Что называют устьем реки 2 класс
Устье реки – что это такое, определение
Каждая река куда-либо впадает. Как называется это место, какой формы бывает, об этом рассказывается в статье.
Что такое устье реки?
Определение, что такое устье: это место, где река впадает в любой водоем (другая река, озеро, море, водохранилище). У некоторых рек нет постоянного устья, так как их русло мигрирует, при этом устье также перемещается.
При впадении в крупный водоем русло равнинной реки может изменять форму, образуя дельту, эстуарий. У рек в засушливых регионах часто формируется слепое устье.
Дельта реки
Приближаясь к месту впадения, равнинная река разбивается на протоки, рукава, между ними намываются острова. Протоки часто изменяют положение, острова исчезают, появляются новые. Комплекс протоков образует фигуру в виде треугольника или буквы дельта (греческий алфавит), такое устье называют дельтой.
В дельте Волги организован Астраханский заповедник, где обитает 250 видов птиц; заповедник известен охраной крупных бабочек, например, махаон с размахом крыльев 10 см.
Эстуарий
Если в месте впадения высокий прилив или к берегу подходит сильное течение, устье затапливается морскими водами, его форма становится похожа на воронку, широкой стороной обращенной к морю. Такое устье называется эстуарий или лиман. Устья Оби (Обская губа), Амура (Амурский лиман), Енисея, Темзы являются эстуариями.
Рис. 2. Обская губа, спутниковый снимок NASA.
Слепое устье
Реки засушливых областей часто пересыхают, не доходя до впадения в другой водоем. В сезон дождей они растекаются по местности, образуя временное устье. В сухой сезон пересыхает устье и часть реки.
Река Окаванго образует устье при «впадении» в пустыню Калахари.
Рис. 3. Дельта реки Окаванго, снимок из космоса.
Что мы узнали?
Мы узнали что такое устье реки, какой формы оно бывает, как называются разновидности. Мы выяснили, что устье есть даже у пересыхающих рек.
Что такое река — исток, устье, притоки, режим реки, общая характеристика
Составляющими нашей планеты являются суша и мировой океан. На суше можно встретить частицы этого океана — это различные водоемы, реки и озера. Сегодня речь пойдет о реке, о ее определении с точки зрения географии, так как речной бассейн имеет сложное строение, функционирующее по принципам природы.
Характеристика
Река с научной точки зрения – большой объем постоянной текущей по единому руслу пресной воды. Рекой регулирует водный баланс на поверхности планеты Земля: испаряющаяся океаническая влага имеет свойство выпадать на сушу в виде осадков (дождя или снега), а после — она речным течением возвращается снова в океан. Вода в реке движется с помощью силы тяжести. Этот факт объясняется высоким расположением суши над океаном, вследствие чего речные истоки, использующие естественный рельеф, стекают вниз, к тому же морю либо океану. Все реки расположены на суше неравномерно:
Рис. 1. Строение реки
Строение
Все реки состоят из следующих частей:
Классификация
Географы классифицируют пресные водоемы по величине бассейна, расположению территории, в которой они находятся, и по некоторым другим особенностям. Все реки условно делятся на следующие виды:
Также различают такие виды рек, как озерные, карстовые и болотные.
Рис. 2. Поперечный профиль реки В зависимости от размера, все реки делятся на:
Важно! Река вместе со всеми своими притоками образует речную систему.
Типы питания рек
Наполнение водоемов напрямую зависит от количества выпадаемых осадков и от сезонных температурных перепадов:
Перечисленные колебания носят название “режим реки”. Каждой реке характерно собирание осадков с определенных территорий, ограниченных холмами–водоразделами. А вот бассейн реки – это площадь, с которой собирается влага, куда впадают ручьи с притоками и подземными источниками. Ниже мы рассмотрим все существующие типы питания водоемов.
Дождевое
Дождю свойственно наличие слоев с осадками, количество которых исчисляется в миллиметрах (мм). Каждому дождю и снегу присущи собственные характеристики: интервал воздействия, скорость выпадения и область расположения. От вышеописанных свойств осадков напрямую зависит формирование водосистемы и интенсивность наполнения подземных вод. К примеру, чем больше и дольше выпадает осадков на обширную область распределения, тем больше вероятность увеличения величины дождевого паводка. Таким способом обычно наполняются небольшие и средние водоемы. А вот большим источникам характерно наполнение только длительным дождем. Здесь немаловажны и погодные условия: чем суше земля в период выпадения любого вида осадков, тем больше сил потребуется воде на ее парообразование и тем меньше площадь стока, и с точностью наоборот. Из этого следует то, что один единственный выпавший дождь в разных погодных условиях может быть как стокообразующим, так и с отсутствием возможности стока.
Снеговое
Умеренной широте присуще водное поступление речного питания в процессе таяния снега на поверхности земли. Осадки в виде снега, обусловленные плотностью и толщиной выпавших слоев, могут дать при таянии разное количество воды. Водные накопления пресного водохранилища зависят от количества выпавших зимних осадков, определяемых различными климатическими обстоятельствами. Накопленная из снега вода неравномерно распределяется по реке в силу ряда причин:
Важно! Между снеготаянием и водоотдачей выпавшего снега имеются существенные отличия. Так, например, таяние снега начинается после достижения определенного уровня температуры воздуха, а также при условии повышенного теплового обмена на поверхности снежного покрова. Вследствие этого, снег отдает воду после своего таяния, а сток начинается с началом водоотдачи.
Подземное
Подземное питание имеет прямую зависимость от речных, грунтовых и речных структур. Взаимодействие направления и интенсивность этих вод обусловлены несколькими важными факторами:
Подземное наполнение рек имеет наибольший показатель в момент поступления грунтовых вод в водоем. В половодье, когда уровень воды в реке на порядок выше обычного, происходит ее максимальное грунтовое наполнение водами.
Рис. 3. Питание рек
Ледниковое
Данный тип питания присущ только тем рекам, которые берут свое начало в районах расположения высокогорных ледников и снежников. Чем больше ледников приходится на общую площадь водоема, тем больше их воздействие на питание речной системы. Питание такого вклада приходится на верхнюю часть горного водохранилища. Влияние ледников на водный режим происходит следующими способами:
Важно! Каждая река имеет отдельную долю получения водного питания. По этой причине очень сложно определить точное процентное наполнение вод тем или иным способом. Определить точно этот показатель можно с помощью “меченого атома”, путем вычисления радиоактивного обозначения течений разного происхождения или же посредством химического анализа изотопных составляющих речных систем. Самым простым способом выделения определенного типа питания является метод с использованием графического расчленения гидрографа бассейна реки.
Значение
Реки играют важную роль в жизни человека. Начиная еще с древних времен, люди поселяясь вблизи крупных и небольших водоемов. Сферами использования водоемов являются:
Важно! Применение речных запасов требует взвешенного компромисса, особенно для засушливой местности с минимальными водными запасами.
Рис. 4. Пороги реки
Интересные факты
Реки являются основным источником пресной воды, которая так необходима для жизни человека и многих других организмов. Несмотря на то, что в них содержится лишь 1% всего существующего объема пресной воды на планете Земля (остальная часть законсервирована в вечных ледниках в Арктике и Антарктике), этого объема на сегодняшний день еще достаточно. Подробнее о строении, характеристиках ее составляющих, типах рек и ее роли на планете Земля вы сможете наглядно посмотреть в предложенном ниже видео.
Урок окружающего мира на тему «Реки» во 2-м классе по программе «Школа-2100»
Задача: Формирование познавательной деятельности, учебной мотивации.
Учебные технологии: проблемно-диалогическая, информационные, здоровьесберегающие.
Оборудование: проектор мультимедиа, карта полушарий, карта Республики Башкортостан.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Течет, течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)
– Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?
– Тема нашего урока “Реки”.
– Что бы вы хотели узнать о реках?
– На какие вопросы вы бы хотели найти ответы?
III. Совместное “открытие” знаний.
Река – это постоянно текущая вода.
– Как образуется река?
– Откуда река берет свое начало?
– Как называется место рождения реки?
Место рождения реки называется – исток.
Обычно она начинается с маленького родника, который бьет из под земли и течет ручейком. Постепенно с этим ручейком сливаются другие ручьи, а в образовавшуюся маленькую речку впадают такие же речушки.
– Как называются эти речушки?
Эти реки называются – притоками.
Притоки могут быть левыми и правыми.
– Почему их так называют: левый приток и правый приток?
Речка становится все полноводнее и мало-помалу превращается в большую реку. Именно так из ручейка рождается великая русская река Волга.
Чем дальше течет река, тем больше воды поступает в нее, стекая из мелких ручейков. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или озеро. А если вдруг на пути встретится другая, более крупная река, то наша река может стать ее притоком.
– Посмотрите на схему реки.
– Как же называется место, где река впадает в другой водоем?
Это место называется – устье.
– Рождаться реки могут и в горах. Земная поверхность, с которой по ручьям и притокам собирается вода в одну реку, называется бассейном этой реки.
– Как определить, где левый берег, а где правый?
+ Нужно встать по течению.
– Какие новые слова вы видите на рисунке?
– Как вы думаете, что такое русло?
Русло – это канал, по которому течет река. Русло реки имеет уклон, поэтому вода в реке течет, у реки есть течение.
Течение – это движение воды в реке.
– Одинаковое ли течение в реках?
– Реки, протекающие по равнине, называют равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное.
Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног.
– А есть реки, в которых не видно воды. Она бежит под камнями. Такие реки называют каменными.
– Почему вода в реке не кончается? Почему она течет, течет, а не вытечет?
– Где река берет “вечнотекущую “ воду?
Рекам постоянно необходимо питание.
– Откуда реки получают питание?
– Питание может быть разное:
– Основным источником питания являются осадки.
– А откуда берутся осадки? Вспомните, что такое круговорот воды в природе.
– Ребята, почему же вода в реке не кончается?
Вывод: реки получают постоянное питание и в природе происходит круговорот воды в природе.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так славно освежились.
Делать так руками нужно
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
IV. Закрепление изученного. Работа по рисунку
– Что же мы уже узнали о реках. Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы.
– Как это называется и что это такое? (исток, правый берег, левый, притоки, устье).
– Что показывает
– У каких рек течение сильнее?
– Какое питание получают реки?
– В какое время года река получает большее питание?
+ Весной – во время таяние снегов.
Летом – при выпадении большого количества осадков.
– Как это время называется?
Половодье – большой и продолжительный по времени подъем воды.
– Если река получает хорошее питание, и если у реки много притоков, то тогда и река становится крупнее.
– Откройте карту полушарий стр. учебника 128-129.
1-й ряд: ищет крупные реки Евразии.
2-й ряд: ищет реки Америки.
3-й ряд: ищет реки Африки.
– Нужно найти и показать. Как обозначены реки на картах? Откуда начинаем показывать?
+ Синими нитями. Показывать начинаем от истока – начала реки.
Америка: Амазонка, Парана, Миссисипи, Макензи.
Евразия: Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Меконг.
Большая часть этих рек находятся в нашей стране. Это – Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур.
2. Реки Башкортостана.
– Посмотрите на карту нашей республики. Есть ли в нашем крае реки?
– Какие крупные реки нашего края вы знаете?
Более 600 рек украшают природу нашего Башкортостана. Матерью башкирских рек считается Агидель (Белая). Другие крупные реки: Караидель (Уфимка), Дема, Ик, Сакмара. Каждая река неповторима своим течением, своими берегами. У каждой реки свой характер. Живописны берега наших рек. То они покрыты зеленью лесов и полей, то возвышаются над реками высокие горы с пещерами. Есть реки с водопадами.
Атыш – водопад, природный памятник, находящийся на правом берегу реки Лемезы, в Белорецком районе.
Он образован подземной речкой в месте ее выхода на земную поверхность. Водопад низвергается из глубокой пещеры, расположенной в отвесной скале Ширина струи – 6 м, высота – 4,5 м. Внутри грота вода бьет из наклонного отверстия мощной восходящей струей, поэтому водопад назван Атыш, что в переводе с башкирского языка означает “бьющий, стреляющий). Из озера вытекает река Атыш.
– Для чего нужны реки?
Река – место отдыха, место жительство для рыб и других обитателей рек.
По рекам ходит водный транспорт, перевозит пассажиров и грузы. На крупных реках строят гидроэлектростанции, которые вырабатывают электричество.
Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И, как будто, нам назло, даже битое стекло.
Мы приехали на речку понедельник провести.
Только чистого местечка возле речки не найти.
(С. Михалков “Прогулка”)
– Как вы думаете, правильно ли вели себя возле речки отдыхающие?
– Какие правила, они нарушили?
– Что произойдет с рекой, если люди так будут поступать?
Давайте будем беречь реки. Реки – это жизнь, это красота вокруг нас!
– Рассмотрите рисунок. Какие понятия вам знакомы. Дайте им определение.
– Скажите, кто стоит на правом берегу, кто на левом?
– Что находится от ребят вверх по течению? Вниз?
– Как нужно стоять по отношению к реке, чтобы узнать, где у нее правый берег, а где левый?
– Кому понравился сегодняшний урок?
– Что вам на уроке понравилось?
– Какой информацией, полученной на уроке, вы бы хотели поделиться с родителями?
– Получили ли вы ответы на свои вопросы?
– На какие вопросы вы не получили ответа и чтобы вы хотели еще узнать?
IX. Домашнее задание.
Постарайтесь найти ответ на вопрос: “Как реки изменяют земную поверхность?”
Окружающий мир. 2 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 2 класс
Урок №28. Формы земной поверхности. Водные богатства.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
-Какие существуют формы земной поверхности?
-Как они называются и как их можно различать?
-Какие водные богатства нашей земли вы знаете?
Равнина- участок земли, где плоская поверхность земли и почти ровный рельеф, без резких возвышений и спусков, с гладким чередованием повышений и понижение плоскости.
Гора- форма рельефа, отделенное отчетливым возвышением над местностью с выраженными склонами и подножием или вершина в горной стране.
Горный хребет— непрерывный ряд гор в линию.
Овраг-углубление с крутым склоном.
Подошва (подножие)-основание холма или горы.
Вершина –самая высокая часть холма или горы.
Склон-расстояние между подошвой и вершиной.
Исток-это начало реки.
Устье-место, где река впадает в другую реку, озеро или море.
Русло- это углубление, по которому течёт река.
Приток-другие реки и ручьи, которые впадают в реку.
Гора; холм; овраг; равнина; хребет; вершина; склон; подошва; океан; море; река; озеро; канал; пруд; водохранилище; ручей; исток; устье; русло; приток; берег.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.: учеб. пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. С. 79-85
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Планета Земля – уникальная планета. Земля отличается от других планет Солнечной системы.
В дальних путешествиях люди заметили, что поверхность земли неодинакова: на нем есть и ровные участки, и возвышенности, и впадины.
Самое первое – круглая форма. Мы можем увидеть форму планеты и её красоту. А поверхность земли на глобусе гладкая и ровная.
Посмотрим на это изображение. Перед нами физическая карта России.
Мы видим плоское изображение местности, но не можем увидеть возвышенности и углубления.
Интересно, где они? Давайте вместе подумаем.
Какие существуют формы земной поверхности?
Как они называются и как их можно различать?
Какие е водные богатства нашей земли вы знаете?
Чтобы ответить на эти вопросы, нам надо самим стать путешественниками и отправится в путешествие за новыми открытиями, как это сделал когда-то Колумб.
Мы не сможем путешествовать без карты России. Давайте возьмем с собой физическую карту России.
— Как вы думаете, для чего нам надо знать форму Земли?
Отвечайте смело, так как это поможет нам узнать, какие есть предположения и догадки.
— Знать форму Земли очень важно, так как земная поверхность не остается неизменной.
Огромное количество ученых работают над тем, чтобы узнать, точную поверхность и размеры нашей Земли. Они ни на минуту не прекращают работу по уточнению формы Земли, потому что их данные нужны астрономам, летчикам, морякам, картографам – тем, кто составляет карты.
Мы должны знать все о своем доме, чтобы сберечь его.
Путешествуя мы не перестаём удивляться красоте и разнообразию Земли. Вздымаются вершины скалистых гор, тянуться на сотни километров необозримые равнины. Всё это разные формы поверхности суши.
Давайте рассмотрим каждую из них.
-Перед вами ровная открытая местность. Здесь нет ни больших повышений, ни значительных понижений. Обратите внимание, как хорошо видна линия горизонта.
Это плоская равнина.
Подобных равнин, и плоских, и холмистых на земном шаре много. Но выглядят они все по разном. Прежде всего это зависит от того в каком месте расположена равнина.
Мы на крайнем Севере. Равнины здесь большую часть года под снегом. Лишь коротким северным летом покрываются они цветущими травами.
Посмотрите, какие низкие здесь деревца. Даже утки не спрячутся.
Южнее, там больше тепла, растут уже и большие деревья. Равнины покрыты здесь лесами: хвойными, смешанными, лиственными.
А на юге нашей страны встречаются вот такие равнины.
Всюду, куда не бросишь взгляд сыпучие пески, пустыня. Лишь изредка попадаются чахлые деревья, под которыми не укрыться от зноя. Да пучки сухой, колючей травы.
Равнины очень удобны для земледелия. Поэтому большинство равнин на земле занято полями. Здесь выращивают различные полезные культуры, получают богатые урожаи.
Рыхлую почву равнин легко размывает вода: талая или дождевая.
Так на месте рытвины возникает овраг. Если вовремя не укрепить его склоны, поле может погибнуть. Деревья и кустарники, посаженные, на склонах не дают оврагу расти, помогают сберечь плодородную почву.
Давайте сделаем небольшую остановку и подведём итог.
Мы узнали, что поверхность нашей Земли не везде одинакова, есть равнины и горы. Равнины бывают разные: плоские и холмистые.
Продолжим наше путешествие.
Взгляните на эту красоту! Тянутся ввысь остроконечные вершины гор. Даже летом покрыты они белыми шапками снега и льда. Крутые каменистые склоны. Глубокие ущелья отвесных скал. Не легко передвигаться в горах, тропки узкие. Нужно быть очень осторожным.
И холм, и гора возвышаются над окружающей местностью. Их структура строения схожа и состоит из вершины, склона и подножия (подошвы).
Горы имеют различную высоту, от сотен метров до нескольких километров.
-Как думаете, что обозначено коричневым и зеленым цветом на физической карте?
— Равнины и горы на карте выглядят именно так.
Западно- Сибирская равнина
-А вы знаете, почему Среднесибирское плоскогорье обозначено на карте желтым и зеленым цветом?
Посмотрите на физическую карту России Найдите на ней горы. Каким цветом обозначают горы на карте?
-Правильно! Коричневым цветом на карте выделены горы.
-Как вы думаете, что на физической карте обозначено голубым цветом?
-Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Странный вопрос возникает тогда:
«Планета должна называться …“Вода”?»
-Как думаешь, почему поэт предложил переименовать планету Земля?
Да, конечно, потому, что на карте мы видим много воды.
Продолжая наше путешествие, мы поговорим какими, водными ресурсами богата Земля.
1. Не проедешь, не пройдешь –
И водицы не попьёшь
С синеватой плёнкой.
День и ночь о берег бьётся.
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна –
-Правильно, это море.
3. Молодые берёзки свои перед ним
В нём всё отражается…
Как это зеркало называется?
4.Чуть дрожит на ветерке
Узкий кончик в роднике,
5. К маме-речке бегу
-Это маленький ручей
— Болото, море, озеро, река – это водоёмы.
-Что такое водоёмы? Правильно. Это хранилища воды, местообитание живых организмов.
-А знаете, как появились водохранилища?
Каналы, пруды, водохранилища люди сделали для своих хозяйственных нужд. Это искусственные водохранилища.
Наша страна омывается водами 12 морей.
Черное море. Омывает побережье многих государств: Российской федерации, Украины, Турции и иных государств. Максимальная глубина Чёрного моря — 2210 м, средняя — 1240 м.
-Хотите знать, почему море назвали Черным?
Было ряд предположений. Правдоподобнее то, что металлические предметы, опущенные на большую глубину, чернеют под действием содержащегося там сероводорода. Чудесен и многообразен животный и растительный мир Черного моря: в нем обитают бычки, морские коньки и иглы, морской чёрт (с большой зубастой пастью), морской кот, встречается и меч-рыба. Черном море в конце лета, теплой осенью превращается в «светильник» от большого скопления водоросли ночесветки. Ночное море делается чудесным и, может показаться на первый взгляд, что оказываешься в сказку. Прибой светится нежно голубоватым светом. Любые предметы по контуру искрятся, а брызги разлетаются как звездопад. Подобный мираж можно наблюдать и на Азовском море.
В Азовское море впадают две крупные реки – Дон, Кубань и многочисленные небольшие реки.
-А, где берет начало река Дон, знаете?
-Около города Новомосковска, Тульской области, из подземных ключей берёт своё начало река Дон.
На месте «символического начала» Дона возложен камень. Что на нем написано?
— Вы можете сказать, что такое исток?
-А ещё есть части реки?
Начало реки называют истоком. Место где река впадает в другую реку называют устьем. Углубление, по которому течёт река-это русло.
У реки есть правый и левый берега. Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый берег, а слева-левый.
Исток, устье, русло, берега- части реки.
В реку обычно впадают другие реки и ручьи. Их называют притоками
Свыше 2,5 миллионов больших и малых рек, озёр и сотни тысяч болот насчитывается на территории России
— Подумайте, пожалуйста, в чём отличие озера от реки?
Вода в озере находится в углублении, не течёт как поток реки в русле.
В реке вода пресная, а в озере может быть, как пресная, так и солёная.
-А в чём сходство озера и реки спросите вы?
-Они оба, и озеро, и река, питаются подземными водами и дождями.
На озёрах, как и на реках, бывают разливы весной.
-А какое озеро в России является самым глубоким в мире?
-Правильно! Озеро Байкал.
На озере Байкал мы с вами завершим наше путешествие. Мы совершили интересное путешествие и успели познакомится с равнинами и горами, с морями, реками, озерами России. Узнали их различия, великолепие и многообразие.
Путешествуйте, созерцайте и исследуйте природу. Совершайте открытия. Любите и оберегайте природу! Успехов вам!
Разбор типового тренировочного задания
Разбор типового контрольного задания