Что называют жанром в искусстве
Введение. Виды и жанры изобразительного искусства.
Искусство – это творчество вцелом.
Какие искусства вам известны?
Литература, музыка, танец, театр, кино.
Изобразительное искусство – пространственное, не растянуто во времени. Оно требует двух- или трехмерного пространства. Хотя в наше время благодаря техническим возможностям появился вид искусства, включающий временное пространство (видеоарт).
Изобразительное искусство отражает действительность с помощью зрительных образов:
— многообразие окружающего мира;
— мысли и чувства человека.
Это способ познания окружающего и себя самого.
Для этого художник использует обобщение и воображение.
Виды изобразительного искусства:
Архитектура
Живопись
Графика
Скульптура
Декоративно-прикладное искусство
Театрально-декорационное искусство
Дизайн
Архитектура
Архитектура – это искусство постройки зданий и сооружений для жизни и деятельности людей.
Требует трехмерного пространства.. Имеет еще и внутреннее пространство – интерьер.
Живопись
Графика
Графика делится на станковую, книжную и прикладную.
На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь и пастель.
Первые произведения графики – наскальные росписи первобытного искусства.
В Древней Греции графическое искусство было на высочайшем уровне – вазопись.
Скульптура
Материалы: кость, камень, дерево, глина, металл, воск…
Скульптура – один из самых древних видов искусства.
Первые скульптурные произведения являлись идолами, оберегами, изображали древних богов.
Различаются круглая скульптура (осматриваемая с разных сторон) и рельеф (высокий, средний, низкий, контррельеф).
Скульптура делится на виды: станковую и монументальную (памятники, монументы) и монутентально-декоративную (архитектурное убранство).
Декоративно-прикладное искусство (ДПИ)
Дизайн
Этот вид искусства включает в себя создание декорации, бутафории, костюмов, грима.
ЖАНРЫ
Термин «жанр» произошел от французского – вид, род.
Первые самостоятельные жанры появились в Нидерландах в 16 веке.
Исторический
Мифологический, религиозный
Батальный
Портрет
Пейзаж
Натюрморт
Бытовой
Марина
Анималистический
Интерьер
Исторический жанр
Мифологический жанр
Религиозный
Батальный жанр
Портрет
Пейзаж
Натюрморт
Бытовой жанр
Марина
Анималистический жанр
Интерьер
Изображение внутреннего убранства архитектурного сооружения.
Жанры изобразительного искусства
Иерархия жанров, высокие и низкие роды живописи — систематизация различных жанров изобразительного искусства по их значимости.
Жанры изобразительного искусство
Если нужно начать с самой общей характеристики жанра в искусстве, мы определили бы его как избирательность художественного творчества. Две стороны дела имеются в виду в этом определении.
Первая заключается в том, что в реальном творческом процессе художник всегда стоит перед необходимостью более или менее сознательного выбора некоей жанровой структуры, которая кажется ему оптимальной для решения данной творческой задачи. И даже в том случае, когда ни одна из существующих в его время жанровых структур художника не устраивает и он отправляется на поиски новой — то ли модифицируя одну из имеющихся, то ли скрещивая два или три известных ему жанра, то ли пытаясь сконструировать нечто совершенно в этом плане небывалое, — даже в этом случае он вынужден осуществить некий акт «жанрового самоопределения».
Портрет
Музыкант мандолины, Фешин 75 х 45,5 см.
Существуют многие разновидности портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре), портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В камерном портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение. В парадном портрете фигура обычно дается на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном — чаще на нейтральном фоне.
По числу изображений на одном холсте помимо обычного, индивидуального, выделяют двойной и групповой портреты. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые ансамбли — портретные галереи.
Портрет, в котором человек представлен в виде какого-либо аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа называют костюмированным.
Портреты различают и по размеру, например миниатюрный. Можно выделить еще автопортрет — изображение художником самого себя. Портрет передает не только индивидуальные черты портретируемого или, как говорят художники, модели, но и отражает эпоху, в которую жил изображаемый человек. [2:63]
Изображение лица человека в скульптуре или живописи во все времена привлекало художников. Особенно расцвел жанр портрета в эпоху Возрождения, когда главной ценностью была признана гуманистическая, действенная человеческая личность (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто).
Автопортрет
Пейзаж
Иван Иванович Шишкин – Рожь, холст, масло, 1878 г.
Пейзаж — традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный — ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии — марина. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. [2:56]
МАРИНА
Иван Константинович Айвазовский – Бурное море, 80,5х117, 1860 г.
МАРИНА (ит. marina, от лат. marinus — морской) — морской вид, картина (также рисунок, гравюра), изображающая море. Основное в жанре марины — воплощение морской стихии в различных состояниях, а также изображение борьбы с нею человека, попавшего в шторм. В качестве самостоятельного жанра марина появилась в Голландии в начале XVII в. [2:42]
Художник, специализирующийся в области марины, называется маринистом. Выдающимися маринистами были англичанин У. Тернер и русский художник И. Айвазовский.
Ведута
Натюрморт
Самые ранние натюрморты в нашем современном понимании жанра были созданы в XV веке до нашей эры. в могилах древних египтян изображения пищи, рыбы и мяса встречаются довольно часто. Элементы натюрморта также можно увидеть на старинных фресках и мозаиках. Интерьеры домов также были не без натюрмортов: изображения цветочных гирлянд украшали арки, двери, мебель.
Искусство натюрморта как жанр появилось в Голландии в начале XVII в. Художники изображали самые обычные вещи, но показывали их красоту и поэтичность. Одни любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие писали на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов (в Голландии П. Клас, В. Хеда, во Фландрии Ф. Снейдерс и др.). Строгостью и свободой композиции, тонкостью колористических решений, удивительной человечностью выделяются произведения одного из самых замечательных мастеров натюрморта — французского художника Ж. Шардена.
В XIX в. многие ведущие мастера живописи, работающие в разных жанрах, писали и натюрморты, особенно художники постимпрессионизма, для которых мир вещей был одной из основных тем (П. Сезанн, Ван-Гог).
С начала XX в. к жанру натюрморта обращаются художники самых разных стилистических направлений. Они экспериментируют с цветом, формой и пространством, увлекаются поиском разнообразной фактуры. Натюрморты продолжают выполняться и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере кубизма.
Изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников. Каждый художник нашел для решения этой сложной задачи свои выразительные средства. Порой человек незримо присутствует на картине, и кажется, что он только что вышел и может вернуться в любой момент. [2:50]
Анималистический жанр
Название этого жанра происходит от латинского слова «анима» — «животное». К нему относятся произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства, изображающие животных. Художник-анималист должен сочетать большую любовь и чуткость к природе с наблюдательностью ученого.
Животный мир имел огромное значение в жизни первобытного человека. Древнейшие художники оставили на стенах пещер красочные рисунки оленей, зубров и мамонтов, которые и сегодня поражают достоверностью. В I тысячелетии до н. э. магические фигурки птиц и зверей из глины, металла, кости породили в искусстве скифских племен от Карпат до границ Западного Китая так называемый звериный стиль. Непосредственность живой формы в сочетании с орнаментальностью композиций надолго останется в декоративном и прикладном творчестве многих народов.
Изображения животных достигают непревзойденной монументальности и величия в Древнем Египте. Ведь многих животных египтяне считали богами. Сфинксы, человекоподобные божества с головами зверей и птиц,воплощали связь человеческого и животного начал в природе. Та же идея единства мира побуждала древних обитателей Перу и Мексики соединять фигуры людей и животных в причудливые группы в украшениях декоративных сосудов.
В Древней Японии и Древнем Китае изображения животных стали распространенным мотивом в декоративных и монументальных композициях. Неизменно отмечается самое существенное в каждом образе. Главным достижением искусства древнего Крита была динамичность, которая пронизывала все обобщенные изображения — от быка до летучих рыбок. В странах Древнего Двуречья фигуры и головы быков, Львов, лошадей украшали посуду,оружие, резные печати и музыкальные инструменты.[3:20]
Деление на жанры в русском искусстве произошло в XVIII веке, а его признаки наблюдались и ранее. Так дело обстояло с анималистикой, жанровые черты которой обозначились в новую эпоху, хотя изображения животных встречались в живописи, декоративно-прикладном, народном искусстве средневековья. Однако в старое время еще отсутствовала целостная концепция понимания жанра, да и не было причин его сложения. В XVIII веке в связи с формированием нового искусства, основанного на светском, а не христианском мировоззрении, как это было в Древней Руси, появилась потребность общества в познании реального окружающего мира, его материальных закономерностей.[6]
Исторический жанр
Исторический жанр – один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества.
Батальный жанр
Французское слово «батай» означает «битва». От него получил название жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений и военных походов. Художники-баталисты стремятся передать пафос и героику войны. Нередко им удается раскрыть исторический смысл военных событий. В этом случае произведения батального жанра сближаются с историческим жанром, поднимаясь до высокого уровня обобщения изображаемого события, вплоть до разоблачения античеловеческой сущности войны (картон Леонардо да Винчи) и развязавших ее сил. К батальному жанру относятся также произведения, изображающие сцены военного быта (жизнь в походах, лагерях, казармах). [3:43]
Желание запечатлеть важный момент битвы или раскрыть исторический смысл военных событий приближает жанр битвы к историческому. И желание показать повседневную жизнь военных на фронте или в казармах перекликается с жанром битвы с повседневностью. Художник, работающий в жанре битвы, может быть как современником военных событий, так и их участником. Он может передать на холст не только события, но и свои личные переживания, впечатления и ощущения, связанные с этими событиями.
Люди интересовались образом воина в древние времена. Затем они изображали военных героев, осады крепостей, различные сражения и грозных военачальников. Древние изображения были найдены в Греции, Риме и на Востоке. Они нашли древние вазы, рельефы, ковры, арки, гобелены, мозаики, изображающие военную тематику.
Мифологический жанр
Мифологический жанр – изобразительные сюжеты строятся на основании мифологических повествований.
В искусстве мифологический жанр начал появляться в поздний романтический и средневековый период, когда люди перестали верить легендам и мифам, а они в свою очередь превратились в сказки, где все персонажи были вымышленными. Только тогда художники позволили себе использовать свое воображение в полной мере и смогли изобразить вымышленных персонажей такими, какими они их себе представляли.
Мифологический жанр достиг своего расцвета во времена Ренессанса. Представители этой эпохи ставят моральные и этические проблемы на первое место, которые они пытались объяснить, используя темы мифов и легенд.
Былинный жанр
Былинный жанр – построен по мотивам былин, сказаний и легенд.
Во второй половине XIX века жанр сказки занял одно из ведущих мест в изобразительном искусстве. Это новое направление имело свои особенности. Прежде всего, большинство изображений были красочными и чрезвычайно выразительными. Если вспомнить самые известные произведения этого жанра, они поражают богатством красок и оттенков. Это связано с желанием художников придать изображениям пластичность и одновременно привлечь к ним внимание общественности.
Бытовой жанр
Бытовой жанр – связан с изображением повседневной частной и общественной жизни человека.
Бытовые сцены, запечатленные художниками разных эпох, позволяют как бы заглянуть в реальную действительную жизнь давно ушедших времен. Ведь художник, изображая современную ему жизнь, словно фиксирует для грядущих поколений неповторимые особенности быта своей эпохи.
Первые зарисовки из повседневной жизни существовали во времена наскального искусства. В древних пещерах археологи обнаружили рисунки охоты, рыбалки, танцев и застолья. В Древнем Египте такие рисунки были изображены на стенах гробниц и имели сакральное значение. Они должны были обеспечить покойного богатой и успешной жизнью в загробной жизни. А в Древней Греции бытовые рисунки были обычны на вазах. В средние века, несмотря на то, что все было посвящено религии, в том числе и искусству, бытовой жанр начал постепенно насыщать религиозные сцены.[5]
Жанры и стили в искусстве
Все виды искусства делятся на две категории:
1. Пространственные (или пластические, зрительные, изящные, по англ. Fine arts) – виды искусства, произведения которых имеют предметный характер. К ним относятся: графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративное и прикладное искусство, дизайн, народное искусство.
Жанр (фр.genre – род, вид) — подразделения каждого вида искусства, обусловленное многообразием конкретных возможностей художественного освоения действительности. В истории теоретического осмысления искусства предполагаются различные принципы жанрового деления – тематические, конструктивные, функциональные. Каждый жанр делится на несколько поджанров. В результате одно произведение искусства можно отнести к различным жанровым группам. Например: скульптура «Медный всадник» Э.М.Фальконе – памятник, конный памятник, портрет, исторический портрет, аллегорический портрет.
Существовало и различное отношение к жанрам. Классицизм предполагал строгую иерархию жанров, они оценивались как «высокие» и «низкие». Романтизм отвергал такую иерархию. При нем стало возможным столкновение комического и трагического.
Стиль (гр. Stylos – палочка для письма по воску, письмо, слог) – совокупность, единство характерных признаков, присущих искусству какого-либо народа, какого-либо времени. Например: греческий стиль, египетский стиль, романский стиль, Возрождение.
Иногда этот термин используется при обозначении группы памятников, обладающих какими-либо определенными признаками. Например: краснофигурный или чернофигурный стиль в греческой вазописи. Словом «стиль» обозначают также индивидуальную творческую манеру архитектора, скульптора, живописца. Например, стиль Гогена.
Жанры и виды искусства.
Искусство– составная часть духовной культуры человечества, практика освоения мира. К нему, как правило относят группу разновидностей человеческой деятельности – живопись, музыку, театр, художественную литературу. Роль искусства в жизни людей имеет историческую ценность.
Жанр в Искусстве(франц.-род, вид): внутреннее подразделение видов искусства, сложившееся в процессе художественного освоения действительности. Каждый вид искусства имеет свою систему жанров. Так, в изобразительном искусстве в содержательном плане различают исторический, бытовой, батальный жанры, а по предмету изображения – жанр портрета, пейзажа, натюрморта. В литературе также существуют различные жанры: эпический – героическая или комическая поэма, роман, рассказ; лирический – ода, элегия, стихотворение, песня; драматический – трагедия, комедия.
В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенная схема:
Изобразительное искусство-группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура.
Живопись— плоскостное изобразительное искусство, его специфика заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность, изображение реального мира, преобразованного творческим воображением художника.
Живопись подразделяется на:
Театральное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Его важнейшие элементы существовали уже в первобытных обрядах, в тотемических плясках, в копировании повадок животных.
Кино- это синтетическое искусство в него включены органические элементы такие как, литература (сценарий, песни), живопись (мультфильм, декорации в художественном фильме), театральное искусство (игра актеров), музыка, которая служит средством дополнения зрительного образа.
Основные элементы управления производственными процессами в искусстве (планирование, организация, контроль).
Управление в сфере профессионального искусства в целом представляет собой сочетание управления художественным процессом, организационной и экономической деятельностью; его целью является формирование благоприятных условий для созидания, пропаганды и распространения искусства, охраны авторских прав, достижение определенного оптимального финансового результата. Решение этих задач неразрывно связано с повышением культуры обслуживания населения, с созданием услуг для различных категорий населения.
Планированиестратегий развития шоу-бизнеса опирается на изучение интересов аудитории потребителей, выявление спроса на те или иные продукты и услуги (маркетинг), производство их и продвижение на рынок культурных услуг в шоу-бизнесе.
Организация (фирма, ассоциация, концерн, объединение) как группа людей, деятельность которых социально координируется для достижения общих целей. Структурирование деятельности организации осуществляется посредством следующих этапов:
· определение формы деятельности. На этом этапе формулируются цели работы организации и вырабатывается организационная структура.
· определение критериев эффективности. Здесь отражается связь между целями деятельности организации и предполагаемыми ее результатами, прогнозируется баланс возможной стоимости художественных ценностей и финансовых интересов организации. Все это требует от руководителей компании умения прогнозировать результат деятельности, обеспечивать баланс культурной миссии фирмы и интересов бизнеса.
· формирование кадровой структуры, что способствует эффективной деятельности организации и творческого вспомогательного состава работающих, а также формированию штатной структуры организации.
· определение эффективности управления. Здесь прослеживается взаимосвязь между штатной структурой организации и уровнем квалификации кадров управления.
· переоценка целей. На этом этапе анализируется соотношение запланированных и достигнутых результатов, оценивается миссия, определяются новые цели и корректируется прежняя концепция организации (фирмы).
Виды и жанры изобразительного искусства
Содержимое разработки
Виды и жанры изобразительного искусства
Искусство – это художественное творчество в целом. Когда говорят о видах искусства, имеют в виду различные произведения, которые могут быть объединены по какому-то общему для них признаку.
Виды изобразительного искусства:
Графика – вид изобразительного искусства, связанный с изображением на плоскости. Главные средства изображения – штрих, пятно, линия, тон. В графике принимают участие обычно два контрастных цвета (например: черный и белый, коричневый и охристый и др. )
Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют трехмерный объем. Эти произведения (статуи, бюсты, рельефы и т.п.) выполняются из твердых или пластических материалов.
Архитектура – зодчество, искусство проектировать и строить. Это создание зданий, скверов, парков, создание новых городов и реконструкция старых
Декоративно – прикладное искусство
Декоративно-прикладное искусство – создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту (посуда, мебель, одежда, украшения и т.д.)
Декоративно – прикладное искусство
Жанры изобразительного искусства
Жанр – в теории изобразительного искусства область искусства, ограниченная кругом тем, предметов изображения, авторским отношением к предмету.
Термин «жанр» произошел от французского – вид, род. Первые самостоятельные жанры появились в Нидерландах в 16 веке.
Жанры изобразительного искусства:
Исторический жанр – это произведения искусства, в которых отражены реальные исторические персонажи или события.
Батальный жанр – это произведения искусства, в которых отражены военные эпизоды. Художник, который пишет на батальные темы, называется баталистом.
Суриков «Переход Суворова через Альпы»
Портрет – это изображение человека в скульптуре, живописи, графике. Портреты, написанные художниками, доносят до нас образы людей прошедших эпох.
«Джоконда» Леонардо да Винчи
Репин. Портрет Третьякова.
Пейзаж – картина, в которой природа стала её главным содержанием. Как самостоятельный жанр пейзаж возник в Голландии. Пейзажная живопись разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, в других тонко передано состояние. Еще есть фантастические пейзажи.
Импрессионисты стремились передать в картинах свое впечатление от природы.
К. Моне. Дама в саду
Алексей Кондратьевич Саврасов
Саврасов.Зимний пейзаж. Оттепель
Винсент Ван Гог. Звездная ночь над Роной.1889.
Натюрморт –это картины, объктами которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т.д.) Термин «натюрморт» произошел от французского слова, буквально означающего «мертвая природа».
Хруцкий. Цветы и плоды.
Федор Толстой. Цветок, бабочка и мухи.
Бытовой жанр – это картины, на которых отражены эпизоды из повседневной жизни людей.
Марина – это произведения искусства, на которых изображено море.
Художник, который пишет море, называется маринистом.
Айвазовский –художник «маринист», написал 6000 картин о море.
Айвазовский. Восход луны.
Анималистический жанр – это произведения искусства, на которых изображены животные.
Иван Шишкин и Константин Савицкий
Утро в сосновом лесу.
Серая и гнедая лошади и шотландская борзая
Мифологический жанр – это произведения искусства, в которых отражены мифологические сюжеты.
Серов. Похищение Европы.
Брюллов «Последний день Помпеи»
ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС
Персей и Андромеда
Васнецов «Витязь на распутье»
Интерьер – изображение внутреннего убранства архитектурного сооружения.
К.А. Зеленцов В КОМНАТАХ. ГОСТИНАЯ С КОЛОННАМИ НА АНТРЕСОЛЯХ 1830-е гг
Автор: Жуковский Станислав Юлианович Интерьер. 1910-е
Э.К. Липгарт ПАРАДНАЯ ГОСТИНАЯ В МИХАЙЛОВСКОМ ДВОРЦЕ 1896 г.
Рудольф фон Альт, Салон в квартире графа Ланкоровски в Вене (1869)