Что называют информационной деятельностью человека
Что называют информационной деятельностью человека
Информационная деятельность человека
Итоговый проект 11 «Б» класса
Информационная деятельность — д еятельность человека, связанная с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации.
Методы поиска информации:
• непосредственное наблюдение;
• общение со специалистами по интересующему вас вопросу;
• чтение соответствующей литературы;
• просмотр видео, телепрограмм;
• прослушивание радиопередач, аудиокассет;
• работа в библиотеках и архивах;
• запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных.
В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приемник информации: первый передает информацию, второй ее получает.
Накопление(сбор и хранение)
Сбор информации не является самоцелью. Чтобы полученная информация могла использоваться, причем многократно, необходимо ее хранить.
Тысячелетиями предметами труда людей были материальные объекты.
Все орудия труда от каменного топора до первой паровой машины, электромотора или токарного станка были связаны с обработкой вещества, использованием и преобразованием энергии. Вместе с тем человечеству пришлось решать задачи управления, задачи накопления, обработки и передачи информации, опыта, знания, возникают группы людей, чья профессия связана исключительно с информационной деятельностью. В древности это были, например, военачальники, жрецы, летописцы, затем — ученые и т. д.
Однако число людей, которые могли воспользоваться информацией из письменных источников, было ничтожно мало. Во-первых, грамотность была привилегией крайне ограниченного круга лиц и, во-вторых, древние рукописи создавались в единичных (иногда единственных) экземплярах.
Новой эрой в развитии обмена информацией стало изобретение книгопечатания. Благодаря печатному станку, созданному И. Гутенбергом в 1440 году, знания, информация стали широко тиражируемыми, доступными многим людям.
Это послужило мощным стимулом для увеличения грамотности населения, развития образования, науки, производства.
По мере развития общества постоянно расширялся круг людей, чья профессиональная деятельность была связана с обработкой и накоплением информации. Постоянно рос и объем человеческих знаний, опыта, а вместе с ним количество книг, рукописей и других письменных документов.
Появилась необходимость создания специальных хранилищ этих документов — библиотек, архивов. Информацию, содержащуюся в книгах и других документах, необходимо было не просто хранить, а упорядочивать, систематизировать.
Так возникли библиотечные классификаторы, предметные и алфавитные каталоги и другие средства систематизации книг и документов, появились профессии библиотекаря, архивариуса.
В результате научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора, хранения, передачи информации.
Но важнейшее в информационных процессах — обработка, целенаправленное преобразование информации осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.
Вместе с тем постоянное совершенствование техники, производства привело к резкому возрастанию объема информации, с которой приходится оперировать человеку в процессе его профессиональной деятельности.
Развитие науки, образования обусловило быстрый рост объема информации, знаний человека. Если в начале прошлого века общая сумма человеческих знаний удваивалась приблизительно каждые пятьдесят лет, то в последующие годы — каждые пять лет.
Выходом из создавшейся ситуации стало создание компьютеров, которые во много раз ускорили и автоматизировали процесс обработки информации.
Первая электронная вычислительная машина «ЭНИАК» была разработана в США в 1946 году. В нашей стране первая ЭВМ была создана в 1951 году под руководством академика В. А. Лебедева.
В настоящее время компьютеры используются для обработки не только числовой, но и других видов информации. Благодаря этому информатика и вычислительная техника прочно вошли в жизнь современного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях.
Компьютеры в производстве используются на всех этапах: от конструирования отдельных деталей изделия, его дизайна до сборки и продажи.
Система автоматизированного производства (САПР) позволяет создавать чертежи, сразу получая общий вид объекта, управлять станками по изготовлению деталей. Гибкая производственная система (ГПС) позволяет быстро реагировать на изменение рыночной ситуации, оперативно расширять или сворачивать производство изделия или заменять его другим. Легкость перевода конвейера на выпуск новой продукции дает возможность производить множество различных моделей изделия. Компьютеры позволяют быстро обрабатывать информацию от различных датчиков, в том числе от автоматизированной охраны, от датчиков температуры для регулирования расходов энергии на отопление, от банкоматов, регистрирующих расход денег клиентами, от сложной системы томографа, позволяющей « увидеть» внутреннее строение органов человека и правильно поставить диагноз.
Компьютер находится на рабочем столе специалиста любой профессии.
Он позволяет связаться по специальной компьютерной почте с любой точкой земного шара, подсоединиться к фондам крупных библиотек не выходя из дома, использовать мощные информационные системы — энциклопедии, изучать новые науки и приобретать различные навыки с помощью обучающих программ и тренажеров. Модельеру он помогает разрабатывать выкройки, издателю компоновать текст и иллюстрации, художнику — создавать новые картины, а композитору — музыку. Дорогостоящий эксперимент может быть полностью просчитан и имитирован на компьютере.
Разработка способов и методов представления информации, технологии решения задач с использованием компьютеров, стала важным аспектом деятельности людей многих профессий.
Информационная деятельность человека
Познавая окружающий мир, каждый из нас формирует свое представление о нем. Ежедневно мы узнаем что-то новое — получаем информацию. Термин «информация» в переводе с латинского означает «разъяснение, изложение, набор сведений».
Вспомните какие свойства информации значимые для человека мы выделяли на предыдущих уроках (полезная, понятная, актуальная, полная, достоверная).
Вспомните так же как человек воспринимает информацию (всю эту информацию доносят до сознания человека его органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание).
Сбор информации
Приходится признать, что органы чувств — наш главный инструмент познания мира — не самые совершенные приспособления. Не всегда они точны и не всякую информацию способны воспринять. Не случайно о грубых, приблизительных вычислениях говорят: «на глаз». Если бы не было специальных приборов, то вряд ли человечеству удалось бы проникнуть в тайны живой клетки или отправить к Марсу и Венере космические зонды.
Вся деятельность человека связана с различными действиями с информацией, и помогают ему в этом разнообразные технические устройства.
Любое научное знание начинается тогда, когда мы можем оценить полученную информацию, сравнить ее, а значит измерить. Поэтому для получения недоступной обычным органам чувств информации широко используются специальные технические устройства.
Одно из древнейших сооружений, используемое для получения астрономической информации, находится в Англии недалеко от города Солсбери. Это Стоунхендж — «висячие камни». Он был построен примерно во II веке до н. э. Стоунхендж состоит из поставленных вертикально каменных столбов, расположенных концентрическими кольцами. На вертикальных камнях лежат горизонтальные перекладины, своего рода арки. 1963 году с помощью новейших методов исследования было уставлено, что каменные арки дают направления на крайние положения Солнца и Луны, а 56 белых лунок помогают предсказать время Солнечного и Лунного затмений.
Одно из древнейших устройств — весы. С их помощью люди получают информацию о массе объекта. Еще один наш старый знакомый — термометр — служит для измерения температуры окружающей его среды.
Обработка информации
Приобретая жизненный опыт, наблюдая мир вокруг себя, иначе говоря — накапливая все больше и больше информации, человек учится делать выводы. В древности люди говорили, что человек познает с помощью органов чувств и осмысливает познанное разумом.
Один раз дотронувшись до горячего чайника или утюга мы запоминаем это на всю жизнь. Каждый раз, случайно коснувшись горячей поверхности, мы отдергиваем руку, потому что у всех нас в детстве был свой «горячий чайник». Если проанализировать, почему так происходит, то можно сделать вывод о преобразовании (обработке) информации. Прикоснувшись к горячей поверхности, мы получили информацию при помощи органов осязания. Нервная система передала ее в мозг, где на основе имеющегося опыта был сделан вывод об опасности. Сигнал от мозга был послан в мышцы рук, которые мгновенно сократились. Аналогичные процессы обработки информации происходят и в тот момент, когда при первых же аккордах знакомой мелодии сразу улучшается настроение или появляются слезы.
Все это примеры неосознанной обработки информации, которая ведется как бы «помимо нас», неосознанно.
Можно привести много примеров осознанной обработки информации. В этом случае человек создает новую информацию, опираясь на поступающие сведения — так называемую входную информацию — и на запас имеющихся у него знаний и опыта.
Например, на уроках химии школьник изучает правила и законы (приобретает определенные знания и навыки). Когда учитель предлагает очередную задачу (входная информация), ученик обдумывает последовательность решения, вспоминая, какие из изученных правил ему необходимо применить. Наконец, он находит ответ. Эта новая информация, созданная учеником в результате обработки входной информации, называется выходной.
Таким образом, выходная информация всегда является результатом мыслительной деятельности человека по обработке входной информации. Можно сказать, что человек постоянно занимается обработкой входной информации, преобразуя ее в выходную.
Лекция по дисциплине Информатика и ИКТ на тему: «Информационная деятельность человека»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Информационная деятельность человека
Познавая окружающий мир, каждый из нас формирует свое представление о нем. Ежедневно мы узнаем что-то новое — получаем информацию. Термин « информация » в переводе с латинского означает « разъяснение, изложение, набор сведений ».
Вспомните какие свойства информации значимые для человека мы выделяли на предыдущих уроках (полезная, понятная, актуальная, полная, достоверная).
Вспомните так же как человек воспринимает информацию (всю эту информацию доносят до сознания человека его органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание).
Приходится признать, что органы чувств — наш главный инструмент познания мира — не самые совершенные приспособления. Не всегда они точны и не всякую информацию способны воспринять. Не случайно о грубых, приблизительных вычислениях говорят: « на глаз ». Если бы не было специальных приборов, то вряд ли человечеству удалось бы проникнуть в тайны живой клетки или отправить к Марсу и Венере космические зонды.
Вся деятельность человека связана с различными действиями с информацией, и помогают ему в этом разнообразные технические устройства.
Любое научное знание начинается тогда, когда мы можем оценить полученную информацию, сравнить ее, а значит измерить. Поэтому для получения недоступной обычным органам чувств информации широко используются специальные технические устройства.
Одно из древнейших сооружений, используемое для получения астрономической информации, находится в Англии недалеко от города Солсбери. Это Стоунхендж — « висячие камни ». Он был построен примерно во II веке до н. э. Стоунхендж состоит из поставленных вертикально каменных столбов, расположенных концентрическими кольцами. На вертикальных камнях лежат горизонтальные перекладины, своего рода арки. 1963 году с помощью новейших методов исследования было уставлено, что каменные арки дают направления на крайние положения Солнца и Луны, а 56 белых лунок помогают предсказать время Солнечного и Лунного затмений.
Одно из древнейших устройств — весы. С их помощью люди получают информацию о массе объекта. Еще один наш старый знакомый — термометр — служит для измерения температуры окружающей его среды.
Приобретая жизненный опыт, наблюдая мир вокруг себя, иначе говоря — накапливая все больше и больше информации, человек учится делать выводы. В древности люди говорили, что человек познает с помощью органов чувств и осмысливает познанное разумом.
Один раз дотронувшись до горячего чайника или утюга мы запоминаем это на всю жизнь. Каждый раз, случайно коснувшись горячей поверхности, мы отдергиваем руку, потому что у всех нас в детстве был свой « горячий чайник ». Если проанализировать, почему так происходит, то можно сделать вывод о преобразовании (обработке) информации. Прикоснувшись к горячей поверхности, мы получили информацию при помощи органов осязания. Нервная система передала ее в мозг, где на основе имеющегося опыта был сделан вывод об опасности. Сигнал от мозга был послан в мышцы рук, которые мгновенно сократились. Аналогичные процессы обработки информации происходят и в тот момент, когда при первых же аккордах знакомой мелодии сразу улучшается настроение или появляются слезы.
Все это примеры неосознанной обработки информации, которая ведется как бы « помимо нас », неосознанно.
Можно привести много примеров осознанной обработки информации. В этом случае человек создает новую информацию, опираясь на поступающие сведения — так называемую входную информацию — и на запас имеющихся у него знаний и опыта.
Например, на уроках химии школьник изучает правила и законы (приобретает определенные знания и навыки). Когда учитель предлагает очередную задачу (входная информация), ученик обдумывает последовательность решения, вспоминая, какие из изученных правил ему необходимо применить. Наконец, он находит ответ. Эта новая информация, созданная учеником в результате обработки входной информации, называется выходной.
Таким образом, выходная информация всегда является результатом мыслительной деятельности человека по обработке входной информации. Можно сказать, что человек постоянно занимается обработкой входной информации, преобразуя ее в выходную.
Входная информация – информация, которую получает человек или устройства.
Выходная информация – информация, которая получается после обработки человеком или устройством.
Развитие человечества не было бы возможно без обмена информацией. С давних времен люди из поколения в поколение передавали свои знания, извещали об опасности или передавали важную и срочную информацию, обменивались сведениями. Например, в Петербурге в начале XIX века была весьма развита пожарная служба. В нескольких частях города были построены высокие каланчи, с которых обозревались окрестности. Если случался пожар, то на башне днем поднимался разноцветный флаг (с той или иной геометрической фигурой), а ночью зажигалось несколько фонарей, число и расположение которых означало часть города, где произошел пожар, а также степень его сложности. В любом процессе передачи или обмене информацией существует ее источник и получатель, а сама информация передается по каналу связи с помощью сигналов: механических, тепловых, электрических и др. В обычной жизни для человека любой звук свет являются сигналами, несущими смысловую нагрузку. Например, сирена — это звуковой сигнал тревоги; звонок телефона — сигал, чтобы взять трубку; красный свет светофора — сигнал, запрещающий переход дороги.
В качестве источника информации может выступать живое существо или техническое устройство. От него информация попадает а кодирующее устройство, которое предназначено для преобразования исходного сообщения в форму, удобную для передачи. С такими устройствами вы встречаетесь постоянно: микрофон телефона, лист бумаги и т. д. По каналу связи информация попадает в декодирующее устройство получателя, которое преобразует кодированное сообщение в форму, понятную получателю. Одни из самых сложных декодирующих устройств — человеческие ухо и глаз.
В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться. Это происходит из-за различных помех, как на канале связи, так и при кодировании и декодировании информации. С такими ситуациями вы встречаетесь достаточно часто: искажение звука в телефоне, помехи при телевизионной передаче, ошибки телеграфа, неполнота переданной информации, неверно выраженная мысль, ошибка в расчетах. Вопросами, связанными с методами кодирования и декодирования информации, занимается специальная наука — криптография.
При передаче информации важную роль играет форма представления информации. Она может быть понятна источнику информации, но недоступна для понимания получателя. Люди специально договариваются о языке, с помощью которого будет представлена информация для более надежного ее сохранения.
Человеческий разум является самым совершенным инструментом познания окружающего мира. А память человека — великолепным устройством для хранения полученной информации.
Чтобы информация стала достоянием многих людей, необходимо иметь возможность ее хранить не только в памяти человека. В процессе развития человечества существовали разные способы хранения информации, которые совершенствовались с течением времени: узелки на веревках, зарубки на палках, берестяные грамоты, письма на папирусе, бумаге. Наконец, был изобретен типографский станок, и появились книги. Поиск надежных и доступных способов хранения информации идет и по сей день.
Сегодня мы используем для хранения информации самые различные материалы:
бумагу, фото- и кинопленку, магнитную аудио- и видеоленту, магнитные и оптические диски. Все это — носители информации.
Носитель информации — материальный объект, предназначенный для хранения и передачи информации.
Материальная природа носителей информации может быть различной: молекулы ДНК, которые хранят генетическую информацию; бумага, на которой хранятся тексты и изображения; магнитная лента, на которой хранится звуковая информация; фото- и кинопленки, на которых хранится графическая информация; микросхемы памяти, магнитные и лазерные диски, на которых хранятся программы и данные в компьютере, и так далее.
Просто сохранить информацию недостаточно. Нужно уметь ее пользоваться. А для того чтобы воспользоваться нужной информацией в нужный момент необходимо уметь ее быстро найти.
Поиск информации — это извлечение хранимой информации. Существуют ручной и автоматизированный методы поиска информации в хранилищах.
Методы поиска информации:
• общение со специалистами по интересующему вас вопросу;
• чтение соответствующей литературы;
• просмотр теле-, видеопрограмм;
• прослушивание радиопередач и аудиокассет;
• работа в библиотеках, архивах;
• запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;
Для того чтобы собрать наиболее полную информацию и повысить вероятность принятия правильного решения, необходимо использовать разнообразные методы поиска информации.
В процессе поиска информации вам встретится как самая полезная, так и бесполезная, как достоверная, так и ложная, объективная и субъективная информация, но чтобы не утонуть в море информации, учитесь отбирать только полезную для решения стоящей перед вами задачи. Не уподобляйте свою голову мусорному ящику, куда сваливают все без разбора.
Для ускорения процесса получения наиболее полной информации по вопросу стали составлять каталоги (алфавитный, предметный и др.).
В жизни человека информация играет очень важную роль. От нее зависит принятие решений, влияющих на развитие общества.
Для предотвращения потери информации разрабатываются различные механизмы ее защиты, которые используются на всех этапах работы с ней.
Для защиты информации используют различные способы защиты:
• дублирование каналов связи;
• криптографическое преобразование информации с помощью шифров.
Шифром называют секретный код преобразования информации с целью ее защиты от незаконных пользователей. Изобретением и использованием шифров занимается криптография.
С давних времен криптографией увлекались и ученые, и дипломаты, и священнослужители. В истории есть немало примеров использования шифров для защиты информации. Например, Цезарь использовал для переписки специальный шифр, который вошел в историю под его именем. Это достаточно простой шифр, в котором каждая буква заменяется третьей после нее буквой в алфавите. Можно изменить величину сдвига и получить новый шифр. Важно, чтобы у отправителя и получателя сообщения была одна и та же таблица замены или перестановки букв.
Во времена войн между Спартой и Афинами был известен один интересный шифр, который вы можете легко повторить. Для этого надо взять карандаш, обернуть его бумажной полоской и написать на ней сообщение. Развернув эту полоску, вы получите набор несвязанных букв, которые выстраиваются в определенном порядке только на карандаше нужного диаметра.
Существует метод шифрования с помощью « ключа ». Самый простой пример такого шифрования, когда номер буквы шифрованного текста в алфавите получается с помощью сложения номера буквы текста в алфавите и номера буквы ключа в алфавите.
Итак, информационная деятельность человека включает в себя:
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Тема: Основные этапы развития информационного общества.
В человеческом обществе, в мире растений и животных постоянно протекает великое множество информационных процессов, в которых люди, животные и растения участвуют в соответствии со своими возможностями.
Это то, чем отличается живая природа от неживой, у которой отсутствуют органы восприятия и обработки сигналов внешней и внутренней среды.
У неживой природы изменения могут происходить только в результате физического или химического воздействия.
Соответственно в мире живой природы изменения происходят с помощью получения любой информации.
Растения получают информацию из корней, листьев, стебля о состоянии почвы, температуры, влажности, солнечного света.
Каким образом растений определяет время года? По длительности светового дня, температуре, состоянию почвы, и для этого им не надо иметь мозги человека, на примитивном уровне они понимают и реагируют на окружающую среду.
Животные получают информацию с помощью органов чувств из окружающей среды и с помощью ощущения своего тела.
Например с помощью носа по запаху можно узнать растительность (травки, кусты) которые можно съесть, или определить где находиться добыча которую можно поймать и утолить голод. Также можно по состоянию своего тела узнать предел своих возможностей, которые потом используются для охоты или возможности скрыться и др.
Информацию которую получает человек может влиять как на него самого так и на все общество в целом.
В результате всех наших рассуждений можно выделить несколько информационных революций.
Итак мы с вами уже говорили, что когда то человек не имел ни чего, ходил в шкурах, стучал палкой. Потом он начал постепенно развиваться. В результате этого у людей стали накапливаться некоторые знания, опыт, наблюдения.
Возник вопрос, каким образом передать информацию последующим поколениям?
Первая информационная революция связана с изобретением письменности, в результате чего произошел качественный, и быстрый скачок в развитии цивилизации.
Появилась возможность накопления знаний и их передачи последующим поколениям.
С точки зрения информатики это можно отметить появление средств и методов накопления информации.
Вторая информационная революция (середина XVI века) связана с изобретением книгопечатания, что позволило кардинально изменить человеческое общество, культуру и организацию деятельности.
Массовое распространение печатной продукции сделало доступными книги, что позволило повысить общий культурный уровень общества, уровень образованности, в результате чего люди получили возможность самостоятельного развития личности.
С точки зрения информатики, значение этой революции в том, что она выдвинула качественно новый способ хранения информации.
Третья информационная революция (конец XIX века) связана с изобретение электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио. То есть появились устройства позволяющие оперативно (быстро) передать на большие расстояния и накапливать информацию в любом объеме.
Этап важен для информатики тем, что появились средства коммуникации.
Также важно помнить, что кроме книг и бумаги других носителей информации не было. Но люди развивалось все больше и быстрее, и количество информации росло с огромной скоростью
Появилась необходимость создания специальных хранилищ этих документов — библиотек, архивов.
Информацию, содержащуюся в книгах и других документах, необходимо было не просто хранить, а упорядочивать, систематизировать.
Так возникли библиотечные классификаторы, предметные и алфавитные каталоги и другие средства систематизации книг и документов, появились профессии библиотекаря, архивариуса.
Четвертая информационная революция (70-е годы ХХ столетия) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера.
Произошел окончательный переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным. В результате чего произошла миниатюризации всех узлов, приборов, машин и появлению программно-управляемых устройств и процессов.
На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации) и так далее.
Толчком к четвертой информационной революции послужило изобретение в середине 40-х годов электронно-вычислительной машины (ЭВМ). Дальнейшие работы по совершенствованию ее элементной базы, то есть частей, ее составляющих, обусловили появление микропроцессорных технологий, а затем и персонального компьютера.
Тема: Этапы развития технических средств и информационных ресурсов
Для более наглядного представления связи этих процессов рассмотрим этапы развития технических средств.
1-е поколение (с середины 40-х годов).
Элементная база – электронные лампы – диоды и триоды.
Создавалась на основе вакуумных электроламп, управлялась с пульта и перфокарт с использованием машинных кодов.
ЭВМ были значительных размеров (размещались в нескольких больших металлических шкафах, занимавших целые залы), потребляли большую мощность, имели невысокую надежность работы и слабое программное обеспечение.
Машины предназначались для решения сравнительно несложных научно-технических задач.
2-е поколение (с конца 50-х годов).
Элементная база – полупроводниковые элементы(полупроводниковых транзисторов).
Для программирования используются алгоритмические языки (язык Ассемблер). Ввод данных и программ осуществлялся с перфокарт и перфолент.
Машины предназначались для решения различных трудоемких научно-технических задач, а также для управления технологическими процессами в производстве.
Существенно увеличилась емкость оперативной памяти, надежность и быстродействие ЭВМ. Уменьшились размеры, масса и потребляемая мощность.
3-е поколение (с середины 60-х годов).
Элементная база – малые интегральные схемы (МИС), содержавшие на одной пластинке сотни или тысячи транзисторов..
Управление работой этих машин происходило с алфавитно-цифровых терминалов.
Для управления использовались языки высокого уровня и Ассемблер.
Данные и программы вводились как с терминала, так и с перфокарт и перфолент.
Машины предназначались для широкого использования в различных областях науки и техники (проведение расчетов, управление производством, подвижными объектами и др.).
Благодаря интегральным схемам удалось существенно улучшить технико-эксплуатационные характеристики ЭВМ и резко снизить цены на аппаратное обеспечение.
Увеличился объем оперативной памяти, быстродействие, повысилась надежность, уменьшилась потребляемая мощность, занимаемая площадь и масса.
4-е поколение (с конца 70-х годов по настоящее время).
Элементная база – микропроцессоры, большие интегральные схемы(БИС).
Появились персональные компьютеры (ПК).
Связь с пользователем осуществлялась посредством цветного графического дисплея
Применялись языки программирования высокого уровня.
Машины предназначались для резкого повышения производительности труда в науке, производстве, управлении, здравоохранении, обслуживании и быту.
Значительно уменьшился объем электронной аппаратуры, повысилась надежность, увеличелось быстродействия, снизилась стоимость.
5-е поколение ЭВМ (1990 – настоящее время)
Элементная база – создано на основе сверхбольших интегральных схем (СБИС), которые отличаются колоссальной плотностью размещения логических элементов на кристалле.
Данные компьютеры на сверхсложных микропроцессорах позволяют одновременно выполнять десятки последовательных действий программы. В результате появились эффективные сетевые компьютерные системы.
Обратите внимание что в четвертую информационную революцию компьютеры включаются не сразу, а после того как они достигли определенного развития, с 4 поколения.
Характеристика информационного общества
В результате развития человечества, различных прогрессов и эволюции в мире технологий мы пришли к понятию информационное общество.
Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией.
Первой попыткой автоматизированной обработки информации стало создание Чарльзом Бэббиджем (в середине XIX века) механической цифровой Аналитической машины.
И только лишь с середины ХХ века, с момента появления электронных устройств обработки и хранения информации (то есть с 4 поколения), начался постепенный переход от индустриального общества к информационному.
Индустриальное общество — общество, сформировавшееся в процессе развития машинного производства.
В информационном обществе главный ресурс – информация.
Почему? Потому что, только владея информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность.
Обратите внимание на современные магазины, или любое место где вам нужно что то приобрести, получить.
Прежде чем пойти на дело современный человек, в большинстве случаев, прежде чем приобретать что либо, постарается узнать хоть что-то об объекте интереса, чтобы, не только максимально выгодно вложить сбережения, но и за минимальную цену получить лучший товар или вещь.
Таким образом, современные производители вынуждены работать на спрос и качество производства. Подобным образом производитель узнает, что нужно именно в это время и в этом месте. То есть все свелось к владению информацией. Кто ей владеет тот и остается на плаву.
Все это конечно образно, но в современном мире без информации прожить тяжело, появляется много новых направлений деятельности, да и просто интересных слов, без информации о которых можно остаться не удел.
В результате в современном информационном обществе появляется большая степени зависимости от информированности и способности эффективно применять имеющуюся информацию людей. То есть могут ли люди быстро находить нужную информацию и применять ее на практике.
Каким образом народ получает доступ к информации? С помощью компьютерных технологий.
Поэтому в информационном обществе использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности дает возможность обеспечить доступ к надежным источникам информации, избавить людей от рутинной работы, ускорить принятие оптимальных решений.
Из всего перечисленного можно сделать вывод, что общество прошло какой то процесс изменения. Это процесс информатизации.
Информатизация – процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации.
Таким образом раньше у нас был процесс индустриализации, затем процесс компьютеризации и теперь произошел процесс информатизации
Индустриализация — процесс ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике
Компьютеризация общества, основное внимание уделяется внедрению и развитию технической базы – компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление. То есть получили распространение персональные компьютеры, ноутбуки.
При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности.
Все понимают, что весь мир не единым шагом прошел все эти процессы (индустриализацию, компьютеризацию, информатизацию), скорость этих процессов зависит от государства, его экономики и многих других факторов.
Цель информатизации – улучшение качества жизни людей за счет повышения производительности и облегчения условий их труда.
Информатизация – это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения.
Ведь имея доступ к самой различной информации человек ведет себя совершенно по другому, меняется его поведение, реакция, отношение к людям, если сравнивать с тем когда он не имел легкого доступа к информации.
Одной из сложных задач является ликвидация компьютерной безграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий.
Также в связи с процессом информатизации появляются критерии информационной культуры человека:
1) умение адекватно формулировать свою потребность в информации, то есть правильно формулировать вопрос для поиска ответа.
2) эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов, адекватно отбирать и оценивать информацию, то есть уметь выбирать достоверную информацию из общего потока, оценивать ее качество и выделять суть.
3) перерабатывать информацию и создавать качественно новую, то есть уметь анализировать полученную информацию, и на ее основе создавать новую.
4) наличие коммуникативных навыков, позволяющих эффективно общаться как с применением современных информационных технологий, так и без таковых, то есть умение представлять информацию с применением наглядных пособий так и без них.
Тема: Виды профессиональной информационной деятельности человека. Стоимостные характеристики информационной деятельности.
Из чего складывается деятельность человека? Это операции, которые он проводит с какими либо ресурсами.
Ресурс – это запас или источник некоторых средств.
Традиционно различают следующие виды общественных ресурсов:
Информационные ресурсы – это идеи человечества и указания по реализации этих идей, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство.
То есть это все научные труды или другие нематериальные мысли закрепленные на каком либо носители.
Это книги, статьи, патенты, диссертации, различная документация, и другие носители информации.
Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов – трудовых, энергетических, минеральных и так далее) тем быстрее растут, чем больше их расходуют.
Ну и соответственно если есть информационные ресурсы до есть и информационная деятельность.
Информационная деятельность человека – это деятельность, связанная с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации.
Все ли люди в своей жизни занимаются информационной деятельностью? Да, когда получают письма, читают книги, хранят фото- и видеоархивы, разговаривают по телефону, решают задачи, разгадывают кроссворды и т. п.
Какие люди занимаются информационной деятельностью сейчас? Это ученые, программисты, различные управленцы и т.д.
Какие люди занимались информационной деятельностью раньше, в древности? Это жрецы, летописцы, философы, ученые, библиотекаря, архивариуса
Какие средства используют для работы с информационными ресурсами
сетевое оборудование: модемы, кабели, сетевые адаптеры;
аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи;
цифровые фото- и видеокамеры, цифровые диктофоны;
записывающие устройства (CD-R, CD-RW, DVD-RW и др.);
цифровые музыкальные студии;
медицинское оборудование для УЗИ и томографии;
сканеры в архивах, библиотеках, магазинах, на экзаменах и избирательных участках;
ТВ-тюнеры для подачи телевизионного сигнала в компьютер;
плоттеры и различные принтеры;
флэш-память, используемая также в плеерах и фотоаппаратах;
Давайте подумаем представители каких профессий работают только с информационными ресурсами во сновном.
Таблица 1. Информационные ресурсы в профессиональной деятельности
Тема: Стоимостные характеристики информационной деятельности.
Современные информационные технологии обеспечиваются средствами компьютерной и коммуникационной техники.
Это значит, что их использование требует капитальных вложений, такие как приобретение техники, программного обеспечения и др.
Поэтому, перед внедрением информационных технологий надо с экономической стороны рассчитать целесообразность их применения, обоснования выбора платформы и т. д.
Иными словами, должна быть рассчитана эффективность применения информационных технологий.
Тема: Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения
Следует понимать что информация и информационные продукты могут быть такой же собственностью что и машина, дом, мебель и прочее, поэтому в их отношении так же действуют права собственности.
Поэтому и нформация является объектом правового регулирования .
Информация материальный объект? Нет. Она не является таковым, но она фиксируется на материальных носителях. Первоначально информация находится в памяти человека, а затем она отчуждается и переносится на материальные носители: книги, диски, кассеты и прочие накопители, предназначенные для хранения информации.
Как следствие, информация может тиражироваться путем распространения материального носителя.
Право собственности состоит из трех важных компонентов:
Право распоряжения состоит в том, что только субъект-владелец информации имеет право определять, кому эта информация может быть предоставлена. То есть владелец имеет право определять кому ее предоставить.
Право владения должно обеспечивать субъекту-владельцу информации хранение информации в неизменном виде. Никто, кроме него, не может ее изменять. То есть владелец хранит информацию в неизменном виде, и никто не может ее изменять.
Право пользования предоставляет субъекту-владельцу информации право ее использования только в своих интересах. То есть владелец использует ее только в своих интересах.
Любой субъект- пользователь обязан приобрести эти права , прежде чем воспользоваться интересующим его информационным продуктом.
Любой закон о праве собственности регулирует отношения между субъектом-владельцем и субъектом-пользователем.
Законы должны защищать как права собственника, так и права законных владельцев, которые приобрели информационный продукт законным путем. Нормативно-правовую основу регулируют юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.
Правовые нормы правового регулирования информации
«Об информации, информационных технологиях и защите информации» №149-ФЗ от 27.07.2006г.
Краткое содержание: Регулирует отношение, возникающее при осуществление права: поиск, получение, передачу и производство информации. Применение информационных технологий. обеспечение защиты информации.
Уголовный кодекс раздел «Преступления в сфере компьютерной информации» № 63-ФЗ Дата принятия: 1996г.
Краткое содержание: Определяет меру наказания за «Компьютерные преступления». Неправомерный доступ к компьютерной информации. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ или сети.
Неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ),
Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК РФ)
Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274 УК РФ) — путём как действий, так и бездействием.
«О персональных данных» №152-ФЗ от 27.07.2006г.
Краткое содержание: Его целью является обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных и обеспечить право на защиту частной жизни.
Закон РФ №3523-I «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» дает юридически точное определение понятий, связанных с авторством и распространением компьютерных программ и баз данных. Он определяет, что авторское право распространяется на указанные объекты, являющиеся результатом творческой деятельности автора. Автор имеет исключительное право на выпуск в свет программ и баз данных, их распространение, модификацию и иное использование.
Конвенция Совета Европы о преступности в сфере компьютерной информации была подписана в Будапеште. №ЕТS 185 от 23.10.2001г.
Краткое содержание: Дала классификацию компьютерным преступлениям, рассмотрела меры по предупреждению компьютерных преступлений, заключила согласие на обмен информацией между странами Европы по компьютерным преступлениям.
Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи»
Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»»
Правонарушение – событие или действие противоречащие нормам права (антипод правомерному поведению).
Правонарушения всегда связаны с нарушением определенным лицом (лицами) действующей нормы (норм) ИП и прав других субъектов информационных правоотношений.
При этом эти нарушения являются общественно опасными и могут влечь для тех или иных субъектов трудности, дополнительные права и обязанности.
Преступления в сфере информационных технологий включают:
распространение вредоносных вирусов;
кражу номеров кредитных карточек и других банковских реквизитов (фишинг);
распространение противоправной информации (клеветы, материалов порнографического характера, материалов, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду и т.п.) через Интернет;
Основные виды преступлений, связанных с вмешательством в работу компьютеров
Несанкционированный доступ к информации, хранящейся в компьютере, осуществляется, как правило, с использованием чужого имени, изменением физических адресов технических устройств, использованием информации оставшейся после решения задач, модификацией программного и информационного обеспечения, хищением носителя информации, установкой аппаратуры записи, подключаемой к каналам передачи данных.
Ввод в программное обеспечение «логических бомб», которые срабатывают при выполнении определённых условий и частично или полностью выводят из строя компьютерную систему.
Разработка и распространение компьютерных вирусов.
Преступная небрежность в разработке, изготовлении и эксплуатации программно-вычислительных комплексов, приведшая к тяжким последствиям.
Подделка компьютерной информации.
Хищение компьютерной информации.
Предупреждение компьютерных преступлений
Классифицируются по видам.
защиту от несанкционированного доступа к системе,
резервирование особо важных компьютерных подсистем, то есть закрепление ресурса за кем-либо
организацию вычислительных сетей с возможностью перераспределения ресурсов в случае нарушения работоспособности отдельных звеньев, то есть в случае какого либо нарушения работы системы возможность перераспределить работу.
установку оборудования обнаружения и тушения пожара, то есть сигнализация о возникновении пожара, а также выполнение правил техники пожарной безопасности.
оборудования обнаружения воды, то же самое что и в предыдущем пункте, устанавливается сигнализаций утечки воды, а также визуальное наблюдение, проверка состояния оборудования и своевременное техническое обслуживание.
принятие мер защиты от хищений, саботажа, диверсий, взрывов, установку резервных систем электропитания,
оснащение помещений замками, установку сигнализации и многое другое.
охрану вычислительного центра,
тщательный подбор персонала,
исключение случаев ведения особо важных работ только одним человеком,
наличие плана восстановления работоспособности центра после выхода его из строя,
организацию обслуживания вычислительного центра посторонней организацией, то есть лицами, которые не заинтересованы плодотворной работой центра.
универсальность средств защиты от всех пользователей (включая высшее руководство),
возложение ответственности на лиц, которые должны обеспечить безопасность центра.
разработку норм, устанавливающих ответственность за компьютерные преступления,
защита авторских прав,
совершенствование уголовного, гражданского законодательства и судопроизводства.