Что называют обществом в широком смысле слова
Общество
О́бщество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда. В широком понимании слова, это совокупность всех видов социального взаимодействия людей и форм организации их совместной жизнедеятельности, которые сложились исторически.
Человеческое сообщество называется со́циумом. Характеризуется тем, что члены сообщества занимают определённую территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность. В сообществе имеет место распределение совместно произведённого продукта.
Всё же это общество не сводится ни к своим материальным носителям, что характерно для натурализма (вульгарно-социологической трактовки общества) ни к ментальностям и формам общения («социумам»), что свойственно для феноменологических его интерпретаций. Общество в феноменологическом понимании — это mens intensas (разум, мысль как бы в себе) — множество социальных миров наших ментальностей, миров, запечатлённых в нашем сознании. Общество при натуралистическом подходе — это res extensas (вещи протяжённые) — совокупность тел, физических и биологических, находящихся в реальных объективных отношениях друг к другу.
У ряда видов живых организмов отдельные индивиды не обладают необходимыми способностями или свойствами для обеспечения своей материальной жизни (потребление материи, накопление материи, воспроизводство). Такие живые организмы образуют сообщества, временные или постоянные, для обеспечения своей материальной жизни. Есть сообщества, фактически представляющие единый организм: рой, муравейник и т. д. В них имеет место разделение между членами сообщества биологических функций. Особи таких организмов вне сообщества погибают. Есть вре́менные сообщества, — стаи, стада, в них, как правило, особи решают ту или иную проблему, не образуя прочных связей. Общим свойством всех сообществ является задача сохранения данного вида живого организма.
К. Маркс в своих работах раскрывает сущность общества, которая кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Общество, по К. Марксу, есть совокупность общественных отношений. Родовым понятием по отношению к понятию «общество» является «общность людей». Социальная общность выступает основной формой жизнедеятельности людей. В то же время общество не сводится к социальной общности, то есть это понятие по своему объёму гораздо шире и содержит в себе, прежде всего, социальные механизмы собственного воспроизводства, не сводимые к биологическим. Это значит, что не общность вторична по отношению к обществу, а общество вырастает из социальной общности. В своей одноимённой работе Ф. Тённис, опираясь на анализ работ К. Маркса, показал первичность общины по отношению к обществу. Исторически первой формой существования человеческого рода как общности людей явилась родовая община. «При ближайшем рассмотрении термина общности — пишет Ф. Тённис, — она может возникнуть 1. из естественных отношений, поскольку они стали социальными. Здесь кровно-родственные отношения всегда оказываются наиболее общими и самыми естественными узами, связывающими людей». [2] В процессе исторического развития общества менялись прежде всего основные формы общности люди — от родовой и соседской общинной, сословной и социально-классовой до современных социокультурных сообществ.
Содержание
Парадигмы интерпретации общества
В истории социальной философии могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации общества:
Понятие «общество» предполагает осознание объективных закономерностей коллективной жизни людей. Уже в древности были осознаны все главные проблемы в понимании сущности общества:
Признаки общества (по Эдварду Шилзу)
Американский социолог Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:
Признаки общества, характеризующие его как социальную систему
Закрытое и открытое общество
Общество — группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности. Общество открытое и закрытое — понятия, введённые К. Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития. [4]
Закрытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество). [5]
Открытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией [5] (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. [6] Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует. То есть он сам пытается найти основные ценности).
Закрытое общество склонно к специализации, а открытое — к творчеству. [6]
В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство. В закрытом обществе «святой долг» — заботиться о других, а частная собственность — дело сомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.
Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное наследование — члены общества передают от поколения к поколению знания и культуру. См. «образование» и «социализация».
Современное общество
Общество в литературе и кино
В романе Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту» описано тоталитарное общество, которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление, в котором все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению.
1. Обществом в широком смысле слова называют
1. весь окружающий мир
2. совокупность форм объединения людей
3. группы, в которых происходит общение
4. взаимодействие людей в повседневной жизни
2.Связь всех сфер жизни общества
1) вытекает из целостности общества как системы
2) достигается политической борьбой
3) обеспечивается идеологической работой
4) устанавливается законодательным путем
3.Какая из перечисленных ниже наук дает наиболее общие знания об обществе и человеке?
1) экология
2) философия
3) правоведение
4) политология
4. К общественным отношениям относятся связи между
1) геомагнитными явлениями и здоровьем людей
2) агротехническими приемами возделывания почвы и получением урожаев
3) социальным расслоением и политическими конфликтами
4) колебаниями солнечной активности и возникновением эпидемий
5.Какой из признаков присущ традиционному обществу?
1) развитое фабричное производство
2) создание основного продукта в сельском хозяйстве
3) завершение промышленного переворота
4) высокоразвитая инфраструктура
6.Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?
А. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества.
Б. Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7.Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как
1) систему
2) часть природы
3) материальный мир
4) цивилизацию
8.Установите соответствие социальных фактов сферам общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ СФЕРА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
1) расчет параметров бюджета страны А) духовная
2) формирование национального самосознания Б) социальная
3) очередные выборы главы государства В) экономическая
4) разработка бизнес-плана компании Г)политическая
5) концерт всемирно известного музыканта
9.Политическая сфера жизни общества включает
1) природную среду жизни людей
2) научные исследования в биологии
3) организацию предприятий малого бизнеса
4) избирательную систему
10.Верны ли суждения о глобальных проблемах современного общества?
А. Глобальные проблемы носят комплексный характер.
Б. Усиливающаяся глобализация всех сфер жизни общества имеет неоднозначные последствия.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11.К глобальным проблемам современного мира относится
1.возникновение новых межгосударственных объединений
2.завершение промышленного переворота
3.существенный разрыв между уровнями развития регионов планеты
4.интенсивное развитие науки
12.Верны ли следующие суждения о различных типах обществ.
А.В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.
Б.Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективного начала над частным отличают постиндустриальное общество от индустриального.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
13.Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной системы и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) обособление от природы
2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов
3) способность к самоорганизации и саморазвитию
4) выделение из материального мира
5) постоянные изменения
6) возможность деградации отдельных элементов
Обведённые цифры запишите в порядке возрастания..
14. Природа:
1) является частью общества;
2) определяет развитие общества;
3) оказывает влияние на общество;
4) не зависит от общества
15.Проблемы, порожденные взаимодействием общества и природы, называют:
1) научно-техническими;
2) социальными;
3) культурно-историческими;
4) экологическими
16. Традиционное общество характеризуется:
1) быстрым развитием промышленности;
2) преобладанием доли сельского хозяйства в экономике;
3) принципом разделения властей;
4) разрушение сословной структуры
17. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Общество в широком и узком смыслах
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Что такое общество?
В широком смысле слова обществом называют часть материального мира, которая обособилась от природы, но все еще тесно связана с ней. Она включает в себя разные формы объединения людей и способы, которыми они взаимодействуют друг с другом. Другими словами, это все человечество в прошлом, настоящем и будущем.
В узком смысле это слово — общество — имеет 3 значения. Разберем их на примерах в таблице.
Общество в узком смысле слова
Совокупность людей, которых объединяют общие интересы, деятельность и общение
Люди, которые живут на одной территории — в государстве, регионе, городе
Этап исторического развития человечества
Спортивное, поэтическое общество и т. д.
Российское, испанское, чилийское общество и т. д.
Первобытное, индустриальное, традиционное общество и т. д.
Признаки и функции общества
Давайте узнаем, какие существуют основные признаки понятия «общество». Всего есть 5 критериев, по котором можно определить, что относится к нему, а что — нет. Общество должно быть:
целостно — все элементы в нем едины;
социально — люди тесно связаны разными видами деятельности;
стабильно — его состояние устойчиво;
автономно и самодостаточно — у людей есть все условия, чтобы развиваться и удовлетворять потребности без помощи со стороны;
способно регулировать себя — есть система норм, которая отвечает за стабильность жизни внутри общества.
Теперь, когда мы разобрались в понятии общества, пора узнать, для чего люди его построили. Существует 5 функций, которые выполняет эта система:
Люди производят материальные блага и услуги
Люди создают систему общих правил и норм, чтобы соблюдать порядок
Человек учится общаться, следовать социальным нормам и воспроизводить свой род
Традиции, духовные и культурные ценности люди передают из поколения в поколение
Продукты труда люди распределяют между собой
Какими бывают общества?
Раз у общества есть несколько определений, то можно предположить, что и его тип бывает не один. Рассмотрим каждый из них в таблице.
По управлению и социальному расслоению
По уровню общего развития
По уровню технологического развития
Дописьменные и письменные
Простые (нет расслоения на богатых и бедных) и сложные (есть разные социальные слои)
Закрытые и открытые
Развитые, развивающееся, отсталые
Традиционное, индустриальное, постиндустриальное
Эти и другие типы общества мы уже подробно рассмотрели в статье блога Skysmart.
Проверь себя
Мы собрали для вас несколько заданий, которые помогут узнать, как хорошо вы теперь понимаете термин «общество» и разбираетесь в его чертах.
Задание 1
Кратко расскажите о том, что такое общество как социальная структура. Что нового вы узнали в этой статье?
Задание 2
Ниже мы перечислили несколько утверждений об обществе. Прочтите их и укажите, какие верны, а какие — нет.
Люди создали общество, чтобы, среди прочего, вместе производить товары и оказывать услуги.
Общество не обязательно должно само обеспечивать себя ресурсами для жизни и развития.
По уровню экономического развития общества делятся на богатые и бедные.
Письменность — один из критериев, по которым общества делят на типы.
По одному из определений общество — это этап развития человечества.
У людей в обществе должны быть отношения и совместная деятельность.
Передача культурных ценностей от поколения к поколению — это не функция общества.
Кружок по увлечениям можно считать отдельным обществом.
В обществе должна быть система правил и норм — общая для всех его членов.
Простые и сложные общества друг от друга отличаются по количеству членов.
Задание 3
Вспомните культурную функцию общества, которую мы обсудили в статье. Подумайте, одинаково ли к ней относятся люди из поколения X (родители школьников) и поколения Z (сами школьники)? Ответ аргументируйте.
Знать о том, что понимают под обществом в узком и широком смыслах, важно каждому молодому гражданину. Не только потому что это правильно, но и потому что на ЕГЭ и ОГЭ есть вопросы по этой теме. Разобраться в ней подробнее можно вместе с репетитором на курсах по обществознанию. Там вас ждут уроки, написанные простым языком, дискуссии на актуальные темы и пробные задания ОГЭ и ЕГЭ.
Итоговая контрольная работа по обществознанию 10 класса
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10 класс
При выполнении этой части дается 4 ответа, один из которых верный.
1.Обществом в широком смысле слова называют
а)весь окружающий мир б)совокупность форм объединения людей
в)группы, в которых происходит общение
г)взаимодействия людей в повседневной жизни
2.Отношения общества и природы характеризуются тем, что
а)общество оказывает преимущественно отрицательное влияние на природу
б)природа полностью определяет направление развития общества
в)общество не оказывает существенного влияния на природу
г)природа и общество воздействуют друг на друга
3.Если общество утрачивает способность к выполнению той или иной значимой функции, то это является признаком
а)регресса б)эволюции в)революции г)реформы
4.К потребностям человека, обусловленным его биологической организацией, относятся потребности в
а) самореализации б)самосохранении в)самопознании
5.Признаком человеческой деятельности, отличающей ее от поведения животных, является
а)проявление активности б) целеполагание в)приспособление к среде обитания
г)взаимодействие с окружающим миром
6.Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие конкретному человеку?
а)индивид б)деятель в)творец г)индивидуальность
а)накопление знаний о человеке и обществе б)познание ценностей общества
в)изучение социальных норм г)представление о своих способностях
8.Познание в отличие от общения
а)является проявлением человеческой активности
б)допускает использование речи ( словесных форм)
в)способствует развитию личности
г)может быть индивидуальным
а)всегда находят свое подтверждение в практике
б)носят объективный характер
в)дают полное, исчерпывающее знание о предмете
г)могут быть опровергнуты со временем
10.Примером какого вида знания является утверждение: «Задатки- природная основа способностей»?
а)паранаучного б)мифологического в)научного г)обыденного
11.Любое государство характеризуется
а)разделением властей б)наличием армии
в)осуществлением тотального контроля над личностью г)многопартийностью
12.Либеральная политическая идеология предполагает
а) уважение к традициям, обычаям, существующим в обществе
б) борьбу против социального неравенства, социальных контрастов
в) стремление к созданию социально однородного бесклассового общества
г) признание в качестве приоритета прав и свобод отдельной личности
13.С помощью такого критерия, как совершенствование нравственности людей, можно показать прогрессивный характер
а) изобретения письменности б)успехов в освоении космического пространства
в) отмирания обычая кровной мести г)учения о разделении властей
14.К духовной жизни общества относятся:
а) знания б) стремления и цели людей
в) все указанное выше
15.Девиантным поведением считается
А )алкоголизм б)убийство в)кража г)вымогательство
16.Нормы гражданского права применяются при
а) получении патента б) выборах в органы представительной власти
в) экологических правонарушениях г)решении трудовых споров
17.Племена и народности- это:
а) исторические типы общества б)социальные страты в)этнические общности
г) социальные группы
18.Экономическое развитие страны определяется:
а) ее бюджетом б)ВВП в)расходами на образование г)количеством предприятий
При выполнении заданий этой части, ответ необходимо давать в виде слова, последовательности букв или цифр.
Закон, теория, культ, понятие, факт.
Найдите и укажите термин не связанный с понятием «наука».
В2. Установите соответствие между формой познания и ее особенностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ ОСОБЕННОСТИ
А) миф 1)знание является побочным продуктом
Б) наука 2)знание существует в форме художественных
В) обыденное знание 3)знание раскрывается в процессе повествования
Г) искусство 4)знание является результатом целенаправленной
В3.Найдите в приведенном списке проявления экономической (хозяйственной)деятельности людей и обведите цифры, под которыми они указаны.
А) строительство новой транспортной развязки
Б) выборы депутатов парламента
В) изменение ставки банковского процента
Г) оказание парикмахерских услуг Д)репетиция новой пьесы в театре
Е) покупка в кредит квартиры
В4.Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности – это …………………….
В5.Идут сельскохозяйственные работы: прополка, окучивание, полив. Укажите, что из ниже приведенного списка является объектом данной деятельности:
1) водители поливочных машин 2) поливочные машины
3) грядки картофеля 4) помидоры и огурцы в теплицах
5) технические приспособления 6) пшеничное поле
В6.Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется ………………….
1)заключение брачного договора 2)заключение договора о поставке продукции
3)конфискация имущества 4)установление авторства
5)нарушение дисциплины труда 6)совершение покупки в магазине
8. Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.
А. Народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграция, продолжительность жизни.
Б. Бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношений.
В. Происхождение и эволюция человека, образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека.
Г. Прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономерности развития общества.
Д. Поведение животных и человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания и т.д.
Е. Отношения господства и подчинения, государственное устройство и институты власти, режимы правления.
Ж. Взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальная структура общества.
З. Производство, обмен, распределение, потребление товаров и услуг, систему рыночных отношений
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10 класс
При выполнении этой части, дается 4 ответа, один из которых верный.
1. Личность человека –это
а) целостность социальных свойств человека
б) своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого
в) отдельный представитель социальной общности
г) отдельно взятый человек как представитель человеческого рода
2. В наиболее общем виде под культурой понимают
а) сложные формы поведения людей б) вся преобразовательная деятельность человека
в) производство и применение орудий труда г) следование правилам этикета
3.Экономическая дифференциация проявляется в
а) сращивании политической власти и крупного капитала
б) выделении богатых, бедных и средних слоев общества
в) появлении у отдельных групп новых источников дохода
г) создании новых производств
4.Верны ли суждения:
А.Политика обладает абсолютной самостоятельностью и не зависит от экономического строя общества.
Б.Политика обладает значительной самостоятельностью, оказывает воздействие на экономику и в то же время зависима от экономики.
1)верно только А 2)верно только Б 3)оба верны 4)оба неверны
5.Одним из атрибутов государства является:
а) профсоюз б)правящая партия в)публичная власть г)церковь
6.За ограничение вмешательства государства в экономическую сферу выступают партии:
а) коммунистические б)социал-демократические в)консервативные
а) создает зрительный образ предмета
б) выделяет существенные признаки предмета
в) формирует знания и представления о предмете
г) нацелено на постижение истины
а) создается в результате познавательной деятельности
б) требует усилий для понимания
в) соответствует предмету познания г) является результатом наблюдений
9.Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?
А) действие механизмов наследственности
Б) работа органов чувств
В) способность адаптироваться к окружающей среде
Г) целенаправленная деятельность
10.Игра в отличие от труда
а) может носить условный характер б) имеет целенаправленный характер
в) предполагает общение г)требует разнообразных средств
11. Обществом в широком смысле слова называют
а) исторически сложившуюся систему социальных отношений
б) весь окружающий человека мир
в) группу, в которой люди взаимодействуют друг с другом
г) непосредственное социальное окружение людей
12. Производство- это:
а) разработка новых технологий б)отношения между людьми в процессе обмена;
в) процесс взаимодействия людей с природой и техникой;
г) использование людьми машин и оборудования
13. Принятие законов в РФ, согласно Конституции является функцией:
а) Конституционного собрания б) Председателя правительства
в) Федерального собрания г) Верховного суда
а) национальный доход б) валовой национальный продукт в)производительность труда г)валовой оборот
15.Правоспособность человека наступает:
а) в момент рождения б)после наступления совершеннолетия
в) после вступления в брак г)при получении образования
16.Верны ли суждения :
А.В современном обществе возможна вертикальная мобильность.
Б.В современном обществе возможна горизонтальная мобильность.
1)верно только А 2)верно только Б 3)оба верны 4)оба неверны
При выполнении заданий этой части, ответ необходимо давать в виде слова, последовательности букв или цифр.
1)формы взаимодействия государства и политических партий
2)методы рационального хозяйствования
3)пути устранения межнациональных конфликтов
4)способы внедрения ресурсосберегающих технологий
5)особенности научного познания
6)условия повышения эффективности производства
В2.Установите соответствие нормативных систем, приведенных в первом столбце, и конкретных примеров, приведенных во втором.
НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА ПРИМЕР
1.Право А.Уважение к старшим
2.Мораль Б.Право граждан на участие в голосовании с 18 лет
3.Политические нормы В.Соблюдение церковных обрядов
4.Религиозные нормы Г.Единство места и времени действия в пьесе
5.Обычаи,традиции Д.Почетное место за столом предоставляется
6.Эстетические нормы Е.Назначение главой правительства лидера
партии, победившей на выборах
7.Организационные нормы Ж.Продолжительность рабочего дня
В3.Найдите в приведенном списке субъекты деятельности и укажите цифры, под которыми они указаны.
1.ученый 2.ученик 3.писатель 4.учебник 5.наука 6.учение
«Основой политики является …………….»
«Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации- это ……..
Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют _______________ ________________.
В7.Найдите в списке признаки, характеризующие право:
А) определяет границы должного поведения людей
Б) относится к нормативной системе общества
В) существует как в устной, так и в письменной форме
Г) за нарушение этих норм следует общественное порицание
Д) формируется и поддерживается государством.
8.Установите соответствие между науками, в том или ином аспекте изучающими человека, и их кратким описанием.
А. Наука о строении организмов
Б. Наука, о наиболее общих законах развития природы, общества и сознания.
В. Наука о функциях, отправлениях организма
Г. Наука о биологической природе человека.
Д. Наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.
Е. Наука, изучающая входящие в состав организмов химические вещества.
Ж. Наука об обществе, отношениях людей и групп в нем.
З. Наука о воспитании и обучении.
ОТВЕТЫ К ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10 класс
В2.А2 Б1 В4 Г6 Д5 Е3 Ж7
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по обществознанию «Общество в развитии», 10 класс, базовый уровень
Рабочая программа по обществознанию
Сборник практических заданий «Тетрадь-практикум по обществознанию»
Рабочая программа по факультативному курсу «Основы правовых знаний»
Промежуточная годовая аттестация по обществознанию в 8 классе в форме ОГЭ
Урок обществознания в 6 классе «Семья и семейные ценности»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5383509 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.