Что называют второй природой

«Вторая природа» и «Культурный ландшафт» как философские категории

Что называют второй природой

Откуда возникло понятие «культура»?

Многие зачастую противопоставляют природу культуре. В последнее время, наоборот, ее называют второй природой. Справедливо ли это? Само понятие появилось в Риме и означало первоначально агротехнические культуры. В давние времена человек занимался их возделыванием и обработкой. Затем смысл слова приобрел и другое значение. Культурой стали называть совершенствование человека, а также его духовные качества.

Что называют второй природой

То есть культура бывает материальной и духовной. Первая подразумевает под собой результат освоения мира, явлений, предметов. Вторая означает совокупность духовных ценностей. Культуру ученые-обществоведы называют второй природой. И это вполне обоснованно. Разберемся, почему.

Видео

Культура вторая природа

Эта мысль была основополагающей в среде античных мыслителей. Однако, несмотря на все их старания, взаимоотношения культуры и натуры остаются крайне напряжёнными даже в наши дни. Современные философы, как и их античные коллеги, уделяют немало времени изучению сложных взаимоотношений между природой и человеком. Выводы, к которым они пришли, мало чем отличаются от того, что говорили древнегреческие мыслители. Гармония между культурой и природой возможна, более того, она необходима для процветания людей. К сожалению, эти умозаключения не приводят к действиям, направленным на изменения текущего положения дел.

Второй природой называют биосферу, общество, деятельность, культуру и искусство. Возможно, именно их влияние мешает найти общий язык между человечеством и планетой Земля. Тысячи лет назад люди учились жизни у окружающего мира, природа наставляла и направляла их. Сейчас эту функцию выполняет культура, которая призвана развить у человека качества, способствующие выживанию в условиях жестокой конкуренции. Поэтому нынешние люди столь сильно отличаются от своих предков, ведь они живут в абсолютно ином мире. Понятие «вторая природа» очень точно описывает мир людей, полностью заменивший для них естественную среду обитания.

Влияние человека на природу

Как было сказано ранее, с самого своего появления человечество влияет на природу тем или иным образом. Вся его деятельность направлена на это, и, безусловно, несет в себе различные природные изменения. Главной задачей человека является гармоничное сосуществование с природой.

Что называют второй природой

Но иногда своей деятельностью человек нарушает эту гармонию. Все изменения, направленные на изменение природы человеком, носят название культуры. Чтобы и дальше существовать в природе, человек должен бережно к ней относиться. То есть, изменять, «возделывать» культуру, как он и возделывал землю, но в соответствии с законами природы.

Нет культуры без натуры

Второй природой называют то, что наслоилось поверх естественных желаний и стремлений, местами дополнив, а то и вовсе заменив их. Но всегда остаются базовые инстинкты и ценности, необходимые нашему виду для выживания. Когда первая и вторая природа человека вступают в противоборство, в подавляющем большинстве случаев побеждают именно естественные позывы. В ситуациях, угрожающих жизни человека или его близких, все культурные наслоения отваливаются, словно шелуха, освобождая место для безжалостных и нецивилизованных, но эффективных действий.

Таким образом, можно предположить, что у людей есть базовые инстинкты и потребности, которые остаются неизменными для представителей любой культуры. Как бы общество ни старалось «одомашнить» нашу натуру, она всегда придёт на помощь, когда это потребуется. Культура — вторая природа, ей никогда не стать первой, основной, без которой жизнь человека была бы невозможна.

“SECOND NATURE” AND “CULTURAL LANDSCAPE” AS PHILOSOPHICAL CATEGORIES

The article examines the categories “ second nature ” and “ cultural landscape ” in the framework of philosophical studies, the question is raised about their simultaneous application necessity. An attempt is undertaken to compare these notions; revealing their differences with the use of the traditional separation of culturological and geographical directions in the conception of cultural landscape is emphasized. The conclusion is made that the mentioned categories in the first approach may be considered as complementary ones, in the second approach as identical ones.

Источник

Почему культуру называют второй природой?

Что называют второй природой

В давние времена, когда люди жили среди дикой природы, им еще не было знакомо понятие «культура». Но со временем люди развивались, получали новые знания, совершенствовали мир вокруг себя. Таким образом, в жизнь вошла культура, представляющая собой суждение о жизни, совокупность достижений человечества. Некоторые не знают, почему культуру называют второй природой. Откуда пошла такая взаимосвязь? Попробуем в этом разобраться.

Откуда возникло понятие «культура»?

Многие зачастую противопоставляют природу культуре. В последнее время, наоборот, ее называют второй природой. Справедливо ли это? Само понятие появилось в Риме и означало первоначально агротехнические культуры. В давние времена человек занимался их возделыванием и обработкой. Затем смысл слова приобрел и другое значение. Культурой стали называть совершенствование человека, а также его духовные качества.

Что называют второй природой

То есть культура бывает материальной и духовной. Первая подразумевает под собой результат освоения мира, явлений, предметов. Вторая означает совокупность духовных ценностей. Культуру ученые-обществоведы называют второй природой. И это вполне обоснованно. Разберемся, почему.

Какой должна быть культура?

Во-первых, природа и культура тесно между собой взаимосвязаны. Главной задачей человечества является гармоничная жизнь с природой. Человек напрямую зависит от нее, поэтому должен оказывать положительное влияние. В противном случае он вредит не только природе, но и себе. Проблема цивилизации заключается в том, что она способна в крупных масштабах уничтожать природу. На востоке о культуре говорят: «Воистину ученым считается тот, кто смотрит на чужую жену как на мать, на чужое имущество – как на камни, а на все живые существа – как на себя самого».

Это выражение, как нельзя лучше описывает понятие культуры. Именно таким и должно быть цивилизованное общество.

Влияние человека на природу

Как было сказано ранее, с самого своего появления человечество влияет на природу тем или иным образом. Вся его деятельность направлена на это, и, безусловно, несет в себе различные природные изменения. Главной задачей человека является гармоничное сосуществование с природой.

Что называют второй природой

Но иногда своей деятельностью человек нарушает эту гармонию. Все изменения, направленные на изменение природы человеком, носят название культуры. Чтобы и дальше существовать в природе, человек должен бережно к ней относиться. То есть, изменять, «возделывать» культуру, как он и возделывал землю, но в соответствии с законами природы.

Появление культуры

На первый взгляд, природа и культура – совершенно разные понятия. Мир природы существует уже очень давно. В ней всегда все гармонично. Культура же – это некий искусственный мир, созданный человеком. Однако, нельзя и забывать то, что культура возникла именно из природы, точнее, в результате взаимодействия человека с природой. Иными словами, культура – это искусственное явление, и она противоположна природе. Но, с другой стороны, она как раз-таки и лежит в основе культуры. Еще в древние времена, когда человеку необходимо было убежище, еда, орудия труда, он брал все из природы. Потихоньку эта деятельность перерастает в некую систему и появляется культура. По сей день человечество живет за счет природы, извлекая из нее все необходимое, в то время, как параллельно существует в другой природе – культуре, искусственно созданной когда-то.

Что называют второй природой

Культура не стоит на месте. Она все время развивается. На данный момент очень важно, чтобы она существовала в гармонии с первоначальной природой и ее законами.

Напоследок

Сегодня можно утверждать, что культура – это и есть вторая природа. Такая взаимосвязь просто не может делать их противоположными явлениями.

Источник

Бытие произведенных человеком вещей «второй природы»

Большинство окружающих нас вещей и предметно-вещественных целостностей произведены людьми. Они входят и в житейское, и в философское понятие «окружающий мир» в качестве важного элемента. Но в истории домарксистского материализма (а также в ряде современных работ, написанных от имени диалектического материализма), это, по существу, не учитывается, поскольку понятие «окружающий мир» остается недифференцированным.

В чем же состоит отличие «второй природы» от первой? С одной стороны, воплощенный в ней материал первой природы есть объективная и первичная реальность, развивающаяся по законам, независимым от человека и человечества. С другой стороны, в предметах второй природы воплощены, или, если воспользоваться термином Гегеля и Маркса, «опредмечены», труд и знания человека. В них воплощено и то, что Маркс называл «социальной душой» этих предметов: ведь все они предназначены выполнять определенные функции в жизни людей, удовлетворять социально зафиксированные человеческие потребности.

Так, станок — не просто предмет, сделанный из металла и каких-то других материалов (которые, кстати, тоже часто принадлежат ко «второй природе», ибо прошли через горнило человеческой деятельности). В нем предметно, материально запечатлены знания людей, воплощены труд и навыки тех, кто его изготовил. Для того чтобы использовать и, в случае необходимости, преобразовать далее предметные результаты человеческого труда, требуются не только знания о материалах природы, из которых предметы сделаны. Нужно, чтобы люди, которые пускают их в дело, хотя бы частично располагали ранее воплощенными в них знаниями об их назначении, процессе работы, особенностях конструкции и т. д. Или, если снова применить термин Гегеля и Маркса, нужно «распредметить» эти знания. Идеалисты акцентируют внимание на роли духовных, идеальных элементов в процессе труда, предметной деятельности человека. Сторонники материалистической диалектики также отводят существенную роль таким компонентам человеческой деятельности, как целеполагание, формирование проекта, плана действий, образа изготовляемого предмета и т. д. Эти компоненты можно назвать идеальными, поскольку благодаря им формируется идея предмета, которая затем воплощается в жизнь.

Материалистическая диалектика подчеркивает, что бытие предметов и процессов «второй природы» состоит в том, что они представляют собой нерасторжимое единство природного материала, опредмеченного духовного (идеального), опредмеченной деятельности конкретных индивидов и социального предназначения, функций данных предметов. Будучи созданными в качестве такой особой единой реальности, эти предметы заданы, объективно предпосланы последующим актам человеческого труда, познания, творчества.

Природный материал, объективные природные процессы составляют, таким образом, то первичное и реальное в предметах «второй природы», с чем в человеческой деятельности нельзя не считаться, с чем требуется жестко сообразовывать свои цели, планы, проекты, замыслы, критерии. Если, положим, из одного и того же металла можно сделать совершенно разные виды предметов (да и изготовление каждого вида предметов в принципе предполагает многовариантность результатов), то все же металл в данном случае обладает инвариантными, то есть постоянными исходными свойствами. Человек может многократно менять проекты и способы изготовления предметов из металла, но во всех случаях относительно постоянной первоосновой будут свойства металла как объективно данные и все глубже раскрываемые, осваиваемые людьми. И, однако, специфика бытия предметов «второй природы» и ее как целого состоит в том, что это совершенно новая по сравнению с первой природой комплексная (природно-духовно-социальная) реальность.

«Вторая природа» — мир единый и в то же время чрезвычайно многообразный. Это орудия труда от самых первых, простых, созданных человеком на заре цивилизации, до сложнейших современных машин и механизмов, средств транспорта и коммуникаций. Это — промышленность и энергетика, это — строительные площадки, дороги, обрабатываемые поля. Это — города и поселки. Это — радиостанции и телецентры, космодромы и космические корабли, школы, вузы, музеи, театры и т. д. Это предметы, окружающие нас в быту,— мебель, одежда, да и вообще множество самой разнообразной утвари, приспособлений, приборов. Это и предметы, специально приспособленные для удовлетворения потребностей человеческого духа,— книги, картины, статуи и т. д. Словом, речь идет о предметном богатстве, системах и всем «поле» человеческой цивилизации, культуры.

Отличие бытия предметно-вещного мира культуры от бытия природных вещей — это не только отличие искусственного (созданного, произведенного) от естественного. Главное отличие в том, что бытие «второй природы» по самому своему существу есть социально-историческое, а именно цивилизованное бытие. Вещи «второй природы», живя природной жизнью, проживают и другую свою жизнь: они обретают особое место в бытии человеческой цивилизации.

Есть еще один принципиально важный аспект, связанный с относительным различием первой и «второй природы», а одновременно — с их принадлежностью к единой форме бытия и к единству мира как целого. Долгое время люди не осознавали достаточно четко, что между первой и «второй природой» возможны не только отношения взаимосвязи, согласованности, но и конфликтного противостояния. Сегодня возник конфликт в виде экологических, энергетических и т. д. проблем. А потому требуются новые подходы к регулированию связи двух подвидов, в принципе относящихся к одной — вещной, предметной — форме бытия и к единому, целостному бытию мира.

Все сказанное можно суммировать в следующих выводах. При сравнении первой и «второй природы» в целом обнаруживаются не только их единство, взаимосвязь, но и их различия. Первая природа в целом — безграничное, непреходящее бытие, где существование отдельного человека является преходящим моментом. «Вторая природа» в целом — бытие, тесно связанное с временем и пространством человеческого существования, с бытием социального. Первая природа — бесконечный мир, осваиваемый человеком в его очень небольшой части,— мир в принципе необозримый, неисчерпаемый.

«Вторая природа» в целом и вещи «второй природы» — мир, где не перестают действовать законы природы, но где они причудливо, иногда конфликтно сплетаются с преобразующими действиями, сознанием индивидов, групп людей, человечества в целом. «Вторая природа» дана каждому отдельному человеку, поколениям людей объективно, реально, она существует вне и независимо от их сознания, но в отличие от природы уже воплощает в себе, опредмечивает человеческие цели, идеи, а значит, не может считаться совершенно независимой от сознания человека и человечества.

Вещи и процессы «второй природы» преобразованы, произведены людьми, и бытие этих вещей стоит как бы на границе бытия первой природы и человеческого мира. Но все же это относительно самостоятельное бытие, особая реальность и по отношению к первой природе, и по отношению к непосредственному, жизненно конкретному бытию людей. Последнее также надо рассмотреть как особую форму бытия.

Источник

Что называют второй природой

«Вторая» и «третья» природа. Результат деятельности людей по преобразованию естественной среды часто называют «второй природой». Как правило, к ее содержанию относят именно совокупность техногенных объектов (артефактов). Введение этого понятия подчеркивает, что законы и логика функционирования техногенной искусственной среды не совпадают с таковыми у «первой природы» – биосферы. «Второй природой» чаще всего называют материальную культуру человеческого сообщества. Она создается человечеством из материалов «первой природы» и по мере его исторического развития имеет устойчивую тенденцию к усложнению и усовершенствованию, однако, порожденная технической деятельностью, устойчива лишь под надзором человека. Поэтому оценка «второй природы» по мере осознания экологического кризиса становится негативной. Граница между «природами» в значительной мере условна: так, любой объект «второй природы» функционирует по законам «первой». Встречаются и нетрадиционные толкования этого понятия: так, Н.Н.Моисеев считал, что «вторая природа» – результат возникновения жизни, а ее содержание – новое вещество, которое может возникнуть только в результате жизнедеятельности живого. Когда же человек стал изменять круговорот веществ в природе, начала создаваться «третья природа» как новые формы организации косной материи и живого вещества. По мнению Н.Н.Моисеева, создание биотой «второй природы» происходит в режиме коэволюции. А «третья природа», напротив, нарушает коэволюцию, создавая отбросы – такие вещества, которые исключаются из биогеохимических циклов на время большее, чем жизнь одного поколения. Понятие «третья природа» единого смысла не получило. Она рассматривается, скорее, как следующая (после «второй природы») ступень удаления от естественной среды в результате научно-технической революции: это или искусственная жизнь, создаваемая человечеством, или искусственный интеллект, зарождающийся в недрах компьютеров. Так, Э.С.Демиденко в 1994 г. искусственную жизнь рассматривает как «третью природу», создаваемую человечеством.Усложняя «вторую природу», отмечает он, «в соответствии со своими потребностями, «человек разумный» приступает и к творению «третьей природы», или искусственной жизни, органически связанной со «второй», но качественно от нее отличной».

Лит.: Горохов, В.Г. Введение в философию техники / В.Г.Горохов, В.М.Розин. – М., 1998; Демиденко, Э.С. Ноосферные изменения. Экософия и новая культурная парадигма / Э.С.Демиденко // Историческая поступь культуры: земледельческая, урбанистическая, ноосферная. – Брянск, 1994; Кудрин, Б.И. Техногенная самоорганизация. Для технариев электрики и философов / Б.Г.Кудрин. – М., 2004; Кутырёв, В.А. Естественное и искусственное: борьба миров / В.А.Кутырев. – Нижний Новгород, 1994; Моисеев, Н.Н. Универсум. Информация. Общество / Н.Н.Моисеев. – М., 2001.

Источник

Вторая природа что это такое? Что обозначает термин Вторая природа?

Что такое Вторая природа?

Термин «Вторая природа» что обозначает?

Что называют второй природой?

В какой области знаний используется понятие «Вторая природа?»

Что называют второй природой

В наши дни «второй природой» часто называют преобразованную человеком под свои потребности естественную среду (т.е. первую природу).

Изменяя мир под свои нужды люди очень сильно изменили первоначальную, естественную природу. Появились города и поселки, дороги и мосты, поля, сады и парки, водохранилища и каналы, разработанные месторождения, измененные ландшафты, заводы и разнообразные предприятия и тому подобное. Вся совокупность этих искусственных, не существовавших ранее объектов и есть вторая природа. Это мир вещей, процессов и состояний, которых ранее в природе не было, и которые позже были произведены человечеством.

Еще «второй природой» в философии принято называть культуру.

Что называют второй природой

Что называют второй природой

Что называют второй природой

Природа – это целый вещественный мир Вселенной, органический а также неорганический.

Однако в быту чаще используется второе определение, в котором под природой имеют в виду натуральную среду обитания, все, что было сотворено в отсутствие человеческого вмешательства.

За всю пору собственного существования народ часто становился виновником трансформаций окружающей среды.

Однако роль природы в существовании людей также грандиозна, и ее нельзя недооценивать.

Человек – доля природы, он «возникает » из нее и живет в ней.

Обусловленное атмосферное давление, вода с растворенной в ней солью, кислород – все это натуральное состояние земли, какое является наилучшим для народа.

Довольно уничтожить один иэ элементов «лего», и результаты будут жалкими.

А произвольное изменение в природе быть может стать причиной кардинальных перемен в существовании всего человечества.

Собственно поэтому утверждение о том, что природа ведь может жить без человека, а человек без нее – нет и нет, в особенности злободневно.

Наверное, если открыть книги классиков литературы, то там полно будет примеров.

Что называют второй природой

Ярким примером в литературе является произведение Р.Киплинга «Маугли». Мальчик, воспитаный в стае волков по законам джунглей, окружённый дикими животными, стал обладателем твёрдого характера и чуткого сердца.

Что называют второй природой

Вымирание происходило всегда, одни организмы приходили на смену другим. Причиной были разные катастрофы, которые меняли климат, континенты и даже состав воздуха. Самое страшное началось, когда появился человек.

Животные, которых человек СЪЕЛ:

Тасманский волк, Яванский тигр, Занзибарский леопард.

Большинство птиц из-за красивого оперенья.

Что называют второй природой

А у нас ничего не меняется,как было лето холодным, так и осталось, как была зима морозной, только еще морознее стала.

Что называют второй природой

Первоцветы средней полосы, например медуница, ветреница, хохлатка зацветают рано по той причине, что они имеют возможность получить больше солнечного света, пока листья деревьев и другие лесные растения его не закрыли. Кроме того, почва после таяния снега влажная, это тоже благоприятный момент. Кроме того эти растения привлекают первых насекомых опылителей, появляющихся после зимних холодов и успевают опылиться и завязать семена, пока еще нет конкуренции со стороны других цветов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *