Что называют вариативностью в технологии 6 класс
Что такое вариативность? Понятие и его принцип
Слово «вариативность» знакомо многим, но четко сказать его определение не всегда получается. Этот термин означает наличие нескольких способов для решения той или иной задачи. Ниже мы определим его лексику и этимологию, а также разберем принцип вариативности в педагогике и образовании в целом.
Лексика и этимология слова «вариативность»
Данный термин пришел к нам из латинского языка от слов variatus, что в переводе означает «изменчивость» и varius – «разный».
Вам будет интересно: Лексическое значение слова «крутой». Яйцо, фамилия или жаргон?
В словарях С. И. Ожегова и Т. Ф. Ефремовой значение этого слова заключается в наличии нескольких вариантов чего-либо.
Существует несколько синонимов, которые помогают понять, что такое вариативность. Это вариабельность, изменчивость, дисперсия.
Вариативность в психологии и в педагогике имеет значение выборки какого-либо предмета в зависимости от значений каждого из вариантов. В биологии этот термин обозначает те варианты существования, которые возникают в ходе эволюции.
Принцип вариативности в педагогике
Данный принцип реализуется в образовании следующим образом. Вариативность помогает ученику мыслить творчески. Нет условного и только одного правильного решения. Педагог, следующий принципу вариативности, способен акцентировать внимание ученика не на оценке и понятии «правильно» или «неправильно». А на заинтересованности ребенка находить необходимый вариант.
Если педагог воспитывает и учит детей по принципу вариативности, то задача может иметь несколько разных решений. Ребенок не будет расстраиваться, если что-то не получилось. Наоборот, он будет подбирать более оптимальные решения для поставленной задачи.
Этот принцип учит творческому мышлению, умению находить новые, ранее не изученные пути решения заданий. Это важно не только для процесса образования в школах и университетах, но и в жизни. Ведь после того, как молодой человек выходит из школы или университета, он не находит готовых шаблонов к решению жизненных проблем.
Что такое «вариативность»? Она предполагает наличие нескольких выходов из какой-либо ситуации или задачи и дает возможность мыслить шире.
Урок по технологии 6 класс «Основы конструирования и моделирования»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Основы конструирования и моделирования изделий из древесины.
Обучающая – ознакомление учащихся с понятиями «конструирование» и «моделирование», правилами конструирования и моделирования.
Развивающая – развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности.
Воспитательная – воспитывать аккуратность, эстетический вкус.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая.
Цель: научить учащихся основным правилам конструирования изделия,
развивать пространственное воображение, воспитывать
эстетическое восприятие мира.
Оборудование и инструменты: столярные инструменты, инструменты для
Проверка готовности к уроку.
Повторение пройденного материала.
Что такое чертеж. Для чего он нужен?
Изложение программного материала.
Конструирование — это один из этапов создания изделия. («Конструкция» — в переводе с латинского означает «устройство».)
Конструирование является частью проектирования и будет необходимым элементом вашего будущего твор ческого проекта.
Обычно конструирование начинают со зрительного представления изделия, составления его эскизов, тех нических рисунков, чертежей.
Затем подбирают необходимые материалы.
Далее изготавливают опытный образец изделия или само изделие, испытывают его на прочность и работоспособность, дорабатывают с учетом недостатков, и так повторяют многократно, от одного варианта к другому, до создания наилучшего изделия согласно его назначению.
Перед разработчиком (конструктором) в процессе
конструирования возникает множество вариантов из делия. Многовариантность в конструировании называ ют вариативностью . Вариативность присуща как кон струкции изделия, так и его внешнему виду — дизайну . (Слово «дизайн» в переводе с английского означает «замысел, проект, рисунок».) В узком смысле дизайн — это художественное конструирование изделия. На рис. 1 приведена вариативность конструкторских ре шений декоративной кухонной доски.
Красивое и модное изделие, продуманное с точки зрения технической эстетики (красоты), простоты и без опасности обслуживания и эксплуатации, имеет повышен ный спрос и ценится дороже. Вот почему прорабатывают множество вариантов изделия, пока не найдут наиболее
подходящий. Так появились различные конструкции столов, стульев, кресел и других изде лий из древесины.
Наконец, изделие должно быть технологичным (про стым) в изготовлении, прочным, надежным и экономич ным.
Технологичным считают из делие, изготовленное с наименьшими затратами времени, труда, средств и материалов.
Прочное изделие восприни мает заданную нагрузку без разрушения.
Надежное изделие служит безотказно в течение длитель ного срока.
Экономичным считают изделие, которое при
использовании не требует дополнительных
Рис.1 Вариативность конструкторских решений.
Технологичность, прочность, надежность и другие свойства являются и основными принципами констру ирования, изготовления и эксплуатации изделий.
Все выше перечисленные необходимые свойства изделия составляют его качество . Качественное изделие прочно и надежно в работе, удобно в эксплуатации. При конструировании изделий весьма важно подобрать для них нужные материалы, чтобы изделие было прочным и дешевым, легко и быстро изготавливалось, соответст вовало всем предъявляемым к нему требованиям.
При изготовлении нескольких деталей из одной заготовки важно, чтобы их получилось как можно больше и чтобы они были прочными. Например, неэкономично изготавливать изделия из доски, как показано на рис. 2, а. Если взять схему разметки раскроя, приведенную на рис. 2, б, то все изделия будут бракованными (непрочными), так как их ручки отколются по волокнам. По схеме раскроя, (показанной на рис. 2, в), верхнее изделие также будет бракован ным. Но если заготовкой будет фанера, то наибольшее количество изделий получим по схеме разметки, изо браженной на рис. 2, в.
Рис. 2. Схемы разметки изделий
Одним из приемов конструирования является моде лирование изделий. Моделью называют уменьшенный или увеличенный образец (копия) изделия, который изготавливают, чтобы понять его устройство и принцип действия. («Модель» — от латинского «мера, образец, норма». «Копия» — от латинского «множество».)
Все вы с детства любите строить модели зданий, автомобилей, тракторов, лодок и кораблей, бумажных самолетиков. А это и есть как раз модели существую щих сооружений и машин. Изготовленные вами модели могут передвигаться, плавать, летать.
Модели, как и настоящие изделия, изготавливают по эскизам, техническим рисункам и чертежам.
На рис. 3 представлены деревянные модели (иг рушки) трактора, гоночного автомобиля и автомобиля с прицепом.
а- автомобиль с прицепом.
Рис. 3. Деревянные модели (игрушки): а — автомобиль с прицепом;
б – гоночный автомобиль.
в – трактор : 1 – ось передних колёс; 2 – переднее колесо; 3 – корпус трактора;
4 – выхлопная труба; 5 – руль; 6 – сидение; 7 – ось задних колёс;
Закрепление нового материала.
Что называют конструированием изделия?
Что назы вают вариативностью?
Какие изделия называют техноло гичными, прочными, надежными, экономичными?
Какие изделия называют качественными?
Что называют моде лированием и моделью?
Для чего изготавливают модели?
Что называют вариативностью в технологии 6 класс
Установи часы правильно
§ 8. Моделирование и конструирование
В наше время ежегодно создаётся большое количество новых моделей бытовой техники, станков, автомобилей, самолётов и других технических устройств. Для усовершенствования этих устройств разрабатываются новые материалы, конструкции, источники энергии. Решение этих вопросов является результатом технического творчества изобретателей, инженеров и учёных.
Целью технического творчества является нахождение новых решений важных технических задач. Техническое творчество реализуется в процессе выполнения творческих технических проектов, включающих в себя конструирование и моделирование.
Конструирование – это творческий процесс, направленный на создание каких-либо предметов, моделей, т.е. на разработку изделия. («Конструкция» – в переводе с латинского означает «устройство».) Специалисты конструируют космические корабли, самолёты, автомашины, бытовую технику, мебель …
Конструирование является частью проектирования и будет необходимым элементом вашего будущего творческого проекта.
Конструирование изделий из древесины обычно проходит в несколько этапов.
I этап — планирование работы (зрительное представление изделия) и разработка эскизного проекта изделия (технических рисунков).
II этап — изготовление графической документации: чертежей, технологических карт. Разработка технического задания на изготовление деталей изделия.
III этап — изготовление изделия:
Перед разработчиком (конструктором) в процессе конструирования возникает множество вариантов изделия. Многовариантность в конструировании называют вариативностью . Вариативность присуща как конструкции изделия, так и его внешнему виду – дизайну. (Слово «дизайн» в переводе с английского означает «замысел, проект, рисунок».) В узком смысле дизайн — это художественное конструирование изделия. На рис. 25 приведена вариативность конструкторских решений декоративной кухонной доски.
Красивое и модное изделие, продуманное с точки зрения технической эстетики (красоты), простоты и безопасности обслуживания и эксплуатации, имеет повышенный спрос и ценится дороже. Вот почему прорабатывают множество вариантов изделия, пока не найдут наиболее подходящий. Так появились различные конструкции столов, стульев, кресел и других изделий из древесины.
Для оценки изделия используют несколько характеристик: технологичность, прочность, надёжность, качество, дизайн, экономичность, экологичность и т. д.
Прочное изделие — это то, которое выдерживает определённые нагрузки, не разрушаясь.
Надёжное изделие способно выполнять возложенную на него задачу длительное время при сохранении основных своих характеристик.
Экономичным считают из конструкторских решений изделие, которое при использовании не требует дополнительных расходов. Технологичность, прочность, надежность и другие свойства являются и основными принципами конструирования, изготовления и эксплуатации изделий.
Все выше перечисленные необходимые свойства изделия составляют его качество . Качественное изделие прочно и надежно в работе, удобно в эксплуатации.
Изделия, характеризующиеся всеми перечисленными выше свойствами и имеющие красивые форму и цвет, являющиеся эстетичными, пользуются повышенным спросом на товарном рынке и поэтому являются конкурентоспособными. При конструировании изделий весьма важно подобрать для них нужные материалы, чтобы изделие было прочным и дешевым, легко и быстро изготавливалось, соответст вовало всем предъявляемым к нему требованиям.
При изготовлении нескольких деталей из одной заготовки важно, чтобы их получилось как можно больше и чтобы они были прочными. Например, неэкономично изготавливать изделия из доски, как показано на рисунке (1) ниже. Если взять схему разметки раскроя, приведенную на рис. 2, то все изделия будут бракованными (непрочными), так как их ручки отколются по волокнам. По схеме раскроя, (показанной на рис. 3), верхнее изделие также будет бракованным. Но если заготовкой будет фанера, то наибольшее количество изделий получим по схеме разметки, изображенной на рис. 3.
Одним из приемов конструирования является моделирование изделий.
Опыт показывает, что в процессе творчества полезно создавать модели – уменьшенные или увеличенные образцы (копии) изделий (иногда выполняют в натуральную величину), которые изготавливают, чтобы понять его устройство и принцип действия будущих технических устройств. («Модель» – от латинского «мера, образец, норма». «Копия» – от латинского «множество».) Модель предназначена для изучения реального объекта. В частности, модели автомобилей используют для исследования поведения автомобилей при сильном ветре и во время дорожно-транспортных происшествий.
Все вы с детства любите строить модели зданий, автомобилей, тракторов, лодок и кораблей, бумажных самолетиков. Цель, с которой создали модель, определяет её вид и способ изготовления. Модели могут быть действующими и недействующими, подвижными и неподвижными, контурными (рис. 2, а) и силуэтными, объёмными и плоскостными, моделями-копиями (рис. 2, б) и стилизованными моделями (рис. 2, в).
Рис. 2. Модели: а — контурная из фанеры; б — копия из деталей
конструктора ЛЕГО; в — стилизованная из древесины
А это и есть как раз модели существую щих сооружений и машин.
Модели (изделия, поделки, макеты) можно изготовить из бумаги, картона, пластилина, проволоки, ткани, древесины, фанеры, тонколистовых металлов, природных материалов, бросовых материалов, деталей конструкторов. Большое количество интересных моделей можно изготовить из бросовых материалов (всевозможных крышек, спичечных коробков, пластмассовых бутылок, отслуживших свой срок лазерных дисков, пуговиц). Модели, как и настоящие изделия, изготавливают по эскизам, техническим рисункам и чертежам.
Каждый из вас не раз придумывал и создавал модели. Но чтобы почувствовать себя настоящим конструктором, приступая к конструированию модели (изделия, поделки, макета), необходимо составить примерный план работы.
1. Определить объект моделирования, вид и назначение модели.
2. Определить возможности изготовления, необходимый материал, экономическую и экологическую составляющие процесса изготовления модели.
3. Разработать графическую документацию. Определить масштаб, выполнить эскиз, разработать рабочий чертёж.
4. Определить этапы и последовательность изготовления модели (изделия), разработать технологическую карту. Технологическая карта — форма технологической документации, в которой записан весь процесс создания изделия.
5. Изготовить модель. Выполнить доработку рабочего чертежа в процессе изготовления. Произвести частичную отделку готовых деталей и всего изделия.
6. Выполнить испытание модели (изделия), устранить недоделки и замечания. Закончить отделку.
7. Продумать возможность использования модели, например, для участия в соревнованиях, выставках, конкурсах и т. д.
Моделирование разделочной доски
Схема разметки разделочной доски
Конструирование простейших изделий из древесины
1. Сконструируйте несколько вариантов одного и того же изделия из древесины по заданию учителя.
2. Выполните технические рисунки лучшего из делия и чертежи его деталей.
3. Продумайте, будет ли ваше изделие обладать достаточной прочностью, надежностью; будет ли оно технологичным?
4. Какое значение имеет моделирование для разработки вашего творческого проекта?
Основные понятия и термины:
техническое творчество, моделирование, модель, модель-копия, контурная модель, силуэтная модель, объёмная модель, стилизованная модель. вариант, вариативность, дизайн, технологич ность, прочность, надежность, экономичность, каче ство, свойство,
1. Что называют конструированием изделия?
2. Что называют вариативностью?
3. Какие изделия называют технологичными, прочными, надежными, экономичными?
4. Какие изделия называют качественными?
5. Что называют моделированием и моделью? Для чего используются модели? Приведите примеры моделей, расскажите об их использовании.
6. Для чего изготавливают модели?
7. Приведите примеры видов моделей, которые можно изготовить из деталей конструкторов.
8. Придумайте модели (поделки, изделия, макеты), которые можно изготовить из отходов фанеры, ткани, фантиков от конфет.
Найдите в Интернете интересные идеи для изготовления моделей из бросовых материалов. Разработайте технологическую карту для изготовления одной из таких моделей.
План-конспект урока технологии в 6 классе по теме «Элементы конструирования»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
План-конспект урока технологии в 6 классе по теме:
Учитель Харионовский В.Ю.
Цели и задачи урока :
Сформировать понятие «конструирование».
Ознакомить с «методом фокальных объектов».
Развивать творческие способности учащихся.
Развивать воображение и пространственное мышление.
Воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Проверка готовности класса к уроку.
II . Изложение программного материала.
Конструирование — это один из этапов создания изделия. («Конструкция» — в переводе с латинского означает «устройство».)
Конструирование является частью проектирования и будет необходимым элементом вашего будущего твор ческого проекта.
Обычно конструирование начинают со зрительного представления изделия, составления его эскизов, тех нических рисунков, чертежей.
Затем подбирают необходимые материалы.
Далее изготавливают опытный образец изделия или само изделие, испытывают его на прочность и работоспособность, дорабатывают с учетом недостатков, и так повторяют многократно, от одного варианта к другому, до создания наилучшего изделия согласно его назначению.
Перед разработчиком (конструктором) в процессе конструирования возникает множество вариантов из делия. Многовариантность в конструировании называ ют вариативностью . Вариативность присуща как кон струкции изделия, так и его внешнему виду — дизайну . (Слово «дизайн» в переводе с английского означает «замысел, проект, рисунок».) В узком смысле дизайн — это художественное конструирование изделия. На рис. 1 приведена вариативность конструкторских ре шений декоративной кухонной доски.
Рис.1 Вариативность конструкторских решений
Красивое и модное изделие, продуманное с точки зрения технической эстетики (красоты), простоты и без опасности обслуживания и эксплуатации, имеет повышен ный спрос и ценится дороже. Вот почему прорабатывают множество вариантов изделия, пока не найдут наиболее подходящий. Так появились различные конструкции столов, стульев, кресел и других изде лий из древесины.
Технологичным считают из делие, изготовленное с наименьшими затратами времени, труда, средств и материалов.
Прочное изделие восприни мает заданную нагрузку без разрушения.
Надежное изделие служит безотказно в течение длитель ного срока.
Экономичным считают изделие, которое при использовании не требует дополнительных расходов.
Технологичность, прочность, надежность и другие свойства являются и основными принципами констру ирования, изготовления и эксплуатации изделий.
Все выше перечисленные необходимые свойства изделия составляют его качество . Качественное изделие прочно и надежно в работе, удобно в эксплуатации. При конструировании изделий весьма важно подобрать для них нужные материалы, чтобы изделие было прочным и дешевым, легко и быстро изготавливалось, соответст вовало всем предъявляемым к нему требованиям.
При изготовлении нескольких деталей из одной заготовки важно, чтобы их получилось как можно больше, а для этого необходимо учитывать их правильное (экономное) размещение и разметку.
Давайте рассмотрим примеры разметки и варианты конструирования изделий на рисунке. Как вы думаете, какой из них оптимальный и почему? (Ответы учащихся.)
Рис. 2. Схемы разметки изделий
Например, неэкономично изготавливать изделия из доски, как показано на рис. 2, а. Если взять схему разметки раскроя, приведенную на рис. 2, б, то все изделия будут бракованными (непрочными), так как их ручки отколются по волокнам. По схеме раскроя, (показанной на рис. 2, в), верхнее изделие также будет бракован ным. Но если заготовкой будет фанера, то наибольшее количество изделий получим по схеме разметки, изо браженной на рис. 2, в.
Своё название метод получил потому, что совершенствуемый объект ставится в центр внимания, т.е. в фокус. Суть метода заключается в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов (предметов) переносят на совершенствуемый объект, в результате чего получают необычные сочетания, отличные от уже имеющихся.
Не обязательно, чтобы свойства всех выбранных объектов как-то подходили к изобретаемому предмету, но, используя этот метод, можно выбрать большое количество самых разнообразных вариантов.
После выбора оптимального варианта общего решения, общей идеи конструкции необходима дальнейшая, чисто конструкторская работа по разработке технической документации, созданию и испытанию экспериментального образца и т.д.
III . Закрепление изученного материала (практическая работа).
А теперь чтобы рассмотреть как можно использовать этот метод мы создадим конструкторское бюро, перед которым поставлена определённая технологическая задача: н еобходимо усовершенствовать или разработать новую конструкцию детского стульчика.
Выбираем наугад несколько случайных слов (ответы учащихся). Теперь надо описать свойства данных примеров и определить, какие из них могут быть отнесены к фокальному объекту. Оформим всё это в виде схемы (учащиеся работают).