Что называют гомосферой и ноксосферой
Что такое ноксосфера и гомосфера?
Что является объектом и целью изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузе?
Цель изучения: дать, как специалистам, необходимые сведения по правовым организационным вопросам охраны труда, производственной санитарии и безопасности.
Задачи дисциплины:
Уметь:решать эти задачи.
С какими научными дисциплинами связана дисциплина «Безопасность труда?
Что такое эргономика?
Что такое опасность? Дайте определение опасности. Перечислите признаки опасности, ее источники.
Естественные источники опасностей
· Космические источники — метеориты, кометы, солнечная активность;
Править]Антропогенные источники опасностей
· Экологическая и техногенная опасность;
· Опасность со стороны полей и излучений; Опасность со стороны веществ.
3. Признаки опасности.
Возможность понесения ущерба здоровью.
Возможность нарушения нормального функционирования экологических систем.
4. Источники формирования опасности.
сам человек, его труд, деятельность, средства труда;
явления и процессы возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.
В БЖД существуют 2 понятия:
ноксосфера (“ноксо”(лат.)- опасность);
гомосфера (сфера, в которой присутствует человек).
Опасность реализуется на пересечении этих 2 сфер.
Что такое техносфера?
это искусственная оболочка Земли, воплощающая человеческий труд, организованный научно-техническим разумом.
Что такое ноксосфера и гомосфера?
· Гомосфера — пространство (рабочая зона), где находится человек в процессе рассматриваемой деятельности.
· Ноксосфера — пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности.
Совмещение гомосферы и ноксосферы недопустимо. Методы:
· Пространственное и (или) временное разделение гомосферы и ноксосферы. Это достигается средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации, организации и др.
· Нормализация ноксосферы путем исключения опасностей. Это совокупность мероприятий, защищающих человека от шума, газа, пыли, опасности травмирования и т. п. средствами коллективной защиты.
· Использование различных приемов и средств, направленных на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности. Метод реализует возможности профотбора, обучения, психологического воздействия, средств индивидуальной защиты.
Опасность реализуется на пересечении двух сфер, которые в БЖД принято называть ноксосфера и гомосфера.
Источниками опасностей являются естественные процессы и явления, техногенная среда и действия людей. В связи с этим все источники формирования опасности можно подразделить на три группы:
1. сам человек, его труд, деятельность, средства труда;
2. окружающая природная среда (биосфера);
3. явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.
Любой вид деятельности человека, будь то труд на производстве, в быту, различные виды отдыха, развлечения и даже деятельность, связанная с получением знаний, может быть источником негативного воздействия или вреда, приводящего к травматизму, заболеваниям, полной потере трудоспособности, а иногда даже и смерти.
В связи с этим сформулирована аксиома о потенциальной опасности, которая гласит: «Любая деятельность потенциально опасна». Она предполагает следующее: все технические средства, создаваемые человеком, обладают способностью генерировать опасности (например, двигатель внутреннего сгорания). Эта аксиома положена в основу научной проблемы обеспечения безопасности человека. Из нее можно сделать два вывода, необходимых для формирования систем безопасности:
— невозможность разработать абсолютно безопасный вид деятельности;
— ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека, т.е. нулевых рисков не бывает.
Анализ аварийных ситуаций и практика позволяет сформулировать в продолжение основной, еще несколько аксиом:
1. Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.
2. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности.
3. Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском.
4. Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.
5. Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим система, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты (экобиозащитной техники).
6. Безопасная и экологичная эксплуатация технических средств и производств реализуется при соответствии квалификации и психофизических характеристик оператора требованиям разработчика технической системы и при соблюдении оператором норм и требований безопасности и экологичности.
Аксиомы о потенциальной опасности предусматривают количественную оценку негативного воздействия, которое оценивается риском нанесения ущерба здоровью или жизни человека.
Понятие риска
Современная наука отвергает концепцию абсолютной безопасности любой деятельности, т.е. нулевых рисков не бывает. В качестве критерия безопасности принимают допустимую вероятность возникновения источника негативного воздействия – риск. Риск всегда является статистической величиной и связан с проявлениями тех или иных опасностей.
где R – риск, n – число чрезвычайных событий в год, N – число возможных опасных событий.
При этом к чрезвычайным событиям относятся: смертные случаи, случаи заболевания, временная и стойкая (инвалидность) нетрудоспособность, вызванные действием на человека конкретной опасности (эл. ток, вредное вещество, двигающийся объект, криминальные элементы общества и т.д.).
Различают след виды рисков:
Таб. 1 Индивидуальный риск преждевременного фатального исхода для населения России
В настоящее время сложилась теория приемлемого (допустимого) риска – это такой низкий уровень смертности, травматизма или инвалидности людей, который не влияет на экономические показатели предприятия, отрасли экономики или государства.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Безопасность жизнедеятельности
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
«Безопасность жизнедеятельности» в качестве учебной дисциплины в вузах РФ была введена в 1990 г. с целью выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения. Новая дисциплина объединила существовавшие ранее курсы «Охрана труда» (ОТ), «Экология» и «Гражданская оборона» (ГО). БЖД обеспечивает общую грамотность в области безопасности, является научно-методическим фундаментом для всех специальных дисциплин безопасности (безопасность труда, радиационная безопасность, электробезопасность, пожарная безопасность и др.). Как учебная дисциплина Безопасность жизнедеятельности дает знания, навыки и умения обеспечения собственной безопасности и выживания в неблагоприятных или угрожающих условиях.
Дисциплина имеет комплексный, междисциплинарный характер, т.к. рассматривает социальные, медико-биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты. Теоретическую основу БЖД составляют достижения таких наук о человеке и его деятельности, как физиология труда, психология, социология труда, инженерная психология, охрана труда, экология, эргономика, экономика, юриспруденция и многих других.
Изучение безопасности жизнедеятельности позволяет:
· во-первых, систематизировать научное знание обо всех потенциальных опасностях;
· во-вторых, расширить представления о реакциях организма человека на воздействие негативных факторов окружающей среды с учетом его физиологических и психологических особенностей;
· в-третьих, овладеть знаниями и практическими навыками защиты человека и среды обитания от негативных воздействий.
Понятия «гомосферы» и «ноксосферы», их соотношения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 14:50, реферат
Описание работы
Необходимым условием существования человеческого общества является деятельность. Существует большое количество видов деятельности, которые охватывают практические, интеллектуальные и духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, производственной, научной и других сферах жизни. Модель процесса жизнедеятельности в наиболее общем виде можно представить состоящей из двух элементов: человека и среды его обитания.
Содержание работы
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Понятия «гомосферы» и «ноксосферы», их соотношения…………………..5
1.1. Место и роль окружающей среды в обеспечении жизнедеятельности человека…………………………………………………………………………. 5
1.2. Сущность понятий «гомосфера» и «ноксосфера»..………………………..8
1.3. Ноксосфера как предмет изучения ноксологии………………………. …14
Заключение…………………………………………………………….…………22
Список литературы………………………………………………………. …….24
Файлы: 1 файл
БЖД.реферат.docx
1. Понятия «гомосферы» и «ноксосферы», их соотношения…………………..5
1.1. Место и роль окружающей среды в обеспечении жизнедеятельности человека………………………………………………………… ………………. 5
1.2. Сущность понятий «гомосфера» и «ноксосфера»..………………………..8
1.3. Ноксосфера как предмет изучения ноксологии………………………. …14
Необходимым условием существования человеческого общества является деятельность. Существует большое количество видов деятельности, которые охватывают практические, интеллектуальные и духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, производственной, научной и других сферах жизни.
Модель процесса жизнедеятельности в наиболее общем виде можно представить состоящей из двух элементов: человека и среды его обитания. Между собой эти элементы связаны двухсторонними связями.
Прямые связи человека со средой очевидны.
Обратные связи обусловлены всеобщим законом реактивности материального мира.
Система “человек – среда” является двухцелевой:
1) одна цель состоит в достижении определенного эффекта в процессе деятельности;
2) вторая – в исключении нежелательных последствий от этой деятельности.
Другими словами, окружающая нас природа рассматривается человеком с двух противоположных позиций. С одной стороны, для нормального существования нам необходимо обеспечивать стабильность всех факторов окружающей среды. Например, потепление, изменение давления, влажности, уровня радиации, уменьшение количества растений и т.д. может оказывать вредное влияние на человеческий организм. Насколько важна эта проблема, можно судить по возросшей роли “зеленых” в политической жизни развитых стран.
С другой стороны, жизнедеятельность человека невозможна без пагубного воздействия на природу. Извлечение полезных ископаемых, различные загрязнения грунта, вод и воздуха, выделение большого количества тепла – вот лишь небольшая часть “последствий” человеческой деятельности, которые оказывают вредное влияние на окружающую среду.
Тема взаимодействия человека и окружающей среды выходит за пределы какой-либо одной науки или области человеческой деятельности. Это предопределило необходимость появление новой области знаний – безопасности жизнедеятельности (БЖД).
1. Понятия «гомосферы» и «ноксосферы», их соотношения
1.1. Место и роль окружающей среды в обеспечении жизнедеятельности человека
В процессе жизнедеятельности человек тесно связан с окружающей средой. Человек и окружающая его среда обитания составляют систему “человек-среда обитания”.
Производственная среда (зона) состоит из составляющих ее элементов: предметы труда, средства труда, продукты труда и др.
Жизненный опыт человека показывает, что любой создаваемый вид деятельности должен быть полезен для его существования, но одновременно деятельность может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к травматизму, заболеваниям, а порой заканчивается и полной потерей трудоспособности или смертью. Вред человеку может наносить любая деятельность: работа на производстве (трудовая деятельность), различные виды отдыха, развлечения и даже деятельность, связанная с получением знаний. Человеческая практика, таким образом, дает основание утверждать, что любая деятельность потенциально опасна.
Среда обитания человека подразделяется на производственную и непроизводственную (бытовую).
Производственная среда – пространство, в котором совершается трудовая деятельность человека (гомосфера). Основными элементами производственной среды являются труд и природная среда. Труд состоит из взаимосвязанных и взаимосвязывающих элементов, составляющих структуру труда:
· процессов труда, состоящих из действий, как субъектов, так и машин;
· продуктов труда как целевых, так и побочных в виде образующихся вредных и опасных примесей в воздушной среде и т. п.;
· производственных отношений (организационных, экономических, социально-психологических, правовых по труду: отношений, связанных с культурой труда, профессиональной культурой, эстетической и т.д.).
Природная среда проявляется в виде географо-ландшафтных, геофизических, климатических элементов. Сюда же входят пожары от молний и другие природные источники и процессы в виде газовыделений из горных пород и т.п. Природная среда может проявляться как в непроизводственной форме (сфере), так и производственной, особенно в таких отраслях народного хозяйства как строительство, горная промышленность, геология, геодезия и других.
Непроизводственная среда состоит также из природной среды и общей культуры субъектов, состоящей из элементов: нравственной, общеобразовательной, правовой культуры и культуры общения.
Необходимым условием существования человеческого общества является деятельность. Существует большое количество видов деятельности, которые охватывают практические, интеллектуальные и духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, производственной, научной и других сферах жизни.
Модель процесса жизнедеятельности в наиболее общем виде можно представить состоящей из двух элементов: человека и среды его обитания. Между собой эти элементы связаны двухсторонними связями (рис.1).
Рис. 1. Система «человек – среда обитания»
Прямые связи человека со средой очевидны.
Обратные связи обусловлены всеобщим законом реактивности материального мира.
Система “человек – среда” является двухцелевой:
— одна цель состоит в достижении определенного эффекта в процессе деятельности;
— вторая – в исключении нежелательных последствий от этой деятельности.
С другой стороны, жизнедеятельность человека невозможна без пагубного воздействия на природу. Извлечение полезных ископаемых, различные загрязнения грунта, вод и воздуха, выделение большого количества тепла – вот лишь небольшая часть “последствий” человеческой деятельности, которые оказывают вредное влияние на окружающую среду.
Состояние среды обитания человека:
1) комфортное – состояние, при котором воздействующие факторы создают оптимальные условия жизнедеятельности, проявление наилучших способностей, гарантирующей сохранение здоровья человека и целостности сферы обитания.
1.2. Сущность понятий «гомосфера» и «ноксосфера»
Введем два определения:
Ноксосфера – пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности.
Гомосфера – пространство (рабочая зона), где находится человек в процессе рассматриваемой деятельности.
Совмещение гомосферы и ноксосферы с позиции безопасности недопустимо, но это не всегда удается.
Принцип несовместимости связан с концептуальным принципом классификации и реализуется путем зонирования технологических территорий с разделением в определенных пространственных областях веществ, материалов, оборудования, людей, т. е. таких объектов гомосферы и ноксосферы, которые при их совместном расположении могут создавать опасные и вредные факторы.
На основании анализа возможных опасностей и их последствий можно выявить общие закономерности, на базе которых сформулированы три наиболее общих метода защиты от опасностей:
1. Пространственное и (или) временное разделение гомосферы и ноксосферы. Это достигается средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации, специальной организации и др.
2. Нормализация ноксосферы путем исключения или уменьшения количественных характеристик опасности. Это совокупность мероприятий, защищающих человека от шума, газа, пыли и пр. средствами коллективной защиты.
3. Адаптация человека к условиям ноксосферы и повышение его защищенности. Метод реализует возможности профессионального отбора, обучения, психологического воздействия, применения средств индивидуальной защиты.
В реальных условиях реализуется комбинация всех трех факторов.
Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности. Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском. Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия. Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия. Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим система, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты (экобиозащитной техники). Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы. Безопасная и экологичная эксплуатация технических средств и производств реализуется при соответствии квалификации и психофизических характеристик оператора требованиям разработчика технической системы и при соблюдении оператором норм и требований безопасности и экологичности. идентификация (подробный анализ) опасностей, присущих каждой конкретной деятельности; разработка мер ликвидации последствий опасности. Виды негативных воздействий в системе «Человек – Среда обитания» по времени проявления: кумулятивные (накапливающиеся, напр., проживание в местности повышенного радиоактивного воздействия); гидросферные; Виды, источники и уровни негативных производственной и бытовой среды – производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или резкому ухудшению здоровья (электрический ток, ионизирующие излучения и т.д.). – фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности. активно-пассивные (энергетическая причина тоже имеет место, например, угол стола – человек может об него удариться); в зависимости от энергии, которой обладают факторы.
Методы и средства обеспечения безопасности. Гомосфера и ноксосфера
Принципы обеспечения безопасности; ориентирующие, технические, организационные, управленческие.
Построение дерева причин и опасностей.
Любая опасность реализуется, принося ущерб, как следствие какой-то причины или нескольких причин, поэтому предотвращение опасностей или защита от них возможны только при выявлении причин. Между реализовавшимися опасностями и причинами существует причинно-следственная связь: опасность есть следствие некоторой причины, которая, в свою очередь, является следствием другой причины и т. д. Таким образом, причины и опасности образуют иерархические, цепные структуры, или системы. Графическое изображение таких зависимостей напоминает ветвящееся дерево, поэтому в литературе, анализирующей безопасность объектов, используются такие термины, как «дерево причин», «дерево отказов», «дерево событий» и др. В строящихся деревьях имеются ветви причин и ветви опасностей, что отражает диалектический характер причинно-следственных связей. Разделение этих ветвей нецелесообразно, а иногда и невозможно, поэтому полученные в процессе анализа безопасности объектов графические изображения называют «деревьями причин и опасностей».
Построение «деревьев» является эффективной процедурой выявления причин различных нежелательных событий (аварий, травм, пожаров, ДТП и т.п.). Границы ветвления определяются логической целесообразностью получения новых ветвей и определяют разрешающую способность дерева.
Принципы обеспечения безопасности, исходя из их реализации, условно можно разделить на четыре класса (табл. 3).
1. ориентирующие –это основополагающие идеи, определяющие направление поиска безопасных решений и служащие методологической и информационной базой.
2. технические – основаны на использовании физических законов и направлены на непосредственное предотвращение действия опасных факторов.
3. управленческие – определяют взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами обеспечения безопасности.
4. организационные – направлены на реализацию положений научной организации деятельности в целях безопасности.
принципов обеспечения безопасности
Ориентирующие | Технические | Организационные | Управленческие |
Активности оператора Гуманизации деятельности Деструкции Замены оператора Классификации Ликвидации опасности Системности Снижения опасности | Блокировки Вакуумирования Герметизации Защиты расстоянием компрессии Недоступности Прочности Слабого звена Флегматизации Экранирования | Защиты временем Информации Несовместимости Нормирования Подбора кадров Последовательности Резервирования Эргономичности | Адекватности Компенсации Контроля Обратной связи Ответственности Плановости Стимулирования Управления Эффективности |
Некоторые принципы относятся к нескольким классам одновременно. В то же время каждый принцип обладает относительной самостоятельностью.
Рассмотрим детальнее некоторые принципы и примеры их реализации.
Выбор методов и средств защиты работающих определяется характером производственной деятельности, зависит от используемых производственных технологий, состояния производственного оборудования, зданий и сооружений и регламентируется соответствующими правилами, инструкциями и другими нормативными документами.
Основные методы обеспечения безопасности
1. Пространственное и (или) временное разделение гомосферы и ноксосферы. Данный метод реализуется путем рациональной организации деятельности и инженерных решений: дистанционное управление, автоматизация, роботизация и др.
2. Адаптация производственной среды к характеристикам человека. Данный метод реализуется следующими способами:
– устранение опасности в источнике (использование безопасных технологий, исправного инструмента и оборудования, соблюдение оптимальных параметров производственных процессов и режимов работы оборудования, своевременное обслуживание и уход за оборудованием, зданиями и сооружениями, использование устройств защиты и т.д.);
– устранение опасности на пути распространения (очистка и нейтрализация вредных выбросов, экранирование, ограждение и изоляция и т.п.);
– использование средств коллективной защиты.
3. Адаптация человека к окружающей среде и повышение его защищенности. Данный метод реализуется путем профотбора и обучения персонала, лечебно-профилактического и медицинского обслуживания, использования средств индивидуальной защиты.
В реальных условиях реализуется комбинация различных методов.
средства обеспечения безопасности
Средства обеспечения безопасности делятся на средстваколлективной (СКЗ) и индивидуальной защиты (СИЗ).
В свою очередь СКЗ и СИЗ делятся на группы в зависимости от характера опасностей, конструктивного исполнения, области применения и т. д.
В широком понимании к средствам безопасности следует относить все то, что способствует защищенности человека от опасности, а именно: воспитание, образование, укрепление здоровья, дисциплинированность, здравоохранение, государственные органы управления и т. п.