Что называют невидимыми нитями в природе
Какими невидимыми нитями связаны животные, растения и человек?
Каждый организм живет – дышит, питается, развивается и размножается. Невидимые нити позволяют ему функционировать. Существуют сразу несколько видов связей между разными объектами Естества…
Связи между неживой и живой природой
С древнейших времен люди пытаются найти границу между живым миром и всем остальным универсумом, созданным природой. Греки периода архаики уверены: все, что не проявляет признаков жизни – субстанция. Материал, из которого боги сотворили планету. Однако в Новое Время выяснилось иное. Эфир наполнен микроскопическими существами. Просто раньше их не могли разглядеть…
Малейший из них (вирус) – объект, не обладающий всего 1 свойством в том наборе черт, который используется для определения факта жизни. То есть он «дышит», питается и развивается. Но не размножается (это могут делать только существа на порядок выше, бактерии).
Неживыми называют горы, воду, Солнце, Луну. Однако человек, флора и фауна («живые»), вирусы («переходные») связаны с планетами и водой. Солнце обогревает все, что растет, а вода не дает живому засохнуть.
Как растения влияют на животных
В лесу невидимые нити проявляют себя явственнее. Тут много растений. Влияние флоры на фауну доказано учеными. Деревья рождают кислород, без которого не выжить человеку и животным. Габаритная зелень дает животным пищу. В виде листьев и коры. В виде дикорастущих ягод и плодов. Мало того, в кроне могучего древостоя удобно размещать гнезда, а в дупле жить (как это делают белки). Что же трава и тростник? Они сами по себе становятся либо едой, либо материалом для постройки гнезд. Если присмотреться к цветам, то почти все они служат пчелам для создания вкуснятины. Меда…
Невидимые нити
Всего получено оценок: 31.
Всего получено оценок: 31.
Земля — уникальная планета в Солнечной системе, имеющая биосферу, то есть множество природных комплексов с разнообразными климатическими условиями. Задача людей — сохранить природу, научиться жить рядом с её обитателями. Для этого требуется понимание взаимосвязей в природе и влияния человека на окружающий мир. Проследим связи между природными явлениями и разберём несколько примеров.
Взаимосвязи в живой и неживой природе
Между живой и неживой природой существует прочная связь.
Например, сокращение светового дня заставляет обитателей лесов и степей готовиться к зиме. Похолодание вызывает активный рост густого подшёрстка у зимующих видов животных, часть из них впадает в спячку. Отправляются на юг журавли и другие перелётные птицы. Последние листья слетают с деревьев.
Рис. 1. Отлёт журавлей.
Истребление воробьёв в Китае
Всю природу пронизывают невидимые нити, примеры этого хорошо известны историкам.
В середине ХХ века в Китае объявили войну воробьям. Считалось, что птицы поедают зерно, что приводит к потере урожая. За несколько месяцев воробьи были побеждены. Урожай зерновых порадовал крестьян. Однако посевы следующего года пострадали от нашествия саранчи, гусениц и других вредителей, которые являлись птичьим кормом. Урожаи резко упали.
Следствием истребления воробьёв и гибели значительной части урожая стал массовый трёхлетний голод, во время которого погибло от 10 до 30 млн человек.
Живые воробьи закупались в СССР и Канаде и выпускались на поля.
Этот пример является иллюстрацией модели связи между человеком и природой, между представителями животного мира.
Рис. 2. Воробьи.
Проблемы Йеллоустонского парка
События в Йеллоустонском парке демонстрируют ещё одну модель связи между животными и растениями в лесу.
В середине ХХ века сотрудники парка пришли к выводу, что волки препятствуют росту популяции оленей. Все волки были уничтожены. Поголовье оленей быстро выросло. Однако олени вытоптали большие территории, выедая все растения, включая редкие. В стадах начались эпидемии, так как больные животные паслись рядом со здоровыми.
В 1995 году в парк выпустили 14 волков. Вскоре олени стали более осторожны, избегали некоторых участков. Это привело к росту трав, возрождению лесов. Стада очистились от больных особей. Добычей волков были койоты. В результате мыши и кролики восстановили поголовье, что вернуло лисиц, ласок, хорьков, сов, орлов. Вскоре пришли медведи, которые крали добычу у волков.
Берега рек быстро заросли травой и деревьями, перестали размываться, их русла выпрямились.
Конкуренция растений
Растениям нужен свет. На окраине леса один тип растительности сменяется другим в связи с затенением одних растений другими.
Так разрастается лес.
Что мы узнали?
В мире существуют многочисленные связи между живой и неживой природой, животными и растениями, человеком и природными системами. Приведённые в статье примеры помогут ученикам 2 класса в подготовке доклада по окружающему миру: истребление воробьёв в Китае, проблема Йеллоустонского национального парка.
Окружающий мир 2 класс учебник Плешаков 1 часть ответы стр 73
👉 Ответы к странице 73. Окружающий мир 2 класс учебник 1 часть. Автор: А. А. Плешаков.
Объясни, о каких невидимых нитях говорится в рассказе. Как ты думаешь, почему дятел летом питается насекомыми, а зимой – семенами хвойных деревьев? Почему дятла называют лесным врачом?
В рассказе говорится о невидимых нитях, которые соединяют живую и неживую природу, а так же природу и человека. В живой природе есть связь между разными представителями живых организмов. Одни звери питаются другими, так, например, дятел питается насекомыми. В холодное время он подстраивается под окружающую среду и ищет себе еду в семенах, которые спрятаны в шишках.
Я думаю, что летом дятел питается насекомыми, потому что все птицы ими питаются. Летом на природе много жучков, поэтому дятел может с легкостью отыскать для себя пищу. Зимой насекомые прячутся в почву. Птице трудно их достать, поэтому они ищут для себя еду в шишках.
Дятла называют лесным врачом, потому что он питается теми насекомыми, которые вредят деревьям. Он извлекает их из-под коры и не позволяет погибнуть дереву.
Подробнее о жизни дятла и о его «кузнице» ты можешь прочитать в книге «Зеленые страницы».
Подробности о жизни дятла
Самцы дятлов легко отличаются от самок. У них есть на туловище красное пятнышко, которого нет у представительниц противоположного пола. В зимнее время дятлы меняют свой образ жизни. Они переходят на семена шишек, которые гораздо проще найти в период зимы. Дятлы очень аккуратно и тщательно вытаскивают все семена из шишек, чтобы не расходовать их зря. Они имеют свою особую «кузницу», найдя трещину в дереве или пеньке. За день дятел успевает обработать до 70 шишек.
С помощью рисунков проследите связи в природе. Расскажите о них. Подумайте, как человек может нарушить эти связи. К каким бедам это приведет?
На первом рисунке показаны божьи коровки и тля. Первые жучки питаются вторыми насекомыми. Если исчезнет тля, то божьим коровкам будет нечего есть. Если же пропадут божьи коровки, то тля расплодится и уничтожит множество растений.
На второй картинке показано, как пчела опыляет цветок и из его нектара делает мед. Если пчел не будет в природе, то цветы не смогут размножаться, потому что именно пчелы их опыляют. Без цветочков пчелки не смогут делать свой мед, и им будет нечем питаться.
На третьей картинке синица кушает гусеницу. Гусеницы вредят деревьям, поедая их листву, поэтому птицы спасают растения от вредителей. Если не будет синичек, то гусеницы навредят большому количеству деревьев. Но и без гусениц птицам будет нечем питаться.
Предложите способ изображения связей с помощью моделей. Изготовьте 1-2 модели.
На слайде показаны три пищевые цепи, которые показывают, как связаны между собой разные животные и растения.
Мы можем заметить, что мышки питаются желудями, поэтому если не будет дубов, то им будет нечего есть. Из-за этого могут исчезнуть грызуны, и тогда лисам будет нечем питаться. Эти же желуди употребляют в пищу кабаны, которые служат едой для волков.
Приведите примеры связей в природе, между природой и человеком.
В природе существует множество связей между живыми организмами, а так же живой и неживой природой. Для всех растений и животных нужен солнечный свет и его тепло. Растения преобразуют лучики в питательные вещества, которые необходимы им для жизни. Многие растения человек употребляет в пищу.
Рыбам для жизни нужна вода. Они плавают в ней, растут и развиваются. Затем человек вылавливает рыбу и употребляет ее в пищу.
Как по вине человека могут быть нарушены невидимые нити?
Человек может из-за невнимательности разрушить невидимые нити. Он может загрязнить атмосферу, воду и почву совей деятельностью. Из-за этого пострадают растения, животные и сами люди.
Презентация по окружающему миру. Тест №15 «Невидимые нити» 2 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
1.Что называют невидимыми нитями в природе? А. Корни деревьев; Б. Паутина в лесу; В. Связи в природе.
2.Какие действия человека не вредят природе? А. Отлавливание божьих коровок; Б. Вырубка леса; В. Использование ядохимикатов; Г. Посадка растений;
3.Какое утверждение верное: А. Лягушек надо уничтожать. Б. Ящериц надо отлавливать. В. Нельзя брать домой детёнышей диких животных.
4.Какое насекомое опыляет клевер? А. Кузнечик; Б. Паук; В. Шмель.
5. О каких связях говориться в предложении «Человек использует полезные ископаемые для строительства»? А. неживой и живой природы; Б. растений и животных; В. природы и человека.
6. О каких связях говориться в предложении «С приходом осени у деревьев и кустарников начинается листопад»? А. неживой и живой природы; Б. растений и животных; В. природы и человека.
7.Приведи пример связи в природе?
Составила: Саитова Наталья Михайловна. Учитель МБОУ «НОШ г. Макарова» Сахалинской области 2020 год
Интернет ресурсы. Е. М. Тихомирова Тесты по предмету « Окружающий мир» 2 класс. Издательство «Экзамен». Москва 2011 год
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1480126
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект по окр. миру на тему «Невидимые нити»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Ф.И.О: Дербенева Юлия Александровна
Учитель: Лебедкина Лариса Валерьевна
Методист: Константинова Александра Юрьевна
УМК: Планета знаний
Тема урока: «Невидимые нити»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятия «невидимые нити»; самостоятельного поиска связей в природе.
-познакомить учащихся с понятием «невидимые нити»; изображать их с помощью моделей.
-учить детей находить связи в природе.
— развивать умение работать в парах, группах; самостоятельно;
— развивать познавательную активность, логическое мышление, наблюдательность, мыслительные операции.
— воспитывать культуру общения, умение слушать; прививать интерес к предмету;
— воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.
1. Самоопределение к деятельности
— Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами продолжим изучать удивительный предмет Окружающий мир!
Урок проведу у вас я, зовут меня Юлия Александровна. (присаживайтесь)
Чтобы наш урок прошел успешно, надо следовать некоторым правилам. Для того, чтобы их вспомнить Вы должны закончить предложения:
На уроке будь старательным, будь спокойным и ….(внимательным)
Все пиши, не отставая, слушай не ….(перебивая)
Говорите четко, внятно, чтобы было все. (понятно). Если хочешь отвечать, надо руку…(поднимать).
Молодцы, надеюсь Вы будете следовать этим правилам.
А теперь начнём наш урок.
настраиваются на работу
имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные : осуществляют сотрудничество с учителем.
2. Актуализация знаний
В некотором царстве, в некотором государстве жили – были… Нет-нет, совсем не царь с царицей… Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а совсем рядом с нами, вокруг нас. Это царства живой и неживой природы.
На прошлом уроке Вы узнали какими бывают животные и на какие группы они делятся. Давайте вместе их вспомним, я буду называть по несколько представителей определенной группы, ваша задача понять и правильно назвать загаданную группу.
Насекомые (комар, муха, стрекоза, оса, божья коровка)
Рыбы (карась, щука, сом, карп)
Птицы (дятел, ворона, грач, соловей, воробей)
Звери, млекопитающие (слон, кошка, собака, ёж, тигр)
А теперь вспомните отличительные признаки каждой группы.
Хорошо, ребята, мы с вами повторили животных, а скажите животные относятся к живой или неживой природе? Почему?
Правильно, теперь вспомните что относится к неживой природе?
Молодцы, ребята. Давайте подведем итог, живая природа – это все живые существа, которые дышат, растут, развиваются, дают потомство и умирают. А неживая природа – это солнце, небесные тела, звезды, воздух, вода, камни и все, что создано руками человека.
Подумайте, пожалуйста, а существует ли какая-то связь между живой и неживой природой?
Объекты живой и неживой природы тесно связаны друг с другом и их существование невозможно по отдельности.
Так, растение — это объект живой природы, но Солнце обогревает его лучами, из воздуха оно получает углекислый газ, который запускает процесс питания, вода наполняет растение питательными веществами, а ветер разносит его семена, помогая размножению.
Отвечают фронтально на вопросы
Насекомые – 6 ног, 3 пары
Рыбы – тело покрыто чешуей
Птицы – тело покрыто перьями
Звери – тело покрыто шерстью, выкармливают детенышей молоком
К живой природе, дышат, развиваются, питаются, дают потомство, умирают.
Солнце, звезды, воздух, вода, камни.
Живые существа не могут жить без неживой природы. Растениям нужно солнце и вода и воздух и т.п.
Познавательные : формирование умения ориентироваться в своей системе знаний; формирование умений производить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение).
3. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание
А теперь, ребята, посмотрите на картинки, что вы видите на них?
Подумайте, как связаны между собой листья дерева, гусеница, птица? Гусеница питается листьями деревьев, а птица питается гусеницами.
Ребята, а что произошло бы в природе, если бы исчезли листья? гусеницы? птицы?
– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке.
– Прочитайте тему урока. Понятна ли она вам?
– Какая цель стоит перед нами на уроке?
А чтобы познакомиться с новой темой, мы должны поставить задачи урока. Какие это будут задачи?
Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «Невидимые нити», узнаем где их можно встретить, а также самостоятельно создадим свои примеры нитей с помощью моделей.
Листья дерева, гусеница, птица
О том, как связаны растения и животные
Узнать, что называют невидимыми нитями
Узнать, что такое невидимые нити.
Найти связи в природе.
Объяснить полученные связи.
Изобразить связи с помощью моделей.
Регулятивные : целеполагание; саморегуляция. Познавательные : формирование умения использовать простые логические действия. Коммуникативные : формирование умения слышать учителя, отвечать на вопрос.
4. Открытие нового знания
Кто знает, что такое модель?
МОДЕЛЬ – любой образ, изображение, схема какого-либо объекта, процесса или явления.
С помощью чего вы могли бы создать модель? Молодцы, мы действительно можем создать модель с помощью картинок, стрелок, клея, ножниц, степлера, бумаги и т.п.)
Но модель нам с вами делать еще рано, давайте сначала поработаем с учебником, откройте страницу 64, мы видим текст. Кто начнет читать… (несколько человек)
– О каких невидимых нитях говорится в тексте?
– Как бы вы озаглавили этот текст?
– Восстановим события, происходившие в тексте, в виде словесной цепочки.
Человек вырубил кустарники. ––> Исчезли птицы, которые гнездились в них. ––> Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев. ––> Деревья высохли.
– Как вы думаете, чем всё закончилось? (Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер.)
– Кто виноват в этом? (Человек – лесничий.)
А теперь, я предлагаю проследить связь в природе с помощью картинок на стр. 65. Посмотрите внимательно, какие связи мы видим на 1 картинке? На 2? На 3?
— А можем мы, люди, нарушить эти связи?
Действительно, божья коровка – это отличная помощница человеку в борьбе за урожай Она поедает тлю, опасных насекомых. Если человек будет отлавливать божьих коровок за их красоту – будет распространяться тля, опасные насекомые – уменьшатся урожаи, в садах и парках начнут гибнуть растения.
Давайте теперь попробуем привести свои примеры связей в природе.
Я начну, подумайте, как связаны крот и земля? Крот относится к живой или неживой природе, а земля?
Медведь и вода? Цветок и солнце? Корова и трава? Приведите теперь свои примеры.
Можем мы утверждать, что все в природе взаимосвязано?
(С помощью стрелок, картинок, клея, степлера.)
Читают текст, отвечают на вопросы, работают с учебником
(О нитях между растениями и животными, между человеком и живой природой.)