Что называют внешним трением
Трение внешнее
Полезное
Смотреть что такое «Трение внешнее» в других словарях:
ТРЕНИЕ ВНЕШНЕЕ — механич. сопротивление, возникающее в плоскости касания двух прижатых друг к другу тел при их относит. перемещении. Сила сопротивления F, направленная противоположно относит. перемещению данного тела, наз. силой трения, действующей на это тело. Т … Физическая энциклопедия
ТРЕНИЕ ВНЕШНЕЕ — механическое сопротивление, возникающее в плоскости касаний двух соприкасающихся, прижатых друг к другу тел при их относительном перемещении. Сила сопротивления, направленная противоположно относительному перемещению тела, называется силой трения … Большой Энциклопедический словарь
ТРЕНИЕ ВНЕШНЕЕ — механич. сопротивление, возникающее в плоскости касания двух соприкасающихся тел при их относит. перемещении. Сила сопротивления F, направленная противоположно относит. перемещению тел, наз. с и л о й т р е н и я. Т. в. диссипативный процесс,… … Физическая энциклопедия
трение внешнее — Механическое сопротивление, возникающее в плоскости касания двух прижатых друг к другу тел при их относительном перемещении [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] EN external friction DE äußere Reibung FR … Справочник технического переводчика
трение внешнее — механическое сопротивление, возникающее в плоскости касаний двух соприкасающихся, прижатых друг к другу тел при их относительном перемещении. Сила сопротивления, направленная противоположно относительному перемещению тела, называется силой трения … Энциклопедический словарь
ТРЕНИЕ ВНЕШНЕЕ — механич. сопротивление, возникающее в плоскости касаний двух соприкасающихся, прижатых друг к Другу тел при их относит. перемещении. Сила сопротивления, направленная противоположно относит. перемещению тела, наз. силой трения, действующей на это… … Естествознание. Энциклопедический словарь
ТРЕНИЕ ВНЕШНЕЕ — механическое сопротивление, возникающее в плоскости касания двух прижатых друг к другу тел при их относительном перемещении (Болгарский язык; Български) външно триене (Чешский язык; Čeština) vnější tření (Немецкий язык; Deutsch) äußere Reibung… … Строительный словарь
Трение — – процесс, возникающий на поверхности соприкосновения тел, как находящихся в состоянии покоя, так и взаимного перемещения. … … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
ВНЕШНЕЕ ТРЕНИЕ — см. Трение внешнее … Большой Энциклопедический словарь
ВНЕШНЕЕ ТРЕНИЕ — (см. ТРЕНИЕ ВНЕШНЕЕ). Физический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Главный редактор А. М. Прохоров. 1983 … Физическая энциклопедия
ТРЕНИЕ ВНЕШНЕЕ
Полезное
Смотреть что такое «ТРЕНИЕ ВНЕШНЕЕ» в других словарях:
ТРЕНИЕ ВНЕШНЕЕ — механическое сопротивление, возникающее в плоскости касаний двух соприкасающихся, прижатых друг к другу тел при их относительном перемещении. Сила сопротивления, направленная противоположно относительному перемещению тела, называется силой трения … Большой Энциклопедический словарь
ТРЕНИЕ ВНЕШНЕЕ — механич. сопротивление, возникающее в плоскости касания двух соприкасающихся тел при их относит. перемещении. Сила сопротивления F, направленная противоположно относит. перемещению тел, наз. с и л о й т р е н и я. Т. в. диссипативный процесс,… … Физическая энциклопедия
трение внешнее — Механическое сопротивление, возникающее в плоскости касания двух прижатых друг к другу тел при их относительном перемещении [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] EN external friction DE äußere Reibung FR … Справочник технического переводчика
трение внешнее — механическое сопротивление, возникающее в плоскости касаний двух соприкасающихся, прижатых друг к другу тел при их относительном перемещении. Сила сопротивления, направленная противоположно относительному перемещению тела, называется силой трения … Энциклопедический словарь
Трение внешнее — механическое сопротивление, возникающее в плоскости касания двух соприкасающихся тел при их относительном перемещении. Сила сопротивления F, направленная противоположно относительно перемещению данного тела, называется силой трения,… … Большая советская энциклопедия
ТРЕНИЕ ВНЕШНЕЕ — механич. сопротивление, возникающее в плоскости касаний двух соприкасающихся, прижатых друг к Другу тел при их относит. перемещении. Сила сопротивления, направленная противоположно относит. перемещению тела, наз. силой трения, действующей на это… … Естествознание. Энциклопедический словарь
ТРЕНИЕ ВНЕШНЕЕ — механическое сопротивление, возникающее в плоскости касания двух прижатых друг к другу тел при их относительном перемещении (Болгарский язык; Български) външно триене (Чешский язык; Čeština) vnější tření (Немецкий язык; Deutsch) äußere Reibung… … Строительный словарь
Трение — – процесс, возникающий на поверхности соприкосновения тел, как находящихся в состоянии покоя, так и взаимного перемещения. … … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
ВНЕШНЕЕ ТРЕНИЕ — см. Трение внешнее … Большой Энциклопедический словарь
ВНЕШНЕЕ ТРЕНИЕ — (см. ТРЕНИЕ ВНЕШНЕЕ). Физический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Главный редактор А. М. Прохоров. 1983 … Физическая энциклопедия
ТРЕНИЕ ВНЕШНЕЕ
— механич. сопротивление, возникающее в плоскости касания двух соприкасающихся тел при их относит. перемещении. Сила сопротивления F, направленная противоположно относит. перемещению тел, наз. с и л о й т р е н и я. Т. в.- диссипативный процесс, сопровождающийся выделением тепла, электризацией тел, их разрушением и др. [2].
Трение скольжения. Если внеш. тангенциальная сила, лежащая в плоскости соприкосновения двух тел, недостаточна для скольжения одного тела по поверхности другого, то возникающая при этом сила сопротивления движению наз. неполной силой Т. в.; она вызвана малыми (
микрометров) частично обратимыми перемещениями в зоне контакта, величина к-рых пропорц. приложенной силе и изменяется с увеличением последней от 0 до нек-рого макс. значения, наз. с и л о й т р е н и я п о к о я (или предельной силой трения). Любое превышение внеш. силы над силой Т. покоя вызывает скольжение тела. При этом имеют место необратимые относит. перемещения, величина к-рых не зависит от тангенциальной силы. Действующая на тело сила сопротивления движению относится к разряду неконсервативных сил.
Вследствие волнистости и шероховатости каждой из поверхностей касание двух твёрдых тел происходит в дискретных областях, т. н. пятнах касания [3]. Пятна касания-это элементарные площадки контакта, возникающие в результате упругих или пластич. деформаций неровностей поверхности соприкасающихся тел. Размеры пятен касания зависят от свойств контактирующих тел и условий нагружения и колеблются в пределах от 1 до 50 мкм. На пятнах касания возникают силы сцепления двух тел (адгезия, хим. связи, взаимная диффузия и др.), т. е. образуются т. н. мостики [4].
При скольжении тел пятна касания мигрируют по поверхности тел. Этот процесс сопровождается объёмным деформированием тонких приповерхностных слоев. При этом расходуется определ. работа по преодолению сил сцепления на пятнах касания (разрушение мостиков) и на образование новых очагов сцепления. Каждое пятно касания, т. н. фрикционная связь, существует лишь ограниченное время. Продолжительность жизни фрикционной связи- важная характеристика, т. к. определяет темп-ру, развивающуюся при Т. в., износостойкость и др. Т. о., процесс Т. в. представляет собой объёмное деформирование весьма тонких приповерхностных слоев каждого из тел, изменяющих свои свойства под влиянием окружающей среды [8], сопровождающееся разрушением мостиков между трущимися поверхностями. Объём слоя, втянутого в деформацию, тем больше, чем прочнее фрикционные связи.
В зависимости от характера объёмного деформирования приповерхностного слоя различают Т. в. при упругом и пластич. контакте. С др. стороны, в зависимости от соотношения прочности на срез мостика и прочности нижележащих слоев материала различают адгезионный сдвиг (разрушение мостика по границе его образования) и когезионный сдвиг (разрушение мостика на нек-рой глубине). Тот или иной вид Т. в. зависит от относит. глубины внедрения отд. неровностей и тангенциальной прочности мостика.
Значит. напряжения и деформации, возникающие на единичных фрикционных связях, приводят к проявлению рела-ксац. свойств материалов. Поэтому чем больше время неподвижного контакта, тем больше взаимное внедрение контактирующих неровностей и соответственно больше сила Т. в. [2]. Увеличение скорости приложения сдвигающей силы приводит также к росту силы Т. в.
Выделяющаяся при Т. в. теплота способствует протеканию ряда процессов, связанных со структурными превращениями поверхностных слоев, процессами избирательной диффузии и др. [6]. При скоростях скольжения 10-100 м/с темп-pa поверхности может быть 100-1000 °С. Высокая темп-pa поверхности Т, в. достигается почти мгновенно, она пропорц. скорости скольжения, давлению (обычно равному твёрдости) и обратно пропорц. температуропроводности [7 ]. Проявление релаксац. свойств материалов при малых скоростях скольжения (до 1 м/с) и снижение механич. свойств за счёт нагрева при больших скоростях скольжения приводят к переходу коэф. Т, в. через максимум при увеличении скорости скольжения [5 ]. Для хрупких теплостойких материалов эта закономерность слабо выражена. Вследствие зависимости f с от продолжительности неподвижного контакта и скорости скольжения возникают механич. релаксац. колебания при Т. в.
Потребности новой техники, где имеют место высокоскоростные и высокотемпературные режимы, привели к широкому применению разл, смазочных материалов (как жидких, так и твёрдых) и созданию спец, самосмазывающихся материалов.
Лит.:1) Ахматов А. С.. Молекулярная физика граничного трения, М., 1963; 2) Дерягин Б. В., Что такое трение?, 2 изд., М., 1963; 3> Крагельский И, В., Добычин М, Н., Комбалов В. С., Основы расчетов на трение и износ, М., 1977; 4) Боуден Ф. П., Тейбор Д., Трение и смазка твердых тел, пер. с англ., М., 1968; 5) Бартенев Г. М., Л аврентьев В. В., Трение и износ полимеров, Л., 1972; 6) Поверхностная прочность материалов при трении, под ред. Б. И. Костецкого, К., 1976; 7) Щедро в В. С., Температура на скользящем контакте, в сб.: Трение и износ в машинах, сб. 10, М., 1955; 8) Лихтман В. И., Ребиндер П. А., Карпенко Г. В., Влияние поверхностно-активной среды на процессы деформации металлов, М.. 1954.
И. В. Крагельский, М. Н. Добычин.
ТРЕНИЕ ВНЕШНЕЕ
Смотреть что такое ТРЕНИЕ ВНЕШНЕЕ в других словарях:
ТРЕНИЕ ВНЕШНЕЕ
механическое сопротивление, возникающее в плоскости касания двух соприкасающихся тел при их относительном перемещении. Сила сопротивления F, на. смотреть
ТРЕНИЕ ВНЕШНЕЕ
механическое сопротивление, возникающее в плоскости касания двух прижатых друг к другу тел при их относительном перемещении(Болгарский язык; Български). смотреть
ТРЕНИЕ ВНЕШНЕЕ
ТРЕНИЕ ВНЕШНЕЕ, механическое сопротивление, возникающее в плоскости касаний двух соприкасающихся, прижатых друг к другу тел при их относительном перемещении. Сила сопротивления, направленная противоположно относительному перемещению тела, называется силой трения, действующей на это тело. На величину трения внешнего влияют: нагрузка, скорость перемещения тел, шероховатость их поверхностей, температура, наличие смазки. Наибольшее значение сила трения имеет в момент «трогания» тела с места. Различают трение скольжения и трение качения. Сила трения качения обычно значительно меньше силы трения скольжения. Благодаря трению внешнему происходит движение паровоза, автомобиля и т. д. Трение внешнее используется в ременных и фрикционных передачах, в тормозах и т. п., но оно же вызывает нагревание и износ различных частей механизмов и машин. Вредное влияние трения внешнего уменьшают смазкой, применяют шариковые и роликовые подшипники, заменяя трение скольжения трением качения.
ТРЕНИЕ ВНЕШНЕЕ
ТРЕНИЕ ВНЕШНЕЕ
ТРЕНИЕ ВНЕШНЕЕ, механическое сопротивление, возникающее в плоскости касаний двух соприкасающихся, прижатых друг к другу тел при их относительном перемещении. Сила сопротивления, направленная противоположно относительному перемещению тела, называется силой трения, действующей на это тело. На величину трения внешнего влияют: нагрузка, скорость перемещения тел, шероховатость их поверхностей, температура, наличие смазки. Наибольшее значение сила трения имеет в момент «трогания» тела с места. Различают трение скольжения и трение качения. Сила трения качения обычно значительно меньше силы трения скольжения. Благодаря трению внешнему происходит движение паровоза, автомобиля и т. д. Трение внешнее используется в ременных и фрикционных передачах, в тормозах и т. п., но оно же вызывает нагревание и износ различных частей механизмов и машин. Вредное влияние трения внешнего уменьшают смазкой, применяют шариковые и роликовые подшипники, заменяя трение скольжения трением качения. смотреть
ТРЕНИЕ ВНЕШНЕЕ
ТРЕНИЕ ВНЕШНЕЕ
— механическое сопротивление, возникающее в плоскостикасаний двух соприкасающихся, прижатых друг к другу тел при ихотносительном перемещении. Сила сопротивления, направленная противоположноотносительному перемещению тела, называется силой трения, действующей наэто тело. На величину трения внешнего влияют: нагрузка, скоростьперемещения тел, шероховатость их поверхностей, температура, наличиесмазки. Наибольшее значение сила трения имеет в момент «»трогания»» тела сместа. Различают трение скольжения и трение качения. Сила трения каченияобычно значительно меньше силы трения скольжения. Благодаря трениювнешнему происходит движение паровоза, автомобиля и т. д. Трение внешнееиспользуется в ременных и фрикционных передачах, в тормозах и т. п., нооно же вызывает нагревание и износ различных частей механизмов и машин.Вредное влияние трения внешнего уменьшают смазкой, применяют шариковые ироликовые подшипники, заменяя трение скольжения трением качения. смотреть
ТРЕНИЕ ВНЕШНЕЕ
, механич. сопротивление, возникающее в плоскости касаний двух соприкасающихся, прижатых друг к Другу тел при их относит. перемещении. Сила сопротивлен. смотреть
ТРЕНИЕ ВНЕШНЕЕ
Вопрос №10 Основы теории трения. Внешнее и внутреннее трение. Виды трения по условию смазки. Формулы гидродинамической теории смазки
Первостепенной причиной изнашивания деталей, сопрягаемых и трущихся при движении друг о друга, является трение.
Трение – процесс сопротивления относительному перемещению, возникающему между двумя телами в зонах соприкосновения их поверхностей по касательным к ним, сопровождаемый превращением энергии в теплоту.
Внешнее трение – явление сопротивления относительному перемещению, возникающему между двумя твердыми телами в зонах соприкосновения поверхностей по касательным к ним.
Внутреннее трение – явление сопротивления действию внешних сил, вызывающих течение смазывающих сопрягаемые твердые тела материалов (масел).
Смазочные материалы – масла, мази (обычно минеральные) – должны соответствовать ряду показателей, в том числе показателю вязкости (внутреннего трения). Различают вязкости динамическую, кинематическую и условную.
Под вязкостью жидкостей понимают их свойство, характеризующее сопротивление действию внешних сил, вызывающих течение жидкостей.
Динамическая вязкость (коэффициент вязкости внутреннего трения) выражает собой силу, затрачиваемую на перемещение одного слоя жидкости относительно другого. За единицу динамической вязкости принята паскаль-секунда (Па с), равная динамической вязкости среды, касательное напряжение в которой равно 1 Па при ламинарном течении и разности скоростей слоев, равной 1м/с на расстоянии 1 м к направлению скорости.
Условная вязкость – отношение времени истечения из вискозиметра 200 г масла ко времени истечения такого же количества дистиллированной воды при температуре 20 0 С.
При подборе смазки для машин следует руководствоваться некоторыми правилами:
1. Быстроходные механизмы необходимо смазывать маслами пониженной вязкости с целью избежания расходования излишней энергии на преодоление сцепления частиц смазочного материала и излишнего нагрева соприкасающихся поверхностей деталей.
2. Тихоходные механизмы, работающие под большими нагрузками, нужно смазывать маслами высокой вязкости или же густыми (консистентами) смазками. Применение в механизмах, работающих с большими знакопеременными нагрузками, масел пониженной вязкости неизбежно ведет к выдавливанию смазки.
3. В процессе эксплуатации станков с тяжелыми столами, каретками при скорости движения менее 20 мм/мин часто наблюдается прерывистое (скачкообразное) перемещение. В этих случаях для уменьшения трения, обеспечения точности установочных перемещений узлов станков следует применять антискачковое масло.
4. Тяжелонагруженные тихоходные механизмы, работающие при высокой температуре, рекомендуется смазывать твердыми смазочными материалами (графит, тальк, слюда).
Когда поверхности двух сопрягаемых деталей полностью разделены слоем смазки и нагрузка воспринимается смазочной пленкой, имеет место так называемое жидкостное трение. Коэффициент жидкостного трения равен 0,001–0,008. Величина коэффициента трения, например подшипников качения, колеблется в зависимости от значения относительной скорости трущихся поверхностей, способа подачи смазки, ее вязкости.
С повышением частоты вращения вала начинает увеличиваться толщина клинового слоя за счет увеличения количества смазки, увлекаемой цапфой в клиновой зазор. При бесконечно большой частоте вращения ось цапфы совпадает с осью подшипника, а толщина масляного клина достигает максимальной величины, способствуя жидкостному трению (в отличие от состояния покоя и начала вращения).
Полужидкостное трение имеет место в том случае, когда большая часть сопряженных поверхностей разделена слоем смазки, но отдельные их элементы соприкасаются (коэффициент трения при этом равен 0,08–0,08). При полужидкостном трении работают тяжелонагруженые валы с частотой вращения до 400 об./мин и детали, совершающие касательное и возвратно-поступательное движения.
Когда скользящие поверхности разделены очень тонким слоем смазки (толщиной до 0,15 мкм или всего в несколько молекул), то трение между поверхностями называется граничным. В нормальных условиях изнашивание происходит так же, как при полужидкостном трении.
Сухое трение возникает при отсутствии смазки между скользящими поверхностями, когда невозможно произвести смазывание или сопряжение работает при высоких температурах (свыше 300 0 С). Коэффициент сухого трения равен 0,1–0,8, но его величину можно снизить путем нанесения защитных пленок, термообработки и правильного подбора материалов сопряженных деталей.
Если слой смазки между двумя трущимися поверхностями разделят их лишь частично, то имеет место полусухое трение.
Основная характеристика внешнего трения – сила трения. Имеют место: сила трения скольжения (подшипники скольжения) и сила трения качения (подшипники качения).
Сила трения скольжения обусловлена двумя основными параметрами:
, (10.1)
где – коэффициент трения скольжения;
– нормальная к плоскости трения нагрузка.
Сила сухого трения качения шара или цилиндра определяется следующими параметрами:
, (10.2)
где – коэффициент трения качения;
– радиус качения.
Из анализа формул (10.1) и (10.2) следует вывод, что подшипники качения более прогрессивны по сравнению с подшипниками скольжения, т. к. нормальная нагрузка уменьшается на величину радиуса качения.
Сила трения зависит от факторов механического и молекулярного происхождения:
, (10.3)
где – силы соответственно механического и молекулярного происхождения;
– площадь трущихся поверхностей;
– коэффициенты, определяемые опытным путем.
Сила трения при жидкостном трении определяется следующими факторами:
, (10.4)
где – динамическая вязкость масла;
S – площадь сопрягаемых поверхностей;
– относительная скорость перемещения поверхностей;
– толщина масляного слоя.
На основании гидродинамической теории трения может быть определен наивыгоднейший зазор между сопрягаемыми поверхностями, при котором обеспечивается оптимальная толщина масляного слоя ( ) для создания условий гарантированного жидкостного терния:
, (10.5)
где – диаметр вала, мм;
– частота вращения вала, об./мин;
– удельное давление, Па;
– поправочный коэффициент на длину подшипника.
Максимально допустимый зазор определяется по формуле:
, (10.6)
где – величина неровностей (макро- или микронеровностей) вала и подшипника.
Экспериментальной проверкой установлено, что для подвижных посадок сопряжения вал – подшипник скольжения имеет место следующее соотношение между предельным зазором ( в мм) и максимальным конструктивным зазором в сопряжении новых деталей (
в мм ):
. (10.7)
Коэффициент трения в слое смазки для идеального сопряжения качественно зависит от следующих параметров:
, (10.8)
где ;
– относительный зазор (
– диаметр охватываемой детали);
– давление;
– относительный эксцентриситет (
, где
– величина эксцентриситета, т. е. смещения осей вала и втулки);
– длина подшипника;
– динамическая вязкость масла;
– поправка на эксцентриситет;
– поправка на конечность размеров.
Минимальная толщина слоя смазки определяется по выражению:
, (10.9)
где – геометрический параметр
.