Что называют темой текста
Тема текста
Полезное
Смотреть что такое «Тема текста» в других словарях:
Тема (текста) — 1) в литературно художественной сфере круг жизненных проблем, увиденных и осмысленных, например, писателем (художником, музыкантом) и положенных в основу художественного произведения; 2) в сфере публицистических, научных, литературно критических… … Педагогическое речеведение
тема — 1. Субъективный экстралингвистический фактор текстообразования. 2. То, о чем или о ком говорится [Е.И. Никитина 1993: 18]. То, что положено в основу содержания, то, о чем повествуется, что описывается, предмет сочинения [М.Р. Львов 1997: 221]. 3 … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
тема — 1. Субъективный экстралингвистический фактор текстообразования. 2. То, о чем или о ком говорится [Е.И. Никитина 1993: 18]. То, что положено в основу содержания, то, о чем повествуется, что описывается, предмет сочинения [М.Р. Львов 1997: 221] … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
тема-рематическая связь в сложном синтаксическом целом — В аспекте актуального членения предложений в тексте темы и ремы соотносятся между собой, определяя развертывание ССЦ, единство которого обеспечивается распределением информации от данного к новому. По Ф. Данешу, выделяются три модели тематических … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
тема-рематическая связь в сложном синтаксическом целом — В аспекте актуального членения предложений в тексте темы и ремы соотносятся между собой, определяя развертывание ССЦ, единство которого обеспечивается распределением информации от данного к новому. По Ф. Данешу, выделяются три модели… … Синтаксис: Словарь-справочник
тема — ТЕМА1, ы, ж Предмет, определяющий основное содержание текста. В рассказе «Художник» намечена, но не совсем раскрыта тема первенства жизни перед искусством… (М. Пришвин). ТЕМА2, ы, ж Основной мотив какого л. музыкального произведения, обычно… … Толковый словарь русских существительных
Зачин текста — начальная часть текста, имеющая особое коммуникативное назначение (функцию), определямое автором в соответствии с целями, темой и идеей текста, а также возможностями и интересами адресата. Известны следующие наиболее распространенные на практике… … Педагогическое речеведение
Глубинный смысл текста — – некоего завершенного связного целого – это обобщенное содержание, не привязанное к отдельным речевым составляющим, но являющееся произведением многочисленных поверхностных смыслов, преломленных в речевой ткани целого текста. О глубинных, как и… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Смысловая структура, или смысл, текста — – многоуровневая иерархическая организация содержательной стороны текста (представленная в его поверхностной структуре посредством взаимосвязи текстовых единиц, типовых текстовых структур, архитектоники, композиции и др.), компонентами которой… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Членимость текста — – параметр, свойство (грамматическая категория) текста как произведения речетворческого процесса; функция композиционного плана текста целого произведения; наличие дискретных единиц текста, обусловленных коммуникативным и смысловым единством и… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Русский язык. 1 класс
Конспект урока
Конспект по предмету
«Русский язык» для «1» класса
Урок № 45 «Тема и главная мысль текста. Заглавие.»
На уроке Вы узнаете:
Основные термины и понятия:
1.Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой.
2. Тема текста – это то, о чём или о ком говорится в тексте.
3. Главная мысль текста – то главное, что хотел сказать автор.
4. Заголовок – название текста.
5. Озаглавливать текст – давать название тексту.
Основная и дополнительная литература:
Часть 1. Признаки текста.
Давайте сначала повторим, как отличить текст от группы предложений. У текста есть свои признаки.
1.Текст состоит из предложений.
2. Предложения в тексте связаны между собой.
3. Текст можно озаглавить.
Посмотрите на эти группы предложений. Как вы думаете, какой вариант является текстом?
1. У нас на даче растут высокие яблони. Собака – лучший друг человека. Я люблю свою семью. Бабушка всегда печёт вкусные пирожки.
2. Вот и лето наступило. У детей начались каникулы. Саша и Паша катаются на велосипеде в парке, а девочки плетут друг другу косички около фонтана. Хорошо летом.
Правильно! Вариант два, потому что эти предложения связаны между собой по смыслу. Из первого предложения мы поняли, что уже наступило. Из второго, что сейчас летние каникулы. Из третьего мы узнали о том, что делают дети. Четвертое предложение говорит нам о том, что автор считает: хорошо летом. Это текст.
Предложения должны быть логично связаны между собой по смыслу. Если этого нет, то текст не получится.
Посмотрим на предложения.
Когда я читаю, я всегда узнаю много нового и интересного. Недавно она подарила мне книгу о животных. Я люблю читать. Моя бабушка часто дарит мне книги.
Текст получается несвязным, нужно правильно расставить предложения.
Я люблю читать. Моя бабушка часто дарит мне книги. Недавно она подарила мне книгу о животных. Когда я читаю, я всегда узнаю много нового и интересного.
Теперь это хороший, красивый текст.
Часть 2. Тема и главная мысль текста.
В тексте можно определять тему и главная мысль текста.
Тема – это то, о чём или о ком говорится в тексте. Например, В тексте:
Утята очень быстро растут. Их не надо учить есть из миски. Не надо учить плавать. Они самостоятельные.
О ком говорится в тексте? Об утятах. Утята – тема текста. Все предложения в тексте связаны одной темой.
Посмотрите на этот текст. Все ли предложения в нём соответствуют теме?
Осенью часто идут дожди. На улице становится холодно. Природа засыпает.
В тексте рассказывается об осени. Осень – тема текста. Правильный ответ: да, все предложения связаны одной темой.
Молодец! Теперь вы знаете, что такое тема текста.
Главная мысль текста.
У каждого текста есть автор, который написал этот текст. Автор, обращаясь к читателям, хочет донести нужную информацию.
Главная мысль – то главное, что хочет сказать автор читателям.
Попробуем определить главную мысль текста.
Букварь – помощник первоклассников. Он помогает выучить все буквы. Ребята читают букварь и узнают много нового, интересного. После букваря, дети хорошо читают другие книги.
Тема текста – букварь.
Иногда основная мысль заключена в одном предложении. Прочитаем текст и определим тему и основную мысль текста
Ранней весной природа начинает просыпаться ото сна. Тает снег. На ветках деревьев появляются первые почки. Всё чаще слышны песни птиц.
Главная мысль заключена в первом предложении. Остальные предложения развивают главную мысль. То есть объясняют, как просыпается весна.
Теперь ты знаешь, как определить тему теста и главную мысль!
Что такое заголовок и как озаглавливать текст?
Заголовок – название текста.
Озаглавливать текст – это значит дать ему название.
Заголовок может отражать тему или главную мысль текста.
У Серёжи есть пёс Рэкс. Они всегда весело проводят время. Когда Серёжа уходит в школу, Рекс ждёт его дома и очень скучает. Рекс – настоящий друг.
Тема – мальчик и его собака.
Главная мысль – «Рекс – настоящий друг.»
Текст можно озаглавить двумя способами.
Упражнение 1.Выберите тему текста.
Ромашки растут в поле. Они похожи на солнышко. У них желтые серединки и белые лепестки. Растут ромашки на тоненьких стебельках.
В) Цветы растут в поле.
Г) Жёлтые серединки.
Упражнение 2. Выберите главную мысль текста.
После школы Наташа весело бежит домой. Сегодня она будет помогать маме. Они вместе будут готовить борщ. Наташа всегда помогает маме, потому что мама устает на работе.
А) Нужно помогать маме.
Б) Наташа с мамой будут готовить борщ.
В) Наташа бежит домой.
Упражнение 3. Выберите заголовок:
В зоопарке живут разные животные. Там обитают трусливые кролики и смелые львы. Можно увидеть, как мартышки прыгают по деревьям, и как лежат в снегу белые медведи. Как же интересно в зоопарке!
Упражнение 4. Допишите предложения.
1. Текст – это ________________________________ _____________________
2. Тема текста – это_________________________________________________
3. Главная мысль текста- это__________________________________________
4. Заголовок – это_____________________________________________________
5. Озаглавливать текст – это______________________________________________
Русский язык
Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет
С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒
План урока:
Что такое текст?
Дорогие друзья, готовы слушать сказку? Сегодня нам нужно помочь ученику Непоседкину, который не желает учить русский язык. Знаете, он ужасно рассеян, сочинение написал, но ничего непонятно! Прочитайте, можно ли назвать этот отрывок текстом?
Однажды Кикимора всех испугала. Все жили долго и счастливо. Жил был царь Иван. Царевна была прекрасна. Соловей свистнул, и Илья Муромец еле удержался в седле. Тогда испекли вкусный каравай. Алладин полетел над городом. Когда распустился тюльпан, царевна ожила.
Это сочинение мы не можем назвать текстом. Почему? Ответ: предложения не по порядку; нет одного главного героя; нет смысла, единой темы; предложения ничем не связаны между собой, сложно подготовить устный пересказ текста.
Молодцы, нашему Непоседкину стало стыдно за свое сочинение. Поможем ему вместе разобраться в этой теме? Учим русский вместе!
По видам предложения в русском языке выделяют побудительные, вопросительные и повествовательные.
Отличить их друг от друга можно по знакам препинания завершения.
Задание: необходимо расставить знаки препинания.
Вернемся к определению текста, который непременно должен состоять из нескольких предложений. При этом предложения в тексте всегда связаны друг с другом. Именно поэтому у русского текста есть тема и главная мысль, его можно озаглавить.
Хорошо летом в деревне. Можно гулять с утра до вечера, купаться в речке. В деревне тихо, уютно и спокойно
Данный фрагмент является текстом, потому что:
Прочтем еще один фрагмент.
Этот отрывок не является текстом:
Задание: прочтите два фрагмента, какой из них является текстом? Почему другой фрагмент нельзя считать текстом?
1. Квадрат – это фигура. Хорошо летом на улице. Техника чтения у Маши отменная. В Африке много обезьян. Дядя Петя помог мне запустить бумажного змея. Я люблю свой родной язык.
2. Русские сказки – самые лучшие в мире. В них много хороших героев, а добро всегда побеждает зло. В детских сказках малышей учат быть послушными, не лениться, слушать старших.
Ответ: текстом является второй фрагмент, там одна тема – русские сказки. В первом фрагменте нет единой темы, предложения не связаны по смыслу.
Отличительные черты текста
Давайте ответим на несколько вопросов Васи Непоседкина.
Чтобы распознать текст нужно знать несколько правил.
Текст существует не только в письменной (для чтения), но и в устной форме, русской речи.
Тема текста
Дорогой друг! Теперь мы точно знаем, как отличить текст от набора предложений. Но у Непоседкина остались вопросы. Продолжим вместе с ним урок развития речи.
Давайте разбираться вместе, для этого нужно внимательно читать текст.
1. Внеклассное чтение – это когда ребята читают не только школьные произведения, но и другие книги. Так происходит развитие речи у детей. Благодаря чтению мы узнаем много новых слов, учимся красиво говорить. Это помогает нам строить публичные выступления.
Ответьте на вопросы.
1. О чем говорится в каждом тексте?
(Ответ: 1. о чтении; 2. о рисовании.)
2. Как вы догадались, какая тема является главной?
(Ответ: по ключевым словам.)
Тема – все то, что описывается, о чем говорится в тексте.
В простых текстах тему можно увидеть в названии. В художественных произведениях тема в заглавии отображается реже.
Задание: определите тему текста.
На лугу растут травы и цветы. Изредка встречаются тоненькие березки, кустарники. Посередине поляны стоит могучий дуб. В середине лета на лугу особенно хорошо. Душистые травы, согретые солнышком, радуют взор.
Молодцы! Вот и Непоседкину стало все понятно. Как? У него остались вопросы!?
Мы обязательно ответим любознательным ученикам!
Структура текста
Продолжим разговор про русскую речь и особенности строения текста. Дорогие друзья! Все мы знаем, что каждая вещь состоит из частей. Все части расположены в определенном порядке. Например, книга состоит из листов, обложки и переплета, и они расположены в определенной последовательности (нельзя вставить обложку в середину листов). Такой порядок частей в русском языке называют структурой. Поговорим о структуре текста. Выделяют внешнюю и внутреннюю структуру.
Внешняя структура текста
Рассмотрите текст на рисунке. В нем два абзаца, а название главы в начале текста указывает на событие, о котором будет вестись рассказ. В каждом абзаце несколько предложений. Это и есть внешняя структура текста, мы можем не вдумываться в содержание, но внешне видим, как построен текст.
Внутренняя структура текста
У каждого текста есть внутренняя структура, она связана с правилами построения текста. Нельзя начинать текст со словами: «Вот и сказочке конец». У каждого текста должны быть смысловые составляющие:
Для того, чтобы определить внутреннюю структуру, необходимо вдумчиво прочитать текст.
Жили-были дед и баба. Пошли в лес по ягоду, отыскали лукошко с кошкой.
Домой воротились, кошку откормили. А это была кошачьего короля дочь. Злая ведьма ее выкрала, да в лесу оставила.
Кошка к батюшке воротилась, а спасителей наградила по-царски. Стали жить поживать, да добра наживать.
Начало этого текста традиционное для сказок: «Жили-были».
Основной текст – середина, рассказ о том, что было дальше.
Концовка – чем завершилась сказка (спасителей наградили, все стали жить счастливо).
В рабочую программу по родному языку и риторике включили еще ряд тем, которые ребята изучат на отдельных занятиях:
Виды текстов
Уважаемые ребята, мы узнали много интересного о том, как устроен текст. Но у нашего Васи есть новый вопрос.
Какой интересный подход! С радостью расскажем об этом Непоседкину и нашим ребятам. Конечно же, все тексты разные! Во-первых, тексты могут быть записаны или напечатаны, они называются письменными. Например, рассказы, повести, романы являются письменными текстами. Во-вторых, текст может быть рассказан устно, он будет называться устным. Например, приветственная речь перед спортивными соревнованиями с пожеланиями побед. О видах речи мы уже говорили на предыдущем уроке. Давайте вспомним и взглянем на схему.
Можно говорить по-разному: устная речь или устный текст.
Задание: определите вид текста.
1. Поздравительная речь на митинге.
Признаки текста
Основные признаки текста
Текст — это несколько предложений, которые объединены темой и основной мыслью.
Тема — это то, что о чем говорится в тексте (предмет речи). Тема может быть определена в заголовке текста.
Основная мысль — это та идея, которую автор хочет объяснить читателю или в чем-то убедить его. Это то главное, ради чего создается текст.
Признаки текста:
1. Тематическое единство. Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль.
2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы. Целостный подбор подтем обеспечивает более полное раскрытие темы. В большом по объему тексте подтемы могут уточняться микротемами. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и определяют способ развития основной мысли текста.
3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные смысловые отрезки:
Учтем, что одно предложение, даже очень распространенное и занимающее несколько строк в письменной речи, не является текстом.
4. Последовательность — это признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста. В каждом тексте прослеживается логическая последовательность развития мысли.
5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого. Набор разрозненных предложений не является текстом. Предложения в тексте последовательно связаны по смыслу и грамматически. Для связи предложений в тексте используются как лексические, так и грамматические средства (повторы, синонимы, местоимения, союзы, параллелизм синтаксических конструкций и пр.).
6. Цельность — это признак, который не допускает вставку языковых средств (лексических, грамматических или стилистических), противоречащих авторскому замыслу.
7. Законченность — это признак текста, который выражает завершенность текста. Небольшие тексты состоят в основном из трех частей: зачина (начала), средней части и концовки. Законченным, или завершенным, считается тот текст, в котором имеются три указанные части, а тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора.
8. Стилистическое единство текста предполагает использование лексических, грамматических средств в соответствии со стилем, к которому принадлежит текст (научный, официально-деловой, художественный, публицистический, разговорный стиль).
Итак, тематическое единство, последовательность, связность, развернутость, завершенность и пр. признаки текста позволят определить, что рассматриваемый фрагмент письменной речи является текстом.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Виды текстов
Тест на тему Смысл текста
Тест на тему Средства связи предложений в тексте
Тест на тему Типы речи
Тест на тему Стилистика
Тест на тему Функциональные стили речи
Тест на тему Функциональные стили
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Стили речи в табл.», «Таблицы», «Стилистический разбор»
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Анализ текста
Анализ текста — это всестороннее исследование связного смыслового отрезка речи, выяснение его темы и идеи, стиля и типа речи, композиции, средств связи между предложениями, указание художественных тропов.
Прежде чем анализировать текст, необходимо выявить его характерные признаки, на которые в первую очередь следует обратить внимание.
Что такое текст?
Наша речь складывается из звуков, которые, сочетаясь между собой в определённой последовательности, фонетически оформляют слова. Слова принимают соответствующую грамматическую форму и по смыслу высказывания объединяются в предложение. Предложение — это минимальная единица текста. Чтобы отдельные предложения можно было назвать термином «текст», они должны быть посвящены общей теме и выражать главный замысел автора — идею.
С этой точки зрения дадим следующее определение:
Тема и идея текста
У каждого текста существует тема, которой он посвящается.
Тема может быть самой разной: приход зимы в город, путешествие в горы, дружба котенка с собакой, поход в лес и пр. Часто тема выражается в виде заголовка: «Ночное происшествие», «Весна в лесу», «Неизведанные миры космоса».
Чтобы раскрыть тему, автор воплощает идею — главный вопрос, который ставит перед читателями или слушателями. Автор стремится доказать свою точку зрения на поставленную проблему, то, ради чего написан текст. Рассмотрим тему и идею следующего небольшого текста.
Пример
Грачи прилетели сегодня рано утром. Мы сначала их не заметили. Черные птицы беспорядочно расселись на поле. На темной пахоте их нелегко было заметить. А затем грачи взлетели на белоствольные березы, и началась шумная птичья конференция об устройстве гнезд. И тут все увидели, что прилетели грачи — гонцы наступившей весны.
Это связный текст. Он посвящен прилету грачей. Это его тема. Дадим тексту заголовок «Грачи прилетели». Автор выражает основную мысль, идею, которую сформулируем в виде высказывания, — «грачи — гонцы весны».
Признаки текста
Чтобы содержательный отрезок речи назвать текстом, выявим в нем следующие характерные признаки:
Выявление этих признаков — это важный шаг для всестороннего анализа текста. Тематическое единство предполагает общую тему, которую раскрывает все предложения. Разные по смыслу предложения, в которых не прослеживается общая тема, не составят текст, а являются простым набором.
В тексте ряд предложений расположены в определенной последовательности. Каждое следующее предложение опирается на уже известное читателю и сообщает что-то новое. Предложения связаны друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств (лексические повторы, местоимения, союзы, предлоги, синонимы, синтаксические конструкции и др.).
Каждый текст можно разделить на смысловые отрезки, абзацы, главы.
Законченность текста выражается в соблюдении композиционной структуры (завязка, середина, концовка).
Важным признаком текста является его стилистическое единство, которое подразумевает использование языковых средств одного и того же стиля речи (научного, публицистического, художественного и др.).
Как выполнить анализ текста?
Анализ текста заключается в определении его главных параметров. Его можно выполнить с помощью следующего алгоритма:
Алгоритм анализа текста
Примеры
Как-то нас застала летняя ночь в тайге. Ночь укутала бархатным покрывалом все вокруг. Не колышется ни один лист, не слышно птиц. Только неугомонный ручей нарушает тишину ночи. Мы расположились на берегу ручья и развели костёр. Скоро на ночном небе показались любопытные звезды. Они смотрели на нас сверху и как бы спрашивали, кто вы такие.
Федор стал рассказывать о своем походе на Урал. Неожиданно вдалеке послышался громкий хруст сучьев. Мы насторожились. Явно кто-то шел к нам, привлеченный запахом каши, кипящей в котелке. Тут бывалый путешественник Фёдор скомандовал Андрею: «Подкинь дров в костёр!» Скоро на поляне заполыхал яркий костёр. А затем Федор подбросил в него свежих сосновых веток, и от костра повалил густой удушливый дым. Треск сучьев стал удаляться в противоположную сторону.
«Ушёл!» — обрадовался Фёдор. «Кто?»- «Хозяин тайги — медведь!»
Анализ текста
Что такое ментальная арифметика?
— Это особая программа развития интеллекта при помощи арифметических вычислений, — рассказывает «АиФ» руководитель школы ментальной арифметики Яна Чеканова. — Главная цель — гармоничное развитие умственных способностей для максимальной скорости восприятия и обработки большого объёма информации без особых усилий. То есть благодаря ментальной арифметике ребенку легче будет изучать любые школьные предметы.
Особенность ментальной арифметики в том, что ребята учатся считать на специальных японских счётах, а затем представляют косточки этих счётов в своем воображении. Дети не решают примеры в столбик, как на уроке математики, а выполняют арифметические вычисления при помощи образов и своего воображения. Благодаря такому подходу увеличивается скорость устного счёта, а также происходит интеллектуальное развитие.
Анализ текста