Что называют мировой культурой
Мировая культура
Смотреть что такое «Мировая культура» в других словарях:
Культура Германии — включает в себя культуру как современной Федеративной Республики Германия, так и регионов, составляющих современную Германию до её объединения: Пруссия, Бавария, Саксония и других. Более широкая трактовка «немецкая культура» включает в себя также … Википедия
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА — система экономических взаимоотношений между странами мира. Мирохозяйственные связи развиваются с древнейших времен, их значение непрерывно возрастает. Они развиваются на основе разделения труда, связанного с различиями в природных условиях и в… … Юридическая энциклопедия
Культура Винча — Распространение культуры Винча (фиолетовый) в 3500 году до н. э … Википедия
Мировая художественная культура — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Мировая экономика — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
МИРОВАЯ ВОЛЯ — центральное понятие в метафизике преступления А. Шопенгауэра. Согласно его учению, миропорядок лишен разумного содержания, а жизнь не имеет ни цели, ни смысла. Миром правит не благой и мудрый абсолютный разум, как у Гегеля, а неразумная,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
Старчево-Кришская культура — История Сербии … Википедия
Вторая мировая война — У этого термина существуют и другие значения, см. Вторая мировая война (значения). Вторая мировая война Мировые войны … Википедия
Майкопская культура — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия
Финская культура — Содержание 1 Исторические аспекты 2 Литература 2.1 Зарождение 2.2 Реализм … Википедия
Мировая и национальная культура
Для анализа структуры культуры важно научное выделение носителя – субъекта (создателя, хранителя) культуры.
Субъектом культуры, создающим для себя особую жизненную среду и формирующимся под её воздействием, является человек. Основной феномен культуры – человек, ибо без него и вне его её бы просто не было. Человек сам является мини-моделью культуры, представляет собой культурный микрокосм (мир малых величин). Истоки культуры следует искать там и тогда, когда появляется человек, но не как биологическая особь, а как мыслящее, разумное существо.
Но человек творит культуру не в одиночку, а сообща, с другими людьми. Культура есть явление коллективное, общественное. Главным субъектом истории является народ как основная сила, творящая и преобразующая мир культуры во всем его многообразии, величии и значимости. Но народ – сложное социальное образование, он непрост по социальному и демографическому составу. Внутри народа – главного исторического субъекта культуры – можно выделить другие субъекты, находящиеся на разных «этажах» его структуры:
– социальная общность (род, племя, народность);
– класс (крестьяне, рабочие, феодалы, буржуазия);
Осознанно заниматься развитием культуры, обогащать её новыми ценностями в равной степени имеют возможность далеко не все субъекты, их роль в развитии культуры бывает различной.
В соответствии с различными носителями (субъектами) принято выделять прежде всего мировую и национальную культуру. Мировая культура является результатом деятельности всего человечества по «возделыванию» мира.
Мировая культура представляет собой совокупность лучших достижений этнических и национальных культур всех народов Земли, созданных на протяжении всей человеческой истории, вошедших в историческую память и получивших известность во всех регионах нашей планеты. Основой современной мировой культуры является европейская культура городского типа.
Компонентами мировой культуры являются:
– высокая художественная культура различных регионов;
– продукция массовой культуры;
– элементы социального поведения;
– международное право, регулирующее отношения между государствами; в нем фиксируется признание культурной самобытности народов;
– наука как всеобщее достояние, основа для коммуникации и взаимного обогащения и взаимодействия.
Мировая культура включает в себя множество локальных культур – этнических и национальных.
Этническая культура – это культура, которую формировали начиная с ранних стадий развития истории человечества племена, общины, этнические группы. Обязательным признаком любой этнической культуры является её своеобразие, неповторимость, оригинальность. Каждый этнос живет в конкретном природно-историческом окружении, адаптируется к ним, накапливает специфический культурный опыт, формирует уникальные культурные комплексы.
Этнос(в пер. с греч. «племя, народ») – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами, единой культурой, языком, психологическим складом, с также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований ( самосознанием).
Основой уникальности этнических культур является специфическая для каждой культуры система ценностей – идеалов, к достижению которых стремятся представители каждой культуры. Они закрепляются в системе норм и правил поведения, позволяющие воплотить ценности культуры в жизнь. На их основе формируются стереотипы – наиболее типичные, стандартные формы поведения и восприятия окружающего мира и других людей. Как правило, мы не отдаем отчета в существовании стереотипов, но реальное поведение любого человека всегда основывается на них. Так, вряд ли кто из людей задумывается над тем, как он поздоровается с друзьями при встрече. Но в Европе при этом пожмут руку, в Японии поклонятся друг другу, плотно прижав руки к бокам. Именно в устойчивых поведенческих установках проявляется специфика этнических культур.
Таким образом, любую этническую культуру можно представить в виде «культурного айсберга», в основании которого лежат ценности, в середине – нормы и правила поведения, а вершиной айсберга является реальное поведение людей. И, как в любом айсберге, вершина составляет не более десятой части всего айсберга, а основная масса скрыта водой.
Свое завершение процесс формирования этнической культуры находит в появлении самоназвания – этнонима (вятичи, кривичи, русские, французы, испанцы и т.д.). Имя становится нужным этносу, когда он уже прошел определенный путь, его члены осознали свое единство, почувствовали свое отличие от других народов.
С образованием национальных государств складывается национальная культура.
Национальная культура – это культура определенной нации, складывающая на основе длительной совместной жизни, труда и борьбы, единой экономики, территории, языка и государственности. Своеобразие национальной культуры, её самостоятельность и самобытность проявляются как в духовной сфере (язык, фольклор, литература, искусство, мораль, политика, религия и др.), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции и способы труда и производства, жилище, одежда, пища) сферах жизни и деятельности.
Сегодня в мире почти не осталось чистых этнических и национальных культур, поэтому любая культура складывается из этнически нейтральных (общемировых) и этнически (национально) окрашенных черт культуры. Сочетание этнических, национальных и общемировых черт культуры неодинаково не только у разных народов, но и внутри культуры одного этноса. Этническая специфика более заметна в сельском хозяйстве и ремесленном производстве, минимальна на современных промышленных предприятиях. Этнических (национальных) элементов больше в художественной культуре, религии, морали; меньше – в науке, праве, экономике. Африка слабо затронута общемировой культурой, в Азии носителями мировой культуры являются городские жители и верхушка общества.
Новый культурный порядок должен основываться на признании единства народов и их культур при сохранении их самобытности.
Мировая культура в некотором смысле абстрактное понятие, ибо мировая культура в действительности существует только в виде множества конкретных культур разных эпох и регионов, а внутри этих эпох – в виде культур отдельных стран и народов.
В едином временном срезе культуры противостоят друг другу, взаимодействуют, спорят, понимают и гораздо чаще – не понимают друг друга. Они непрерывно движутся, развиваются, но изменения идут неодинаковыми темпами, сопровождаясь зачастую не только прогрессом, но и регрессом.
Ни одна культура не существует изолированно. Решая свои задачи, она постоянно обращается к своему прошлому, к наследию или к живому опыту других культур. В ХХ в. это обращение к другим культурам получило название «диалога культур», многие называют это взаимодействие «полилогом», ибо в разговоре обычно участвуют не две, а сразу несколько различных культур. К сожалению, культуры говорят на разных языках. Поэтому в диалоге возникают серьезные проблемы понимания, осложненная проблемой чужого языка. Нужно освоить чужое миропонимание.
Адекватному восприятию чужих культур мешают следующие факторы:
1) Проблема «временного масштаба»: в одно понятие «культура эпохи» объединяются два-три столетия, мы судим о ней по произведениям нескольких людей, иногда сосредоточенных на узком временном отрезке, а иногда разбросанных во времени и пространстве.
2) Проблема обыденного «культурного фона» и её «вершин» заключатся в том, что мы судим о культуре в основном по её вершинам. Поэтому культура России 1820–1830-х гг. остается для нас преимущественно культурой Пушкина. Место, которое он занимал в тогдашнем обществе, гораздо менее значительно, чем это представляется нам. В нашем представлении о культуре мы исходим из квинтэссенции высших её достижений, неоправданно сжатых во времени.
3) Чужая культура в нашем восприятии искажается в связи с проблемой её сохранности, ибо ни одна из культур древности не дошла до нас в своем первозданном виде. Большинство из них сохранилось лишь в облике отдельных, сильно фрагментированных памятников. Воссоздать целостный, неискаженный облик культуры весьма сложно. Поэтому по сохранившимся остаткам культуры воссоздается нечто общее – алгоритм, определяющий основной стержень умершей культуры.
До нас доходят прежде всего памятники литературы и вещи, изготовленные из прочных материалов – скульптура, архитектура, монументальная живопись, да и то чаще всего в деформированном виде.
Мы очень мало знаем, например, о музыке, хотя основные культуры древности были по преимуществу музыкальны. Практически совсем неизвестны нам театр и танец – то есть виды искусства, оперирующие пр своем воплощении временем.
Все эти факторы следует учитывать при воссоздании целостного облика культуры, чтобы адекватно осмыслить её значение.
Образ мира в сознании человека как стержень культуры. В основе периодизации мировой культуры лежит «образ мира», мировидение, то, как человек себя с миром соотносит. Велик ли он или мал по сравнению с миром; находится ли он в центре мироздания или на его обочине; сам ли он является силой или этой силой делает его Бог; наполнен ли мир вокруг него добрыми или злыми силами. В центре проблемы мировидения оказывается проблема отношения человека и мира, проблема взаимодействия между миром и человеком.
Образ мира, возникший у человека, определяет и способ его взаимодействия с этим миром: в зависимости от него человек сожжет отвести себе активную или пассивную роль. Это определяет поведение человека, степень способности его к изменению мира.
Образ мира складывается из:
1) самоощущения – ощущения человеком своего места в мире, представления о том, что есть человек, т.е. представления о собственной личности: её величине, значимости в мире, её активности;
2) ощущения пространства, способах его восприятия и передачи. Одни культуры ограничивают пространство куполом неба, другие постигают бездонный космос, бесконечные дали. Для одних культурных периодов мир ограничивается одни материком, другие видят его во всем объеме земного шара;
3) восприятие времени не везде одинаково и неизменно. Например, у культур Востока используется лунный календарь, у них время не линейно, как у нас, а циклично – то есть оно периодически возвращается к тому моменту, с которого его движение началось.
Время и пространство взаимосвязаны и взаимозависимы. Их единство во многом определяет единую картину мира, а значит, и реакцию человека на этот мир, его поведение и набор человеческих ценностей в нем.
Мировая культура есть мозаика культур. Множество культур образуют систему сложных взаимосвязей в которой каждой культуре отведены свое место и своя роль, сыграв которую они образуют вместе некое единство, которое и позволяет говорить о мировой культуре, о культуре человечества в целом.
Культура.
Понятие культуры.
Понятие культуры изначально в Древнем Риме означало земледелие. Марк Порций Катон Старший еще во II веке до н.э. написал трактат о земледелии «De Agri Cultura». Как самостоятельный термин культура стал использоваться в XVII веке и означал «воспитанность» и «образованность». В повседневной жизни культура сохранила и это значение.
Культура – это совокупность самых разных проявлений человеческой деятельности, включая самовыражение, самопознание, накопление навыков и умений. Проще говоря, культура – это все что создано человеком, то есть не является природой. Культура как вид деятельности всегда имеет результат. В зависимости от того, какой характер имеет этот результат (относится к материальным ценностям или к духовным), культуру различают на материальную и духовную.
Материальная культура.
Материальная культура – это все, что имеет отношение к материальному миру и служит для удовлетворения материальных потребностей человека или общества. Основные элементы:
Духовная культура.
Духовная культура – это вид деятельности, связанный с чувствами, эмоциями, а также с интеллектом. Основные элементы:
Виды культуры.
Виды культуры многочисленны и разнообразны. Например, по характеру отношения к религии культура бывает светская или религиозная, по распространению в мире – национальная или мировая, по географическому характеру – восточная, западная, русская, британская, средиземноморская, американская и т.д., по степени урбанизации – городская, сельская, деревенская, а также – традиционная, индустриальная, постмодернистская, специализированная, средневековая, античная, первобытная и т.д.
Все эти виды можно обобщить в трех основных формах культуры.
Формы культуры.
Мировая культура и искусство
Рассматривается история мировой культуры и искусства от первобытности до XXI в., освещается содержание основных этапов культурной истории человечества. Культура Востока, Запада и России представлена как единое целое при всем многообразии ее проявлений. Цель пособия – помочь студентам в подготовке к семинарским занятиям, зачету или экзамену. Соответствует ФГОС ВО последнего поколения. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Культурология». Представляет интерес для учащихся и преподавателей лицеев, гимназий, колледжей.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мировая культура и искусство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Глава 1. Возникновение культуры и искусства в первобытном обществе
История появления человека на Земле, становления человеческого общества, формирования его культуры насчитывает не менее миллиона лет. Первые цивилизации на Земле появились около 6 тыс. лет назад (в IV тысячелетии до н. э.), а до этого десятки тысяч лет формировалась и развивалась первобытная культура. Она практически по всем параметрам отличалась от современной культуры, но именно тогда сформировался современный человек и определились основные черты будущего развития человеческого общества, итогом которого стала современная цивилизация. Эти обстоятельства обусловливают особое место и значимость первобытной культуры в истории человечества.
Большое теоретическое и практическое значение приобретает исследование вопроса о том, каким образом на протяжении сотен тысяч лет в ходе становления человеческого общества формировалась вся первобытная культура, заключавшаяся в повседневной хозяйственной деятельности людей, выработке необходимых трудовых навыков, создании простейших орудий труда, а также первых произведений искусства. Изучение этого процесса требует обращения к далекому прошлому, когда шел процесс становления самого человека и его культуры.
1.1. Периодизация и характерные черты первобытной культуры
Первобытный период культурной истории продолжался по меньшей мере 35 тыс. лет, пока не возникли первые государства Древнего Востока в III тысячелетии до н. э. Все это время человеческая культура накапливала силы, чтобы сделать рывок в своем культурном развитии. Данные археологии дают основание полагать, что стремительное развитие культуры носило локальный характер, охватывая отдельные территории земного шара. Остальная часть населения Земли включалась в культурный прогресс под воздействием соседства с развивающимися культурными анклавами и благодаря ему.
Основными источниками изучения первобытной культуры являются наблюдения за образом жизни и поведением традиционных обществ и археологические находки и открытия. Еще в XIX в. многие народы сохранили элементы первобытной культуры. Сегодня носителями этой культуры являются немногочисленные архаичные племена, укрывшиеся от цивилизации в самых отдаленных и труднодоступных местах планеты. Кроме того, до нас дошли останки первобытных людей, их орудия труда, кости животных, на которых они охотились, засохшие семена и плоды, которыми они питались, предметы быта и украшения, остатки сакральных сооружений, жилищ и захоронений.
В исторической науке существуют два пути изучения первобытной культуры:
1) первобытная культура разделяется по социальному признаку на несколько эпох: первобытное человеческое стадо, родовой строй (включающий в себя матриархат и патриархат) и высшую демократию;
2) первобытная культура разделяется на исторические эпохи по такому признаку, как материалы, из которых изготовлялись орудия труда и оружие: каменный век, в свою очередь подразделяющийся на древнекаменный (палеолит) — 12 тыс. лет назад, среднекаменный (мезолит)–9 тыс. лет назад, новокаменный (неолит)–6 тыс. лет назад; бронзовый век — 3 тыс. лет до н. э.; железный век — 1 тыс. лет до н. э.
Кроме того, для более полного понимания первобытной истории в науке выделяют этапы первобытного человеческого стада, первобытной родовой общины и первобытной соседской общины.
В соответствии с первым подходом первобытная история начинается с эпохи первобытного человеческого стада (праобщины). Эта эпоха открывается появлением древнейших архантропов, образовавших неустойчивые сообщества людей. На всем ее протяжении происходило преодоление остатков животного состояния, унаследованных от стад человекообразных обезьян, упрочение социальных связей, а вместе с ними и завершение биологического развития самого человека. Эпоха первобытной родовой общины открылась возникновением первых упорядоченных форм социальной организации и родовой общины. Именно тогда получили полное выражение основные черты первобытного строя — коллективизм в производстве и потреблении, общая собственность и уравнительное распределение. Эпоха первобытной соседской общины стала временем распада первобытнообщинного строя и ознаменовалась развитием всех отраслей хозяйственной деятельности. Общая собственность рода была вытеснена обособленной собственностью отдельных индивидов, общинно-родовые связи уступили место общинно-соседским. Тогда же появились первые формы эксплуатации, зародились частная собственность, общественные классы и государственность. Данная эпоха завершилась приблизительно 5 тыс. лет назад.
Среди всех эпох и этапов развития первобытной культуры особое место занимает верхний (поздний) палеолит. Только применительно к этому этапу можно с определенностью говорить о человеческой культуре, как материальной, так и духовной. В это же время были созданы первые дошедшие до нас изображения. Исторической наукой доказано, что вначале позднего палеолита родились почти все виды художественной деятельности — росписи на стенах и потолках пещер, рельеф и объемная скульптура, гравированный рисунок на камне, кости, роге.
1.2. Становление культуры первобытного общества
В истории первобытного общества выделяют два основных типа производственной деятельности — присваивающий и производящий.
На первом этапе (присваивающая деятельность) люди использовали готовые продукты природы, добывая их с помощью подручных средств-камней, палок, костей. Постепенно от необработанных орудий человек перешел к изготовлению простейших орудий труда. В процессе их создания совершенствовались приемы обработки камня, в производство вовлекались другие материалы — дерево, кость, кожа и т. д. В ходе производственной деятельности менялись и сами люди, их отношения между собой.
Второй этап первобытного производства (производящий) начался с переходом человечества к земледелию и скотоводству. Развитие этих видов хозяйственной деятельности, а также возникновение ремесел привели к общественному разделению труда, разложению больших трудовых коллективов на мелкие, появлению частной собственности на средства производства и результаты труда.
Для становления культуры в то время важнейшее значение имело изготовление орудий труда, которое играло решающую роль в процессе очеловечивания приматов. Освоение приемов обработки камня позволило в дальнейшем перейти к его художественной обработке. Во время работы развивалась визуальная память человека, деятельность, направленная на достижение заданной формы, способствовала накоплению знаний о материале и технологических особенностях его обработки. Постепенно усложнялись технические навыки, появлялось избыточное мастерство: человек овладевал навыками обработки материала настолько, что мог дополнить жесткую технологию придания материалу необходимых качеств деятельностью по его одухотворению и украшению.
Основным видом хозяйственной деятельности в то время была охота, которая оказала значительное влияние на общественное устройство, психику, верования и сознание людей. Охота не только удовлетворяла потребность людей в пище, но и сыграла важную роль в отделении человека от животного мира. Во-первых, коллективный характер охоты способствовал возникновению и укреплению собственно человеческих отношений, человеческого общения. Во-вторых, охота стимулировала развитие ремесла, поскольку обеспечивала относительный избыток продуктов питания и тем самым освобождала часть времени от их добычи. В-третьих, она постоянно расширяла представления человека о пластическом и цветовом разнообразии природных явлений.
Совместная охота не просто способствовала объединению архантропов, но заставляла их определенным образом относиться друг к другу, формировала опыт сопереживания, сочувствия, учила понимать друг друга и в своих действиях исходить из общего строя чувств, общих нужд и потребностей. Благодаря этому образы внешнего мира наполнялись общественно значимым содержанием, что помогало развитию внутриколлективных связей и отношений.
Для становления первобытной культуры важное значение имело открытие способа добывания огня. Благодаря овладению огнем животная психика перестраивалась в направлении человеческого разума, требующего целенаправленных действий. Огонь надо было поддерживать, чтобы он не погас, за ним надо было следить, чтобы от него не воспламенились окружающие предметы, и т. д. Огонь стал центром жилища, источником тепла и света, помощником в приготовлении пищи, защитой от хищников и важным средством охоты. Таким образом, использование огня содействовало объединению людей в коллектив, укрепляло их сотрудничество.
Развитие хозяйственной деятельности обусловили глубокие изменения в семейных отношениях. Так как мужчина осваивал ведущие отрасли семейного хозяйства, приносившие основной доход, именно он становится главой семьи. В первобытную эпоху произошел переход от матриархата к патриархальным отношениям. Патриархальный тип семьи подорвал родовую общину, поскольку большие трудовые коллективы оказались не нужны, основной производственной ячейкой стала семья. Старая родовая демократия уступила место новой форме организации отношений — военной демократии. При этом значительно укрепилось положение вождя: его должность стала наследственной, круг его полномочий расширился. Таким образом, эволюция социально-экономических отношений привела к замене родового строя государством.
Тем не менее появление новых типов хозяйственной деятельности, социальных и семейных отношений, материальных явлений и предметов сохраняло главную отличительную особенность первобытной культуры — ее синкретический (не расчлененный) характер. Многочисленные археологические находки убеждают, что первобытная культура представляла собой изначальную синкретическую целостность, составляющими которой были орудия труда, эмпирические знания, верования, предметы быта, нравственные нормы, традиции и обычаи, наскальные рисунки и скульптурные изображения. Эта синкретичность первобытной культуры убедительно подтверждается наскальными рисунками, найденными в разных регионах планеты (Пиренеи, Франция, Африка, Сибирь). Почти все рисунки и изображения животных испещрены ударами заостренных предметов, видимо, каменными наконечниками копий и стрел. Их следы дают основания для вывода, что сами рисунки были сделаны не для получения эстетического наслаждения, а с утилитарными целями: они имели не эстетический смысл, а магический. Первобытный художник, почти все время занятый поисками пропитания и охотой, высекал и рисовал животных только для совершения магических обрядов: охотники племени были убеждены, что поражение изображенного животного во время обряда обеспечит удачу в реальной охоте.
1.3. Духовная первобытная культура
Современному человеку трудно представить себе характер мышления первых людей. Дело в том, что мы мыслим и представляем себе мир совершенно иначе, чем наши далекие предки. Свои представления о мире мы соотносим с определенной системой духовных ценностей, норм и смыслов, ставим перед собой конкретные цели. Иначе говоря, мы живем в сложной духовной среде, которая является результатом деятельности многих поколений.
Для первобытного человека такая готовая духовная среда отсутствовала. Все вокруг него существовало даже без названий, поэтому отношение к окружающему миру было не рациональным, а эмоциональным, т. е. он приписывал свои эмоции тому, что воспринимал в данный момент, «проецировал» свои эмоциональные состояния на мир. Первобытные люди видели в своем окружении то, что хотели видеть, и не замечали того, чего не хотели замечать. Эмоциональность и уподобление вещи себе были характерными чертами мышления первобытных людей.
Такой способ мышления мог породить только мифологическое мышление, в соответствии с которым представления о мире основывались на убеждении, что все природные явления представляют собой результат действий каких-то невидимых сил. Мироощущение первобытных людей было эмоционально напряженным, тревожным, драматичным. Окружающую реальность они воспринимали как действие хаотических и неукротимых сил, где каждое мгновение подстерегала опасность. В этом неподвластном человеку мире может выжить тот, кто породнится с грозными природными стихиями, воспринимавшимися как родственные, одушевленные существа, которых можно как-то умилостивить, заговорить, а иногда и напугать. Сущность мифологического мироощущения — в уподоблении окружающей реальности человеку, перенесении внутренних свойств индивида на внешний мир. Под влиянием человеческих чувств Солнце, Луна, облака, звезды, скалы, реки, животные, растения наделялись одухотворенностью, сознанием и волей. Поэтому миф можно представлять как способ человеческого бытия и мироощущения, основанный на смысловом породнении человека с миром, когда человек воспринимает психологические смыслы в качестве изначальных свойств вещей, рассматривает и переживает явления природы как одушевленные существа.
Мифологическое мировоззрение первобытного человека порождалось также его неразвитой практикой. В течение всей эпохи палеолита первобытное общество существовало в условиях присваивающего способа хозяйственной деятельности. Поэтому человек оставался пассивным, созерцательным существом, смутно представлявшим свойства окружающих его предметов и явлений. Сознание скользило лишь по поверхности явлений, фиксируя чаще всего внешнее, частное, случайное и иллюзорное в них. В связи с этим окружающая реальность воспринималась им неполно, неадекватно. В воображении человека она преломлялась как неупорядоченная и хаотическая жизнь. Предметы и явления казались олицетворением несоразмерности, чуждости, дисгармоничности. Свое понимание и осознание этого мира человек стремился осуществить в форме мифа, который в этом случае выступает как способ осмысления природной действительности на ранней стадии человеческого развития, проявляющийся в очеловечивании окружающей среды, одушевлении космоса, стремлении гармонизировать отношения человека с миром и мира с собой, сделать его понятным и ясным для себя.
Важнейшими сюжетами первобытных мифов были космогонические представления о происхождении Земли и неба, Вселенной в целом, человека и т. д. Первобытные мифы объясняли все. Накопленный опыт, передаваясь от поколения к поколению, сохранялся в социальной памяти и образовал первичный уровень знаний и способов мышления, от которого начали свое развитие философия и наука. В мифологических рассказах о божествах, духах, предках зародилось религиозное мировоззрение. Распространение мифов обеспечивало единство взглядов всех членов племени на окружающий мир.
Благодаря мифам у всех племен особенности бытия, нормы поведения, художественные вкусы приобретали стабильность, существуя как неписаный закон, освященный мифологическими представлениями. Так родилась традиция — культурный заменитель утраченного человеком генетического способа передачи поведенческих программ, социальный регулятор поведения людей, объединявший человеческие коллективы.
Как исторически первая форма понимания мира миф сочетает фантастические представления и реальные элементы бытия. Функции мифа в первобытном обществе многоплановы: объяснение устройства мира; обоснование универсального порядка в обществе; придание престижа традициям; форма накопления знаний. В мифах смешивались объективные и иллюзорные представления о земном и потустороннем мирах.
На основе мифов возникли религия, философия и искусство. Древние мифы со временем вошли в священные книги современных мировых религий. Именно в глубокой древности появились первые сведения о сотворении мира всемогущим богом, о первых людях и их общении с посланниками небес, о всемирном потопе и многие другие. Например, идею о том, что первый человек был вылеплен из глины, высказали еще древние шумеры. Позднее этот миф вошел в Библию и Коран. О влиянии мифологии на культуру свидетельствует тот факт, что многие мифы стали сюжетами для изобразительного искусства, скульптуры и литературы.
Изменения в хозяйственной деятельности закономерно повлекли за собой изменения в первоначальной синкретической целостности культуры. Единое мифологическое объяснение мира перестало определять содержание художественной деятельности, стала развиваться рационалистическая тенденция, порожденная прежде всего наблюдениями за природой. В то же время постепенная дифференциация общественного сознания породила новые формы мифологии. В мезолите огромную роль начинает играть поклонение культовым героям. Человек по-прежнему сохраняет потребность в единении с миром и отождествляет себя с природой, но он перестает обожествлять непосредственную жизнь природы, слепую игру ее стихийных сил. Отныне бóльшая часть наблюдаемых явлений природы уже не считается божественной. Боги переносятся в сферу сущностей и олицетворяют не только силу стихий, но и новый космический порядок, в котором твердое место отведено самому человеку. Таким образом, мифология трансформировалась в религию.
Религиозные верования первобытных людей отражали практическое и духовное освоение мира человеком. В первобытных религиозных верованиях выражена зависимость людей от природных сил. Не отделяя себя от природы, человек переносил на нее отношения, которые складывались у него в первобытной общине. Объектом религиозного поклонения становились те природные явления, с которыми человек был связан в своей повседневной практической деятельности и которые имели для него жизненно важное значение. Бессилие перед природой вызывало у человека страх перед ее могущественными и таинственными силами. Пытаясь освободиться от этих страхов, человек пришел к обожествлению природы, созданию ее культа.
Первобытные люди во многих случаях были не в состоянии реальными практическими средствами обеспечить постоянный успех своих действий; так, охотник при всей своей ловкости и умении часто оставался без добычи. Присваивающий тип хозяйства не гарантировал достаточно средств к существованию, и результат хозяйственных действий человека зачастую не соответствовал поставленной им цели. Все это заставляло первобытных людей прибегать к иллюзорным средствам практического воздействия. Совокупность средств мнимого воздействия на предметы и явления окружающего мира получила свое выражение в первых религиозных верованиях, таких, как анимизм, фетишизм, тотемизм и магия.
Анимизм (от лат. anima — душа) является наиболее универсальной и распространенной формой первобытных религиозных верований в культуре древнего мира и представляет собой веру в существование души и духов как причины всех природных явлений и процессов. В анимизме первобытный человек попытался понять и объяснить причинно-следственную обусловленность окружающего мира. По представлениям первобытных людей, любой элемент природы, в том числе человек, обладает душой — тонким невещественным образом, который является основой жизни этого элемента. Душа владеет сознанием и волей своего материального носителя, она является людям в виде призрака, отделенного от тела, но сходного с ним.
Убежденность в том, что душа самостоятельна по отношению к телу, позволила древнему человеку делить мир на две части — реальный и потусторонний и представлять элементы окружающего мира раздвоенными на видимые образы и незримые души. Первобытные люди наделяли душами-двойниками все живые существа, явления природы и неживые материальные предметы. Представление о существовании души у каждого отдельного элемента мира развилось постепенно до верования в духов, населяющих весь мир. Духи природы, духи вещей, добрые и злые духи требуют особых ритуалов, целью которых становится достижение желаемых результатов деятельности. Многие религиозные культы возникли на основе анимистических представлений, а наиболее известными из них являются культ предков и культы духов природы.
Вера в существование разного рода духовных существ получила свое выражение в том, что предметы, обладающие душой, стали рассматриваться как одушевленные, как фетиши. Фетиш — это предмет, служащий местом пребывания духов, а почитание искусственных или природных предметов получило название фетишизма.
Фетишизм — форма первобытной религии, выражающаяся в почитании неодушевленных предметов, которые наделялись сверхъестественными свойствами и силами. Фетишем мог стать любой объект, но из множества предметов в качестве фетишей обычно выбирались такие, которые обладали притягательной силой, отличались красотой или уродством, символическим подобием каким-то реальным явлениям. Притягательность предмета означала наличие в нем души, которая помогала владельцу предмета в различных видах деятельности или охраняла его от враждебных сил.
Распространенный у всех первобытных народов фетишизм проявлялся в их вере в силу амулетов и оберегов, которые должны были защитить людей от бед и несчастий, отвести болезни и обеспечить здоровье, принести удачу на охоте. Например, сегодня наиболее известным и почитаемым фетишем является «черный камень» Кааба, который мусульмане считают главной святыней. Ежегодно тысячи мусульман, совершающих хадж (паломничество в Мекку), обходят семь раз вокруг этой святыни. Как полагают ученые, «черный камень» представляет собой остаток метеорита, которому поклонялись арабы Аравийского полуострова еще в языческие времена.
На самых ранних этапах истории люди чувствовали свое единство с природой и поэтому отождествляли себя с ее различными проявлениями. В первобытной культуре эта идентификация приняла форму тотемизма.
Тотемизм — убежденность в том, что каждая группа людей произошла от какого-либо животного или растения (тотема) и находится с ним в родственных отношениях. В классическом варианте тотем связан родственными узами с отдельным родом, который носит имя тотема, почитает его за своего отца. Установление родственных отношений с определенным животным или растением подразумевает не только почитание, но и ряд строгих запретов и ограничений. Так, тотемное животное нельзя было убивать или употреблять в пищу, хотя этот запрет мог нарушаться во время проведения особых обрядов и празднеств, когда жертвоприношение тотемного животного было призвано укрепить кровнородственные связи с ним. Функционально тотемизм был способом осознания коллективом людей своего единства. Общность тотема осознавалась как родство по тотему, и члены каждого племени осознавали, что они составляют единое целое, что у них одна «кровь», а по отношению друг к другу они «свои». С возникновением тотемизма была проведена граница между «своими» и «чужими».
Магия (от греч. magia — колдовство) является наиболее древней из всех форм первобытных верований. В ее основе лежит вера в сверхъестественную связь между реальными объектами или действиями. Мистическая сопричастность предметов и явлений, по убеждению наших древних предков, имела двусторонний характер: если две вещи или два существа мистически сопричастны друг другу, то их судьбы связаны друг с другом. Поскольку первобытный человек не отличал смысловую связь от причинной, он был убежден, что можно влиять на вещи, обращаясь не к самим вещам, а к их смысловым двойникам, к их символам. Поэтому магия представляет собой способ воздействия на вещи через использование не их объективных свойств, а их мистической сопричастности друг другу. Мистическая связь в магии выступает как орудие человеческой воли. В связи с этим в магии большое значение обретают жест, ритуал, слово, обряд, обычай, которые могут вызвать соответствующие практические результаты.
Многочисленные археологические и этнографические источники свидетельствуют о том, что древнейшие магические верования и обряды зародились на самых ранних этапах развития первобытного общества. Магия была рождена ограниченностью и слабостью трудовой деятельности. Будучи не в состоянии практическими средствами обеспечить желаемый результат своих трудовых усилий, первобытный человек прибегал к мнимым средствам воздействия на природу. Магия с помощью иллюзий восполняла трудовую деятельность первобытных людей там, где она не могла обеспечить требуемый результат. Следовательно, истоки магии находятся в ограниченности человеческой практики, вне свободе людей, в их зависимости от господствующих над ними стихийных сил.
1.4. Искусство первобытного общества
Вместе с мифологией и религиозными верованиями у первобытного человека формировалась способность к художественно-образному восприятию и отображению действительности. Наделяя природу человеческими качествами и свойствами, создавая вымышленный и выразительный мир образов, человек мыслит метафорично. В этом случае природа осмысливается, интерпретируется, переживается как живая, сходная с человеком. Отсюда возникает художественно-образное мышление: метафорическое (одно передается через другое), оценочное, эмоционально значимое. Но художественная деятельность появилась лишь в то время, когда первобытный человек смог художественную информацию своего сознания закреплять, сохранять и передавать с помощью специальных средств — в рисунке, камне, глине, в дереве и т. д.
По мнению ряда исследователей, художественное творчество первобытных людей точнее называть «предыскусство», так как оно в большей степени имело магическое, символическое значение. Большинство предметов создавалось первобытными людьми не только в утилитарных целях, а сама материальная деятельность в целом все более принимала духовную окраску. Так, многие предметы целенаправленно символизировали мощь и силу коллектива охотников. А в символической деятельности есть элементы собственно художественного отношения к миру. Именно из символического отношения к миру вырастает художественное творчество.
Но в условиях первобытной культуры возникли и получили развитие лишь определенные составляющие части искусства, а само оно выражалось в виде художественной деятельности. Специфика ранней стадии развития искусства в том, что оно формировалось внутри синкретической целостности первобытной культуры и поэтому для него определяющее значение имеют процессы, характерные для этой целостности. Отсюда вытекают аморфность самого искусства, расплывчатость его конкретных проявлений. Однако усиление хозяйственной специализации, усложнение социальных и этнических отношений обусловило все более глубокую дифференциацию искусства и превращение его в самостоятельное явление культуры.
Примитивное изобразительное искусство стало исторически первым художественно-образным выражением представлений человека о мире. Наиболее значительным его проявлением выступает наскальная живопись, которая служила средством отображения космологических мифов. Будучи по-прежнему формой палеолитической графики, рисунки превращались во все более единый связный текст, передающий определенную информацию. Сложные многофигурные композиции создавались в расчете на «чтение» и изображали не единичные объекты, а действия. В изображениях сцен военной борьбы, охоты, загона скота, сбора меда первобытные художники стремились не только добиться внешнего сходства, но и передать внутренний смысл происходящих событий.
Пещерные росписи — самые заметные произведения первобытного искусства. Попытки передать движение, функциональные особенности тех или иных объектов обусловили подчеркнутый схематизм фигур и в тоже время цельную и динамичную композицию. Динамические сцены с определенным сюжетом свидетельствуют о более глубоком и сложном отражении действительности в сознании человека. Поэтому художественная картина мира первобытной эпохи, с одной стороны, более объективна, а с другой — более символична. Ее задача — не точное сходство, а выражение действия как цели жизни, что говорит о достижении человеческим мышлением определенного уровня абстрактности.
Произведения пещерной живописи некоторыми чертами напоминают детский рисунок: изображения расположены произвольно относительно вертикали и горизонтали, часто перекрывают друг друга, невозможно различить, где верх, а где низ, отсутствуют некоторые части тела, многие рисунки не закончены. Очевидно, для автора главным было общее значение изображений, а не отдельные детали.
Становление и развитие социальных отношений в жизни первобытных людей отразились в художественной деятельности.
Декоративность — украшение предметов повседневного употребления — становится наиболее существенной ее чертой. В художественном творчестве того времени на первый план выдвинулись богатство строения жизни, ее многообразные проявления и цветовое различие. Большое распространение получили и стали господствовать спиралевидные линии, геометрические фигуры, орнаменты и красочное сочетание цветов. Декоративные украшения выражали художественный смысл построения жизни, т. е. показывали, что в красоте есть определенный жизненный смысл.
Обработка глины занимала особое место в художественной жизни первобытного общества. Еще во времена палеолита и мезолита человек научился использовать глину для создания необходимых предметов утвари, но тогда ее применение носило спорадический характер. Из-за перехода к оседлому образу жизни, развития скотоводства и земледелия обработка глины стала необходимостью. Первоначально керамическая посуда была простой и практичной, без каких-либо украшений. Затем появилась светлая керамика, расписанная охрой, сначала с простейшим орнаментом, потом с более сложными узорами и, наконец, со свободным рисунком. Кроме того, в неолитической керамике присутствуют символические изображения из земледельческих культов, благодаря которым возникла ритуальная посуда — антропоморфная (с изображениями человеческих фигур) и зооморфная (с изображениями животных); художники того времени уже умели передавать природные формы человеческого тела и динамику жеста.
Глина стала основой и для зодчества. В архитектуре большую роль играли чисто декоративные элементы — росписи и орнаментальные украшения, в которых основным предметом художественного изображения были животные. Глубокое знание мира животных было залогом благополучия, вопросом жизни и смерти для человека. Именно в этом мире древние художники находили сюжеты для своего искусства. Иными словами, объектом художественного воплощения становились прежде всего те явления, которые были наиболее тесно связаны с практической деятельностью, выживанием человека.
Как показывают многие археологические и этнографические факты, в становлении художественной культуры особая роль принадлежит земледелию. Земледельческий труд обеспечивал средства к существованию человека в десятки раз эффективнее, чем присваивающая деятельность. При этом земледелие не только гарантировало устойчивое обеспечение продуктами, но и крепко привязывало людей к определенному месту, обусловив появление поселений. Жизнедеятельность новых крупных человеческих объединений уже не могла регулироваться только кровнородственными связями. Главными становятся производственно-имущественные связи, которые, преодолевая первобытную однородность, создают сложную социальную структуру. Появление такой структуры означало, что на смену естественным родственным отношениям пришли искусственно созданные, требовавшие специального регулирования. Для функционирования этой социальной системы понадобился особый надобщинный орган — территориально-административная власть. Так крупные земледельческие поселения превратились в города-государства.
Быстрое развитие культуры оседлых земледельцев сопровождалось ее нарастающей дифференцированностью, что в конце концов привело к образованию относительно самостоятельных ремесел. Профессионализация и дифференциация производства неизбежно приводили к профессионализации и дифференциации соответствующих приемов и навыков. Тем самым синкретизм первобытной деятельности постепенно распадался на отдельные специализированные приемы, которые в дальнейшем развивались в рамках конкретного специализированного ремесла. Социально-историческая обстановка порождала престижное ранжирование ремесленных изделий, основными критериями которого служили объем и качество художественной обработки. В результате на базе специализированных ремесел стали складываться автономные виды особо совершенной практики преимущественно художественного характера. Так, на основе профессионального кузнечного ремесла сложилось ювелирное дело.
Опыт и знания, полученные земледельцами входе их производственной деятельности, меняли образ жизни и формы освоения мира, земледельческая система хозяйствования обусловила кардинальные изменения и духовной культуры в целом, что также не могло не сказаться на содержании художественного творчества. Выше отмечалось, что в первобытном искусстве главным объектом воспроизведения было животное, так как в присваивающей системе хозяйства основным производителем благ является природа, а человек в ней выступает лишь как потребитель. Когда в новой системе хозяйствования главным производителем всех благ стал человек, он превратился в основной объект художественного отражения, поначалу в виде антропоморфных образов богов и героев.
Наконец, земледельческий способ хозяйствования существенно изменил соотношение человеческого и божественного в жизнедеятельности людей. Повседневная практика земледельца носит рутинный и единообразный характер, предсказуема по своим результатам и подвержена лишь спорадическому вмешательству непредвиденных обстоятельств. В этих условиях постоянная апелляция к духам становится излишней. Многочисленные мелкие духи трансформируются в астральных богов, переселяются в некие возвышенные места и только эпизодически вмешиваются в человеческие дела. Так реальный и сакральный (человеческий и божественный) ряды в конечном счете оказываются разведенными. Конечно, боги и теперь вторгаются в человеческие действия, но лишь в особых случаях. В основном действия человека, занимающего центральное место в изображаемых событиях, развиваются по собственной логике.
Завершая тему, отметим, что для первобытной культуры характерны ограниченное число типов художественной деятельности, примитивный уровень сознания, тематическое однообразие и т. д. Однако ее культурное значение заключается в том, что на ранних этапах истории сформировалась способность человека к художественно-образному отображению мира и эта способность проявилась в особом, самостоятельном способе деятельности, который мы называем культурой.
В художественной практике первобытности преобладали изображения животных. Эта черта вполне закономерна, так как палеолитическое искусство было искусством охотников. Первобытный охотник запечатлевал на стенах пещер образы тех окружающих объектов, которые его интересовали и волновали больше всего, с которыми было связано его существование. Отношение первобытного охотника к животным не было созерцательным любованием, прежде всего это было активное, практическое отношение к главному объекту его усилий, главному источнику жизни всей первобытной общины. Наивный реализм палеолитических рисунков и скульптур вовсе не исключал их использования в процессе магических обрядов. В первобытной магии деформация реальности состояла не в создании иллюзорных образов, а лишь в том, что возникла вера в особую мнимую связь, существовавшую между реальными действиями людей (например, обрядовой пляской) и результатами их последующих действий. В подобных религиозных представлениях сверхъестественное еще не отделилось от естественного, оно было еще вплетено в реальные события и образы.
С этой же точки зрения следует расценивать изображения самих древних людей. В большинстве своем это небольшие скульптурки женщин («палеолитические Венеры»). У подобных фигурок подчеркнуты признаки пола — грудь, выпуклый живот и мощный таз, что позволяет сделать вывод об их связи с древним культом плодородия, об их роли как культовых предметов. Другой вид антропоморфных изображений — «колдуны», или люди в звериных масках, которые в магических ритуалах изображали мифических тотемных предков.
Сказанное выше не означает, что вся художественная деятельность первобытных людей была связана с магическими верованиями и обрядами. Многие художественные произведения той эпохи возникали непосредственно в процессе создания орудий охоты, а также бытовых и хозяйственных предметов.
1. Назовите два основных типа производственной деятельности в истории первобытного общества. В чем их принципиальное различие?
2. Охарактеризуйте миф как мировоззренческую категорию.
3. Перечислите особенности архаического мышления и его отражения в искусстве.
4. Объясните на конкретных примерах смысл понятий «фетишизм», «тотемизм», «анимизм».
5. Каким понятием обозначается нерасчлененность сознания и культурной деятельности в первобытную эпоху?
6. Каковы значение и основные функции мифов в первобытном обществе?
1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М.: АСТ: Астрель, 2007.
2. Борисов О.С., Свечникова Н.Н. Культура Древнего мира: учеб. пособие. СПб., 2003.
3. Гузик М.А., Горохов В.В. Мировая художественная культура: Тематический словарь. Древние цивилизации. М., 2004.
4. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2 кн. Кн. 1. СПб.: Петрополис, 2003.
5. Культурология: учеб. пособие / Н.Н. Фомина [и др.]; под ред. Н.Н. Фоминой, З.О. Джалиашвили, Н.О. Свечниковой. СПб., 2008.
6. Кун Н.А. Мифы народов мира. М., 2006.
7. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Академический проект, 2008.
8. Тайлор Э. Первобытная культура; пер. с англ. А.И. Першица. М.,1994.
9. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии; пер. с англ. М.К. Рыклина. М., 2006.