Что называют устным народным творчеством
Устное народное творчество
Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор.
Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») – это не только устное словесное творчество народа, но и музыкальное.
В данной статье мы поговорим об устном народном творчестве, которое создавалось на протяжении многих веков.
К слову сказать, устное народное творчество изучают во 2, 3, 5 и 7 классе школы. Однако если вы любите разные интересные факты, то это будет вам также непременно интересно.
Особенности русского фольклора
На протяжении долгого времени создавалось множество сказаний, которые придумывались народом во время размышлений над теми или иными проблемами.
Испокон веков люди думали о том, что такое хорошо, и что такое плохо; как достичь счастья в семейной жизни, и как воспитывать детей.
Также устное народное творчество постигало проблему всестороннего развития личности, пытаясь дать важные советы на счет того, как стать мудрым.
В результате этого появилась масса поучительных сказок, поговорок и притч, помогающих человеку получить ответы на самые разные интересующие его вопросы.
Жанры устного народного творчества
Жанрами фольклора являются былины, сказки, песни, пословицы, загадки и другие вещи, о которых мы узнали от наших предков.
С течением времени многие выражения и мудрые высказывания видоизменялись, благодаря чему смысл того или иного изречения становился более глубоким и поучительным.
Нередко произведения, придуманные народом, рифмовались и складывались в стихи и песни, которые легко запоминались. Благодаря этому способу на протяжении долгих столетий русский фольклор передавался из уст в уста.
Произведения устного народного творчества
Итак, давайте перечислим произведения устного народного творчества, чтобы сформировать четкий список имеющихся видов фольклора.
Это основные виды произведений, которые создаются не одним человеком, а непосредственно всем народом.
Камень на развилке дорог
Устное народное творчество России
Ну что же, мы рассмотрим устное народное творчество России, так как нас интересует именно эта тема. При этом нужно сказать, что у других народов жанры фольклора очень похожие.
Песни
В народе песни являлись одним из наиболее популярных способов для выражения чувств. Несмотря на то, что они по объему значительно уступали сказкам и былинам, люди пытались закладывать в них глубокий и содержательный смысл.
Таким образом, в песнях отражались любовные переживания человека, размышления о жизни и будущем, общественные и семейные проблемы, и многие другие вещи.
Стоит заметить, что песни из устного народного творчества могут отличаться по стилю и манере исполнения. Песни бывают лирическими, хвалебными, плясовыми, романтическими и т. д.
В устном народном творчестве очень часто используется прием параллелизма, помогающий ощутить природу настроения какого-либо конкретного персонажа.
Исторические песни посвящались разным выдающимся личностям или событиям.
Так, например, русские люди воспевали подвиги Степана Разина и Емельяна Пугачева, а также вспоминали о битвах, в которых они одерживали блестящие победы.
Былины
Интересен факт, что впервые термин «былины» был введен Иваном Сахаровым в середине 19 века. Былины представляют собой устное народное творчество в виде эпических песен, повествующих о героических событиях и знаковых эпизодах в истории народа.
Стоит отметить что они возникли еще в 9 веке. Ярким примером могут служить былины о богатырях, обладавших невероятной силой, красотой, мужеством и храбростью. Самыми известными русскими богатырями были Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.
Как правило, исторические персонажи или события описываются в былинах в приукрашенном, и даже фантастическом стиле.
В них национальные герои могут в одиночку уничтожать целые вражеские войска, убивать разных чудовищ и преодолевать большие расстояния в кратчайшие сроки.
Герои былин никогда не испытывают страха перед врагом и всегда готовы выступить в защиту Родины.
Сказки
Сказки играют важную роль в устном народном творчестве. В данном жанре присутствуют элементы волшебства и чудесного героизма.
Нередко в сказках представлены совершенно разные сословия: от царей до простых крестьян. В них можно встретить работников, солдат, королей, принцесс, шутов и многих других персонажей.
Однако сказка – это не просто выдуманная и красиво сложенная история для детей. С помощью сказок народ старался воспитывать детей, закладывая в них глубокую мораль.
Как правило, все сказки имеют счастливый конец. В них всегда добро торжествует над злом, каким бы сильным и могущественным оно ни было.
Легенды
В устном народном творчестве под легендами подразумеваются устные недостоверные рассказы о фактах реальной действительности. В них красочно отображаются события прошлого.
Существует множество легенд о происхождении народов, государств, океанов и подвигах вымышленных героев.
Особенно этот жанр был популярен в Древней Греции. До наших дней дошло множество мифов, рассказывающих о 12 подвигах Геракла, Одиссея, Тесея и прочих персонажах.
Загадки
Загадки представляют собой метафорические выражения, в которых один предмет изображается с помощью другого, имеющего с ним какое-либо сходство.
На этом основании человеку требуется посредством размышлений и смекалки угадать тот или иной предмет.
На самом деле очень сложно представить устное народное творчество без загадок, которые часто подавались в зарифмованном виде. Например, известное всем детям «Зимой и летом – одним цветом». Конечно, вы знаете, что это ёлка.
Благодаря сказкам, как дети, так и взрослые могут развивать свое логическое мышление и сообразительность. Интересен факт, что в сказках неоднократно встречаются загадки, которые обычно успешно разгадывает главный герой.
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки играют одну из ключевых ролей в устном народном творчестве. Пословица – это краткое образное изречение с поучительным подтекстом, несущее какую-либо обобщенную идею или иносказание с дидактическим (нравоучительным) уклоном.
Поговорка представляет собой образное изречение, отражающее какое-нибудь явление жизни. При этом она не является законченным высказыванием. Нередко поговорки могут носить юмористический характер.
Пословицы и поговорки принято относить к малым жанрам устного народного творчества.
Кроме них к такому жанру можно причислить прибаутки, колыбельные песни, игровые приговоры, загадки, пестушки и потешки. Далее можно более подробно рассмотреть все эти разновидности фольклора.
Колыбельные песни
В устном народном творчестве колыбельные песни часто называют байками, поскольку корень этого слова «баить» – «рассказывать».
С помощью них родители старались убаюкивать своих детей, которые не могли уснуть. Именно поэтому в народе начали появляться разные колыбельные песни, слушая которые ребенок быстро засыпал.
Пестушки и потешки
Пестушки и потешки в фольклоре использовались для воспитания подрастающего ребенка. Пестушки происходят от слова «пестовать», то есть «нянчить» или «воспитывать». Раньше их активно использовали для комментирования движений новорожденного.
Постепенно пестушки переходят в потешки – ритмичные песенки, напеваемые во время игры ребенка с пальцами ног и рук. Наиболее известными потешками в устном народном творчестве являются «Сорока-ворона» и «Ладушки».
Интересно, что в них также прослеживается определенная мораль. Благодаря этому, малыш с первых дней жизни учится различать добро и зло, а также хорошие или плохие качества человека.
Прибаутки
Когда малыши подрастали, им начинали петь так называемые прибаутки, которые были уже более глубокого содержания и не ассоциировались с играми.
По своей структуре они напоминали короткие сказки в стихах. Наиболее известными прибаутками являются «Курочка Ряба» и «Петушок – золотой гребешок».
Чаще всего в прибаутках описывается какое-нибудь яркое событие, отвечающее подвижной жизни ребенка.
Однако поскольку малышам трудно долгое время сосредотачиваться на какой-то одной теме, прибаутки имеют очень краткий сюжет.
Игровые приговоры и припевы
С давнего времени игровые приговоры и припевы пользовались большой популярностью у народа. Их использовали во время игр. Они говорили о возможных последствиях при нарушении установленных правил.
В основном приговоры и припевы включали в себя различные крестьянские занятия: посев, жатву, сенокос, рыбалку и т. д. После их частого повторения, дети с ранних лет учились правильным манерам и усваивали общепринятые правила поведения.
Виды устного народного творчества
Из всего сказанного можно сделать вывод, что устное народное творчество состоит из многих составляющих. Вкратце для закрепления учащимся 2, 3, 5 и 7 класса напомним его виды:
Благодаря всему этому, народу удавалось в краткой форме искусно передавать глубокие мысли и предания предков, сохраняя добрые традиции и народную мудрость.
Что такое устное народное творчество?
С давних времён подрастающее поколение изучало устное народное творчество предков, черпая из него наиважнейшие знания, в первую очередь касающиеся нравственности, взаимоотношений людей и духовности. С тех пор многое изменилось, но сама суть получения знаний через поколения осталась прежней…
Устное народное творчество – это собранный воедино и систематизированный полученный от предшествующих поколений опыт, который ярко отражает сущность жизни этих поколений. Устное народное творчество появилось задолго до того, как людьми была освоена письменная речь. Люди передавали своё творчество следующему поколению из уст в уста, так и произошло соответствующее название. Также устное народное творчество нередко называют фольклором.
К фольклору относятся народные песни, анекдоты, сказки, частушки, пьесы, драмы, танцы и многое другое. Благодаря устному народному творчеству, у языка появляется дополнительная яркость и выразительность. Например, некоторые пословицы помогают тактично намекать людям на их ошибки, при этом не вызывая чувство обиды.
Считается, что фольклорные произведения не являются творчеством определённого автора. Они создаются коллективами людей, отражают их быт, традиции, обычаи, нравы и представления о жизни в целом. У каждого народа есть свой фольклор со своими особенностями и характером.
Устное народное творчество отразилось на деятельности многих поэтов и писателей. Например, по мнению некоторых специалистов, у Шарля Перро есть сказки из сборника «Сказки моей матушки гусыни», относящиеся к фольклору. Исследователи полагают, что писатель их просто самостоятельно обработал, представив впоследствии читателю в новом свете. Среди русских поэтов и писателей, использовавших в своём творчестве фольклор, можно назвать А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, Н.В. Гоголя, А.Н. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Устное народное творчество выражает мечту народа о радостных и творческих трудовых днях, о покорении человеком природы; люди верили, что победит добро и справедливость, возлагали надежду на неиссякаемую силу народных героев, считая их защитниками родной земли. Народ изменял ранее появившиеся произведения, переделывая и дополняя их. Несмотря на явную фантастичность многих сюжетов, русский фольклор в большинстве своём довольно реалистичен.
Фольклорные произведения со временем заметно утратили свой первозданный вид, но их смысл при этом не изменился – донести до последующего поколения традиции, нравы и обычаи своего народа.
Вместе со статьёй «Что такое устное народное творчество?» читают:
Что такое устное народное творчество. Особенности собирания и исследования устного народного художественного творчества в россии
Все сферы жизни наших предков нашли свое оригинальное отражение в фольклоре. Именно поэтому устное народное творчество имеет такое богатое жанровое разнообразие. Это приметы, загадки, всеми любимые пословицы и поговорки, сказки и суеверные рассказы, шутки-прибаутки и анекдоты, колыбельные и частушки, баллады и былины, предания и легенды, исторические и лирические песни, семейно-бытовая и календарная обрядовая поэзия и даже целые драматические произведения. Каждому жанру присущи свои уникальные особенности и традиционно выверенный способ выражения и передачи. Многие жанровые виды фольклора включают в себя элементы театрализации и предполагают исключительно живое исполнение, что наполняет их новыми красками, обогащает душевностью каждого исполнителя в частности и последующего поколения в общем. Но при этом основная идея, ведущий замысел, общепринятый моральный и поучительный стержень, эстетическое оформление остаются неизменными. Все это возможно благодаря крепкой и неразрывной связи устного творчества с многовековыми традициями.
Виды устного народного творчества
ñ «Слезами горю не поможешь»
ñ «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
ñ «Семеро одного не ждут»
ñ «У семи нянек дитя без глазу»
ñ «Сытый голодному не товарищ»
ñ «Кто не работает, тот не ест»
ñ «Лучше синица в руках, чем журавль в небе»
ñ «Своя ноша не тянет»
ñ «На воре и шапка горит»
ñ «Копейка рубль бережёт»
ñ «Бережёного Бог бережёт»
ñ «Под лежачий камень и вода не течёт»
ñ «Один в поле не воин»
ñ «Клин клином вышибают»
ñ «Умирать ладишься, а хлеб сей»
Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл.
ñ « Голод не тётка, пирогом не накормит»
ñ « Яйца курицу не учат»
ñ « Ложка дёгтя в бочке мёда»
ñ « Дорога́ ложка к обеду»
ñ « Да, кудри извилин не заменят!»
ñ « Друзья познаются в беде»
ñ « От сумы́ да от тюрьмы не зарекайся»
ñ « Нашла коса на камень»
ñ «Без Бога ни до порога»
3. Песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.
4. Часту́шка — фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, передаваемая обычно устно.
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
7. Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.
Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил?
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Понятие о фольклоре.
Отличие устного народного творчества от художественной литературы.
У.Н.Т. и его роль в системе воспитания и обучения.
Понятие о детском фольклоре
Неигровой фольклор
Потешный фольклор
Есть в детском фольклоре жанры, отражающие взаимоотношения между детьми, детскую психологию. Это так называемые сатирические жанры: дразнилки и поддёвки.
Игровой фольклор
Это устное народное творчество. Жанры его очень разнообразны и специфичны. Эти произведения придумывались представителями народа и передавались друг другу устно. Существовали певцы и сказители, и каждый желающий мог стать сотворцом.
В чем особенности фольклорных произведений?
Каждый человек знает, что такое Жанры его почти все сохранились до наших дней. В каждом из них отражаются думы и чаяния народа, его отношение к происходящим событиям. Большое место в устном народном творчестве занимает обрядовый фольклор. Хотя этот пласт народной культуры почти неизвестен сейчас.
На какие жанры делится фольклор?
Как фольклор используется при воспитании детей?
До сих пор все мамы поют детям народные колыбельные, большинство из них используют потешки и приговорки при одевании, купании и первых играх малышей. Очень важны для развития мышления ребенка считалки, загадки и скороговорки. В детской среде распространены дразнилки, поговорки и частушки.
Вот отрывок одной из сказок, записанной Александром Николаевичем Афанасьевым:
Сказка в каждом районе у каждого рассказчика звучит по-разному: строй фраз, новые бытовые слова и присказки, живые интонации…
Как устное творчество, фольклор может соединяться с искусством актёрского исполнения (передача голосом характера в сказке: медведь, заяц…)
На одной подушке спят.
Потолочный накат уподоблен спящим людям.
В Курской губернии она звучала так:
На одном головище спят.
В Архангельской губернии:
На одном сголовке спят.
В Вологодской губернии:
Импровизация: создание текста фольклорного произведения, или его отдельных частей, в процессе исполнения. Импровизация была возможна в рамках определённых правил, художественных канонов, законов жанра…
Хоровод: слово, музыка, танец, жест.
Колядки: слово, музыка, театрализованное, костюмированное действо.
Былина: слово, музыка.
Эта черта более свойственна для ранней стадии устного народного творчества.
Заговор вошёл в литературу, что свидетельствует о силе его художественного воздействия (Жуковский «Светлана», Пушкин гадание Татьяны, заговорную поэтику использовали в своих стихотворениях символисты, М. Цветаева).
Может изменяться жанровый состав фольклора.
Могут создаваться новые произведения и перерабатываться существующие.
Могут изменяться отдельные элементы поэтики.
Варианты могут отличаться заменой каких-нибудь слов, близких по значению.
Варианты могут различаться по содержанию.
Варианты могут отличаться по степени сохранности (полный текст или сокращенный).
Литература
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Понятие о фольклоре
Нравственные идеалы народа. Хранители фольклора: сказатели, певцы, рассказчики
Разнообразие фольклорных жанров
Особенности детского фольклора
Жанры русского фольклора многообразны: предания, легенды, сказания, былины, песни и сказки. Есть еще малые фольклорные жанры, некоторые из них принято называть детскими. Рассмотрим некоторые примеры фольклорных жанров небольших форм.
Потешки для маленьких детей – это занимательные стишки, сопровождающиеся игровыми действиями, их предназначение – развлечение и развитие ребенка. Вспомните «Ладушки, ладушки…», «Сороку-ворону» и пр. Прибаутками называют шутливые рассказики с простенькими сюжетами для забавы детей. Колыбельные для малышей создавались для убаюкивания (от слова «баять» – рассказывать), а сами песни называли байками. Мелодичный рассказ помогал детям уснуть. Страшилками называют придуманные детьми мистические истории, которые рассказываются с пугающей интонацией. Считалки нужны в игре, чтобы выбрать водящего или выбывающего участника. Дразнилки придумываются для высмеивания чьих-то негативных качеств. Эти насмешливые стишки часто сопровождаются гримасами и жестикуляцией. Скороговорки, труднопроизносимые фразы, являются упражнением для навыков правильного произношения. Загадка представляет собой иносказательное описание предмета, служит для развития сообразительности. Среди народных загадок есть такие, которые обучали умению считать, они похожи на математические задачи. Например, загадка «Летела стая гусей» и др.
Относятся к малым жанрам фольклора пословицы и поговорки, их цель донести при помощи художественных образов мудрую мысль в предельно краткой форме. Так, например, образ воробья стал иносказательным предостережением болтливому человеку в пословице:«Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». Пословицы отличаются завершенностью мысли, поговорки являются лишь частью фразы. Столетиями жили и продолжают жить эти изречения, подтверждая народную мудрость: «Пословица век не сломится».
Понятие о сказке, отличительные черты жанра
Виды сказок
Сказка – это рассказ необычайного содержания, основанный на вымысле. Сказочный мир – не пустопорожний вымысел. Суть народной небылицы отражена в сочиненной А.С. Пушкиным присказке:«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Сказки учат главным жизненным принципам: борьбе со злом, доброте, преданности, справедливости, честности.
Неизвестно, когда на Руси появились эти древнейшие произведения. Слово «сказка» стали употреблять с XVII в., ранее их называли «басни», «байки» (от слова «баять»). Первые записи русских сказок были сделаны во второй половине XVII в. врачом царя Алексея Михайловича, англичанином С. Коллинзом, который в 1667 г. в Лондоне опубликовал несколько русских преданий и сказок в своей книге о России. Со времен Петра I, когда ослабло влияние церкви, запрещавшей «басни баять», сказки начали активно собирать и записывать, с XVIII в. стали издавать, появились литературно обработанные фольклорные сказки.
Простота и естественность сказок – признак произведений высочайшего мастерства. Отличительные черты народной сказки были определены особенностями ее композиции. Традиционной частью был сказочный зачин: «Жили-были» и др. Более развернутый зачин у волшебных сказок: «В некотором царстве. » Иногда предисловием была у сказки присказка, шутливая прибаутка, создававшая настрой слушателей. Присказки вставлялись и в середину повествования: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Присказка могла завершать сюжет: «Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец». Традиционны для сюжетов сказок концовки с упоминанием веселого пира или счастливого будущего героев: «Стали жить-поживать и добра наживать».
Используется в сказках прием троекратного повторения, повторяются трижды даже целые эпизоды. Число «три» в древности считалось магическим числом. Присущи языку сказок устойчивые эпитеты: конь добрый, удаль молодецкая, девица красная, леса дремучие, солнце ясное и пр. Выделяют три основные разновидности народных сказок: волшебные, бытовые, о животных.
Сказка «Царевна-лягушка»
Образы Василисы Премудрой и Ивана-царевича. Образы сил зла. Вера в торжество добра
Волшебные сказки – это своеобразная приключенческая народная литература. Сказочный герой совершает опасное путешествие в «тридевятое царство, тридесятое государство», где ему нужно пройти испытания, одержать победу над злом. Заканчиваются приключения всегда благополучно. Основные черты волшебных сказок определены мифическим мировоззрением древних людей, их магическими обрядами. В сказке «Царевна-лягушка» много магии, загадок, превращений. Скрытый смысл сказки раскрывает представления народа о добре и зле, мудрости и глупости.
В «Царевне-лягушке» есть троекратное повторение: на три года заколдована Василиса Премудрая; царь, у которого три сына, трижды испытывает своих невесток. Старшие царские сыновья корыстолюбивые и зловредные, младший сын – добродушен и бескорыстен. Иван-царевич в обыденной жизни скромен, мухи не обидит. Он беспрекословно подчинился воле отца, женившись на лягушке, терпеливо сносил обиды от старших братьев, которые зло подшучивали над ним. Неразумный поступок он совершил, когда, не спросив жены, сжег ее лягушачью шкуру. Чтобы вернуть Василису Премудрую, он решительно отправляется на ее поиски. В пути, несмотря на голод, царевич проявил милосердие и пощадил медведя, зайца, селезня и щуку, которые отплатили ему добром. Проявив удаль и бесстрашие, он справился с Кощеем Бессмертными спас Василису. В образе Ивана-Царевича отражены черты положительного героя, история которого присутствует во многих других сказках. Он всегда побеждает нечисть и зло, делает все для преумножения добра. Сказочный герой представляет собой образец правильного поведения честного, готового постоять за правду человека.
Василиса Премудрая из-за заклятья Кощея Бессмертного должна была носить лягушачью шкурку, которая скрывала ее настоящую красоту. Красавица впала в немилость отца, потому что ему не нравилось, что дочь стала умнее его. Она для Ивана-царевича стала верной и заботливой женой, помогала решать мужу все проблемы. В образе Василисы Премудрой дан пример хорошей хозяйки и искусной мастерицы.
В сказке череда чудес основана на бытовых понятиях и представлениях русских людей. Об умении печь хлеб сказочник поведал с восхищением крестьянина, знающего толк в выпечке. По повелению царя жёны сыновей испекли по караваю. У жены старшего сына, боярской дочери, каравай подгорел. Жена среднего сына, купеческая дочь, каравай недопекла. У Василисы Премудрой каравай получился такой, какой царю доводилось лишь по праздникам есть. Потому и раскрываются подробности хлопотного дела: Василиса просеяла муку пшеничную через«частые решета, мелкие сита», тесто белое долго замешивала – вот и получился мягкий и рыхлый хлеб, который умелица разукрасила узорами мудреными.
Столь же уважаемо в глазах крестьянина искусство тканья и вышивания, которым владеет мастерица Василиса: где кольнет иглой – там «цветок зацветает», «хитрые узоры» появляются, «птицы летят». Высоко ценилось и считалось чудесным умение танцевать. Махнула левым рукавом Василиса – появилось озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди. Закончила плясать, пропали и озеро, и птицы. Так изображено в сказке чудо танца, напоминающего движения лебедей с их медленным скольжением и плавным покачиванием.
Злое начало воплощено в отвратительных фантастических чудищах.Обычно в сказках Баба Яга предстает коварной похитительницей или зловещей ведьмой, враждующей с людьми. Жилище Яги представляет собой избушку на курьих ножках в глухом лесу, вдали от всего живого. Она словно живет на границе волшебного мира, стоит на его страже. Попавшему к Яге человеку грозит гибель, только сообразительность и смекалка помогают спастись. Но в этой сказке образ Бабы Яги предстал иным: она помогает доброму молодцу в поисках Василисы Премудрой, дает совет, как справиться с Кощеем.
Сказка «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо»
Подвиги главного героя. Идея защиты своей земли от врагов
Сказку называют героической или богатырской, если в основе ее сюжета лежит повествование о подвигах во имя Родины. Герой богатырской волшебной сказки «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо» вместе со своими старшими братьями отправился на защиту русской земли от набегов неведомой силы. Из-за беспечности братьев юному Ивану пришлось в одиночку сразиться с тремя многоголовыми чудищами, и он победил. Уничтожил Иван их жен и мать – змеиху, задумавших своим колдовством отомстить и погубить Ивана с братьями. Благодаря бдительности и самоотверженности Ивана люди стали жить без страха, потому что ни одно Чудо-Юдо больше не смело появляться в их краях. В сказке прославляется мирный труд крестьян на своей земле, поднимается тема защиты Родины.
Сказка «Журавль и цапля»
Простые законы житейской мудрости
В сказках про животных персонажи наделены человеческими качествами. В сказке «Журавль и цапля» две птицы жили уединенно на болоте. Решив скрасить свое одиночество, журавль пошел к цапле свататься, но пришелся ей не по вкусу. Ей показалось, что жених «долговязый», «летает худо», прокормить ее не сможет. После строптивая одинокая цапля пожалела о своем отказе, и сама отправилась к журавлю. Он же не забыл обиду, отказался общаться. С той поры так друг к другу и ходят. В сказке тонко очерчены человеческие характеры, отражены отношения самолюбивых людей, для которых существует неразрешимая проблема выбора идеального спутника. Они забыли, что у всех есть свои недостатки. Потому у сюжета сказки нет конца, гордецы не найдут выхода из сложившейся ситуации. Чувствуется насмешка сказочника над поведением героев.
Сказка «Солдатская шинель»
Отражение народной морали в тексте
Бытовые сказки часто имели социальную направленность, ее главным положительным героем был бедный человек: крестьянин, работник или солдат. В этих сказках нет чудес, магии или волшебства. К бытовой сказке относится «Солдатская шинель», сюжет представляет собой случай из обыденной жизни. Неунывающий солдат похвалился перед барином своей шинелью, которая служила ему и удобной постелью. Барин захотел приобрести такую хорошую вещь, которая заменит ему перины и подушки. Дома он попробовал уснуть на шинели, но не смог и пошел жаловаться к командиру солдата. Командир понял, что со стороны солдата не было обмана: после тягот службы находчивый солдат крепко засыпал на шинели, подложив рукав под голову и укрываясь ее полой. Бездельнику барину тяжело засыпалось и в удобной кровати. Народная мораль выражена в словах командира в конце сказки: кто устает от работы, заснет крепким сном, а «кто ничего не делает, тот и на перине не уснет». В бытовых сказках высмеиваются недостатки людей, утверждаются нравственные понятия.
Этический смысл русских народных сказок
А.С. Пушкин некогда сказал, что словесному творчеству народа присуще «какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Восторженно оценил поэт истории, услышанные от своей няни: «Что за прелесть эти сказки!» Слушая рассказы крепостной крестьянки, он считал, что восполняет «недостатки своего воспитания» в дворянской среде. Поэт В.А. Жуковский писал, что в сказках заключаются народные мнения,эти суеверные предания дают понятие о нравах. Сказки назидательны и нравоучительны. Эти невероятные рассказы имеют глубокий этический смысл, они учат человека быть твердым в жизненных испытаниях, не мириться с несправедливостью, дают примеры не только сказочных, но и настоящих способов борьбы со злом. В сказках реализованы помыслы народа о торжестве правды, честности и труда над ложью, коварством и бездельем.
Словарь
Гусляр – древнерусский певец, исполнявший произведения с помощью струнного музыкального инструмента – гуслей