Что называют суверенитетом государства
Принцип суверенитета государственной власти
Что такое государственный суверенитет
Государственный суверенитет — это признак независимости государства, означающий неотъемлемое право государства решать проблемы внешнего и внутреннего характера с соблюдением законов, норм и принципов международного права.
Суверенитет — это единство, независимость и целостность страны. Эта концепция означает неотъемлемое право каждого государства самостоятельно определять политический и правовой статус, выбирать путь экономического, социального и культурного развития.
Главенство высшей власти в стране состоит из следующих пунктов:
Поскольку суверенитет является одной из основополагающих черт любой страны, он предполагает юридическое равенство всех независимых государств. Этот принцип закреплен в Уставе ООН и в других международных документах.
Теории суверенитета
Французский политик и философ Жан Боден (1530-1596) впервые в истории политической и правовой мысли разработал и широко обосновал концепцию «суверенитета» как важнейшего признака государства: «Суверенитет абсолютной и устойчивой власти государства. Абсолютная власть над гражданами и объектами, не связанными никаким законом».
Государственная власть постоянна и абсолютна; это высшая и независимая власть, как внутри государства, так и в отношениях с иностранными державами: только Бог и по законам природы находятся над суверенной властью.
Суверенитет, по Бодену, в первую очередь означает независимость государства от папы римского, от церкви, от сословия, от другого государства. Суверенитет как власть включает в себя право издавать и отменять законы войны и мира, назначать высших должностных лиц, которых осуществляет верховный суд, право на помилование, право чеканить монеты, устанавливать весы и меры и взимать налоги.
Боден был чрезвычайно важен для формирования страны. Он отвергает широкое разделение государственных форм на хорошие и плохие, поскольку отражает лишь субъективную оценку существующих стран. Сторонники власти одного человека называют ее «монархией», противники «тиранией». Представители власти меньшинства называют ее «аристократией», недовольные ею — «олигархией» и т.д. В то время как Боден дает объяснение — суть дела заключается только в том, кто обладает суверенитетом, реальной властью: один или большинство.
Боден говорил, что целесообразность и сила каждой из форм правления зависят от исторических и природных особенностей разных стран и народов.
Боден негативно относился к демократии: в демократическом государстве много законов, постановлений и властей, а общее дело в упадке.
Боден считал монархию лучшей формой государства. Исторический опыт свидетельствует о силе и естественности монархии — монархии существуют тысячи лет. Боден утверждал, что монархия особенно нужна в больших странах. Монархия предоставляет полномочия и энергию (принятие решений) власти.
Боден писал, что сначала все страны были созданы путем завоеваний и насилия, а не по добровольному соглашению.
Основываясь на разработанной им концепции суверенитета, Боден выделил два вида государственных связей:
Концепция суверенитета Бодена как признака государства, главного качества верховной власти, остается важной, даже несмотря на то, что она относится к XVI веку. Доктрина суверенитета Бодена в настоящее время актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане.
1. Во-первых, важен вывод Бодена о том, что суверенитет неразрывно связан только с государством как неотъемлемой частью высшей власти в стране.
2. Во-вторых, согласно Бодену, суверенитет неограничен.
3. В-третьих, Боден подчеркнул такое качество суверенитета как его неделимость.
Исторические факты про государственный суверенитет
Понятие государственного суверенитета было введено французским политиком и ученым Жаном Боденом в XVI веке. По определению Бодена, суверенитет — это неограниченная верховная власть монарха в стране. Однако в то время каноническое право, регулирующее международные отношения в Западной Европе, признавало верховную власть только за папой римским.
А в 1648 году в документах Вестфальского мира был сделан первый шаг к признанию временных суверенных прав всех стран ЕС (включая вассалов Священной Римской империи), что знаменует начало современной системы, в которой суверенитет должен быть приписан любому из государств-членов.
Идея суверенитета постоянно привлекает внимание и развивается философами, политологами и юристами. Как отметил известный немецкий ученый Георг Еллинек (1851–1911), изучение суверенитета помогает лучше понять современные проблемы и попытаться заглянуть в будущее.
Ж. Боден впервые в юридической науке разработал концепцию суверенитета, которая впоследствии стала классической. Однако следует обратить внимание на тот факт, что задолго до Бодена идея суверенитета была разработана древними философами и связана с концепцией автаркии. Смысл автаркии, как основной функции государства в Древней Греции, заключается в том, что государство не имеет никакой подобной власти над собой, и все его полномочия осуществляются независимо.
Позже, в Средние века, идея народного суверенитета получила более четкое отражение. В конце Средневековья возникла идея высшей и независимой государственной власти, субъектом которой был монарх.
В работе «Государь» итальянский мыслитель Н. Макиавелли теоретически обосновывает абсолютную власть государства. В целях усиления реализации государственных интересов он наделяет его высшей, суверенной государственной властью.
Согласно идеям этого мыслителя, жизненно важным государством является такое, в котором действительно гарантируется неограниченная власть монарха (государства), в то время как абсолютная власть государства и государственный суверенитет рассматриваются как идентичные понятия.
Важным этапом в развитии концепции суверенитета является учение Гегеля. Его теория суверенитета страны отражала потребности постепенного развития Германии и других европейских стран. В своем учении он приписывал суверенитет самому государству, а не государственной власти или народу. В то же время он выделил три основные черты государственного суверенитета:
Кроме того, он подчеркнул, что существует внутренний и внешний суверенитет:
Каждый новый этап в развитии общества, государства и права ведет к углублению и совершенствованию представлений об этой концепции. Следует помнить, что развитие идей суверенитета основано на некоторых исторических событиях и связано с развитием политической и правовой мысли.
Основополагающие принципы государственного суверенитета
Суверенитет государства, как один из принципов внутренней организации государственно-правового механизма, относится к основам конституционного строя.
Суть принципа государственного суверенитета, закрепленного в статье 4 Конституции РФ, заключается в господстве и единстве государственной власти и ее распространении на всю территорию России.
Это означает, что законы федерального правительства являются обязательными для всех субъектов права на территории Российской Федерации: верховенство центрального (национального) правительства по отношению к органам субъектов федерации.
Юридическим термином, обозначающим верховенство суверенитета Российской Федерации, является верховенство Конституции РФ и федерального закона на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи 4).
Конституция является обязательной для всех субъектов права на территории России, имеет высшую юридическую силу по отношению к федеральным законам и законам субъектов Федерации, ко всем положениям государственных органов, а также по отношению к нормативным актам органов местного самоуправления.
Главные основы государственного суверенитета
Основы государственного суверенитета:
Суверенитет является неотъемлемой чертой органов государственной власти, мерой их собственной силы и полноты жизни, что отражается в ряде возможностей, прав и гарантий, которые могут быть предоставлены их уникальным, особым статусом по сравнению с другими политическими институтами и международным сообществом.
Степень национального суверенитета, уровень и характер владения международными юридическими правами в государствах зависят от сферы компетенции, предусмотренной конституцией и другими соглашениями.
Объединение в различные организации и профсоюзы, заключение международных договоров, взаимные уступки показывают, что государство передает часть своих прав другим лицам (организациям) во имя успешного решения определенных задач.
Современное международное право исключает незаконное применение силы как средство решения спорных вопросов. Устав ООН (пункт 7 статьи 2) провозглашает принцип невмешательства во внутренние дела государства. В то же время в нем содержится положение, разрешающее Совету Безопасности ООН применять принудительные меры, изложенные в главе VI, которые должны включать ограничения суверенитета государства при наличии акта агрессии, угрозы или нарушения мира со стороны этого государства.
Суверенитет не исключает и не может исключать подчинения государств международному праву, он не определяет их независимости от норм международного права. Это означает, что современные страны обладают неполным, но соразмерным суверенитетом.
Что такое государственный суверенитет
Основополагающие принципы государственного суверенитета: единство и неделимость территории страны, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела.
Что такое внутренний и внешний суверенитет
Государственный суверенитет означает политическую и правовую самостоятельность независимого государства, это неотчуждаемое юридическое качество.
У государства есть исключительное право действовать от имени всего общества. Государство независимо решает все вопросы жизни страны, и это решения обязательны для всего населения. Например, лишь государство может издавать законы, собирать налоги, судить.
Внешний суверенитет проявляется в признании государства международным сообществом.
Признаки государственного суверенитета
Признаки внутреннего суверенитета:
Государственная власть универсальна: она распространяется на всех лиц на территории данной страны, обеспечивается с помощью законов и госаппарата.
Государственная власть самостоятельна, независима от других властей на территории страны.
Государственная власть может отменить решение любой другой общественной власти, если та нарушает закон.
Монополия государства на принуждение и насилие: наличие армии, полиции, тюрем.
Осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических. Например, власть издает законы.
Признаки внешнего суверенитета:
Самостоятельность государственной власти и независимость от других властей за пределами страны.
Признание государства международным сообществом в качестве субъекта международного права.
Чем ограничен суверенитет государства
На практике ни одно государство не обладает полной свободой действий. Внутри страны оно обязано действовать в интересах народа, чтобы не потерять легитимность.
На мировой арене государство должно считаться с принятыми нормами, учитывать интересы международных организаций и других стран. Например, нужно поддерживать мир с соседями, строить взаимовыгодные отношения с экономическими партнерами, сообща решать глобальные проблемы.
В отдельных случаях ООН дает разрешение на вмешательство в дела других стран, что ставит их суверенитет под вопрос.
Суверенитет России. Декларация о государственном суверенитете
Провозглашение суверенитета означало, что РСФСР больше не считает верховной властью руководство Советского Союза и не намерено во всем выполнять его распоряжения. Россия провозгласила приоритет Конституции и законов РСФСР над законодательными актами СССР, принцип разделения властей, необходимость расширения прав регионов.
Суверенитет народа. Кто является носителем и источником суверенитета в России
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ
Суверенитет России выражается в сфере исключительных прав (прерогатив), закрепленных за нею Конституцией РФ. К ним отнесены: признание верховенства федерального права над правом субъектов Федерации (единство правового пространства); неприкосновенность границ РФ и ее территориальная целостность; единство экономического пространства, бюджетно-финансовой, банковской и денежной систем; наличие единых Вооруженных сил; право государства на защиту своего суверенитета и прав граждан, включающее право на оборону, ведение военных действий, введение чрезвычайного положения; право на защиту национальных интересов и интересов граждан вовне (международная политика и связанная с ней внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность); признание государственной монополии на управление важнейшими отраслями народного хозяйства, на основные стратегические природные ресурсы, производство и товары.
Полезное
Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ» в других словарях:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — см. Суверенитет … Юридический словарь
Государственный суверенитет — см. Суверенитет … Энциклопедия права
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РФ — самостоятельность и независимость государственной власти при решении стоящих перед ней задач. Это значит, что государственная власть (Федеральное Собрание, Президент, Правительство РФ и другие органы) самостоятельна и независима не по отношению к … Юридическая энциклопедия
Государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима. Выступая признаком… … Большой юридический словарь
Государственный суверенитет — (фр. souveraineté верховная власть) это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права;… … Википедия
государственный суверенитет — см. суверенитет. * * * см. Суверенитет … Большой юридический словарь
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — (фр. souverainete верховная власть) вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть, а т.ж. подчинение государства властям иностранных государств в сфере… … Энциклопедический словарь экономики и права
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — см. Суверенитет … Энциклопедия юриста
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — см.: Суверенитет … Энциклопедический словарь конституционного права
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РФ — самостоятельность и независимость государственной власти при решении стоящих перед ней задач. Это значит, что государственная власть (Федеральное Собрание, Президент, Правительство РФ и другие органы) самостоятельна и независима не по отношению к … Энциклопедический словарь экономики и права
СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА
Смотреть что такое «СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА» в других словарях:
Суверенитет государства — политико юридическое свойство государственной власти, означающее ее верховенство внутри страны и независимость во внешнеполитической сфере. Суверенитетом обладают государства независимо от величины их территории, количества населения и… … Теория государства и права в схемах и определениях
Суверенитет Экономический — суверенитет государства в экономической области. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… … Энциклопедия инвестора
Суверенитет — свободное, независимое от каких либо внешних сил верховенство. Содержание 1 Государственный суверенитет 1.1 Понятие 1.2 История … Википедия
СУВЕРЕНИТЕТ — (государственный суверенитет) независимость государственной власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, исключительное право на политическую самостоятельность, необходимое и достаточное условие существования государства, его способности… … Большая актуальная политическая энциклопедия
Суверенитет — (sovereignty) Право на полное политическое верховенство, не подчиненное какой либо более высокой власти, при принятии и проведении в жизнь политических решений. В системе международных отношений суверенитет – это право государства (state) на… … Политология. Словарь.
СУВЕРЕНИТЕТ — (фр.). Совокупность верховых прав, принадлежащих главе государства. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СУВЕРЕНИТЕТ права верховной власти по отношении к подданным; верховенство. Полный словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
СУВЕРЕНИТЕТ — (фр. souverainete верховная власть) верховенство и независимость власти. В науке конституционного права различаются несколько видов С.: 1) С. государственный верховенство власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота… … Юридический словарь
Суверенитет — как концепция международного права имеет три основных аспекта: внешний, внутренний и территориальный. Внешний аспект суверенитета – это право государства свободно определять свои отношения с другими государствами или субъектами международного… … Международное миграционное право: глоссарий терминов
Суверенитет — (от фр. souverainete верховная власть; англ. sovereignty; нем. Souveranitat) верховенство и независимость власти. Различают: а) гос ный С. как верховенство гос ной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитических отношениях. Термин… … Энциклопедия права
Суверенное государство: что это такое?
Суверенное государство — страна, имеющая конкретную территорию, стабильное народонаселение, а также аппарат власти. Не подчиняется и не находится в зависимости от иных стран и может вести взаимоотношения с каждой из них. Правительство имеет возможность распоряжаться всем состоянием, расположенным на территории.
Нередко суверенное государство, определение которого было приведено, понимается и по-другому. Однако в общем под данный тип можно отнести страны, не зависящие от кого-либо.
Введение
Суверенное государство — что это такое? Достаточно распространенный вопрос в современном обществе. Нынешнее понятие независимой страны напрямую связано с суверенностью народа. Ведь именно желания населения формируют власть. Страна является главным представителем своих граждан. Обеспечить защиту их интересов и прав в полном объеме имеет возможность лишь суверенное государство.
Независимая страна лично выбирает, как производить управление, а также какие органы власти будут входить в форму правления. Она самостоятельно формирует свои финансовые системы, лично организует защиту территорий. Суверенное государство как основа конституционного строя обеспечивает правопорядок и безопасность, формирует вооруженные образования для обеспечения защиты и целостности страны. Однако это не означает, что верховной власти можно творить все, что захочется. Ее возможности определены правом.
Следует отметить и то, что суверенное государство имеет право соединяться с другими странами, формировать союзы или же покидать их. Главное, чем оно руководствуется при этом, — народ и его интересы.
История
В конце девятнадцатого века практически все страны так или иначе обрели определенные границы. До этого достаточно большие площади суши не принадлежали ни одному государству, а населены были преимущественно кочевыми народами. Кстати, на планете остались до сих пор подобные территории, которые не подходят под определение суверенного государства. Пример: леса Амазонки, которые заселены в основном коренными народами, с некоторыми до сих пор не удалось наладить постоянную связь.
Между тем имеются страны, которые не могут установить полностью контроль над своей территорией.
Суверенное государство в глобализирующемся мире представляе собой одну из 200 стран.
Свойства суверенного государства
К главным особенностям можно отнести:
Данные особенности постоянно находятся в зависимости друг от друга.
Территориальное верховенство
Под данным определением обозначается признак страны, благодаря которому она полновластно может управлять своей территорией, а также исключает действие на данной площади любой другой власти. Предписывать правила и законы на территории могут только государственные власти и в случае нарушений использовать властное принуждение.
Все постановления государственной власти обязательны для всех лиц, которые находятся в стране. Это граждане, иностранцы, юридические и должностные лица, а также организации.
Поэтому территориальное верховенство выражает следующие свойства государства:
Независимость
Независимость государства на уровне международных отношений определена международным правом.
Международное право подразделяет независимость государства на два типа:
Внутренняя независимость
Внутренняя независимость подразумевает то, что международное право не может вмешиваться и управлять общественными взаимоотношениями внутри страны. Большинство стран считает неприемлемым вмешиваться во внутреннюю деятельность другого государства.
Внешняя независимость
Внешняя независимость государства первостепенно представляет взаимоотношения определенных стран независимо от других. Государство имеет возможность беспрепятственно вести дела с другими странами, опираясь на международное право.
Образовавшаяся страна обязана принять для себя условия международного права. В противном случае она не сможет запрашивать от иных стран признания своей независимости и территориального верховенства.
Суверенное государство: примеры стран
Рассмотрев особенности независимых стран, перейдем к основным представителям. Многие те, кто знает, что представляет собой суверенное государство, определение, пример назовут сразу. Однако некоторые все же могут ошибиться. Итак, первым примером суверенного государства может выступать наша Родина. Российская Федерация имеет неоспоримый суверенитет. Особенно это заметно по внешним отношениям страны. Другим примером может выступать Китай. Вряд ли кто-то станет оспаривать данное заключение. Государство демонстрирует потрясающий рост экономики, благодаря чему большинство стран старается сотрудничать с Китаем.
Нельзя пройти мимо Соединенных Штатов Америки, которые играют огромную роль в отношениях мировых государств. Однако суверенитет данной страны признается не каждым. Достаточно много специалистов считают США сателлитом Великобритании. Конечно, вряд ли кто-то будет отрицать то, что Англия также попадает в список суверенных государств. Последним примером может выступить Франция. Страна постоянно находится в отношениях с другими государствами и нередко вынуждена обращаться к ним за помощью, однако является полностью независимой.
Непризнанные государства
Под данными государствами понимаются страны, которые называют себя суверенными, обладают всеми признаками государственности, но при этом не признаются членами ООН. Территория таких государств, как правило, расценивается как принадлежащая какой-либо стране.
Логичный вопрос: откуда появляются непризнанные государства? Их образование может происходить следующим образом:
Особый рост стран, которые не были признаны суверенными, произошел в 90-х. После распада Советского Союза возникло огромное количество республик, которые пытались доказать свою независимость. Большинство из этих стран, надо сказать, являются вполне сформированными и могут обеспечить собственное существование, а при этом имеют хорошую поддержку со стороны населения.
Примерами непризнанных государств могут выступать Донецкая и Луганская Народные Республики. Провозгласили свою независимость эти страны совсем недавно, но суверенитет не получили. При этом Украина рассматривает данные республики как террористические формирования. Также примером может выступать Исламское государство. Оно непризнанное, является террористическим формированием. Появилось в 2013—2014 годах и контролирует часть Сирии и Ирака. Большинство стран не рассматривают ИГ как государство и считают его террористической организацией.
Частично признанные государства
Такие страны не признаются ООН, но при этом признаются странами, входящими в данную организацию.
При этом частично признанные государства можно подразделить на полностью и отчасти контролируемые свою территорию.
К странам, которые фактически контролируют свою территорию, относятся: Турецкая Республика Северного Кипра, Республика Южная Осетия и Республика Абхазия.
К странам, контролирующим часть территории, на которую претендуют, относятся: Китайская Республика, Сахарская Арабская Демократическая Республика, Государство Палестина и Республика Косово.
Кроме этого, есть ряд стран, которые являются членами ООН, но не признаются некоторыми другими государствами.