Что называют водоборьбой ржд
Глава VII. Борьба с водой и песком
§ 1. Борьба с водой
Под водоборьбой понимается комплекс профилактических мероприятий, направленных на быстрейший пропуск талой или ливневой воды.
Как правило, устройство пути и сооружений обеспечивает благополучный проход талой и ливневой воды. Тем не менее, при этом требуется усиленный надзор за состоянием пути, водоотводов и укрепительных сооружений, а также заблаговременная подготовка материалов для производства укрепительных работ, где это потребуется по фактическому положению.
На основе изучения состояния пути, местных условий и опыта пропуска вод за предыдущие годы ежегодно уточняется перечень мест пути, которым может угрожать проход льда и высоких вод. По этому перечню разрабатывают порядок завоза необходимых материалов (камень, хворост, рогожные кули, мешки, проволока, бревна, доски, гвозди, веревка, трос и др.) с указанием потребности в них по каждому объекту и мест нахождения резервных запасов. Материалы хранятся на незатопляемых местах, к которым всегда свободен доступ. Часть материалов держится наготове погруженными в вагоны.
Заблаговременно назначают руководителей и работников, ответственных за своевременное и полное проведение мероприятий, необходимых для обеспечения целости и устойчивости пути, сооружений и устройств на каждом неблагополучном участке или объекте как при подготовке, так и в процессе пропуска вод; устанавливается телефонная связь.
На реках и других водоемах подготавливают обыкновенные и моторные лодки.
Ливневые паводки опасны не только подъемом воды в водотоках и водоотводных устройствах. Они отличаются внезапностью, большой скоростью течения, обилием наносов, угрозой затора у сооружения и закрытия отверстий малых сооружений. Поэтому перед входными оголовками труб и перед отверстиями малых мостов ставят ограждения в виде ряда столбиков. У опасных мест заранее оборудуют осветительные средства для наблюдения за объектами и освещения работ в темное время.
Бригадиры пути, дорожные и мостовые мастера лично наблюдают за проходом воды и принимают необходимые меры.
Когда вода в кювете угрожает подняться выше бровки земляного полотна, для защиты балластного слоя от размыва по обочине земляного полотна укладывают стенку из мешков или кулей, наполненных песком. Нижний слой мешков располагают поперек обочины, следующий вдоль и т. д. (рис. 144, а). Для обеспечения необходимой плотности стенки из кулей или мешков их заполняют только на 2 /3 объема. Одновременно принимают меры к понижению уровня воды в кюветах прочисткой их ниже по течению от снега и других препятствий.
При переполнении одного из кюветов и при нормальной работе второго с низовой стороны опасного участка укладывают в шпальных ящиках деревянные лотки (рис. 144, б) для пропуска воды во второй кювет. Лотки устраивают из теса или досок. Балластную призму у входа в лоток укрепляют мешками с песком. За стенки лотков забивают глину, чтобы не допустить проход воды за ними.
Подготовительные работы по водоборьбе начинают еще при переходе от осеннего периода к зимнему: закрывают лотки, отверстия труб и малых мостов, устанавливают вешки по оси канав и т. д.
Намеченные мероприятия по пропуску весенних вод проводят во второй половине зимы. При первых признаках таяния снега вскрывают нагорные и другие водоотводные канавы и кюветы, начиная с низовой стороны, руководствуясь установленными по их оси вешками, открывают и очищают от снега и льда отверстия небольших мостов и труб и расчищают русла их от снега, открывают отверстия труб под переездами, окалывают лед у опор и конусов мостов, очищают от снега балластный слой и откосы больных мест земляного полотна, развозят к назначенным местам необходимые для водоборьбы материалы.
Наиболее ответственные канавы, которые с ранней весны работают полным сечением, расчищают от снега на все сечение, в остальных прорывают только траншею.
Для вскрытия кюветов и уборки снега с обочин земляного полотна используют путевой струг, значительно ускоряющий и удешевляющий работы.
На теневых местах в глубоких выемках, а также при большом скоплении снега на откосах выемок устраивают в снегу наклонные траншеи для ускорения стока талой воды, которая может переувлажнить грунты в откосах. В местах, где за снежными валами у щитов с нагорной стороны может скопиться вода, делают прорези в снеговых валах для выпуска воды в нагорные канавы или устраивают отвод воды вдоль валов.
Особо обращается внимание на пропуск паводковых вод через искусственные сооружения, ибо здесь могут возникнуть опасности повреждения опор моста движущимся льдом, образования заторов и размыва русла реки.
Во избежание повреждения моста от ледохода обычно еще до его начала вокруг опор окалывают лед на ширину не менее 0,5 м. В необходимых случаях перед опорами и ледорезами делаются вверх по течению прорези во льду шириной не менее 0,5 м и длиной 25 м. Околотая полоса льда для предохранения от замерзания закрывается хворостом и сверху засыпается снегом.
С наступлением периода ледохода на мостах непрерывно дежурят рабочие с баграми и пешнями для устранения заторов и недопущения задержки плывущих льдин у моста. В необходимых случаях на мостах дежурят взрывники, имеющие готовые для взрыва льда заряды взрывчатых веществ.
Для своевременного предупреждения размыва русла реки у моста и подмыва мостовых опор на всех мостах отверстием более 50 м, а также на мостах с меньшим отверстием, но при значительных скоростях течения, больших паводках и угрозе подмыва опор устанавливаются наблюдения за водным потоком.
Наблюдения за горизонтом воды ведутся по водомерным рейкам, располагаемым с верховой стороны мостов и труб в удобных для этого местах.
Размыв дна реки и подмыв опор обнаруживается промерами глубины по специальным створам. Расстояния между точками промеров в каждом створе берутся такими, чтобы можно было ясно представить очертание дна реки.
Результаты промеров оформляются в виде графиков с нанесением отметок горизонтов воды, низа ферм, подошвы рельсов, заложения фундаментов опор, русла.
На графики наносятся также результаты предыдущих промеров, что дает возможность судить о всех изменениях, происходящих в русле реки и у мостовых опор.
Содержание материала
§ 70. Водоборьба
При подготовке к пропуску весенних вод составляют перечень мест, которым угрожает паводок и где требуется организовать усиленный надзор при проходе весенних вод. В этом перечне указывают мероприятия по обеспечению безопасного пропуска воды и ледохода, количество необходимого инструмента и материалов, особенно противоразмывных (камень, фашины, доски, мешки с песком, бревна, увязочный материал и др.). Противоразмывочные материалы и инструмент размещают непосредственно у угрожаемых мест, а также на специально организуемом противоразмывном восстановительном поезде.
Для наблюдения за участками пути и сооружений, подверженных размывам и повреждениям от ледохода, выделяют ответственных работников дистанции пути. Эти места хорошо освещают и устраивают на них телефонную связь; устанавливают рейки для замеров поднятия уровня воды или организуют специальные водомерные посты.
Ранней весной, когда снег еще не начал таять, вскрывают кюветы и водоотводные канавы для того, чтобы вода стекала беспрепятственно по водостокам; из-за переполнения водоотводов вода может выйти на путь и размыть его. Ось канав и кюветов при этом определяют по вешкам, поставленным еще осенью. Вскрытие кюветов и канав начинают снизу, чтобы вода при таянии стекала по траншее, а не затопляла ее. Одновременно вскрывают отверстия труб под переездами и русла у малых искусственных сооружений, отрывая в снегу траншеи на протяжении не менее 20 м выше и ниже моста или трубы. У малых искусственных сооружений убирают щиты, закрывавшие отверстия.
В глубоких выемках, на откосах которых за зиму скопилось большое количество снега, устраивают в снегу наклонные траншеи к кюветам. С неустойчивых откосов земляного полотна удаляют снег.
При наступлении оттепели на нулевых местах и в выемках удаляют снег с балластной призмы и обочин, чтобы предупредить появление в пути просадок и выплесков.
До начала ледохода окалывают лед около свай и опор деревянных и каменных мостов и вокруг ледорезов с верховой стороны по течению. С началом бурного таяния снега внимательно наблюдают за безопасным проходом вод в малых искусственных сооружениях.
Заторы воды выше сооружения опасны тем, что при прорыве вода может обрушиться на сооружение и повредить его; заторы ниже сооружения способствуют образованию подпоров, создающих угрозу затопления и размыва сооружения. Если образуется затор льда, его ликвидируют и размельчают подрывными средствами.
В пределах пойм осматривают дамбы, бермы, земляное полотно. Малейшее повреждение откосов исправляют. При течении воды вдоль насыпи откос ее проверяют с лодки шестом. Обнаружив подмыв насыпи, откос укрепляют кулями или мешками с грунтом, поверх которых набрасывают камень. При размыве на большой глубине мешки или кули с грунтом опускают в воду по доскам или слегам, для погружения которых к концам их, опускаемым в воду, привязывают груз. Укладка кулей и мешков в два ряда защищает земляное полотно от дальнейшего размыва.
При угрозе переполнения водой кюветов балластный слой от размыва защищают укладкой кулей и мешков с грунтом на обочине земляного полотна. Первый слой мешков укладывают поперек обочины, а второй — вдоль нее.
При переполнении одного кювета и нормальной работе другого укладывают в шпальные ящики деревянные лотки для пропуска воды в нормально работающий кювет. После спада воды осматривают водоотводы и сооружения, устанавливают объемы неотложных работ и выполняют эти работы.
§ 71. Пескоборьба
Борьба с песчаными заносами бывает необходима на участках железных дорог, которые проходят через районы сыпучих песков.
Под влиянием ветра при скорости его 4 м/с и более подвижные пески приходят в движение и образуют неровности, называемые барханами. Барханы перемещаются по направлению господствующих ветров и образуют отложения в большинстве случаев серповидной формы.
Подвижные пески, если их не закрепить, способны засыпать не только выемку, но и насыпь. Пески сначала отлагаются у подошвы наветренного откоса и постепенно уполаживают его, затем они надвигаются на путь, отлагаясь в виде отдельных языков, и, если не принять своевременных мер к их задержанию, засыпают путь на значительном протяжении.
Предотвратить занос пути подвижными песками возможно закреплением их растительностью (травяной и древесной) или устройством различных искусственных защит, аналогичных по принципу работы защитам, устраиваемым для борьбы со снежными заносами. Породы растительности подбирают в зависимости от местных условий (саксаул, кандым, тамариск, черкез и др.). Для закрепления песков применяют также покрытие их поверхности битумной эмульсией, которая связывает частицы песка и образует корку.
Конструкция защит, их расположение в плане относительно пути разнообразны и зависят от местных условий. Их устраивают, например, в виде невысоких сплошных заборов или решетчатых заграждений из досок, камыша.
При незначительном отложении песка на пути его удаляют и разбрасывают по ветру вручную, большие заносы расчищают с помощью бульдозеров, грейдеров и другой землеройной техники.
Вопросы для самопроверки
Водоборьба
ВОДОБОРЬБА – система организационно-технических мероприятий по подготовке сооружений путевого хозяйства (земляное полотно, мосты, трубы, лотки, водоотводы) и объектов водоснабжения (плотины, водосливы, водозаборные сооружения, насосные станции и др.) к проходу и пропуску весенних и ливневых вод, а также по проведению ежегодных укрепительных, ремонтных и строительных работ по планам текущего содержания, капитального ремонта и переустройства сооружений. Водоборьба включает мероприятия, выполняемые как заблаговременно (до наступления сроков ледохода), так и перед началом, во время и после ледохода и прохода весенних и ливневых вод.
Содержание
Общие сведения
На подготовительный период ежегодно по результатам осеннего осмотра сооружений руководство дистанции пути уточняет наличие опасных в отношении размывов мест и по каждому объекту определяет работы, подлежащие выполнению на каждом этапе водо-борьбы с указанием необходимых материалов, технических средств и рабочей силы. При этом должны быть учтены классификация сооружений по водопропускной способности, гидрогеологический прогноз, интенсивность снеготаяния, формирования и прохождения паводка. Оперативный план водоборьбы согласовывается со службами управления дороги и утверждается начальниками дорог: для Сибири – до 10 февраля, для остальных районов – до 10 января. В соответствии с планом определяются сроки исполнения и порядок привлечения в период водоборьбы дополнительной рабочей силы от предприятий дороги, назначаются ответственные по каждому опасному объекту, предусматривается оснащение связью и освещение опасных объектов, а при необходимости – постоянное дежурство на них. Отделение дороги контролирует ход подготовительных работ, формирование противоразмывных поездов и др. Дистанции пути и отделы водоснабжения и санитарно-технических устройств отделений непосредственно обеспечивают организацию и выполнение работ по плану водоборьбы, в т. ч. техническую учебу и инструктаж подчиненных работников, связанных с пропуском льда, весенних и ливневых вод, по подготовке каждого объекта и по порядку действий в период паводка.
Подготовительные работы
Перечень подготовительных работ для дистанции пути перед началом ледохода и паводка определен инструкцией МПС РФ В соответствии с ней дистанции пути при первых признаках таяния снега должны выполнить: уборку и вывоз снега с ж.-д. узлов и станций, вскрытие и очистку водоотводных устройств, очистку от снега балластной призмы в местах, подверженных разжижению; вскрытие и очистку от снега кюветов, нагорных и водоотводных канав, лотков, труб; очистку от снега откосов насыпей, выемок, подверженных оползням, сплывам и другим деформациям; устройство прорезей в снежных валах, за которыми может скопиться вода. Работы, связанные с защитой искусственных сооружений, выполняемые за 10-15 дней до ожидаемого ледохода, включают: расчистку от снега входов и выходов у малых мостов и труб; расчистку русла около наледей; уборку из отверстий труб щитов, закрывающих их на зиму; сколку льда у опор больших мостов, деревянных опор и переходов; заборку материалов для устройства волнобоев.
В процессе паводка и ледохода выполняются все запланированные мероприятия, при необходимости дополняемые оперативными (в соответствии с оперативной обстановкой) по недопущению заторов льда, размывов и деформаций земляного полотна и сооружений, то есть по обеспечению безопасности движения поездов в целом. Необходимые меры принимаются на основе постоянных наблюдений за изменением горизонта воды, характерными особенностями ее прохода (скорость, водовороты и застой воды); за изменениями конусов мостов посредством промеров глубины русла по оси моста и на расстоянии 25 м выше и ниже по течению, регуляционных сооружений; за работой водоотводов, оврагообразованием, сохранением неустойчивых откосов и т. п. В случае опасности подмыва опоры или конуса моста промоины немедленно забрасывают крупным камнем (рис. 3.113), кулями или мешками с глиной или мелким камнем, габионами. При переполненных талыми водами кюветах балластную призму защищают от размыва укладкой по обочине земляного полотна мешков с песком (рис. 3.114) и принимают меры по пропуску воды с подтопленной стороны по временным деревянным лоткам или трубам, укладываемым между шпалами.
Отвод воды от станционных путей и стрелочных переводов осуществляется по лоткам, канавам, дренажным и коллекторным устройствам. После пропуска весенних и ливневых вод по результатам комиссионного осмотра пути и его сооружений дистанциями пути и отделами водоснабжения и санитарно-технических устройств отделение дороги разрабатывает и осуществляет первоочередные организационно-технические мероприятия по ликвидации повреждений, создающих угрозу безопасности движения, и последующие мероприятия – для выполнения летнего сезона по откорректированным планам текущего содержания, ремонтов и переустройства сооружений ж.-д. пути.