Что называют записью в электронной базе данных

Информационные технологии. 10 класс (Базовый уровень)

§ 1. Понятие базы данных. Система управления базами данных (СУБД)

1.1. Базы данных. Поле. Запись

Основой современных информационных технологий являются данные. Практически все информационные системы в той или иной степени связаны с функциями долговременного хранения и обработки данных. Информация является фактором, определяющим эффективность любой сферы деятельности.

Данные, предназначенные для компьютерной обработки, целесообразно структурировать, т. е. организовывать определенным образом. Именно структурирование позволяет пользователю оптимизировать работу с данными (сократить время поиска, обеспечить эффективное хранение, исключить ошибки при обработке).

База данных (БД) — совокупность взаимосвязанных и организованных определенным образом данных.

Базы данных можно классифицировать исходя из способов организации их хранения и обработки:

1. Иерархическая. Такую модель можно изобразить в виде дерева, состоящего из объектов различных уровней.

2. Сетевая. Является обобщением иерархической, т. е. каждый элемент вышестоящего уровня может быть связан с любыми элементами следующего уровня.

3. Реляционная. В такой модели данные организованы в виде таблиц, между которыми установлены связи.

Рассмотрим реляционные БД, как наибольший распространенный в сегодняшнее время.

Таблицы состоят из строк и столбцов. В таблицах баз данных — это записи и поля.

Запись — строка таблицы базы данных, содержащая данные об одном объекте.

В таблице из примера 1.1 пять записей и каждая запись содержит данные об определенном киносеансе.

Поле — столбец таблицы базы данных, в котором указываются значения определенного свойства объектов базы данных.

В таблице из примера 1.1 (п. 3) четыре поля: «Кинотеатр», «Фильм», «Время», «Стоимость».

Взаимодействие с базами данных лежит в основе функционирования многих ресурсов в Интернете.

Электронный школьный журнал работает с базой данных, содержащей информацию о педагогическом коллективе учреждения образования, об учащихся, классах, учебных предметах, отметках и т. д.

Доступ к базе данных необходим при оплате товаров в супермаркете, когда кассир считывает штрих-код с покупок, а также при поиске товаров в интернет-магазинах.

При посещении Национальной библиотеки обычно приходится обращаться к базе данных, содержащей сведения обо всех книгах, имеющихся в этой библиотеке, о ее читателях, заявках на бронирование книг и т. д.

Пример 1.1. Классификация баз данных.

Что называют записью в электронной базе данных

Что называют записью в электронной базе данных

3. Таблица реляционной БД.

Что называют записью в электронной базе данных

Что называют записью в электронной базе данных

Франк Кодд (23 августа 1923 г. — 18 апреля 2003 г.) — британский ученый, труды которого заложили основы теории реляционных баз данных. Работая в компании IBM, он установил правила, определяющие базу данных как реляционную.

Источник

Ответы Основные понятия база данных и информационная система

Задание 1. Что такое база данных?

Задание 2. В чем различие между фактографическими и документальными БД?

Задание 3. Что такое распределенная БД?

Задание 4. Что такое информационная система? Приведите примеры информационных систем.

Задание 5. Что вы знаете о реляционной БД?

Задание 6. Что такое запись, поле? Какую информацию они содержат?

Задание 7. Определите имена полей в таблицах «Домашняя библиотека», «Погода», «Успеваемость», «Факультативы».

Поля «Домашняя библиотека»: Номер; Автор; Название; Год; Полка

Поля «Погода»: День; Осадки; Температура С; Давление, мм рт. ст.; Влажность, %

Поля «Успеваемость»: Ученик; Русский; Алгебра; Химия; Физика; История; Музыка

Поля «Факультативы»: Фамилия; Геология; Цветоводство; Танцы

Задание 8. Что такое первичный ключ БД? Какие бывают ключи?

Задание 9. Назовите объекты, сведения о которых содержат записи баз данных «Погода», «Успеваемость», «Факультативы». Определите ключи записей в этих БД.

Таблица «Погода»
Первичный ключ: День. Отдельный объект БД: Погода в определенную дату.

Таблица «Успеваемость»
Первичный ключ: Ученик. Отдельный объект БД: Успеваемость ученика.

Таблица «Факультативы»
Первичный ключ: Фамилия. Отдельный объект БД: Наличие факультативов у учеников.

Источник

База данных. Реляционная база данных

Что такое базы данных (БД) и зачем они нужны

База данных (БД) — это программа, которая позволяет хранить и обрабатывать информацию в структурированном виде.
БД это отдельная независимая программа, которая не входит в состав языка программирования. В базе данных можно сохранять любую информацию, чтобы позже получать к ней доступ.

Пример использования

Базы данных нужны для хранения информации. Чтобы получить полное понимание необходимости использования БД в современном веб-программировании, необходимо ответить на три вопроса:

Предположим, вы решили сделать сайт, где каждый пользователь может вести личный дневник наблюдения за погодой в своем городе.
Такой сайт должен иметь как минимум одну форму ввода со следующими полями: город, дата, температура, облачность, погодное явление, и так далее.
Каждый день наблюдатель записывает показания погоды в эту форму, чтобы когда-нибудь в будущем вернуться на сайт и посмотреть, какая была погода месяц или даже год назад.
Из этого примера следует, что программист каким-то образом должен сохранять данные из формы для дальнейшего использования.

Кроме обычного просмотра дневника погоды за месяц в виде таблицы, можно сделать и более сложный проект.
Например, чтобы электронный дневник чем-то качественно отличался от своего бумажного аналога, будет неплохо добавить туда возможности для простого анализа: показать какой день был самым холодным в ноябре или какой продолжительности была самая длинная серия пасмурных дней.
Получается, что данные надо не просто как-то хранить, но и иметь возможность их обрабатывать и анализировать.
Именно для этих целей и существуют базы данных.

Как хранится информация в БД

В основе всей структуры хранения лежат три понятия:

База данных

База данных — это высокоуровневное понятие, которое означает объединение совокупности данных, хранимых для выполнения одной цели.
Если мы делаем современный сайт, то все его данные будут храниться внутри одной базы данных. Для сайта онлайн-дневника наблюдений за погодой тоже понадобится создать отдельную базу данных.

Таблица

По отношению к базе данных таблица является вложенным объеком. То есть одна БД может содержать в себе множество таблиц.
Аналогией из реального мира может быть шкаф (база данных) внутри которого лежит множество коробок (таблиц).
Таблицы нужны для хранения данных одного типа, например, списка городов, пользователей сайта, или библиотечного каталога.
Таблицу можно представить как обычный лист в Excel-таблице, то есть совокупность строк и столбцов.
Наверняка каждый хоть раз имел дело с электронными таблицами (MS Excel).
Заполняя такую таблицу, пользователь определяет столбцы, у каждого из которых есть заголовок. В строках хранится информация.
В БД точно также: создавая новую таблицу, необходимо описать, из каких столбцов она состоит, и дать им имена.

Запись

Запись — это строка электронной таблицы.
Это неделимая сущность, которая хранится в таблице. Когда мы сохраняем данные веб-формы с сайта, то на самом деле добавляем новую запись в какую-то из таблиц базы данных. Запись состоит из полей (столбцов) и их значений. Но значения не могут быть какими угодно.
Определяя столбец, программист должен указать тип данных, который будет храниться в этом столбце: текстовый, числовой, логический, файловый и т.д. Это нужно для того, чтобы в будущем в базу не были записаны данные неверного типа.

Соберем всё вместе, чтобы понять, как будет выглядеть ведение дневника погоды при участии базы данных.

Теперь можно быть уверенными, что наблюдения наших пользователей не пропадут, и к ним всегда можно будет получить доступ.

Реляционная база данных

Английское слово „relation“ можно перевести как связь, отношение.
А определение «реляционные базы данных» означает, что таблицы в этой БД могут вступать в отношения и находиться в связи между собой.
Что это за связи?
Например, одна таблица может ссылаться на другую таблицу. Это часто требуется, чтобы сократить объём и избежать дублирования информации.
В сценарии с дневником погоды пользователь вводит название своего города. Это название сохраняется вместе с погодными данными.
Но можно поступить иначе:

Так мы решим сразу две задачи:

Связи между таблицами в БД бывают разных видов.
В примере выше использовалась связь типа «один-ко-многим», так как одному городу может соответствовать множество погодных записей, но не наоборот!
Бывают связи и других типов: «один-к-одному» и «многие-ко-многим», но они используются значительно реже.

Источник

Что такое База Данных (БД)

База данных — это место для хранения данных. Используется в том числе в клиент-серверной архитектуре. Это все интернет-магазины, сайты кинотеатров или авиабилетов. Вы делаете заказ, а система сохраняет ваши данные в базе.

Что называют записью в электронной базе данных

В этот статье я на простых примерах расскажу, что такое база данных и как она выглядит. А потом поясню некоторые термины из конкретной (реляционной) базы. Те, с которыми вы почти наверняка столкнетесь на работе.

Статья рассчитана на начинающих тестировщиков или аналитиков, то есть тех, кто будет работать с базой, но не на супер-глубоком уровне. Она для тех, кто только входит в мир ИТ, и многого не знает. Она объясняет, что это за звено в клиент-серверной архитектуре такое, и зачем оно нужно.

Содержание

Что такое база данных

База данных — хранилище, куда приложение складывает свои данные. Если приложение небольшое, отдельная база не нужна. Но потом это становится удобнее и выгоднее с точки зрения памяти.

Катя решила открыть свой магазинчик. Она нашла хорошую марку обуви, которую «днем с огнем» не сыскать в ее городе. Заказала оптовую партию и стала потихоньку распродавать через знакомых. Пришлось освободить половину шкафа под коробки, но вроде всё поместилось.

Что называют записью в электронной базе данных

Обувь хорошая, в розницу заказывать в других местах невыгодно — и вот уже у Кати есть постоянные клиенты, которые приводят друзей. Как только какая-то пара заканчивается, Катя делает новый заказ.

Но покупатели хотят новинок, разных размеров. Да и самих покупателей становится все больше и больше. В шкаф коробки уже не влезают!

Что называют записью в электронной базе данных

Теперь, если покупатель просит определенную пару, Катьке сложно её найти. Пока коробок было мало, она помнила наизусть, где что лежит. А теперь уже нет, да и все попытки организовать систему провалились. Места мало, да и детки любят с коробками поиграть.

Что называют записью в электронной базе данных

Тогда Катька решила арендовать складское помещение. И вот теперь красота! Не надо теснить своих домашних, дома чисто и свободно! И на складе место есть, появилась система — тут босоножки, тут сапоги.

Что называют записью в электронной базе данных

Чем больше объемы производства, тем больше нужно места. Если в начале пути склад не нужен, всё поместится дома, то потом это будет оправданно.

То же самое и в приложениях. Если приложение маленькое, то все данные можно хранить в памяти. Но учтите, что это память на вашем компьютере, вашем телефоне. И чем больше данных туда пихать, тем медленнее будет работать программа.

Место в памяти ограничено. Поэтому когда данных много, их нужно куда-то сложить. Можно писать в файлики, а можно сохранять информацию в базу данных (сокращенно БД). Выбор за вами. А точнее, за вашим разработчиком.

Как она выглядит

Да примерно как excel-табличка! Есть колонки с заголовками, и информация внутри:

Что называют записью в электронной базе данных

Это называется реляционная база данных — набор таблиц, хранящихся в одном пространстве.

Что за пространство? Ну вот представьте, что вы храните все данные в excel. Можно запихать всю-всю-всю информацию в одну огро-о-о-о-мную таблицу, но это неудобно. Обычно табличек несколько: тут информация по клиентам, там по заказам, а тут по адресам. Эти таблицы удобно хранить в одном месте, поэтому кладем их в отдельную папочку:

Что называют записью в электронной базе данных

Так вот пространство внутри базы данных — это та же самая папочка в винде. Место, куда мы сложили свои таблички, чтобы они все были в одном месте.

Что называют записью в электронной базе данныхПример базы Oracle

Цель та же — выделить отдельное место, чтобы у вас не была одна большая свалка:

заходишь в папку в винде → видишь файлики только из этой папки

заходишь в пространство → видишь только те таблицы, которые в нем есть

Что называют записью в электронной базе данных

Хранение данных в виде табличек — это не единственно возможный вариант. Вот вам для примера запись из таблицы в системе Users. Там используется MongoDB база данных, она не реляционная. Поэтому вместо таблички «словно в excel» каждая запись хранится в виде объекта, вот так:

Что называют записью в электронной базе данных

А еще есть файловые базы — когда у вас вся информация хранится в файликах. Да-да, простых текстовых файликах!

Почитать о разных видах баз данных можно в википедии. Я не буду в этой статье углубляться в эту тему, потому что моя задача — объяснить «что это вообще такое» для ребят, которые базу в глаза не видели. А на работе они скорее всего столкнутся именно с реляционной базой данных, поэтому о ней и речь.

Как получить информацию из базы

Нужно записать свой запрос в понятном для базы виде — на SQL. SQL (Structured Query Language) — язык общения с базой данных. В нем есть ключевые слова, которые помогут вам сделать выборку:

select — выбери мне такие-то колонки.

from — из такой-то таблицы базы.

where — такую-то информацию.

Например, я хочу получить информацию по клиенту «Назина Ольга». Составляю в уме ТЗ:

Что называют записью в электронной базе данных

В дословном переводе:

Комментарии в Oracle/PLSQL — мой перевод остается работающим запросом, потому что я убрала «лишнее» в комментарии

Если бы у меня была не база данных, а простые excel-файлики, то же действие было бы:

Открыть файл с нужными данными (clients)

Поставить фильтр на колонку «ФИО» — «Назина Ольга».

То есть нам в любом случае надо знать название таблицы, где лежат данные, и название колонки, по которой фильтруем. Это не что-то страшное, что есть только в базе данных. То же самое есть в простом экселе.

Бывают запросы и сложнее — когда надо достать данные не из одной таблицы, а из разных. В базе это будет выглядеть даже лучше, чем в эксельке. В экселе вам нужно открыть 1-2-3 таблицы и смотреть в каждую. Неудобно.

А в базе данных вы внутри запроса SQL указываете, какие колонки из каких таблиц вам нужны. И результат запроса их отрисовывает. Скажем, мы хотим увидеть заказ, который сделал клиент, ФИО клиента, и его номер телефона. И всё это в разных таблицах! А мы написали запрос и увидели то, что нам надо:

id_order

order (таблица order)

fio (таблица client)

phone (таблица contacts)

И пусть в таблице клиентов у нас будет 30 колонок, а в таблице заказов 50, в результате выборки мы видим ровно 4 запрошенные. Удобно, ничего лишнего!

Конечно, написать такой запрос будет немного сложнее обычного селекта. Это уже select join, почитать о нем можно тут. И я рекомендую вам его изучить, потому что он входит в «базовое знание sql», которое требуется на собеседованиях.

Результаты выборки можно группировать, сортировать — это следующий уровень сложности. См раздел «статьи и книги по теме» для получения большей информации.

Как связать данные между собой

Вот например, у нас есть интернет-магазин по доставке пиццы. Так выглядит его база данных:

В таблице «client» лежат данные по клиентам: ФИО, пол, дата рождения и т.д.

last_name

first_name

birthdate

В таблице «orders» лежат данные по заказам. Что заказали (пиццу, суши, роллы), когда, насколько довольны доставкой?

order

addr

date

time

Роллы «Филадельфия» и «Канада»

Пицца 35 см, роллы комбо 1

Пицца с сосиками по краям

Комбо набор 3, обед №4

Но как понять, где чей был заказ? Сколько раз заказывал Вася, а сколько Алина?

Тут есть несколько вариантов:

1. Запихать все данные в одну таблицу: тут и заказы, и информация по клиентам. В целом удобно, открыл табличку и сразу видишь — ага, это Васин заказ, а это Машин.

Что называют записью в электронной базе данных

Таблица все растет и растет, в итоге получается просто огромной! А когда данных много, легкость чтения пропадает, придется листать до нужной колонки.

Поиск будет работать медленнее. Чем меньше информации в таблице, тем быстрее поиск. Когда у нас много строк, количество колонок становится существенным.

Много дублей — один человек может сделать хоть сотню заказов. И вся информация по нему будет продублирована сто раз. Неоптимальненько!

Что называют записью в электронной базе данных

Чтобы избежать дублей, таблицы принято разделять:

Новые объекты отдельно

Но надо при этом их как-то связать между собой, мы ведь всё еще хотим знать, чей конкретно был заказ. Для связи таблиц используется foreign key, внешний ключ.

Что называют записью в электронной базе данных

Нам надо у заказа сделать отметку о клиенте. Значит, таблица «orders» будет ссылаться на таблицу «clients». Ключ можно поставить на любую колонку таблицы (в некоторых базах колонка должна быть уникальной, сначала её нужно такой указать). Какую бы выбрать?

Можно ссылаться на имя. А что, миленько, в таблице заказов будем сразу имя видеть! Но минуточку. А если у нас два клиента Ивана? Или три Маши? Десять Саш. Ну вы поняли =) И как тогда разобраться, где какой клиент? Не подходит!

Можно вешать foreign key на несколько колонок. Например, на фамилию + имя, или фамилию + имя + отчество. Но ведь и ФИО бывают неуникальные! Что тогда? Можно добавить в связку дату рождения. Тогда шанс ошибиться будет минимален, хотя и такие ребята существуют. И чем больше клиентов у вас будет, тем больше шанс встретить дубликат.

Что называют записью в электронной базе данных

А можно не усложнять! Вместо того, чтобы делать внешний ключ на 10 колонок, лучше создать в таблице клиентов primary key, первичный ключ. Первичный ключ отвечает за то, чтобы каждое значение в поле было уникальным, никаких дублей. При попытке добавить в таблицу запись с неуникальным первичным ключом получаешь ошибку:

Что называют записью в электронной базе данныхЗдесь ключ — «id_order»

Вот на него и нужно ссылаться! Обычно таким ключом является ID, идентификатор записи. Его можно сделать автоинкрементальным — это значит, что он генерируется сам по алгоритму «прошлое значение + 1».

Например, у нас гостиница для котиков. Это когда хозяева едут в отпуск, а котика оставить не с кем — оставляем в гостинице!

Источник

Урок 21
Система управления базой данных Access

Общая характеристика системы управления базой данных

Что называют записью в электронной базе данныхЧто называют записью в электронной базе данныхЧто называют записью в электронной базе данных

Что называют записью в электронной базе данных

Что называют записью в электронной базе данных

Что называют записью в электронной базе данных

Что называют записью в электронной базе данныхЧто называют записью в электронной базе данныхЧто называют записью в электронной базе данных

Что называют записью в электронной базе данных

Что называют записью в электронной базе данных

Что называют записью в электронной базе данных

Изучив эту тему, вы узнаете:

— что такое база данных;
— что такое поле и запись;
— каково назначение инструментов базы данных;
— какие существуют возможности обработки данных.

Назначение базы данных

Человеку свойственно систематизировать информацию обо всем, что его окружает: о растениях, животных, химических элементах, механизмах и т. п. Созданы многотомные справочники по самым разным областям человеческого знания, и каждый может воспользоваться этой информацией. Вас интересует журавль? Вы хотите узнать о нем больше? Пожалуйста! Возьмите справочник по орнитологии. В нем хранятся все имеющиеся сведения об интересующих вас птицах, а также обо всех остальных объектах этого класса.

Что называют записью в электронной базе данных

Любой подобный справочник представляет собой хранилище информации. Допустим, что вам понадобилась информация о редком цветке. Вы должны найти специализированную библиотеку. А когда вы ее найдете, то окажетесь лицом к лицу с тысячами книг. И где-то среди них, может быть, отыщется нужная вам.

Конечно, существует система библиотечных каталогов, которая значительно облегчает поиск нужной информации. В конце концов вы найдете нужную книгу, но как это будет непросто! А если поблизости нет библиотеки?

Все эти проблемы можно решить, используя компьютерные технологии обработки информации. Вы уже знаете, что существуют специальные программы, позволяющие готовить документы и книги, производить сложные вычисления, конструировать графические объекты и т. п. Для хранения и обработки большого количества информации люди тоже придумали специальные программы, называемые системами управления базами данных.

Но прежде чем вы начнете знакомиться с ними, надо понять смысл, который вкладывается в понятие база данных. Благодаря широкому использованию компьютеров оно настолько прочно вошло в наш лексикон, что многие, понимая его на интуитивном уровне, не задумываются над тем, что стоит за этим понятием, и связывают его исключительно с компьютером. Однако базы данных, хотя они и не назывались так раньше, существовали и до появления компьютеров в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях — в виде книг, справочников, брошюр, газет, журналов и т. п.

Под базой данных следует понимать совокупность специально организованных сведений, которые хранятся на каком-либо материальном носителе, например бумаге, магнитном или оптическом носителе, киноленте. Обращаем ваше внимание на то, что это не просто набор разрозненных данных. Они обязательно должны быть связаны между собой так, чтобы человек мог составить представление о каком-либо объекте, явлении, процессе.

Например, в базе данных, хранящей кулинарные рецепты, должна находиться информация о различных пищевых продуктах, мерах веса, способах приготовления пищи и т. д. Но никому не придет в голову помещать туда же данные о стоимости сельскохозяйственных машин. Другой пример: словарь терминов по компьютерной технике содержит разъяснения понятий только из этой области. Вы не найдете в нем сведений, разъясняющих смысл, например, термина из экономики или кулинарии.

Сведения, находящиеся в одной базе данных, должны быть связаны между собой по смыслу, логически. Это достигается путем группировки, объединения их по определенным параметрам. Такой процесс получил название структурирования данных. Следует заметить, что в результате структурирования данных должна появиться база данных в компьютерном или некомпьютерном варианте, что определяется тем, был ли при этом использован компьютер.

Что называют записью в электронной базе данныхБаза данных — это совокупность структурированных данных определенного назначения.

Что называют записью в электронной базе данныхСтруктурирование данных — это объединение данных по определенным параметрам.

Объекты базы данных

Любая база данных, создаваемая в компьютере, состоит из простейших объектов, называемых полем и записью (рис. 5.1). Совокупность полей и записей составляет более крупный объект — таблицу. С помощью этих компьютерных объектов можно составить описание (модель) любого реально существующего объекта или процесса.

Что называют записью в электронной базе данных

Рис. 5.1. Объекты базы данных

Любое поле предназначено для хранения множества значений одного параметра, характеризующего реальный объект. Каждое новое значение служит отличительным признаком описываемого объекта по сравнению с другими. Например, если мы рассматриваем человека, то поле Цвет глаз может содержать значение голубой, серый, зеленый, карий и т. п. Если же поле описывает такой параметр, как вес человека, то оно будет содержать числовые значения: 45, 57, 60 и т. п.

Одно поле не может служить хранилищем значений нескольких разнотипных параметров. Представьте себе, что вы создали базу данных по своему классу и описали внешний вид каждого ученика всего в одном поле. При этом вы поместили туда данные и о росте, и о весе, и о цвете глаз, и о форме носа. В каждом поле у вас получится маленький рассказ о внешности ученика. Казалось бы, ничего страшного, ведь вся информация учтена и занесена в поле. Да вот беда: вы не сможете извлечь пользу из информации, которая записана таким образом. Например, как узнать, сколько голубоглазых детей учится в вашем классе или кто в классе самый высокий?

Поэтому на практике для каждого из параметров описываемого объекта отводят отдельное поле. При этом надо стремиться, чтобы информация, помещаемая в поле, была минимальной.

Так, например, для описания учащегося в классном журнале используется параметр «Адрес». Соответственно, в базе данных можно организовать поле — Адрес. Это поле будет содержать полные адреса всех учеников класса. Но обработку данных можно будет производить значительно эффективнее, если разбить это поле на несколько более мелких полей: Город, Улица, Дом, Квартира. Такое представление параметра «Адрес» в виде нескольких полей в базе данных позволит вам найти, например, всех учеников, живущих на одной улице или в одном доме.

Что называют записью в электронной базе данныхПоле — это простейший объект базы данных, предназначенный для хранения значений параметра реального объекта или процесса. Поле может характеризоваться следующими параметрами: имя, формат данных, тип оформления.

✔ Имя поля. Как и любой другой объект, поле при создании получает свое собственное имя. Имя поля состоит из последовательности символов — как правило, из латинских и русских букв и цифр. Именовать поля принято в соответствии с предполагаемым назначением. Например, если в поле будет храниться информация о возможных значениях цвета объекта, то разумно дать полю имя Цвет.

✔ Формат данных. Этот параметр поля служит для задания типа данных и характеризуется тем же набором значений, что и в электронной таблице. Дополнительно используется формат счетчик (серия). Обычно поля такого формата заполняются автоматически.

✔ Тип оформления. Определяет внешнее представление данных в поле указанного формата. Например, вам нужно создать поле, в котором хранятся даты рождения учеников. При создании поля введите его имя: Дата рождения. Выберите тип данных Дата. В разделе Оформление (Формат поля) выберите наиболее удобный для вас способ записи, например 30.09.2006. Здесь первые две цифры означают день, вторые две — месяц, а последние четыре — год.

Что называют записью в электронной базе данных

Вероятно, вы уже догадались, что одного поля недостаточно для того, чтобы описать какой-либо реально существующий объект. Все зависит от сложности выбранного для описания объекта. Иногда бывает достаточно небольшого количества полей, как, например, для описания воздушного шара. Здесь вполне можно обойтись полями Название, Цвет, Объем, Форма. В поле Название мы запишем название конкретного экземпляра шара, например Шар1. В поле Цвет укажем цвет этого шара, например Синий или Красный; в поле Объем — количество литров воздуха, которое может поместиться в шаре, например 7,5 или 3; в поле Форма — форму шара, например Круглый или Сердце. При описании сложных объектов, таких как, например, человек или растение, может потребоваться значительно большее количество полей.

Для того чтобы поля отражали информацию об одном и том же объекте, необходимо каким-то образом связать их между собой. Так в базе данных возникло понятие записи.

Что называют записью в электронной базе данныхЗапись — это совокупность логически связанных полей, характеризующих свойства описываемого объекта или класса объектов.

Значения записи отражают свойства конкретного объекта. Представьте себе, что имеется следующий набор полей: Имя, Название, Фамилия, Форма листьев, Цвет лепестков, Успеваемость. Трудно представить себе реальный объект, для описания параметров которого нужны были бы все перечисленные поля. Но можно, исходя из смысла названий, разделить эти поля на две записи.

Давайте порассуждаем. Если в первую запись включить поле Имя, то очевидно, что поле Название нужно включить во вторую запись. Поле Фамилия ближе по смыслу к полю Имя, чем к полю Название. Включаем его в первую запись. Далее, объект, имеющий имя и фамилию, определенно не должен иметь ни листьев, ни лепестков. Поэтому поля Форма листьев и Цвет лепестков мы включим во вторую запись. А вот поле Успеваемость явно имеет отношение к имени и фамилии. Его включаем в первую запись.

Разобрав таким образом все имеющиеся поля, мы получили две записи (рис. 5.2).

Что называют записью в электронной базе данных

Рис. 5.2. Две записи, сформированные из предложенного набора полей

Запись характеризуется количеством и типами включенных в нее полей.

В базе данных обычно описывается не один объект, а несколько однотипных объектов. В рассмотренном примере с воздушными шарами в нашей базе могут быть описаны и красные, и синие, и большие, и маленькие шары. Поэтому в базе данных будет не одна, а несколько записей указанной структуры. Запись для каждого конкретного шара называется экземпляром записи. Экземпляров записи в базе данных может быть столько, сколько объектов данного вида мы описываем. Для простоты изложения в дальнейшем мы будем называть записью любой экземпляр записи.

Совокупность экземпляров записи одной структуры называют таблицей. Таблица является документом базы данных и характеризуется следующими параметрами: имя, структура записи, количество записей.

✔ Имя. Как и любой компьютерный объект, таблица имеет собственное имя. Под этим именем она хранится в памяти компьютера.

✔ Структура записи. Этот параметр определяется количеством полей, которые соответствуют параметрам объекта. Каждое поле имеет свои формат и тип данных.

✔ Количество записей. Данный параметр указывает на то, сколько экземпляров записи содержит в себе данная таблица.

Структура базы данных

Прежде чем строить базу данных, необходимо определить, какие же параметры исследуемого объекта являются наиболее важными. Например, при построении модели библиотечного каталога к важнейшим параметрам можно отнести название книги, автора, издательство, тематику, а такими параметрами, как формат, толщина и вес книги, плотность и качество бумаги, можно пренебречь.

После того как вы отобрали интересующие вас параметры, характеризующие свойства объекта, для каждого из них создается соответствующее поле и вводится его значение. Этот процесс получил название создание структуры базы данных.

Создание структуры базы данных включает следующие этапы:

определение параметров, характеризующих свойства объекта, которые будут служить полями базы данных;

назначение каждому полю уникального имени;

определение для каждого поля формата представления данных, то есть типа данных и необходимых ограничений.

Что называют записью в электронной базе данныхСтруктура базы данных — это набор поименованных полей, описывающих свойства объектов одного класса.

Первым шагом при создании базы данных является определение ее структуры в виде набора полей. Вся последующая работа с базой данных будет зависеть от того, насколько тщательно спланирована структура записи. В базе данных работа ведется с полями и записями, а не с отдельными ячейками, как в табличном процессоре. Структуру базы данных можно неоднократно изменять, добавляя и удаляя поля и изменяя их параметры. Но следует помнить, что необдуманные операции над заполненной базой данных могут привести к невосполнимым потерям информации.

Инструменты системы управления базой данных

Для организации работы с базами данных создан специальный комплекс программ, получивший название системы управления базами данных (СУБД). СУБД предоставляет пользователю различные возможности поиска, сортировки, модификации и редактирования данных.

К основным инструментам СУБД можно отнести:

инструменты для работы с записями и полями;

инструменты управления отображением базы данных;

инструменты обработки данных;

инструменты вывода данных.

Инструменты для работы с записями и полями

К инструментам для работы с записями и полями относятся: сортировка записей, вывод записей на экран, фильтр.

✔ Сортировка записей. Позволяет представить записи в упорядоченном виде.

✔ Вывод записей на экран. При помощи этого инструмента можно скрыть часть записей. Это делается для удобства работы с определенным набором записей. Используя этот же инструмент, можно вывести на монитор ранее скрытые записи.

✔ Фильтр. Позволяет производить отбор данных по одному из имеющихся шаблонов. Фильтр по своим функциям можно сравнить с ситом. Просеивая через сито муку, мы отбираем только те частички, которые проходят сквозь ячейки сита. Применяя к таблице фильтр, мы выделяем только те записи, которые удовлетворяют заданному условию.

Инструменты управления отображением базы данных

База данных может быть представлена в двух режимах: как таблица и как форма.

✔ Режим таблицы. В этом режиме информация из базы данных выводится на экран в виде строк и столбцов и напоминает электронную таблицу (рис. 5.3). Вы можете видеть одновременно все записи, что облегчает их редактирование.

Что называют записью в электронной базе данных

Рис. 5.3. База данных в режиме таблицы

✔ Режим формы. В режиме формы вы будете видеть перед собой только одну запись, реализованную наглядно (рис. 5.4). При этом в нижней части окна формы находится панель с кнопками перехода по записям, позволяющая выбирать первую, последнюю, следующую или предыдущую записи.

Что называют записью в электронной базе данных

Рис. 5.4. База данных в режиме формы

Кроме переключения режимов эта группа включает в себя также инструмент для разработки дизайна формы. С его помощью можно изменить порядок перехода между полями, размер поля, его цвет. Можно вставить готовую картинку и нарисовать рисунок.

Инструменты обработки данных

База данных, как мы уже говорили, является не только хранилищем информации, но и мощным средством их обработки. Представьте себе, что вы занесли в компьютер информацию обо всех растениях на земном шаре. Вы описали все: название, цвет, форму, размер и т. д. У вас получился огромный список. Но как найти в этом списке самый большой цветок или, скажем, самое высокое дерево? Как узнать количество цветов, начинающихся с буквы «К»? ОтЬеты на эти и другие вопросы станут для вас очевидными, если вы познакомитесь с возможностями обработки информации в базе данных. База данных располагает следующими инструментами обработки данных: поиск/замена, сортировка, группировка, фильтрация.

✔ Поиск/замена. Позволяет находить в базе данных информацию согласно образцу, указанному пользователем. Например, вам надо найти информацию о цветке, названия которого вы не знаете, но о котором вам точно известно, что он желтого цвета. Тогда, выполнив команду основного меню Правка ► Найти, вы вводите образец для поиска — слово Желтый (рис. 5.5). Результатом поиска будет таблица, в которой окажутся все записи, содержащие слово Желтый хотя бы в одном из полей.

Что называют записью в электронной базе данных

Рис. 5.5. Поиск значения по образцу

Теперь представьте себе, что при заполнении базы данных вы ошибочно указали место произрастания целого ряда растений. Вместо Южная Америка написали Северная Америка. Тогда вы вводите образец для поиска — Северная Америка, и образец для замены — Южная Америка (рис. 5.6). Далее вы можете использовать одну из трех имеющихся возможностей: продолжить поиск образца, заменить найденное значение, заменить все значения.

Если вы щелкнете на кнопке Продолжить, то перейдете к следующей записи, содержащей искомое значение, без изменения найденного значения. Если вы щелкнете на кнопке Заменить, то будет произведена замена только в текущей записи базы данных. Если вы выберете вариант Заменить все, то замена будет произведена сразу во всех записях базы данных.

Что называют записью в электронной базе данных

Рис. 5.6. Поиск и замена значения

✔ Сортировка. С помощью сортировки можно переставлять записи в нужном порядке. Например, вы хотите знать, у какого цветка стебель длиннее. Для этого записи сортируются по полю, которое описывает высоту растения, например Высота. При этом сортировку можно осуществлять в двух направлениях: в порядке возрастания, когда за меньшим значением следует большее (1, 2, 3, 4. или а, б, в, г. ), или в порядке убывания, когда за большим значением следует меньшее (100, 99, 98. или я, ю, э. ).

Сортировку можно выполнять одновременно по нескольким полям. Например, вам надо найти самый высокий цветок желтого цвета, название которого начинается на «Р». Для этого вам придется отсортировать три поля. Сначала переставим все записи в алфавитном порядке. Для этого отсортируем поле Название по возрастанию, то есть в алфавитном порядке. В качестве второго поля для сортировки укажем поле Цвет и тоже отсортируем его по возрастанию. Теперь отсортируем поле Высота в порядке убывания. В результате проведенной сортировки все записи будут переставлены следующим образом:

• все записи будут выстроены по алфавиту;
• в пределах каждой буквы записи будут отсортированы по цвету;
• внутри каждого цвета записи будут отсортированы по высоте.

✔ Группировка данных. Группировка неразрывно связана с сортировкой. Дело в том, что при составлении отчетов имеется возможность организовывать отсортированные записи в группы двумя способами. Можно организовать группы только по первой букве. Например, вы отсортировали названия цветов по алфавиту. Укажите способ группировки только по первой букве. Тогда при формировании отчета сначала отдельной группой будут идти все цветы на букву «А», затем на букву «Б» и т. д.

Второй способ заключается в организации групп по изменению содержимого поля в целом. Например, вы отсортировали базу данных по полю Высота и указали способ группировки по изменению содержимого. Тогда все записи будут объединены в группы по мере того, как будет изменяться значение поля Высота.

✔ Фильтрация. Позволяет организовывать «сито», через которое можно «просеивать» записи базы данных. Фильтрация позволяет выбирать из всего множества записей только те, которые отвечают заданным условиям (рис. 5.7).

Что называют записью в электронной базе данных

Рис. 5.7. Окно настройки фильтра

Параметры фильтрации, как и сортировки, задаются пользователем. Каждому новому фильтру присваивается собственное имя. После этого нужно указать тип фильтра. Существуют два типа фильтров: простой фильтр и фильтр с формулой.

По умолчанию предлагается создать простой фильтр, задав условия фильтрации. Делается это следующим образом:

1) сперва выбирается поле, для которого задается условие;

2) затем назначают способ сравнения (равно, больше, меньше и т. д.);

3) после этого указывают образец для сравнения.

При организации фильтра можно объединять несколько условий при помощи логических функций. Обычно используются две логические функции: логическое И и логическое ИЛИ. Функция И объединяет два условия. Для того чтобы запись была отобрана фильтром, необходимо, чтобы она отвечала обоим условиям одновременно.

Например, нужно отфильтровать все записи, соответствующие желтым цветам высотой более двух метров. Сформируем первое условие:

1) в качестве поля для первого условия выберем поле Цвет;

2) в качестве способа сравнения укажем равно;

3) в качестве образца для сравнения введем слово Желтый.

Сформируем второе условие:

1) выберем поле Высота;

2) в качестве способа сравнения укажем больше;

3) для сравнения введем число 200.

Теперь объединим эти два условия, выбрав логическую функцию И.

Если в качестве логической функции выбрать ИЛИ, то фильтр отберет все записи, отвечающие первому условию, и все записи, отвечающие второму условию. В результате такой фильтрации в таблице будут отображены записи обо всех желтых цветах любой высоты и все записи о цветах высотой более двух метров любого цвета.

✔ Вычисляемые поля. Большие возможности для обработки данных открывают вычисляемые поля. В качестве значений в такие поля вводят формулы. В формулах могут содержаться числа, имена полей или функции. Любое вычисляемое поле должно начинаться со знака равенства. Например, вы работаете с базой данных кулинарных рецептов. В рецепте содержатся данные о расходе продукта на приготовление одной порции. Вам нужно приготовить пять порций. Тогда в качестве значения дополнительного поля вы вставляете формулу:

где Расход — имя поля, содержащего данные о расходе продукта на приготовление одной порции, 5 — число порций. Для каждой конкретной записи значение будет вычисляться по общей формуле.

Инструменты вывода данных

Результаты обработки информации, содержащейся в базе данных, могут быть выведены в виде отчета.

Под отчетом понимают специальную форму для вывода информации из базы данных. Форма может быть создана пользователем или выбрана из предлагаемого системой типового набора.

Действия по созданию отчета можно разбить на несколько этапов: задание общих параметров оформления, включение полей, сортировка, группировка, установка фильтра, определение итогов.

✔ Задание общих параметров оформления. На данном этапе определяются название отчета, его ориентация на странице и параметры шрифта.

✔ Включение полей. На этом этапе вы определяете, какие поля записи войдут в отчет. Чтобы добавить поле в отчет, надо выбрать его в списке доступных полей. Можно указать, требуется ли выводить имена полей на каждой странице, а также показывать ли итоговую информацию.

✔ Определение итогов. На этом этапе осуществляется итоговая обработка информации, приведенной в отчете.

О том, как выполняется сортировка, группировка и фильтрация, было рассказано ранее.

Для каждого из полей отчета вы можете задать способ обработки итогов. Например, если в отчете присутствует поле Вес и указан способ обработки Сумма, то вы узнаете суммарный вес по всем записям. Вы можете указать одновременно несколько способов итоговой обработки. На этом этапе также определяется порядок вывода итоговой информации в отчете. Вы можете разместить ее в конце каждой группы или в конце отчета, выводить ее под каждым столбцом или вместе со строками.

Контрольные вопросы

1. Для чего предназначена база данных?

2. Приведите определение базы данных и поясните его смысл. Приведите примеры баз данных.

3. Из каких объектов состоит база данных?

4. Дайте определение поля и приведите примеры полей.

5. Какие форматы данных существуют для объекта «поле»?

6. Что такое запись?

7. Как вы понимаете структуру базы данных?

8. Что такое СУБД и в чем состоят ее функции?

9. Что такое инструменты СУБД?

10. Какие группы инструментов СУБД вы знаете?

11. Чем отличается режим таблицы от режима формы?

12. Какие существуют возможности обработки данных?

13. Для чего используется группировка?

14. В каких направлениях может осуществляться сортировка?

15. Каков порядок построения простого фильтра?

16. Когда используется логическая функция ИЛИ, а когда — И?

17. В чем отличие фильтрации от сортировки?

18. В каких случаях нужен фильтр с формулой?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *