Что называют горизонталями жд
ГОРИЗОНТАЛИ
линии на карте или плане местности, получающиеся от пересечения земной поверхности горизонтальными плоскостями, отстоящими друг от друга на одинаковых расстояниях. Г., соединяя между собой на плане или карте все точки поверхности, имеющие одну и ту же отметку (высоту), дают наглядную картину рельефа местности. Карты в Г. служат для камерального трассирования жел.-дор. линий. При полевых жел.-дор. изысканиях производится съемка плана в Г. для трассирования в трудных по топографическим условиям местах, где укладку линии непосредственно на местности сделать достаточно хорошо оказывается затруднительным, напр. на крутых пересеченных косогорах, в сильно холмистых и гористых местах и т. д. Кроме того, планы в Г. снимаются в местах расположения станций, на мостовых переходах, оползневых местах и т. д.
Смотреть что такое «ГОРИЗОНТАЛИ» в других словарях:
Горизонтали — линии, соединяющие точки одинаковой высоты над ур. м. С помощью Г. на топографических картах отображают особенности рельефа поверхности разл. участков земной коры. Син.: изогипсы. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н … Геологическая энциклопедия
ГОРИЗОНТАЛИ — (изогипсы) линии на карте, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой и в совокупности передающие формы рельефа … Большой Энциклопедический словарь
горизонтали — Линии на плоскости или поверхности, параллельные горизонтальной плоскости проекций. [http://sl3d.ru/o slovare.html] Тематики машиностроение в целом … Справочник технического переводчика
Горизонтали — ГОРИЗОНТАЛИ, линіи, соединяющія точки мѣстности съ равными высотами надъ ур. м., при чемъ берегъ моря представляетъ Г. съ высотою ноль, или, иначе, линіи, получающіяся отъ пересѣченія мѣстности гориз ными плоскостями на опред. равныхъ между собою … Военная энциклопедия
Горизонтали — (изогипсы) линии, соединяющие на местности точки, лежащие на одной высоте над уровнем моря или какой нибудь основной плоскости, принятой за основание. Для изображения неровностей горизонталями обыкновенно предполагают секущие горизонтальные… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Горизонтали* — (изогипсы) линии, соединяющие на местности точки, лежащие на одной высоте над уровнем моря или какой нибудь основной плоскости, принятой за основание. Для изображения неровностей горизонталями обыкновенно предполагают секущие горизонтальные… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
горизонтали — (изогипсы), линии на карте, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой и в совокупности передающие формы рельефа. * * * ГОРИЗОНТАЛИ ГОРИЗОНТАЛИ (изогипсы), линии на карте, соединяющие точки земной поверхности с… … Энциклопедический словарь
Горизонтали — изогипсы (от греч. ísos paвный и hýpsos высота), линии на географической карте, соединяющие точки местности с одной и той же высотой относительно уровня моря (Мирового океана) и дающие представление о рельефе земной поверхности. Г.… … Большая советская энциклопедия
ГОРИЗОНТАЛИ — изогипсы, линии, соединяющие на топографическом плане местности точки, имеющие одинаковые высоты над принятым условным горизонтом уровнем. Г. дают изображение рельефа местности и наносятся по данным геодезической съемки … Сельскохозяйственный словарь-справочник
ГОРИЗОНТАЛИ — (изогипсы), линии на карте, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой абс. высотой и в совокупности передающие формы рельефа … Естествознание. Энциклопедический словарь
Железнодорожные станции и узлы
Конспект урока Станции и узлы для самостоятельного изучения
Просмотр содержимого документа
«Железнодорожные станции и узлы»
Лекция 2.1 Станции и узлы стр.2
2. ПУТЬ И ПУТЕВОЕ ХОЗЯЙСТВО 2.1 ТРАССА, ПЛАН И ПРОФИЛЬ ПУТИ
Строительству железных дорог предшествуют их изыскания и проектирование. Цель изысканий – изучение условий строительства и эксплуатации будущей железной дороги. Изыскания подразделяются на экономические (обоснование роли проектируемой линии в составе сети существующих железных дорог и определение эффективности ее строительства) и технические – обследование местности с целью выбора наиболее удачного расположения трассы будущей линии. В ходе технических изысканий осуществляют геодезические, геологические, гидрологические работы на местности и обследование существующих сооружений.
Изыскания железных дорог начинаются с масштабной съемки местности в полосе предполагаемой трассы. Такая масштабная съемка называется планом местности. При его построении для изображения неровностей земной поверхности (рельефа) используют горизонтали.
Горизонтали – это контуры фигур, получаемых от воображаемого пересечения местности горизонтальными плоскостями, проведенными через равные по высоте промежутки (в зависимости от масштаба плана через 1, 5, 10 или более метров м). Для построения горизонталей соединяют точки с одинаковыми отметками. Отсчеты высоты (отметки) до воображаемой плоскости сечения могут производится как от среднего уровня Балтийского моря (абсолютные отметки), так и от условного горизонта, зафиксированного на карте специальными знаками – репéрами (относительные отметки). Реперы обозначаются металлическими марками на фундаментах зданий, опорах мостов и др.
Чем дальше друг от друга располагаются горизонтали, тем более пологой является местность. В гористой местности горизонтали, расположенные близко друг к другу, говорят о наличии крутых склонов
Таким образом, план местности в горизонталях дает полное представление о рельефе местности и позволяет выбрать наиболее рациональное расположение будущей железнодорожной линии, станции, путепроводной развязки. Планы в горизонталях составляют в масштабе 1:10 000, 1:5000, 1:2000, 1:1000.
По плану местности в горизонталях можно:
составить профиль местности в заданном направлении;
провести линию заданного уклона;
провести водораздельные, водосливные линии и пр.
Инструментом для измерения разности отметок на местности является нивелир с нивелирными рейками. Для определения разности высот двух точек нивелир устанавливают посередине между этими точками, а его зрительную трубу (визир) ориентируют строго горизонтально. Одну нивелирную рейку устанавливают строго вертикально в первой точке (А) нулевой отметкой вниз, а другую рейку – в другой точке (В). После этого, последовательно направляя визирную ось нивелира на обе рейки, делают по ним отсчеты (a и b). Разница между этими значениями и является разностью высот (h). h=a—b. Зная отметку H1 (абсолютную или условную) в точке и разницу высот h, можно найти высоту H2 точки B: H2=H1=h.
Если по оси проектируемой железнодорожной линии отложить в масштабе все горизонтальные отрезки и их вертикальные отметки и эти отметки соединить друг с другом, то полученная ломаная линия будет представлять собой продольный профиль направления A—B.
По плану местности в горизонталях намечают трассу линии. Трасса – положение оси железнодорожной линии в пространстве. Вертикальный разрез по трассе, развернутый на плоскость, представляет собой продольный профиль, а проекция трассы на горизонтальную плоскость называется планом линии.
Процесс прокладки трассы линии называется трассированием. Положение трассы определяется экономическими и физическими факторами. Трасса дороги должна проходить как можно ближе к населенным пунктам. При этом выбирают наиболее удобные места пересечения водоемов и легкие рельефы местности, что вызывает неизбежные отклонения трассы от кратчайшего направления.
Трассу железнодорожной линии, изображенную на плане местности в определенном масштабе с указанием километров, пикетов (десятых частей километров), начала и конца кривых, положения искусственных сооружений и ситуации прилегающей местности, называют планом железнодорожной линии. При благоприятных условиях железнодорожная линия состоит из длинных прямых участков и небольших кривых. В гористой, густонаселенной или пересеченной местности линия состоит в основном из кривых и небольших прямых участков.
Неровности земной поверхности при прокладке железной дороги выравнивают срезкой или подсыпкой земли. Поэтому продольный профиль линии, представляющий собой изображение в вертикальной плоскости оси проектируемого земляного полотна железной дороги и земной поверхности, состоит из горизонтальных и наклонных участков. В зависимости от направления движения один и тот же участок может быть подъемом и спуском. Общее название наклонных участков уклоны.
Крутизна уклона i определяется отношением высоты наивысшей точки уклона h к длине основания l: i = h/l, т.е. tgα угла наклона. За основание l берется расстояние 1000 м; высота h измеряется также в метрах, поэтому крутизну уклона принято измерять не градусами угла наклона, а тысячными. Так, если h = 5 м, то i = 5 м/1000 м = 0,005. Тысячные можно обозначать как десятичной дробью, так и целым числом с добавлением к этому числу знака %0. Так, для данного примера i = 0,005 или 5%0.
Таким образом, при проектировании продольного профиля будущей линии руководствуются следующим:
элементы продольного профиля должны быть возможно большей длины, но не менее ½ длины поезда (в трудных условиях – не менее 200 м);
крутизна уклонов не должна превышать руководящий уклон;
объемы земляных работ должны быть по возможности минимальными.
Проектируемая линия продольного профиля состоит из элементов разной длины и разной крутизны. Чтобы переход подвижного состава с одного элемента на другой был плавным, без толчков и ударов, элементы продольного профиля сопрягают между собой кривой в вертикальной плоскости. Применяют радиусы вертикальных кривых, представленные в табл. 1.1.
План и продольный профиль новых железнодорожных линий общего пользования и подъездных путей выполняют, как правило, на одном листе. В этом случае участки плана и профиля совпадают. Пути изображаются в том же масштабе по горизонтали, что и профиль пути.
На плане показывают: ось пути, ситуацию, геологические скважины, вершины углов поворота, их номера, начало и конец кривой, элементы круговых кривых, пикеты и километровые знаки, бровки откосов насыпей и выемок, искусственные сооружения. Основной масштаб чертежа 1:2000, допускается масштаб 1:5000.
На продольном профиле, совмещенном с планом, показывают: линию фактической поверхности земли по оси пути и проектную линию (проектируемую бровку земляного полотна), наименование слоев грунта и номер грунта (в соответствии с классификацией). Основной масштаб по вертикали 1:200, допускается 1:500.
В сетке под продольным профилем указывают отметки поверхности земли по оси пути и проектные отметки бровки земляного полотна на пикетах и плюсовых точках.
Выше проектной линии продольного профиля показывают уклоны и длины элементов продольного профиля в виде дроби: в числителе – уклон в %о (подъем со знаком «+», спуск со знаком «-»), в знаменателе – длину элемента в метрах; обозначение раздельных пунктов, расстояние между ними, искусственные сооружения, переезды, рабочие отметки насыпи.
Ниже проектной лини наносят линии ординат от точек перелома проектной линии профиля, искусственные сооружения, фактические отметки земли и проектные отметки бровки земляного полотна, рабочие отметки выемки.
Продольный профиль для путей на неспланированной застроенной территории предусматривает изображение профиля следующим образом (см. рис 1.7).
В нижней части сетки показаны километровые знаки, закрашенная часть направлена в сторону возрастания километров. Выше показывают прямые и кривые плана с указанием элементов кривой. В графе «Расстояние» указывается расстояние между пикетами и от пикета до характерных точек. В графе «Отметка земли» указываются отметки поверхности земли на пикетах и характерных точках. В проектных данных указывают: уклон элементов профиля в %0 и длину в м, линия соединяет углы и показывает подъем или спуск. В графе «Отметка головки рельса» показывается отметка головки рельса на пикетах и плюсовых точках. Кроме того, показаны отметки дна, уклон и длина элементов профиля левого и правого кюветов (лотков). В графе «Развернутый план пути» показывают ось пути и ситуацию прилегающей местности на расстоянии 100 м от оси пути.
Над сеткой восстанавливают перпендикуляры против пикетов и плюсовых точек, на которых откладывают отметки точек земли, концы отрезков соединяют между собой. Полученная линия является продольным профилем местности. На этих же перпендикулярах откладывают отметки головок рельсов, концы отрезков соединяют между собой. Полученная ломаная линия является продольным профилем проектируемого железнодорожного пути.
Выше продольного профиля показывают:
обозначения раздельных пунктов их название расстояние между ними;
обозначения проектируемых искусственных сооружений и их привязку
к пикетам;
обозначение реперов, наземных коммуникаций, переездов;
рабочие отметки насыпи.
Ниже проектной линии наносят:
подземные инженерные коммуникации;
условные обозначения проектируемых и существующих искусственных
сооружений;
рабочие отметки выемки.
Горизонтали*
ГОРИЗОНТАЛИ. Фиг. 1. — Фиг. 2. — Фиг. 3. — Фиг. 4.
Полезное
Смотреть что такое «Горизонтали*» в других словарях:
Горизонтали — линии, соединяющие точки одинаковой высоты над ур. м. С помощью Г. на топографических картах отображают особенности рельефа поверхности разл. участков земной коры. Син.: изогипсы. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н … Геологическая энциклопедия
ГОРИЗОНТАЛИ — (изогипсы) линии на карте, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой и в совокупности передающие формы рельефа … Большой Энциклопедический словарь
ГОРИЗОНТАЛИ — линии на карте или плане местности, получающиеся от пересечения земной поверхности горизонтальными плоскостями, отстоящими друг от друга на одинаковых расстояниях. Г., соединяя между собой на плане или карте все точки поверхности, имеющие одну и… … Технический железнодорожный словарь
горизонтали — Линии на плоскости или поверхности, параллельные горизонтальной плоскости проекций. [http://sl3d.ru/o slovare.html] Тематики машиностроение в целом … Справочник технического переводчика
Горизонтали — ГОРИЗОНТАЛИ, линіи, соединяющія точки мѣстности съ равными высотами надъ ур. м., при чемъ берегъ моря представляетъ Г. съ высотою ноль, или, иначе, линіи, получающіяся отъ пересѣченія мѣстности гориз ными плоскостями на опред. равныхъ между собою … Военная энциклопедия
Горизонтали — (изогипсы) линии, соединяющие на местности точки, лежащие на одной высоте над уровнем моря или какой нибудь основной плоскости, принятой за основание. Для изображения неровностей горизонталями обыкновенно предполагают секущие горизонтальные… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
горизонтали — (изогипсы), линии на карте, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой и в совокупности передающие формы рельефа. * * * ГОРИЗОНТАЛИ ГОРИЗОНТАЛИ (изогипсы), линии на карте, соединяющие точки земной поверхности с… … Энциклопедический словарь
Горизонтали — изогипсы (от греч. ísos paвный и hýpsos высота), линии на географической карте, соединяющие точки местности с одной и той же высотой относительно уровня моря (Мирового океана) и дающие представление о рельефе земной поверхности. Г.… … Большая советская энциклопедия
ГОРИЗОНТАЛИ — изогипсы, линии, соединяющие на топографическом плане местности точки, имеющие одинаковые высоты над принятым условным горизонтом уровнем. Г. дают изображение рельефа местности и наносятся по данным геодезической съемки … Сельскохозяйственный словарь-справочник
ГОРИЗОНТАЛИ — (изогипсы), линии на карте, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой абс. высотой и в совокупности передающие формы рельефа … Естествознание. Энциклопедический словарь
Горизонтали
Линии на карте или плане местности, получающиеся от пересечения земной поверхности горизонтальными плоскостями, отстоящими друг от друга на одинаковых расстояниях. Г., соединяя между собой на плане или карте все точки поверхности, имеющие одну и ту же отметку (высоту), дают наглядную картину рельефа местности. Карты в Г. Служат для камерального трассирования жел.-дор. Линий. При полевых жел.-дор. Изысканиях производится съемка плана в Г. Для трассирования в трудных по топографическим условиям местах, где укладку линии непосредственно на местности сделать достаточно хорошо оказывается затруднительным, напр. На крутых пересеченных косогорах, в сильно холмистых и гористых местах и т. Д. Кроме того, планы в Г. Снимаются в местах расположения станций, на мостовых переходах, оползневых местах и т.
Высота уровня воды в реках и других водоемах, изменяющаяся по различным годам и в различные времена года в зависимости от количества притекающих в водоем поверхностных и грунтовых вод. Обычно пониженные Г. В. Наблюдаются зимой, когда водоемы питаются исключительно грунтовыми водами, высокие — весной при таянии снега и летом при сильных ливнях. Отметки Г. В. Являются одними из главных данных при проектировании земляного полотна и искусственных сооружений. Поэтому на водотоках, где предположено ст..
Станционное устройство, позволяющее благодаря уклону жел.-дор. Путей использовать при маневрах силу тяжести вагонов для самостоятельного их движения (скатывания) на разветвляющиеся пути сортировочного парка. Г. С. Оборудуются крупные сортировочные станции для расформирования и формирования составов Подлежащий сортировке состав постепенно и непрерывно надвигается локомотивом по подъему на вершину Г. С. (горб горки), причем сцепщиком на ходу производится расцепка групп вагонов (отцепов), предназна..
Места соединения путей или парков путей друг с другом на концах станции, а также в середине ее при переходах из одного парка в другой. Через Г. С. Производятся пропуск прибывающих поездов на пути приема и отправляемых поездов на перегон, перестановки составов из одного парка в другой, движение локомотивов по станции, маневровая работа и пр. Правильное устройство Г. С. Обеспечивает возможность одновременного (параллельного) приема и отправления поездов разных направлений и непрерывного производс..
Дополнительный поиск Горизонтали
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ СТАНЦИИ И УЗЛЫ 4 страница
С введением более мощных локомотивов (ФД, СО) увеличились составы поездов. Длина путей в 640 м оказалась недостаточной, и она удлиняется вначале до 720 м, а затем на грузонапряженных линиях до 850 м.
В 1934 г. на станции Красный Лиман было положено начало работам по реконструкции сортировочных станций с механизацией горок. К 1940 г. было механизировано 39 горок.
В период Великой Отечественной войны развивались станции в связи со строительством важнейших для страны железнодорожных линий: Печорской, Карталы—Акмолинск, Казань—Ульяновск—Сызрань—Саратов—Иловля и др. В эти годы увеличились объемы перевозок железных дорог в районах Поволжья, Урала, Западной Сибири. Чтобы обеспечить перевозки, развиваются узлы Новосибирский, Челябинский, Пензенский, Вологодский и др.
Во время войны было разрушено 65 тыс. км железнодорожных линий, многие крупные железнодорожные узлы, 4100 станций, 2573 вокзала, 13 тыс. мостов и др. устройства. Уже во время войны были выполнены работы по восстановлению железных дорог, но особенно темп восстановительных работ увеличился после окончания войны. Продолжилось и развитие сети.
В последующие годы строятся новые линии с сооружением новых станций и развиваются станции в местах примыкания новых линий к существующим. Построены линии Магнитогорск—Белорецк, Тайшет—Абакан, Тюмень—Тобольск и многие др. Построена Байкало-Амурская магистраль протяженностью 3100 км от Лены до Комсомольска-на-Амуре.
Развиваются станции с целью повышения пропускной и перерабатывающей способности — Челябинск, Кинель, Дема, Ярославль Главный. Развиваются узлы Московский, Свердловский, Саратовский. Удлиняются пути до 850—1050 м, сооружаются самые крупные станции на сети железных дорог — Орехово и Бекасово, выполняется реконструкция локомотивного хозяйства, выполняется автоматизация сортировочных горок.
С 70-х гг. XX в. начинается автоматизация железнодорожного транспорта. Создаются автоматизированные системы управления, в первую очередь, в работе сортировочных станций.
В трудные 90-е гг. работы по развитию и реконструкции транспорта не проводились. В настоящее время выполняются работы по развитию ж.-д. транспорта, в частности, Санкт-Петербургского узла: удлиняются пути до 1050 и 1500 м, развивается станция Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский, строится пассажирская станция Ладожская и новый пассажирский вокзал Ладожский. Укладываются вторые пути на участке станции Ладожская—Горы. Выполняется электрификация линии Мга—Гатчина—Веймарн— Ивангород с развитием станций.
Строятся новые (Усть-Луга) и реконструируются существующие морские порты (Туапсе, Новороссийск, Автово), новые пограничные станции (Чернышевская) и выполняется реконструкция пограничных станций (Све-тогорск, Ивангород).
Начинается программа комплексной реконструкции сортировочных станций, включающей и удлинение путей и автоматизацию работы станции (Ин-ская, Бекасово).
Вводятся новые системы контроля технического состояния вагонов, которые позволят удлинить участки проследования вагонов без осмотра.
Для лучшего управления, контроля и оперативного вмешательства в работу железных дорог создана система ЦУП (Центр управления перевозками), которая работает в реальном масштабе времени. Информация о погру-
женном или выгруженном вагоне, о передаче вагонов по стыкам, о движении пассажирских поездов тут же поступает в систему.
На специальном табло отображается перевозочный процесс и показатели работы сети.
Также в реальном масштабе времени в ЦУПе отображается функционирование важнейших сортировочных станций сети: Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский, Ховрино, Люблино, Орехово-Зуево, Бекасово и др.
Работает система контроля погрузки и продвижения наливных грузов.
Первый поезд от Петербурга до Москвы находился в пути 21 ч 45 мин. Максимальный вес товарных поездов составлял 288 т (18 тыс. пудов). Средние технические скорости первых поездов: пассажирских — 30 км/ч, товарных — 15 км/ч.
В настоящее время «Красная стрела» в пути находится 7 ч 55 мин, скоростные поезда проходят расстояние до Санкт-Петербурга за 4 ч 30 мин. Вес грузового поезда достигает 6500 т.
Глава 1 ПУТЬ И ПУТЕВОЕ ХОЗЯЙСТВО
1.1. Трасса, план и профиль пути
План местности в горизонталях.Для того чтобы разместить наиболее рационально вновь строящиеся сооружения или устройства (мосты, здания, станции и т.д.), необходимо иметь изображение местности на чертеже. Для этого делают на местности измерения и составляют ее план со всеми необходимыми данными.
Рельеф местности на планах изображают особыми линиями, которые называют горизонталями. Горизонтали — это контуры фигур, получаемых от воображаемого пересечения местности горизонтальными плоскостями, отстоящими друг от друга на одинаковом расстоянии (1 м, 5 м, 10 м). Для построения горизонталей соединяют точки с одинаковыми отметками.
Отметкой называется расстояние по высоте от какого-либо уровня до точки местности. Отметки различают абсолютные и относительные. Абсолютные — измеренные от уровня Балтийского моря, который считают неизменным. На практике часто пользуются относительными отметками. Относительные отметки — это расстояния по высоте, измеренные от условного уровня до точек местности. Условный уровень фиксируется неизменными точками — реперами (металлическими марками на фундаментах зданий, опорах мостов и др.).
План местности в горизонталях дает полное представление о рельефе местности и позволяет выбрать наиболее рациональное расположение железнодорожной линии, станции, путепроводной развязки. Планы в горизонталях составляют в масштабе 1:10 000, 1:5000, 1:2000, 1:1000.
Поплану местности в горизонталях можно:
— составить профиль местности в заданном направлении;
— провести линию заданного уклона;
— провести водораздельные и водосливные линии.
Составление профиля местности в заданном направлении. Например, требуется по плану местности в горизонталях (рис. 1.1) построить профиль по направлению М—Н. Для этого на произвольно взятой прямой КЛ от начальной точки а в принятом горизонтальном масштабе откладывают расстояния до точек б’, в’ г\ д’, е\ ж’, равные расстояниям до точек а, б, в, г, д, ж на плане в горизонталях. Из точек а’ б’, в’, г’, д’, е\ ж’восстанавливают перпендикуля-
К сожалению, достаточно редко трассирование ведется вольным ходом. Его можно применять только в равнинных и малонаселенных местностях, где не требуется обходить неприятные в гидрогеологическом отношении места, преодолевать большие высоты и водные преграды. В основном же трассирование ведут напряженным ходом, когда трассу приходится специально удлинять, а иногда и менять направление, чтобы обойти какое-либо препятствие или подняться на большую высоту (в горных условиях). Чтобы выбрать лучший вариант трассы, разрабатывают и сравнивают между собой несколько вариантов. Основные показатели при сравнении: длина трассы, средняя крутизна уклонов, число пересекаемых трассой рек и оврагов, протяженность геологически неблагоприятных участков (болот, неустойчивых косогоров, карстовых участков и др.). Выбирают лучший вариант с учетом окупаемости вложенных в строительство капиталов в процессе эксплуатации. На железнодорожном транспорте принят срок окупаемости не более 10 лет.
План линии.Проекцию трассы линии на горизонтальную плоскость называют планом линии. План железнодорожной линии — это сочетание прямолинейных и криволинейных участков пути. При благоприятных условиях железнодорожная линия состоит из длинных прямых участков и небольших кривых. В гористой, густонаселенной или пересеченной местности линия состоит в основном из кривых и небольших прямых участков.
На рис. 1.4 приведена схема круговой кривой. Показатели кривой следующие: угол поворота кривой (р — внешний угол между первоначальным и отклоненным положением железнодорожной линии, тангенс Т — отрезок прямой соединяет вершину угла поворота «О» с началом или концом кри-
ная расчетной. Решается и обратная задача: можно определить мощность локомотива, необходимую, чтобы провести поезд заданного веса по заданному уклону. Для проектируемых линий принимают руководящий уклон по табл. 1.1. |
Проектируемая линия продольного профиля состоит из элементов разной длины и разной крутизны. Чтобы переход подвижного состава с одного элемента на другой был плавным, без толчков и ударов, элементы продольного профиля сопрягают между собой кривой в вертикальной плоскости. Согласно СТН Ц-01- 95, применяют радиусы вертикальных кривых, представленные в табл. 1.1.
План и продольный профиль новых железнодорожных линий общего пользования и подъездных путей выполняют, как правило, на одном листе. В этом случае участки плана и профиля совпадают. Пример совмещенного плана и профиля приведен на рис. 1.6. Пути изображается в том же масштабе по горизонтали, что и профиль пути.
На плане показывают: ось пути, ситуацию, геологические скважины, вершины углов поворота, их номера, начало и конец кривой, элементы круговых кривых, пикеты и километровые знаки, бровки откосов насыпей и выемок, искусственные сооружения. Основной масштаб чертежа 1:2000, допускается масштаб 1:5000.
На продольном профиле, совмещенном с планом, показывают: линию фактической поверхности земли по оси пути и проектную линию (проектируемую бровку земляного полотна), наименование слоев грунта и номер грунта ( в соответствии с классификацией). Основной масштаб по вертикали 1:200, допускается 1:500.
В сетке под продольным профилем указывают отметки поверхности земли по оси пути и проектные отметки бровки земляного полотна на пикетах и плюсовых точках. Сетка выполняется по форме 6.
Выше проектной линии продольного профиля показывают уклоны и длины элементов продольного профиля в виде дроби: в числителе — уклон в %о (подъем со знаком «+», спуск со знаком «-»), в знаменателе — длину элемента в метрах; обозначение раздельных пунктов, расстояние между ними, искусственные сооружения, переезды, рабочие отметки насыпи.
Ниже проектной лини наносят линии ординат от точек перелома проектной линии профиля, искусственные сооружения, фактические отметки земли и проектные отметки бровки земляного полотна, рабочие отметки выемки.
Кроме изображения профиля, совмещенного с планом трассы (рис. 1.6), продольный профиль для путей на неспланированной застроенной территории ГОСТ Р 21. 17022-96 предусматривает изображение профиля, как показано на рис. 1.7.
В нижней части сетки показаны километровые знаки, закрашенная часть направлена в сторону возрастания километров. Выше показывают прямые и кривые плана с указанием элементов кривой. В графе «Расстояние» указывается расстояние между пикетами и от пикета до характерных точек. В графе «Отметка земли» указываются отметки поверхности земли на пикетах и характерных точках. В проектных данных указывают: уклон элементов профиля в %0 и длину в м, линия соединяет углы и показывает подъем или спуск. В графе «Отметка головки рельса» показывается отметка головки рельса на пикетах и плюсовых точках. Кроме того, показаны отметки дна, уклон и длина элементов профиля левого и правого кюветов (лотков). В графе «Развернутый план пути» показывают ось пути и ситуацию прилегающей местности на расстоянии 100 м от оси пути.
Над сеткой восстанавливают перпендикуляры против пикетов и плюсовых точек, на которых откладывают отметки точек земли, концы отрезков соединяют между собой. Полученная линия является продольным профилем местности. На этих же перпендикулярах откладывают отметки головок рельсов, концы отрезков соединяют между собой. Полученная ломаная линия является продольным профилем проектируемого железнодорожного пути.
Выше продольного профиля показывают.
— обозначения раздельных пунктов их название расстояние между ними;
— обозначения проектируемых искусственных сооружений и их привязку
к пикетам;
— обозначение реперов, наземных коммуникаций, переездов;
— рабочие отметки насыпи.
Ниже проектной линии наносят:
— подземные инженерные коммуникации;
— условные обозначения проектируемых и существующих искусственных
сооружений;
— рабочие отметки выемки.
Геодезические работы и инструменты.Для того, чтобы построить железнодорожную линию, станцию, мост или путепровод, разместить локомо-
тивное хозяйство или любое другое сооружение, необходимо иметь съемку местности. Методами съемки местности, обработкой результатов и изображением ее на местности занимается наука, которая называется геодезией. Геодезия широко применяется при изысканиях и строительстве железных дорог, съемке местности для размещения различных сооружений и при проверке состояния существующих сооружений. Геодезические работы делятся на полевые и камеральные. Во время полевых работ измеряются горизонтальные и вертикальные расстояния между точками, измеряются вертикальные и горизонтальные углы между ними. Все данные заносят в специальные журналы, которые обрабатываются и затем наносят на чертежи. В результате съемок местности получаются планы, по которым ведутся расчеты и проектирование.
К приборам, которые измеряют расстояния, относятся: мерные ленты (рис. 1.8), рулетки, оптические дальномеры, светодальномеры и др. Для восстановления перпендикуляров на местности используют экеры. Наибольшее распространение получил двузеркальный экер. Он состоит из металлической оправы, в которую установлены под углом 45° два зеркала и ручки с крючком для отвеса.
Для измерения на местности горизонтальных и вертикальных углов пользуются угломерными инструментами — теодолитами. В настоящее время применяются оптические теодолиты (рис. 1.9), благодаря большой точности измерения, небольшой массе и размеров теодолита. Основными частями теодолита являются следующие: горизонтальный круг, называемый лимбом; зрительная труба, вращающаяся вокруг горизонтальной оси; алидада — горизонтальный круг, концентрически вставленный в лимб. На круге алидады есть диаметрально противоположные ноль-штрихи, с помощью которых берут отсчеты с лимба. Круг лимба имеет градусные деления. Чем больше делений, тем больше точность. Отсчетом называется процесс
фиксирования положения ноль-штрихов алидады относительно делений лимба. На оптических теодолитах отсчеты берутся по микроскопу.
Для измерения углов наклона теодолит имеет вертикальный круг, аналогичный горизонтальному кругу. В отличие от горизонтального круга вертикальный круг лимба неподвижно соединен с осью зрительной трубы.
Для измерения углов зрительную трубу направляют сначала на одну точку и берут отсчет по отсчетному микроскопу, затем направляют трубу на другую точку и также берут отсчет. Разница отсчетов двух точек и дает величину угла.
Для определения превышения одной точки над другой или определения разности отметок точек местности применяют нивелиры (рис. 1.10). Превышение точек местности относительно друг друга не является оке нчатель-
ной целью, главной целью является определение превышением точек над каким-то единым уровнем. За такой ровень для России и стран СНГ принята средняя поверхность Балтийского м :>ря, закрепленная специальным нулевым репером, который находится на устое моста в Кронштадте. Высоты точек над уровнем Балтийского моря называются абсолютными высотами (отметками). Теодолиты и нивелиры устанавливаются на штативы (рис. 1.11).
Основные части нивелира следующие:
— подставка с тремя установочными вин
тами, с помощью которой нивелир устанав
ливается в рабочее положение;
— зрительная труба нивелира крепится на
вертикальной оси прибора и вращается толь
ко в горизонтальной плоскости. Для приве-
чения на сети железных дорог, от объема перевозок и скоростей движения подразделяются на категории, приведенные в табл. 1.2
ная длина главных путей выражает сумму расстоянии между осями раздельных пунктов независимо от числа путей, лежащих на общем земляном полотне. Она используется при определении дальности перевозок и при тарифных расчетах. Развернутая длина представляет сумму длин всех главных путей (I, II, III, IV) на участке, линии, железной дороге. Отдельно учитывают развернутую длину станционных путей (общую сумму их длин). Развернутая длина главных и станционных путей определяет эксплуатационные расходы на содержание и ремонт пути, используются при расчетах пропускной способности, применяется для определения интенсивности использования путей и др.
Дата добавления: 2014-12-24 ; просмотров: 3375 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ