Что называют уменьшенной моделью земли

г л о б у с

Уменьшенная модель земного шара

• театр в Лондоне (Шекспир)

• макет земного шара

• уменьшенная модель земного шара

• модель земного шара

• экспонат в санкт-петербургской Кунсткамере, внутрь которого запускают по десять человек, желающих полюбоваться на небесные сферы

• лондонский театр, созданный Уильямом Шекспиром

• что представляет собой Земля, возведенная на пьедестал и низведенная до удобных размеров?

• эмблемой этого театра было изображение Геркулеса, держащего на плечах земной шар

• на входе в этот театр висела табличка с надписью «Весь мир — театр, а люди в нем актеры»

• «земля», которая не вертится без нашего усилия

• школьный земной шар

• макет планеты Земля

• карта мира на шаре

• земной шар в руках

• настольн. «пародия» на земной шар

• географическая карта, наклеенная на шар

• «надутая» географическая карта

• настольный макет Земли

• максимально располневший атлас

• кЛАССная модель Земли

• «чучело» Земли на подставке

• шар, обклеенный картой Земли

• карта, натянутая на шар

• карта, сделанная на ШАРу

• шар, «завернувшийся в» карту

• пособие в виде Земного шара

• земной шар на подставке

• карта, возомнившая себя шаром

• «мяч», обтянутый картой Земли

• «мяч для игры в географию»

• вращающаяся модель земного шара

• обклеенный картой вертящийся шар

• наша планета на столе учителя

• раздувшийся географический атлас

• округлившийся географический атлас

• круглый аналог географического атласа

• Макет земного шара

• Театр в Лондоне (построен в 1599; снесен в 1644), где ставились пьесы Шекспира

• «Мяч для игры в географию»

• «Мяч», обтянутый картой Земли

• «Надутая» географическая карта

• «Чучело» Земли на подставке

• «Земля», которая не вертится без нашего усилия

• м. лат. шар, изображающий небесную твердь со звездами (небесный глобус), или землю нашу (земной глобус), относительно движений ее, суточных перемен (по зависимости от солнца), и положения на ней земель и вод. Глобусный, ко глобусу относящийся. Глобусник м. глобусный мастер

• на входе в этот театр висела табличка с надписью «Весь мир — театр, а люди в нем актеры»

• настольн. «пародия» на земной шар

• настольная «пародия» на Землю

Источник

Кто и когда придумал глобус Земли

Что называют уменьшенной моделью земли. Смотреть фото Что называют уменьшенной моделью земли. Смотреть картинку Что называют уменьшенной моделью земли. Картинка про Что называют уменьшенной моделью земли. Фото Что называют уменьшенной моделью земли

Что называют уменьшенной моделью земли. Смотреть фото Что называют уменьшенной моделью земли. Смотреть картинку Что называют уменьшенной моделью земли. Картинка про Что называют уменьшенной моделью земли. Фото Что называют уменьшенной моделью земли

«Земное яблоко» диаметром 54 сантимера до сих пор хранится в музее

В произведениях античных писателей упоминается о том, что первый глобус был создан примерно в 150 году до нашей эры Кратетом Малльским – древнегреческим философом и последователем Аристотеля. Правда, до наших дней не дошли даже её изображения. Известно, что астроном из Бухары Джамаль ад-Дин в 1267 году в Ханбалыке преподнёс хану Хубилаю в качестве подарка от хана Хулагу глобус, астролябию и армиллярную сферу.

Османский учёный Такиюддин аш-Шами сконструировал современный вид глобуса для своей стамбульской обсерватории примерно в 1574 году. Но самым старым из всех сохранившихся глобусов считается шарообразная модель Земли диаметром 54 сантиметра, созданная немецким географом, путешественником и математиком Мартином Бехаймом в 1492 году. Она до сих пор хранится в музее немецкого города Нюрнберга.

На «Земном яблоке», как назвал его Бехайм, были отражены географические представления о поверхности Земли накануне открытия Нового Света, основывавшиеся на данных, взятых с карт мира древнегреческого учёного Птолемея, жившего во II веке. Вскоре после этого глобусы, дающие наиболее точные картографические представления и пользующиеся большим спросом у учёных и моряков, стали настоящим символом просвещения.

Особенно популярны были нидерландские глобусы, которые делали амстердамские мастера Блау. Они создали модель Земли, которая была подарена русскому царю Алексею Романову в 1672 году – впервые на Руси. Самой известной из всех зарубежных моделей земного шара является Готторпский глобус диаметром 311 сантиметров, изготовленный немецким учёным Адамом Ольшлегелем в 1664 году и в 1713 подаренный Петру I.

Читайте главные новости дня на ленте «Популярной механики» в Telegram

Источник

Что называют уменьшенной моделью земли

Земной шар в сетке параллелей и меридианов. В приключенческой повести Марка Твена «Том Сойер за границей» описан спор Тома и его друга Гека Финна во время полета на воздушном шаре. Друзья пролетают над Африкой, и Том говорит, что видит на земле длинную ленту, которая тянется по песку, но не может разобрать, что это такое.

«- Ну вот,- заявляет знаток карты Гек Финн,- теперь ты, может, и узнаешь, где находится наш шар. Ведь это наверняка одна из тех линий, что нарисованы на карте. Те самые, которые называются меридианами. Стоит только нам опуститься вниз и посмотреть, какой у нее номер, и.

— Стало быть, эта карта опять соврала. В жизни не видел такого вруна, как эта карта».

Что называют уменьшенной моделью земли. Смотреть фото Что называют уменьшенной моделью земли. Смотреть картинку Что называют уменьшенной моделью земли. Картинка про Что называют уменьшенной моделью земли. Фото Что называют уменьшенной моделью земли

Градусная (географическая) сетка на глобусе. Глобус часто называют уменьшенной моделью Земли. И действительно, на нем все материки, океаны и моря показаны в полном подобии с их положением на земном шаре. Как же добились этого, как показали точное положение всех географических пунктов на глобусе? Разумеется, с помощью географических координат.

Шкала для глобуса. Глобус обладает такими свойствами, каких не имеет и не может иметь ни одна географическая карта. Его масштаб постоянный, а следовательно, он сохраняется во всех местах и по всем направлениям. Полное подобие изображения на глобусе с действительными земными очертаниями позволяет определять площади и расстояния, географические координаты, направления на стороны горизонта и т. д.

Расстояния по глобусу можно измерять тонкой металлической линейкой или натянутой нитью. Полученное расстояние в миллиметрах затем переводят по масштабу в действительные расстояния в километрах. Нужно только следить, чтобы линейка или нить плотно прилегали к поверхности глобуса и проходили по кратчайшему пути между заданными пунктами, т. е. по дуге большого круга.

Удобно измерять расстояния по глобусу с помощью отсчетного кольца, которое можно легко изготовить самим за несколько минут. Узкую полоску толстой бумаги склеивают в кольцо, размер окружности которого должен быть точно равен диаметру глобуса. С внешней стороны кольца на половине окружности наносят 20 делений, каждое из которых будет соответствовать 1000 км (рис. 22, а). Полученные интервалы делят точками на сотни километров. Чтобы измерить расстояние между какими-то пунктами, кольцо надевают на глобус и разворачивают его так, чтобы край шкалы проходил через оба пункта, причем нулевой индекс должен быть совмещен с одним из пунктов. В таком положении отсчет по шкале против другого пункта покажет расстояние между ними.

Что называют уменьшенной моделью земли. Смотреть фото Что называют уменьшенной моделью земли. Смотреть картинку Что называют уменьшенной моделью земли. Картинка про Что называют уменьшенной моделью земли. Фото Что называют уменьшенной моделью земли

На второй половине окружности кольца нанесем градусную сетку от 0 до 90 в обе стороны от середины (рис. 22, б). По ней мы будем определять географическую широту пунктов. Снимем глобус с оси и наденем на него кольцо, расположив его так, чтобы край шкалы проходил через центры отверстий, на которые надевается ось, и через заданный пункт, а нулевой штрих совместился бы с линией экватора. Отсчет по шкале против пункта укажет его географическую широту (рис. 22, в). Для определения долготы подклеим полоску бумаги к кольцу против нулевого штриха, как это указано на рисунке. На этой полоске нанесем градусные деления промежутка между двумя соседними меридианами по экватору, причем оцифровка их для восточной долготы должна идти справа налево, а для западной долготы наоборот. В примере на рисунке пункт А имеет следующие координаты: 12,5° с. ш. и 45,5° в. д. Точность определения координат зависит от масштаба глобуса: чем крупнее масштаб, тем выше точность.

Градус широты и градус долготы. Географические координаты связаны с дугами параллелей и меридианов, а их можно переводить из градусной меры в линейную и, наоборот, из линейной в градусную. Подсчитаем протяженность дуги меридиана в 1°. Принимая форму Земли за шар радиусом 6370 км, получим величину дуги, равную примерно 111 км. (2 х 3,14 х 6370)/360°.

Если два пункта находятся на одном и том же меридиане, то, определив их широты, можно узнать расстояния между ними. Так, Москва и Аддис-Абеба имеют примерно одну и ту же восточную долготу: 38°, а широты соответственно 55,8 и 9,1° с. ш. Разность их составляет 46,7°. Значит, расстояние между городами будет равно примерно 5180 км (46,7 х 111). Чтобы убедиться в правильности наших расчетов, определите это же расстояние по глобусу с помощью отсчетного устройства.

Но Земля представляет собой несколько сплюснутый шар и по этой причине дуга в 1° широты на всем протяжении меридиана не одинакова. На экваторе она составляет 110,6 км, а на широте от 78 до 90° будет равна 111,7 км. И если какой-то пункт находится на широте 45°, то оказывается, что он отстоит от Северного полюса на целых 36 км дальше, чем от экватора.

Что касается параллелей, то их расстояния между двумя смежными меридианами по мере удаления от экватора становятся все меньше и меньше и на полюсах принимают нулевые значения. Длины дуг параллелей в 1° на разных широтах приведем в следующей таблице:

Что называют уменьшенной моделью земли. Смотреть фото Что называют уменьшенной моделью земли. Смотреть картинку Что называют уменьшенной моделью земли. Картинка про Что называют уменьшенной моделью земли. Фото Что называют уменьшенной моделью земли

Однако это не кратчайшее расстояние между городами. Это расстояние по параллели, а кратчайший путь пройдет значительно севернее. Установите между ними отсчетное кольцо, и расстояние получится равным 6000 км, т.е. на 735 км меньше, чем по параллели.

Для того чтобы ось глобуса была параллельна оси Земли в любом месте, нужно угол наклона оси к горизонтальной плоскости сделать равным градусному значению широты этого места. Так, например, в Москве, расположенной на географической широте 55°45′, угол наклона оси глобуса должен быть 55°45′, а на Северном полюсе ось глобуса должна занять строго вертикальное положение.

А как же ориентировать глобус на экваторе и тем более в странах южного полушария? Тут уже такой подставкой не обойдешься. Чтобы, например, определить координаты антарктических станций, нужно переворачивать глобус, придерживая его за основание. Попробуйте в таком положении выполнять на нем какие-либо измерения! В данном случае предлагаем воспользоваться следующим советом. Открутите винт, скрепляющий глобус с осью, выньте глобус и установите его на специально изготовленной подставке в виде широкого цилиндрического кольца (рис. 23). Такую подставку можно легко и быстро изготовить из мягкого картона или толстой чертежной бумаги. Размер окружности кольца должен быть примерно равен окружности 40-градусной параллели глобуса. Кольцевая подставка будет служить очень хорошим приспособлением для работы с глобусом в любой его части.

Что называют уменьшенной моделью земли. Смотреть фото Что называют уменьшенной моделью земли. Смотреть картинку Что называют уменьшенной моделью земли. Картинка про Что называют уменьшенной моделью земли. Фото Что называют уменьшенной моделью земли
Рис. 23. Ориентирование глобуса на цилиндрическом кольце

Наше приспособление дает возможность произвести ориентирование глобуса для любого географического пункта. Разворачивая глобус в кольце, мы можем устанавливать его в такое положение, чтобы хорошо обозревать любой материк, любую часть акватории и выполнять в этих местах необходимые измерения.

Насколько точна модель? Глобус служит замечательным пособием по географии. Глядя на него, можно судить о форме Земли, о вращении ее вокруг оси, видеть угол наклона земной оси к плоскости орбиты и обозревать в уменьшенном виде всю поверхность нашей планеты. Глобус наилучшим образом отображает фигуру Земли и дает правильное, наглядное представление о нашей планете. Все это так. Но не допускают ли картографы ошибки при построении глобуса? Ведь земной шар как геометрическая фигура представляет собой эллипсоид, т. е. несколько сплющенный шар, а фигуру глобуса делают в виде точного шара! Насколько же велики искажения за счет допуска и как бы выглядел глобус, если при его изготовлении учитывать сжатие Земли?

Источник

Глобус. Окружающий мир. 2 класс. Разработка урока

УМК «Окружающий мир. 2 класс» Е. В. Саплиной.

Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир».

Задачи урока:

Планируемые результаты:

Предметные: уметь объяснять значение терминов «меридианы», «нулевой меридиан», «параллели», « экватор», находить на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария.

Метапредметные: коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками.

Форма проведения урока: индивидуально-групповая.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование и наглядные пособия: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник «Окружающий мир, рабочая тетрадь для самостоятельной работы, демонстративный глобус, ИКТ, раздаточный материал (чайнворд «Глобус»)

Ход урока

I. Организационный момент

(Цель: Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя.)

Окружающий нас мир
Интересно познавать.
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.

II. Актуализация опорных знаний

(Цель: определить уровень знаний о планете Земля и ее модели)

Ответьте на вопросы:

III. Изучение нового материала

Отгадайте загадку. (Слайд 1)

На нем уместилась вся наша Земля:
Моря, океаны, леса и поля.
И Северный полюс там тоже найдешь,
А если захочешь – в руках унесешь.

1. Самостоятельная работа с учебником

Глобус – это модель земного шара. Прочитайте об этом на с. 53.

– Какая информация вам уже была известна?

– О чем думали иначе?

– Что хотели бы уточнить?

– Получить точные знания о форме Земли помогли искусственные спутники Земли. Облетая землю, спутники все время посылали на Землю радиосигналы– сообщения о своем удалении от центра земли. По этим сигналам электронные машины определили высоту полета спутников, а специальные пишущие устройства помогли «нарисовать» форму планеты. Оказалось, что наша планета вовсе не правильный шар.

2. Работа с новыми понятиями: «меридианы», «нулевой меридиан», «параллели», «экватор»

– Давайте рассмотрим глобус более внимательно

– На глобусе нанесено множество линий. Каждая линия имеет свое название.

Экватор – «главный пояс Земли». Это линия, которая делит наш земной шар на два полушария – Северное и Южное.

Зачем нужен экватор? (Слайд № 3, 4)

Экватор – это линия,
Кривая, ярко – синяя.
Делит глобус пополам –
Чтобы нам не спутать вдруг,
где там Север, а где Юг.

Еще есть Северный полюс и Южный полюс.

На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии. Слайды № 5, 6.

– Линии, которые идут с севера на юг, называются меридианы.

– Линии, которые идут с запада на восток, называются параллели.

– Поэтому иногда глобус называют «мяч в сетке».

Есть еще не видимая нам Земная ось, вокруг которой вращается Земля. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус – уменьшенная копия Земли.

– Рассмотрите глобус на стр. 53. Найдите меридианы.

– А теперь на доске на глобусе покажите меридианы. (слайд 7)

– Почему один меридиан проведен более толстой и красной линией?

– Это нулевой меридиан. Его еще называют начальным меридианом. От него ученые всех стран договорились вести отчет меридианов. Этот меридиан проходит через старейшую астрономическую обсерваторию английского города Гринвич.

Гринвичский меридиан был признан начальным по специальному международному соглашению в 1884 году.

До этого соглашения каждая страна называла нулевым меридианом тот, который проходил через ее столицу.

Например, в Испании отсчет начинался от Мадрида, в Италии – от Рима. В России долгое время нулевым считался Пулковский меридиан, проходивший через главную астрономическую обсерваторию страны, которая была основана недалеко от Санкт-Петербурга.

– На глобусе можно провести круговую линию через оба полюса так, что она разделит земной шар на две равные половины – западное и восточное полушария. Эти полушария изображены на карте в вашем учебнике с. 54.

– Посмотрите внимательно. А как еще можно разделить земной шар? (По горизонтали.) (Слайд 5.)

Воображаемые линии, параллельные экватору, называются параллелями.

Это воображаемые линии на поверхности Земли, проведенные на одинаковом расстоянии от экватора. Где находится самая длинная параллель?

– Если мы посмотрим на глобус – сверху, что мы увидим? (Северный полюс и Северное полушарие.)

– Если мы посмотрим на глобус снизу, что увидим? (Южный полюс и южное полушарие.)

– Для чего нужны параллели и меридианы? (Они помогают определить точное положение любого географического объекта на поверхности земного шара). (Слайд № 7)

– Можем ли мы увидеть параллели и меридианы? (Нет, это воображаемые линии). (Слайд № 8.)

3. Физминутка

На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Ты как глобус покрутись,
А теперь остановись!

IV. Закрепление изученного

1. Практическая работа

(Цель: находить на глобусе необходимые географические объекты).

На рисунке (стр. 53) покажите соседу по парте Северный и Южный полюсы, а также нулевой меридиан и экватор.

– Возьмите обычную нитку и определите длину различных меридианов на глобусе. Что вы можете сказать о них? (Они имеют одну и ту же длину).

– А сейчас определите с помощью нитки длины параллелей. Что о них можете сказать? (Самая большая параллель– это экватор. Длина параллелей уменьшается в сторону полюсов).

– Какие самые короткие параллели? ( Это Северный и Южный полюс)

2. Игра «да – нет»

(Цель: Закрепить знания о модели Земли.)

– Если согласны с данным высказыванием, то хлопаете в ладоши.

3. Работа в тетради

Рассмотрите глобус и напишите, как называются обозначенные на глобусе линии.

– На какие два полушария экватор разделяет земной шар? (Северное и Южное.)

– На какие два полушария начальный меридиан разделяет земной шар? (Западное и Восточное.)

Подпишите эти полушария на рисунках.

– В каком полушарии находится наша страна Россия? (В Восточном полушарии.)

4. Работа по учебнику (с. 56)

Какие утверждения верны? (Показывают сигнальные карточки: верно– зелёный цвет, неверно – красный).

V. Итог урока

1. Игра «10 секунд»

(Ребята каждый по цепочке одним предложением говорит, что нового узнал на уроке.)

2. Домашнее задание

Стр. 55-56, вопросы, чтение рубрики «Для любознательных», разгадывание чайнворда «Глобус».

Источник

Глобус

Что вы знаете о масштабе? Где используется масштаб?

Чтобы определить самые главные особенности Земли в целом, попробуем посмотреть на нее со стороны. В этом нам поможет глобус.

Глобус — это уменьшенная объемная модель Земли.

Модель — это упрощенное изображение реальных объектов, процессов и явлений, которое создают для изучения их свойств. Какие же свойства Земли нам поможет изучить глобус?

Чем глобус похож на Землю?

Глобус, так же как и Земля, имеет форму шара. Следовательно, он дает нам правильное представление о форме нашей планеты (рис. 20).

Что называют уменьшенной моделью земли. Смотреть фото Что называют уменьшенной моделью земли. Смотреть картинку Что называют уменьшенной моделью земли. Картинка про Что называют уменьшенной моделью земли. Фото Что называют уменьшенной моделью земли

Самый большой вращающийся глобус находится в одном из университетов США, его диаметр 9 м, а вес 22 т.

И глобус, и Земля вращаются вокруг собственной оси. При этом ось глобуса имеет такой же наклон, как и земная. Таким образом, глобус позволяет нам наблюдать этот вид движения Земли.

Глобус дает правильное представление о форме, размерах, взаимном расположении крупнейших географических объектов: материков и островов, океанов, морей и рек.

Чем глобус отличается от Земли?

Глобус намного меньше Земли. Насколько он меньше? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя, поскольку глобусы по своим размерам различны. От чего зависит размер глобуса? От того, во сколько раз при его создании мы уменьшаем земную поверхность. Это уменьшение мы выражаем с помощью масштаба.

Масштаб — это величина, которая показывает, во сколько раз расстояния на глобусе (или на плоскости) уменьшены по сравнению с реальными.

Например, масштаб 1 : 100 000 означает, что 1 см соответствует 100 000 см на земной поверхности, т. е. она уменьшена в 100 000 раз.

Применение масштаба позволяет правильно показывать взаимное расположение географических объектов и проводить измерение расстояний между ними. Масштаб можно изобразить разными способами (рис. 21).

Что называют уменьшенной моделью земли. Смотреть фото Что называют уменьшенной моделью земли. Смотреть картинку Что называют уменьшенной моделью земли. Картинка про Что называют уменьшенной моделью земли. Фото Что называют уменьшенной моделью земли

На земной поверхности расстояния чаще всего измеряются не в сантиметрах, а в метрах или километрах. Поэтому нужно уметь переводить масштаб в километровое измерение.

Скольким километрам на земной поверхности соответствует 1 см на глобусе при масштабе 1 : 20 000 000? 1 : 80 000 000?

Глобус во много раз меньше Земли, поэтому на нем нельзя изобразить все то, что существует на земной поверхности. На глобусе изображаются только важнейшие географические объекты: материки, океаны, моря, крупнейшие горы, реки и т. п.

Поскольку глобус — модель Земли, на нем находятся не реальные географические объекты, а их изображение с помощью условных знаков.

В отличие от Земли, на глобус нанесена градусная сеть.

1. Зачем люди изобрели глобус?

2. Какие виды масштаба вы знаете?

3. Какие объекты и каким образом изображены на глобусе?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *