим персонажам
Внутренним монологом в кино приходится изъясняться животным. В «Собачьем сердце», например.
Диалог
— обмен репликами между двумя и более персонажами
Драфт/Черновик/Набросок
— один из черновых вариантов сценария
Завязка
— событие, которое создает конфликт и тем самым служит началом действия
В фильме «Челюсти» завязкой является нападение акулы на девушку, тело которой потом выносит на пляж.
Заявка/Сценарная заявка
— суть сценария, его краткое (1-2 стр.) содержание, дающее представление о сюжете, конфликте, характерах основных героев, жанре и т.д.
Николай надеялся, что после прочтения сценарной заявки продюсер заинтересуется его гениальным сценарием.
— то, что утверждается фильмом, главная мысль, обобщающее смысловое содержание; способ разрешения обозначенных в произведении проблем; отвечает на вопрос «для чего?» (ср. Тема)
Катарсис
— процесс сильного потрясения человека под воздействием произведения искусства; подразумевает эмоциональную разрядку, духовное очищение; как правило, переживается в момент кульминации фильма
Композиция
— способ построения и организации фабулы, соотношения ее основных элементов (экспозиции, кульминации, развязки и т.д.)
Конфликт
— столкновение интересов, страстей, идей, характеров и т.д.; м.б. внешним (столкновение героев) и внутренним (столкновение внутри героя); подразумевает некие действия героя, направленные на достижение цели
Кризис
— момент столкновения героя с проблемой, требующий решительных действий, и, как правило, внутренне меняющий героя
«Крючок»
— сюжетный поворот, призванный заставить зрителя продолжать следить за действием; в сериалах, как правило, помещается в конце эпизода
Кульминация
— точка наивысшего напряжения действия; как правило, предшествует развязке; зачастую сопровождается катарсисом
В кульминации вы должны найти решение, которое, изменив все в лучшую или худшую сторону, обеспечит обретение нового порядка.Роберт Макки
Кульминация не обязательно должна быть одна. В фильме «Пролетая над гнездом кукушки» их три: нападение МакМерфи на сестру Рэтчед, лоботомия МакМерфи, бегство вождя из психиатрической клиники.
Логлайн
— краткий, но информативный пересказ сюжета; умещается в одно-два предложения или в 20-25 слов; сообщает информацию о главном герое, его цели, конфликте и антагонисте
Логлайн – это почти как изложить весь сценарий в одном твите.
МакГаффин
— некий загадочный предмет, имеющий для героев исключительную ценность, суть которой не разъясняется зрителю; служит побуждающим мотивом к возникновению конфликта, поскольку каждый из героев желает заполучить этот предмет
Не важно, что такое МакГаффин, важно лишь, чтобы герои хотели им обладать.
Альфред Хичкок
Монолог
— речь героя, обращенная к самому себе, к другому герою или к зрителю и, как правило, не подразумевающая отклика
Линейное повествование
— способ композиционной организации повествования, подразумевающий последовательное развитие действия
Нелинейное повествование
— способ композиционной организации повествования, при котором нарушена хронологическая последовательность действий
Нелинейное повествование редко используется в сериалах, но может стать очень ярким приемом, как, например, в “Настоящем детективе”.
Перипетия/Сюжетный поворот/Поворотный пункт
— действие, событие, информация и т.д., поворачивающие развитие действия в иное, как правило, неожиданное направление
Побочная сюжетная линия
[Subplot/Secondary plot/“B” story/“C” story etc.]
— второстепенный сюжет, развивающийся параллельно основному
Поэпизодный план/Поэпизодник/Тритмент
— запись сюжета на нескольких страницах, предназначенная для того, чтобы заинтересовать возможных покупателей сценария
Что почитать: Майкл Хальперин «Как написать убийственный тритмент: Продай свою историю без сценария»
Пролог
— часть фильма, предшествующая началу основного действия; может иметь форму эпиграфа, предыстории, ретроспекции и т.д.
Протагонист
— главный герой, как правило, «положительный»
Протагонист должен сразиться с антагонистом и победить его. Не обязательно сходиться на ринге или в стальной клетке и лупить друг друга цепями и бейсбольными битами до смерти, но выжить, тем не менее, должен только один.
Развитие
— часть фильма, обычно самая большая, в которой происходит основное действие
Развязка
— часть фильма, исчерпывающая основной конфликт
Режиссерский сценарий
— сценарий, переработанный режиссером непосредственно для работы на съемочной площадке; помогает ответить на вопросы «что снимать?» и «как снимать?»
Синопсис
— изложение сценария без деталей и подробностей, призванное ознакомить с главным героем и ключевыми событиями истории; как правило, занимает от одной до трех страниц (расширенный синопсис – до 10-15 страниц)
Чтобы не вспоминать каждый раз как переводится греческое слово «sinopsis» достаточно запомнить его латинский синоним «conspectus» (конспект).
Сеттинг
— мир, в котором развивается история; вымышленные условия, задающие время и место действия, особенности пространства, нормы поведения героев и т.д.
Сеттинг истории имеет четыре измерения – период, длительность, локация и уровень конфликта.
Роберт Макки
Спекулятивный сценарий
[Spec script/Speculative script]
— сценарий, написанный до достижения каких-либо договоренностей о его постановке, в надежде на успешную продажу готовой работы
Структура
— последовательность событий, происходящих в фильме
Сценарий
— литературно-драматическое произведение, включающее описание сцен действия и диалоги героев, и служащее основой для постановки фильма
Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий.
Альфред Хичкок
Общепринятый в Голливуд объем сценария составляет от 95 до 125 страниц.
Сценарный доктор/Скрипт-доктор
— автор, приглашаемый для «доведения до ума» чужого сценария, в том числе, для исправления и доработки структуры, диалогов и других элементов
Сюжет
— смысловое зерно произведения, его содержание, предмет, о котором идет речь; реализуется в фабуле
Твист/Перевертыш/Неожиданная развязка
[Plot twist/Twist ending/Surprise ending]
— разновидность перипетии, выявляющая ложность ранее полученной зрителем информации
— то, о чем говорится в фильме, главный предмет повествования; отвечает на вопрос «про что?» (ср. Идея)
Точка невозврата/Центральный поворот
[Midpoint/Point of no return]
— момент повествования, после которого главный герой не может действовать прежним образом, и вынужден меняться
Трехактная структура
— классическая структура драматургического произведения, подразумевающая его деление на три акта, зачастую обозначаемых как завязка, развитие и развязка
Фабула
— перечень событий, происходящих в произведении, их причинно-следственная связь и последовательность; посредством фабулы реализуется сюжет
«Король умер, а затем умерла королева» – это фабула. «Король умер, и королева умерла от горя» – это сюжет.
Финал
— заключительная часть фильма, знаменующая его смысловое завершение; м.б. закрытый финал (когда конфликт исчерпан) и открытый (когда конфликт не исчерпан или не поставлена смысловая точка)
Флэшбэк
— композиционный прием, нарушающий хронологию повествования и подразумевающий ретроспекцию, сюжетный взгляд в прошлое
Все учебники по сценарному искусству пишут примерно следующее: используйте флешбеки, только если это действительно необходимо. В сценарии «Молчания ягнят» сначала было семь флешбеков. В экранном варианте остался только один.
Флэшфорвард
— прием, аналогичный флэшбэку, только подразумевающий обращение не к прошлому, а к будущему
Совет о флэшбэках актуален и для флэшфорвардов. Сериал, сценарий которого основан на флэшфорвардах, именно так и называется – «FlashForward” (рус. «Вспомни, что будет»). После первого сезона из-за низких рейтингов было принято решений о прекращении съемок.
Экспозиция
— часть фильма, предшествующая завязке и показывающая ситуацию перед возникновением конфликта; используется для знакомства с персонажами, местом и временем действия
Эпилог
— заключительная часть фильма, следующая за окончанием основного действия; как правило, сообщает о последующем развитии событий, о дальнейшей судьбе героев и т.п.