Что называют имплицитной теорией личности
Имплицитная Теория Личности
Смотреть что такое «Имплицитная Теория Личности» в других словарях:
имплицитная теория личности — («наивная концепция личности», «теория личности здравого смысла») 1) в широком смысле слова совокупность неявных представлений человека или группы людей о структуре и механизмах функционирования личностных образований; 2) в узком смысле слова… … Большая психологическая энциклопедия
Имплицитная теория личности — (лат. implicatio – запутанность, сплетение) – в социальной психологии бессознательные представления большинства непрофессионалов относительно личности других людей и соответствующие, обычно необоснованные ожидания относительно их поведения. Чаще… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ИМПЛИЦИТНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ — научное, социально психологическое понятие, обозначающее достаточно устойчивое, сложившееся в индивидуальном опыте жизни данного человека, его личное представление о том, как в типичных случаях сочетаются друг с другом внешние данные, психология… … Словарь терминов по психологическому консультированию
теория личности имплицитная — (наивная концепция личности; теория личности здравого смысла) 1. В широком смысле совокупность неявных представлений человека или группы людей о структуре и механизмах функционирования личностных образований. 2. В узком смысле неявные… … Большая психологическая энциклопедия
ТЕОРИЯ ИМПЛИЦИТНАЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ — – это фрагмент образа мира, моделирующий образ конфликта в терминах когнитивных представлений о нем, субъективного отношения и возможного поведенческого репертуара. У людей существуют неявные, скрытые допущения, которые детерминируют выбор… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Черты личности — стабильные устойчивые характеристики личности, практически неизменно и при этом отчетливо проявляющиеся на поведенческом уровне вне зависимости от меняющихся внешних обстоятельств жизнедеятельности субъекта. Как правило, исследователи черт… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
личность — Врожденные особенности мышления, ощущений и поведения, определяющие уникальность индивида, его образ жизни и характер адаптации и являющиеся результатом конституционных факторов развития и социального положения. Краткий толковый психолого… … Большая психологическая энциклопедия
восприятие межличностное — восприятие, понимание и оценка человека человеком. Значительное число исследований В. м. посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. В них выясняются закономерности «достраивания» образа другого челов … Большая психологическая энциклопедия
Имплицитная теория личности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность имплицитной теории личности
Имплицитная теория личности (ИТЛ) – это психологическая концепция, которая описывает конкретные закономерности и предубеждения, используемые человеком при формировании впечатлений.
Это житейские представления человека о ком-то, которые формируются стихийно и не осознаваемо.
Исследования в этой области относятся к довольно самостоятельной ветви психологии, их ценность заключается в том, что в них разрабатывается математический аппарат, который позволяет одновременно учитывать влияние большого количества переменных.
Для изучения имплицитных теорий личности применяется несколько методик, среди которых наибольшую известность имеют две – это метод личностного семантического дифференциала (ЛСД) Ч. Осгуда и тест личностных конструктов (ТЛК).
Отличительные особенности этих методик заключаются в том, что в первой методике оцениваемые черты человека задаются экспериментатором, а в тесте испытуемый сам называет те качества, по которым идет сравнение оцениваемых людей. Тест личностных конструктов (ТЛК) доступен испытуемым с большим активным словарным запасом.
Существует два источника порождения ИТЛ общественной практикой. Первый источник связан с психологическими теориями личности. Примером является устаревшая теория физиогномики, суть которой заключалась в наличии связи между определенным типом личности и конструкционным строением его тела. Такие устаревшие подходы к оценке личностных особенностей сохраняются и сегодня и, более того, у людей, изучающих основы научной педагогики и психологии.
Также источником порождения новых имплицитных теорий личности (ИТЛ) является изменение взглядов на какие-либо общественные явления, например, сегодня, совершенно другое отношение к понятию «предприниматель».
Неправильные обобщения способствуют формированию неадекватных ИТЛ. Так, при обобщении небольшого количества случаев, человек может сделать вывод о закономерной связи между какими-то психическими свойствами, сопутствующих друг другу непостоянно.
Готовые работы на аналогичную тему
Например, встретившись несколько раз с интеллектуальными людьми, которые отличались аккуратностью, можно сделать вывод о том, что для всех интеллектуалов характерно это качество.
Авторитетные люди являются ещё одним источником неадекватных представлений о человеке, хотя они могут быть источником и правильных представлений.
Научная психология в значительной степени бы выиграла, если бы сумела развести свои теории и иррациональные представления.
Имплицитные социальные теории
Оказывается, что человек создает не только имплицитные теории личности и указывает в них личностные черты, но, также создает и имплицитные социальные теории, где между собой увязывает определенные социальные события, т.е. выявляет причинно-следственные связи.
В принципе, каждый человек имеет представления о взаимосвязях социальных событий, что и зачем должно следовать, какие причины вызывают разнообразные следствия. Подобные теории называют расхожей мудростью, например, существует убеждение, что с преступностью можно покончить только беспощадной жестокостью – это есть расхожая мудрость.
Пример говорит о том, что имплицитные социальные теории, как и научные теории, пытаются определить причинно-следственные связи, а это делает их похожими. Однако различия между ними, естественно, существуют, во-первых, это отсутствие четких формулировок в имплицитных социальных теориях, отсюда они расплывчаты и неопределенны. Расхожая мудрость является следствием неверных сведений или просто заблуждений.
Во-вторых, в основании формализованных социальных теорий лежит строгая логика, с помощью специальных процедур они подвергаются проверке в отличие от имплицитных теорий, основанных на случайных наблюдениях.
Д. Келли, говоря о поведении человека, на которого влияние оказывают имплицитные теории, считает, что человек воспринимает мир при помощи простых шаблонов, схем, ясных образов, которые сам же и создает. Эти шаблоны и понятные образцы Келли назвал «конструктами», а человек, интерпретируя какое-нибудь явление, пытается втолкнуть окружающий социальный мир в эти, знакомые ему, схемы.
С одной стороны, конструкт является способом истолкования мира, его постижения, а с другой стороны – возникает поведение, соответствующее этому истолкованию.
Поведение человека предопределено его интерпретацией окружающего социального мира и, как считает Келли, человек действует вроде стихийного ученого, создавая собственные конструкты и пытаясь предугадать события.
Человек желает быть абсолютно уверенным в системе своих конструктов, поэтому он интересуется информацией, подтверждающей его взгляд на мир, а т.к. абсолютной и объективной истины не существует, то научные теории не имеют преимуществ перед имплицитными теориями, считает Келли.
Таким образом, позиция Келли сводится к следующему: не важно, как человеку видится то или иное событие, важно то, как он его лично воспринимает, как это событие встроено в систему его конструктов.
Эмпатия, аттракция, идентификация
Без определенных психологических механизмов невозможно восприятие и понимание человека человеком. Эти механизмы объединили в группу, куда вошли:
В переводе на русский язык «идентификация» означает уподобление себя другому – человек пытается понять другого, поставив себя на его место через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам. Всем известно такое выражение – «побывали бы вы на моем месте», его употребляют тогда, когда человека неправильно понимают. Данное выражение приглашает включить психологические механизмы идентификации. Интересно, что подобные выражения есть у разных народов.
Идентификация связана с эмпатией, которую можно назвать особым способом понимания другого. Речь идет не об эмоциональном вчувствовании, а не о рациональном осмыслении проблем. Обычно переживания людей не остаются незамеченными, это основа содействия и помощи друг другу. Эмоциональный отклик дает возможность понять состояние другого человека. В ряде случаев эмпатия может носить избирательный характер, когда эмоциональный отклик возникает в отношении близкого и значимого человека.
В основе эмпатии лежит умение правильно представлять, что происходит внутри другого, представлять его переживания, его оценку окружающему миру. Благодаря эмпатии человек способен чувствовать тревогу, ликование, огорчение, разочарование.
Выше эмпатия будет у того человека, который способен увидеть глазами других одно и тоже событие, и насколько он допускает право на существование разных точек зрения.
Эмпатия связана с ростом жизненного опыта – пожилые люди лучше понимают, что испытывает человек в сложной ситуации, нежели, например, подростки.
Эмпатия и идентификация имеют схожие механизмы, которые заключаются в умении поставить себя на место другого человека и посмотреть на ситуацию с его позиций. Однако это совсем не означает полного отождествления с этим человеком – просто принимаются к сведению особенности его поступков, привычек, к которым можно относиться с сочувствием, но поступать совсем по-другому. Эмпатия высшей формы характеризует нравственную сущность человека.
В дословном переводе аттракция означает привлекать, притягивать. Это такая форма познания другого человека, в основе которой лежит положительное к нему чувство. Это может быть просто симпатия или сильная любовь, включая все промежуточные чувства.
Положительные чувства могут возникнуть в результате внешнего или внутреннего сходства партнеров по общению. Например, подростки лучше понимают друг друга, чем взрослые их окружающие, или водитель междугородного автобуса быстрее поймет водителя большегрузного автомобиля, нежели мотоциклиста.
Имплицитные концепции как предмет изучения психологической науки
Дата публикации: 15.03.2021 2021-03-15
Статья просмотрена: 82 раза
Библиографическое описание:
Морозенко, А. А. Имплицитные концепции как предмет изучения психологической науки / А. А. Морозенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 142-143. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79144/ (дата обращения: 13.12.2021).
В статье представлен теоретический анализ имплицитных теорий как конструкта обыденного сознания личности. В статье приводятся результаты теоретического анализа понятия имплицитная теория, а также понятий имплицитная концепция. Данная статья включает теоретический обзор проведенных в современной психологической науке исследований имплицитных концепций.
Ключевые слова: имплицитная теория, имплицитные концепции, обыденное сознание, имплицитные представления.
Под имплицитными теориями мы будем понимать совокупность имплицитных концепций, структурной единицей которых являются обыденные представления, как субъективные обыденные знания, идеи, образы и объяснения каких-либо явлений.
По своей структуре имплицитные теории близки к научным, с их эмпирической и теоретической базами, логикой научного вывода и совокупностью исходящих утверждений. В основе имплицитных построений лежат факты, взятые наивным исследователем из собственного опыта [2, с. 77]. Содержание имплицитных теорий включает знания о самом человеке и о других людях [8, с. 118].
В связи с тем, что имплицитные концепции формируются под воздействием социальных, исторических, культурных, идеологических условий жизни индивида, можно говорить о том, что такие имплицитные концепции являются инвариантными — люди, выросшие в одной культуре и в одной и тоже время будут иметь схожие имплицитные концепции о каком-либо феномене или явлении. Однако в сознании конкретного индивида имплицитные представления отражаются, преломляясь через индивидуальный опыт, жизненный путь, внутреннюю картину миру, ценности и цели, что наделяет такие имплицитные концепции индивидуальной вариативностью [6, с.643].
Особенную популярность данная тема приобрела в середине 70-ых годов 20 века, когда авторы начали выделять отдельные имплицитные теории [1, с.3].
Широкое распространение получило изучение имплицитных теорий личности, которые подразумевают под собой житейские, обыденные представления о структуре личности, своей или другого человека [4, с. 83].
Предметом изучения становились социальные имплицитные концепции как убеждения, формирующиеся в массовом сознании, т. е. представления целой группы, а не только одного человека, имплицитные концепции семьи, а также имплицитные теории эмоций, которые являются важной сферой исследований в психологии [3, с. 111], [10, с. 55].
Изучались имплицитные концепции интеллекта, в данной области исследовались представления человека о собственном интеллекте и влияние таких представлений на мотивацию человека, его обучаемость, на постановку учебных целей и операциональный компонент учения. Актуальным направлением в исследованиях обыденных представлений являются исследования имплицитных концепций о болезни [7, стр. 306], [9, с. 343].
Широко известны исследования имплицитных теорий личностной атрибуции (Г. М. Андреева, К. Двэк, Г. Келли, Дж. Келли, Х. Хекхаузен, А. Г. Шмелев), этничности (В. Ф. Петренко), взаимодействия человека с компьютером (Н. Кайан), власти (П. Коллеман), чтения (М. Смит, Дж. Ранн, У. Ковалт) и другие [2, с. 76].
В зарубежной психологии исследовались также имплицитные концепции морали и роль обыденных представлений личности о себе в формировании мотивации.
В отечественной психологии в настоящее время активно изучаются различные аспекты обыденного представления об умном человеке (В. Дружинин), представление о механизмах эмоциональной неустойчивости личности (Чудина Е. А.), представления о порядочном человеке (Григоровская Н. Ю.), представления о русском человеке (Воловикова М. И.) и пр. Были проведены также различного рода кросскультурные исследования в центре которых лежали имплицитные концепции о русских людях у чехов и американцев, изучались обыденные представления о социальной успешности личности и самодостаточности. Психологами рассматривались имплицитные концепции об атеистах и верующих, можно говорить о том, что эмпирически разработанным является вопрос об имплицитных концепциях смысла жизни. Через призму обыденных представлений рассматривались в отечественной психологии такие феномены как счастье и оптимизм [8, с. 118–119].
Таким образом, можно говорить о достаточно большом интересе к проблеме имплицитных концепций личности в различных областях современной отечественной и зарубежной психологической науки.
Однако в результате анализа научной литературы был обнаружен довольно сдержанный интерес к проблеме имплицитных концепций личности о жизни после смерти, которые включают в себя систему обыденных представлений о посмертии и характеризуются трудноосозноваемостью и бессознательностью формирования [5, с.126].
Причиной малой разработанности данной предметной области могли послужить трудность в организации подобного рода исследований и одномерность теоретических подходов к данной теме. Тем не менее, довольно остро стоит вопрос об исследованиях в данном направлении, подобного рода убеждения о жизни после смерти, представленные в обыденном сознании личности, в значительной степени могут обуславливать прижизненное поведение человека, и влиять на благополучие различного уровня — психологическое, экзистенциальное, личностное, что и обуславливает направление и цель нашего последующего исследования.
Общая характеристика имплицитных теорий личности
Термин «имплицитные теории личности» (англ. imрlicit – невыраженный и греч. theoria – исследование) предложен Дж. Брунером и Р. Тагиури в 1954 г. для обозначения житейских, обыденных представлений о структуре и механизмах функционирования личности (своей или другого человека), которые были сформированы не в научном исследовании, а в повседневной жизни. Такие представления не обязательно должны быть осознанными. Понятие «имплицитный» указывает как раз на то, что они могут функционировать на уровне неосознаваемых, интуитивных установок (ожиданий). Это не теории в научном смысле, а «теории», которых бессознательно придерживается большинство непрофессионалов относительно личности других людей. На основании этих теорий мы делаем выводы о связях определенных черт характера, о наиболее вероятных причинах поведения людей.
Имплицитные теории личности являются одним из механизмов восприятия и понимания людьми друг друга. Он отражает, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облик и поведение. Имплицитные теории личности складываются в индивидуальном опыте общения с людьми и становятся достаточно устойчивой структурой, определяющей восприятие человека человеком. Пользуясь ею, человек на основе внешнего облика окружающих людей судит о возможных чертах их личности, вероятных поступках и заранее преднастраивается на определенные формы поведения по отношению к соответствующему человеку. Имплицитные теории личности формируют установку человека по отношению к людям, имеющим определенные особенности внешности. Они же позволяют на основе ограниченной информации о другом судить о том, что ему присуще. Например, если в структуру имплицитной теории личности входит знание о том, что смелость как черта личности обычно сочетается с порядочностью, то человек, обладающий соответствующим знанием, будет автоматически считать порядочными всех смелых людей (на самом деле связь между этими чертами личности может оказаться случайной).Процесс формирования имплицитной теории личности у человека можно представить себе следующим образом. Встречаясь в жизни с разными людьми, человек откладывает в своей памяти впечатления о них, которые в основном касаются внешних данных, поступков и черт характера. Множество жизненных наблюдений, накладываясь друг на друга, образуют в сознании определенное представление: в долговременной памяти от встреч с этими людьми остается только самое общее и устойчивое. Оно и образует тройственную структуру, которая лежит в основе имплицитной теории личности: взаимосвязь характера, поведения и внешнего облика человека. Контактируя впоследствии с людьми, которые внешне чем-то напоминают человеку тех, о ком впечатления отложились в его памяти, он бессознательно начинает приписывать этим людям те черты характера, которые входят в сложившуюся структуру имплицитной теории личности. Если она правильна, это способствует быстрому формированию точного образа другого человека, причем даже в отсутствие достаточной информации о нем. В этом состоит положительная социально-психологическая роль имплицитной теории личности. Однако если теория неверна (а такое случается нередко), то это может привести к построению ошибочного априорного (предполагаемого) образа другого человека, породить неправильное отношение к нему и, как следствие, отрицательную ответную реакцию с его стороны. Поскольку все это происходит обычно на подсознательном уровне, между людьми могут возникнуть неконтролируемые и неуправляемые взаимные антипатии. Именно искаженная имплицитная теория личности является часто встречающейся причиной разного рода расовых, национальных, социальных, религиозных и других предрассудков.
Наиболее глубоко структурные и содержательные особенности имплицитных теорий исследованы в русле социальной психологии, в работах Д. Бема, Дж. Брунера, Э. Джонса, К. Дейвиса, Г. Келли, Дж. Келли, М. Лернер, Г. Маркус, Е. Уолстера, Ф. Хайдера, К.А. Абульхановой-Славской, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева и др. Учеными были выделены многие закономерности восприятия человеком других людей и самого себя, построения суждений о причинах поступков и ответственности личности. Многие параметры имплицитных теорий личности разрабатывались в русле психосемантического подхода, в частности, в работах В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелева и др. В отечественной психологии активно изучаются различные аспекты обыденного представления об умном человеке (В.Н. Дружинин), представление о механизмах эмоциональной неустойчивости личности (Е.А. Чудина), представления о порядочном человеке (Н.Ю. Григоровская), представления о русском человеке (М.И. Воловикова) и пр. Предметом имплицитных теорий может выступать не только личность, но и другие индивидуальные процессы (память, интеллект и др.). Содержанием имплицитных теорий являются не только другие люди, но и сам человек. Его знание и мнение о самом себе сложны и многообразны. Знание о себе включает представление о множестве реальных и потенциальных Я, каждое из которых влияет на актуальное поведение в зависимости от эмоциональной и когнитивной значимости.
В какой-то части имплицитные теории имеют индивидуальный характер и строятся на основе уникального опыта субъекта, а в какой-то отражают накопленный культурно-исторический опыт и закреплены в структуре языка. Это позволяет реконструировать общие для различных групп имплицитные теории личности. Однако возникает проблема перевода психологических терминов, определяемых в рамках «объективной» теории личности на язык «имплицитной теории» (на обыденный язык). Основной подход к решению этой проблемы, практикуемый отечественными и зарубежными авторами, связан с анализом слов обыденного языка, обозначающих черты личности (так называемое лексикографическое направление в исследовании личности). Предпосылкой этого подхода является высказанная еще Ф. Гальтоном идея, что наиболее значимые в быту индивидуальные различия зафиксированы в обыденном языке.
Первоначально в работах Г. Олпорта и Одберта, проанализировавших около 18 000 прилагательных английского языка, было выделено 4500 слов, обозначающих черты личности и устойчивые характеристики поведения. Р. Кэттелл выделил из этого словника 171 переменную, с помощью которых может быть описана личность. Переменные были в основном биполярными конструктами (включали 700 терминов). Затем они были преобразованы в 35 шкал и редуцированы в конце концов до 16 факторов. Эта работа послужила основой для создания Р. Кэттеллом опросника 16 PF.
Пересмотр Тьюпом и Кристелом работы Кэттелла привел к выявлению 5 факторов, которые получили название «Большой пятерки» («Big Five»). Позже этот результат подтвердили и другие авторы. В состав «Большой пятерки» вошли следующие факторы:
2) дружелюбие, согласие;
3) совестливость, сознательность;
4) эмоциональная стабильность;
Первые три фактора, как правило, воспроизводятся в различных исследованиях, проведенных в разных языковых культурах.
В исследовании, проведенном под руководством А.Г. Шмелева в 1991 году, выделено 15 факторов, отражающих стереотипы русской языковой культуры. Факторы можно сгруппировать в 6 классов:
1) факторы морально-нравственного облика личности и стереотипы поведения;
2) факторы интеллектуального развития и духовной сферы;
3) факторы эмоционально-волевой регуляции;
4) факторы нервно-психического здоровья и комфорта;
5) факторы социального поведения;
6) факторы самооценки.
При сравнении русской и английской лексики личностных черт в русской лексике были выявлены 4 из факторов «Большой пятерки» (по уровню значимости):
Значимость фактора эмоциональной стабильности в русскоязычной «имплицитной теории личности» невелика, между тем как фактор интеллекта имеет даже больший вес. Фактор «сознательности» в русском «обыденном сознании» объединен с факторами самоконтроля.
Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют, что «имплицитная теория личности» является не психологической метафорой, а реальностью, определяющей впечатления о другом человеке, субъективную оценку его личностных качеств, а также представления о самом себе. Важна разработка методов для изучения имплицитных теорий.
Имплицитная теория личности, имплицитные концепции личности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 05:16, контрольная работа
Краткое описание
Имплицитная теория личности («наивная концепция личности», «теория личности здравого смысла») — 1) в широком смысле слова — совокупность неявных представлений человека или группы людей о структуре и механизмах функционирования личностных образований; 2) в узком смысле слова — неявные представления о связях между личностными чертами. Имплицитная теория личности позволяет сформировать целостное впечатление о другом человеке на основании частичной, иногда отрывочной информации о его личностных особенностях.
Содержание
Введение. 3
Имплицитная теория личности. 4
Эффекты. 6
Межличностный процесс познания. 8
Типичные формы восприятия и понимания. 9
Идентификация, эмпатия, аттракция. 11
Заключение. 14
Список использованной литературы. 16
Вложенные файлы: 1 файл
теория личности.docx
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Кафедра теоритической экспериментальной психологии
ТЕМА: «ИМПЛИЦИТНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ. ИМПЛИЦИТНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ».
ВЫПОЛНИЛ: СТУДЕНТ ГРУППЫ ЗПСПО – 111
ПРОВЕРИЛ ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ ТЭП: ОСТАПЧУК Н.В.
Имплицитная теория личности. 4
Межличностный процесс познания. 8
Типичные формы восприятия и понимания. 9
Идентификация, эмпатия, аттракция. 11
Список использованной литературы. 16
В человеческих взаимоотношениях, в понимании того, как личность влияет на группу и группа на личность, важное значение имеет восприятие и понимание людьми друг друга. Оно всегда присутствует при контактах людей и является для них столь же естественным, как и удовлетворение повседневных органических потребностей. Трудно придумать более дьявольское наказание, писал У.Джемс, как если бы кто-нибудь попал в общество людей, где никто на него не обращал бы внимания. Если бы никто не оборачивался при нашем появлении, не отвечал на наши вопросы, если бы всякий при встрече с нами намеренно не узнавал нас и обходился с нами, как с неодушевленными предметами, то нами овладело бы известного рода бешенство, бессильное отчаяние, от которого были бы облегчением жесточайшие телесные муки, лишь бы при этих муках мы чувствовали, что при всей безвыходности нашего положения мы все-таки не пали столь низко, чтобы не заслуживать внимания. В этом психологически глубоком и жизненно правдивом высказывании одного из лучших знатоков практической психологии человека и межлюдских отношений очень точно схвачена не только потребность человека во внимании к себе людей, но и в определенном отношении. Оно же не в последнюю очередь зависит от того, насколько правильно нас воспринимают и оценивают люди.
Имплицитная теория личности.
Имплицитная теория личности («наивная концепция личности», «теория личности здравого смысла») — 1) в широком смысле слова — совокупность неявных представлений человека или группы людей о структуре и механизмах функционирования личностных образований; 2) в узком смысле слова — неявные представления о связях между личностными чертами. Имплицитная теория личности позволяет сформировать целостное впечатление о другом человеке на основании частичной, иногда отрывочной информации о его личностных особенностях. Имплицитная теория личности описывает такие свойства личностных черт, как иерархичность (центральность), оценочность, дифференцированность («когнитивная сложность»), степень реалистичности (адекватности), устойчивость. Особое влияние на развитие проблематики имплицитной теории личности оказала теория личностных конструктов Дж. Келли.
Один из механизмов восприятия и понимания людьми друг друга получил название имплицитная теория личности. Она представляет собой представление человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облик и поведение. Имплицитная теория личности складывается в индивидуальном опыте общения с людьми и становится достаточно устойчивой структурой, определяющей восприятие человека человеком. Пользуясь ею, индивид на основе внешнего облика человека судит о его возможных чертах личности, вероятных поступках и заранее пред настраивается на определенные формы поведения по отношению к соответствующему человеку. Имплицитная теория личности формирует установку человека по отношению к людям, имеющим определенные особенности внешности. Она же позволяет на основе ограниченной информации о другом судить о том, что ему присуще. Например, если в структуру имплицитной теории личности входит знание о том, что смелость как черта личности обычно сочетается с порядочностью, то индивид, обладающий соответствующим знанием, будет автоматически считать порядочными всех смелых людей (на самом деле связь между этими чертами личности может оказаться случайной).
Процесс формирования имплицитной теории личности у человека можно представить себе следующим образом. Встречаясь в жизни с разными людьми, человек откладывает в своей памяти впечатления о них, которые в основном касаются внешних данных, поступков и черт характера. Множество жизненных наблюдений, накладываясь друг на друга, образуют в сознании нечто вроде гальтоновской фотографии: в долговременной памяти от встреч с этими людьми остается только самое общее и устойчивое. Оно-то и образует ту тройственную структуру, которая лежит в основе имплицитной теории личности: взаимосвязи характера, поведения и внешнего облика человека. Контактируя впоследствии с людьми, которые внешне чем-то напоминают индивиду тех, о ком впечатления отложились в его памяти, он бессознательно начинает приписывать этим людям те черты характера, которые входят в сложившуюся структуру имплицитной теории личности. Если она правильна, имплицитная теория личности способствует быстрому формированию точного образа другого человека, причем даже в отсутствие достаточной информации о нем. В этом состоит положительная социально-психологическая роль обсуждаемого нами явления. Однако если имплицитная теория личности неверна, а такое случается нередко, то это может привести к построению ошибочного априорного (предполагаемого) образа другого человека, породить неправильное отношение к нему и, как следствие, отрицательную ответную реакцию с его стороны. Поскольку все это происходит обычно на подсознательном уровне, между людьми могут возникнуть неконтролируемые и неуправляемые взаимные антипатии. Именно искаженная имплицитная теория личности является часто встречающейся причиной разного рода расовых, национальных, социальных, религиозных и других предрассудков.
Следующим фактом, который определенно влияет на правильность восприятия и понимания людьми друг друга, является эффект первичности. Суть его состоит в том, что первое впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа. Иногда соответствующее явление, обнаруживающееся в сфере восприятия и оценки людьми друг друга, называют эффектом ореола.
Если, например, первое впечатление о другом человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось положительным, то на его основе в дальнейшем формируется положительный образ данного человека, который становится своеобразным фильтром (ореолом), пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о воспринимаемом, которая согласуется с первым впечатлением (срабатывают законы когнитивного диссонанса). Если, напротив, первое впечатление почему-то оказалось отрицательным, то в сознание воспринимающего попадает лишь та информация о воспринимаемом, которая по преимуществу отрицательна. Такое происходит, по крайней мере, на первых порах межличностного общения данных людей. Поскольку обстоятельства встречи этих людей могут оказаться самыми разными, случайно зависящими от обстановки, настроения, состояния этих людей и многого другого, их первое впечатление друг о друге может оказаться (и чаще всего оказывается) неправильным. Но нередко эффект ореола проявляется тогда, когда первое впечатление или первая личностная информация о человеке оказалась правильной. Тогда он начинает играть в межличностных отношениях положительную роль, способствует быстрой и эффективной преднастройке людей в общении друг с другом.
С эффектом первичности логически связан противоположный ему эффект новизны. Он касается не первого, а последнего из полученных впечатлений о человеке. Та информация, которая в памяти отложилась последней по порядку, также способна сильнее влиять на последующие восприятие и оценку данного человека, чем предыдущая (за исключением самого первого впечатления). Над последними по порядку сведениями о другом человеке индивид может поразмышлять, спокойно обдумать и взвесить их. Они как бы заменяют, вытесняют на время из памяти то, что раньше было известно о данном человеке и в текущий момент времени выходит на первый план.
Оба рассмотренных феномена — эффект первичности (ореола) и аффект новизны — своим возникновением обязаны, в частности, уже известному нам закону долговременной памяти, согласно которому лучше всего запоминается то, что было в начале и в конце.
Межличностный процесс познания.
Много внимания в исследованиях восприятия людьми друг друга было уделено выяснению того, каков сам по себе процесс межличностного познания, на что в первую очередь обращает внимание воспринимающий, давая оценку воспринимаемому, в какой последовательности он «считывает» информацию о нем. Оказалось, что при восприятии нового для себя человека индивид главное внимание обращает на такие особенности его внешности, которые являются наиболее информативными с точки зрения психологических особенностей воспринимаемого. Это — выражение лица, движения рук. В лице человека внимание воспринимающего в первую очередь привлекают глаза и губы, а в руках — пальцы. Они, по-видимому, и несут в себе наибольшую информацию о психологии и состоянии человека в данный момент времени. Вначале обычно оценивается общее отношение воспринимаемого человека к воспринимающему, затем строится и проверяется гипотеза о личности человека и, если она подтверждается, из долговременной памяти извлекается необходимая информация о том, как целесообразно вести себя по отношению к данному человеку.
Психологи, кроме того, пытались выяснить, какие из состояний воспринимаемого человека оцениваются воспринимающим лучше и в какой последовательности. Вот результаты одного из подобных экспериментов. В нем для определения характера воспринимаемых эмоциональных состояний использовались отрывки из литературных произведений. Они выражали три группы состояний говорящего: эмоционально положительное, безразличное и эмоционально отрицательное. Оказалось, что довольно часто, от 30 до 50% случаев, люди совершают ошибки в точном определении эмоционального состояния говорящего. Правильнее других оцениваются положительные эмоции, а хуже всех — отрицательные (более 50% ошибок).
Из числа положительных эмоциональных состояний правильнее других воспринимается и оценивается радость, несколько хуже — восхищение. В группе индифферентных эмоциональных состояний точнее других идентифицировалось состояние удивления, несколько хуже — безразличия. Из числа отрицательных эмоций одинаково плохо воспринимались обида, тоска и гнев.
Были обнаружены существенные межиндивидуальные различия в правильности определения отдельных видов эмоциональных состояний человека. Оказалось, что эти различия связаны с культурой, национальностью, профессией, некоторыми другими факторами. Они также касаются возраста и пола человека, его психологического состояния в момент восприятия.
Типичные формы восприятия и понимания.
Кроме индивидуальных различий, определяемых названными причинами, существуют типичные формы восприятия и понимания человека человеком. Среди них выделяются следующие:
1. Аналитический. В данном случае каждый информативный элемент внешности человека, например его руки, глаза, форма губ, подбородка, цвет и форма волос и т.п., связывается с наличием определенной личностной черты. О психологических особенностях человека судят на основе предварительного разложения его внешности на элементы (анализа внешнего облика), а далее по ним судят об отдельных присущих ему качествах личности. Данный тип восприятия свойствен художникам и врачам, которым по роду своей профессии нередко приходится заниматься изучением внешнего облика человека (художникам — для его воссоздания на полотне, врачам — с целью более точной медицинской диагностики).
2. Эмоциональный. Здесь человеку приписываются те или иные качества личности на основе эмоционального отношения к нему, причем личностная оценка воспринимаемого определяется рассмотренными ранее механизмами эффекта первичности, эффекта новизны. Такой тип межличностного восприятия нередко встречается у детей, особенно у подростков, а также у лиц женского пола, эмоционально возбудимых лиц и у части людей с образным типом памяти и мышления.
3. Перцептивно-ассоциативный. Он характеризуется использованием суждений по аналогии при восприятии человека. Признаки его внешнего облика и поведенческие реакции вызывают в памяти воспринимающего образ другого человека, внешне чем-то похожего на воспринимаемого. Благодаря имплицитной теории личности гипотетически достраивается и формируется образ воспринимаемого и ему приписываются те черты, которые характерны для имплицитной теории личности воспринимающего. Этот тип межличностного восприятия нередко можно встретить у людей пожилого возраста, у тех, кто располагает достаточно большим и богатым профессиональным и жизненным опытом общения с разными людьми, например у актеров, которым часто приходится воспроизводить психологию и поведение различных людей. Аналогичным образом, воспринимая и оценивая других людей, действуют те, кому нередко приходится оценивать другого человека как личность в условиях дефицита информации и времени: педагоги, врачи, руководители.
4. Социально-ассоциативный. В этом случае восприятие и оценка осуществляются на основе сложившихся социальных стереотипов, т.е. на базе отнесения воспринимаемого лица к определенному социальному типу. В итоге воспринимаемому человеку приписываются качества того типа, к которому он был отнесен. Как базовые социальные типы могут выступить люди разных профессий, социального положения, мировоззрения и т.п. Этот тип восприятия свойствен, например, руководителям и политикам, философам и социологам.