Что называют строительной продукцией и каковы ее особенности

Продукция строительного производства и ее особенности

Целью строительного производства является возведение зданий и сооружений, представляющих собой конечную продукцию строительства: жилые и гражданские здания (школы, театры, магазины и пр.), предприятия различных отраслей промышленности, энергетические объекты, транспортные сооружения, сельскохозяйственные здания, спортивные сооружения и многие другие объекты.

Строительство ведется по заранее разработанным проектам, в которых определяются особенности объектов: конструктивные схемы; материалы и детали, из которых должны сооружаться объекты; планировочные решения и прочие особенности зданий и сооружений.

Под зданиями понимаются наземные постройки, предназначенные и приспособленные для деятельности человека (жилые дома, фабрики, школы, офисы и т.д.) или хранения материальных ценностей и защищающие от внешних атмосферных воздействий.

Прочие наземные, подземные и подводные постройки и коммуникации называются инженерными сооружениями.

Зданияе характеризуются размерами площади и кубатурой (фабричный корпус, цех, жилой дом). Отличительным признаком любого здания, как особого вида строительного объекта, является наличие в его составе таких конструктивных элементов, как крыша и наружные стены.

Сооружения, в отличие от зданий, характеризуется другими учетными признаками: протяженностью (дороги, мосты, каналы, сети водоснабжения, канализация, линии электропередачи), емкостью (резервуары, газгольдеры, бассейны), производственной мощностью (доменные печи, шахты), высотой (радиомачты, фабричные трубы) и т.п.

Строительная продукция, по сравнению с промышленной, имеет ряд особенностей:

1. строящиеся здания и сооружения находятся неподвижно на одном месте, а рабочие перемещаются по объектам, этажам, помещениям внутри этажей;

2. продолжительность строительства зданий и сооружений составляет месяцы, а иногда и годы;

3. здания и сооружения бывают разнообразными по форме, размерам, сложности и точности выполнения работ;

4. отдельные объекты часто находятся на большом расстоянии друг от друга;

5. в процессе создания строительной продукции, кроме непосредственно строительных организаций, участвует большое количество других организаций и предприятий (проектные, транспортные, заводы-изготовители строительных материалов, деталей, конструкций и т.д.).

Строительная продукция — это законченные строительством и подготовленные к эксплуатации производственные предприятия, жилые дома, общественные здания, различные сооружения, дороги, аэродромы, нефте- и газопроводы и другие объекты.

В состав строительной продукции входят и такие объекты, которые являются видами технологического оборудования (например, компрессорные или газораспределительные станции на МГ и МН).

Здания, сооружения и отдельные их части создаются в процессе строительных работ. При их возведении предметами труда являются строительные материалы, конструкции — металлические, железобетонные, деревянные и другие, а также предметы санитарно-технического оборудования, необходимые для нормального функционирования строительных объектов.

Строительное производство состоит не только из работ по возведению новых объектов, но и из работ по их реконструкции, техническому перевооружению, расширению и из работ капитального и текущего ремонта. Все это предусматривается в объеме производства и относится к продукции строительных организаций.

К строительной продукции относятся также подготовительные работы, такие как проектные и инженерно-изыскательские, связанные с возведением строительных объектов.

Организация строительного производства – это совокупность технических, технологических и административно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих соблюдение технологического процесса производства работ на строительной площадке и своевременное обеспечение строительства материально-техническими ресурсами и рабочей силой.

Способы измерения строительной продукции

Учет объема строительной продукции ведет каждая строительная организация. Он необходим для оперативной работы и оценки выполнения запланированных строительных работ. Способы измерения строительной продукции ведутся в натуральных и стоимостных показателях.

Единица измерения строительной продукции в натуральных показателях – это количество продукции в единицах измерения массы, объема, площади, длины.

Единица измерения строительной продукции в стоимостных показателях – это тыс., млн., млрд. рублей.Обобщение показателей объема строительной продукции предполагает необходимость ее стоимостного учета. Потребность такого учета возникает у любой строительной организации, которая производит неоднородные работы. Продукция строительства выражается в сметной стоимости.

Дата добавления: 2016-02-09 ; просмотров: 9245 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Строительная продукция и ее основные элементы. Стадии готовности строительной продукции

Что называют строительной продукцией и каковы ее особенности Что называют строительной продукцией и каковы ее особенности Что называют строительной продукцией и каковы ее особенности Что называют строительной продукцией и каковы ее особенности

Что называют строительной продукцией и каковы ее особенности

Что называют строительной продукцией и каковы ее особенности

Статистика изучает капитальное строительство как отрасль экономики, которая обеспечивает воспроизводство основных фондов.

Капитальное строительство включает два вида деятельности:

 осуществление инвестиций и ввод в действие основных фондов;

Два вида деятельности организуются и ведутся разными юридическими лицами: застройщиком и подрядчиком, которые имеют единую цель  возведение объекта строительства. Застройщик  юридическое лицо, осуществляющее капитальное строительство. Подрядчик  юридическое лицо, выполняющее подрядные работы для застройщика по договору (строительные, монтажные работы, работы по ремонту зданий и сооружений и др.).

Договор на строительство  документ, устанавливающий обязательства сторон по срокам строительства, по стоимости строительства, по форме расчета и другие условия.

Продукция строительства  это прямой полезный результат основной производственной деятельности строительной продукции, выражающейся в виде продуктов и услуг.

Из определения вытекают следующие ограничения:

1) не включают в продукцию строительства результаты, которые не

отвечают ее прямому назначению (продукция и услуги подсобных производств, например добыча песка, камня, глины, изготовление металлоконструкций);

2) в состав продукции строительства не входят результаты работ, выполне- нных не качественно (строительный брак, работы, требующие переделок);

3) строительной продукцией не является стоимость перепродажи материа- лов без обработки;

4) не включается в объем строительной продукции результаты деятельности непроизводственных хозяйств (сельскохозяйственная продукция, услуги ЖКХ).

Как прямой, полезный результат производственной деятельности

продукции строительства определяется объемом работ по возведению,

реконструкции, расширению и ремонту зданий, сооружений или отдельных их составных частей.

Вся строительная продукция может быть распределена на две группы. К первой группе относятся результаты, имеющие предметную форму, например здания, сооружения.

Производственные здания  это объекты, предназначенные для размещения производственного оборудования, для обеспечения нормальных условий труда работающих (корпуса заводов, фабрик, помещения складов, депо и т. п.).

Непроизводственные здания  предназначены для удовлетворения культурно-бытовых потребностей людей, сюда же относятся учреждения непроизводственной сферы (ВУЗы, больницы, жилые дома).

Сооружения  объекты, выполняющие технические функции, необходимые для осуществления производственного процесса (домны, коксовые батареи, линии электропередач, емкости для хранения продуктов, шахты, плотины). Сооружения характеризуются различными признаками: протяженностью (мосты, дороги), емкостью (бассейны), высотой (заводские трубы, радиомачты), мощностью (шахты, доменные печи). Общий объем различных сооружений, в натуральном измерении, подсчитать невозможно.

Ко второй группе относятся результаты, не имеющие предметной формы,

 это производственные услуги:

1) приводящие к увеличению ранее созданной потребительской стоимости (установка технологического и энергетического оборудования на месте эксплуатации специализированными строительными организациями);

2) восстанавливающие утраченную потребительскую стоимость (капитальный ремонт объектов производственного и строительного назначения).

Капитальный ремонт корпуса цеха  это строительная продукция, а ремонт станков в цехе  промышленная продукция. Стадии готовности строительной продукции характеризуют состояние продукции на момент учета.

Понятие «стадия готовности» продукции различна на уровне застройщика и подрядчика. На уровне застройщика различают две стадии готовности строительной продукции:

1) готовый объект (или завершенное строительство) — объект, введенный в эксплуатацию;

2) незавершенное строительство (объект находится на стадии строительства).

На уровне подрядной строительной организации различают следующие стадии готовности строительной продукции:

Что называют строительной продукцией и каковы ее особенности

· законченные этапы и комплексы монтажных и строительных работ;

· законченные конструктивные элементы и укрупненные виды работ;

· незавершенное строительное производство.

Комплекс монтажных и специальных работ  это часть объекта, например монтаж технологического оборудования, отделочные работы, укладка водопроводных труб и т.п.

Конструктивный элемент  это части здания к ним относятся фундаменты, стены, монтажные перекрытия, внутренние перегородки.

Укрупненный вид работ  это комплекс работ, создающих конструктивный элемент, например, разработка котлована под фундамент, рытье траншей для укладки труб и др.

Если выполнены все операции, предусмотренные технологией, и подписан акт, то промежуточные стадии считаются законченными. Незавершенное

строительное производство  это незаконченные (на момент учета) работы по стадиям строительства.

Источник

Строительная продукция и ее особенности

ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Строительная продукция – это законченные новым строительством реконструкции техническим перевооружением, жилые и общественные здания и прочие объекты.

В отличии от других отраслей народного хозяйства продукцией строительства является стационарной, а строительный подраздел (бригады, машинные парки), мобильные и перемещения от одного объекта к другому.

Продукция строителей является мелкосерийной, а чаще – индивидуальной.

Поскольку природно-климатические условия: социальные, градостроительства и экономические требования приводят в множество объемно-планировочное и конструктивных решений зданий одного и того же назначения.

Классификация строительной продукции:

1. По видам воспроизводства: новые здания, реконструирования, капитально отремонтирования.

а) здания и сооружения производственного назначения; (промышл. С/Х, транспортного и т.д.).

б) не производственного назначения (жилые культурно-бытовые, спортивные, учебные).

3. По степени зборности:

а) полносборные (панельные, блочные, комплексно-блочные);

б) частично сборные (стены из мелкоштучных материалов и т.д.);

в) зборно0разборные (из металлических несущих и дерево-металлическое ограждение конструкций);

б) многоэтажные (до 25);

в) высотные (более 25).

5. По расположению на местности:

а) подземные сооружения (гаражи, склады, убежища и т.д.);

б) наземные (автомобильные и железные дороги и т.д.).

Содержание и структура строительных процессов

Строительные процессы называют совокупность рабочих операций по выполнению, какого либо вида работ; которые в свою очередь складываются из рабочих приемов включив в свой состав рабочие движения.

По месту выполнения: внутриплощадочные и внешне площадочные.

Предмет труда – все, что подвергается качественной переработке и перемещению в ходе выполнения строительных работ.

Предмет труда – оснастка, механический или ручной инструмент.

Необходимое положение в пространстве рабочих предметов и орудий труда обеспечиваются вспомогательные устройства (леса, подмости и т.д.).

Для предания продукции заданной формы служат приспособления – кондукторы, рашалки, распорки и т.д.

По сложности выполнения строительные процессы делят на простые сложные и комплексные.

Простой и сложный процессы состоят из одной или нескольких технологически связанных операций выполняется рабочим звеном.

Монтаж блоков – простой процесс.

Возведение монолитных конструкций – сложный процесс.

В комплексные процессы входят простые и сложные; конечный результат – законченный объект или его часть.

Процессы по технологическим признакам разделяются:

1. Заготовительные (изготовление строительных изделий);

· доставка материалов и конструкций к монтажному крану;

· перемещение их к рабочим местам.

3. Подготовительные – связанные с укрупненной сборкой, предварительным обустройством монтажных конструкций.

4. Монтажно укладочные работы, выполняемые во время строительства объекта, разделяются на:

· основные (кирпичная кладка, монтаж конструкции и т.д.);

· вспомогательные (установка перестановка подмостей, установка опалубки и т. д.);

· общее строительные (устройство котлованов, кровельные работы и т.д.);

· специальные (изоляция монтаж оборудования и т.д.);

В зависимости от характера производства:

По значению в производстве:

По степени участия машин:

Для выполнения строительных процессов необходимо пространство обеспечивающее рациональную организацию работы с условием ее безопасности.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Особенности строительной продукции как товара

Что называют строительной продукцией и каковы ее особенности Что называют строительной продукцией и каковы ее особенности Что называют строительной продукцией и каковы ее особенности Что называют строительной продукцией и каковы ее особенности

Что называют строительной продукцией и каковы ее особенности

Что называют строительной продукцией и каковы ее особенности

Строительная продукция в системе маркетинга

Строительная продукция в маркетинге как товар представляет собой все, что может удовлетворить потребность человека в объектах недвижимости и предлагается рынку недвижимости для купли-продажи с целью приобретения его для личного или общественного пользования. Это могут быть готовые здания и сооружения жилищно-гражданского или производственного назначения, строительные конструкции и строительные материалы. Строительная продукция может представлять собой также строительные услуги подрядчика, обеспечивающие создание объектов недвижимости. И, наконец, она может выражаться в виде услуг проектно-изыскательской и научно-исследовательской организации по разработке проекта объекта недвижимости. Кроме того, в понятие «строительная продукция как товар» вкладывается комплекс услуг по сопровождению объекта недвижимости как в период строительства, так и в послестроительный период.

Таким образом, строительная продукция в системе маркетинга может рассматриваться как товар по замыслу его содержания (проект), товар в реальном исполнении (готовый объект), товар в виде строительных услуг подрядчика и, наконец, товар в виде сопровождения строительной продукции.

В этом заключается одно из принципиальных отличий строительной продукции как товара по сравнению со всеми видами товаров массового или серийного производства, выступающего на рынке в виде продукции или ее сопровождения в период эксплуатации.

Производство строительной продукции как товара по замыслу прежде всего должно ответить на вопрос, что предполагается предложить покупателю. С точки зрения маркетинга, для реализации товара прежде всего необходимо выявить скрытые за любым товаром нужды потребителя. Пропагандировать и продавать нужно не свойства товара, а выгоды от него. Для покупателя коттеджа, гостиницы, магазина и, наконец, завода, электростанции должны быть раскрыты и обоснованы выгоды от приобретения этих объектов. Покупая строительную ферму, железобетонную плиту перекрытия или другое изделие, покупатель должен вить очевидную выгоду от приобретения именно этого изделия. Строительная продукция как товар в реальном исполнении может характеризоваться уровнем качества исполнения, архитектурными, объемно-планировочными и технологическими решениями, особенностями дизайна, марочным названием и т.п. И, наконец, товар может сопровождаться дополнительными услугами, подкрепляющими интерес покупателя: представление кредита, рассрочка платежа, гарантийное обслуживание технологического оборудования, эксплуатационное сопровождение, доставка изготовителем строительных конструкций и материалов. Покупателю могут предлагаться и другие дополнительные услуги, подкрепляющие выгоду приобретения этого вида строительной продукции. Идея подкрепления товара дополнительными услугами требует иного подхода к изучению проблем рынка. При таком подходе понятие конкуренции может представляться в ином свете: это конкуренция между собой не того, что произведено строительными, проектными или производственными фирмами, а того, чем они дополнительно обусловили свою продукцию в виде услуг, консультаций, гарантий, финансирования, особенностей поставки и прочих услуг, представляющих определенный интерес для потребителя (например, подбор участка под строительство в престижном районе, экологически чистых зонах, позволяющий при практически одних и тех же затратах на создание объекта в период его эксплуатации извлечь более высокие доходы). Опыт оказания проектных и строительных услуг, организация поставки и монтажа технологического и строительного оборудования подтверждают важность поиска эффективных путей подкрепления своего товара дополнительными услугами. При рассмотрении маркетинговой деятельности в области строительства следует остановиться на особенностях строительной продукции как товара, принципиально отличающейся от товаров промышленного производства, технологический процесс которых обеспечивает массовый или серийный выпуск готовой продукции на рынок сбыта. К этим особенностям относятся:

Что называют строительной продукцией и каковы ее особенности

— стационарность, неподвижность строительной продукции как в период ее создания, так и в течение всего времени эксплуатации. Размещение строительной продукции на определенном земельном участке делает ее зависимой от стоимости земельного участка, конъюнктуры цен на рынке земли, от природных и климатических условий, которые оказывают существенное влияние на конструктивные и архитектурно-планировочные решения;

— жизненный цикл строительной продукции обычно более продолжителен по сравнению с товарами промышленного производства, даже длительного пользования, а тем более товарами народного потребления и измеряется, как правило, десятками лет;

— высокая капиталоемкость строительной продукции резко ограничивает круг потенциальных покупателей объектов недвижимости. Потребительские предпочтения в сфере капитального строительства характеризуются консервативностью, в меньшей степени подвержены влияниям моды;

— индивидуальность спроса на объекты недвижимости. В подавляющем большинстве случаев преобладает не массовый, а дифференцированный подход в создании и реализации объектов строительства, учитывающий вкусы и запросы индивидуальных потребителей;

— высокая степень индивидуализации строительной продукции оказывает существенное влияние на эластичность спроса. Этим объясняется относительно ограниченная конкуренция на рынке недвижимости как между товаропроизводителями, так и потребителями;

— объекты капитального строительства в меньшей мере поддаются стандартизации и унификации. Товарный спрос во многом определяется уровнем профессионализма проектировщика и строительного подрядчика, что придает особую ценность, обусловленную авторством изготовителя;

— каналы распределения и товародвижения продукции капитального строительства характеризуются высоким уровнем специализации и по сравнению с рынком потребительских товаров коммерческое посредничество в сфере капитального строительства развито в значительно меньшей степени. Здесь чаще наблюдаются непосредственные контакты между товаропроизводителем и потребителем.

К особенностям продвижения строительной продукции как товара на рынке-недвижимости можно отнести следующие:

• вновь созданная строительная продукция на рынке сбыта сразу же попадает в серьезную конкурентную среду вторичного рынка недвижимости, т.е. рынка сбыта объектов недвижимости,

которые уже находятся в эксплуатации и, в силу этого, в большинстве случаев имеют более низкую цену, но вместе с тем способны удовлетворить население и тем самым создают трудности с реализацией объектов нового строительства. Реализация вновь созданной строительной продукции в этих условиях в значительной степени зависит от ее потребительского качества, инвестиционной активности предприятий и платежеспособности населения;

• строительная продукция может быть продуктом отложенного потребления, когда потребитель довольствуется имеющимся у него продуктом либо обращается на вторичный рынок за товаром худшего качества, намечая в перспективе приобретение другой недвижимости;

• строительная продукция ориентирована на длительное пользование, вследствие чего покупатель редко обращается на рынок за новым продуктом, чаще его будут интересовать улучшения продукта — ремонт, модернизация, реконструкция;

• локальная закрепленность продукции делает рынок подрядных работ локальным и его развитие может осуществляться только в совокупности с социально-экономическим развитием региона, в котором определены перспективы создания рабочих мест, благоприятные рекреационные условия и т.п.;

• производственно-коммерческий цикл создания строительной продукции продолжителен, поэтому необходима четкая процедура финансирования, учет фактора времени, наличие информации, дающие возможность довести объект до завершения; длительность производственно-коммерческого цикла требует также тщательного обоснования проектных решений, которые сократили бы риск морального старения продукции;

• требования к новизне строительной продукции в условиях рынка высоки, особенно если создается новое производство, которое должно быть конкурентоспособным; в результате этого жизненный цикл товара, производимого строительной организацией, ограничен отдельным заказом и требуется высокая техническая и технологическая готовность к созданию новой единицы продукции;

• создание каждой единицы продукции требует вовлечения большого числа участников, организация вступает в деловые отношения с целой Группой новых партнеров, что является дополнительным источником риска.

Эти особенности оказывают существенное влияние на методы и формы маркетинга в строительстве. При определении стратегий маркетинга для отдельных видов товаров строительного производства у производителя возникает необходимость классифицировать свою продукцию на основе присущих этим товарам характеристик.

Источник

Отличительные особенности строительной продукции и особенности ее создания

Строительную продукцию характеризует ряд отличительных особенностей:

На улучшение качества продукции большое влияние оказывают организационные, экономические и воспитательные мероприятия. Среди организационных мероприятий — правильное формирование бригад и звеньев и применение эффективных систем контроля… «

Затраты труда и времени при выполнении строительных процессов определяются эффективностью основных и транспортных технических средств. Однако, как показывает практика, они в значительной степени зависят и от технического совершенства вспомогательных средств».

Бригады чаще всего работают поточным методом, сущность которого заключается в равномерной и непрерывной работе всех звеньев производства, бригад рабочих и строительных машин при равномерном использовании материалов, полуфабрикатов и изделий… «

Природные (геофизические) условия работы учитывают районными коэффициентами к заработной плате работников строительных и ремонтно-строительных организаций. Эти коэффициенты не образуют новых тарифных ставок; их начисляют по утвержденным положениям на часть заработка, не превышающую устанавливаемого лимита… «

Соответствие предъявляемым требованиям поставляемых на объект строительных материалов, деталей и изделий подтверждается техническими паспортами и маркировкой… «

1. Отличительные особенности строительной продукции и особенности ее создания Статистика изучает капитальное строительство как отрасль экономики, которая обеспечивает воспроизводство основных фондов.

Капитальное строительство включает два вида деятельности:

Два вида деятельности организуются и ведутся разными юридическими лицами: застройщиком и подрядчиком, которые имеют единую цель — возведение объекта строительства.

Мониторинг состояния зданий, сооружений и земной поверхности

Застройщик — юридическое лицо, осуществляющее капитальное строительство.

Подрядчик — юридическое лицо, выполняющее подрядные работы для застройщика по договору (строительные, монтажные работы, работы по ремонту зданий и сооружений и др.).

Договор на строительство — документ, устанавливающий обязательства сторон по срокам строительства, по стоимости строительства, по форме расчета и другие условия.

Продукция строительства — это прямой полезный результат основной производственной деятельности строительной продукции, выражающейся в виде продуктов и услуг.

Из определения вытекают следующие ограничения:

1) не включают в продукцию строительства результаты, которые не отвечают ее прямому назначению (продукция и услуги подсобных производств, например добыча песка, камня, глины, изготовление металлоконструкций);

2) в состав продукции строительства не входят результаты работ, выполненных не качественно (строительный брак, работы, требующие переделок);

3) строительной продукцией не является стоимость перепродажи материалов без обработки;

4) не включается в объем строительной продукции результаты деятельности непроизводственных хозяйств (сельскохозяйственная продукция, услуги ЖКХ).

Как прямой, полезный результат производственной деятельности продукции строительства определяется объемом работ по возведению, реконструкции, расширению и ремонту зданий, сооружений или отдельных их составных частей.

Вся строительная продукция может быть распределена на две группы. К первой группе относятся результаты, имеющие предметную форму, например здания, сооружения.

Производственные здания — это объекты, предназначенные для размещения производственного оборудования, для обеспечения нормальных условий труда работающих (корпуса заводов, фабрик, помещения складов, депо и т. п. ).

Непроизводственные здания — предназначены для удовлетворения культурно-бытовых потребностей людей, сюда же относятся учреждения непроизводственной сферы (ВУЗы, больницы, жилые дома).

Сооружения — объекты, выполняющие технические функции, необходимые для осуществления производственного процесса (домны, коксовые батареи, линии электропередач, емкости для хранения продуктов, шахты, плотины).

Сооружения характеризуются различными признаками: протяженностью (мосты, дороги), емкостью (бассейны), высотой (заводские трубы, радиомачты), мощностью (шахты, доменные печи).

Общий объем различных сооружений, в натуральном измерении, подсчитать невозможно.

Ко второй группе относятся результаты, не имеющие предметной формы,

1) приводящие к увеличению ранее созданной потребительской стоимости (установка технологического и энергетического оборудования на месте эксплуатации специализированными строительными организациями);

2) восстанавливающие утраченную потребительскую стоимость (капитальный ремонт объектов производственного и строительного назначения).

Капитальный ремонт корпуса цеха — это строительная продукция, а ремонт станков в цехе — промышленная продукция. Стадии готовности строительной продукции характеризуют состояние продукции на момент учета.

Учет строительно монтажных работ

Понятие «стадия готовности» продукции различна на уровне застройщика и подрядчика. На уровне застройщика различают две стадии готовности строительной продукции:

1) готовый объект (или завершенное строительство) — объект, введенный в эксплуатацию;

2) незавершенное строительство (объект находится на стадии строительства).

На уровне подрядной строительной организации различают следующие стадии готовности строительной продукции:

Комплекс монтажных и специальных работ — это часть объекта, например монтаж технологического оборудования, отделочные работы, укладка водопроводных труб и т. п.

Конструктивный элемент — это части здания к ним относятся фундаменты, стены, монтажные перекрытия, внутренние перегородки.

Укрупненный вид работ — это комплекс работ, создающих конструктивный элемент, например, разработка котлована под фундамент, рытье траншей для укладки труб и др.

Если выполнены все операции, предусмотренные технологией, и подписан акт, то промежуточные стадии считаются законченными. Незавершенное строительное производство — это незаконченные (на момент учета) работы по стадиям строительства.

Строительное производство слагается из процессов, конечным результатом выполнения которых является строительная продукция, под которой следует подразумевать как отдельные части строящихся и реконструируемых объектов, так и законченные здания и сооружения. Строительная продукция включает в себя введенные в эксплуатацию промышленные предприятия и цехи, жилые дома, здания общественного назначения и другие, вновь построенные и реконструированные объекты.

Строительная индустрия является производственной основой строительства как отрасли народного хозяйства. Ее образуют государственные подрядные строительные и монтажные организации и межхозяйственные строительные организации. Производственная деятельность подрядных организаций в целом и ее результат имеют многоотраслевой характер. Цель и основной результат этой деятельности — создание строительной продукции, выражающейся возведенными зданиями, сооружениями и другими ее видами.

В подрядной организации может создаваться продукция, относящаяся к другим отраслям народного хозяйства, как-то: промышленности, транспорту, сельскому хозяйству и т. д. В этой продукции наибольший удельный вес занимает промышленная продукция, изготовляемая в так называемых подсобных производствах, например добыча песка, камня, глины, изготовление конструкций и разных сборных элементов.

Для учета строительной продукции необходимо отграничить ее от продукции других отраслей, создаваемой подрядными организациями. Чтобы выполнить это условие, статистика должна иметь четкое определение того, что следует считать строительной продукцией.

Строительная продукция главным образом создается подрядными организациями, составляющими собственно строительную индустрию, а также собственными силами промышленных и других предприятий (ОКСами или УКСами), т. е. так называемым хозяйственным способом строительства. Подрядными организациями выполняется около 90% строительно-монтажных работ, остальные 10% работ проводятся хозяйственным способом. Продукция, создаваемая подрядным и хозяйственным способами, в сумме образует продукцию строительного производства, которая является в свою очередь составной частью совокупного продукта строительства как отрасли народного хозяйства страны.

В строительном производстве в каждый данный момент продукция находится на разных стадиях готовности в зависимости от объема и состава работ, выполненных с начала возведения объектов. Чтобы правильно определить объем строительной продукции в. этих условиях, необходимо ее учесть на каждой стадии готовности. Для этой цели в статистике и учете избираются лишь отдельные стадии готовности, удовлетворяющие требованиям организации учета строительной продукции, контроля за результатом производственной деятельности, действующего порядка оплаты за строительную продукцию и хозяйственного расчета.

2. Формирование стадий продукции в строительстве Намного сложнее, чем в промышленности, что обусловлено длительностью производственного цикла, индивидуальностью создаваемой продукции, бесцеховой организацией производства и другими особенностями строительства. За основу деления строительной продукции на стадии по степени готовности взято завершение технологии производства всех работ по объекту в целом, этапам или комплексам работ и т. д. Кроме того, принимаются во внимание интересы строительной индустрии в целом и отдельной строительной организации.

В период осуществления хозяйственной реформы и в процессе совершенствования хозяйственного механизма применялись разные виды продукции по стадиям ее готовности. В настоящее время с учетом сказанного выше продукция строительного производства (строительной индустрии) представлена следующими основными стадиями ее готовности: готовый объект (комплексы объектов), незавершенное строительное производство, комплекс специальных строительных и монтажных работ, конструктивный элемент и укрупненный вид работ.

По объёму производимой продукции и количеству занятых людских ресурсов на строительную отрасль приходится примерно десятая часть экономики страны. В строительной отрасли действуют около 70 тысяч строительно-монтажных организаций. Перестроечные процессы в экономике страны и разгосударствление крупных государственных строительных и монтажных трестов привели к резкому увеличению числа малых строительных и монтажных организаций различных форм собственности. Одновременно с образованием малых строительных организаций произошло сокращение численности работающих в этих организациях.

В процессе создания основных фондов, представляющих собой продукцию строительных организаций, участвуют рабочие кадры, средства труда (орудия труда) и предметы труда (материалы).

Взаимодействуя между собой, основные элементы строительного процесса создают конечную строительную продукцию (здания, сооружения, объекты) в натуральном и денежном выражении.

В строительном процессе может быть выделено 3 этапа:

Себестоимость строительно-монтажных работ (2)

1) подготовка строительства

2) собственно строительство

3) реализация строительной продукции (сдача готового объекта строительства в эксплуатацию).

Подготовка строительства осуществляется по следующим направлениям: технико-экономические исследования целесообразности строительства объекта, проектирование объекта и инженерно-техническая подготовка к строительству. Каждое направление имеет свои целевые задачи.

В процессе технико-экономических исследований определяются основные технико-экономические показатели будущего объекта и оценивается экономическая целесообразность его строительства. На стадии производства разрабатываются конструктивно-компоновочные решения объекта, методы организации его строительства и технология производства работ, определяется сметная стоимость строительства.

После этого осуществляется инженерно-техническая подготовка к строительству — проводятся работы по подготовке территории строительной площадки и т. п.

На этапе, когда осуществляется собственно строительство на строительной площадке происходит соединение всех технологических элементов строительного процесса, в результате функционирования которых создаётся строительная продукция. На этом этапе формируются совокупные фактические издержки строительного производства, материально-вещественные элементы зданий и сооружений.

На третьем этапе — реализация строительной продукции — происходит ввод законченных объектов в эксплуатацию и передача их заказчику как основных фондов.

Трём этапам воспроизводства соответствуют 3 стадии кругооборота капитальных вложении:

1) производство, как продуктивная форма создания основных фондов,

2) реализация, как форма превращения строительной продукции в основные фонды,

3) подготовка следующего цикла воспроизводства с целью очередного превращения денежных фондов в продуктивные.

Чем больше степень взаимодействия всех элементов воспроизводства во времени и в пространстве, тем выше экономическая эффективность строительства.

Под строительным процессом понимается совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных и обслуживающих технологических операций, осуществляемых на строительной площадке, в результате взаимодействия которых создаётся строительная продукция. Экономическая сущность строительного процесса выражается затратами на его осуществление. Затраты строительной организации, связанные с производственно-хозяйственной деятельностью по возведению объекта строительства, подразделяются на единовременные и текущие. К единовременным затратам относятся основные фонды строительной организации, материальные запасы в оборотных средствах, незавершённое строительство. Текущие затраты — это все издержки строительной организации, непосредственно и косвенно связанные с созданием объекта строительства: заработная плата, строительные материалы, амортизационные отчисления, прочие затраты. Общая сумма текущих затрат составляет себестоимость СМР.

В технико-экономическом отношении строительство как отрасль материального производства существенно отличается от других отраслей народного хозяйства.

Это объясняется особым характером продукции строительства, условиями вложения денежных средств, их освоения и возврата методами организации и управления строительным процессом, особенностями технологии строительного производства.

Строительная продукция (здания, сооружения) создаётся на определённом земельном участке и в течение всего периода строительства (а в дальнейшем и эксплуатации) остаётся неподвижной. В период строительства орудия труда и рабочие непрерывно перемещаются по фронту работ. Строительство любого объекта начинается с создания в районе строительной площадки производственной базы строительства, (которая в зависимости от масштаба сооружаемого объекта) по стоимостным показателям может быть сопоставима со стоимостью строительства самого объекта. Иначе говоря, чтобы начать строительство основных сооружений объекта, нужно создать на строительной площадке, по существу, специальное производственное предприятие, строительной продукцией которого будет один единственный экземпляр — сооружаемый объект. Строительство — прямая противоположность промышленного производства, где до начала выпуска продукции возводятся здания, сооружения, монтируется технологическое оборудование, отрабатывается технология производства и только после этого начинается выпуск продукции.

Технология производства основных строительных и монтажных работ

Это обстоятельство требует своеобразных форм организации и управления строительным процессом, разработки специальных методов технологии производства работ.

Размещение строительной продукции на определённом земельном участке делает её зависимой от стоимости земельного участка, конъюнктуры цен на рынке земли.

Большое влияние на технико-экономические показатели строительной продукции оказывает фактор времени. Продолжительность строительства любого объекта исчисляется не только месяцами, но во многих случаях, особенно при строительстве крупных объектов, — годами. Это вызывает отвлечение капитала из оборота на длительное время и практически его омертвление.

Строительство любого объекта осуществляется в определённой естественной природной среде, которая характеризуется своими топографическими, инженерно-геологическими и климатическими условиями. В связи с этим для каждого конкретного случая разрабатываются свои конструктивно-компоновочные решения, которые учитывают рельеф местности, ветровые и снеговые нагрузки, величину сейсмического воздействия, температурный режим. Толщина стен, покрытий, параметры несущих конструкций зданий и сооружений, размеры фундаментов (а следовательно и их стоимость) находятся в прямой зависимости от природных условий района строительства. Кроме того оплата труда строителей, выполняющих работы на открытом воздухе в зимнее время, также поставлена в зависимость от температурного режима. Поэтому строительство одного и того же типа здания или сооружения в различных районах страны требует различных затрат материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов.

Строительство отличается многообразием производственных связей. В строительстве любого объекта принимают участие десятки, а при строительстве крупных сооружений — и сотни предприятий и организаций, чей капитал так или иначе участвует в строительстве. Несмотря на то, что конечная цель у всех участников инвестиционного процесса одна — получение максимально возможной прибыли, в процессе строительства каждый из участников имеет свои цели и задачи. В связи с этим возникает необходимость создания таких экономических критериев, которые бы объединяли всех участников инвестиционного процесса в деле достижения единой цели — завершения строительства в заданные сроки с минимальными затратами, а не соблюдение только собственных интересов.

Кооперирование связей в процессе строительства осуществляется как в сфере поставок и услуг (предусматривает обязательные поставки определённого количества, комплектность и сроки поставок изделии и материалов), так и в сфере производства, так как непосредственно на объекте строительства путём разделения единого технологического процесса на составные взаимосвязанные элементы, выполнение которых производится различными исполнителями. Это требует согласования во времени, пространстве, по видам применяемых средств механизации, степени готовности отдельных элементов зданий и сооружений для продолжения работ другими исполнителями. Большое число организации, сложность взаимных связей требует четкой организации и координации работы всех участников строительного процесса.

Длительность технологического цикла в строительстве обусловила особую форму расчетов за строительную продукцию.

Расчеты ведутся за условно готовую продукцию — за этапы работ, за выполнение конструктивных частей здания и других видов работ. Это предопределяет необходимость установления цены не только в целом за объект, но и за отдельные виды и этапы работ.

Учитывая, что связи взаимодействия в строительстве реализуются в условиях динамично развивающихся производственных процессов, имеющих вероятностный характер воздействия (погодные условия, сбои поставок и др.), система организации и управления строительством должна предусматривать эффективную систему регуляторов, которая призвана обеспечивать надёжность связей взаимодействия и придание им максимально возможной степени устойчивости. Это может быть достигнуто путём создания резервных мощностей, производственных запасов, резервных фондов и др.

Основной задачей предприятий строительной индустрии является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Современное состояние рынка, т. е. рыночная конъюнктура, позволяют при использовании новых технологий значительно увеличить объем производства и повысить качество производимых работ. Изменение этих факторов существенно влияет на величину издержек, прибыли и рентабельности предприятия.

Строительную продукцию характеризует ряд особенностей:

— * различные природно-климатические условия — здания и сооружения возводят в различных геологических, гидрологических и климатических условиях. Эти особенности требуют в каждом конкретном случае установления технологически правильных и эффективных методов выполнения строительных процессов, их организационных форм и взаимоувязки в пространстве и времени, которые должны обеспечить качество и экономичность строительной продукции.

Эксплуатационная оснастка (подкрановые пути, ограничители движения, сигнальные приспособления, точильные станки, заправочные аппараты и др.) обеспечивает условия для нормальной эксплуатации строительных машин, механизмов, инструмента и других основных технических средств.

Существуют также местные нормы и расценки, разрабатываемые методами технического нормирования, на работы, не вошедшие в ЕНиР и ВНиР и утверждаемые на местах. Несмотря на то, что в местные нормы входят редко встречающиеся, специфичные для местных условий работы, при их разработке необходимо в полной мере учитывать резервы производства и не допускать опытно-статистического нормирования, приводящего, как правило, к занижению норм. Выполнение санитарно-технических, электромонтажных и других специальных работ согласуется с производством общестроительных работ. Например, вводы водопровода и канализации устраивают в период выполнения работ подземного цикла, санитарно-технические приборы устанавливают в период отделочных работ и т. д.

Строительная продукция в маркетинге как товар представляет собой все, что может удовлетворить потребность человека в объектах недвижимости и предлагается рынку недвижимости для купли-продажи с целью приобретения его для личного или общественного пользования. Это могут быть готовые здания и сооружения жилищно-гражданского или производственного назначения, строительные конструкции и строительные материалы. Строительная продукция может представлять собой также строительные услуги подрядчика, обеспечивающие создание объектов недвижимости. И, наконец, она может выражаться в виде услуг проектно-изыскательской и научно-исследовательской организации по разработке проекта объекта недвижимости. Кроме того, в понятие «строительная продукция как товар» вкладывается комплекс услуг по сопровождению объекта недвижимости как в период строительства, так и в послестроительный период.

Строительная продукция в системе маркетинга может рассматриваться как товар по замыслу его содержания (проект), товар в реальном исполнении (готовый объект), товар в виде строительных услуг подрядчика, товар в виде сопровождения строительной продукции.

Товар по замыслу, с точки зрения маркетинга, это необходимость выявления нужды потребителя. Продавать нужно не свойства товара, а выгоды от него. Если потребитель приобретает дом, то он должен видеть какую-либо выгоду от приобретения именно этого дома.

Уровнем качества исполнения, архитектурными, технологическими решениями характеризуется строительная продукция как товар в реальном исполнении.

Интересы покупателя можно подкрепить предоставлением кредита, гарантийным обслуживанием кредита, гарантийным обслуживанием технологического оборудования, рассрочкой платежа, эксплутационным сопровождением, доставкой изготовителем строительных конструкций и материалов. В данном случае строительная продукция рассматривается как товар сопровождающейся дополнительными услугами. Строительную продукцию в маркетинге как товар представляет собой всё, что может удовлетворить потребность человека в объектах недвижимости.

Отличие строительной продукции как товара по отношению ко всем видами товаров массового и серийного производства требует иного подхода к изучению проблем рынка. В данном случае рассматривается конкуренция, которая ведётся между фирмами, не за то, что произведено строительными, проектными, производственными предприятиями, а за строительную продукцию (готовые здания и сооружения жилищно-гражданского или производственного назначения, строительные конструкции и строительные материалы), сопровождающуюся дополнительными услугами в виде гарантий, консультаций, финансирования, особенностей поставки, представляющих интерес для потребителя (экологически чистые зоны, престижный район позволит при тех же затратах на строительство объекта и его эксплуатацию извлечь более высокие доходы).

3. Особенностям строительной продукции К особенностям строительной продукции как товара относятся:

4. Продвижение строительной продукции Продвижение строительной продукции характеризуется особенностями:

Перечисленные особенности строительной продукции влияют на определение стратегий маркетинга для отдельных видов товаров строительного производства. На основе характеристик присущих этим товарам их можно классифицировать.

Исходя, из условий классификации строительной продукции в маркетинговой деятельности в сфере строительства могут, быть выделены направления:

1. маркетинг производителей и поставщиков строительных материалов и конструкций, технологического оборудования;

2. маркетинг предложений и услуг подрядной строительно-монтажной организации;

3. маркетинг реализации готовой строительной продукции.

Исследование рынка, выработка стратегии создания и реализации товара, методы продвижения и сбыта проводятся отдельно по каждому направлению маркетинговой деятельности в сфере строительства.

5. Единицы измерения строительной продукции, Для измерения объема строительной продукции используют натуральные и денежные единицы., Натуральные — это физические меры длины, площади, объема, массы.

Учет работ в натуральных единицах ведут в первичных документах: накопительных ведомостях, журналах работ, нарядах. Первичные документы служат основой для составления актов сдачи-приемки продукции. Задания по вводу в действие объектов устанавливаются строительным организациям только в натуральном выражении.

Наиболее простой способ — учет количества объектов. Он необходим для выявления объектов начатых и незаконченных строительством. Наиболее полную характеристику продукции дают показатели объема и мощности объектов. Дорога характеризуется протяженностью в километрах, доменная печь в кубических метрах, школа — числом ученических мест. Достоинства натуральных единиц в том, что они просты и удобны при измерении объема продукции на всех стадиях готовности.

Используют натуральные единицы:

Недостаток — с помощью натуральных единиц невозможно обобщить разнообразную продукцию.

Учет строительной продукции в денежном выражении определяется на основе сметы затрат. Сметная стоимость состоит из трех частей:

Прямые затраты определяют путем умножения объема каждого вида работ на единичные расценки.

Накладные расходы определяют по нормам установленном в процентах к прямым расходам.

Накладные расходы — это затраты на организацию и управление строительным производством.

Плановые накопления рассчитываются строительной организацией в процентах от суммы прямых затрат и накладных расходов. Это прибавочный продукт или прибыль, это источник для развития производства, социальных нужд, материального стимулирования.

6. Показатели объема строительной продукции

Для учета объема строительной продукции используется несколько показателей, имеющих различный экономический смысл.

1. Объем выполненных за отчетный период строительно-монтажных работ по договорной стоимости.

Этот показатель характеризует результат деятельности организации за отчетный период, независимо от стадии готовности продукции к концу периода. Он используется при расчете ряда производных показателей: фондоотдачи, уровня выработки на одного рабочего, расчетов фондов заработной платы.

Общий объем подрядных работ, кроме строительной продукции, включает другие подрядные работы. Например, изготовление объемного и нестандартного оборудования и др.

Ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства в натуральных единицах. Он характеризует величину конечной продукции, показатель предусмотрен только для генерального подрядчика.

Готовая строительная продукция (ГСП) включает в себя договорную стоимость строительно-монтажных работ на объектах законченных и сданных в эксплуатацию в отчетном году, независимо от того, когда они были начаты. Объем ГСП определяется на основе проектно-сметной документации по договорным ценам, включающим все затраты и прибыль строительной организации. Объем ГСП, выполняемый собственными силами, определяется исключением из общего объема ГСП части выполненной субподрядчиками.

7. Показатели ритмичности и качества строительного производства

Под ритмичностью производства понимается соответствие фактических объемов продукции запланированным, по отрезкам временного периода. Для измерения ритмичности строительного производства используют следующие показатели:

1) удельный вес работ за квартал (месяц) в общем, объеме работ за год. Путем сравнения фактического и планового показателей получают представление о ритмичности работы организации, табл. 1.

Таблица 1 Данные о плановом и фактическом уровне СМР за 2005 год

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *