Что называют физическим явлением 7 класс физика
1. Назовите известные вам физические явления.
Механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые и световые явления.
2. Какие вещества вы знаете? Приведите примеры.
Железо, медь, резина, воздух, вода.
3. Назовите известные вам виды материи.
Воздух, вода, свет, звук, радиоволны.
4. Что из нижеперечисленного является материей, а что – веществом?
а) звезды,
б) вода,
в) океан,
г) стекло.
вещество – б, г;
материя – а, в.
5. Какие из перечисленных ниже явлений можно отнести к механическим?
а) автомобиль подает сигнал;
б) внесенный в теплую комнату снег тает;
в) бутылка падает с полки.
в
6. Какие из перечисленных ниже явлений можно отнести к электрическим?
а) потертая о шерсть пластмассовая расческа притягивает волосы;
б) сверкает молния;
в) при включении выключателя загорается лампочка;
г) магнит притягивает к себе железные предметы.
а, б, в
7. Какие из перечисленных ниже явлений можно отнести к магнитным?
а) автомобиль подает сигнал;
б) при включении выключателя загорается лампочка;
в) магнит притягивает к себе железные предметы;
г) внесенный в теплую комнату снег тает.
в
8. Какие из перечисленных ниже явлений можно отнести к тепловым?
а) потертая о шерсть пластмассовая расческа притягивает волосы;
б) сверкает молния;
в) при включении выключателя загорается лампочка;
г) чайник закипает на огне.
г
9. Какие из перечисленных ниже явлений можно отнести к звуковым?
а) автомобиль подает сигнал;
б) при включении выключателя загорается лампочка;
в) магнит притягивает к себе железные предметы;
г) внесенный в теплую комнату снег тает.
а
10. Какие из перечисленных ниже явлений можно отнести к световым?
а) потертая о шерсть пластмассовая расческа притягивает волосы;
б) сверкает молния;
в) в комнате горит свет;
г) чайник закипает на огне.
б, в
11. Назовите физические тела одинаковой формы, но разного объема.
Планеты (Земля, Юпитер)
12. Назовите физические тела одинакового объема, но разной формы.
Шар и куб объемом 1 литр.
13. Приведите примеры физических тел, состоящих из одного и того же вещества.
Гайка и болт (металл); стол и стул (дерево); ластик и автомобильная покрышка (резина).
14. Назовите, из каких веществ состоят следующие физические тела: дождевая капля, стакан, гвоздь, ластик.
Дождевая капля – вода; стакан – стекло; гвоздь – металл; ластик – резина.
15. Что из нижеперечисленного является физическим явлением? веществом? физическим телом? прибором? физической величиной? единицей физической величины?
а) град;
б) часы;
в) температура;
г) термометр;
д) Луна;
е) объем;
ж) килограмм;
з) водород;
и) стакан.
вещество – з;
физическое явление – а;
физическое тело – б, г, д, и;
прибор – б, г, и;
физическая величина – е;
единица физической величины – ж.
16. Назовите, на основе каких физических явлений действуют следующие приборы: часы с механическим заводом, чайник, утюг, электролампа?
Часы с механическим заводом – механическое; чайник – тепловое; утюг – тепловое, электрическое; электроплита – оптическое, тепловое, электрическое.
Физические явления примеры магнитных, механических, звуковых, электрических и световых в таблице кратко
Физика — это наука об окружающей нас природе, она устанавливает самые общие закономерности, существующие между материальными объектами, и описывает их в виде физических законов. Любая из таких закономерностей проявляется в виде событий, называемых физическими явлениями. Поговорим об этих явлениях, рассмотрим их разнообразие и виды.
Физические явления в природе
Природа — это всё, что нас окружает. Земля, Солнце, воздух, предметы, люди, космос — всё это природа. Природа вечна и бесконечна.
Формой существования объектов в природе является движение в широком смысле — то есть всевозможные изменения, происходящие с ними. Не существует объектов, в которых бы никогда не происходило никаких изменений. Форма объекта, положение относительно других объектов, внутренняя структура, взаимодействия — хотя бы часть из этих характеристик любого предмета со временем всегда изменяется.
Изменения, происходящие с объектами в природе, объединяются под общим названием «явления». Большинство из них (но не все) изучает физика, поэтому такие явления называются физическими. Физическое явление — это явление, происходящее с материальными объектами, при котором предметы и вещества меняют своё состояние и характеристики, но при этом не появляется новых веществ.
Виды физических явлений
К физическим явлениям относятся механические, тепловые, звуковые электромагнитные, световые и некоторые другие процессы. Их можно представить в виде таблицы:
Рис. 2. Таблица физических явлений.
Приведём примеры физических явлений разных видов.
Механические явления
Механика изучает движение в узком смысле. То есть изменение положения тел в пространстве со временем и взаимодействие между этими телами.
Примеры механических явлений — это движение и соударение предметов, разгон и торможение, уравновешивание весов, земное притяжение, движения планет, сжатие пружины, всплывание предметов в жидкости.
Тепловые явления
Термодинамика изучает физическую сущность тепла, его источники и перенос между телами.
Примеры тепловых явлений — нагрев и остывание, кипение и конденсация, плавление и затвердевание.
Звуковые явления
Акустика изучает закономерности появления звука и его распространения в различных средах.
К звуковым явлениям относится сам звук, его слышимость, звуковоспроизведение и звукоизоляция.
Электромагнитные явления
Электродинамика изучает все, что относится к особой форме материи — электромагнитному полю.
Примеры электромагнитных явлений — это молния, электризация предметов, работа электрических приборов, движение тока по проводам, магнитные взаимодействия, работа электронных устройств.
Световые явления
Оптика изучает законы распространения света.
К световым явлениям относятся появление теней и полутеней, увеличение линзы, разложение белого света в спектр.
Явления, не изучаемые физикой
В заключение приведём пример явлений, которые физика не изучает. В первую очередь, это явления, относящиеся к смежным наукам. Например, превращения одних веществ в другие изучаются химией. Законы количественных соотношения и закономерностей изучаются математикой. Математика — это фактически «язык физики», физические наблюдения становятся законами только тогда, когда они выражены количественно на языке математики.
Кроме того, вне интересов физики лежат явления, происходящие в обществе, мыслительные процессы, искусство, религия, интересы людей. Эти явления изучаются гуманитарными науками.
Рис. 3. Гуманитарные науки.
Что мы узнали?
Физика изучает природные явления. Природа — это всё, что окружает нас. К физическим явлениям относятся механические, тепловые, звуковые, электромагнитные, световые процессы, происходящие в природе.
Физическое явление
Фи́зика (от др.-греч. φύσις «природа») — область естествознания, наука, изучающая наиболее общие и фундаментальные закономерности, определяющие структуру и эволюцию материального мира.
Термин «физика» впервые появился в сочинениях одного из величайших мыслителей древности — Аристотеля, жившего в IV веке до нашей эры. В русский язык слово «физика» было введено Михаилом Васильевичем Ломоносовым, когда он издал первый в России учебник физики в переводе с немецкого языка. Первый отечественный учебник под названием «Краткое начертание физики» был написан первым русским академиком Страховым.
Общенаучные основы физических методов разрабатываются в теории познания и методологии науки
Содержание
Предмет физики
Физика — это наука о природе в самом общем смысле (часть природоведения). Она изучает вещество (материю) и энергию, а также фундаментальные взаимодействия природы, управляющие движением материи.
Некоторые закономерности являются общими для всех материальных систем, например, сохранение энергии, — такие свойства называют физическими законами. Физику иногда называют «фундаментальной наукой», поскольку другие естественные науки (биология, геология, химия и др.) описывают только некоторый класс материальных систем, подчиняющихся законам физики. Например, химия изучает атомы и образованные из них вещества. Химические же свойства вещества однозначно определяются физическими свойствами атомов и молекул, описываемыми в таких разделах физики, как термодинамика, электромагнетизм и квантовая физика.
Физика тесно связана с математикой: математика предоставляет аппарат, с помощью которого физические законы могут быть точно сформулированы. Физические теории почти всегда формулируются в виде математических выражений, причём используются более сложные разделы математики, чем обычно в других науках. И наоборот, развитие многих областей математики стимулировалось потребностями физических теорий (см. математическая физика).
Теоретическая и экспериментальная физика
Главными ветвями физики являются экспериментальная физика и теоретическая физика. И хотя может показаться, что они разделены, поскольку большинство физиков являются или чистыми теоретиками, или чистыми экспериментаторами, на самом деле теоретическая и экспериментальная физика развиваются в постоянном контакте. Над одной и той же проблемой могут работать как теоретики, так и экспериментаторы. Первые описывают существующие экспериментальные данные и делают теоретические предсказания будущих результатов, вторые проводят эксперименты, проверяя существующие теории и получая новые результаты. Многие достижения в физике были вызваны экспериментальным наблюдением явлений, не описываемых существующими теориями (например, экспериментально обнаруженная абсолютность скорости света породила специальную теорию относительности), так же как и некоторым теориям удалось предсказать результаты, проверенные позже (например, открытие позитрона).
Основные теории
Хотя физика имеет дело с разнообразными системами, некоторые физические теории применимы в больших областях физики. Такие теории считаются в целом верными при дополнительных ограничениях. Например, классическая механика верна, если размеры исследуемых объектов намного больше размеров атомов, скорости существенно меньше скорости света, и гравитационные силы малы. Эти теории всё ещё активно исследуются; например, такой аспект классической механики, как теория хаоса был открыт только в XX веке. Они составляют основу для всех физических исследований.
Физика 7 класс. Введение
Физика – это наука о природе.
Изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем мире, называют явлениями.
таяние льда, падение камня, кипение воды, ветер, гром, молния.
В курсе физики изучают физические явления, происходящие в окружающем мире, они бывают механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые и световые.
Любые превращения вещества или проявления его свойств, происходящие без изменения состава вещества, называют физическими явлениями.
Задача физики состоит в том, чтобы открывать и изучать законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе.
Для описания физических явлений используют специальные термины, такие как, физическое тело, вещество, материя.
В физике любое из окружающих тел называют физическим телом или просто телом.
карандаш, камень, Луна, капля воды, стакан.
Всё то, из чего состоят физические тела, называют веществом.
Вещество – это один из видов материи.
Материя – это все, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и т.д.)
Примеры материи, не являющейся веществом:
При изучении физических явлений проводят наблюдения, опыты, затем выдвигают гипотезы, которые проверяют экспериментом. На основе результатов эксперимента делают выводы и создают теорию изучаемого явления, объединяющую отдельные законы.
Для описания какого-либо свойства физического тела или явления служит физическая величина. Физические величины количественно описывают свойства физических тел, процессов, явлений.
Измерить физическую величину – это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу (с эталоном).
Пример измерения физической величины:
измерить длину стола – означает сравнить ее с другой длиной, которая принята за единицу длины, например, с метром.
Для каждой физической величины приняты свои единицы. В России и других странах применяется Международная система единиц – СИ (система интернациональная). В СИ основной единицей длины является метр (1 м), единицей времени – секунда (1с), единицей массы – килограмм (1 кг).
Для проведения опытов необходимы приборы, к ним относятся измерительная линейка, мензурка, амперметр, вольтметр, термометр, весы и др.
У каждого измерительного прибора есть шкала с определенной ценой деления (расстоянием между ближайшими штрихами шкалы).
Чтобы определить цену деления прибора, необходимо:
1. найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины;
2. вычесть из большего значения меньшее и полученное число разделить на число делений, находящихся между ними.
Пример определения цены деления измерительного прибора:
При измерении физических величин допускается определенная неточность – погрешность измерения, которую необходимо учитывать. Точность измерения зависит от цены деления шкалы прибора. Чем меньше цена деления, тем точнее измерения.
Погрешность измерений равна половине цены деления шкалы измерительного прибора.
где А – измеряемая величина, a – результат измерений, ∆а– погрешность измерений.
Конспект составлен на основании теоретического материала учебника «Физика 7 класс» А.В. Перышкин
Урок физика по теме: «Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты». 7-й класс
Разделы: Физика
Класс: 7
Оборудование: три линейки из разного материала, наклонный желоб, стальной шарик, штатив; пружина, набор грузов; электрическая лампочка на подставке электрофорная машина, электрический звонок, зеркало, детская машинка.
Ход урока
Организационный момент
Объяснение нового материала
Мы приступаем с вами к изучению основ очень интересной и полезной науки – физики. Садясь в поезд, такси, трамвай, нажимая на кнопку электрического звонка, просматривая кинофильм или наблюдая, как комбайн убирает урожай, вы едва ли задумывались над тем, какой путь прошло каждое из этих больших и маленьких достижений техники, сколько труда вложено в каждое из них. К технике мы привыкли, она стала нашим спутником.
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется.
И вот мечта сбылась. Современные радиолокационные установки куда лучше золотого петушка. Они позволяют мгновенно и точно обнаружить в небе самолеты, ракеты и другие объекты.
Как о чуде говорится в сказке Ершова “Конек-горбунок” о холодном свете:
И вот чудо-огонек в виде ламп дневного света проник в наш быт. Он радует людей на улицах, в магазинах, в учреждениях, в метро, в школах, на предприятиях.
Да, сказки становятся былью: гусли-самогуды воплотились в магнитофон. Электропилы за несколько секунд валят вековые деревья лучше сказочных топоров-саморубов. Не ковры, а самолеты стали широко распространенным средством транспорта. Наши ракеты выводят на орбиты искусственные спутники Земли и космические корабли с космонавтами на борту. Все это стало возможным не по милости волшебника, а на основе умелого применения достижений науки.
Трудно было человеку миллионы лет назад,
Он совсем не знал природы,
Слепо верил в чудеса,
Он всего, всего боялся.
И не знал, как объяснить
Бурю, гром, землетрясенье,
Трудно было ему жить.
И решил он, что ж бояться,
Лучше просто все узнать.
Самому во все вмешаться,
Людям правду рассказать.
Создал он земли науку,
Кратко «физикой» назвал.
Под названьем тем коротким
Он природу распознал.
«Физика» – это греческое слово и в переводе означает, как вы поняли, «природа».
Одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, которая дает возможность понять современную технику и развивать ее дальше, является физика. Знания физики необходимы не только ученым и изобретателям. Без них не может обойтись ни агроном, ни рабочий, ни врач. Каждому из вас они тоже потребуются не раз, а многим, может быть, доведется сделать новые открытия и изобретения. То, что сделано трудом многих ученых и изобретателей – великолепно. Имена многих из них вы уже слышали: Аристотель, М. Ломоносов, Н. Коперник и многие другие. Но впереди еще много нерешенных задач: надо поставить на службу человеку тепло и свет Солнца, научиться безошибочно предсказывать погоду, предсказывать стихийные бедствия, надо проникнуть на огромные океанские и земные глубины, надо разведать и освоить другие планеты и звездные миры и многое другое, чего нет даже в сказках.
Но для этого надо прежде всего усвоить то, что добыто, в частности, овладеть знаниями по физике. Физика – интереснейшая наука. Ее надо изучать с большим вниманием, доходить до самой сути. Однако не рассчитывайте на легкий успех. Наука – не развлечение, не все будет весело и занимательно. Она требует настойчивого труда.
Получив некие знания, человек сформулировал закон, использовал в своей жизнедеятельности изученное явление, создал приборы и машины, прочие вспомогательные орудия, с помощью которых он может успешнее и совершеннее изучать и глубже описывать другие явления. Процесс изучения физики можно сравнить с движением по лестнице всегда вверх.
Сегодня на уроке нам предстоит понять и усвоить основные физические термины: физическое тело, вещество, физические явления, понять, что является предметом изучения физики и как она изучает природу.
Физика имеет дело с физическими телами. Что бы вы назвали физическим телом? (Учащиеся выдвигают свои предположения, которые я записываю на правой половине доски. Обобщая высказывания, приходим к выводу, что физическое тело – это любой предмет подлежащий рассмотрению в физике.
Назовите тела, которые вас окружают. (Приводят примеры.)
Чем отличаются друг от друга три линейки, которые у меня в руках?
Класс. Сделаны из разного материала: дерево, пластмасса, металл.
Учитель. Какой можно сделать вывод?
Класс. Тела могут различаться веществом.
Учитель. Что такое вещество?
Класс. Это то, из чего состоит физическое тело.
Учитель. Приведите примеры веществ, которые имеются у вас на столах. (Дети отвечают.)
Вещество – это один из видов материи.
Материя – это все то, что существует во Вселенной, независимо от нашего сознания.
Материя – вещество, поле.
Любой материальный предмет состоит из вещества. Мы можем его потрогать и увидеть. Сложнее с полем – мы можем констатировать последствия его действия на нас, но не можем увидеть. Например существует гравитационное поле, которое мы не ощущаем, но благодаря которому мы ходим по земле и не улетаем с нее, несмотря на то, что она вращается со скоростью 30 км/с, измерить его мы пока не можем. А вот электромагнитное поле человека не только можно ощущать по последствиям его воздействия, но и изменять.
В природе с телами происходят различные изменения. Они называются явлениями. Физическими явлениями называется. различные изменения, происходящие с физическими телами.
Какие физические явления вы наблюдали? (Учащиеся приводят примеры.)
Все явления делятся на несколько видов: механические, тепловые, звуковые, электрические, магнитные, световые. Рассмотрим их на конкретных примерах и опытах. (Демонстрируются некоторые виды явлений.)
Механические явления | Оптические явления | Электрические явления | Тепловые явления |
Движение автомобиля, полет парашютиста, морская зыбь, работа пресса | Мираж: в пустыне, мерцание звезд, затмение Солнца, образование тени, радуга, игра цветов тонкой пленки, солнечный зайчик | Молнии при грозе, иллюминация, “путешествие” телеграммы из города в город, горение эл. лампы | Утренний туман, таяние снега, замерзание воды, выпаривание соли, нагревание ладоней при трении |
А сейчас подумаем вместе над таким вопросами:“Как изучают физику? Какими методами пользуются для этого?”
– Можно наблюдать за явлением, что мы и делали на уроке.
– Можно самим проводить опыты и эксперименты. При этом физики используют свое главное “оружие” – физические приборы. Назовем некоторые из них: часы, линейка, вольтметр,
– Можно применять математические знания
– Обязательно нужно делать обобщения
Закрепление материала
Задача 1. Разделите на три группы понятий следующие слова: стул, древесина, дождь, железо, звезда, воздух, кислород, ветер, молния, землетрясение, масло, компас.
Физические тела | Вещества | Явления |
Стул |
Задача 2. Вы случайно спрятали в карман шоколадку, и она там растаяла. Можно ли случившееся назвать явлением? (Да.)
Задача 3. Вам во сне явился добрый волшебник, подарил много мороженого, и Вы угостили им всех своих друзей. Жаль только, что это был сон. Можно ли считать появление доброго волшебника физическим явлением? (Нет.)
Задача 4. Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девочки. Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики? (И физики и другие ученые назовут действия хулиганством. Но с точки зрения бесстрастной науки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты).