Что называют живым организмом 5 класс биология
Что называют организмом в биологии?
Как известно, биология – это наука, которая занимается изучением живых организмов и их взаимодействия в природной среде.
Но что называют организмом в биологии, как отличить живой организм от неживой материи, и какие вообще бывают организмы? Давайте разберёмся в этом вопросе.
Что такое организм?
Слово «организм» имеет латинское происхождение и использовалось ещё средневековыми учёными. На латыни оно звучит как «organismus» и является производным от слова «organizo», которое употребляется в значении «устраиваю, упорядочиваю». Так в биологии называют любое живое тело, которое способно существовать отдельно от других и обладает рядом свойств, отличающих его от неживых предметов. Организм входит в состав своего вида и своей популяции, т.е. его внешний вид и характерные особенности жизнедеятельности соответствуют определённым видовым качествам.
На нашей планете обитает множество видов живых организмов. Их изучение и классификация входит в сферу деятельности учёных-биологов. Структурной единицей любого организма является клетка, т.е. все они состоят из различных живых клеток, отвечающих за различные функции. Различают одноклеточные и многоклеточные организмы:
– одноклеточные состоят из одной-единственной клетки и размножаются преимущественно делением;
– многоклеточные состоят из множества клеток разных видов, а процесс размножения у них организован различными способами.
Кроме того, существует промежуточная категория – колония одноклеточных, которая частично обладает признаками многоклеточного организма, а частично – признаками группы отдельных одноклеточных организмов.
Классификация одноклеточных организмов
Все существующие на нашей планете одноклеточные, или простейшие организмы, делятся на две основные группы:
– группу прокариотов, в которую входят одноклеточные без чётко оформленного клеточного ядра и внутриклеточных органоидов, питающиеся при помощи фотосинтеза или хемосинтеза;
– группу эукариотов, в которую входят одноклеточные с оформленными клеточными ядрами и развитыми органоидами.
Считается, что одноклеточные организмы возникли раньше всех прочих живых существ и стали первыми организмами, появившимися в ходе эволюции.
Что такое многоклеточные организмы?
Строение подавляющего большинства многоклеточных организмов включает разные типы клеток, предназначенные для выполнения различных функций – питания, дыхания, выведения продуктов переработки и т.д. В то же время, как показали исследования, в организмах животных имеются многофункциональные клетки, получившие название стволовых. У растений аналогичными свойствами обладают клетки камбия.
Как гласит эволюционная теория, все многоклеточные организмы образовались из групп или колоний одноклеточных существ. В процессе развития в колонии возникла и начала развиваться специализация, когда одна группа клеток выполняла преимущественно функцию поглощения кислорода, другая – функцию переработки питательных веществ, третья занималась выведением продуктов распада. С течением времени специализация углублялась, и за миллионы лет эволюции сформировалось множество видов высокоразвитых живых организмов, состоящих из миллионов различных клеток.
В чём отличие живого организма от неживого вещества?
На первый взгляд, это очень простой вопрос, и отличить живое существо от неживой материи очень просто. Но чтобы сформулировать различие и выделить основные признаки живого существа, учёным пришлось проделать огромную работу. Сегодня признано, что живой организм обладает:
– обменом веществ, т.е. способностью поглощать вещества из окружающей среды, перерабатывать и частично или полностью встраивать их в себя;
– восприятием и обработкой информации, т.е. способностью реагировать на внешние раздражители произвольным изменением внутренних процессов;
– возможностью размножаться, т.е. способностью воспроизводить себе подобные организмы;
– развитием, т.е. способностью изменять с течением времени свой внешний вид, размеры и внутреннюю структуру.
Этими свойствами обладают все живые организмы, от бактерии до человека.
Презентация по биологии 5 класс «Что такое живой организм»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Вспомните! Что такое природа? Что называют живым организмом?
Живые организмы – это организмы, способные к самостоятельному существованию
Назовите царства живой природы и приведите примеры.
Тема урока «Что такое живой организм»
Какова цель сегодняшнего урока?
Прочитайте текст на стр. 7 Ответьте на вопрос: в чем сходство в строении тел живых организмов?
Основные признаки живого Обмен веществ (метаболизм)
2. Питание 3. Выделение
И еще раз коротко о главном… ►
Работа в парах Используя текст учебника на стр. 10, заполните таблицу «Отличительные особенности растений и животных»
Задание Автомобиль обладает свойствами живого: «питание» Движение Выделение «обмен веществ» Почему автомобиль нельзя причислить к объектам живой природы?
Задание 2 Назовите признаки живого на картинках
Домашнее задание § 1, вопросы *напишите рассказ «Если бы автомобиль был живым» используя признаки живых организмов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-039353
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
План-конспект урока для 5 класса «Что такое живой организм»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
План-конспект урока по теме «Что такое живой организм»
Цель урока: формировать знания о живом организме.
Задачи урока: 1) обучения – сформировать понятие «живой организм»; дать представление о свойства живого организма;
2) воспитания – формировать познавательный интерес к изучению биологии;
3) развития – способствовать развитию мышления учащихся; способствовать формированию умения анализировать, сравнивать, обобщать, запоминать учебный материал.
Предполагаемые результаты: 1) предметные – выражать знания о живом организме и его свойствах;
2) личностные – демонстрировать познавательный интерес к изучению биологии;
3) метапредметные – демонстрировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, запоминать учебный материал.
Тип (вид) урока: изучения нового материала.
Методы обучения : беседа, рассказ, работа с терминами, записи в тетради.
Основные понятия: живой организм, основные свойства живых организмов.
Оборудование урока: учебник, тетрадь.
I . Организационный момент (2 мин)
Приветствие. Отметка отсутствующих.
II . Изучение нового материала (25 мин)
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг – … (природа)
Скажите, мне пожалуйста, что такое природа? ( Это Все, что нас окружает )
А природа делится на какие две группы? ( Живая и неживая природа )
Давайте немного поиграем, я вам буду диктовать некие слова. Их нужно отнести к живой и неживой природе по поднятой руке.
Подскажите, что такое живой организм? Или что называют организмом?
Живой организм – это живые существа, или организмы, способны к самостоятельному существованию. Организм – это объекты живой природы, который может самостоятельно жить ( запись в тетрадь ).
Обмен веществ. Одни вещества организм поглощает и использует, другие, наоборот, выводит во внешнюю среду. Это постоянное обновление веществ. Обмен веществ невозможен без двух важных, но противоположных процессов. Питания и выделения. При питании организм получает из внешней среды необходимые питательные вещества, которые в дальнейшем переваривает в процессе пищеварения. А при выделении удаляются непереваренные остатки пищи, а также вредные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности организма.
Живые организмы растут и развиваются. Рост происходит за счет потребляемых организмами питательных веществ, при этом размеры организма увеличиваются. Рост – это увеличение размера организма. Развитие – это изменение в строении организма или его отдельных частей. Обычно такие изменения связаны с возрастом. У молодых оленей вырастают рога, головастик превращается в лягушку.
Все живые организмы обладают раздражимостью – способность реагировать на изменение в окружающей среде.
Важная особенность – это р азмножение – воспроизведение себе подобных.
Но мы кое, что, с вами еще не проговорили и не записали. Несмотря на разнообразные формы живых организмов все они имеют клеточное строение. Все живые организмы имеют клетки . Гиппопотам и муравей состоят из клеток, малина, и человек тоже состоят из клеток. Клетка – это маленькая часть организма, которая выполняет все важные функции.
III . Закрепление пройденного материала (10 мин)
Подумать над вопросами в конце параграфа 1.
IV . Подведение итогов, информация о домашнем задании (5 мин)
Подведем краткий итог. Сегодня мы познакомились с таким понятием, как «живой организм» и изучили, какие свойства он выполняет.
Живые организмы
В предыдущей статье мы рассказывали, что биология — это наука о живых существах, или живых организмах. Казалось бы, все просто. Но что такое живое существо? Что такое жизнь? Что значит быть живым?
С полной уверенностью можно сказать, что ты, твои родители, сестры, братья, друзья, одноклассники, соседи по дому, домашние питомцы относятся к живым существам. А вот капли дождя, падающие на землю, телефон, стол, стул, компьютер, велосипед и масса других предметов являются неживыми. По каким критериям мы понимаем, что перед нами — живой организм? Конечно, если привести список, в котором перечислены как живые существа, так и неживые предметы, ты вряд ли ошибешься — правильно укажешь, что из этого живое, а что — нет. А по каким признакам биологи отличают живые организмы? Давай разбираться.
Признаки живых организмов
В составе живых существ — клетки
Все живые существа содержат одну или иного клеток, при этом многоклеточные организмы отличаются сложным и упорядоченным строением.
Клетки можно сравнить с кирпичами. Внимательно присмотрись к кирпичной кладке. Если ты находишься далеко от здания, то перед тобой будет ровная поверхность, но подойдя ближе, ты увидишь, что стена выложена из огромного количества кирпичей, причем лежат они в определенном порядке. Такое же упорядоченное строение характерно и для живого организма.
Движение
Все живые существа шевелятся или движутся. Это действительно так.
Попробуй проанализировать свои действия за последние полчаса. Возможно, ты только что проснулся, умылся, позавтракал и собираешься на улицу?
Активное движение свойственно и животным. А что происходит с растениями? Они тоже двигаются. Конечно, не так быстро, как животные, но, тем не менее, движение большинства из них заметно. Многие растения направляют свои цветки к солнцу, открывают и закрывают соцветия, а некоторые хищные даже умудряются ловить насекомых!
Получение энергии
Все живые существа получают энергию из окружающей среды и используют ее для поддержания своих жизненных функций, роста и размножения.
Рост и развитие
Все живые организмы растут и развиваются. Жизнь каждого из них начинается по-разному но, пройдя определенные этапы развития, у большинства видов малыш в конце концов превращается во взрослое существо.
Так, например, лягушка должна пройти стадию головастика, бабочка начинается с гусеницы, а процесс развития детенышей кенгуру просто уникален! Малыши рождаются на стадии эмбриона и сами заползают в сумку матери, где продолжают свое развитие. Растения тоже проходят определенные жизненные циклы.
Реакция на раздражители
Одна из важных отличительных черт живых организмов заключается в том, что они реагируют на изменения окружающей среды и внешние раздражители.
Например, если ты дотронешься до любого животного (кошки, собаки, хомячка и т.д.), то оно обязательно каким-то образом отреагирует на твое прикосновение (убежит, свернется в клубок, повернет к тебе голову). А если ты коснешься любого неживого предмета, то вряд ли тебе стоит ожидать какой-либо ответной реакции. В лучшем случае ты просто сдвинешь предмет с места, если он не очень тяжелый.
Размножение
Очень важной характеристикой живых существ является способность размножаться, т.е. оставлять после себя потомство. Этот процесс называется репродукцией.
Твои родители создали тебя, у кошек появляются котята, у собак — щенята. Так происходит со всеми представителями живого мира. Более того, посредством репродукции живые организмы передают свои качества новым поколениям.
Смерть
Все организмы не вечны, они умирают. Это одна из уникальных особенностей живых существ. Все живое когда-нибудь умрет. Период времени, в течение которого организмы функционируют и размножаются, называется продолжительностью жизни, и у всех она разная.
Жизнь некоторых организмов ограничивается всего лишь днями или даже часами.
Например, существуют бактерии и насекомые, которым достаточно нескольких часов, чтобы появиться на свет, повзрослеть, оставить потомство и умереть. Средняя продолжительность жизни человека составляет 65—70 лет.
А среди представителей растительного мира есть и настоящие долгожители, среди которых секвойи и баобабы. Возраст этих растений может достигать 5000 лет!
Что необходимо для поддержания жизни?
Что нам нужно для комфортной жизни? Возможно, первыми в списке будут еда, вода, дом, одежда.
Среди других потребностей могут быть общение, образование, занятия спортом и т.д. Если у тебя есть домашние животные, то ты знаешь, что для комфортного проживания им тоже нужны еда, вода, дом, твое внимание, игры, прогулки, иногда даже и одежда.
У всех живых существ есть определенные потребности, и у каждого они разные. Рыбам нужна вода, птицам — веточки, чтобы свить гнездо, растениям — свет и вода. Но базовые потребности любых живых организмов одинаковые. Нам всем нужны пища, вода, кислород, жизненное пространство и возможность поддерживать оптимальное состояние, которое называется гомеостаз.
Все живые организмы нуждаются в питании. Те, которые могут сами создавать питательные вещества, как, например, растения, называются продуцентами. Те, которые только потребляют пищу, так и называются — потребители, при этом они могут питаться продуцентами. Типичные потребители — животные в том числе и люди.
Энергия
Для поддержания жизненных функций всем существам нужна энергия. Это один из тех ресурсов, которые позволяют им выживать.
Каким образом энергия используется? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В природе огромное количество живых организмов, и каждый из них по-своему применяет энергию. Например, гепардам она нужна для погони за добычей, а некоторые виды червей используют энергию для прокачивания воды через собственное тело.
Солнечный свет
Основным источником энергии для большинства живых организмов является Солнце. Оно согревает Землю и создает благоприятные условия для существования всего живого. Для растений и других организмов, живущих за счет фотосинтеза, солнечный свет — жизненно необходимое условие существования.
Для человека солнечная энергия также очень важна. При ясной и солнечной погоде в нашем организме вырабатываются гормоны радости и удовольствия (эндорфины). Более того, солнечный свет — это еще и отличный источник витамина D для человека.
Питание
Для роста, развития и восстановления всем живым существам нужно питание, причем у каждого организма свой путь получения питательных веществ. Например, к животным питательные элементы поступают из пищи, которую они потребляют.
Питание — одно из условий для создания новых клеток, восстановления роста и пополнения сил живого организма.
Как долго человек сможет обходиться без воды? Уже через несколько часов его будет одолевать жажда. Несколько дней без воды приведут организм в критическое состояние, а ее отсутствие в течение недели может стать причиной смерти.
Почему жизнь без воды невозможна? Большинство живых существ состоит из воды. Например, ее доля в твоем организме составляет 66%. Вода необходима для протекания большинства химических реакций, происходящих в клетках. Она также помогает доставлять питательные вещества и выводить шлаки. Вода охлаждает твое тело, помогает сохранить его чистоту. Водные процедуры — обязательное условие сохранения здоровья человека.
Кислород
В воздухе нуждается большинство живых организмов (в том числе и растения), хотя есть и такие, которые не переносят кислород. Преобладающее количество организмов использует его во многих жизненно необходимых химических реакциях. По мнению ученых, кислород в земной атмосфере появился в результате деятельности древних простейших форм жизни.
Живые существа получают кислород из окружающей среды различными способами. Большинство наземных животных берет его непосредственно из воздуха, в то время как представители водного мира получают кислород, растворенный в воде. На самом деле не важно, каким образом это вещество попадает в живые организмы.
Жизненное пространство
Ты уже знаешь, что живые существа нуждаются в питании, воде, кислороде и энергии, и все это они получают из окружающей среды. Иногда количество ресурсов, необходимых для поддержания жизнедеятельности, бывает ограниченным. Не всегда доступна вода, порой сложно добыть пищу. Именно поэтому живые организмы нуждаются в определенном жизненном пространстве.
Например, растениям и грибам необходимо место для роста и развития, а животные испытывают потребность также в территории, где они могут найти себе пищу. Каждому виду нужна своя среда обитания которая отвечает его потребностям.
Известно, что животные очень ревностно защищают свою территорию. Ты наверняка сталкивался с ситуацией, когда приходил в дом друзей и их собака начинала на тебя рычать, даже несмотря на то, что видела тебя не в первый раз и всегда довольно дружелюбно относилась к тебе на улице. Почему так происходит? Ответ прост: у собаки срабатывает естественный инстинкт защиты своей территории. В данном случае она защищает дом, в который пришел чужой человек — ты!
Точно так же ведут себя и представители дикой природы. Так, например, все животные, живущие в стае, прогоняют чужаков из враждебных стай. Птицы отпугивают представителей других видов, давая понять, что они не рады случайным гостям. А смысл всех этих действий заключается в обеспечении безопасности собственного вида и создании условий для нормальной жизнедеятельности.
Экстремофилы
Экстремофилы — так называются существа, способные жить и размножаться в экстремальных условиях: при чрезвычайно высоких либо низких температурах или давлении, отсутствии света и т.д. Такие организмы не зависят от солнечной энергии, дышат газами и питаются неорганическими веществами, которые совершенно не пригодны для человека.
Классификация живых организмов
На Земле насчитывается более 10 млн видов различных организмов. Для того чтобы изучить и описать их развитие, поведение и образ жизни, ученые решили разделить всех живых существ на группы, т.е. сгруппировать их по сходным и родственным признакам Такое деление называется классификацией.
Существуют различные системы классификации живых организмов. Однако наиболее приемлемым и удобным считается деление живого мира на пять больших групп, которые называются царствами (животные, растения, грибы, бактерии и вирусы).
При этом в каждом царстве все живые существа включены в довольно сложную иерархическую структуру, в которой выделяют определенные ранги: типы, классы, порядки, семейства, роды и виды.
По мере изучения живых организмов было предложено много разных классификаций. Так, например, 2500 лет назад Аристотель предложил разделить всех животных на два типа: с кровью и без крови. Позже животных с кровью он поделил на три группы по способу их передвижения: умеющих плавать, ходить и летать. Такая классификация была актуальной до XVIII в., затем она была усовершенствована шведским врачом и натуралистом Карлом Линнеем. Согласно Линнею, основным критерием классификации растений были количество, величина и расположение пестиков и тычинок цветка, а мир животных он разделил на шесть классов по их совершенно очевидным признакам: млекопитающие, птицы, рыбы, гады, насекомые и черви. Систематик или таксономист — так называется ученый, который занимается классификацией живых организмов.
Царство животных
Животные — самое многочисленное царство. Среди его представителей находятся как самые маленькие одноклеточные организмы (инфузории-туфельки и амебы), так и гигантские млекопитающие (слоны, киты и пр.). Сюда отнесены все живые существа, у которых есть следующие признаки: особое строение клеток, способность к активному самостоятельному передвижению, питанию, дыханию, росту, развитию и размножению.
Несмотря на то, что человек также является представителем царства животных, он часто рассматривается отдельно от них.
Животные бывают одноклеточными и многоклеточными, при этом многоклеточные отличаются более крупными размерами.
По признаку наличия или отсутствия скелета все животные делятся на две группы: позвоночные и беспозвоночные. Более того, у многоклеточных животных симметричное строение тела, которое помогает им активно двигаться, сохранять равновесие и поворачиваться как вправо, так и влево. Животные бывают теплокровными и холоднокровными. У теплокровных животных температура тела постоянна и не зависит от окружающей среды, а у холоднокровных такая зависимость есть.