Что называют международным трудовым кодексом
Статья 10. Трудовое законодательство, иные акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.
Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
Комментарий к ст. 10 TК РФ
1. В действующем законодательстве РФ закреплен приоритет норм, установленных международным договором РФ, перед внутренними актами, содержащими нормы трудового права.
2. Приоритет норм международного права перед национальным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, действует при условии, что международно-правовые акты содержат более льготные для граждан положения по сравнению с национальными нормами.
3. Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров РФ определен ФЗ от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2756).
4. Соотношение между нормами национального трудового законодательства и иных актов РФ, содержащих нормы трудового права, и нормами международного права основано на положениях ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
См. также Постановление ВС РФ от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» (БВС РФ. 2003. N 12).
Судебная практика по статье 10 TК РФ
Согласно ст. 10 Трудового кодекса Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативных правовых актов бывшего Союза ССР противоречат статьям 10, 12, 116, 117, 209, 219 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительно оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда» и нарушают права и законные интересы Общества как работодателя и участника предпринимательской деятельности.
По своему содержанию приведенные нормы статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации согласуются с положениями статьи 8 Конвенции Международной организации труда от 1 июля 1949 г. N 95 «Относительно защиты заработной платы», разрешающими производить вычеты из заработной платы только на условиях и в пределах, предписанных национальным законодательством или определенных в коллективных договорах или в решениях арбитражных судов, а также согласуются с положениями статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающими право каждого физического и юридического лица на уважение принадлежащей ему собственности и ее защиту, обязательными для применения в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации и статьи 10 Трудового кодекса Российской Федерации.
Предусмотренные ст. 137 ТК правовые нормы согласуются с положениями Конвенции международной организации труда от 1 июля 1949 г. N 95 «Относительно защиты заработной платы» (ст. 8), ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, обязательных для применения в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 10 ТК и содержат исчерпывающий перечень случаев, когда допускается взыскание с работника излишне выплаченной ему заработной платы, в том числе, если допущенная ошибка явилась результатом неправильного применения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. К таким случаям, в частности, относятся случаи, когда заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом, либо вследствие счетной ошибки.
Предусмотренные ст. 137 Трудового кодекса Российской Федерации правовые нормы согласуются с положениями Конвенции международной организации труда от 1 июля 1949 г. N 95 «Относительно защиты заработной платы» (статья 8), статье 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, обязательных для применения в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 10 Трудового кодекса Российской Федерации, и содержат исчерпывающий перечень случаев, когда допускается взыскание с работника излишне выплаченной ему заработной платы, в том числе, если допущенная ошибка явилась результатом неправильного применения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. К таким случаям, в частности, относятся случаи, когда заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом, либо вследствие счетной ошибки.
Кроме того, суд сослался на Конвенцию международной организации труда от 1 июля 1949 г. N 95 «Относительно защиты заработной платы» (статья 8), Протокол N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, обязательные для применения в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статьи 10 Трудового кодекса Российской Федерации и согласующиеся с положениями статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации, содержащей исчерпывающий перечень случаев, когда допускается взыскание с работника излишне выплаченной ему заработной платы.
Приведенные нормы права содержат исчерпывающий перечень случаев, когда допускается взыскание с работника излишне выплаченной заработной платы, и согласуются с положениями статьи 8 Конвенции Международной организации труда от 1 июля 1949 г. N 95 «Относительно защиты заработной платы», разрешающими производить вычеты из заработной платы только на условиях и в пределах, предписанных национальным законодательством или определенных в коллективных договорах или в решениях арбитражных судов, а также с положениями статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающими право каждого физического и юридического лица на уважение принадлежащей ему собственности и ее защиту, обязательными для применения в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статьи 10 Трудового кодекса Российской Федерации.
Приведенные нормы права содержат исчерпывающий перечень случаев, когда допускается взыскание с работника излишне выплаченной заработной платы, и согласуются с положениями статьи 8 Конвенции Международной организации труда от 1 июля 1949 г. N 95 «Относительно защиты заработной платы», разрешающими производить вычеты из заработной платы только на условиях и в пределах, предписанных национальным законодательством или определенных в коллективных договорах или в решениях арбитражных судов, а также согласуются с положениями статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающими право каждого физического и юридического лица на уважение принадлежащей ему собственности и ее защиту, обязательными для применения в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статьи 10 Трудового кодекса Российской Федерации.
Предусмотренные статьей 137 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации правовые нормы согласуются с положениями Конвенции международной организации труда от 1 июля 1949 года N 95 «Относительно защиты заработной платы» (статья 8), статьей 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, обязательных для применения в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статьи 10 Трудового кодекса Российской Федерации, и содержат исчерпывающий перечень случаев, когда допускается взыскание с работника излишне выплаченной заработной платы.
ПРАВ СТАТЬЕЙ 10 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
Предусмотренные статьей 137 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации правовые нормы согласуются с положениями Конвенции международной организации труда от 1 июля 1949 года N 95 «Относительно защиты заработной платы» (статья 8), статьей 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, обязательных для применения в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статьи 10 Трудового кодекса Российской Федерации, и содержат исчерпывающий перечень случаев, когда допускается взыскание с работника излишне выплаченной заработной платы.
Статья 10 ТК РФ. Трудовое законодательство, иные акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права (действующая редакция)
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.
Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
Комментарий к ст. 10 ТК РФ
Комментируемый Кодекс, в отличие от прежнего КЗоТ, предусматривает отдельную статью, посвященную соотношению между нормами международного права, международными договорами и национальным законодательством о труде. Этим подчеркивается основополагающее значение впервые закрепленного в Конституции РФ положения о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Реализация данного положения означает, что нормы международного права следует рассматривать как нормы прямого действия, которые должны применяться всеми государственными органами, включая суды. При обосновании своих требований как граждане, так и юридические лица могут ссылаться на нормы международного права.
Часть 2 комментируемой статьи не следует понимать в том плане, что приоритет всегда за нормами международного права. Соотношение между ними и национальным законодательством о труде решается в пользу международного права и международных договоров, если ими устанавливаются более льготные для граждан нормы и правила по сравнению с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Международные договоры приобретают юридическую силу после их ратификации. Россия после распада Советского Союза стала его правопреемницей по всем ратифицированным международным соглашениям. Конституция РФ (ст. 46) предоставляет каждому право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. С вступлением России в Совет Европы расширились возможности международно-правовой защиты нарушенных прав. Среди международных правовых документов особое значение для трудового права имеют конвенции МОТ, которые определяют содержание всех правовых институтов законодательства о труде и социальном обеспечении. Суды используют эти конвенции при разрешении конкретных трудовых споров. Так, обосновывая правомерность требования работников на своевременную выплату заработной платы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ сослалась не только на Конституцию РФ и трудовое законодательство, но и на Конвенцию МОТ N 95 «Относительно защиты заработной платы» (1949), которая защищает право работника на своевременное и в полном объеме получение вознаграждения за свой труд (Судебная практика по гражданским делам. М., 1997. С. 163). Ссылка на Конвенцию МОТ N 95 вполне правомерна, поскольку, не определяя конкретных сроков выплаты заработной платы, эта Конвенция содержит принципиальное положение о том, что заработная плата должна выплачиваться через регулярные промежутки времени. Поэтому несвоевременная ее выплата является нарушением не только законодательства РФ, но и международно-правовых обязательств в сфере труда.
Конвенция N 10 «О минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве» (1921);
Конвенция N 11 «О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве» (1921);
Конвенция N 13 «Об использовании свинцовых белил в малярном деле» (1921);
Конвенция N 14 «О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях» (1921);
Конвенция N 15 «О минимальном возрасте допуска подростков на работу в качестве грузчиков угля или кочегаров во флоте» (1921);
Конвенция N 16 «Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов» (1921);
Конвенция N 23 «О репатриации моряков» (1926);
Конвенция N 27 «Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах» (1929);
Конвенция N 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930);
Конвенция N 32 «О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов» (1932);
Конвенция N 45 «О применении труда женщин на подземных работах в шахтах» (1935);
Конвенция N 47 «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю» (1935);
Конвенция N 52 «О ежегодных оплачиваемых отпусках» (1936);
Конвенция N 58 «О минимальном возрасте допуска детей на работу в море» (1936);
Конвенция N 59 «О минимальном возрасте приема детей на работу в промышленность» (1937);
Конвенция N 60 «О возрасте приема детей на непромышленные работы» (1937);
Конвенция N 69 «О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации» (1946);
Конвенция N 73 «О медицинском освидетельствовании моряков» (1946);
Конвенция N 77 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности» (1946);
Конвенция N 78 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах» (1946);
Конвенция N 79 «Об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах» (1946);
Конвенция N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947);
Конвенция N 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948);
Конвенция N 90 «О ночном труде подростков в промышленности» (пересмотрена в 1948);
Конвенция N 92 «О помещениях для экипажа на борту судов» (пересмотрена в 1949);
Конвенция N 95 «Относительно защиты заработной платы» (1949);
Конвенция N 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949);
Конвенция N 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951);
Конвенция N 103 «Об охране материнства» (1952);
Конвенция N 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957);
Конвенция N 106 «О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях» (1957);
Конвенция N 108 «О национальных удостоверениях личности моряков» (1958);
Конвенция N 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958);
Конвенция N 112 «О минимальном возрасте для принятия на работу рыбаков» (1959);
Конвенция N 113 «О медицинском осмотре рыбаков» (1959);
Конвенция N 115 «О защите трудящихся от ионизирующей радиации» (1960);
Конвенция N 116 «О частичном пересмотре конвенций» (1961);
Конвенция N 119 «О снабжении машин защитными приспособлениями» (1963);
Конвенция N 120 «О гигиене труда в торговле и в учреждениях» (1964);
Конвенция N 122 «О политике в области занятости» (1964);
Конвенция N 123 «О минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках» (1965);
Конвенция N 124 «О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках» (1965);
Конвенция N 126 «О помещениях для экипажа на борту рыболовных судов» (1966);
Конвенция N 132 «Об оплачиваемых отпусках» (1976);
Конвенция N 133 «О помещениях для экипажа на борту судов (дополнительные положения)» (1970);
Конвенция N 134 «О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков» (1970);
Конвенция N 135 «О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях» (1971);
Конвенция N 137 «О социальных последствиях новых методов обработки грузов в портах» (1973);
Конвенция N 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (1973);
Конвенция N 139 «О борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики» (1974);
Конвенция N 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (1975);
Конвенция N 147 «О минимальных нормах на торговых судах» (1976);
Конвенция N 148 «О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах» (1977);
Конвенция N 149 «О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала» (1977);
Конвенция N 150 «О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация» (1978);
Конвенция N 152 «О технике безопасности и гигиене труда на портовых работах» (1979);
Конвенция N 154 «О содействии коллективным переговорам» (1981);
Конвенция N 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (1981);
Конвенция N 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» (1981);
Конвенция N 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983);
Конвенция N 160 «О статистике труда» (1985);
Конвенция N 162 «Об охране труда при использовании асбеста» (1986);
Конвенция N 173 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя» (1992);
Конвенция N 174 «О предотвращении крупных промышленных аварий» (1993);
Конвенция N 179 «О найме и трудоустройстве моряков» (1996);
Конвенция N 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (1999);
Конвенция N 185 «О пересмотре Конвенции 1958 года об удостоверениях личности моряков» (2003);
Конвенция N 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (2006).
Что называют международным трудовым кодексом
Совокупность конвенций и рекомендаций, принятых МОТ, характеризуется в зарубежной литературе и официальных изданиях МВТ как международный трудовой кодекс. Но авторы, исследовавшие международно-правовое регулирование отдельных аспектов трудового права, ссылались на совокупность конвенций и рекомендаций МОТ как на международные трудовые стандарты или международно-правовые стандарты правового регулирования труда. Международные трудовые стандарты также трактуют как нормы, закрепленные в актах ООН, Международной организации труда (МОТ), соглашениях государств. А.Б. Канунников, А.А. Пастухов утверждают, что акты МОТ и ОНН вместе составляют международный кодекс труда как юридическую основу для издания национальных норм трудового законодательства.
Следовательно, не существует единого подхода к определению данных понятий, их соотношению. В юридической науке также отсутствует комплексное исследование данных понятий с точки зрения международного права, что негативно сказывается на их толковании. Данные положения определяют актуальность рассмотрения проблемы терминологической сущности понятий «международный трудовой кодекс» и «международные трудовые стандарты» с точки зрения российского законодателя, международных актов, а также российских и иностранных исследователей.
Понятие «кодекс» означает сводный законодательный акт, в котором объединяются и систематизируются правовые нормы, регулирующие сходные между собой, однородные общественные отношения. За рубежом кодексы отличаются определенной спецификой. Так, в США кодекс представляет собой результат простой консолидации отдельных законов и норм общего права, а не основу для выработки и развития нового права. Но исследователи теории права относят США к государствам англо-саксонской или англо-американской системы права, что определяет специфику источников права, тех форм, в которые обликается право. Ряд европейских государств, такие как Франция, Германия, Бельгия, в том числе и Российская Федерация, относятся к странам с романо-германской правовой системой, что определяет свои методы и способы формирования права и придания ему законной формы. Подобная классификация правовых систем, скорее всего, и определила тот факт, что понятие «кодекс» в США получило иное толкование, нежели чем в странах романо-германской правовой системы.
Однако и в государствах с романо-германской правовой системой существуют кодексы в понимании правовой системы США. В качестве примера кодекса, как совокупности нормативных актов, можно привести Кодекс труда Франции (Code du travail). Но это не кодификация в традиционном смысле, а, скорее, инкорпорация и частичная консолидация законодательства, которое не подвергалось каким-либо существенным изменениям и переработке. Во Франции были осуществлены лишь сбор, компиляция и группировка по определенной системе рассеянного по многочисленным правовым актам нормативного материала. Данный кодекс подразделен на три главные части: 1) законы, т.е. акты парламента; 2) постановления, принимаемые правительством с учетом мнения Государственного совета; 3) простые декреты, принимаемые правительством. В качестве приложения приведены некоторые правовые акты, оставшиеся вне кодификации.
Следовательно, не всегда можно говорить о кодексе как о некой совокупности норм, компиляции основных положений отдельной отрасли или подотрасли. Но данные положения не характерны для Российской Федерации, где все современные кодексы представляют собой совокупность основополагающих норм, некотрые уточнения к которым содержатся в иных нормативных актах.
Основываясь на вышеизложенном, и с точки зрения иностранного законодателя, вполне возможно говорить о совокупности конвенций и рекомендаций МОТ как о международном трудовом кодексе. Правда такое название он носит неофициально и только в научных публикациях, в частности, трудах российских авторов, т.к. официально на данном этапе собрание конвенций и рекомендаций МОТ опубликовано не было. Международный трудовой кодекс существует пока только как массив актов, выработанных МОТ при непосредственном участии государств-членов.
Заметим, что российский законодатель не использует данный термин, отдавая предпочтение термину «международные трудовые стандарты». Например, в Концепции развития законодательства РФ на 2008-2011 годы заявляется о необходимости приведения положений Трудового Кодекса Российской Федерации, регулирующих отдельные вопросы социального партнерства в сфере труда, в соответствие с решениями МОТ, международными трудовыми стандартами, т.е. на законодательном уровне в РФ термин «международный трудовой кодекс» не употребляется.
В 2001 под эгидой МОТ была выпущена книга коллектива авторов «International labour standards: a global approach», посвященная 75-летию Комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций. Данная книга содержит историю развития, содержание основных международных трудовых стандартов, однако не дается их понятийная сущность. Но из контекста следует, что под международными трудовыми стандартами понимается совокупность конвенций и рекомендаций МОТ, посвященных основным институтам трудового права: свободе ассоциаций, коллективным переговорам, запрету принудительного и обязательного труда, равным возможностям в труде, защите детей и молодежи, политике занятости, развитию трудовых ресурсов, охране труда, социальному обеспечению, охране труда людей различных профессий: моряков, рыбаков, врачей и других.
Из содержания данной книги и других публикаций МОТможно сделать вывод, что наиболее приемлемым для обозначения конвенций и рекомендаций Международной организации труда с точки зрения экспертов МОТ является термин «международные трудовые стандарты». Международные трудовые стандарты прошли большой путь формирования, начиная с 1919 года, являющимся годом создания МОТ, и по сей день они постоянно обновляются и совершенствуются.
Примером обновления и совершенствования международных трудовых норм может служить Конвенция МОТ № 138
«О минимальном возрасте для приема на работу». Данная конвенция, принятая в 1973 году, установила, что минимальный возраст для приема на работу должен быть, как правило, не ниже возраста окончания обязательного школьного образования и во всяком случае не ниже 15 лет. Указанным актом были пересмотрены принятые ранее конвенции, касающиеся минимального возраста лиц для приема на отдельные виды работ. Данный документ был призван постепенно заменить собой существующие акты, применимые к отдельным экономическим секторам. Целью этой конвенции явилось достижение полного упразднения детского труда, что нашло воплощение в принятии в 1999 г. Конвенции «О запрещении и незамедлительных мерах по искоренению наихудших форм детского труда».
Одновременно следует констатировать, что международный трудовой кодекс не является неким мифом и невоплощенной идеей, т.к. в 1951 году МОТ опубликовала все вступившие в силу конвенции и рекомендации в двух томах, обозначив данное собрание как «Международный трудовой кодекс». Целью создания Кодекса стало выполнение задач МОТ по улучшению условий труда, жизни и соблюдения прав человека в трудовой сфере. В нем устанавливались минимальные нормы в сфере, за которую отвечает МОТ. Но, к сожалению, процедуры по дополнению данной кодификации были прекращены. Проблемами применения данного Кодекса являлись неофициальность кодификации и, соответственно, необязательный характер данной публикации. Не исключается, что при дальнейшей систематизации и кодификации актов МОТ данный сборник имел бы популярность, и на него можно было бы ссылаться, как на официальную публикацию МОТ. Системность расположения актов в Кодексе служила бы дополнительной гарантией успеха данной компиляции, упоминание о которой в нормативных актах на сегодняшний день не встречается.
Следует отметить, что, с нашей точки зрения, конвенции и рекомендации составляют международный трудовой кодекс. Данное положение подтверждает тот факт, что эти акты, будучи обязательными (по крайней мере, конвенции) для государств-членов, ратифицировавших их, служат основой, правовой базой для создания национальных норм, содержат руководящие начала, которые обязательны для государств-членов МОТ даже при отсутствии ратификации соответствующих конвенций. Статья 10 Трудового Кодекса РФ закрепляет норму, согласно которой, если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора (часть 2 ст. 10 ТК РФ).
Таким образом, вопрос о сущности международного трудового кодекса до сих пор остается открытым и не имеет однозначного толкования. На наш взгляд, международный трудовой кодекс представляет собой свод конвенций и рекомендаций, созданных МОТ при непосредственном участии представителей государств-членов, независимо от того, ратифицированы они или нет.
Здесь уместно заметить, что развитие законодательства всегда сопровождается обсуждением и формированием терминологии, именно поэтому изменение и совершенствование международно-трудовых норм неизбежно влечет за собой изменение терминологической сущности понятия «международный трудовой кодекс». Характеристику понятия затрудняет отсутствие его официального закрепления как на национальном, так и на международном уровнях, поэтому приведенное определение не является окончательным, и поиск точных терминов, выражающих сущность международного трудового кодекса, будет продолжаться одновременно с процессом развития и совершенствования права.
1. Большой юридический словарь. Волосов М.Е., Додонов В.Н. и др. Инфра-М, 2006
4. Киселев М.И. Сравнительное и международное трудовое право. М., 1999.
6. Курс на развитие трудовых ресурсов // «Кадровик. Кадровое делопроизводство», N 4, 2008 г.
7. Международно-правовые стандарты правового регулирования труда моряков (рыбаков) и их значение в трудовом праве России. О.Б. Зайцева // Транспортное право. № 2. 2008.
8. «Международные трудовые стандарты: общий подход». МОТ, Мальта. 2001.
10. Трудовое право России. Под ред. Гусова и Толкуновой. М. Изд-во Проспект. 2003.
11. Энциклопедический словарь экономики и права // http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_economic_law. (сентябрь 2009)
12. Sengenberger, W.; Campbell, D. International labour standards and economic interdependence: Essays in commemoration of the 75th anniversary of the International Labour Organization and the 50th anniversary of the Declaration of Philadelphia (Geneva, ILO, 1994).
13. The ILO, standard setting and globalization//Report of the Director-General. Geneva. 1997.