Что называют внутренними силами земли 6 класс
§20. Земная кора – верхняя часть литосферы.
1.Найдите на карте горы, протянувшиеся вдоль границ литосферных плит: Гималаи, Альпы, Кордильеры, Анды. Какая карта вам понадобится?
Для того, чтобы выполнить это задание, необходима тектоническая карта.
2.Дайте определение понятия «литосфера».
Литосфера – земная кора и твердая часть мантии.
3.Что называется внутренними силами Земли?
Внутренние силы Земли – энергия, изучаемая Солнцем, и энергия, заключенная в недрах Земли.
4.Какие процессы происходят под воздействием внешних сил Земли?
Земная поверхность постепенно изменяется под воздействием ветра, текучих вод, колебаний температур, деятельности растений и животных. Горы рушатся, обломки камней измельчаются и перемещаются. Реки оставляют за собой долины. Ветер переносит частицы песка и камней, изменяя облик пустынь. Человек также является внешней силой, поскольку люди строят карьеры и шахты, роют каналы и строят дамбы.
5.Самую высокую температуру имеет: а) земная кора; б) мантия; в) ядро.
6.Для чего необходимо изучать внутренние процесс Земли?
Для того, чтобы прогнозировать катастрофы, например, землетрясения, необходимо изучать внутренние процессы Земли. Также изучение этих процессов важно для выявления наиболее сейсмически активных участков планеты. После выявления этих участков необходимо применять меры безопасности, по предотвращению катастрофы.
7.Установите соответствие: 1) земная кора; 2) мантия; 3) ядро; а) в переводе на русский язык означает «покрывало»; б) толщина от 5 до 80 км; в) толщина примерно до 2900 км; г) основной элемент состава – железо.
8.В чем заключаются особенности внутренних сфер Земли: а) ядра; б) мантии; в) земной коры?
а) Ядро − самая плотная внутренняя часть земли.
б) Мантия − самая большая по объему часть планеты.
в) Выше мантии лежит земная кора − верхняя твердая оболочка земли.
9.Нарисуйте схему внутреннего строения земного шара. Из каких частей он состоит?
10.Представьте, что вы участвуете в научной экспедиции в глубь Земли. Напишите письмо другу, в котором вы опишете это путешествие и свои ощущения.
Я очень рада, что стала участницей этой экспедиции. Мы сталкиваемся со множеством трудностей, однако, мы стараемся их все преодолеть. Несмотря на то, что вокруг очень темно и холодно, здесь очень интересно. После возвращения я обязательно покажу тебе фотографии.
Как у тебя дела? Жду ответного письма.
§21.Горные породы, минералы и полезные ископаемые.
1.Из чего состоит земная кора?
Она состоит из горных пород и минералов.
2.Горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы, называют: а) метаморфическими; б) магматическими; в) осадочными.
Такие породы называются магматическими.
3.Какие горные породы вы знаете? Что вы можете рассказать о них?
Магма участвует в образовании магматических горных пород. Ее расплавленная масса прорывает верхнюю часть мантии, застывает, образуя глубинные горные породы, например, гранит. При извержении вулкана расплавленная магма прорывается на поверхность и выделяет множество газов. Так образуются базальт, обсидиан.
На земной поверхности образуются осадочные горные породы. Они образуются в результате процессов разрушения, осаждения и уплотнения. Выделяется 3 группы: обломочные (результат разрушения скальных пород внешними силами Земли); химические (результат осаждения солей в океанах и озерах); органические (результат накопления органических остатков, например, остатков мелких морских моллюсков).
Метаморфические породы образуются под воздействием высокого давления и температур. Например, известняк превращается в мрамор.
4.Закончите предложение: «Полезные ископаемые – это …»
Полезные ископаемые − это самая важная для человека часть богатств литосферы.
5.Внутренние процессы Земли приводят к: а) движению материков; б) образованию пещер; в) образованию осадочных горных пород.
А – к движению материков.
6.Какие вы знаете полезные ископаемые?
Топливные полезные ископаемые – уголь, нефть, газ; рудные полезные ископаемые – железная руда и руды цветных металлов; нерудные полезные ископаемые – гранит, мрамор, песок.
7.Какие утверждения верны? А. Процесс разрушения горных пород происходит только под воздействием внешних сил. Б. Смена температуры, действие воды, ветра разрушают горные породы. 1) Верно только А; 2) Верно только Б; 3) Оба верны; 4) Оба неверны
Оба утверждения неверны.
8.Составьте таблицу «Как человек использует горные породы и минералы».
9.Расскажите, как образовались горные породы (по выбору): а) осадочные, б) магматические; в) метафорические. Подготовьте два вопроса о горных породах.
А) Осадочные горные породы образуются в результате процессов разрушения, осаждения и последующего уплотнения.
Вопросы: 1.Виды осадочных пород. 2.Как человек использует осадочные породы?
Б) Магматические горные породы образует магма.
Вопросы: 1.Виды магматических пород. 2.Способы применения магматических горных пород.
В) Под воздействием высокого давления и высоких температур образуются метаморфические горные породы. Вопросы: 1.Как человек применяет метаморфические горные породы? 2) Виды метаморфических горных пород.
10.Найдите в Интернете информацию о горных породах вашей местности. Опишите, как люди используют горные породы в вашей местности.
В Московской области добывают оксфордские глины, которые используются в процессе создания дорог. Также недалеко от Москвы добывают стекольный кварцевый песок. Основная сфера применения песка – изготовление листовых стеклянных технических изделий, автомобильных стекол, стекольных блоков. Московская область является регионом, в котором проводится добыча фосфоритов. В основном их применяют в промышленности для изготовления фосфорных удобрений и фосфорных солей. Также в Московской области занимаются добычей известняка, который используется в строительстве, стекольной промышленности, металлургии. Московская область является регионом добычи доломитов, которые используют для облицовки камер в плавильных и обжиговых печах. Также этот перемолотый минерал используют для обогащения почвы ценными веществами.
§22.Движение земной коры (1)
2.На политической карте в Приложении найдите страны, на территориях которых происходят частые и сильные землетрясения.
Индонезия, Турция, Мексика, Сальвадор, Пакистан, Филиппины, Эквадор, Индия, Непал, Япония, Чили, США, Россия (Камчатка, Приморье, Байкал).
3.Какие виды движений земной коры вы знаете? Приведите примеры.
Движения земной коры могут быть:
•Быстрыми, внезапными (одни участки земной коры в течение нескольких секунд опускаются, а другие – поднимаются)
По направлению движения подразделяются на:
•Вертикальные (поднятие со скоростью 1 см в год Скандинавского полуострова);
•Горизонтальные (перемещение литосферных плит; сжатие и растяжение в слоях земной коры)
4.Как изменяется залегание горных пород в результате движений земной коры?
Осадочные горные породы накапливаются в океанах и морях горизонтальными слоями. Однако, в горах слои пород смяты в складки, трескаются, смещаются относительно друг друга.
5.Почему происходят землетрясения?
В земной коре или верхнем слое мантии внезапно происходит разрыв или смещение горных пород. Возникает очаг землетрясения, откуда распространяются колебания. Чем глубже очаг, тем на большую площадь распространяются колебания. На земной поверхности эти колебания ощущаются как серия толчков. Землетрясения происходят на границах литосферных плит в горных районах и в океанах.
6.Участок земной поверхности, где с наибольшей силой проявляется землетрясение, называется: а) разломом; б) очагом; в) эпицентром. В – Эпицентр.
7.В каком из перечисленных городов наиболее вероятно землетрясение: а) Санкт-Петербург; б) Нью-Йорк; в) Париж; г) Мехико? Г – Мехико.
9.Рассмотрите рисунок 48. Объясните, какие явления иллюстрируют вторая и четвертая блок-диаграммы.
Данные диаграммы иллюстрируют залегания горных пород под действием движения земной коры.
10. Сформулируйте и обоснуйте правила поведения во время землетрясения.
В доме во время землетрясения относительно безопасны:
•Дверные проемы и проемы в капитальных стенах;
•Углы, образованные капитальными внутренними стенами;
•Места у колонн, под каркасными балками, прочными столами
На улице необходимо выполнять следующие правила:
•Не поддаваться панике; защищаться от падающих обломков
•Необходимо выйти на открытое место;
•Использовать свободное пространство, удаленное от водохранилищ и башен.
Что называется внутренними силами Земли?
Я помню, в свое время мой учитель географии доступно объяснила, как разделять внутренние и внешние силы Земли. К внешним силам относится деятельность человека, а все остальное — к внутренним. О некоторых из них я расскажу ниже.
Земля и ее внутренние силы
Не надо считать, что внутренние силы планеты заключены только в ее недрах. Ко внутренним силам можно отнести все процессы, которые осуществляет сама Земля. Поэтому сюда можно включить:
Все эти процессы способны изменять рельеф земного шара, влиять на жизнь биологических видов, обитающих на нем. Различными они могут быть по масштабам и времени воздействия. И в этом плане географами определено, что максимальный масштаб и скорость имеют внутренние силы, проявляющиеся в виде землетрясений и извержений вулканов.
А к происходящим непрерывно и самым «долгоиграющим», отнесена такая сила Земли, как выветривание.
Силы земного ветра
В отличие от вулканизма и землетрясений, сила ветра не создает новых ландшафтов, но изменяет уже существующие. Прежде всего выветривание влияет на горные породы, т. к. они имеют свойство разрушаться. Всего выделяют 3 типа выветривания.
Данные типы воздействия сил редко происходят самостоятельно, в основном встречаются их комбинации. Например, в областях с устойчивым холодным климатом выветривание происходит не только благодаря сильному ветру, но и благодаря взаимодействию обнажившихся пород с морозным воздухом. И наоборот, в высокогорных районах, где движение воздушных масс является скоростным и непрерывным, преобладает физическое выветривание. Таким образом сочетание видов выветривания зависит от региона.
Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉
Авиабилеты — сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно тут!
Отели — не забываем проверять цены от всех сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это тут!
Аренда авто — тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем сюда!
Известно, что, для того, чтобы сделать что-либо, необходимо приложить усилие. Когда я смотрю на горы или каньоны, то понимаю — они и есть пример такого влияния. Не удивлюсь, если за несколько десятилетий наша планета изменится до неузнаваемости, ведь мне хорошо известно, какие силы скрыты в ее недрах.
Внутренние силы Земли
Еще римляне заметили, что поверхность земли периодически опускается или поднимается, то есть, пребывает в движении. Сегодня при помощи приборов это уже доказано, более того, установлено, что движение происходит не только в вертикальной плоскости, но и в горизонтальной — перемещаются литосферные плиты. Все это сделало нашу планету такой, какой мы привыкли ее видеть сегодня, но этот процесс не прекращается ни на долю секунды. Та сила, что скрыта глубоко в недрах, периодически дает о себе знать, и наблюдаются следующие явления:
Как образуются горы
Это результат горизонтального движения участков коры, которые сталкиваются, а в месте контакта один краешек подминается под другой. Так образуются складки: выпуклые и вогнутые образования — горы и впадины. Вот почему большинство гор называются складчатыми. Однако процесс не прекращается, и при вертикальном перемещении породы раскалываются, образуя разломы.
Вулканизм и землетрясения
Не только горы являются наглядным проявлением внутренних сил Земли. Перемещение гигантских плит приводит к землетрясениям и вулканизму — излиянию горячих потоков магмы на поверхность. На суше такие участки выглядят как конусы, на верхушке которых расположено отверстие — кратер, откуда вырывается раскаленная магма. Это сопровождается ее дегазацией, то есть, она теряет насыщающие ее газы, что нередко становится причиной мощных взрывов.
Однако существует еще более ужасное явление — землетрясение, при котором ощущаются мощные толчки и колебания, в результате меняется рельеф на обширных участках. Ежегодно происходит до 90000 землетрясений, но, к счастью, реальную угрозу представляют лишь немногие.
Что относится к внутренним силам Земли
По сути внутренние и внешние силы нашей планеты работают вместе: силы, зарождающиеся в глубинах Земли (внутренние, или эндогенные), создают неровности на поверхности, а внешние силы эти неровности меняют — сглаживают, или наоборот — разрыхляют.
К внутренним силам Земли относятся тектонические движения земной коры, которые могут быть либо вертикальными, либо горизонтальными. В результате таких перемещений внутри нашей планеты и возникают удивительные, но порой страшные явления:
Океанские впадины
Такое таинственное явление, как океанская впадина, или океанический желоб, образуется тем же путем.
Плиты литосферы сталкиваются, и океаническая кора продавливается либо под другую такую же, либо под толщу земной коры.
Так и образовались удивительные разломы океанической коры:
Вообще, Марианская впадина — обитель какой-то совершенно далекой от нас, но жутко интересной тайны. Даже самая высокая гора в мире — Эверест — на 2 км была бы покрыта водой, если ее погрузить в эту впадину.
Вулканы и землетрясения
Вулканизмы и землетрясения также являются таинственными явлениями нашей природы, однако они могут не только создавать новые формы на поверхности Земли. Такие катаклизмы чреваты настоящей катастрофой, т.к. число жизней, унесенных в результате такого рода явлений, растет с каждым годом.
Наша планета умеет удивлять. Взять хотя бы недавнее землетрясение в Башкирии. Лично я, как и многие, думал, что в этом регионе подобное маловероятно. Однако внутри планеты постоянно идут невидимые нам процессы, и копятся внутренние силы. Я вам напомню, что это такое.
Что такое внутренние силы Земли
Различные геологические и геохимические процессы, что происходят в недрах планеты, фиксируются специальными приборами в разных уголках мира. Почти каждый день мы узнаём из теленовостей о природных катаклизмах: извержениях вулканов, цунами, землетрясениях. Все они вызваны энергией, которая возникает в глубине планеты. Именно эта глубинная энергия и порождает внутренние (эндогенные) силы Земли. Они накапливаются за счет различных химических реакций, что происходят с выделением тепла, а также радиоактивного распада элементов.
Какие процессы идут в недрах
Эндогенные силы работают внутри планеты, и люди не могут их увидеть. Однако результат их действия вполне доступен нашему взгляду. Горы и впадины, вулканы и гейзеры, залежи полезных ископаемых появились благодаря таким внутренним процессам как:
Землетрясения: виды и особенности
К счастью, землетрясение в Уфе было слабым, но оно показало, что учёные знают о внутренних силах планеты далеко не всё.
§ 20. Земная кора — верхняя часть литосферы
Вопрос 1. Какая карта вам понадобится?
Вопрос 2. Дайте определение понятия «литосфера».
Литосферой называют земную кору и верхнюю твердую часть мантии.
Вопрос 3. Что называется внутренними силами Земли?
Энергия, излучаемая Солнцем, и энергия, заключенная в недрах земли.
Вопрос 4. Какие процессы происходят под воздействием внешних сил Земли?
Ветер, текучие воды, колебания температур, деятельность растений и животных со временем изменяют земную поверхность. Горы разрушаются, обломки пород постепенно измельчаются и перемещаются. Реки вырабатывают свои долины. Ветер переносит мельчайшие частицы, меняя облик пустынь. Человек тоже внешняя сила. Люди создают карьеры и шахты, строят дамбы и роют каналы.
Вопрос 5. Самую высокую температуру имеет:
Вопрос 6. Для чего необходимо изучать внутренние процессы Земли?
Внутренние процессы Земли необходимо изучать для прогнозирования катастроф (землетрясения, извержения вулканов, цунами), чтобы ученые выявляли наиболее уязвимые участки планеты, в которых наблюдается сейсмическая активность, и применяли соответствующие меры безопасности, меры по предотвращению или ослаблению катастрофы.
Вопрос 7. Установите соответствие:
Вопрос 8. В чём заключаются особенности внутренних сфер Земли
Ядро-самое массивное (самая плотная) внутренняя часть земли.
Мантия-самая большая по объему часть планеты.
Выше мантии лежит земная кора — верхняя твердая оболочка земли.
Вопрос 9. Нарисуйте схему внутреннего строения земного шара. Из каких частей он состоит?
Земная кора, мантия, внешнее ядро, внутреннее ядро.
Вопрос 10. Представьте, что вы участвуете в научной экспедиции в глубь Земли. Напишите письмо другу, в котором вы опишете это путешествие и свои ощущения.
Дорогой друг, здравствуй!
Сейчас я нахожусь в экспедиции в глубь Земли. Есть много трудных моментов, но мы стараемся добраться до истины. Здесь очень холодно и темно, но очень много интересного. Со мной все хорошо, я очень рада, что попала в эту экспедицию, правда немного простыла. Когда вернусь расскажу подробно, покажу фотографии. А как дела у тебя? Где ты сейчас? Чем ты занимаешься? Жду от тебя ответного письма. С уважением твой друг.
Разработка урока на тему» Внутренние силы Земли»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Конспект урока..docx
Тема: «Внутренние силы Земли»
1. Знакомство с внутренними силами Земли.
2. Сформировать представление о движениях земной поверхности, землетрясениях, о происхождении и образовании вулканов.
3. Выяснить влияние вулканов на жизнь планеты.
1. Показать на примерах разрушающую силу внутренних сил Земли.
2. Закрепить знания учащихся о строении и функционировании вулканов.
3. Дать представление о катастрофичности извержений.
4. Выяснить, как используются в хозяйстве продукты извержения вулканов.
5. Продолжить формировать умение работы с картой.
Тип урока: Урок изучения новой темы.
Организационный момент. Ребята, проверьте свою готовность к уроку: учебник, тетрадь, атлас, контурная карта, ручка, карандаш.
Объявление темы урока.
— В Норвегии, далеко от побережья вбиты колышки, к которым раньше привязывали лодки. Объясните почему колышки для лодок находятся не у самой кромки воды? (Земная поверхность поднялась).
— Что из этого следует? (Земная кора движется).
— С какой скоростью проходит движение земной поверхности? (Очень медленные, до 5 см в год).
— Вы замечаете эти движения?
— А какие движения Земли человек может увидеть? И даже почувствовать, так как это разрушительные движения, с человеческими жертвами. (Землетрясения).
— Где образуются движения Земли на поверхности планеты или внутри?
— Кто готов назвать тему урока? (Внутренние движения Земли).
— Движения Земли можно назвать силами Земли. Как теперь будет звучать тема?
— Какую цель мы поставим? (Назвать внутренние силы, познакомиться с движениями земной коры и выявить причины движений, выявить причины землетрясений).
3. Изучение новой темы.
— Ребята, а что за движения возникают внутри планеты? (Земная кора не целиковая, разделена на литосферные плиты, которые скользят по внутренней мантии. Внутренняя мантия вязкая, пластичная).
— К чему приводят внутренние движения? (К тому, что литосферные плиты сближаются, сталкиваются, расходятся).
— Что при этом образуется? Откройте учебники на странице 58, 1 пункт 19 параграфа, найдите ответ.
— Как мы стрелкой схематически покажем эти движения?
— Кто выйдет нарисует на доске? Это горизонтальные движения.
— Если есть горизонтальные движения, то какие ещё могут быть движения? (Вертикальные).
— Найдите на странице 59 учебника среди рисунков, примеры вертикальных движений. (Горст, грабен, сброс).
— Определите по рисунку, что такое горст? (Приподнятый участок земной поверхности. Горы с плоскими вершинами). Запишите в тетрадь.
— Что такое грабен? (Это опущенный по разломам участок). Запишите в тетрадь.
— Что такое сброс? (Уступ, возникает, когда по разлому один блок земной коры опускается по отношению к другому). Запишите в тетрадь.
— Так какие бывают движения земной поверхности? (Горизонтальные и вертикальные).
— Что мы отнесём к внутренним силам Земли? (Внутренние горизонтальные и вертикальные движения земной поверхности). Запишите в тетрадь.
— Ребята, а какое явление совмещает в себе быстрые горизонтальные и вертикальные движения? (Землетрясение).
— Что происходит при землетрясении? (Смещение, сдвиг горных пород).
— Как называется место, где происходит сдвиг горных пород? (Очаг (в учебнике страница 61) – место, где происходит сдвиг горных пород).
— Из чего ещё состоит землетрясение? (Эпицентр – место, где возникает сейсмическое колебание, располагается прямо над очагом).
— К чему приводят землетрясения? (К катастрофическим последствиям, к разрушениям, к жертвам).
— Как действовать при землетрясении? (Отойти от окон, встать в дверной проём, выбегая на улицу не использовать лифт).
— В чём измеряется сила землетрясения? (В баллах).
— У вас на столах международная 12 бальная шкала Рихтера. Определите силу землетрясения на слайдах.
— Какой прибор измеряет силу землетрясения? (Сейсмограф).
— Что за линии чертит прибор? (Измеряет силу землетрясения, чем больше сила, тем больше черта).
— Как называются области Земли, где часто происходят землетрясения? (Сейсмически активные районы, в учебнике страница 61).
— Кто сможет показать на карте сейсмически активные районы нашей планеты? Где они находятся? (На границах литосферных плит).
— Так с какими ещё внутренними силами мы познакомились? (Землетрясениями). Запишите в тетрадь вторым пунктом.
— Послушайте загадку, и назовите, что ещё можно отнести к внутренним силам Земли. Загадку дослушать до конца, не выкрикивая поднять руку.
Магма по жерлу рвется наружу
Выход из кратера очень ей нужен
Если проход на поверхность ей дан,
Значит, проснулся грозный…
— Что запишете в тетрадь 3 пунктом? (Вулканизм).
— Какие части вулкана прозвучали в загадке? (Жерло и кратер).
— Что такое кратер? (Чашеобразное углубление на вершине горы).
— Что такое жерло? (Канал, по которому поднимается магма.) Показ частей вулкана на модели вулкана, выполненного 5 классом.
— Как называется вещество, находящееся под земной корой? (Мантия).
— Вещество в жерле вулкана называется … (Магма).
— А вещество на поверхности Земли это … (Лава).
— Кто правильно расставит таблички процесса превращения одного вещества в другое? (Мантия Магма Лава).
— А где находятся разломы земной коры? (Границы литосферных плит – сейсмически активные участки).
— Как вы думаете, где будет больше вулканов – в океане или на материке? (На дне океана, так как там тонкая земная кора, которую легче прожечь.)
— Откуда пошло название «Вулкан»? (У древних римлян Бог огня и кузнечного дела назывался Вулканом. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на остове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и Бога огня.)
— На столе у меня объёмные модели вулканов, которые выполнили ребята 5-х классов. Модели выполнены из разных материалов: теста сдобного и солёного, пены строительной, пенопласта, гипса, глины. К сегодняшнему уроку и ваши ребята приготовили модели.
— А теперь мы посмотрим на вулкан в действии. (Показ модели извержения вулкана учеником).
— Кроме лавы, что еще выходит на поверхность при извержении вулкана? (Газы, пары воды, вулканическая пыль, тучи пепла, вылетают вулканические бомбы и глыбы.)
— Назовите типы вулканов. (Вулканы бывают действующие, потухшие и уснувшие).
— Какие вулканы называют действующими? Вулканы, извержение которых проходило на памяти человечества: Этна (о.Сицилия), Кракатау (Индонезия), Котопахи (Южная Америка.)
— Какие вулканы называют потухшими? (Вулканы, об извержении которых не сохранилось никаких сведений. Например, Эльбрус, Кения и Килиманджаро).
— Уснувшие вулканы? (Длительное время не извергались, но вдруг начинают извергаться. Например, Везувий.)
— Вулканы – грозные соседи для расположенных вблизи поселений. Они могут причинить огромные бедствия.
— Это страшное событие так поразило людей, что художник Карл Брюллов написал картину «Последний день Помпеи».
— Ребята, вулкана на картине нет, каким образом художник изобразил извержение?
— В нашей стране есть действующие вулканы? (На полуострове Камчатка и Курильских островах. Самый большой из них, вулкан Ключевская Сопка, расположен на Камчатке. Его высота 4688 метров).
— Кто выйдет покажет на карте?
— Откройте атласы на стр.23.
— Как вулканы обозначаются на карте? (*). В контурной карте на стр.10 подпишите вулкан Ключевская Сопка. Вулкан обозначьте *. На острове Исландия обозначьте вулкан Гекла.
— У нас на территории Москвы может появиться вулкан?
— Ребята, у вас на столах есть таблица, заполните её используя атлас стр.6. Подберите по 2 примера вулканов на каждом материке.
— Все колонки получилось заполнить? Почему? ( В Австралии нет вулканов). Почему?
4. Закрепление изученной темы.
— Чашеобразное углубление на вершине вулкана? (Кратер).
— Канал, по которому поднимается магма? (Жерло).
— Какие бывают вулканы? (Действующие, уснувшие, потухшие).
— Вещество, изливающееся на поверхность из вулкана называется? (Лава).
— Самый высокий вулкан России? (Ключевская Сопка).
— Резкое смещение горных пород? (Землетрясение).
— Горизонтальные движения земной поверхности? (Горы).
— Вертикальные движения земной поверхности? (Горсты, грабены).
— Назовите внутренние силы Земли, которые формируют рельеф. (Горизонтальные, вертикальные движения земной поверхности, землетрясения, вулканизм).
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание:
параграф 19, в контурной карте отметить и подписать вулканы, записанные в таблицу.