Что называют речью про себя

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 1. Какая бывает речь

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Изучение понятий «язык» и «речь».

2) Изучение роли русского языка в жизни и в обществе.

3) Знакомство с видами речи: устной, письменной, внутренней.

Речь — это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами — устно или письменно.

Устная речь — это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи языка, губ, рта.

Письменная речь — способность человека писать и читать.

Внутренняя речь — речь про себя.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2017. — С. 6–7.

2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Ч. 1. С. — М.: Просвещение, 2012. — С. 3–4.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Прочитайте высказывание Л. Успенского: «Всё, что люди совершают в мире человеческого, совершается при участии и посредством языка. Язык есть важнейшее орудие общения между людьми. Умело и с наибольшей пользой применять любое орудие может лишь тот, кто его глубоко, тщательно изучил, кто знает, как оно устроено, из каких частей состоит, как работает, какого обращения требует с собой».

Надо ли изучать язык? Трудное ли это дело — знать родной язык?

Знать свой родной язык — это огромное счастье, так как знание родного языка даёт человеку очень многое. Это и чувство уверенности в себе, и чувство гордости за достижения в области культуры своего народа, которые он может познать с помощью родного языка. Всё это очень важно для человека. Речь человека «растёт», «взрослеет», «развивается» вместе с ним. Общение с человеком тем приятнее, чем богаче его речь.

Сегодня на уроке вы узнаете, какая бывает речь, научитесь различать устную речь и письменную.

Язык — слов. русский нелегко, но интересно. На огромной Земля нам, дан дар — при слова. отвечать на вопросы, составлять и делиться мыслями и человек владеть

Что такое Речь — это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами — устно или письменно.

Для нужна речь? Речь помогает передавать знания, узнавать новое,общаться; делиться мыслями и чувствами; договариваться о чём-нибудь; согласовывать свои действия.

Речь разных слушание, речь про (внутренняя чтение и

Что называют речью про себя

Слушание —вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание звучащей речи. Слушание важным который влияет на взаимодействие и между

Говорение — высказывание своих мыслей и передача чужих мыслей в устной форме на родном или иностранном языке.

Устная — это человека и умение произносить при губ, рта. и «устная речь» от уста —

Во устной речи говорящие и друг замечают собеседника, исправить речевые

Письменная — это человека писать и читать. Для мы буквы.

В Руси на — берёзовой коре. тогда ещё не

Что называют речью про себяА мы в печатаем на

Во письменной речи тот, кто не и не того, к обращается; не реакцию может предугадать её; при можно допущенные

Итак, которой мы пользуемся при и называют речью. А которой мы пользуемся при и называют письменной.

Что называют речью про себя

Что называют речью про себяЧто называют речью про себя

Существует ещё внутренняя речь. Это про себя. С ней мы не к людям. Она не средством

Внутренняя связана с и важное в человека. Например, мальчик думает, как попросить маму записать его в кружок «Лёгкая атлетика». Он делает это про себя, без внешнего проявления.

Кстати, «про себя» так остаться «про себя», а преобразоваться в или речь.

Обратите внимание! Вам понять Вы узнали, что речь, познакомились с речи.Теперь вы знаете, что «устная» и «письменная» речь себя» речь), а их

Ваше велось на русском языке. Русский язык по праву считается из богатых, и языков На нём и многие писатели, Именно передает нам о и приобщает к богатству, многими людей. изучать язык в мире становится всё и больше. Любите и изучайте русский язык! Развивайте речь!

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Закрасьте рядом с высказыванием цветом, квадраты —

Подсказка: устная речь — это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи языка, губ, рта.

Задание. Устная и письменная речь.

Разместите предложенные слова в колонки по указанному критерию.

говорение письмо слушание чтение

Подсказка.Устная речь – это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи языка, губ, рта; письменная речь – способность человека писать и читать.

Источник

Кто здесь?! Где в нашей голове живет голос и зачем он нам нужен

Вы разговариваете сами с собой? Репетируете важные диалоги, придумываете аргументы для споров, бубните под нос список покупок и планы на вечер? «Это норма!» — сказала бы телеврач, интонации которой уверенно ушли в народ и мемы. Голоса роятся в голове в среднем 20–26% времени нашего бодрствования. В психологии этот феномен называют «внутренняя речь». Нейрофизиолог Мария Пази рассказывает, как и зачем мозг болтает сам с собой.

Какой он, ваш голос в голове? Это ваш собственный голос? Бархатистый мужской бас? Или, наоборот, женский голос — и в голове комментарии раздает сладкоголосая Скарлетт Йоханссон? Может быть, ваша внутренняя речь то и дело меняется, перескакивая от баса к воздушному меццо-сопрано.

Приложите руку к горлу: пока вы разговариваете про себя, там едва заметно подрагивают мышцы гортани. А теперь перенесите руку на участок у левого уха, чуть выше и поближе к виску — где-то там шелестят нейронами левая нижняя лобная извилина и верхняя височная извилина, зоны Брока и Вернике. Эти участки мозга отвечают за производство и восприятие речи: они позволяют нам вести обычный разговор, они же создают и внутренний.

Хор голосов в голове хрупок, легко может сбиться с ритма и начать фальшивить. Если из-за инсульта или травмы повреждаются речевые зоны мозга, возникает афазия, нарушение устной речи, внутренний голос при этом тоже утрачивает стройность. Пациенты с афазией, например, не могут понять, рифмуется ли пара слов, когда произносят их про себя.

Что называют речью про себя

Случается и так, что внутренняя речь воспринимается как порожденная кем-то другим.

В норме при диалоге-в-себе в область восприятия речи должен приходить сигнал, который приглушит активность ее нейронов, а значит, на внутреннюю речь они среагируют не так сильно, как на разговор вживую.

При психиатрических расстройствах это приглушение почему-то не срабатывает.

«Я слышу отчетливые голоса. У каждого голоса своя индивидуальность. Они часто пытаются указать мне, что делать, пытаются навязать собственные мысли или чувства», — описывал свой опыт пациент со слуховыми галлюцинациями.

«Если голос нападает и оскорбляет пациента — он будет подавлен и склонен к самоубийству. Если голос говорит пациенту убивать, то, при потере самоконтроля, вполне вероятны нападения пациента на других людей. Если голос говорит человеку, что он прекрасен и могуществен, появляются маниакальные формы поведения», — писала о голосовых галлюцинациях английский психолог Лорна Смит Бенджамин.

Порой голоса, напротив, оказываются положительным опытом, не имеющим ничего общего с патологией. Они могут успокаивать, вселять уверенность, подсказывать решения.

Еще один вариант нормы — отсутствие внутренней речи. В 2011 году в небольшом исследовании добровольцам выдали издающие звук устройства и попросили их фиксировать свои мысли и чувства каждый раз, когда они услышат пиликанье, — эта методика называется «метод перехвата описания». В исследовании обнаружились серьезные различия между добровольцами: одни болтали 75% времени, другие в своей голове играли в молчанку — и никогда не разговаривали сами с собой.

«Сегодня я сказал маме, что у меня нет внутреннего монолога, и она уставилась на меня так, будто у меня три головы, — делился пользователь Reddit. — Я искренне считал, что это вымышленная концепция, приемчик, который придумали создатели сериала о психопате „Декстер“. Как вы это делаете? Как разговариваете в своей голове? Не могу себе представить».

Оказалось, отсутствие внутренней речи — не слишком редкое явление. Вместо диалога в голове у таких людей роятся образы, чувства, символы. А каждый раз, когда им приходится выходить из собственной головы и общаться словами, они вынуждены «переводить» свои мысли.

«Когда мне предстоит общаться устно (например, нужно сделать телефонный звонок), я готовлюсь, чтобы знать, какие слова мне действительно нужно сказать, — присоединился к обсуждению записи другой пользователь. — Если я участвую в разговоре, где времени подготовиться, заранее организовать и „перевести“ свои мысли у меня нет, в речи постоянно возникают длинные паузы. Это может казаться странным. Это раздражало мою жену, пока мы оба не поняли, почему так происходит».

Но как голоса — хорошие и плохие, болтливые и играющие в молчанку — пробрались внутрь черепа?

Читайте также

Переезд из детства

Дети в возрасте примерно трех лет во время игры всё время разговаривают вслух: раздают указания не только игрушкам, но и самим себе. Их склонность к болтовне с самим собой, к эгоцентрической речи помогает проследить истоки голоса в голове.

Психологи прошлого века предположили, что внутренний диалог — не что иное, как внешняя речь, перебравшаяся внутрь.

Одну из первых гипотез предложил психолог и основатель бихевиоризма Джон Бродес Уотсон. Его идея была довольно механической: происходит простое угасание речевого поведения — от громких размышлений вслух у ребенка, через бормотание и шепот к безмолвному диалогу в голове у взрослого. В чем-то схожую идею высказал советский психолог Лев Выготский. Он также считал, что внутренняя речь — результат интернализации, то есть поглощения, внешней. По Выготскому, дети становятся самостоятельными, отдаляются от родителей и потому, в отсутствие указаний от взрослых, начинают вслух руководить своими действиями. Это саморуководство у ребенка затем станет внутренним диалогом.

Впрочем, из эгоцентрической речи мы не «вырастаем», взрослые тоже любят поболтать с собой вслух. Для одних такие рассуждения — помощь в выполнении трудных задач. Другие пользуются ей для планирования действий, упорядочивают хаос в голове. А третьи ищут в эгоцентрической речи утешение.

«Когда тревожно, могу вслух себя успокаивать, — рассказывает Юля, респондент проведенного мной онлайн-опроса. — Я называю это „голос разума“, который говорит мне: „Это ерунда“, „Ты справишься“. После факапов именно вслух сказать, что ошибаться — нормально, помогает меньше грызть себя».

Феномен самоутешения и самоподдержки через эгоцентрическую речь можно считать свидетельством гипотезы Выготского. Ведь в детстве слова поддержки мы слышали от взрослых, а сейчас зачастую вынуждены проговаривать их сами. Вероятно, именно из-за этой замены внешней поддержки на внутреннюю слова, сказанные как бы со стороны, — «у ТЕБЯ получится» — в экспериментах работают лучше, чем сказанные в первом лице: «у МЕНЯ получится».

Диалоги из теней

Из идеи Выготского можно сделать вывод: по структуре внутренняя речь должна напоминать внешнюю — это должен быть диалог. Для обычного диалога важно некоторое представление о позиции собеседника, которое будет уточняться по мере разговора: через вопросы и ответы, аргументы и контраргументы, выражение согласия и несогласия.

Что называют речью про себя

Если структура внутренней речи чем-то похожа на обычный диалог, значит, в мозге должны активироваться области не только языковых зон, но и те, что задействованы в распознавании позиции собеседника. Это предположение ученым удалось подтвердить. Однажды они попросили добровольцев, заботливо уложенных в МРТ-сканер, сначала провести внутренний монолог (представить, будто они выступают перед школьниками), а затем — диалог (представить, будто разговаривают с директором). На фМРТ было заметно, что в условиях диалога, но не монолога активными были не только речевые зоны, но и центры социального познания, расположенные в правом полушарии. Эти области мозга формируют представление об образе жизни, желаниях и убеждениях других людей и, вероятно, для выдуманного собеседника проделывают то же.

Однако, хотя внутренняя речь сохраняет структуру диалога, она претерпевает и изменения. Например, становится более краткой — конденсируется и аббревиируется.

Согласитесь, едва ли вы, почувствовав запах гари с кухни, будете утруждать себя формулировкой полных предложений: «Должно быть, я забыл, что поставил рис вариться». Нет, в голове вы крикните «Рис!» или вовсе какое-нибудь бранное слово. И это касается не только экстренных ситуаций: любые предложения, обращенные к себе, как правило, значительно короче, чем обращенные к реальному собеседнику. Тяготение к сокращению отмечали люди в одном из опросов о чертах внутренней речи.

Конденсация внутренней речи связана с тем, что сами себя мы понимаем буквально «с полуслова», в то время как в обычном диалоге собеседник не обладает таким исчерпывающим представлением о наших мыслях или сопутствующих обстоятельствах. Сокращение речи связано и с тем, что мы подстраиваем внутреннюю речь под себя: можем создавать гибриды слов, пропитывать слова дополнительными значениями («интервью», произнесенное в голове, означает не только «собеседование», но и комплекс переживаний от волнения до надежды, а также намерения и планы подготовиться).

В общем, голос в голове краток, потому как сжимает слова до чистого смысла. «Мы мыслим не словами, а тенями слов», — писал Владимир Набоков, и он, похоже, был чертовски прав. То, что мысли, озвученные голосом в голове, оказываются совсем другими, чем те же мысли, произнесенные вслух, приводит к забавным следствиям. В голове всё может звучать лучше, чем наяву.

«Мне кажется, „внутри“ я умнее. А как рот открою — так прости Господи…» — смешливо сетует в опросе Аня.

Контролируй это

Зачем нам голос в голове? Как изменится жизнь, если мы не сможем говорить про себя? Что станет труднее, а что и вовсе невозможно? Исследователи выделяют несколько ролей внутреннего голоса. Например, участие в исполнительных функциях, то есть процессах планирования, самоконтроля, решения проблем. «Если предстоит сложный разговор, могу заранее продумывать, как выразить свою мысль»; «Для меня это способ контроля: еду на работу — обсуждаю, что и в какой последовательности делать. Если что-то на работе не получилось, еду домой — обсуждаю сама с собой все этапы. Мне кажется, так улучшается концентрация и точность исполнения», — отмечали респонденты.

Разговор с самим собой — и вслух, и про себя — действительно может быть полезен. В эксперименте со спортсменами участники, которые разговаривали сами с собой, лучше выполняли контрольное задание и сообщали о повышении уверенности в себе и снижении тревожности.

Напротив, задержка развития эгоцентрической и внутренней речи, например при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, может отчасти обуславливать нарушение саморегуляции. При этом когнитивно-поведенческая терапия, использующая «разговор с самим собой», оказывается эффективной в коррекции самоконтроля при СДВГ.

Но иногда исполнительная функция речи-в-себе может приобрести болезненные масштабы.

«Раньше проговаривала все диалоги перед встречами, — рассказывает Аня. — А когда диалог случался вживую, всё шло не по прописанному в голове сценарию — меня накрывала тревога. „Всё пошло не по плану, Карл!“ Я не знала, что отвечать, что спрашивать. Психолог меня специально переучивала, так что сейчас диалоги в голове я не репетирую».

Слова на память

Внутренний голос также необходим для рабочей памяти, то есть удержания информации в голове, пока вы заняты делом, скажем, для «сохранения» списка покупок, пока вы ходите по магазину.

В 1974 году английские психологи Алан Бэддели и Грэм Хитч предложили многокомпонентную модель рабочей памяти. Суть ее в том, что память состоит из центрального исполнительного органа, который управляет ресурсами внимания, и трех его «слуг»: эпизодического буфера — временного хранилища стимулов, визуально-пространственного «блокнота» и фонологического контура, ответственного за представление звуковой и речевой информации. Из-за того, что внутренний голос словно бы «озвучивает» часть рабочей памяти, фонология слов влияет на их запоминание: длинные слова запоминаются труднее; также нам труднее запомнить слова, звучащие похоже, чем те, что звучат по-разному.

Может быть интересно

Что называют речью про себя

Как тебе такое, Илон Маск?

Чарлз Фернихоу, профессор психологии Даремского университета, в книге «Голоса внутри» (Voices Within) предполагает, что внутренняя речь — это еще и допинг для творческих способностей. Он приводит в пример физика Ричарда Фейнмана, который мог остановиться посреди улицы и, активно жестикулируя, начать беседовать с самим с собой… или кем-то в голове. Всё потому, что пытаясь решить научную проблему, Фейнман проводил внутренний допрос:

«Интеграл будет больше, чем сумма слагаемых, так что, как видите, давление будет выше. — Нет, вы сумасшедший! — А вот и нет!»

В голове мы можем завести непринужденную беседу с любым собеседником: живущим или умершим, реально существующим или вымышленным. Люди в голове проигрывают несбыточные диалоги: придумывают, что бы ответили, оказавшись на интервью у Юрия Дудя или Ирины Шихман; как бы извернулись, отвечая на вопросы времен Марселя Пруста в программе у Владимира Познера; какое «Особое мнение» могли бы высказать на «Эхе Москвы».

«Иногда я проигрываю диалог, который не состоится в принципе, — рассказывает Илья. — Могу в голове поговорить с инопланетянином, например. Или с Илоном Маском обсуждаю освоение космоса, что он думает о нефтяных державах, которые его могут прижать за электрокары».

Беседы с воображаемыми собеседниками могут быть непредсказуемыми и захватывающими, и не исключено, что они способствуют рождению новых идей.

Читайте также

Эй, Сири?

В последнее время появился еще один тип разговоров без реального собеседника. Социолог Полина Аронсон в книге «Любовь: сделай сам» отмечает, что всё больше людей ищет утешения у своих гаджетов:

«По данным компании Amazon, половина разговоров с ее голосовым помощником — Алексой — носит „неутилитарный“ характер: это жалобы, шутки, вопросы о смысле жизни. „Люди беседуют с Сири в самых разных ситуациях: иногда они сетуют на тяжелый день, иногда хотят обсудить волнующие проблемы. Бывает, что к ней обращаются в экстренных ситуациях, бывает, что просят советов про здоровый образ жизни“, — сообщает объявление Apple о вакансии на место IT-специалиста, который способен „научить“ голосового помощника разговору с людьми об их эмоциях».

Согласно одному исследованию, в разговоре с искусственным интеллектом люди меньше боятся откровенности. И потому утешение от реального человека то и дело подменяется поиском сочувствия у цифрового экрана.

Пока мы ноем в микрофон Алисе или Сири, IT-гиганты обучают искусственный интеллект эмпатии. Прожевав огромный объем данных, машина учится сочувствовать с помощью самых повторяемых реакций. И потому голосовые помощники становятся гротескным отражением эмоционального режима общества, то есть «правил и норм, определяющих, как переживать наши чувства и как их выражать». Калифорнийский хипстер гугл-ассистент в ответ на жалобу пользователя «мне грустно» посетует на отсутствие у него рук для объятий. Сири предложит поговорить с близким другом или членом семьи. А Алиса, заточенная под русскоязычного пользователя, привыкшего к иронии и черному юмору, отрежет: «Никто и не обещал, что будет легко».

Если голосовые помощники заменяют слова поддержки, сказанные вживую, могут ли они заменить самоутешение через эгоцентрическую речь? Перестанем ли мы когда-нибудь бубнить себе под нос: «У тебя получится», — предпочтя вместо этого перекинуться парой фраз с Алисой? Сказали бы вы сами себе: «Никто и не обещал, что будет легко»?

Источник

Разговор с самим собой: зачем нам внутренняя речь и может ли томограф читать наши мысли

Как вы думаете — образами или словами? Оказывается, есть два режима разговора с самим собой: один помогает контролировать себя и планировать действия, а другой — погружаться в экзистенциальные бездны и находить творческие решения. О том, как всё это устроено, читайте в материале психофизиолога Анастасии Неклюдовой.

Массовый интерес к феномену внутренней речи начался с твита. Кайл из Сиэтла написал, что у одних людей есть внутренний монолог, а другие думают с помощью абстрактных невербальных мыслей — и большинство представителей каждой группы не знают о существовании другой. Пост быстро распространился и многих заинтересовал. Люди обсуждали, как устроена их внутренняя речь.

Одна девушка рассказала, что с тех пор, как она узнала об этом явлении, пробовала им пользоваться, но это всегда заканчивалось тем, что она говорила вслух сама с собой.

«Например, когда я читаю, я вижу структуру предложения. В моей голове каждое предложение имеет форму. И еще я двигаю губами, когда читаю. По сути, я проговариваю вслух, но неслышно».

Другая женщина сообщила, что всегда думала, будто внутреннюю речь придумали авторы фильмов или книг, чтобы объяснить психологический мир персонажей.

А как всё работает на самом деле? Внутренняя речь в виде вербального монолога с самим собой — повсеместное явление или люди мыслят не словами?

Что называют речью про себя

Что значит «думать словами»?

Рассел Холберт, американский психолог и специалист по внутренней речи, утверждает, что людям доступно пять видов внутреннего опыта:

Чтобы выявить это, ученые выдавали участникам эксперимента специальное устройство из бипера и наушника, которое нужно было носить постоянно. Бипер подавал сигнал в наушник с рандомной периодичностью, и испытуемым нужно было записать всё, что происходило у них в голове на тот момент.

Большинство людей действительно могут инициировать словесный диалог у себя в голове, но это не значит, что все наши мысли вербальные. У разных людей может быть от 0 до 75% мыслей, выраженных словами.

Интересно, что люди с потерей слуха используют внутренний язык жестов. Одна женщина так описывает свой опыт:

«У меня в голове есть „голос“, но он не основан на звуке. Я либо вижу знаки из языка жестов, либо изображение, либо напечатанные слова».

Исследователь внутренней речи Чарльз Фёрнихоф считает, что важен возраст, в котором человек потерял слух. Если это случилось при рождении, то, скорее всего, будет так, как описывается выше. Если после двух лет, то вариаций может быть гораздо больше — начиная от вербальных мыслей, но без звука, и заканчивая обычной внутренней речью, если слух был потерян в зрелом возрасте.

Читайте также

Внутренняя речь может принимать разные формы, но при этом она повсеместна — и, видимо, крайне важна для функционирования психики человека.

О чем мы говорим сами с собой?

В одном исследовании ученые опросили 380 молодых людей, о чем они думают в данный момент. Испытуемых просили составить список вербальных мыслей, к которым они обычно обращаются, а затем исследователи распределили ответы по группам.

Выяснилось, что чаще всего люди думают о себе: оценивают себя, размышляют об эмоциях, внешности, отношениях, будущем, мнении других людей о себе, гипотетических ситуациях и т. д. Вторая по частоте группа мыслей была посвящена другим — в основном семье, людям в целом и друзьям.

Чаще всего люди используют внутреннюю речь, чтобы планировать, вспоминать, мотивировать себя, решать проблемы и моделировать будущие разговоры. Также внутренняя речь важна для когнитивных процессов, требующих от нас сильной вовлеченности. Британские исследователи выяснили, что благодаря проговариванию про себя задачи кажутся нам менее сложными, и мы выполняем их лучше. Вероятно, дело в том, что мы удерживаем информацию в рабочей памяти в основном путем ее внутреннего повторения. Другие ученые выяснили, что внутренняя речь помогает переключаться между разными заданиями.

Так что беседовать с самим собой во время учебы или решения сложных задач может быть полезно для усвоения материала.

Интересно, что обращение к себе на «ты» более действенно, чем «я»-высказывания — вероятно, потому, что дополнительно мотивирует к действиям.

Чтобы понять, почему так происходит, разберем, как внутренняя речь формируется в детстве.

Что называют речью про себя

Откуда берется внутренняя речь?

Одна из главных теорий развития внутренней речи принадлежит советскому психологу Л. С. Выготскому.

Он считал, что в раннем детстве большую роль в поведении ребенка играют слова матери и других близких взрослых: «Помой руки», «Давай вместе соберем игрушки», «Пожалуйста, успокойся». Здесь речь и мысли ребенка имеют интерпсихический характер — то есть направлены на другого человека, сильно зависят от взаимодействия с миром.

Но по мере взросления и становления высших психических функций (к ним относятся мышление, память, внимание и другие), ребенок учится сам регулировать свое поведение. Тут появляется эгоцентрическая речь — внешняя, но направленная не на других людей, а на самого себя. Представьте себе ребенка, который играет и бубнит что-то себе под нос: «Ага, вот это положим сюда, а потом машина поехала сюда».

Эгоцентрическая речь — это этап между внешним управлением поведением (например, указательным жестом матери) и самоконтролем.

Выготский в своих экспериментах показал, что, если задачи для ребенка усложняются, эгоцентрической речи становится больше. Это подтверждают и современные исследования. Иногда часть задач такой речи могут брать на себя друзья, которых ребенок сам себе придумывает.

Дети, у которых были воображаемые друзья, меньше используют эгоцентрическую речь, чем другие.

Интериоризация считается важным механизмом перехода от натуральных психических функций, которые даны нам от рождения (например, непроизвольное внимание) к более сложным функциям, владение которыми необходимо взрослому, чтобы жить в обществе.

Во внутренней речи о самом себе редко есть второстепенные члены предложения и даже подлежащее, а используются в основном сказуемые (это свойство называется предикативностью): «Надо купить хлеба», «Пойду посплю». Внутренняя речь становится более заточенной под конкретного человека, ведь ее коммуникативная функция — а вместе с ней необходимость в развернутых и всем понятных предложениях — исчезает.

Личные смыслы слов во внутренней речи преобладают над социальными, а значения нескольких слов могут смешиваться. Например, смысл слова «дом» может меняться с каждым переездом в новую квартиру независимо от того, сколько времени человек проживет в этом месте. И каждый раз, когда он думает: «Пора домой», ему не нужно объяснять самому себе, где этот дом находится.

Что происходит с мозгом, когда мы говорим сами с собой?

Многое о функциях и устройстве внутренней речи может рассказать нейровизуализация. Чтобы посмотреть, что происходит с мозгом во время внутреннего монолога, используют два разных подхода:

Оба подхода имеют и преимущества, и недостатки. Например, во время выполнения первого типа заданий исследователь не может контролировать, точно ли испытуемый произносит слово или думает о чем-то своем. А второй тип заданий не обязательно связан с внутренней речью: размышляя, человек может и использовать внутреннюю речь, и представлять себе образы, и переживать эмоции.

С помощью первого подхода ученые обнаружили, что, когда человек намеренно произносит что-то про себя или вслух, активна нижняя лобная извилина (область Брока). Она же работает и у людей с потерей слуха, когда они используют внутренний язык жестов.

Интересно, что во время внутренней речи активируется еще и дополнительная моторная кора, которую обычно связывают с работой мышц голосового аппарата, а у людей с потерей слуха — зоны, отвечающие за движения рук. Это значит, что во многом внутреннюю и внешнюю речь обеспечивают одни и те же участки мозга.

Второй подход помог связать внутреннюю речь с сетью пассивного режима мозга: она активируется, когда мы позволяем мысли блуждать «самостоятельно».

Считается, что в мозге есть как минимум две большие нейронные сети и выполняют они разные функции:

1. Сеть, связанная с задачей (или лобно-теменная) — включает в себя латеральную префронтальную кору, островковую кору и дополнительную моторную кору.

Она активна, когда мы выполняем задание, требующее от нас внимания: чтение, письмо, планирование, решение математических задач и другие действия, которые связаны с получением и усвоением информации.

2. Сеть пассивного режима — включает в себя медиальную префронтальную кору, латеральную теменную кору, заднюю часть поясной извилины и энторинальную кору.

Она активируется, когда мы не обрабатываем информацию из внешнего мира, а, наоборот, погружаемся во внутренний: наши мысли блуждают, мы предаемся воображению, «снам наяву» и не сосредотачиваемся ни на чем.

Американские и австрийские ученые выяснили, что в таком рассредоточенном и несфокусированном состоянии у людей происходят озарения, когда они находят ответы на мучившие их до этого вопросы. Можно предположить, что часть таких инсайтов генерируется в виде словесных мыслей, и именно таким образом внутренняя речь связана с состоянием пассивной работы мозга.

О сети пассивного режима пока что известно немного, но мы знаем, что она может быть очень важна для конструирования ощущения «я», построения ментальных карт сознания других людей и формирования чувства времени. То есть, кроме творческих инсайтов, она может отвечать и за экзистенциальные абстракции.

Что называют речью про себя

Выходит, появление вербальных мыслей «из ниоткуда» связано с сетью пассивного режима, а вот их намеренное удержание с лобно-теменной сетью. То есть если мы пользуемся внутренней речью, чтобы побыть наедине с собой, то активны одни зоны мозга, а в ситуации, когда внутренняя речь помогает решать задачи, — другие.

Когда мы используем внутреннюю речь, чтобы повторить что-то про себя или проиграть важный разговор в голове, она похожа по организации на внешнюю. При этом такая речь активизирует зоны мозга, связанные с направленным вниманием, контролем, планированием поведения и готовностью к реальному физическому действию, — помогает собраться и действовать. А когда внутренняя речь появляется как бы сама по себе, она связана с обширной и очень важной для нашего психического здоровья сетью пассивного режима мозга.

Можно ли прочитать вербальные мысли других людей?

Как же использовать это на практике? Возможно ли, зная, как активируется мозг, восстановить внутреннюю речь человека?

Эти идеи давно витают в научном и предпринимательском сообществе. Илон Маск, основавший компанию Neuralink, говорит, что преследует не только утилитарные цели вроде создания имплантов для пациентов с травмами мозга, но и хочет «улучшить» людей. Например, с помощью вживления чипов в мозг научить нас обмениваться мыслями напрямую. Идея, достойная классиков фантастической литературы, — но так ли она далека от реальности?

Исследователи несколько десятилетий пытались выяснить по паттернам активации, что происходит во внутреннем мире человека.

Общая идея экспериментов по декодированию активации мозга такова: человеку показывают какие-то объекты (скажем, ботинок или лошадь), а ученый видит с помощью сканера функциональной МРТ, какой паттерн активации соответствует этой картинке. После этого компьютер обучают связывать два параметра и узнавать, что видит испытуемый, лишь по активности мозга. Этот же принцип применили для визуализации снов человека. Спящих в сканере участников эксперимента будили, спрашивали, что им только что снилось, и на основе этого обучали компьютер привязывать активность мозга к содержанию сна.

Проблемы начинаются, когда ученые пытаются классифицировать паттерны активации мозга, соответствующие чему-то более сложному, чем просто зрительный опыт.

Непонятно, как группировать намерения, интересы, планы и мысли о себе — в общем, всё, чем обычно наполнен наш внутренний мир.

Кроме того, эксперименты по декодированию работы мозга обычно проводятся на отдельных данных для каждого человека. Так что когда мы попробуем применять стандартный способ «читать мысли» для всех, результат не будет точным, ведь работа мозга у разных людей может слегка различаться.

Но ученых это не смущает, и эксперименты по расшифровке мыслей продолжаются. Кроме научного, они имеют и прикладное значение: например, чтение мыслей поможет понять, что происходит с внутренним миром человека в коме и в других сложных клинических состояниях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *