Что называют культурными универсалиями
Культурные универсалии
Смотреть что такое «Культурные универсалии» в других словарях:
Культурные универсалии — – черты, присущие всем известным культурам … Словарь-справочник по социальной работе
Культурные универсалии — фундаментальные решения ключевых жизненных проблем, которые в той или иной форме обнаруживаются во всех человеческих культурах … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРЫ — обшечеловеч. репрезентации культурного опыта и деятельности, символически отраженные в эйдетич. памяти, образно мировоззренч. конструкциях, этимологич. ценностях языка, “имажах” искусства и словесности. Их общий генезис связан с центр,… … Энциклопедия культурологии
Пукшанский, Борис Яковлевич — (р. 01.01.1939) спец. по теории познания и филос. науки; д р филос. наук, проф. Род. в Ленинграде. Окончил горно элект ромеханический ф т Ленингр. горного ин та (1962) и филос. ф т ЛГУ (1966), асп. филос. ф та ЛГУ по кафедре диалектич.… … Большая биографическая энциклопедия
КУЛЬТУРА — (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия
ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия
КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ — наиболее фундаментальные, субстанциальные и субстратные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях, выделяемые исследователями сущностные свойства культуры, на основании к рых осуществляется систематизация… … Энциклопедия культурологии
КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия
КУЛЬТУРА — (лат. cultura возделывание, воспитание, образование) система исторически развивающихся надбио логических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее… … Новейший философский словарь
Вежбицкая, Анна — Для этой статьи не заполнен шаблон карточка. Вы можете помочь проекту, добавив его. Анна Вежбицка (польск. Anna Wierzbicka, род. 10 марта 1938 … Википедия
Культурные универсалии
Общность и устойчивость общечеловеческой культуры основаны на постоянном воспроизведении накопленного человечеством опыта, на устоявшихся традициях, ценностях. Для обозначения тех составляющих элементов общечеловеческой культуры, которые обеспечивают ее стабильность, было введено понятие «культурные универсалии».
Универсалии культуры ―это традиции, обычаи, нормы, ценности, правила, свойства и пр. базовые элементы социального и культурного наследия, имеющие универсальный, всеобщий характер ― т.е. характерные для подавляющего большинства культур, вне зависимости от исторической эпохи, географического положения и социального устройства общества.
|товаристваТрадиции ― устоявшиеся в определенных обществах и социальных группах коллективный опыт, формы действий и отношений, порядок в поведении, сохраняющиеся в течение длительного времени и передающиеся из поколения в поколение. Традиции являются необходимым условием стабильности культуры, «кирпичиками», поддерживающими ее устойчивость, обеспечивают преемственность культуры, служат каналом сохранения и передачи информации, ценностей и образцов поведения.
Обычаи ― это наиболее простой тип культурной регуляции на основе неписаных правил и привычных образцов поведения, совершаемых по установленному поводу в определенное время и в определенном месте (например, обычай здороваться при встрече).
Обряды и|та| ритуалы— это отдельные случаи обычаев, как правило, имеющие этническую, социальную или религиозную окраску.
Обрядявляетсявесьма формализованным, стереотипным поведением или действием, имеющим символическое значение|та| и эмоционально-психологическое влияние на людей (крещение, свадьба, инициация, похороны).
Обряд может состоять из|із| отдельных последовательно осуществляемых ритуалов.Ритуал—это набор стилизованных и че|та|тко спланированных действий, жестов и слов|та| (так, обряд принесения военной|воїнської| присяги включает ритуалы чтения присяги, целования знамени и т.п.).
Наиболее торжественные ритуалы, имеющие символическое|символичное| значение и|и| посвященные знаменательным событиям, носят название «церемонии» (яркийпример—коронация).
Устои— этообычаи, имеющие моральное значение. Под эту категорию подпадает поведение, которое является привычным для этого общества|товаристві| и которому может быть дана моральная оценка, например, проявление уважения в отношении пожилых людей.
Особой формой устоев на ранних этапах социокультурного развития является табу—абсолютный запрет, который накладывается|налагает| на какое-либо|какое-нибудь| действие, слово, вещь|дело|. В современном обществе|обществе| также су|товариществе|ществуют табу — на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил и другие подобные действия.
Культурные нормы— исторически сложившиеся стандарты определенного вида деятельности (требования, запреты, ограничения), регулирующие поведение и отношения|та| людей и отражающие их представления|та| о том, что следует считать достойным и желаемым. Нормы отличаются по уровню обязательности для выполнения, степени свободы их выбора. Существуют нормы, обязательность которых однозначна и определена вплоть до применения суровых санкций. Так, законы— это нормы поведения, зафиксированные в правовых документах на государственном уровне, соблюдение которых является обязательным для всех граждан без исключения. Таковыми являются также нормативы технической деятельности в производстве — Госты и СНиПы в строительстве и т.п.
Существуют также моральные (неписанные) законы. Примером|зразком| норм в сфере морали и нравственности|та| являются некоторые библейские заповеди: «не желай того, что принадлежит ближнему твоему«.
Ценности— свойства предмета или явления, которые отражают степень значимости этого предмета (явления) для удовлетворения потребностей, желаний и интересов людей. С помощью ценностей культуры в обществе|товаристві| формируются стандарты культурных оценок, определяется степень важности жизненных целей и|та| выбор методов их достижений.
В систему ценностей отдельного человека, группы, общества могут входить разные|различные| виды ценностей, например:
· витальные (жизненные|житейские|) — жизнь, основные физиологичные потребности|надобность,нужда| (еда|еда|, вода, убежище, сек|пристанище,приют|с), здоровье, безопасность и т.д.;
· социальные, обусловленные потребностью|надобностью,нуждой| в признании|признании| личных|личных| достижений социал|личностных|ьным окружением — трудолюбие, достаток, семья, равенство полов и т.п.;
· моральные — добро, благо, дружба, доброжелательность, честность, взаимопомощь и др.;
· религиозные — вера, Бог, спасение, сакральное знание|познание| и т.д.;
· эстетические|эстетичные| — красота|красота|, гармония и т.д.;
· политические — гражданские свободы, патриотизм, государственный суверенитет и т.л.
На основе системы ценностей в обществе|товаристві| формируются ценностные установки, которые передаются из|із| поколения в поколение с помощью воспитания и|та| ориентируют человека в социальной действительности, направляют и|скеровують,спрямовують| стимулируют его деятельность.
Вектор человеческой жизнедеятельности, направленный к|до| важнейшим|почтенным| и|и| наиболее зна|важным,степенным,уважительным|чимым|значимых| целям, образцам|образцов|, моделям будущего, определяется понятием «идеал«. С одной стороны, идеалы отражают устремления определенных социальных групп и общества|общества| в целом|в целом|, а также возможные тенденции их развития. С другой стороны, они выступают в качестве главной|главной| оценочной категории, на которую ориентируются при выборе приоритетов, ценностей, мотивов деятельности.
Одной из наиболее значимых|значимых| культурных универсалий является язык|язык|— совокуп|речь|ность знаков и|и| символов, наделенных определенным содер|оделяет|жанием и|и| организованных п|смыслом|о определенным правилам. Другими словами, язык|язык| — это любая знаковая |речь|система, с помощью|какая-нибудь| которой можно передавать ин|посредством|формацию|какой|.
Язык|речь| является важнейшим носителем культуры, формой аккумуляции, хранения|сбережения| и передачи человеческого опыта. Поэтому словарный запас человека может, в известной степени|до известной степени|, служить показателем его культурного уровня.
Различают множество типов и|та| видов языков:|язиків|
· естественные|язики|: разговорный, литературный, диалекты, «мертвые» языки (например, латынь), национальные и др.;
· искусственные: язык программирования, язык жестов для глухонемых, эсперанто;
· специфические языковые знаковые системы — язык искусства, язык математики и др.
Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света и когда бы они не жили, биологически относятся к одному виду|вигляду| Homo sapiens, имеют одни и|та| те же физические потребности и|та| сталкиваются с|із| общими|спільними| проблемами, которые ставит перед человечеством окружающий мир.
Культурные универсалии: понятие, примеры, формы, специфика
Культуры разных народов и исторических эпох сильно отличаются друг от друга. Однако есть определённые аспекты, которые в той или иной форме характерны для каждой культуры, известной науке. Эти аспекты называются культурными универсалиями, и сегодня мы подробно поговорим о том, что они собой представляют.
Что такое культурные универсалии?
Культурные универсалии – это традиции, ценности, социальные нормы и прочие аспекты жизни, свойственные всем известным культурам. То есть, это элементы человеческой культуры, принимающие одинаковый вид во всех обществах, независимо от исторических предпосылок, действующего социального строя, этапа развития и прочих факторов. Стоит отметить, что будучи общими для всех культур, проявляться универсалии могут по-разному.
Рассмотрим в качестве примера такой социальный институт как брак. Он присутствует во всех известных культурах, поэтому является универсалией. При этом правила, регулирующие данный институт, весьма разнообразны. Раньше были распространены такие формы брачных союзов как полиандрия и полигиния, сегодня же во всём мире преобладает моногамия. Кроме того, в разных обществах по-разному относятся к сопутствующим традициям, обрядам и требованиям, предъявляемым к вступающим в брак.
Термин «культурные универсалии» образован от латинских слов cultura (возделывание, взращивание, культура) и universalis (общий, всеобщий, единый).
Сегодня в антропологии и других науках используется классификация культурных универсалий, которую разработала группа исследователей из Йельского университета, возглавляемая антропологом Джорджем Питером Мердоком. В эту классификацию вошло 88 универсальных поведенческих категорий, таких как одежда, имущество, праздники, социальная стратификация, институты семьи и брака, родственные связи, труд, использование орудий труда и прочее.
Исследователи заключили, что все обнаруженные ими категории так или иначе связаны с биологическими потребностями человека (выживанием, продолжением рода и сохранением потомства). Таким образом, само существование культурных универсалий объясняется тем, что все люди обладают одинаковой физиологией и одинаковыми биологическими потребностями. Кроме того, где бы и когда бы они ни жили, они решают сходные задачи и сталкиваются с общими проблемами и угрозами.
Примеры культурных универсалий
Существует достаточно большое количество примеров культурных универсалий, рассмотрим наиболее распространенные из них:
1. Брак, семья и родственные связи
Потребность в продолжении рода и сохранении потомства – это основной инстинкт, присутствующий у человека, как и у других животных. При этом в нашей природе заложено стремление создавать брачные союзы, чтобы совместно растить, воспитывать и защищать потомство. И поскольку такое поведение свойственно всем людям (хоть и с некоторыми вариациями), во всех культурах так или иначе формируются институты брака и семьи. Кроме того, каждый человек осознаёт связь с ближайшими родственниками и отличает их от посторонних людей, что также отражено в культуре любого общества.
2. Язык
Это важнейшая культурная универсалия, без которой не может обойтись ни одно человеческое общество. Язык необходим не только для общения, но также и для накопления знаний. Он, по сути, является основным носителем культуры, позволяющим сохранять накопленный опыт и передавать его следующим поколениям как в устной, так и в письменной форме.
3. Приветствие и прощание
У всех народов присутствуют определённые способы поприветствовать другого индивида, чтобы начать общение (или просто показать, что его заметили), и попрощаться с ним, чтобы обозначить завершение контакта. Это больше связано с социальной сущностью человека, чем с его биологическими потребностями. Поскольку социальные контакты для нас очень важны, нам необходимо отчетливо обозначать начало и конец общения, а также просто демонстрировать уважение, давая людям понять, что мы их заметили и не проигнорировали.
4. Календарь и летоисчисление
Во все времена люди нуждались в возможности достаточно точно предсказывать морозы и жару, дожди и засухи, разливы рек и прочие сезонные погодные явления. Особенно актуально это стало с переходом к аграрному обществу. Поэтому в любой культуре присутствует календарь, решающий данную задачу и помогающий выбирать удачное время для сельскохозяйственных работ. При этом основными ориентирами служат Луна и Солнце, иногда используются также яркие звёзды (например, Сириус в Древнем Египте) и планеты.
Помимо смены сезонов практически все известные науке календари подразумевают определённую систему летоисчисления, позволяющую датировать различные исторические события. Интересно, что у большинства древних культур присутствует конкретная дата сотворения мира, которая при этом практически никогда не отождествляется с «нулевой» датой календаря.
5. Религия
Каждый человек нуждается в простой и понятной картине мира. Если же у чего-то нет объяснения, это может вызвать у него когнитивный диссонанс. Поэтому в любом обществе всегда существовали религиозные и мифологические трактовки всех природных явлений. Древние религии формировались постепенно на протяжении многих поколений, благодаря чему их называют «естественными религиями». Позже им на смену пришли так называемые «религии откровений», основанные на писаниях, которые якобы записаны со слов бога или его посланников.
Формы культурных универсалий
Исследователи выделяют несколько основных форм, которые могут принимать культурные универсалии:
Специфика культурных универсалий
Как мы уже отмечали выше, культурные универсалии не статичны, и в каждом конкретном обществе их содержательное наполнение приобретает определённую специфику. Рассмотрим несколько примеров того, как это проявляется:
Подобные отличия, существенные или незначительные, свойственны всем культурным универсалиям. Однако их суть при этом сохраняется, поскольку это типовые явления, неизбежно возникающие в любой культуре под влиянием биологической и социальной сущности человека.
Заключение
Культурные универсалии – это аспекты социальной жизни, которые в той или иной форме присутствуют во всех культурах, известных современной науке. Неважно, когда и как возникло общество, какой порядок в нём установился, какие исторически предпосылки накопилось – у него обязательно проявятся все культурные универсалии без исключений. При этом они могут иметь определённые вариации, но их суть и их природа всегда одинакова.
Культурные универсалии
Культурные универсалии. Дж. Мердок выделил общие черты, свойственные всем культурам. К ним относят:
4) наличие ритуалов;
6) правила взаимодействия полов;
Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и человеческих общностей. Культурные универсалии предстают в многообразии конкретных вариантов культуры. Их можно сравнивать в связи с существованием суперсистем Восток — Запад, национальной культуры и маленьких систем (субкультур): элитарной, народной, массовой. Многообразие культурных форм ставит проблему сравнимости этих форм.
Культуры можно сравнивать по элементам культуры; по проявлению культурных универсалий.
Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Поскольку они живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия и т. п.
Культура выступает как важный фактор социальных изменений. Она чутко реагирует на все перемены, происходящие в обществе, и сама оказывает значительное воздействие на социальную жизнь, формируя и определяя многие общественные процессы.
Современные западные социологи отводят культуре большую роль в развитии процессов модернизации. По их мнению, «прорыв» традиционного образа жизни в ряде стран должен произойти под непосредственным влиянием их социокультурных контактов с уже существующими центрами рыночно-индустриальной культуры. При этом необходимо учитывать специфику конкретно-исторических условий этих стран, их традиции, особенности национального характера, сложившиеся культурно-психологические стереотипы и др.
Особую роль культуры в эволюции общества отмечали классики мировой социологической мысли. Достаточно привести знаменитый труд М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», где было показано, как мировоззренческие установки протестантизма обусловили формирование системы ценностных ориентаций, мотивации и поведенческих стереотипов, которые легли в основу капиталистического предпринимательства и существенным образом способствовали становлению буржуазной эпохи.
Роль культуры как фактора социальных изменений особенно возрастает в период общественных реформ. Это со всей очевидностью можно проследить на примере нашей страны.
В этих условиях особое значение приобретает выработка новой культурной политики. Под культурной политикой понимается комплекс мер по регулированию развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия. Культуре отводится роль формирования ценностно-ориентированной оптимально организованной и социально эффективной деятельности.
Культурная политика предполагает соблюдение ряда важнейших требований, вытекающих из исторического опыта функционирования и развития самой культуры:
1) не вступать в противоречие с общественно-историческими процессами, улавливать основные тенденции и ориентироваться на устойчивые законы социокультурной эволюции;
2) в качестве объекта культурной политики рассматривать все общество, характеризующееся неоднородностью и требующее гибкого сочетания универсальных и локальных методов воздействия;
3) не ограничивать понимание субъекта культурной политики только государством, субъектом является и само общество как самоорганизующаяся, саморазвивающаяся система, в регулировании которой могут участвовать различные культурные организации;
4) постепенно воздействовать на общественное сознание, ценностные ориентации и нравы через науку, образование, просвещение, воспитание и т.п., формируя социокультурные ценности общества;
5) постоянный учет многонационального характера российской культуры.
Таким образом, в условиях современного российского общества культура призвана давать нравственно-этический анализ различных сторон жизни, соотносить существующие противоречия ситуации перехода к рыночным отношениям с общечеловеческими ценностями, показывать возможности общественного прогресса, придавать ему гуманистическую направленность. Социальная роль культуры проявляется и в формировании моделей и стереотипов деятельности различных социальных групп и слоев. В настоящее время происходит разрушение сложившихся ориентаций, уже не соответствующих изменившейся ситуации. Культура стремится к сохранению положительных норм и ценностей, сформированных ранее, и к созданию новых моделей и стандартов поведения и деятельности, оказывая таким образом регулирующее воздействие на развитие социальных процессов.
1) предметной, рассматривающий культуру как статичное образование;
2) ценностной, уделяющей большое внимание творческому началу;
3) деятельностной, вводящей в динамику культуры;
4) символической, утверждающей, что культура состоит из символов;
6) текстовой, где главное внимание уделяется языку как средству передачи культурных символов;
7) коммуникативной, рассматривающей культуру как средство передачи информации.
Социологи выделяют несколько основных закономерностей в развитии культуры.
1) Зависимость типа культуры от природных и искусственных условий жизни общества и её обратное влияние на их изменение.
2) Преемственность в развитии культуры. Она может быть временной и пространственной, позитивной (продолжение той или иной культурной традиции) и негативной (отрицание прежнего культурного опыта).
3) Неравномерность развития культуры, которая выражается в двух аспектах: а) расцвет и упадок культуры не совпадают с эпохами расцвета и упадка в других сферах общественной жизни (например, в экономике);
б) сами виды культуры развиваются неравномерно.
4) Особая роль личности, индивидуальности в культурном процессе.
Большое значение для развития и функционирования культуры имеют качественные изменения в науке и технике, дающие новые возможности для производства и распространения культурных ценностей. Это и появление письменности, и изобретение книгопечатания, а также современные достижения науки и техники.
Культурные заимствования специалисты считают более распространенным источником культурных изменений, их относят к мирному способу перенесения ценностей одной культуры на почву другой. Понятие культурных заимствований указывает на то, что и как именно перенимается: материальные предметы, научные идеи, обычаи и традиции, ценности и нормы жизни.
Один народ заимствует у другого не все подряд, а лишь то, что является близким его собственной культуре, поднимет престиж народа, позволит продвинуться вверх по ступенькам прогресса, даст преимущество перед другими народами, отвечает внутренним потребностям данного этноса.
Страна, которая заимствует чужое, называется культурой-реципиентом, а страна, которая отдает свое, именуется культурой-донором.
Когда речь идет не просто о культурных изменениях, а об изменениях, в которых имеет место целостность и направленность, когда можно проследить определенные закономерности, то говорят о динамике культуры. Если иметь в виду, что культура является содержательным аспектом совместной, то есть социальной, жизни людей, то будет правильно говорить о социокультурной динамике. Изменения в культуре могут быть прогрессивными и регрессивными, постепенными, эволюционными и революционными, могут быть состояния кризиса и стагнации, или застоя.
Благодаря культурной трансмиссии каждое последующее поколение получает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее. Молодое поколение добавляет новые знания к уже накопленному богатству. Аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых, это процесс обогащения существующей культуры новыми элементами: возникновение новых образцов, дифференциация, интеграция старых и заимствование из других культур. Напротив, когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении.
Культурная аккумуляция представляет собой такой процесс, конечным завершением которого выступает образование культурного наследия. Общество, поддерживая свою культуру, создало систему культурных учреждений, призванных аккумулировать культурное наследие, сохранять и передавать его следующим поколениям. В частности, к ним относятся музеи и библиотеки.
Под культурной интеграцией подразумевается процесс возрастания взаимозависимости между различными культурами, ведущий к формированию целостной гармоничной культурной системы. Интеграция или единство культуры создается благодаря близости или сходству основных элементов культуры и различию неосновных, неглавных элементов. Элементы, составляющие культуру, как правило, представляют собой согласованное и сбалансированное целое. Однако идеальная интеграция недостижима по той простой причине, что исторические события постоянно оказывают влияние на культуру. Кроме того, недостаточно просто иметь представление о характерных чертах той или иной культуры. Две культуры могут иметь идентичные наборы элементов и все же существенно различаться. Необходимо знать, как взаимосвязаны различные культурные ингредиенты. Примерами могут послужить современные праздники Рождества и Пасхи. В дохристианские времена многие европейские народы выполняли обряды, посвященные середине зимы. Праздник середины зимы часто сопровождался играми, танцами, взаимными подарками и общим весельем. Эти элементы вошли в празднование Рождества и отражены в традиционном приветствии “С Рождеством!” Первые христиане посчитали удобным совмещение празднования Рождества и Пасхи с уже существующими традиционными праздниками.
Так, появление сельскохозяйственных и промышленных технологий, привело также, по мнению американского социолога Н. Смелзера, к глубоким изменениям:
2) в сфере образования изменения ведут к снижению неграмотности и воспитанию экономически продуктивных навыков и умений;
3) в религиозной сфере изменения приводят к отделению религии от образования, началу преобразований традиционных верований;
4) в семейной сфере прекращается распространение родственных и клановых объединений;
5) в сфере стратификации возросшая географическая и социальная мобильность ведет к распаду фиксированных, предписанных жестко иерархических систем.
Таким образом, культурные изменения, как в материальной, так и в духовной сфере приводят к переустройству всех сторон жизни общества.
Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми. Но существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представлен о том, как им действовать правильно, а как неправильно, в каком направлении прилагать свои усилия. При отсутствии подобного представления нельзя добиться согласованных действий. Таким образом человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные образцы-шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют социальными нормами. Так, для рукопожатия мы протягиваем правую руку; придя в магазин, встаем в очередь; в библиотеке громко не разговариваем и не шумим. Осуществляя эти действия, мы придерживаемся общепринятых норм. Наша культура определяет такое поведение как правильное.
Нравственные нормы. Некоторые обычаи, принятые в результате социальной практики в определенной группе или в обществе в целом, оказываются наиболее важными, затрагивающими жизненные интересы во взаимодействиях членов группы, способствующими их безопасности и социальному порядку.
Это образцы поведения, которым мы должны, следовать, так как они считаются существенными для благополучия группы или общества и их нарушение крайне нежелательно. Такие идеи относительно того, что должно совершать, а что не должно, которые соединены с определенными общественными способами существования индивидов, называются нравственными нормами, или нравами.
Моя реакция на поведение идущего по улице человека, который громко обсуждает с кем-то по мобильному телефону свои проблемы двойственная. Я испытывала неудобство в связи с тем, что невольно подслушала чужой разговор, и меня раздражал громкий голос незнакомца. Мне было не безразлично его поведение, т.к. я испытала чувство внутреннего дискомфорта.
К такому ответу склонилось большинство опрошенных мною людей.
Если человек находится в общественном месте, то нужно соблюдать принятые образцы поведения, правила хороших манер и вежливости;
Однако не менее значимы и неформальные нормы, ибо они регулируют значительно больший объем человеческих поступков, а их соблюдение поддерживается уже самими взаимоотношениями и взаимодействиями между людьми.
Социальный опыт человеческого общества показывает, что нравственные нормы не изобретаются, не создаются намеренно, когда кто-то признает что-то хорошей идеей или порядком. Они возникают постепенно, из повседневной жизни и групповой практики людей, без сознательного выбора и умственного напряжения. Нравственные нормы возникают из группового решения о том, что отдельное действие вредно и должно быть запрещено (или, наоборот, отдельное действие представляется настолько необходимым, что его выполнение должно быть обязательным). По представлениям членов группы, определенные нравственные нормы должны поощрять или наказывать для достижения группового благополучия.
Дата добавления: 2014-12-03 ; просмотров: 54 ; Нарушение авторских прав