Что называют городской агломерацией
городская агломерация
Полезное
Смотреть что такое «городская агломерация» в других словарях:
ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ — ГОРОДСКАЯ Агломерация, смотри Агломерация населенных пунктов … Современная энциклопедия
городская агломерация — Скопление, а местами срастание населенных пунктов, объединенных тесными хозяйственными, трудовыми и культурнобытовыми связями. Syn.: агломерация населенных пунктов … Словарь по географии
Городская агломерация — ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ, смотри Агломерация населенных пунктов. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ — компактная пространственная группировка поселений (главным образом городских), объединенных в одно целое интенсивными производственными, трудовыми, культурно бытовыми и рекреационными связями. Выделяются: моноцентрические городские агломерации с… … Большой Энциклопедический словарь
Городская агломерация — компактная пространственная группировка поселений (главным образом городских), объединенных в одно целое интенсивными производственными, трудовыми, культурно бытовыми и рекреационными связями. Выделяются: моноцентрические городские агломерации с… … Политология. Словарь.
ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ — (от лат. agglomero присоединяю, накапливаю, нагромождаю). Компактная пространственная группировка поселений (гл. обр. городских), объединённых многообразными интенсивными связями (производственными, трудовыми, культурно бытовыми, рекреационными)… … Демографический энциклопедический словарь
Городская агломерация — Вид на Большой Токио (агломерация 35 миллионов человек) Компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, мес … Википедия
городская агломерация — компактная пространственная группировка поселений (главным образом городских), объединённых в одно целое интенсивными производственными, трудовыми, культурно бытовыми и рекреационными связями. Выделяются: моноцентрические городские агломерации с … Энциклопедический словарь
городская агломерация — развитая территориальная система городских поселений, объединенных в одно целое устойчивыми производственными, трудовыми, культурно бытовыми, рекреационными и другими связями, характеризуется высокой плотностью населения, концентрацией… … Строительный словарь
городская агломерация — строит. территориально экономическая интеграция плотно расположенных и функционально связанных городов и других поселений, различных по величине и народнохозяйственному профилю … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Агломерация – что это такое простыми словами, примеры, сравнения
Значения слова агломерация, примеры употребления
«Агломерация» от латинского ‹aglomerare› — присоединять, накоплять. Этот термин используется в металлургии, медицине и демографии.
В демографии
‹Агломерация› — это плотное сближение населенных пунктов, поселений, которые связаны не только территориально, но и экономическими, культурно-бытовыми, социальными связями. Она связана с ростом промышленного развития. К концу 20 века городское население составило 50% от количества жителей планеты.
Чаще встречаются моноцентрические агломерации, где есть город — ядро и населенные пункты вокруг, пригородная зона. Иногда нет четкой границы между центральным городом и поселениями вокруг. Как говорят в народе “понаехали тут”.
Полицентричная агломерация имеет несколько крупных центров, относительно равнозначных. Такой вид больше всего характерен для Европы. С высоты полета моноцентричная агломерация выглядит как звезда, а полицентричная — как сеть.
Все они характеризуются развитой промышленностью, высокой плотностью населения, развитой транспортной и социальной инфраструктурой, скоплением научных и учебных заведений.
Самым характерным её признаком называют маятниковую миграцию. Так называют ежедневное движение не менее десятой части населения из своего населенного пункта и обратно. Например, люди едут в крупный центр на работу или учебу, а потом возвращаются домой.
Она имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Плюсы и минусы
К преимуществам относится:
Есть мнение, что в долгосрочной перспективе её развитие в нашей стране приведет к дальнейшей концентрации людей вокруг крупных промышленных центров и запустению огромных территорий. Отмечена тенденция миграции населения на запад и юг страны.
В связи с этим ученые обращают внимание правительства на необходимость развития сельских агломераций, экофермерства.
Есть опыт развития сельских “А”, например, во Франции – взаимодействия нескольких сельских поселений для совместного производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Объединение ресурсов, техники, инфраструктуры даёт возможность более эффективно развивать территорию.
В микробиологии и медицине
Это определение используется также в медицине. Оно обозначает скопление различных видов клеток в жидкостях и тканях вследствие изменения физико-химических свойств их клеточной оболочки, например, под воздействием иммунных тел.
В лабораторной диагностике метод “А” (склеивания) лейкоцитов используется как диагностический для выявления повышенной чувствительности организма к аллергенам и лекарственным веществам. При добавлении аллергена к крови оценивают состояние лейкоцитов.
В металлургии
В металлургии таким словом обозначает нагревание ниже температуры плавления, в результате которого из шихты (мелких частиц руды, рудных концентратов, металлических отходов) получаются более крупные пористые куски со свойствами, необходимыми для плавки.
При этом более легкоплавкие материалы скрепляют между собой твердые частицы, происходит спекание агломерата. Она используется в основном в черной металлургии, как процесс подготовки сырья для металлургического производства чугуна.
Ну а в цветной металлургии (в алюминиевом, никелевом и свинцовом производстве), для получения цинкового концентрата.
Агломерация. Что это в географии, определение городская. Крупнейшие агломерации мира, России, Европы
В мировой географии часто встречается понятие «агломерация». Данный термин связан с урбанизацией и стремительным ростом городов. Города современных стран мира растут с большой скоростью, как по населению, так и по площади. Также повышается их значимость в экономике и промышленности.
Значение слова «агломерация»
Агломерация – это понятие в географии, означающее большое скопление населенных пунктов городского типа вокруг одного крупного города.
Что такое городская агломерация?
Городские агломерации образуются в результате урбанизации – увеличение доли городского населения стран по отношению к сельскому. Населенные пункты объединяются друг с другом, между ними стираются границы. Такие скопления образуют большую динамическую систему с взаимосвязанными экономиками, промышленностью и культурой.
Самые крупные городские агломерации мира приведены в таблице:
Агломерация | Страна | Население, чел. | Плотность населения, чел./кв.км. |
Токио – Иокогама | Япония | 38 600 000 | 4 710 |
Джакарта | Индонезия | 34 400 000 | 10 220 |
Дели | Индия | 28 200 000 | 12 615 |
Манила | Филиппины | 25 100 000 | 13800 |
Сеул – Инчхон | Южная Корея | 24 400 000 | 8 913 |
Мумбаи | Индия | 23 800 000 | 26 915 |
Шанхай | Китай | 22 200 000 | 5 500 |
Нью-Йорк | США | 21 100 000 | 1 700 |
Сан-Паулу | Бразилия | 21 000 000 | 6 910 |
Мехико | Мексика | 20 400 000 | 8 600 |
Гуанчжоу — Фошань | Китай | 20 200 000 | 5 205 |
Пекин | Китай | 19 500 000 | 4 705 |
Дакка | Бангладеш | 18 600 000 | 41 100 |
Осака – Кобе – Киото | Япония | 17 200 000 | 5 510 |
Каир | Египет | 16 900 000 | 8 800 |
Москва | Россия | 16 600 000 | 2 900 |
Бангкок | Таиланд | 16 000 000 | 5 305 |
Мировая агломерация за 2011 год
Агломерация – это в географии возможность более эффективно выстраивать социально-экономические отношения между населением, так как снижаются потери от дальности расположения производства (все они сконцентрированы рядом). Другой экономический плюс – это удобное взаимодействие покупателей и продавцов, находящихся в географической близости друг от друга.
Образование агломераций обеспечивает следующие эффекты:
Как видно из списка, преимущества агломераций перед обычными городами огромно.
Критерии определения агломерации
Общепринятые критерии определения агломераций:
При определении агломераций не учитывают:
Дополнительные критерии для агломераций с несколькими главными городами:
В развитых странах в агломерациях концентрируется огромная часть населения страны. Так, в Японии столичная агломерация с центром в городе Токио насчитывает около 38 млн. человек, что составляет треть населения страны.
Высокие темпы роста агломерации в размерах и по населению приводят к образованию суперагломераций – мегаполисов.
История появления агломерации
Процессы урбанизации и появление городских агломераций получили интенсивный толчок во времена промышленной революции XVIII века. В это время интенсивно развивались технологии производства, появлялись заводы и фабрики, что неизбежно тянуло населения в города на заработки.
В результате расширение инфраструктуры и увеличения городского населения росли города, которые присоединяли к себе отдельные поселения.
Данная тенденция сохранилась и в XIX-XX веках. В СССР интенсивно начали развиваться города после Второй Мировой Войны, когда большая часть промышленных предприятий была эвакуирована на Урал и в Сибирь. После 1945 года началось интенсивное восстановление экономики и промышленности страны, вследствие чего появлялись новые города и расширялись старые.
Этапы формирования таких форм поселений в Истории
Порядок формирования агломераций:
Типы городских агломераций
В географии агломерация разделяется на 2 типа: моноцентрическая (сформирована вокруг одного крупного города, например, Токийская вокруг Токио) и полицентрическая (имеет несколько крупных городов, например, Рурская агломерация в Германии). Полицентрические агломерации также называют конурбациями.
Структура агломераций
Городские агломерации можно оделить на участки от центра к периферии:
Также существую агломерации, образованные от города (или городов) и от районов.
От города
Расширение городов вследствие нехватки территорий для строительства и ресурсов. Причиной также является высокий уровень урбанизации населения. Такой тип структуры сравнивают со структурой Солнечной системы.
Ядром территориальной структуры является крупный город, вокруг которого расположены кольцевые транспортные магистрали. На кольцевых участках город охватывают «спутники» — меньшие по размеру города или поселения.
В ближайшем поясе спутников проживает население, которое в основном работает в центре агломерации. А замыкающие «поселения-спутники» располагаются так, что потоки работников в ядро теряют значение ввиду большого расстояния. Многие проекты замыкающих городов отводят им роль приоритетного развития, чтобы ослабить поток трудовых мигрантов в центр и снизить там безработицу.
От района
Данный тип обусловлен развитием инфраструктуры вокруг крупных промышленных предприятий (горнодобывающие бассейны, нефтеперерабатывающие). Застройка промышленных кварталов приводит к расширению промышленных зон и объединению их с ближайшими городами.
Плюсы и минусы подобных форм поселений
Агломерация – это в географии мира является групповой формой поселений, обладающих определенными достоинствами и недостатками.
Плюсы таких поселений:
Минусы:
Особенности российских агломераций
Учет агломераций в России не ведется статистическими организациями, как это делают в Европе. Поэтому население агломераций оценивается как среднее значение экспертов различных институтов, которые занимаются проблемами демографии, строительства и улучшением уровня жизни.
Агломерация – это в географии России поселения с населением выше 100 000 человек в городе-ядре и близких поселениях. Дополнительным критерием является нахождение в 90-минутной доступности минимум двух поселений, которые приближаются к центру агломерации.
Агломерации оценивают по количественным характеристикам – площадь и население и по качественным – уровень развития экономики, промышленности и культуры.
Особенностью России также является наличие только одного мегаполиса – Московской агломерации, когда многие страны имеют по несколько таких огромных агломераций. Как и в других странах в России развиваются моноцентрические агломерации с одним крупным городом в центре.
Крупнейшие агломерации России
Россия – это крупнейшая по территории страна мира с населением в 146 млн. человек. Россия обладает высоким уровнем урбанизации населения – около 74% населения (108 млн. человек) живет в городах и поселках городского типа.
На территории нашей страны расположено 124 агломерации, из которых:
Как и многие мировые агломерации в России они характеризуются высоким уровнем промышленного развития и инфраструктуры.
Московская агломерация
Крупнейшая агломерация России и одна из крупнейших мировых агломераций. Население – 16,6 млн. человек. В связи с постоянным расширением столицы агломерация сформировала первый в России центральный мегаполис. Эксперты прогнозируют увеличение численности населения до 22-23 млн. к 2025 году.
Столицу, как центр, окружают 70 городов, из которых в 14 проживают более 100 000 человек. Площадь территории Москвы и окружающих поселений в радиусе 70 км составляет 13 600 кв.км.
Количество трудовой миграции из пригородов в Москву составляет около 800-900 тыс. человек. Эти цифры оценивают транспортные компании пригородного сообщения, по данным которых ежедневно совершается более 1,5 млн. поездок в Москву и из Москвы.
На сегодняшний день московская агломерация завершает финальную стадию постиндустриализации – увеличивается доля сектора услуг по сравнению с долей промышленного производства. Агломерация Москвы обладает огромными перспективами в развитии образования, науки и медицины. Активно развиваются и различные инновационные проекты, развиты торговые сети.
Санкт-Петербургская
Вторая по величине агломерация России, образованная вокруг Санкт-Петербурга частью Ленинградской области. Радиус агломерации составляет примерно 55 км от центра культурной столицы. Население составляет 6,2 млн. человек на 2019 год (из которых 5,9 млн. проживают в городах). В данной агломерации также активно развивается инфраструктура, услуги и культура.
Самарско-Тольяттинская
В зависимости от определения границ численность населения варьируется от 2,35 до 2,71 млн. человек. Расположена в Поволжье, вдоль левого берега Волги и частично вдоль правого. Полицентрическая агломерация (Самара – Тольятти) объединилась в результате обширных культурных, географических и производственных связей.
Развитые секторы производства:
Екатеринбургская
Четвертая по величине агломерация России с населением в 2,2 млн. человек с центром в городе Екатеринбург. Является межрегиональным центром экономического, социального и промышленного развития Западной Сибири, Европейской части России и Северного Казахстана.
В агломерации сосредоточены основные предприятия легкой, пищевой и обрабатывающей промышленности. В Екатеринбурге расположены крупные предприятия машиностроения и оборонного комплекса. Активно развивается культура, сектор услуг и наукоемкое производство.
Нижегородская
Агломерация насчитывает 2,1 млн. наличного населения (64% от населения Нижегородской области). Крупный промышленный центр Приволжского федерального округа.
Главные секторы промышленности:
Новосибирская
75% населения Новосибирской области (более 2 млн. человек) образуют крупнейшую в Сибири агломерацию с центром в городе Новосибирск (третий по численности населения город России и центр Сибири).
Является социально-экономическим, научным и культурным центром Сибири. Имеет большое количество учебных заведений. Население агломерации растет с каждым годом в связи с притоком студентов и работников из других городов и областей Сибири.
Мировые агломерации
Агломерация – это в географии мировых стран распространенная форма расселения большей части населения. Страны с высокой плотностью населения обладают большим количеством таких фор поселений.
Европа
Далее приведены самые крупные агломерации Европы, не включая Московскую и Санкт-Петербургскую:
В Азии проживает более 4,1 млрд. человек (2019). Крупнейшая агломерация Азии расположена в высокоурбанизированной стране – Японии.
Северная и Латинская Америка
Проблемы городских агломераций
Агломерации в мировой географии – это быстрорастущие и экономически развивающиеся поселения. Но с ростом территории, населения и промышленности возникает ряд проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, высоким потоком мигрантов и высокой плотностью населения.
Поэтому при развитии данных форм поселений следует бороться с промышленными и автомобильными выбросами, создавать новые рабочие места и совершенствовать инфраструктуру.
Автор: Ярослав Завгородний
Оформление статьи: Мила Фридан
Городская агломерация как общемировой тренд развития
29 ноября 2021 года, 08:36
Нижегородская агломерация в перспективе сможет расшириться за счет региональных агломераций.
Что такое агломерация
Сам термин пришел к нам из латыни, где «agglomero» значит «присоединяю». Таким образом, городская агломерация — это тесно связанные между собой группы поселений. Чаще всего это крупный город и окружающие его в радиусе 100 км населенные пункты.
Создание и развитие городских агломераций — мировой тренд. За последние пятьдесят лет уровень урбанизации повысился в несколько раз. Города растут, постоянно раздвигая свои границы, и поглощая близлежащие поселения. Шаг за шагом на месте прежних крупных городов-мегаполисов возникают агломерации. Самые большие агломерации мира разрослись настолько, что численность их населения превосходит численность населения многих стран. Агломерации бывают моноцентрические и полицентрические. Моноцентрические формируются вокруг одного центра. В полицентрических агломерациях может быть два и более центров, но с преобладанием все-таки одного самого крупного.
По оценкам специалистов, сегодня на планете всего 37 агломераций с населением, превышающим 10 млн человек.
Взаимосвязь входящих в агломерацию населенных пунктов характеризуется тремя факторами:
— транспортная доступность. Жители спокойно перемещаются внутри агломерации общественным и личным транспортом;
— большое количество людей ежедневно ездит в город на работу, учебу или за покупками;
— большой процент населения занят в промышленности, а не в сельском хозяйстве.
Границы агломерации определяются достаточно условно. Считается, что они совпадают с границами сплошной застройки. Сегодня их определяют по световому снимку. Для этого делают ночной снимок города сверху и определяют, где заканчивается сплошной свет. Именно таким методом определили самые крупные городские образования в мире.
Самые большие агломерации
Первое место занимает столица Японии Токио. Население составляет более 37 млн человек. Второе место прочно удерживает Джакарта. В ней проживает порядка 32 млн жителей. На третьем месте Дели, в котором проживают 27 млн человек. В десятке представлены также Манила, Сеул, Шанхай, Мумбаи, Нью-Йорк, Пекин и Сан-Паулу. В каждой из этих агломераций числится более 20 млн человек. Москва занимает 15-е место. В ней проживает около 17 млн жителей.
Агломерация: плюсы и минусы
Агломерации выгодны с точки зрения формирования емкого рынка с большим количеством потребителей на относительно небольшом пространстве (малые расстояния снижают транспортные издержки). Но отрицательной стороной этого процесса является оголение прочих территорий, которые теряют население, их развитие становится экономически нерентабельным.
Этим объясняется наличие негативного отношения к проблеме становления и развития агломераций. Особенно остро это проявляется в России. Наличие огромных неосвоенных и практически незаселенных огромных площадей рассматривается как потенциальная реальная угроза утраты ряда территорий. Мне представляется, что такой подход к проблеме агломераций, формулирует ложную угрозу. Попробую объяснить. Главным показателем эффективности агломераций, как уже было отмечено, является транспортная доступность всех населенных пунктов, входящих в состав агломерации. Но, одновременно, эффективность самой агломерации в целом определяется наличием транспортных (а значит и экономических) связей с другими агломерациями. То есть Россию должны связать транспортные сети, а вместе с ними и неизбежные в таком случае экономические взаимосвязи. Сегодня наши регионы разъединяет не малочисленность населения, а недоступность многих транспортных услуг. Далеко не каждый россиянин хотя бы раз побывал на Камчатке или Сахалине, проживая в европейской части России. Отсутствие качественных транспортных магистралей, дороговизна авиа и железнодорожных билетов фактически разрывают российскую территорию по принципу недоступности. Сегодня легче и дешевле побывать в Турции, Египте, Европе, чем в некоторых регионах России. Именно развитие агломераций, на мой взгляд, будут способствовать появлению прочных экономических связей и обеспечивает транспортную доступность.
Нижегородская агломерация: сегодня и завтра
В России, по прогнозам специалистов, в ближайшем будущем наиболее перспективными и растущими будут шесть агломераций: Московская, Петербургская, Новосибирская, Нижегородская, Екатеринбургская и Самара-Тольятти. При нынешнем подходе к урбанистике к 2025 году на крупнейшие агломерации будет приходиться 70−80 млн человек.
Одновременно следует учитывать, что в России сегодня 90% городов являются малыми — с населением до 100 тысяч человек. Известно, что Россия испытывает острый недостаток населения. Соответственно, нет ресурсов и для создания гигантских агломераций. А вот агломерации с населением до 500 тысяч человек будут способствовать комплексному развитию территорий. Значит, нужны региональные центры развития, вокруг которых будут группироваться небольшие города, поселки, деревни.
На прошедшем в ноябре заседании наблюдательного совета Ассоциации инновационных регионов России Глеб Никитин представил основные направления развития Нижегородской агломерации. По его словам, модель пространственного и инфраструктурного развития с опорой на Нижегородскую агломерацию была выбрана еще при разработке стратегии социально-экономического развития Нижегородской области в 2018 году. Для решения отдельных стратегических задач, в частности, развития системы общественного транспорта, в состав агломерации включена территория, на которой проживает 65% населения региона и где обеспечивается 75% ВРП.
Согласно решению областного Законодательного собрания, агломерацию вместе с Нижним Новгородом составляют города Кстово, Балахна, Дзержинск и Богородск. Это связанное географическое пространство с единой транспортной сетью, позволяющей жителям этих населенных пунктов свободно перемещаться по всей территории, на которой они располагаются. Жители агломерации получают возможность добираться на работу в любой ее точке. На сегодняшний день новая пассажирская транспортная схема агломерации готова и в ближайшее время будет предложена к общественному обсуждению.
Безусловно, определяющими здесь являются интересы развития экономики региона, поскольку создание такой агломерации позволяет районным центрам не просто присоединиться к ядру агломерации, в данном случае Нижнему Новгороду, но и получить выгоды от такого присоединения — экономические, социальные, транспортные, культурные.
Исторически сложившееся стихийное развитие агломерации привело к тому, что транспортные магистрали работают в режиме перегрузки, нанося экологический урон, обширные территории в историческом центре выключены из деловой и культурной жизни, а в отсутствие магистральной инфраструктуры сдерживается жилищное строительство. Эффективное решение проблемы возможно исключительно на принципах комплексного развития территорий агломерации.
Опыт реализации инфраструктурных проектов в рамках программы подготовки к юбилею Нижнего Новгорода, доказал высокую эффективность реализации крупных проектов именно в рамках агломерации. Это позволяет в полном объеме обеспечивать комплексное развитие территории. В качестве примера можно посмотреть на развитие новых территорий в Ольгине и Новинках.
С учетом предполагаемых объемов строительства была определена потребность в объектах магистральной инфраструктуры электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения. Результаты анализа, в частности, позволили включить магистральные сети газоснабжения этой территории в инвестпрограмму «Газпрома». Обеспечение устойчивой транспортной связи потребует строительства нового моста через Оку.
В качестве примера и образца при разработке проектов развития Нижегородской агломерации был использован московский опыт. Четкая продуманная стратегия развития, масштабные инвестиции в инфраструктуру на годы вперед обеспечивают стабильное развитие Москвы. Именно на базе применения такого подхода нами была сформирована программа развития нижегородской агломерации.
Первая очередь программы включает в себя четыре проекта. Речь идет о редевелопменте территории исторического центра Нижнего Новгорода, что позволит в шаговой доступности от Нижегородского кремля, вместо депрессивных территорий сформировать территорию с активной деловой жизнью. Еще один проект — развитие южных территорий города (Ольгино и Новинки) для жилищного строительства площадью почти 7 млн кв. м. При этом 20 тысяч человек уже проживают на данных территориях и остро нуждаются в качественной и доступной инфраструктуре, в том числе транспортной.
Третий и четвертый проекты — полное реформирование транспортной инфраструктуры, а также проект по развитию особой экономической зоны «Кулибин» в Дзержинске.
Одновременно в целях обеспечения транспортной доступности запланировано строительство дублера проспекта Гагарина, трансформация транспортной системы с реконструкцией и строительством новых станций метро, трамвайных путей, а также обновлением почти 1 000 единиц подвижного состава.
Хочу обратить внимание на тот факт, что Нижегородская агломерация фактически предполагает формирование второго центра в Дзержинске. Помимо этого, за пределами агломерации, но в границах Нижегородской области возможно появление еще двух агломераций регионального значения.
В первую очередь это кластер «Саров — Дивеево — Арзамас». После запуска трассы М-12 он станет еще и важным транспортным узлом, а Арзамас превратится в крупную точку притяжения туристов. Реализация проекта позволит восстановить великие православные святыни, а также усовершенствовать и развить городскую и туристическую инфраструктуру.
Не плохие перспективы, по мнению ряда экспертов, еще у одного перспективного регионального центра вокруг Выксы, в которой развивается мощная производственная база, строятся новые заводы с тысячами новых рабочих мест. А вот со строительством жилья и социальной инфраструктуры есть проблемы. Выкса для обеспечения своих производств кадрами, привлекает жителей близлежащих Кулебак и Навашина, а также Мурома. Это создает потенциал появления еще одной агломерации регионального уровня. Отсутствие социальной инфраструктуры в Выксе вынуждает прибегать к вахтовому методу привлечения специалистов из Нижнего Новгорода. В соседних Кулебаках развивается металлургическое производство на заводе «Русполимет». В Навашино на «Окской судоверфи» те же проблемы. Это тем более актуально в плане строительства проходящей в непосредственной близости уже упомянутой трассы М-12.
Таким образом, Нижегородская агломерация в перспективе имеет возможность расшириться за счет региональных агломераций.
Примечательно, что опыт развития Нижегородской агломерации вызывает повышенный интерес в других регионах России.