Что называют планированием и прогнозированием в природоохранной деятельности

Прогнозирование природоохранной деятельности.

Важное место в хозяйственном механизме природопользования отводится прогнозированию и планированию природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов, или эколого-экономическому прогнозированию и планированию. Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза природопользования состоит в том, что объектом планирования являются не только социально-экономические, но и природные процессы и явления. Природа, как известно, инерционна, консервативна, изменения в ней происходят намного медленнее, чем в общественной жизни. В связи с этим огромное значение приобретают заблаговременное предвидение возможных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, составление долгосрочных программ и прогнозов, в которых определяется экологическая стратегия хозяйственного развития. Такой прогноз предполагает, прежде всего, определение основных направлений и масштабов воздействия хозяйственной деятельности на качество окружающей среды, рассматриваемой как важнейшее условие жизни людей и устойчивого экономического роста.

Объектами природоохранного прогнозирования и планирования являются и отдельные природные комплексы и экологические системы. По природным комплексам составляются схемы охраны природы, которые включают оценку современного состояния природной среды, прогноз природных процессов в условиях антропогенного воздействия, комплекс мер, необходимых для стабилизации и улучшения природной среды. Прежде всего, необходим долгосрочный прогноз развития и рационального размещения особо охраняемых природных территорий. Взаимосвязанный анализ современного и перспективного состояния природной среды и развития хозяйства как источника антропогенных нагрузок на экологические системы позволяет в названных схемах определить стратегические направления использования природных ресурсов, охраны природы и создания условий для достижения экологической стабильности на территории природного комплекса. Природоохранное прогнозирование и планирование осуществляется на территориальном и отраслевом уровнях. Территориальное прогнозирование и планирование на государственном уровне призвано обеспечить экологически обоснованное развитие и размещение производительных сил страны с учетом экологической емкости территории. На местах планы-прогнозы охраны окружающей среды разрабатываются соответствующими исполнительными органами управления в пределах административно-территориальных единиц с участием общественных экологических организаций.

Прогнозирование и планирование рационального использования отдельных видов природных ресурсов и охраны природных сред проводится при помощи действующих методов (баланcовый, нормативный, программно-целевой, экспертных оценок и т.д.) и строится на основе учета особенностей и значимости, изменений объема и качества каждого из них. Оценивается также обеспеченность природными ресурсами, намечаются мероприятия по их охране и рациональному использованию. По отдельным природным средам и природным компонентам планируются следующие показатели.

Охрана атмосферного воздуха: лимит (относительное ограничение) загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу стационарными источниками загрязнения; снижение общего количества выбросов; ввод в действие установок для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов; необходимые капитальные вложения.

Охрана водных ресурсов: объем используемой воды; объем оборотной и последовательно используемой воды; лимит допустимых сбросов сточных вод в поверхностные водоемы (с выделением загрязненных, нормативно-очищенных, нормативно- чистых сточных вод), отдельно — на поля фильтрации, в накопители, впадины, выгреба; ввод в действие сооружений для очистки сточных вод и систем оборотного водоснабжения; объемы капитальных вложений.

Охрана земельных ресурсов: рекультивация земель; капитальные вложения на охрану и рациональное использование земельных ресурсов, а также на строительство комплексов и полигонов по переработке отходов.

Охрана лесных ресурсов: данные о защите лесов от вредителей и болезней биологическими методами и авиационной охране лесов от пожаров.

Охрана других биологических ресурсов: численность основных видов охотничье-промысловых животных в соотношении с оптимальным уровнем; данные по организации государственных заповедников и национальных парков.

Система прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов должна способствовать обеспечению технологической последовательности разработки мероприятий по охране окружающей среды, их сбалансированности материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, реальности и эффективности.

Дата добавления: 2015-04-04 ; просмотров: 90 ; Нарушение авторских прав

Источник

Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности

Важное место в хозяйственном механизме природопользования отводится прогнозированию и планированию природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов, или эколого-экономическому прогнозированию и планированию. Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза природопользования состоит в том, что объектом планирования являются не только социально-экономические, но и природные процессы и явления. Природа, как известно, инерционна, консервативна, изменения в ней происходят намного медленнее, чем в общественной жизни. В связи с этим огромное значение приобретают заблаговременное предвидение возможных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, составление долгосрочных программ и прогнозов, в которых определяется экологическая стратегия хозяйственного развития. Такой прогноз предполагает прежде всего определение основных направлений и масштабов воздействия хозяйственной деятельности на качество окружающей среды, рассматриваемой как важнейшее условие жизни людей и устойчивого экономического роста.

В системе государственного планирования бывшего СССР эколого-экономическое планирование сформировалось намного позже, чем другие направления. Оно охватывало намечаемые мероприятия по сохранению и укреплению природно-ресурсного потенциала страны, обеспечению его рационального и комплексного использования, снижению отрицательного воздействия промышленного и сельскохозяйственного производства, жилищного и коммунального хозяйства городов на окружающую среду. Впервые раздел «Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов» был включен в государственный план развития народного хозяйства на 10-ю пятилетку (1975-1980 гг.). Задания по охране природы устанавливались в целом по СССР, союзным республикам, министерствам и ведомствам, отдельным регионам и городам; определялись объемы капитальных вложений и ввод в действие природоохранных мощностей и объектов. К сожалению, эколого-экономическое планирование, как и вся система централизованного планирования, оказалось недееспособным в результате несбалансированности планов, т.е. несоответствия между плановыми заданиями и определенными для их осуществления финансовыми и материальными ресурсами.

Новые подходы к эколого-экономическому планированию были определены при разработке Государственной программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов СССР на 1991-1995 гг. и на перспективу до 2005 г. В этой программе была дана объективная оценка состояния природной среды по СССР и отдельным регионам, выделены зоны с неблагополучной экологической ситуацией.

Природоохранная концепция, долгосрочные цели и основные направления их решения впервые обосновывались с учетом перехода к рыночной экономике. Ставилась задача разработать и ввести в действие новый хозяйственный механизм рационального природопользования на основе применения преимущественно экономических методов управления в сочетании с правовыми и воспитательными мерами.

Соответственно были разработаны республиканские комплексные программы охраны окружающей среды (программы «Экология») на 1991-1995 годы и на перспективу до 2000 года. Развитие кризисных явлений в экономике стран СНГ, прекращение финансирования из общесоюзных фондов не позволило выполнить намеченные в программах природоохранные мероприятия. Особенно негативно все это сказалось на ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

После получения статуса независимых государств эколого-экономическое прогнозирование и планирование в странах СНГ осуществляются на основе действующих нормативно-правовых документов международного сообщества и национального законодательства. С началом рыночного реформирования экономики функции и содержание планирования резко изменяются на всех уровнях управления. Планирование утрачивает свой директивный характер, становится индикативным, т.е. направляющим, рекомендательным, ориентирующим, координирующим действия и интересы государства и других субъектов хозяйствования. Но в условиях экономического кризиса индикативные планы включают как показатели-ориентиры, имеющие лишь информационное значение для предприятий, так и директивные показатели (в частности, госзаказ), экономические регуляторы (цены, налоги, ставки, экономические нормативы).

Перечень реализуемых мероприятий по охране окружающей среды отражается в составе прогнозных показателей социально-экономического развития стран СНГ с учетом государственных и иных программ и требований природоохранного законодательства. Их основные блоки и последовательность разработки представлены на рис. 14.2.

Что называют планированием и прогнозированием в природоохранной деятельности
Что называют планированием и прогнозированием в природоохранной деятельности
Что называют планированием и прогнозированием в природоохранной деятельности

Рис. 14.2. Схема организации прогнозирования и планирования природопользования и природоохранной деятельности

В целом эколого-экономическое прогнозирование и планирование строится с учетом проводимой государством политики в сфере охраны окружающей среды. Ее основными направлениями являются:

— приоритет государственной собственности на все виды природных ресурсов;

— охрана окружающей среды, объектов живой и неживой природы на всей территории страны в сочетании с созданием системы охраняемых природных ресурсов;

— государственный контроль за состоянием окружающей среды, охраной и использованием природных ресурсов;

— государственная экологическая экспертиза проектируемых, строящихся и эксплуатируемых хозяйственных объектов;

— экономический механизм обеспечения охраны окружающей среды, включающий платность природопользования, льготное кредитование и налогообложение природоохранной деятельности, стимулирование экономии природных ресурсов, энергосбережения, переработки и утилизации отходов производства и потребления;

— система мер ответственности за нарушение природоохранного законодательства, его совершенствование.

При разработке прогнозов и программ широко используется программно-целевой метод в сочетании с другими методами (нормативным, балансовым и др.). Прогнозные расчеты осуществляются с применением методов экспертных оценок, моделирования и др.

Что называют планированием и прогнозированием в природоохранной деятельности

Разработка национальных программ и планов по охране окружающей среды ведется практически во всех странах СНГ. Вводятся в действие новые инвестиционные проекты. Этому процессу содействовала реализация проекта TACIS «Выработка общей политики в области охраны окружающей среды в Новых Независимых Государствах», финансовая и техническая помощь со стороны других международных организаций.

В целях планирования, разработки и осуществления мероприятий по охране окружающей среды Федеральным законом РФ «Об охране окружающей среды» (ст. 15) предусматривается разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ. Планирование и разработка мероприятий по охране окружающей среды проводятся с учетом государственных прогнозов социально-экономического развития на основании научных исследований, направленных на решение эколого-экономических проблем страны в целом и ее регионов.

Так, в Российской Федерации разработан проект государственной стратегии устойчивого развития, Национальный план действий по охране окружающей среды на 1998-2000 годы. Подобные планы действий имеются в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Киргизии, Казахстане и др. Вместе с тем, в странах СНГ отсутствует необходимая финансовая поддержка реализации названных планов и программ. Уровни загрязнения окружающей среды не соответствуют спаду промышленного производства. При возобновлении экономического роста отмечается обострение ряда экологических проблем.

Реализация государственной экологической политики требует дальнейшего совершенствования разработки системы прогнозирования природопользования и природоохранной деятельности, ее согласования с частными и комплексными прогнозами (программами, планами) экономического и социального развития страны.

В системе эколого-экономического прогнозирования и планирования приоритет принадлежит реализации идеи устойчивого развития. Устойчивое развитие предполагает эволюцию экономики, решение социальных проблем, сохранение высокого качества окружающей среды, обеспечение международной безопасности. Это глобальная стратегия, поэтому успешно реализовать ее можно не в отдельной стране, а на планете в целом. Однако каждая страна должна определить свою национальную стратегию участия в движении к общечеловеческой цели.

Концепция устойчивого развития была принята в качестве официальной позиции ООН (Рио-де-Жанейро, 1992). В «Повестке дня на XXI век» даны рекомендации и сформулированы принципы разработки и реализации стратегии развития мирового сообщества и национальных стратегий устойчивого развития отдельных стран. Разработана Государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации (см. Зеленый мир. Специальный выпуск №13-14, 2000.)

Наиболее детальные показатели содержит годовой прогноз – лимиты допустимых выбросов загрязняющих веществ, показатели использования природных ресурсов, расчет объема капитальных вложений, направляемых на охрану окружающей среды, перечень природоохранных мероприятий и затраты на их проведение, доведение заданий до регионов, отдельных министерств, ведомств и предприятий.

Прогнозы, программы, планы конкретного эколого-экономического прогнозированияпо периодам времени на уровне государства и особо важных природных комплексов и экологических систем носят, как правило, межотраслевой и межрегиональный характер. Цели и задачи устойчивого развития конкретизируются, прежде всего, в Национальной программе рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. В ней провозглашается достижение таких целей, как поддержание благоприятной, экологически безопасной среды для обеспечения благополучия населения; обеспечение рационального, неистощительного природопользования в интересах устойчивого социально-экономического развития страны; сбалансирование процессов воспроизводства и использования возобновляемых природных ресурсов, рациональное расходование невозобновляемых ресурсов с широким вовлечением в хозяйственный оборот отходов производства.

Национальная программа (план действий) рационального использования и охраны окружающей среды содержит оценку современного состояния природной среды, определяет приоритет в использовании природных ресурсов и природоохранной деятельности, обеспечение управления и контроля за выполнением требований и мероприятий, нормативно-правовое и информационное обеспечение, экономическое регулирование и механизм реализации программы. Выделяются неотложные природоохранные меры в отдельных отраслях народнохозяйственного комплекса страны – энергетике и других отраслях промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, приводится перечень основных строек и объектов.

Решение экологических проблем требует проведения глубоких и всесторонних комплексных научных исследований. Этим продиктована разработка и реализация государственных научно-технических программ. Главной целью таких программ является обоснование научных и технических решений, обеспечивающих повышение уровня самообеспечения страны собственными природными ресурсами, внедрение экологобезопасных и ресурсосберегающих технологий, направленных на эффективную защиту среды и уменьшение антропогенного воздействия на природные экологические системы.

Объектами природоохранного прогнозирования и планирования являются и отдельные природные комплексы и экологические системы. По природным комплексам составляются схемы охраны природы, которые включают оценку современного состояния природной среды, прогноз природных процессов в условиях антропогенного воздействия, комплекс мер, необходимых для стабилизации и улучшения природной среды. Прежде всего, необходим долгосрочный прогноз развития и рационального размещения особо охраняемых природных территорий. Взаимосвязанный анализ современного и перспективного состояния природной среды и развития хозяйства как источника антропогенных нагрузок на экологические системы позволяет в названных схемах определить стратегические направления использования природных ресурсов, охраны природы и создания условий для достижения экологической стабильности на территории природного комплекса.

Природоохранное прогнозирование и планирование осуществляется на территориальном и отраслевом уровнях. Территориальное прогнозирование и планирование на государственном уровне призвано обеспечить экологически обоснованное развитие и размещение производительных сил страны с учетом экологической емкости территории. На местах планы-прогнозы охраны окружающей среды разрабатываются соответствующими исполнительными органами управления в пределах административно-территориальных единиц с участием общественных экологических организаций. Территориальные (региональные) программы по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов формируются на уровне республик в составе Российской Федерации, краев, областей и городов. Намечаемые в них мероприятия увязываются с федеральными целевыми экологическими программами. Проектно-планировочные работы, выполняемые для промышленных и сельскохозяйственных территорий, пригородных зон, курортов, районов массового отдыха и туризма, в обязательном порядке включают комплекс природоохранных мероприятий.

Система прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов должна способствовать обеспечению технологической последовательности разработки мероприятий по охране окружающей среды, их сбалансированности материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, реальности и эффективности реализации каждого из выделенных блоков эколого-экономического прогнозирования.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Планирование и прогнозирование природопользования

1. Планирование и прогнозирование природопользования

1.1 Методологические основы планирования природопользования

1.2 Объективная необходимость планирования природопользования

1.3 Планирование использования природных ресурсов на предприятиях

2. Прогнозирование в природопользовании

2.1 Сущность прогнозирования в природопользовании

2.2 Методологические основы прогнозирования природопользовании

2.3 Особенности прогнозирования в природопользовании

2.4 Основные методы прогнозирования

Список использованной литературы

Планирование рационального природопользования — это установление оптимальных темпов и пропорций между отдельными относительно обособленными составляющими этого процесса: между темпами использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов. Цель планирования определяется как удовлетворение потребностей в природных ресурсах, свойствах и качествах объектов природы при одновременном сохранении и приумножении природно-ресурсного потенциала (ПРП).

Исходя из этого, реализация намеченной цели может быть достигнута путем планирования соответствующих пропорций в заданиях — показателях плана, как в количественных, так и в качественных, с необходимым обоснованием их и созданием условий для их реализации; имеется в виду в первую очередь обеспеченность ресурсами (финансовыми, материальными, строительными мощностями, трудовыми ресурсами и организационно-экономическими мероприятиями), т.е. как «. численное решение конкретной системы уравнений общего равновесия»’ применительно к аспектам взаимосвязи в системе «общество — природная среда». Необходимым условием реализации плановых заданий является их законодательное и нормативное обеспечение, имея в виду принцип неукоснительности, обязательности исполнения закона и подзаконных актов по природопользованию, обязательность технологической и трудовой дисциплины.

1 Что называют планированием и прогнозированием в природоохранной деятельностиПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

1.1 Методологические основы планирования природопользования

Разумеется, и то, что в отличие от других, более частных случаев планирования в отдельных сферах экономики, процесс планирования природопользования связан с наибольшей сложностью и трудностью — необходимостью учета большого количества взаимосвязанных факторов. Они имеют место в силу сложности познания самих процессов в природе, сложности взаимосвязей между участниками — элементами воспроизводственного процесса в обществе, и самое главное и результирующее — сложности взаимосвязей в системе «общество — природная среда». В силу последнего процесс планирования в природопользовании обновляется, усложняется рядом обстоятельств:

— проблемы здесь масштабные (планетарные) и требуется поэтапность подхода;

— этим процессом должны заниматься все природопользователи — от частного лица, отдельного предприятия (фирмы) до страны, до объединения усилий многих стран, в масштабе планеты по глобальным направлениям, объектам, ресурсам;

— задачи планирования в природопользовании не могут быть подразделены на отдельные независимые подзадачи, как в других сферах хозяйствования, они взаимосвязаны;

— факторы, влияющие на принятие решений и сами принятые решения на ранних стадиях процесса планирования должны учитываться при выборе решения на поздних стадиях, так как предыдущее решение влияет на последующее решение (природная среда в целом, ее объекты, ресурсы «живут», имеют однонаправленность в развитии, т.е. «назад хода нет»);

— планирование природопользования в отличие от других сфер не может быть единовременным, случайным актом (существовала фирма, разорилась, прекратила деятельность. ), этот процесс не имеет ни начала ни конца, как сама окружающая среда — природа как таковая;

— планирование природопользования никогда не может достигнуть своего завершения, так как требуется все время пересматривать ранее принятое решение и выбирать оптимальное, и в то же время в ходе самого планирования, принятия решения, его реализации меняется окружающая среда (как объективно — по законам природы, так и субъективно — под антропогенным воздействием);

— процесс планирования в природопользовании направлен на достижение желаемого результата, и он не может быть достигнут без деятельности;

— планирование по своей природе, сущности предназначено для предотвращения или максимального снижения нежелательных, ошибочных решений, а значит, — последствий, а также для реализации возможностей неиспользованных резервов.

Обобщая особенность планирования в природопользовании можно утверждать, что этот процесс обусловлен самим объективным процессом: познать окружающий мир можно, но возможности ограничены. Поэтому планирование здесь не что иное, как анализ факторов, предпосылок, оценка взаимообусловленных решений, в результате которых возможно ожидать вероятность желаемого результата на основе специально реализуемых мероприятий.

Признавая объективную необходимость системности, непрерывности планирования природопользования, мы сталкиваемся также с необходимостью и обособления масштабности этого процесса, имея в виду стратегическое и тактическое планирование. Стратегическое планирование связано с тем, что в процессе планирования природопользования есть необходимость учета возможных отдаленных последствий и от них нельзя просто «отмахнуться», зная это достаточно определенно. Например, человечество «понимает» опасность развития парникового эффекта, увеличения «озоновых дыр», опасность снижения лесистости на планете, загрязнения мирового океана и др. Это обусловлено тем, что последствия их скажутся в течение очень

длительного времени (пока природа сама не «вылечит себя» или человек не поможет. ) и которые нельзя ни отменить, ни исправить может быть в сроки, определяемые жизнью поколений.

Тактическое же планирование более оперативно и кратковременно и его результаты могут быть обнаружены достаточно быстро, и этот вид, этап планирования «входит» составляющим элементом в первый, дополняет, помогает его реализации. Поскольку обособление достаточно условно, необходимо признавать их взаимосвязь и взаимообусловленность. Можно и нужно подчеркнуть лишь то обстоятельство, что тактическое планирование больше «занимается изысканием средств» для достижения поставленных целей.

По мнению автора, также относительно обособлены и фазы, этапы, элементы планирования, они взаимосвязаны, взаимообусловлены, хотя выполняют определенные функции в этом сложном процессе. В то же время реальный процесс планирования природопользования не может осуществляться без выделения, обоснования, разработки таких элементов, как:

— определение, обоснование, постановка целей и задач и их структуризация, конкретизация по уровням, этапам по принципу «дерева целей»;

— выбор правил, способов, ограничений, критериев, программ, процедур, набор методов, приемов, способствующих более эффективному достижению целей;

— обоснование и ресурсное обеспечение, его распределение исходя из этапов, сроков достижения целей, задач и их приоритетности;

-определение порядка, процедуры принятия решений, организация выполнения заданий плана;

— методика анализа факторов, условий, предпосылок, выявления недостатков в реализации заданий, этапов плана, порядок действий по их устранению и исправлению на непрерывной основе, как и сам процесс планирования.

1.2 Объективная необходимость планирования природопользования

Объективный ретроспективный анализ показывает, что начиная с установления и достижения главных пропорций, продиктованных исторической необходимостью, процесс планирования совершенно необоснованно был доведен до «диктата заданий», «диктата показателей», подменяя средством саму цель. Негативный опыт преобладания администрирования в ущерб экономическим основам (заинтересованности) нельзя отождествлять с сутью процесса планирования и отмежевываться от него и приходить в другую крайность (стихийность, анархию). Более того, недостатки, неумение, нежелание (которое проявилось прежде всего в нежелании создания и заботы об условиях реализации плановых заданий), проявившиеся в том. что планы в основном не выполнялись, нельзя выдавать за несостоятельность самой идеи и процесса. Кроме того, следуя принципам логики и последовательности, системности в анализе явлений, нельзя отбрасывать внешние факторы («длительный период недружелюбия» со стороны сопредельных государств, стран неплановой экономики), которые не только не помогали в становлении нового подхода, а всячески тормозили развитие производительных сил на территории страны, разрушая их в период войны. Жесткая изоляция в экономике и экономических связях вынуждала страну идти по пути принципов самообеспечения и тем самым начинать с огромной базы ресурсообеспечепия, непомерного «раздувания» добывающих производств и отраслей. Преобладание их в структуре экономики, явную диспропорцию между добывающими и обрабатывающими отраслями необходимо считать и основой диспропорций в природопользовании. На долю СССР приходилось 26% мировой продукции добывающего производства, а если учесть то, что соотношение между затратами на создание единицы мощности в добывающем и обрабатывающем производстве составит 3:1, то понятен тот самый «камень», тянущий вниз в системе эффективности хозяйствования. Сюда же следует приплюсовать ведомственность в подходе к природопользованию, которая в погоне только за своей продукцией, своими интересами вносит свой вклад в снижение результативности природопользования путем «снятия сливок», создавая препятствия для реализации огромных потребительных стоимостей, создаваемых в процессе изучения, разведки, обустройства и эксплуатации месторождений и объектов природопользования.

Проблемы, возникающие в природопользовании, имеют межотраслевой, межрегиональный, общепланетарный характер вследствие взаимосвязи, взаимообусловленности, взаимодействия отдельных природных ресурсов и объектов. Поэтому необходимость согласования деятельности по использованию, охране, воспроизводству природных ресурсов в межотраслевом разрезе в регионе, межрегиональном разрезе в республике, стране и межгосударственном разрезе очевидна, а согласование деятельности, установление необходимых пропорций на всех названных уровнях управления хозяйственной деятельностью, в видах природопользования, темпах и масштабах этого процесса есть не что иное, как планирование.

Немалый «вклад» в дискредитацию идеи планирования внесла чрезмерная однобокость экономико-организационных принципов, передача ведомствам и министерствам функций управления, что привело от некогда обоснованных принципов централизации (жесткой экономии, дисциплины) к безраздельному праву распоряжаться ресурсами в угоду благополучия своего ведомства, в ущерб истинных хозяев ресурсов — населения региона, республики. Это проявилось в форме «выпивания» стока рек, впадающих в Арал, для «нужд» хлопководства в Средней Азии, в погоне за добычей 1 млн. т нефти в сутки в Тюменском регионе с огромным ущербом для его экологии и даже в выселении коренного населения этих мест на сотни километров. Став монопольными производителями продукции, фактически монопольными владельцами и распорядителями природных ресурсов и объектов, министерства «забыли» свои основные функции — осуществление единой технической политики и НТП в отрасли, превратившись в главных распорядителей и распределителей созданного продукта.

Практика планирования, сложившаяся в стране начиная с 1973г., оперирует системой показателей (заданий) плана, которые можно подразделить на 2 группы: количественные и качественные (См.: Основные формы планирования использования природных ресурсов. Формы 68-02 ПОСП, прил. 1-5). Оценивая их, можно сделать вывод о том, что они мало ориентированы на достижение конечных результатов — удовлетворение потребностей и сохранение и улучшение ПРП.

Показатели в основном характеризуются направленностью изъятия, потребления, использования: добыть такое-то количество нефти, газа, угля, леса, воды, получить столько-то тонн стали, цемента и т.д., т.е. имеет место подмена средством достижения цели самой цели, что; конечно, дискредитировало идею, так как все это неопределенно, неконкретно, бесцельно.

В то же время существует объективная необходимость установления пропорций между массами изымаемое из природной среды вещества и полезной продукции.

Таким образом, в процессе планирования должен обеспечиваться целый комплекс пропорций и оптимальных соотношений: в темпах использования, охраны, воспроизводства природных ресурсов, объектов. Так как хозяйственная деятельность осуществляется или планируется на ресурсах конкретной локальной экосистемы, то непременным условием является сохранение и поддержание естественного равновесия между ее элементами как в количественном, так ив качественном отношении: например, обеспечение экологического попуска при регулировании стока, определенный уровень растительного покрова (лесов, травостоя и др.), свойственного для данной природной зоны, т.е. необходимо установление (целенаправленное) пропорций( рис. 10):

— в использовании отдельных элементов объекта природопользования;

— в использовании, охране, воспроизводстве природных ресурсов относительно самостоятельных (в хозяйственном, административном отношении) сопредельных территорий, регионов, например, в бассейне реки;

— между отраслями, производствами, сферами исходя из приоритетов и очередности в удовлетворении потребностей в природных ресурсах, свойствах и качествах объектов природопользования;

— в темпах внедрения достижений НТП в процессы использования (в том числе изъятия) природных ресурсов, их охраны, воспроизводства. Например, если процесс использования почвенных ресурсов идет индустриальным способом, теми же способами, масштабами должен осуществляться процесс охраны, восстановления (предотвращение
выноса при эрозии и вывоза гумуса при индустриальной уборке овощей,
восполнение его).

Объективная необходимость установления, соблюдения пропорций, обоснованных темпов в природопользовании диктуется тем, что поскольку всякий процесс производства есть не что иное, как совокупность методов и приемов, направленных на использование, переработку продуктов природы, то необходимо создание условий для дальнейшего продолжения этого процесса, имея в виду запасы, качественные параметры природной, естественной основы воспроизводственного процесса.

Отсутствие целевой направленности в этом выразилось в стране образованием огромных масс отходов, не имеющих права на существование в системе оптимального взаимодействия в системе «природа-общество». При изъятии из процесса общественного воспроизводства огромных потребительных стоимостей (отходов) снижается эффективность самого общественного воспроизводства, кроме того, отходами при их хранении вследствие разрушения их. распространения в природной среде наносится ущерб народному хозяйству, человеку. Таким образом, достижение названных пропорций объективно необходимо в интересах достижения рационального природопользования.

Планирование необходимо еще и потому, что достижение поставленной цели на всех этапах требует критического анализа и оценки сложившихся ситуаций, ресурсов, возможностей и условий, определения, выделения приоритетов в заданиях, согласования действий между потребителями природных ресурсов, природопользователями на уровне предприятий (основного звена в системе взаимодействия «общество — природная среда»), между предприятиями и местными органами управления, между регионами и центром и т.д.

Научное планирование предполагает обоснование нормативов природопользования: количественных, качественных; учет и поддержание самовосстанавливающей способности природных объектов.

В процессе достижения оптимального (рационального для данного уровня развития производительных сил) природопользования есть необходимость решать следующие главные задачи, что и составляет задачи планирования:

1. Анализ и оценка достигнутого уровня удовлетворения потребностей в

природных ресурсах, свойствах и качествах объектов природы в сфере материального, нематериального производства, в подразделениях инфраструктуры (производственной и социальной) и влияние этого процесса на ПРП. Это и предполагает наличие, обоснование соответствующей нормативной базы с учетом НТП.

2. Анализ современной структуры экономики и ее соответствие ПРП в регионе, стране.

3. Определение темпов, пропорций, потребления, восстановления, воспроизводства природных ресурсов (количественный и качественный аспекты).

4. Согласование интересов природопользователей разного уровня с учетом территориального разделения труда, включая международное.

5. Системное внедрение результатов НТП в процесс природопользования.

6. Оптимизация территориальной организации общественного производства, расселения с учетом «емкости» природы — соблюдение порога самовосстанавливающейся способности экосистем.

7. Соблюдение, достижение оптимальных структур, пропорций элементов, состоящих в природном комплексе (например, нарушение естественно сложившихся пропорций в объемах, площадях леса, травостоя в экосистеме приводит к нарушению гидрологического режима, видового состава флоры, фауны в целом, эрозии почв, изменению микроклимата и т.д.).

8. Информационное обеспечение природопользования; создание действенной, эффективной системы мониторинга.

9. Оптимизация экономико-организационной основы деятельности по природопользованию.

В соответствии с задачами по совершенствованию хозяйственного механизма в народном хозяйстве в целом определяются и особенности планирования природопользования.

Большое значение в планировании природопользования на всех уровнях приобретает Минприроды, а на местах — местное самоуправление.

В соответствии с возложенными на Минприроды функциями оно:

— осуществляет подготовку предложений по вопросам рационального природопользования для последующего их включения в проекты Концепций экономического и социального развития;

— осуществляет контроль за выполнением заданий по рациональному природопользованию, предусмотренных в государственных и региональных программах;

— подготавливает долгосрочные государственные целевые программы по охране природной среды для представления Правительству.

— утверждает территориальные комплексные схемы охраны природы (ТЕРКСОП);

— осуществляет государственную экологическую экспертизу Генеральных схем развития и размещения производительных сил страны и отраслей народного хозяйства;

— осуществляет планирование и реализацию международного сотрудничества в сфере природопользования;

— разрабатывает экологические нормативы, правила и стандарты с привлечением соответствующих подразделений Минздрава, Госстандарта, Госстроя, Мингеологии, Госкомгидромета и др.

Таким образом, Минприроды, его органы на местах определяют порядок, содержание и особенности планирования природопользования, координируют деятельность предприятий, организаций, ведомств, министерств по части их деятельности, связанной с природопользованием.

Планирование природопользования осуществляется в трех основных направлениях (разрезах):

— целевых комплексных программ.

Разработка планов природопользования начинается с проектов планов предприятий, организаций, последующего их объединения в масштабе министерств, ведомств.

В разработке планов, проектов планов принимают участие и подразделения системы Госкомгидромета в части информационного обеспечения по загрязнению природной среды и его последствий

1.3 Планирование использования природных ресурсов на предприятии

природопользование планирование ресурс

Первичным и основным звеном планирования природопользования в регионе является план предприятия (фирмы), и разрабатывается он на базе имеющейся информации и указаний, учета предложений коллективов, взаимосвязан с планом развития предприятия в целом.

Важнейшей составной частью государственных перспективных планов проведения мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов выступают целевые комплексные программы и схемы охраны природы отдельных регионов, территориально-производственных комплексов, которые увязываются с соответствующими разделами плана и обеспечиваются материальными, финансовыми ресурсами. Перспективное планирование мероприятий по рациональному природопользованию непосредственно связано с реализацией задач по освоению, внедрению новой технологии, техники как в самом производстве продукции, так и технологии и техники по обезвреживанию отходов (жидких, твердых, газообразных). Это объясняется тем, что решение названных задач обычно требует продолжительного периода времени. Поэтому в долгосрочных планах намечаются мероприятия, решение которых требует продолжительного периода и за этот период возможно максимальное использование возможностей НТП: малоотходные технологии производства, маловодные схемы водообеспечения предприятий. Для предприятий разработка планов рационального природопользования осуществляется по укрупненным нормам расходования, использования природных ресурсов в технологических процессах производства продукции или видов услуг, по возможным изменениям нормативов, норм расходования сырья, материалов в условиях НТП.

Научно обоснованное планирование рационального природопользования на предприятиях основывается на методах, используемых в народнохозяйственном планировании:

— нормативный, предполагающий использование прогрессивных удельных норм расхода сырья, материалов (природных ресурсов для их получения), нормативов качества природных ресурсов, объектов в результате хозяйственного воздействия;

— балансовый метод, основанный на взаимосвязи (количественной и качественной) элементов природных ресурсов, сопоставлении объемов потребления с имеющимися ресурсами (с учетом соблюдения предельно допустимого изъятия этого вида ресурса из природной среды), учета фактора повторного и последовательного, комплексного использования единицы ресурса и ее потенциальной совокупности свойств, качеств;

— метод оценки влияния разнообразных факторов на результативность рационального природопользования;

— аналитический, системный, комплексный, программно-целевой, экономико-математический и др.

Как и во всей системе планирования замыкающим элементом планирования рационального природопользования является годовой план, который выполняет функцию обратной связи в системе планирования. Основные задачи этого планового периода: оценка (количественная и качественная) ресурсов, изменения в условиях использования природных ресурсов и объектов, направления и показатели эффективного использования природных ресурсов.

Планирование природоохранных мероприятий, например, на добывающих предприятиях осуществляется в настоящее время по форме 54-ТП «Мероприятия по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов», представленной в Техпромфинплане (ТПФП). Эта форма определяет цели каждого планового мероприятия, стоимость работ по каждому мероприятию, сроки ввода мощностей, разбивку плановых затрат в году. Природоохранные мероприятия в плане группируются по направлениям природоохранной деятельности.

Все показатели по использованию природных ресурсов в ТПФП представлены в форме 55-ТП «Использование природных ресурсов».

На предприятиях затраты на охрану природы определяются в основном расчетным способом пропорционально стоимости основных фондов экологического назначения. Лишь на некоторых затраты рассчитывают прямым способом по статьям калькуляции, что более достоверно. Причем основные фонды классифицируются по-разному, так же и затраты:

— затраты, главная функция которых заключается не в охране природы, а в увеличении объема ресурсов или в повышении эффективности их использования, не относятся к затратам природоохранного назначения;

— многие мероприятия относятся к объектам по охране только атмосферного воздуха;

— хвостохранилища обогатительных фабрик относятся к объектам охраны недр и рационального использования минеральных ресурсов, а оборотные системы водоснабжения — к объектам охраны водных ресурсов;

— в то же время на предприятиях имеет место отнесение хвостохранилищ к различным видам основных фондов (ОФ). Так, Норильский комбинат относит востохранилища к основным фондам по охране недр и рациональному использованию минеральных ресурсов, а па Среднеуральском медеплавильном заводе (СУМЗе) и Лениногорском полиметаллическом комбинате — к основным фондам по охране и рациональному использованию водных ресурсов;

— по методике планирования и учета затрат «На охрану окружающей среды на предприятиях» (1986 г.) к природоохранным объектам относятся те, которые целиком или в основном предназначены для сохранения и восстановления качества окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

— при многоцелевом характере объекта он относится к природоохранным, если этот результат по предотвращенному ущербу без материальных затрат превышает производственный результат по прибыли, а продукция природоохранного объекта выделяется отдельной строкой.

Таким образом, существующая практика планирования и управления природопользованием на предприятиях не системна и имеет существенные недостатки, и прежде всего, это то, что:

— организация планирования, управления природопользованием, существующая система показателей и заданий плана недостаточно ориентирована на достижение конечных результатов, слабо применяется нормативный метод планирования;

— при планировании мероприятий по использованию, охране, воспроизводству природных ресурсов, а также заданий по вводу объектов природоохранного назначения действует принцип остаточного подхода, а не опережения ввода данных объектов по сравнению с объектами «основного производства»;

— в системе планирования не предусмотрены или слабо отражаются задания по стимулированию осуществления мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и объектов;

— в системе управления предприятием нет реально функционирующей системы управления природопользованием, ориентирующей на безусловное выполнение мероприятий по рациональному природопользованию как каждым работником, так и всем коллективом, т.е. в этом процессе не задействован «человеческий фактор».

В связи с этим планирование и управление рациональным природопользованием должно быть построено с учетом таких положений, что каждое предприятие обязано обеспечить охрану и улучшение окружающей человека природной среды; совершенствовать технологию производства, ориентируясь на малоотходные технологии, существенно снижающие и в последующем исключающие вредное воздействие на природную среду; компенсировать как негативное воздействие на природную среду, так и ущерб, нанесенный потребителями, пользователями.

В перспективных, среднесрочных и текущих планах рационального природопользования необходимо иметь следующие показатели:

— внедрение малоотходных (в том числе маловодных) технологий, поэтапно;

— эффективность затрат на мероприятия по рациональному природопользованию;

— эффективность мероприятий (их результативность);

— снижение удельных норм потребления ресурсов, планирование по прогрессивным нормативам и нормам;

— достижение качественных показателей состояния природной среды поэтапно: ВСС, ВСВ, ПДВ, ПДС, ПДК;

— создание санитарно-защитной зоны;

— строгое соблюдение технологической дисциплины.

На предприятии целесообразно иметь структурное подразделение для осуществления деятельности по рациональному природопользованию для осуществления следующих основных функций:

— планирование работ по охране природных ресурсов, планирование и внедрение прогрессивных норм их потребления;

— планирование и внедрение техники и технологии производства,
обеспечивающих сокращение потребления природных ресурсов;

— организация работ по выполнению установленных соответствующих стандартов и законов об охране природных ресурсов, ограничений к воздействию предприятий на природную среду;

— организация оперативного учета, контроля и анализа выполнения первоочередных мероприятий, разработанных территориальными управлениями по регулированию использования и охране природных ресурсов, санитарно-эпидемиологическими службами, местными органами управления, а также коллективами самого предприятия;

— экономическое и моральное стимулирование деятельности всего коллектива, направленной на охрану и рациональное использование природных ресурсов.

Совокупность отдельных функций этой системы управления способствует осуществлению главной цели — рациональному использованию природных ресурсов, улучшению условий труда.

Организационное построение системы планирования и управления рациональным природопользованием на предприятии определяется целью, решаемыми задачами и спецификой ее функций. Состав системы предусматривает организацию службы (отдела, бюро, сектора) по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, структура — осуществление отдельных специальных функций.

Порядок действий, направленных на активизацию и упорядочение природоохранных мер на предприятии, достигается соблюдением соответствующего стандарта предприятия (СТП). Стандарты в данной системе определяют механизм управления рациональным природопользованием и в каждом отдельном производственном цикле устанавливают максимальную техническую, технологическую и организационную четкость. СТП должны содержать следующие разделы.

1. Решаемая задача. Здесь указывается результат, которого необходимо добиться при выполнении функций системы. Ожидаемые применительно к отдельному предприятию результаты распределяют. по этапам, таж как достижение планируемой главной цели ограничено ресурсами.

В связи с этим на первом этапе природопользователи:

— прекращают сброс загрязненных стоков в водоемы (в систему существующей канализации населенного пункта, групповых очистных сооружений), организуют локальные очистные сооружения с повторным использованием очищенных стоков;

— прекращают выброс в атмосферу загрязняющих веществ выше предельно допустимых концентраций (ПДК и ПДВ);

— выполняют нормативные требования по расходу природных ресурсов на единицу выпускаемой продукции, нормы нагрузки на земельные, лесные, водные ресурсы.

— внедряют технологию с минимальным водопотреблением (отказ от водяного охлаждения агрегатов и продукции);

— прекращают выброс в атмосферу, добиваются малоотходной технологии производства.

2. Исполняющие подразделения. В этом разделе называют службы (должностные лица), осуществляющие работу по организации и функционированию подсистемы. Приводятся структурная схема, функции службы рационального природопользования на предприятии с определением профессионального состава и количества работников, формулируются профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к ним. Кроме того, разрабатываются положение о службе рационального природопользования и должностные инструкции.

3. Очередность выполняемых мероприятий по рациональному природопользованию, их последовательность и содержание:

— перечень этапов выполнения мероприятий с указанием промежуточных результатов, которые необходимо достигнуть, и требований к результатам;

методика выполнения мероприятий на каждом этапе;

— требования, предъявляемые к исходной информации для намечаемых этапов.

4. Материальное обеспечение. Указывают требования к составу, количеству и качеству оборудования, инструментов (информация из проектной документации), организационных средств, средств труда, при помощи которых выполняется работа.

Связи службы рационального природопользования, которые возникают при выполнении функций системы. Перечисляют службы и должностных лиц, имеющих право давать указания и получать отчеты, устанавливают порядок и формы предоставления отчетной документации; приводится документ, на основании которого начинается осуществление функций данной подсистемы.

5. Контроль за выполнением функции. Называют подразделения и должностных лиц, осуществляющих контроль за деятельностью предприятия в плане рационального природопользования, порядок контроля.

6. Оценка качества труда и экономическое стимулирование действия системы:

— критерии оценки функционирования системы и труда
исполнителей в соответствии с должностными инструкциями и положением о системе;

— формы стимулирования в зависимости от качества и своевременности выполненной работы;

— перечень действующих нормативов по рациональному использованию природных ресурсов и охране природы применительно к предприятию в соответствии с утвержденной технологией производства.

Управление рациональным природопользованием осуществляется рабочей группой во главе с руководителем службы.

Представители функциональных линейных подразделений участвуют в работе рабочей группы, которая принимает решения по специальным функциям системы и вносит их в планы линейных подразделений. Предусмотрены меры экономического стимулирования рационального использования природных ресурсов как элемент стандарта системы.

Предлагаемая система планирования и управления природопользованием предполагает внедрение экономических методов управления этим процессом.

Применительно к отдельному конкретному предприятию в соответствии со стандартом предприятия должны быть выработаны и утверждены нормативы стимулирования рационального природопользования по следующим главным направлениям:

— внедрение достижений научно-технического прогресса в природопользование;

— выполнение плановых заданий в соответствии с качественными показателями природопользования;

— снижение потребления природных ресурсов, их экономия, повторное использование, использование отходов;

— достижение временно согласованных выбросов, сбросов;

— достижение предельно допустимых выбросов вредных веществ (газовых, жидких, аэрозолей, пыли. ).

2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИИ

2.1 Сущность прогнозирования в природопользовании

Прогноз — конкретное предсказание (предвидение), вероятностное суждение о состоянии изучаемого объекта или о проявлении какого-то события в будущем.

Прогноз основан на выборе (с помощью определенных приемов) оптимального варианта из ряда возможных.

Прогноз в природопользовании — предсказание динамики изменения природно-ресурспого потенциала и потребностей в природных ресурсах в локальном, региональном и глобальном масштабах.

Прогноз воздействия на среду — предсказание изменений в природной среде в результате воздействия на нее хозяйственной деятельности.

Прогноз изменения среды — предсказание устойчивых перемен в природной среде, происходящих в результате сложных цепных реакций, связанных как с прямым воздействием человечества на среду, так и с косвенным.

Прогноз использования природных ресурсов — предварительное определение объема природных ресурсов, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот с учетом экономических, социальных, технических и экологических ограничений и возможностей, производится на какой-то срок как теоретическая (экспертная или расчетная) прикидка.

Прогнозирование — совокупность приемов, позволяющих на основе ретроспективного анализа внешних и внутренних связей, присущих объекту, а также их вероятных изменений в рамках рассматриваемого явления или процесса вынести суждения определенной достоверности относительно его будущего развития.

Прогнозирование экологическое — предсказание возможного поведения природных систем, определяемого естественными процессами и воздействием на них человечества:

— глобальное экологическое прогнозирование (физико-географическое);

— региональное ( в пределах нескольких стран, одного материка океана. );

— национальное (в пределах государства);

— локальное (для небольших территорий).

Прогнозирование экологическое не имеет ограничений по временной шкале

(оно возможно и осуществляется на неопределенно долгое будущее).

Следует помнить, что есть некоторые особенности в прогнозировании и предупреждении-экстраполяции, которая является утверждением, что если процесс будет идти в современном направлении и наблюдаемыми темпами, то это приведет к тому-то. Это не является точным прогнозом, но указывает (предупреждает) на обязательность (или весьма высокую вероятность) качественных перемен, перерыва постепенности в развитии процесса. В прогнозировании наиболее сложно именно предугадать эти перерывы постепенности, время их наступления.

Так, например, «модели мира» Форрестера, Медоуза представляют собой предупреждение-экстраполяции, но не прогноз в собственном смысле слова. Прогноз может быть нормативным, то есть жестко определенным нынешним ходом событий, их направленностью и способами управления ими.

2.2 Методологические основы прогнозирования

Всестороннее исследование объекта, выявление существенных связей, закономерностей его развития, является методологическим принципом прогнозирования в природопользовании. Например, претендуя на высокую вероятность прогноза, необходимо учитывать обязательно такие закономерности, как «Законы» экологии:

— все связано со всем;

— все должно куда-то деваться;

— природа «знает» лучше;

— ничто не дается даром.

— Особенности и трудности в прогнозировании природопользования, экологического прогноза и прогноза воздействия на среду (а как следствие — на человека) и т.д. заключаются в следующем:

1. Природа развивается по своим законам, мы можем только приблизиться к истине (абсолютной) о законах ее развития, но наши знания о них всегда относительные, так как объективный мир бесконечен, бесконечны свойства и качества материи.

2. Вмешательство в природную среду больше обусловлено законами, действующими в человеческом обществе, и не так легко «состыковать» эти законы (природы и общества).

3. Природные ресурсы и объекты планеты взаимосвязаны,
взаимообусловлены, они взаимосвязаны с космическими телами,
другими планетами. Поэтому прогнозировать с вероятностью можно
только с учетом всего этого, что весьма трудное дело.

4. Поскольку объектом прогноза является в конечном итоге «выход на человека», то здесь тоже есть трудности: влияние на состояние, на здоровье человека оказывают не только природные условия, но и общественный фактор. А это учесть полно тоже не удается. Более того, экспериментировать что-либо на человеческом организме нельзя:
многие опыты проводятся на других организмах, потом по аналогу выдаются рекомендации по отношению (применительно) к человеческому организму.

5. При прогнозировании последствий ухудшения состояния при
родной среды на человеческом организме возникают трудности учета сопротивляемости, устойчивости, приспосабливаемости организма человека, как промежуточного звена (природной среды, природных комплексов).

7. Прогнозирование природопользования непосредственно связано с прогнозом развития НТП, особенно в сферах, непосредственно «выходящих» на природопользование. Среди главных направлений НТП в связи с этим следует выделить:

— развитие энергетики, на основе которого можно строить эквивалентные отношения отраслей по поводу природопользования (энергия — эквивалент потребления природно-ресурсного потенциала);

— создание, внедрение в хозяйственную деятельность новых материалов, веществ, сырья;

— совершенствование технологии производства, максимальное внедрение энерго- сырьематериалосберегающих технологий на основе максимального использования (многими потребителями, пользователями) свойств, качеств природных ресурсов, объектов (комплексность, последовательно-повторное, малоотходное).

8. Использование опыта и результатов международного разделения труда, территориальной организации производства.

Основная цель использования достижений НТП (использование прогнозирования НТП) в природопользовании состоит в том, чтобы осуществить принципы: «растущие потребности удовлетворяются за счет интенсификации использования ресурсов, вовлекаемых в производство на основе динамичности, прогрессирующего научно-технического развития». Иными словами, «чем больше открываются потребности расширения производства, тем больше нагрузка на НТП» (академик А.И. Анчишкин, 1989).

Прогнозирование природопользования по охвату, масштабу явлений относится к комплексным прогнозам, так как (как уже было сказано раньше) проблема природопользования носит межотраслевой, межрегиональный, всеобщий характер.

Прогнозирование природопользования включает частные прогнозы: по отраслям, по отдельным производствам, по использованию отдельных ресурсов, даже отдельных свойств, качеств ресурсов.

В силу объективного характера комплексности в прогнозировании природопользования должны быть учтены и успешно реализованы возможности, народно использования, высокая потенциальная результативность комплексного использования природных ресурсов, объектов.

В процессе прогнозирования природопользования необходимо учитывать еще ряд особенностей, обусловленных антропогенным воздействием:

— «рельеф города» — характер застройки и его расположение по отношению к источнику выбросов;

— реакция природного комплекса на антропогенное воздействие разная: может оказаться, что воздействие было на факторы, быстро реагирующие на воздействие или консервативные; то есть природный комплекс как система реагирует в зависимости от того, на какие факторы повлияло антропогенное воздействие: главные или косвенные;

— эффект суммации от веществ одного источника выбросов;

— эффект суммации от веществ множества источников выбросов;

— эффект суммации от «наложения» антропогенного фактора на «фон» или на другой антропогенный фактор.

Эти моменты справедливы и в случае, если выбросы осуществляются в пределах ПДК по каждому веществу, так как эффект суммации от веществ их сочетания мало изучен, особенно их влияние на человека.

Чтобы прогнозирование природопользования претендовало на объективность, видимо надо, чтобы этот процесс был основан на проявлении объективных экономических законов, действующих в обществе (см.: в курсе — «Прогнозирование социально-экономического развития»).

Основные принципы прогнозирования в природопользовании:

1. Системный принцип. Принцип системности предполагает неразрывность прогнозирования во времени и пространстве на основе анализа, учета факторов, определяющих экологическое развитие. Системность предполагает взаимосвязь и взаимообусловленность: методов, иерархических уровней, этапности, оследовательности, очередности.

2. Принцип объективности, научной обоснованности.

3. Принцип совпадения, подтверждения, адекватности: совпадение теоретических моделей (имитация) с практическими проявлениями.

Альтернативность варианта призвана исключить ошибки прогноза и усилить вероятность проявления выбираемых, ожидаемых в прогнозе явлений, результатов. При оценке реальности альтернативных вариантов на «помощь приходят» балансовые расчеты по альтернативным вариантам (разумеется, с учетом принятых ограничений, критериев).

Рассмотрение понятий (категорий) принципов прогнозирования непосредственно связано с понятием, категорией «подхода» к прогнозированию.

В качестве основных подходов можно выделить:

— исторический, в ходе и с учетом которого оценивается исторический этап развития явления или прогнозирования;

Составлению прогнозов разного уровня значимости во многом предшествует информационная основа, которая включает:

— накопленный опыт прогнозирования (основа для экспертного прогнозирования);

— экстраполяцию информации, уже имеющейся и возможной для прогнозирования (так как выявлена тенденция на основе изучения предшествующего развития явления);

— модели, в основе которых лежат нормативные параметры возможных прогнозных явлений.

5. Реакция прогнозов, результаты прогнозирования могут быть использованы в следующих направлениях, для следующих целей:

1) обоснование, научный анализ перспективных направлений, долгосрочных программ рационального природопользования;

2) установление объективных связей в процессах социально-экономического развития и удовлетворения потребностей в природных ресурсах;

3) обоснование (факторами природопользования) альтернативных вариантов социально-экономического развития;

4) обоснование перспективного использования ПРП страны, регионов.

2.3 Особенности прогнозирования в природопользовании

В отличие от существующих в других сферах методов прогнозирования методы и практика прогнозирования в природопользовании являются относительно «молодыми». Имеющиеся научные, практические методы установления пропорций (планирования) в этой сфере и попытки предвидения состояния качества природной среды немногочисленны и не столь разнообразны («богаты») по с равнению с другими сферами человеческой деятельности, например, многочисленные методы и рекомендации по демографическому прогнозу, прогнозу развития процесса урбанизации, прогнозы потребления некоторых видов сырья, ископаемых и т.д.

Количественная ограниченность экологических прогнозов объясняется в основном такими причинами, как:

1. Это направление еще не успело «наработать валовую продукцию».

2. «Выдачу количества вала» в этой сфере прогнозирования ограничивает неуверенность специалистов в полученных результатах, так как привычный, весьма распространенный метод прогнозирования — экстраполяция в этой сфере пока не имеет «солидного багажа» предшествующего системного эмпирического материала не только по
планете в целом, по крупным регионам, даже по нескольким объектам природы. Без таких исходных данных, разумеется, мало кто найдется с уверенностью предсказать, выдать прогнозы. К этой же причине надо о гнести такой фактор, как трудная предсказуемость природных явлений в силу их взаимосвязи и взаимообусловленности не только между
обособленными типами, видами, разнообразием объектов природы, но и в силу мало изученных факторов и характера их проявления.

Например. Уже более 30 лет ведутся уже направленные наблюдения (правда, не всегда системные) за «поведением» уровня воды в Каспийском море, и в большинстве случаев прогнозы оправдывались, а последние рекомендации НИИ Водных проблем АН СССР просто были «опровергнуты» реальными проявлениями в этом процессе: были выданы рекомендации по «подпитке» Каспия за счет переброски стока северных рек в Волгу, а Каспий стал подниматься и сегодня заливает прибрежные участки соседних государств на протяжении более 4000 км, нанося большой ущерб населению. В чем причина неудачи прогноза ИВП? Видимо, опять в необоснованном ограничении факторов, учтенных в сценарии возможного развития событий. Прогноз в основном учитывал факторы: снижение стока по Волге, Уралу; испарение с поверхности моря — и не придавалось особого значения даже же наблюдаемому в течение столетий явлению, как «тектоника дна Каспия», и причем такой фактор учитывался в наблюдениях, исследованиях Туркменской АН. Можно и, видимо, нужно учитывать большее количество факторов:

— изменение.лесистости, травостоя (распаханность) в бассейне Волги, в связи с этим изменение в водном режиме Волги;

— изменение лесистости, травостоя (распаханность угодий) в бассейне реки Урал;

изменение лесистости и травостоя крупных сопредельных территорий, примыкающих к Каспию;

— тектоника платформ в этом регионе, влияющих на подземный гидрологический режим;

— нельзя сбрасывать «со счетов» соседствование Каспия и Арала. Сегодня Арал мелеет, а Каспий выходит из берегов, а они — часть мировых водных объектов, связь весьма вероятна;

— воздействие хозяйственной деятельности на больших площадях пустынь Кара-Кум и Кызылкум;

— вероятно, необходимо учитывать и фактор межпланетарный хотя бы потому, что большие массы воды на планете Земля подвержены воздействию приливных и отливных явлений.

3. Изучение, исследование природных явлений, затрудненно тем, что сами законы, закономерности природных явлений, пока мало изучены, познаны.

4. Человеческое вмешательство в природную среду не может завершиться (даже при больших усилиях) доведением качественных показателей объекта природы до естественных, хотя в количественном аспекте эта задача решается. Человеческим трудом воссоздать первоначальные свойства, качества и сам объект природы невозможно, это может сделать только сама природа (как может, но это будет создано ею, по ее законам и ее будет «устраивать»). Человеческая деятельность может нарушить (безвозвратно изменить) сущность, даже вид (до исчезновения), но воссоздать — нет. Пример с одной из рек в Голландии. Ее покорили, «выпрямили», завоевали у нее земли за счет выпрямления, потом пришлось принять решение о том, чтобы снова создать первоначальный «облик», но это уже не та река, которую «победили».

5. Непродуманное, недальновидное воздействие на природу без учета максимального числа факторов, особенностей обычно заканчивается плохо для самого же человека. Так, например, в Среднеазиатском регионе в древности существовало государство кушанов, весьма процветающее, но нарушение условий водного баланса, законов поливного земледелия «поглотило песком» оазисы, поля, сады и само государство.

6. В связи с этим «удача в прогнозе» во многом связана с тем, насколько успешно наша деятельность «вписывается» в естественный ход природных процессов: количественные и качественные изменения не должны превышать некоторый предел самовосстановления, самолечения «непосильных ей ран».

7. Прогнозирование, в последующем и процесс планирования, наталкиваются на ту особенность, которая обусловлена двумя группами закономерностей присутствующих, сопровождающих процесс природопользования: законы природы, законы человеческого общества — и взаимодействие этих групп закономерностей. «В уме» необходимо всегда подразумевать одну особенность, мало изученную, мало учитываемую — это взаимосвязь и взаимообусловленность: межпланетарные и даже «не охватываемые пока» нашим сознанием, но объективно существующие явления вообще во вселенной, в материальном мире не затрагиваемые еще никакими формами сознания, в т.ч. религия, фантазия человека, сны, грезы и т.д.

2.4 Основные методы прогнозирования

Методы прогнозирования в природопользовании — способ теоретических, а впоследствии, практических действий, направленных на прогнозирование, на создание представления (возможно даже в количественных показателях, величинах, зависимостях) о вероятном состоянии природных ресурсов, объектов, комплексов.

Поскольку этот процесс нов, не разработан, недостаточно изучен, относительно ограниченно применяется в практической деятельности человека, можно выделить:

простые методы прогнозирования;

сложные, комплексные методы.

К числу простых методов относятся те, которые в дальнейшем практически «неразложимы» на еще более простые. Сложные, комплексные методы — это методы, состоящие из системы простых, взаимосвязанных методов.

В природопользовании (хотя еще мало вошедшие в практику) возможны следующие направления, уровни методов прогнозирования, которые можно отнести к категории простых. Простые в том смысле, что они относительно «неразложимы» на составляющие и более понятны, более объяснимы с точки зрения их возможной результативности. Простые методы, их классификация, представлены в виде уровней «дерева-целей»:

— информационная основа, ее особенность;

— обработка информации, принципы, особенности обработки,
приемов отработки;

— выход методов (практическое оформление, рекомендации, возможное использование).

Успешное решение проблем социально-экономического развития страны обусловлено во многом развитием проблем рациональной’ природопользования, причем это не только решение экологических проблем, имеющих сегодня повсеместный характер, но и коренное переустройство принципов хозяйствования в системе «Общественное производство — природная среда», т.е. экономики природопользования. Предстоит преодолеть сложившуюся десятилетиями практику, когда в системе международного разделения труда страна была «природовывозящей» и создать действенную систему рационального природопользования на всех уровнях хозяйствования.

Прежде всего, это достижение возмездное природопользования, так как темпы изъятия природных ресурсов, использование свойств и качеств объектов природы намного превысили предел самовосстановления, самовоспроизводства, самоочищения природных комплексов. Методы достижения этой цели также очевидны — это преодоление ведомственного подхода к использованию природных ресурсов и объектов, достижение комплексного (в интересах многих потребителей и пользователей) их использования на основе внедрения достижений научно-технического прогресса в технике (малоотходные технологии) и организация природопользования по принципу повторно-последовательного использования свойств и качеств природных ресурсов при оптимальном территориальном сочетании, размещении самих потребителей, пользователей. Это и оптимизация в системе взаимообусловленных закономерностей:- удовлетворение потребностей в природных ресурсах, свойствах и качествах объектов природы и сохранение, приумножение природно-ресурсного потенциала, достижение обоснованных темпов и пропорций между элементами рационального природопользования на основе реального планирования, прогнозирования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Яндыганов Я.Я. Планирование и управление природопользованием на предприятиях. Свердловск: СИНХ, 1989. 25 с.

3. Экономика природопользования: Уч. пособие / Под ред. Н.Е. Пахомовой и Г.В. Шалабина. С-Петербург: Изд-во С-Петербург. Ун-та, 1993.

4. Экономика природопользования на предприятиях Минэкологии РФ. М.,1992.

5. Экономика и управление природопользованием (зарубежный опыт) // Охрана и воспроизводство природных ресурсов. М, 1990. Т. 26. 64с.

6. Христосенко С.И. Организация экономико-экологического управления производством. М.: Мысль, 1982.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *