Что называют отрезком натурального ряда чисел

Натуральный ряд и его свойства. Счет

Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел

Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел

Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел

К возникновению понятия числа приводят два вида деятель­ности: счет и измерение. Счет ведет к натуральному числу, измере­ние – к действительному числу.

Множество натуральных чисел называют натуральным ря­дом.

Он обладает свойствами:

— имеется начальное число (1);

— за каждым числом следует только одно число;

— каждое последующее число на 1 больше предыдущего, а пре­дыдущее на 1 меньше последующего (n ± 1);

— натуральный ряд бесконечен.

При счете используются не все натуральные числа, а только их часть, достаточная для определения количества элементов в множестве.

Например, чтобы определить число элементов в множестве <а, b, с, d, е>, нужен отрезок натурального ряда < 1, 2, 3, 4, 5 >.

Отрезком натурального ряда Na называется множество на­туральных чисел, не превосходящих натурального числа а.

Во время счета мы следуем некоторым правилам:

— считаем каждый элемент только один раз, не пропуская ни одного;

— числа называем последовательно, начиная с единицы, не пропуская ни одного и не используя дважды.

Счетом элементов множества А называется установление взаимно однозначного соответствия между множеством А и от­резком натурального ряда Na .

Число а называют числом элементов в множестве А, оно един­ственное для данного множества и является характеристикой ко­личества элементов в множестве А или, короче, количественным натуральным числом.

В процессе счета происходит также упорядочивание элементов множества А (первый элемент, второй, третий. ), т.е. натураль­ное число можно рассматривать и как характеристику порядка эле­ментов в множестве А или, короче, как порядковое число. В этой роли натуральное число выступает, когда хотят узнать, каким по счету является тот или иной элемент множества.

Натуральное число как результат счета не зависит от того, в каком порядке пересчитывались элементы множества, важно что­бы соблюдались правила счета.

Многие родители допускают ошибку, говоря, что ребенок умеет считать до ста, когда тот может только называть числа от 1 до 100, т.е. запомнил последовательность числительных. При обучении дошкольника счету, необходимо научить его устанавливать взаим­но однозначное соответствие между предметами и числами, чтобы избежать ошибок (пропуск предметов, сосчитывание одного пред­мета несколько раз, непонимание, сколько же всего предметов и др.).

Количественные и порядковые числа тесно связаны, и возмо­жен переход от одного к другому, в зависимости от цели счета.

Сам счет служит для упорядочивания элементов множества или для определения их количества.

Источник

Теоретический смысл темы: ОТРЕЗОК НАТУРАЛЬНОГО РЯДА. ПРИСЧИТЫВАНИЕ И ОТСЧИТЫВАНИЕ ПО 1.

Цель темы «Отрезок натурального ряда»: усвоение учащимися места, которое занимает число в ряде чисел от 1 до 10; после какого числа и перед каким числом называют его при счёте.

Просмотр содержимого документа
«Теоретический смысл темы: ОТРЕЗОК НАТУРАЛЬНОГО РЯДА. ПРИСЧИТЫВАНИЕ И ОТСЧИТЫВАНИЕ ПО 1.»

Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел

ОТРЕЗОК НАТУРАЛЬНОГО РЯДА. ПРИСЧИТЫВАНИЕ И ОТСЧИТЫВАНИЕ ПО 1.

Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел

Цель темы «Отрезок натурального ряда»: усвоение учащимися места, которое занимает число в ряде чисел от 1 до 10; после какого числа и перед каким числом называют его при счёте.

Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел

Все те числа, о которых мы до сих пор с тобой говорили и ещё долго будем говорить, помогают считать предметы и отвечать на вопрос: сколько предметов? Эти числа называются натуральными.

Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел

Если выстроить их по порядку, только не просто, как игрушечных солдатиков, а от меньшего числа к большему, то получится натуральный ряд чисел:

Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел

Вот что тебе нужно знать о натуральном ряде:

1. Натуральный ряд чисел начинается с числа 1.

2. Каждое следующее натуральное число на 1 больше предыдущего.

3. Натуральный ряд чисел бесконечен, как прямая линия, потому что к любому числу всегда можно прибавить ещё единицу.

4. Если взять несколько любых чисел из натурального ряда по порядку, то у нас получится отрезок натурального ряда.

Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел

5, 6, 7, 8, 9 — это отрезок натурального ряда чисел.

5, 7, 8, 9 — это не отрезок натурального ряда чисел, потому что пропущено число 6.

5, 9, 6, 7, 8 — это не отрезок натурального ряда чисел, потому что числа стоят не по порядку.

Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел

Числа бывают чётные и нечётные. В натуральном ряде нечётные и чётные числа чередуются между собой.

Чётные числа делятся на 2.

Нечётные числа НЕ делятся на 2.

Это ряд нечётных чисел: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15.

А это ряд чётных чисел: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16.

Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел

В начальных классах, изучение понятия «отрезок натурального ряда» сводится к усвоению той закономерности, которая положена в основу построения натурального ряда чисел: каждое число в натуральном ряду больше предшествующего и меньше предыдущего на 1.

Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел

На каждом отрезке выполняется однотипная работа по добавлению/убавлению совокупности предметов на 1.

Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел

После того, как научились писать все цифры от 1 до 9, им предлагается записать весть отрезок натурального ряда чисел от 1 до 9 (посчитай слоников, запиши цифрами все числа, которые ты называешь; проверь, получился ли у тебя такой ряд чисел:

1,2,3,…,9; подумай, как ты получил каждое следующее число). Таким образом, дети получают отрезок натурального ряда чисел.

Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел

Осознание принципа построения натурального ряда чисел позволяет выполнить присчитывание и отсчитывание по 1. В отличие от счёта, особенность этих операций заключается в том, что одно из предметных множеств представлено натуральным числом.

Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел

Операция присчитывания осваивается легче, в этом немаловажную роль играет усвоение порядка чисел при счёте. Иначе обстоит дело с усвоением обратной последовательности чисел

Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел

Задание 1. Запиши номера ступенек, которые пропустил колобок, поднимаясь вверх.

Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел

Задание 2. Найди и обведи по порядку числа от 1 до 10.

Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел

Задание 3. Найди соседей чисел:

Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел

Задание 4. Сосчитай кружки и запиши числа, которые ты назвал.

Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел

Задание 5. Я буду надевать кольца на пирамиду, а вы выкладывайте карточку с цифрами, которые будут означать число колец.

Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел

Задание 6. Расположите данные числа сначала в том порядке, в каком они идут при счёте, а потом в обратном порядке.

2, 8, 4, 10, 1, 5, 3, 9, 6, 7.

Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел

Задание 7. Сколько звёздочек на небе? Какой цифрой обозначается это число? Покажите карточку.(1)

А теперь на небе сколько звёздочек? Покажите.(2) Как получилось две звёздочки? (появилась ещё одна)

Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел

А теперь, сколько звёздочек на небе? Покажите.(3) Как получилось 3 звёздочки?

Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел

Это числа, записанные по порядку, каждое число в этом ряду на один больше предыдущего и на один меньше следующего.

Обозначьте каждый символ цифрой.

Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел

Задание 9. Разгадай правило и закончи рисунок.

Источник

Отрезок натурального ряда. Присчитывание и отсчитывание по 1

Замена слов-числительных (один, два, три и т. д.), названных в определенной последовательности, математическими знаками (цифрами 1, 2, 3, 4 и т. д.) позволяет познакомить школьников с отрезком натурального ряда.

Изучение этого понятия в начальных классах сводится к усвоению учащимися той закономерности, которая лежит в основе построения натурального ряда: каждое число в натуральном ряду больше предшествующего и меньше следующего на 1.

В соответствии с этим подходом последовательно рассматриваются отрезки натурального ряда чисел: 1, 2; 1, 2, 3; 1, 2, 3, 4; 1, 2, 3, 4, 5; и т. д. до 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. При этом на каждом отрезке натурального ряда выполняются однотипные упражнения. Например, «при изучении чисел 1-4 проводится такая работа:

— Положите 2 круга, ниже положите столько же треугольников, придвиньте еще 1 треугольник. Сколько стало всего треугольников? Как получили 3 треугольника? Каких фигур больше: треугольников или кругов? На сколько больше?

— Положите в следующий ряд столько квадратов, сколько у вас лежит треугольников. Что надо сделать, чтобы квадратов стало больше на 1? Сколько стало квадратов? Как получили 4 квадрата?

— А если к трем флажкам присоединить еще 1 флажок, сколько станет флажков? Если к 3 ученикам подойдет еще 1 ученик, сколько их всего будет? Если к числу 3 добавить число 1, какое число получится? Запишем это разрядными цифрами: 3+1=4.

— Положите 4 кружка, ниже положите столько же квадратов, уберите 1 квадрат. Сколько получилось квадратов? Как получили 3 квадрата? и т. д.»1.

5.В результате выполнения однообразных упражнений на каждом отрезке натурального ряда чисел, связанных с получением следующего и предыдущего числа (5+1 = б, 6-1 = 5, 6+1 = 7, 7-1 = 6), «дети убеждаются в том, что числа упорядочены по величине: после числа 1 называют при счете число 2, которое больше его на 1, после числа 2 идет число 3, которое больше его на 1, перед числом 4 называют число 3, которое меньше его на 1, и т. д. ».

Получая следующее число, учащиеся знакомятся с соответствующей цифрой. Одновременное введение нового числа в отрезке натурального ряда и цифры, его обозначающей, затрудняет осознание различий между понятиями «число» и «цифра».

Запись равенств выполняют по образцу и никак не соотносят их с понятиями арифметических действий сложения и вычитания.

Понятия «больше на», «меньше на» используются только для случаев присчитывания и отсчитывания по единице.

Рассмотрим другой подход, при котором дети переходят от счета предметов к записи цифр. В этом случае можно сначала научиться писать цифру 1, затем 4, 6, 9 и т. д., используя для определения количества счет. Составной частью этого подхода является целенаправленная работа по формированию у детей представлений о количественном и порядковом числе и сознательное освоение операции счета. После того, как они научатся писать все цифры от 1 до 9, им предлагается записать весь отрезок натурального ряда чисел от 1 до 9. Для этой цели детям дается задание:

— Посчитай слоников. Запиши цифрами числа, которые ты называешь.

— Проверь, получился ли у тебя такой ряд чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

— Подумай, как ты получил каждое следующее число. Ответы детей могут быть различными: «Я считал слоников»,

Не следует вводить термин «отрезок натурального ряда». Записанный ряд чисел воспринимается ребенком как ряд, с помощью которого можно посчитать предметы. А приведенная характеристика получения следующего числа (еще один, еще один, еще один, еще один. ) отражает на предметном уровне то существенное, что связано с его построением.

Математическую основу действий учащихся при изучении отрезка натурального ряда от 1 до 9 составляет связь чисел с конечными множествами. Для усвоения натурального ряда чисел и принципа его образования они постоянно обращаются к действиям с предметами, рассматривая различные ситуации.

Например. На доске изображена туча. Она скрывает звезды на небе, и дети сначала их не видят. Но вот подул ветер и туча начала двигаться. На небе появилась первая звездочка.

Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел

— Сколько звездочек на небе? (Одна.)

— Какой цифрой обозначается это число? (Ученики поднимают карточку с цифрой 1.)

— А теперь на небе сколько звездочек? (Две.)

— Какой цифрой обозначается это число? (Учащиеся поднимают карточку с цифрой 2.) Затем появляется еще одна звездочка, затем еще одна и т. д. Учитель каждый раз выясняет, сколько звездочек стало видно на небе и какой цифрой обозначается их число.

Выкладывая на парте карточки, ученики получили ряд чисел:

— Кто обратил внимание на то, как появились звездочки на небе? (Сначала одна, потом еще одна.)

— Сколько получилось? (Две.)

— А как стало 3 звездочки? (Было 2, затем появилась еще одна.)

В журнале «Начальная школа» Г.Г. Микулина описывает интересную игровую ситуацию, которую она использует при обучении младших школьников для обобщения принципа образования натурального ряда чисел. Эта ситуация переносит детей в сказочную школу, где все числа, кроме 1, обозначаются необычными знаками, но принцип получения каждого следующего числа в ряду остается таким же, как в натуральном.

Свой рассказ учитель начинает так: «Приснился мне однажды сон, будто попала я в сказочную школу. Иду и вдруг нахожу полоску бумаги, на которой написаны какие-то непонятные знаки:

Подхожу я к сказочному мальчику и спрашиваю:

— Это числа, написанные по порядку.

— Как это, по порядку?

— А вот так, каждое число в этом ряду на 1 больше предыдущего и на 1 меньше следующего.

Решила я посмотреть, какие же задания предлагает учитель детям в сказочной школе. Может быть, и вы, ребята, справитесь с этими заданиями?»

Учитель выставляет на наборное полотно карточки со «сказочными цифрами» и предлагает такие задания:

— Как вы думаете, кто из них нашел грибов больше и на сколько?

2. Шла я по сказочному лесу и нашла «вот столько» грибов. (Над одним из чисел сказочного ряда помещается карточка со стрелкой.) Иду домой, навстречу мне гномик. Посмотрел он в мою корзинку и подарил мне еще один белый гриб. Сколько же грибов у меня стало?

3. Отправилась Красная Шапочка в гости к бабушке и понесла ей «вот столько» пирожков. Встретился ей ежик по дороге. Красная Шапочка была доброй девочкой и угостила ежика пирожками. А бабушке она принесла «вот столько» пирожков.

— Как вы думаете, сколько пирожков она дала ежику?

Отвечая на поставленный вопрос и двигаясь то вправо, то влево, в зависимости от ситуации, по отрезку сказочного ряда чисел, дети осознают в общем виде принцип его построения, учатся рассуждать и обосновывать свой ответ.

Осознание принципа построения натурального ряда чисел позволяет детям выполнять присчитывание и отсчитывание по единице.

В отличие от счета, особенность этих операций заключается в том. что одно из предметных множеств представлено натуральным числом.

Учитель может предложить детям такую ситуацию:

Операция присчитывания осваивается детьми значительно легче, чем операция отсчитывания. В этом немаловажную роль играет усвоение порядка чисел при счете. И дело не только в том, что дети больше упражняются в назывании слов-числительных отрезка натурального ряда, и многие из них уже приходят в школу, владея этим умением. Гораздо важнее то, что с помощью отрезка натурального ряда они определяют количество предметов, сравнивают их, строят новую совокупность предметов и т. д. Другими словами, последовательность чисел натурального ряда применяется ими для решения практических задач, что способствует лучшему усвоению самого числового ряда.

На доске 9 домиков. Каждому из них нужно дать номер. Это делается в процессе счета. Учитель обыгрывает ситуацию. Зайцу-почтальону нужно отнести письмо в дом № 8. Как он может попасть в этот дом? Выясняется, что он может прибежать к началу улицы и посчитать дома от первого, но может считать их и с конца улицы. Конечно, второй вариант рациональнее.

В другой ситуации часть предметов скрыта от глаз, поэтому счет осуществить невозможно.

Например: а) У доски несколько учеников выстраиваются по росту. Их пересчитывают (от большого к маленькому). Каждому (на карточке) дается порядковый номер, и они садятся на место. Теперь нужно снова построиться, но так, чтобы карточки с цифрами были расположены в обратном порядке (от маленького к большому).

б) На доске нарисованы спинки стульев. Часть ряда спрятана за шторкой. Представим себе, что мы в кинотеатре, где уже погасили свет и начала ряда не видно. Мы стоим у десятого места, нам нужно шестое. Найди его. (Приведенные ситуации взяты из статьи Г.Г. Микулиной, «Начальная школа», 1987, № 9).

Сравнение чисел

Для установления отношений «больше», «меньше», «равно» между числами младшие школьники могут использовать предметные, графические и символические модели.

В качестве математической основы действий на предметном уровне выступает установление взаимно-однозначного соответствия между элементами двух множеств:

Для записи отношений между числами учитель знакомит учащихся со знаками > (больше), 5, 5=5).

В качестве символической модели используется отрезок натурального ряда (ряд чисел, которым можно пользоваться при счете предметов: «5

Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел

Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 1847; Нарушение авторского права страницы

Источник

Методика преподавания математики в начальных классах — Количественные натуральные числа. Счёт. Взаимосвязь количественных и порядковых чисел.

Методика преподавания математики (МПМ) – наука, предметом которой является обучение математике, причём в широком смысле: обучение математике на всех уровнях, начиная с дошкольных учреждений и кончая высшей школой.

МПМ развивается на базе определённой психологической теории обучения, т.е. МПМ представляет собой «технологию» применения психолого-педагогических теорий к начальному обучению математике. Кроме того, в МПМ должна отражаться специфика предмета обучения – математики.

Цели начального обучения математике: общеобразовательные (овладение учащимися определённого объёма математических ЗУНов в соответствии с программой), воспитательные (формирование мировоззрения, важнейших моральных качеств, готовности к труду), развивающие (развитие логических структур и математического стиля мышления), практические (формирование умения применять математические знания в конкретных ситуациях, при решении практических задач).

Взаимосвязь учителя и ученика происходит в виде передачи информации в двух противоположных направлениях: от учителя к ученику (прямая), от учения к учителю (обратная).

Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел

Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел

Количественные натуральные числа. Счёт. Взаимосвязь количественных и порядковых чисел.

Огромная роль числа в жизни людей обусловливает довольно раннее формирование числовых представлений у ребёнка. Натуральное число выступает для ребёнка на этом этапе как целостный наглядный образ, в котором он не выделяет единичных предметов. Первые представления детей о числе связаны с его количественной характеристикой, и ребёнок может отвечать на вопрос: «Сколько?», не владея операцией счёта.

Количественная характеристика предметных групп осознаётся ребёнком и в процессе установления взаимно-однозначного соответствия между предметными множествами (выражение в понятиях «столько же», «больше», «меньше»). Для этого можно использовать: 1) наложение предметов одного множества на предметы другого; 2) расположение предметов одного множества под предметами другого; 3) соединение каждого предмета одного множества с каждым предметом другого. Данная операция связана с выделением отдельных элементов и подготавливает к сознательному владению счётом.

На первом этапе счёт выступает для ребёнка как установление взаимно-однозначного соответствия между предметной совокупностью и совокупностью слов-числительных. Для овладения операцией счёта необходимо запомнить порядок слов-числительных, что закрепляется в результате выполнения упражнений типа «Сколько…?» и других упражнений: 1) что изменилось/не изменилось? 2) чем похожи/отличаются рисунки? 3) Хватит ли мишкам орехов, если каждому дать по 1/2/3 ореха? 4) По какому признаку подобраны пары картинок? 5) Покажи «лишнюю» картинку?

Усвоение детьми последовательности слов-числительных позволяет перейти к формированию операции счёта и знакомству учащихся с цифрами. Чтобы учащиеся отличали числа от цифр, полезно познакомить их с другими цифрами (римскими).

Трудно довести до сознания тот факт, что каждое число, названное при счёте, является одновременно и порядковым, т.к. указывает на порядок предмета при счёте. Для осознания взаимосвязи между порядковым и количественным числом можно использовать задания с полоской (это пятый кружок, сколько кружков на полоске и т.д.).

Важно, чтобы дети понимали, что, как бы мы ни нумеровали предметы данной совокупности, ответ на вопрос «Сколько?» будет всегда одинаковым, при этом нумерацию надо начинать с 1, не пропускать ни одного предмета и не указывать на один предмет дважды. Для этого можно использовать разноцветные круги и считать их, начиная с разных, или же переставляя номера кругов при счёте.

Отрезок натурального ряда. Присчитывание и отсчитывание по 1.

Замена слов-числительных, названных в определённой последовательности, цифрами, позволяет познакомить учащихся с отрезком натурального ряда.

В начальных классах, изучение этого понятия сводится к усвоению той закономерности, которая положена в основу построения натурального ряда чисел: каждое число в натуральном ряду больше предшествующего и меньше предыдущего на 1.

В М1М последовательно рассматриваются отрезки натурального ряда чисел: 1,2; 1,2,3; и т.д. до 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10. При этом на каждом отрезке выполняется однотипная работа по добавлению/убавлению совокупности предметов на 1.

В М1И учащиеся переходят от счёта предметов к записи цифр. При этом натуральный порядок чисел не соблюдается. После того, как они научились писать все цифры от 1 до 9, им предлагается записать весть отрезок натурального ряда чисел от 1 до 9 (посчитай слоников, запиши цифрами все числа, которые ты называешь; проверь, получился ли у тебя такой ряд чисел: 1,2,3,…,9; подумай, как ты получил каждое следующее число). Таким образом, дети получают отрезок натурального ряда чисел.

Математическую основу действий учащихся при изучении отрезка от 1 до 9 составляет связь чисел с конечными множествами. Для усвоения натурального рядя чисел и принципами его образования, они постоянно обращаются к действиям с предметами, рассматривая различные ситуации (тучка закрыла звёзды, пирамидка и т.д.).

Осознание принципа построения натурального ряда чисел позволяет выполнить присчитывание и отсчитывание по 1. В отличие от счёта, особенность этих операций заключается в том, что одно из предметных множеств представлено натуральным числом.

Операция присчитывания осваивается легче, в этом немаловажную роль играет усвоение порядка чисел при счёте. Иначе обстоит дело с усвоением обратной последовательности чисел, в основе которой лежит отсчитывание по 1. Здесь учащиеся упражняются только в воспроизведении последовательности числительных, что никак не связано с решением практических задач. Для того, чтобы они осознали практическую значимость этого умения, полезно использовать ситуации, особенности которых связаны с движением числа от большего к меньшему: 1) ученик должен двигаться от большего числа к меньшему, однако при этом все предметы находятся перед ним и он может воспользоваться счётом (почтальон); 2) часть предметов скрыта от глаз, поэтому счёт осуществить невозможно (кинотеатр).

Таблица сложения (вычитания) в пределах 10

Формирование вычислительных умений и навыков – одна из основных задач начального курса математики. Вычислительное умение – это развёрнутое осуществление действия, в котором каждая операция осознаётся и контролируется. В отличие от умения навыки характеризуются свёрнутым, в значительной мере автоматизированным выполнением действия, с пропуском промежуточных операций, когда контроль переносится на конечный результат.

В начальном курсе математики учащиеся должны усвоить на уровне навыка: таблицу сложения (вычитания) в пределах 10; таблицу сложения однозначных чисел с переходом через разряд и соответствующие случаи вычитания; таблицу умножения и соответствующие случаи деления.

Подход учебнике М1М к формированию навыков сложения и вычитания в пределах 10 предполагает осознанное составление таблиц и их непроизвольное или произвольное запоминания в процессе специально организованной деятельности. Осознанное составление таблиц может обеспечиваться теоретической линией курса, предметными действиями, методическими приёмами и наглядными средствами. Для произвольного и непроизвольного запоминания таблиц используется специальная система упражнений.

Таблицы сложения и вычитания в пределах 10 можно условно разделить на четыре группы, каждая из которых связана с теоретическим обоснованием и соответствующим способом действия: 1) принцип построения натурального ряда чисел – присчитывание и отсчитывание по 1; 2) смысл сложения и вычитания – присчитывание и отсчитывание по частям; 3) переместительное свойство сложения – перестановка слагаемых; 4) взаимосвязь сложения и вычитания – правило: если из значения суммы вычесть одно слагаемое, то получим другое слагаемое.

Составление таблиц 1) группы не вызывает затруднения. При формировании вычислительных навыков для случаев сложения и вычитания, представленных во 2), 3), 4) группах, работа организуется в соответствии с определенными этапами: 1 – подготовка к знакомству с вычислительным приёмом; 2 – ознакомление с вычислительным приёмом; 3 – составление таблиц с помощью вычислительных приёмов; 4 – установка на запоминание таблиц; 5 – закрепление таблиц в процессе тренировочных упражнений.

В формировании вычислительных навыков в школьной практике используются различные подходы: а) выучивание таблиц; б) знакомство с различными вычислительными приёмами — составление таблиц — непроизвольное запоминание в процессе выполнения упражнений; в) после использования предметных действий и вычислительных приёмов, ученику даётся установка на запоминание.

Данный подход не всегда оказывается эффективным для формирования автоматизированных навыков сложения и вычитания в пределах 10. В связи с этим многие учителя дают детям установку на запоминание состава каждого числа в пределах 10, ориентируясь при этом на формирование сознательных навыков.

Десятичная система счисления. Нумерация чисел.

Умение, а затем навыки читать и записывать числа в десятичной системе счисления формируются у младших школьников поэтапно и тесно связаны с такими понятиями, как число, цифра, разряд, класс, разрядные единицы, разрядные десятки, разрядные сотни и т.д., разрядные слагаемые.

В М1М, М2М и М3М работа, целью которой является формирование представления о десятичной сислеме счисления, начинается в концентре «Сотня», который разбивается на две ступени – 11–20 и 21–100. На каждой ступени сначала изучается устная нумерация, а затем письменная. Одновременно ведётся работа, связанная с усвоением натурального ряда чисел.

Дальнейшее изучение нумерации продолжается в концентре «Тысяча». Особенности десятичной системы счисления позволяют младшим школьникам осуществлять перенос умения читать и записывать двузначные числа на область трёхзначных. Появление нового разряда – сотен связывается с введением новой счётной единицы (сотни). В концентре «Многозначные числа» дети учатся читать и записывать четырёхзначные, пятизначные и шестизначные числа. В этом концентре вводится понятие «класс». Для усвоение структуры многозначного числа и терминологии, связанной с названием разрядов и классов, учащиеся упражняются в чтении чисел, записанных в таблицу, которая называется таблицей разрядов и классов, или записывают в неё числа, которые называет учитель.

В учебникам М1И и М2И выделяются не концентры, а темы: «Однозначные числа», …, «Пятизначные и шестизначные числа», что способствует пониманию детьми различий между числом и цифрой. На первом этапе у учащихся формируются представления о количественном и порядковом числе. Запись числа 10 вводится в теме «Двузначные числа», когда детям предлагается считать десятками и сообразить о целесообразности данного счёта. Затем предлагается считать десятками и единицами сразу, что наводит на осознание того, что двузначные числа состоят их десятков и единиц (в качестве модели десятка предлагается треугольник, на котором 10 кружков). Последующая работа связана с установлением соответствия между предметной моделью двузначного числа и его символической записи. Для этой цели предлагаются задания: «Запиши цифрами числа, которые соответствуют каждому рисунку», «Увеличь число 30 на 2 десятка, 3 десятка. Наблюдай! Какая цифра изменяется в числе 30?»

Для формирования умения читать и записывать трёхзначные числа детям предлагаются задания: 1) на выявление признаков сходства и различия двузначных и трёхзначных чисел; 2) на запись трехзначных чисел определёнными цифрами; 3) на сравнение чисел; на классификацию; на выявления правила построения ряда чисел.

Умение называть количество единиц, десятков, сотен, тысяч в числе требует как усвоения разрядного состава числа, так и осознания того, что каждая разрядная единица в числе (за исключением разряда единиц) содержит десять единиц низшего разряда. Например, для определения количества десятков, нужно закрыть цифры в разряде единиц и т.д. в любом числе.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть фото Что называют отрезком натурального ряда чисел. Смотреть картинку Что называют отрезком натурального ряда чисел. Картинка про Что называют отрезком натурального ряда чисел. Фото Что называют отрезком натурального ряда чисел

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *