Что называют химической реакцией 8 класс
Что называют химической реакцией 8 класс
Схема. Химические формулы в 8 классе
4. Основные определения в 8 классе
АТОМНО-МОЛЕКУЛЯРНОЕ УЧЕНИЕ
1. Существуют вещества с молекулярным и немолекулярным строением.
2. Между молекулами имеются промежутки, размеры которых зависят от агрегатного состояния вещества и температуры.
3. Молекулы находятся в непрерывном движении.
4. Молекулы состоят из атомов.
6. Атомы характеризуются определённой массой и размерами.
При физических явлениях молекулы сохраняются, при химических, как правило, разрушаются. Атомы при химических явлениях перегруппировываются, образуя молекулы новых веществ.
ЗАКОН ПОСТОЯНСТВА СОСТАВА ВЕЩЕСТВА
Каждое химически чистое вещество молекулярного строения независимо от способа получения имеет постоянный качественный и количественный состав.
ВАЛЕНТНОСТЬ
Валентность — свойство атома химического элемента присоединять или замещать определённое число атомов другого элемента.
ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
Химическая реакция — явление, в результате которого из одних веществ образуются другие. Реагенты — вещества, вступающие в химическую реакцию. Продукты реакции — вещества, образующиеся в результате реакции.
Признаки химических реакций:
1. Выделение теплоты (света).
2. Изменение окраски.
3. Появление запаха.
4. Образование осадка.
5. Выделение газа.
ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ МАССЫ ВЕЩЕСТВ
Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате реакции. В результате химических реакций атомы не исчезают и не возникают, а происходит их перегруппировка.
Что называют химической реакцией 8 класс
Когда химические вещества вступают во взаимодействие, химические связи между их атомами разрушаются и образуются новые, уже в других сочетаниях. В результате одни вещества превращаются в другие.
Рассмотрим реакцию горения метана, происходящую в конфорке газовой плиты:
Молекула метана (CH₄) и две молекулы кислорода (2O₂) вступают в реакцию, образуя молекулу углекислого газа (CO₂) и две молекулы воды (2H₂O). Связи между атомами углерода (С) и водорода (H) в метане, а также между атомами кислорода (O) разрываются, и образуются новые связи между атомами углерода и кислорода в молекуле углекислого газа (CO₂) и между атомами водорода и кислорода в молекуле воды (H₂O).
Картинка даёт наглядное представление о том, что произошло в ходе реакции. Но зарисовывать сложные химические процессы такими схемами неудобно. Вместо этого учёные используют уравнения химических реакций.
Химическое уравнение — это условная запись химической реакции с помощью формул и символов.
Их записывают в виде схемы, в которой отражён процесс превращения. В левой части располагаются формулы реагентов — веществ, вступающих в реакцию. Завершается уравнение продуктами реакции — веществом или веществами, которые получились в результате.
Новые вещества образуются потому, что изменяются связи между атомами, но сами атомы не возникают из ниоткуда и не исчезают в никуда. На рисунке видно, что атом углерода из состава метана перешёл в состав углекислого газа, атом водорода — в состав воды, а атомы кислорода распределились между молекулами углекислого газа и воды. Число атомов не изменилось.
Согласно закону сохранения массы, общая масса реагентов всегда равна общей массе продуктов реакции. Именно поэтому запись химической реакции называют уравнением.
Виды химических реакций
Вещества вступают в реакции по-разному, можно выделить четыре наиболее частых варианта:
Сложное вещество негашёная известь соединяется с водой, и образуется новое сложное вещество — гашёная известь:
Стрелка вверх означает, что образовался газ. Он улетучивается и больше не участвует в реакции.
В примере атомы цинка замещают атомы водорода в составе хлороводорода, и образуется хлорид цинка:
Стрелка вниз означает, что вещество выпало в осадок, поскольку оно нерастворимо.
Коэффициенты в уравнениях химических реакций
Чтобы составить уравнение химической реакции, важно правильно подобрать коэффициенты перед формулами веществ.
Коэффициент в химических уравнениях означает число молекул (формульных единиц) вещества, необходимое для реакции. Он обозначается числом перед формулой (например, 2NaCl в последнем примере).
Коэффициент не следует путать с индексом (числом под символом химического элемента, например, О₂). Индекс обозначает количество атомов этого элемента в молекуле (формульной единице).
Чтобы узнать общее число атомов элемента в формуле, нужно умножить его индекс на коэффициент вещества. В примере на картинке (2H₂O) — четыре атома водорода и два кислорода.
Подобрать коэффициент — значит определить, сколько молекул данного вещества должно участвовать в реакции, чтобы она произошла. Далее мы расскажем, как это сделать.
Алгоритм составления уравнений химических реакций
Для начала составим схему химической реакции. Например, образование оксида магния (MgO) в процессе горения магния (Mg) в кислороде (O₂). Обозначим реагенты и продукт реакции:
Чтобы схема стала уравнением, нужно расставить коэффициенты. В левой части схемы два атома кислорода, а в правой — один. Уравняем их, увеличив число молекул продукта:
Теперь число атомов кислорода до и после реакции одинаковое, а число атомов магния — нет. Чтобы уравнять их, добавим ещё одну молекулу магния. Когда количество атомов каждого из химических элементов в составе веществ уравнено, вместо стрелки можно ставить равно:
Уравнение химической реакции составлено.
Рассмотрим реакцию разложения. Нитрат калия (KNO₃) разлагается на нитрит калия (KNO₂) и кислород (О₂):
В обеих частях схемы по одному атому калия и азота, а атомов кислорода до реакции 3, а после — 4. Необходимо их уравнять.
Для начала удвоим коэффициент перед реагентом:
Теперь в левой части схемы шесть атомов кислорода, два атома калия и два атома азота. В левой по-прежнему по одному атому калия и азота и четыре атома кислорода. Чтобы уравнять их, в правой части схемы нужно удвоить коэффициент перед нитритом калия.
Снова посчитаем число атомов каждого химического элемента в составе веществ до и после реакции: два атома калия, два атома азота и шесть атомов кислорода. Равенство достигнуто.
Химические уравнения не только позволяют предсказать, что произойдёт при взаимодействии тех или иных веществ, но и помогают рассчитать их количественное соотношение, необходимое для реакции.
Учите химию вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду CHEMISTRY892021 вы получите бесплатный недельный доступ к курсам химии за 8 класс и 9 класс.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
Урок по химии на тему «Типы химических реакций» (8 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Типы химических реакций».
Цель урока : способствовать усвоению обучающимися знаний о типах химических реакций и умений их определять.
Образовательные : повторение знаний о химических реакциях, правилах их составления, законе сохранения массы веществ, изучение классификаций химических реакций, научиться определять их тип; продолжить формирование умений записывать уравнения.
Развивающие: продолжение работы по развитию интеллектуальных и мыслительных умений (умение анализировать, сравнивать и обобщать); развивать познавательный интерес при выполнении лабораторных опытов.
Воспитательные : воспитывать такие личностные качества, как внимание, наблюдательность, инициатива; проводить рефлексию собственной деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: интерактивный; проблемный.
Формы работы с учащимися: фронтальная, беседа, лабораторные опыты
Оборудование: таблица «Типы химических реакций», реактивы для проведения лабораторных опытов, карточки с заданиями.
Актуализация опорных знаний.
Изучение нового материала.
1. Постановка учебной задачи. Целеполагания.
2. “Открытие” детьми нового знания.
3. Понятие о типах химических реакций.
5. Лабораторные опыты № 5, №6.
5. Обобщение и систематизация знаний.
6. Домашнее задание.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Актуализация опорных знаний.
Приветствие обучающихся, создание эмоционального настроя и мотивации на изучение нового материала.
На сегодняшний день известно 118 химических элементов (правда, в природе обнаружены только 94, остальные получены искусственно). Эти элементы образуют огромное количество различных соединений, многие из которых могут вступать в химические реакции друг с другом.
А что мы знаем о химических реакциях?
Давайте с вами вспомним
1. Что же такое химические превращения или химические реакции? ( Химическими превращениями или химическими реакциями называются явления, при которых одни вещества превращаются в другие).
2. Назовите признаки химических реакций. ( Выделение тепла и света, изменение цвета, выпадение или растворение осадка, выделение или поглощение газа, изменение вкуса и запаха).
3.Какие же условия необходимы для того, чтобы произошла химическая реакция? ( Необходимо привести вещества в соприкосновение, перемешать вещества, нагреть до определенной температуры).
4. Можно ли условно записать химическую реакцию? ( Да, можно, с помощью химического уравнения).
5. Что такое химическое уравнение? ( Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощью химических знаков, формул и коэффициентов).
Изучение нового материала.
Никакой, даже самый современный компьютер, не смог бы подсчитать число возможных химических реакций. В природе, технике, в организмах растений и животных, в лабораториях и на заводах совершается множество медленных и быстрых химических взаимодействий. От образования минералов, которое протекают миллионы лет, до ядерных реакций, которые завершаются в доли секунды.
Химических реакций известно в мире много
И каждая в отдельности важна, я вам скажу.
Реакции мы делим на типы очень строго
Какие это типы? Сейчас я расскажу.
Какая же тема нашего сегодняшнего урока – «Типы химических реакций». Запишите тему урока в тетрадях. Цель урока: изучение типов химических реакций, умение их определять.
Сегодня мы познакомимся с одной из классификаций химических реакций
На доске представлены несколько химических реакций
— можно ли выделить признак, по которому эти реакции, возможно, разделить на группы?
— различаются ли между собой реакции одной группы?
В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что одним из признаков, по которому можно классифицировать химические реакции является число и состав вступающих и образующихся в результате реакции веществ. По этой классификации реакции можно разделить на 4 типа: реакции соединения, разложения, замещения, обмена .
Наша с вами задача разобраться, какие реакции относятся к реакциям соединениям, разложениям; что такое реакции замещения и реакции обмена.
Учитель на доске. А учащиеся в тетрадях рисуют схему «Типы химических реакций
Начнем знакомство с реакции соединения.
Реакция соединения (демонстрация опыта)
Посмотрим опыт горение магния. Данная реакция сопровождается ослепительной вспышкой, раньше она применялась при фотографировании объектов в тёмных освещениях. Запишите данную химическую реакцию, расставьте коэффициенты.
А сейчас я приведу случай из жизни. Один мальчик взял без спросу кусок негашеной извести (СаО) и положил его в карман. Спасаясь от преследователей, он попал в воду. Известь нагрелась и причинила ему сильные ожоги. Мораль: не следует брать ничего без спросу! Запишем данную реакцию (демонстрация опыта)
1.Что объединяет эти две реакции?
2. В чём их отличие?
3.Как одним словом мы можем назвать процесс, который протекает?
Одним из способов получения кислорода является разложение перекиси водорода. Проделаем данный опыт. При этом из перекиси получается вода и кислород. Запишем реакцию
Проведение лабораторного опыта. Лабораторный опыт №5.
Тема. Разложение основного карбоната меди. Учащиеся проводят работу согласно инструкции в учебнике на стр.70. Записывают уравнение реакции и делают вывод.
CuCO 3 * Cu ( OH ) 2 = 2 CuO + CO 2 + H 2 O
Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).
Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).
Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).
Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).
Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.
Познакомимся с реакцией замещения, проведя лабораторный опыт №6.
Тема. Реакция замещения меди железом.
Учащиеся проводят работу согласно инструкции в учебнике на стр.71. Записывают уравнение реакции и делают вывод.
Fe + CuSO 4 = FeSO 4 + Cu
Реакция обмена (демонстрация опыта)
Многие химические реакции нельзя отнести ни к одному из перечисленных четырех типов. Примером может служить реакция горения метана:
И так, мы с вами познакомились с типами химических реакций.
1. А сейчас проведя тест – шифровку. Проверим, как вы научились различать типы реакций.
На мои вопросы вы будете отвечать буквами, соответствующими типам химических реакций: соединения – С, замещения – З, разложения – Р, обмена – О.
1.В реакцию вступает одно простое и одно сложное вещество.
2.Образуется одно сложное вещество.
3.Образуются два сложных вещества.
4.Вступают два или несколько простых или сложных веществ.
5.Вступает только одно сложное вещество.
7.Образуется несколько простых или сложных веществ.
Урок химии в 8 классе по теме «Химические реакции»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Презентая к уроку.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок : «Химические реакции» Учитель химии МАОУСОШ №23города Липецка Коблякова Н.В.
Цели урока: ввести понятие о химической реакции как главном объекте химии. Повторить отличия химических явлений от физических; познакомить с признаками химических реакций; дать первоначальное представление о классификации химических реакций по тепловому эффекту. Задачи урока. Образовательные: 1) закрепить знания учащихся о физических и химических явлениях; 2) рассмотреть, используя ученический эксперимент, признаки химических реакций; 3) сформировать представление о классификации химических реакций по тепловому эффекту. Развивающие: 1) развивать эмоциональное восприятие у учащихся, используя мультимедиа; 2) продолжать развитие общеучебных умений и навыков при осуществлении самоконтроля по образцу; 3) продолжать формирование адекватной самооценки; 4) развивать познавательный интерес, используя в содержании урока элементы новизны знаний и умений, устанавливая связь изученного материала с жизнью. Воспитательные: 1) продолжить формирование мотивации учебной деятельности; 2) продолжить формирование представлений о положительной роли химии для объяснения происходящих процессов в природе и в организме человека. Тип урока. Урок объяснения нового материала.
«Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции» М.В. Ломоносов
Правильный ответ H2, Al, Mg, S, O3 Простыевещества Сложные вещества Na2S, CuCl2, KI, Ca(OH)2,FeBr3 Простые вещества Сложные вещества Металлы Cu, Fe Неметаллы I2, N2 ОксидыN2O5,Na2O Основания Ca(OH)2, Li OH Кислоты HNO3, H2SO4, H3PO4 Соли Na2SiO3
Урок по химии для 8 класса по теме «Типы химических реакций»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
г. Губкина Белгородской области
Методическая разработка урока химии по теме:
«ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ»
Афанасьева Елена Николаевна,
учитель химии МБОУ «СОШ №11»
г. Губкина Белгородской области
Тип урока: Урок изучения нового материала
— закрепить и расширить знания учащихся о химических реакциях, их признаках и условиях протекания;
— научить выделять существенные признаки, которые могут быть положены в основу классификации химических реакций;
— рассмотреть классификацию химических реакций по числу и составу реагирующих и образующихся веществ;
— продолжить отрабатывать умение учащихся расставлять коэффициенты при составлении уравнений химических реакций.
— продолжить формирование умений наблюдать, сравнивать, классифицировать, проводить анализ и синтез, обобщать материал, строить умозаключения.
— с овершенствовать коммуникативные умения ;
— п родолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.
Химические реактивы: хлорид меди ( II ), железная скрепка.
Формы работы : фронтальная, групповая, индивидуальная.
I. Организационный этап.
II. Мотивационный этап.
Учитель: Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с загадки (слайд №2).
Она идет, она прошла!
Никто не скажет, что пришла! ( реакция )
III. Этап актуализации знаний.
Учитель : Давайте вспомним, что мы уже знаем о химических реакциях?
— Мы знаем определение химической реакции (формулируют определение химической реакции);
— Мы знаем признаки протекания химической реакции (перечисляют признаки протекания химической реакции);
— Мы знаем, какие условия необходимы для возникновения химической реакции (перечисляют условия, необходимые для возникновения химической реакции);
— Мы знаем примеры реакций, с которыми встречаемся в повседневной жизни (приводят примеры).
Вывод учителя: Химических реакций протекающих вокруг человека огромное множество. Они протекают постоянно. К примеру, в нашем организме ежесекундно происходят сотни и тысячи всевозможных реакций. Что же необходимо сделать, чтобы не запутаться во всём многообразии химических реакций?
— Научиться классифицировать и выявлять существенные признаки классов. Учитель: Классификаций существует множество, это зависит от того, что мы выбираем за основу деления, т.е. какой берем критерий. Например, возьмем ваш класс и посмотрим, как его можно классифицировать:
если критерием считать цвет волос, то все учащиеся разделятся на блондинов, брюнетов, шатенов;
если критерием считать успеваемость, то все учащиеся разделятся на успевающих и неуспевающих;
если критерием считать рост, то все учащиеся разделятся на маленьких, средних и высоких и т. д.
Итак, если и к реакциям подходить с разных точек зрения, то и их также можно классифицировать многое число раз. С одной классификацией химических реакций мы с вами уже знакомы. Вспомните:
— встречались ли мы ранее с какой-либо классификацией химических реакций?
— по какому признаку мы классифицировали реакции?
— на какие группы мы разделили реакции?
— что понимают под тепловым эффектом химической реакции?
Постановка проблемы : Можно ли классифицировать химические реакции по какому-либо ещё признаку? (слайд № 3)
IV. Этап объяснения нового материала.
1.Выявления существенных признаков для определения типа химической реакции.
Учитель : В основе любой химической реакции лежат исходные вещества, т.е. те которые вступают в реакцию и продукты реакции, т.е. полученные в ее результате.
На экране появляется слайд №4, на котором представлены несколько химических реакций:
— Можно ли выделить признак, по которому эти реакции можно разделить на группы?
— Различаются ли между собой реакции одной группы?
В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что одним из признаков, по которому можно классифицировать химические реакции является число и состав вступающих и образующихся в результате реакции веществ.
Учитель объявляет тему урока, формулирует цели занятия и переходит к основному этапу урока.
2. Введение понятия реакции соединения.
Учитель обращает внимание учащихся на исследовательскую карточку, которая находится перед ними на столе и сообщает, что в ходе урока постепенно предстоит заполнить все пустующие графы.
На экране появляется слайд №5, на котором представлены реакции:
4) CaO + H 2 O → Ca ( OH ) 2
— Что объединяет все эти реакции?
— Как одним словом мы можем назвать процесс, который протекает?
Учащиеся приходят к выводу, что идет процесс соединения веществ (реакции соединения), но в первом и втором случаях вступают в реакцию простые вещества, в третьем и четвертом – сложные вещества. Во всех реакциях образуется одно сложное вещество.
Учитель предлагает учащимся попытаться вывести определение этого типа реакций и, используя буквы А, В, С, вывести уравнение реакции соединения в общем виде (слайд №6):
A + B → AB AB + CB → AB 2 C
Учитель: Примером первого типа реакций может служить реакция взаимодействия железа с серой, в результате которой образуется сульфид железа ( II ). Давайте запишем уравнение этой реакции. Давайте посмотрим на эту реакцию. (Демонстрация видеофрагмента с диска «Уроки химии 8-9 класс» Кирилла и Мифодия).
Затем предлагается учащимся заполнить соответствующие графы таблицы в исследовательской карточке и записать определение.
3-5. Введение понятий реакции разложения, замещения, обмена.
По такой же схеме, как и реакции соединения, изучаются реакции разложения, замещения, обмена (слайды №7,8,9,10,11,12). Демонстрация примеров данных типов реакции с диска «Уроки химии 8-9 класс» Кирилла и Мифодия.
И получится вода – это два,
А еще нерастворимый осаждается продукт
« Есть осадок »,- говорим мы
Это третий важный пункт.
Химик правила обмена не забудет никогда:
Выпадет осадок – вот тогда порядок!
После изучения всех типов реакций появляется слайд №14 и проводится обобщение материала.
Учитель: Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами познакомились с 4 типами химических реакций. Это реакции соединения, разложения, замещения и обмена. В реакциях соединения из нескольких веществ образуется одно сложное вещество. В реакциях разложения из одного сложного вещества образуется несколько веществ. В реакции замещения вступают одно простое и одно сложное вещество, в результате чего атомы простого вещества замещают атомы в сложном веществе. В реакции обмена вступают два сложных вещества, в которых они обмениваются своими составными частями.
7. Физкультминутка для глаз
В периодической системе найдите самый сильный элемент – неметалл. ( F )
Переведите свой взгляд влево, на элемент, стоящий в том же периоде в 3 группе. ( B )
Переведите взгляд вниз, на самый сильный металл. ( Fr )
Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент, образующий вещество, которое поддерживает горение. ( O )
Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, который образует металл, содержащееся в градусниках. ( Hg )
Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. ( Cl )
Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, давший группе элементов название «лантаноиды». ( La )
Переведите свой взгляд вверх и вправо, на самый электроотрицательный элемент. ( F )
Переведите свой взгляд вниз и влево, на элемент, который образует драгоценный металл желтого цвета. ( Au )
Класс делится на 5 групп, каждая из них получает задание, которое они должны решить и дать обоснованный ответ.
1группа «Угадай слово» (слайд №15).
Задание. Необходимо правильно определить тип химической реакции, найти соответствующую букву, из букв сложить слово.