Что называют духовными сокровищами

Безумный богач и духовные сокровища

Что называют духовными сокровищами

СкачатьЧто называют духовными сокровищами
(MP3 файл. Продолжительность Размер )

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем Евангелии Господь предлагает Своим ученикам замечательную притчу о богаче — о человеке, который собрал богатый урожай, такой, что его житницы, склады не вмещали всего собранного. По всей видимости, это было зерно, хлеб, какие-то плоды. И он стал думать, что же ему делать со всем этим добром? И решил: «Сейчас я сломаю эти старые житницы и построю новые, соберу в них все свое богатство и буду наслаждаться: есть, пить, веселиться, и душа моя будет блаженствовать».

«Безумный, в эту же ночь душу, жизнь твою заберут у тебя», — так говорит Бог этому человеку (см.: Лк. 12, 16–21), который живет в той или иной степени живет в каждом из нас. Алчность, нажива, обеспечение материальных благ стали идолом нашего времени, в сознании человека и человечества они встали на место Бога, и помутили наш рассудок.

Нам кажется, что если мы хорошо материально обеспечим свое существование, то тогда обеспечим блаженство жизни, даже своей души. Но Господь говорит нам, что с такими людьми происходит то же самое что с этим богачом: все внезапно рушится у того, которые не в Бога богатеют, внезапно все их это мнимое богатство, довольство, благополучие превращается в ничто. Кому достанется то, что останется после смерти человека?

Прахом идут все эти усилия и стремления, ежедневный труд. Но самое страшное в том, что душа человека, который богател тленными сокровищами сего мира, а не божественной благодатью, нагая, жалкая и несчастная и подлежит вечной смерти.

Что значит богатеть в Бога? Об этом вместе с нами рассуждает и святитель Филарет Московский. Он напоминает нам слова Евангелия о том, что мы должны строить своей жизнью, своими руками, своими поступками «влагалище неветшающее», «неветшающие склады» с духовными сокровищами. Каким образом? Через милосердие, через помощь ближнему, через действенную любовь.

Никакое богатство, никакая слава, никакая власть не способны защитить человека от огненной геены и тьмы вечной.

Мы видим, как сильные мира сего падают, алчные люди превращаются в посмешище, их склоняют на каждом углу как воров и лихоимцев. Но забываем, что и мы сами часто точно такие же несчастные, алчные, потому что забываем о Боге, не видим около себя страдание ближнего человека и не приходим ему на помощь.

Вот какая поучительная важная и страшная история сегодня была рассказана нам в Евангельском чтении.

А апостол сегодня нам вселяет большую радость и надежду: все дела тьмы, которые мы видим вокруг и которой сами посвящали жизнь, могут рассеяться светом Божества и светом евангельской жизни. Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе, — говорит апостол, — поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине (Еф. 5, 8–9).

Благость, праведности и истина да вселится в наши сердца и будем нести этот евангельский свет в мир.

Источник

О сокровищах духовных

Где есть сокровище ваше, там будет и сердце ваше, говорит нам Господь Иисус Христос накануне наступления Великого поста. Собирайте себе сокровища, ведь начинается пост, начинается время собирания сокровищ; только сокровищ не в расхожем смысле этого слова, не того имущества, которое существует иногда даже непонятно – зачем, того имущества, которое наполняет дома, наполняет сундуки, закрома… Нет, речь идет о сокровище в лучшем смысле этого слова. Если исследовать историю самого слова сокровище, то окажется, что в эпоху до Евангелия, до евангельской проповеди Иисуса, это слово было, скорее, плохое, чем хорошее. Этим словом обозначались избыточные и никому не нужные богатства. И основная тема размышлений самых разных писателей и философов, когда они употребляют это слово – сокровище, была всегда одна и та же: cколько ни собирай сокровищ, от этого не станешь счастливее. Сокровища только отягощают твою жизнь. Эта тема была постоянной у самых разных писателей: у Эпиктета, у Горация, у Сократа… – у греков, у римлян, в VI веке до нашей эры, во II веке до нашей эры, во всяком веке до нашей эры…

И вот приходит Иисус, и вдруг, буквально за какие-то полстолетия, смысл слова сокровища изменяется коренным образом. Теперь уже сокровища – это не материальное богатство, которое попросту никому не нужно, в избытке, а это что-то самое главное, это что-то самое важное, это то, что собирает человек в сердце, это то, что делает сердце человеческое другим, это то, что преображает человека. Возникает новый смысл слова сокровища – духовные сокровища, сокровища, которые собираются на небе, которые даются Богом. Сокровища, главным из которых, наверное, является смирение. Но только смирение, не вульгарно нами понимаемое, как какая-то покорность, как задавленность, подавленность, но вот то смирение, о котором говорит авва Дорофей, когда восклицает, что никто не знает и не узнает, что такое смирение, если не переживет это сам. То смирение, о котором говорит владыка митрополит Антоний Сурожский, когда напоминает нам о том, что и слово смирение, humilitas по-латыни, происходит от слова humus. Это та плодородная земля, которая рождает плод, которая приносит плод в саду, на огороде и на поле.

Вот и наше человеческое смирение, оно тоже, прежде всего, заключается в духовной плодоносности. А когда возможна духовная плодоносность? Тогда возможна, когда есть те духовные богатства, те духовные сокровища, которые нам даются Богом в изобилии, даются через Сына Его возлюбленного и через Евангелие, даются через Книги Ветхого Завета. Которые даются и через музыку, и через литературу, и через живопись, и через искусство: через искусство церковное и искусство, которое мы называем светским, потому что иной раз в искусстве, которое мы называем светским, не меньше Бога, не меньше Духа, чем в искусстве церковном. Все эти сокровища, которые даются нам, делают наше сердце плодоносным. Но эта плодоносность и это владение сокровищами сердца, оно не связано напрямую с культурностью человека. Можно быть очень культурным, грамотным, образованным человеком, можно все знать, все помнить, владеть материалом и при этом не обладать этими сокровищами внутри своего сердца. И можно быть очень простым человеком, можно знать только “Отче наш” и “Богородице, Дево, радуйся”, и то, может быть, не очень твердо, и быть при этом человеком духоносным, обладающим сокровищами духовными. Поэтому не надо путать сокровища с образованностью, со знанием, с культурным багажом. Это нечто неизмеримо большее, неизмеримо более прекрасное – те сокровища, которые дает нам Господь, те сокровища, которые проливаются в сердца наши от Бога, та просветленность человека, которая особенно становится заметной в последние годы его жизни. Именно оценивая людей уже по последним годам, месяцам, а то и дням их жизни, видишь, что значит этим обладать, как светло проходит старость у таких людей, и как, увы, этого нет у тех, кто почему-то закрыл свое сердце. Наверное, правы те мыслители, которые говорят, что можно сказать о человеке, каким он был, только после того, как он умрет. И как закрыта последняя страница, так ясно, что один был святой, а другой просто, быть может, играл роль…, прекрасно, замечательно, причем не только для других, но и для себя, но только играл роль. А другой такой роли не играл, был абсолютно незаметен, но по-настоящему нес в своем сердце вот эти вот сокровища, о которых говорит нам сегодня Христос. И, повторяю, главное сокровище – это смирение, это та удивительная плодоносность, которая делает человека сияющим, которая делает человека прекрасным, быть может, даже с некрасивым лицом, с некрасивыми движениями, но делает такого человека все равно таким прекрасным, что на него смотришь и удивляешься. А почему? Потому что в нем живет Бог, потому что его ведет Бог.

Давайте, братья и сестры мои дорогие, стремиться к тому, чтобы собирать именно эти сокровища, впитывать в себя Бога, как преподобный Серафим говорил, стяжать Дух Святой. Тихое и прекрасное время поста… Надо помнить, что пост – это не время какой-то такой духовной истерики в стиле барокко, как иногда у нас бывает, когда мы бьем себя в грудь, рыдаем, когда мы превращаем тихое чтение Великого канона Андрея Критского в какое-то такое барочное действо. Я имею в виду не само песнопение, а наше самоощущение. Когда мы раздираем свои раны, это не имеет никакого отношения к тихой духовности Великого поста, который, наверное, потому и называется Великим, что приближает нас к Богу, что содержит в себе по-настоящему огромное, по-настоящему великое.

Это время не случайно совпадает с весной, со временем пробуждения природы, со временем возрождения к жизни деревьев и трав. Это время и нашего с вами возрождения к жизни, и нашего с вами впитывания Бога, как дерево впитывает в себя после зимы соки и дает листья, и дает цветы. В России, на севере нет Великим постом цветов. А Греция и некоторые другие страны именно во время Великого поста покрываются цветами. Да и у нас уже появились подснежники, появились фиалки, появились какие-то другие цветы… То, что я говорю вам сейчас, братья и сестры, это не какая-то сентиментальность, а это очень важная вещь: Великий пост – это время возрождения, время тихого прорастания. И поэтому нам важно в эти недели и молиться, и трудиться, и совершенствовать себя, и делать добрые дела. Вот из этих компонент и складывается пост.

Это еще и чтение Священного Писания – молитвенное, радостное и глубокое. Чтение не для того, чтобы знать, но для того, чтобы впитать в себя и чтобы слово евангельское, как семя в притче о сеятеле, прорастало в нас и делало нас другими. Это время трудов, потому что, конечно, если кто может что-то заработать, надо заработать для того, чтобы, прежде всего, пожертвовать на людей, у которых не хватает, на бедных и больных. Во Франции есть даже термин такой partagе de Car?me – это те деньги, которые собирают во время Великого поста для того, чтобы потом потратить их на больницы, на дома престарелых, на санатории для бездомных и тому подобное, на обеды, на одежду и все прочее. Это время работы и это время добрых дел. А ведь их трудновато иной раз совершить именно в это время. Осенью, во время плодов, это легче, потому что люди отдохнули после лета, люди пришли в себя, осенью много сил, а вот весной всегда сил мало. Почему именно весной, когда мало сил, предлагает нам древняя традиция Церкви совершить подвиг Великого поста? Для того, наверное, чтобы совершался он в немощи, потому что Божия сила, она совершается не через мускулы, она совершается не через физическое здоровье, не физическими усилиями – она совершается в немощи.

Эти слова, которые услышал апостол Павел от Самого Спасителя, они и должны стать своего рода девизом для нас в прекрасные, тихие, временами трудные, но очень светлые дни Великого поста. И надо сказать, что меня немножко смущает вот эта традиция, которая пришла к нам с Запада, через Украину, в XVIII веке, – постом облачаться в черное, потому что это не цвет Великого поста. Цвет Великого поста – это цвет только-только пробуждающейся природы, только-только возрождающейся жизни, потому что Христос возрождает нас и для этого выбирает вот это странное время, когда нет сил, когда люди устали после зимы, когда иногда приходит на сердце грустное настроение, но когда начинается удивительный рост всего и, в первую очередь, наш с вами духовный рост.

Великий пост – это время собирания сокровищ в лучшем смысле этого слова. Не тех сокровищ, которые собирали древние римляне, а тех, которые открыл нам Христос. Как это ни удивительно. Приходит Иисус, и смысл слова меняется полностью, становится противоположным, из страшного становится прекрасным. Давайте собирать сокровища и этим Великим постом, и начнем с того, что от всего сердца постараемся простить друг друга, как к этому призывает Сам Господь в начале сегодняшнего Евангелия.

Источник

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Всемирные духовные сокровища»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока окружающего мира

Тема: «Всемирные духовные сокровища»

Цель: познакомить детей с образами людей, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества.

сформировать понятие о Всемирных духовных сокровищах;

инициировать интерес к положительным примерам из жизни людей в прошлом и настоящем;

воспитывать положительные нравственные качества личности.

1. Организационный момент

— На прошлых уроках много узнали чудесного и удивительного. А сегодня мы постараемся мысленно охватить взглядом весь земной шар и найти главное сокровище, с проявлениями которого мы встречались во всех наших путешествиях. Как вы думаете, что мы будем искать?

— Разберёмся с помощью рассуждения. Способность к рассуждению — одно из важнейших качеств на пути к познанию. Хочу вас предупредить, что то, что мы ищем сейчас, нам необходимо обнаружить, прежде всего, в себе.

— Поиграем в небольшую игру-эстафету. Я задаю вопрос одному человеку. Он на него отвечает. Ответивший ребёнок передаёт вопрос с помощью клубка другому ученику, называя имя того, кому бросает. Правила игры: чётко называть имена, бросать не с силой, соблюдать дисциплину при ответах товарищей.

1) Какие хорошие качества человека ты знаешь?

2) Какие качества ты особенно ценишь в себе?

3) Какие хорошие качества ты ценишь в своих друзьях?

4) Какие качества ты хочешь воспитывать у себя?

4. Актуализация знаний

— Вы сейчас говорили много хороших слов, называли прекрасные качества человеческого

характера. Каким одним словом можно назвать всё названное, как вы думаете? Ответ — в названии нашего сегодняшнего урока.

— Прочитайте название главы и скажите, какое сокровище Всемирного наследия мы сегодня ищем. (Человечность.)

5. Освоение материала

Как вы понимаете, что значит человечность?

— Сейчас мы познакомимся с несколькими людьми, каждого из которых можно назвать настоящим человеком. О каждом вы сделаете запись в своём путевом дневнике. И у нас получится список главных духовных сокровищ мира.

— Запишите те человеческие качества, которые кажутся определяющими для каждого из этих людей.

— Какой ещё удивительный, по-настоящему мудрый и самоотверженный человек жил в России. Это святой князь и полководец. Его имя вы все знаете. Его имя стало именем России. И это Александр Невский. Узнаем, какие подвиги он совершил.

— Почему имя Александра Невского было выбрано как великое имя России?

— Каких ещё выдающихся людей (художников, писателей, учёных и т.д.) вы знаете? Чем они вам понравились?

— Ребята, в каждом нашем путешествии мы узнавали мудрые истины, открывшиеся Конфуцию в Китае, египетским мыслителям, запечатлённые в заповедях на скрижалях. Вы знаете пословицы разных стран, также хранящие народную мудрость. К чему они призывают, как

они перекликаются с составленным нами списком?

— Что мы назвали духовными сокровищами? Зачем людям нужны нравственные качества?

6. Подведение итогов

Сегодня мы чудесным образом совершили кругосветное путешествие. Нам открылись сокровищницы человеческого духа. Давайте подведём итог. Мы много размышляли сегодня, старались самостоятельно разобраться. Послушаем, о чём расскажет нам учебник.

— Что мы назвали духовными сокровищами? Зачем людям нужны нравственные качества?

— Наш разговор сегодня касался выдающихся людей. А вы дома подумайте, в ком из наших земляков вы видите лучшие человеческие качества. Узнайте об этом из краеведческой и другой дополнительной литературы. Попробуйте составить свой список Всемирных духовных сокровищ

Домашнее задание: с. 120-123, вопросы «Обсудим».

Источник

Сокровищница духовной мудрости

Антология святоотеческой мысли

Содержание

От издателей

Историю появления на свет «Сокровищницы духовной мудрости» издателям удалось узнать непосредственно от составителей сборника. В 1973 году над созданием книги начали работать протоиерей Михаил Нейгум (†2001) вместе со своим однокурсником Георгием Пономаревым (ныне архиепископ Венский и будапештский Павел), а затем к ним присоединились иеромонах Ростислав (Оборотов) (†1982) и протоиерей Иоанн Киевский. Будучи студентами Московской Духовной Академии и Семинарии, они в течение семи лет делали выписки из творений святых отцов, пользуясь фондами академической библиотеки, Всего было выбрано более шестидесяти тысяч цитат. Это был кропотливый подвижнический труд: цитаты выписывались на карточки, затем систематизировались по разделам.

В 80-е годы собранный материал удалось подготовить в машинописном варианте, но в полном объеме антология до сих пор так и не была выпущена в свет. Сокращенный однотомный сборник, в котором цитаты расположены по дням богослужебного годичного круга, подготовленный протоиереем Михаилом Нейгумом, был издан в 2000 году издательствами «Русь» и Троице-Сергиевой Лаврой.

В нынешнем издании читателю предлагается исправленный и выверенный по первоисточникам первоначальный вариант «Сокровищницы духовной мудрости».

Издание не имеет аналогов по богатству материала и удобству пользования и может послужить прекрасным пособием в первую очередь проповеднику, но думается, что и для любого человека станет книгой духовных советов. Желаем нашим читателям духовного преуспеяния и спасения души.

Предисловие

Упование на земные богатства подобно желанию утолить жажду в знойный полдень соленой водой. И, тем не менее, значительная часть человечества упорно стремится утолить духовную жажду этой соленой водой, испытывая муки при каждом глотке, но теша себя безумной надеждой на то, что следующий глоток, может быть, принесет облегчение.

А. И. Сидоров, профессор Московской Духовной Академии, доктор церковной истории.

Введение

. Как пчелы приготовляют свои соты из многих и различных веществ, но придают им один вкус, так и мы будем пользоваться и медом отцов, собранным в различное время, но содержащим одну и ту же благодать и одно духовное учение (свт. Иоанн Златоуст, 50, 844).

Если на случайную дорогу, не изведанную делом, едва ли кто решится вступить без верного проводника, если в море никто не пустится без искусного кормчего, если какую-нибудь науку или искусство никто не возьмется без знающего дела учителя, – то кто дерзнет приступить к изучению делом искусства искусств и науки наук, вступить на таинственную стезю, ведущую к Богу, и пуститься в беспредельное море. Поистине таковый, кто бы он ни был, прельщает себя, и прежде вступления на путь уже заблудился, как незаконно подвизающийся: как напротив, и шага не сделав, достиг конца тот, кто подчиняет себя отеческим уставам. Ибо откуда иначе имеем мы узнать, как ополчиться против плоти или как вооружиться против страстей и бесов? Как без них научимся отличать доброе от недоброго, когда к добродетелям прицепляются худые страсти и всегда стоят некако при дверях их? Как без них умудримся обуздывать чувства телесные и, как струны на гуслях, согласно настраивать силы душевные? Особенно же как без них можно будет нам различать гласы, откровения, внушения, видения божественные и козни, прелести и призраки бесовские? Одним словом, как сподобимся достигнуть единения с Богом и научимся богодейственным священнодействиям и таинствам без посвящения в них тайноводителем истинным и просвещенным (патр. Каллист и ин. Игнатий, 89, 349).

Внимай же всякий чтению, потому что словеса святых суть словеса Божии, а не человеческие; влагай их в сердце и блюди добре, потому что словеса Божии суть словеса жизни, и тот, кто имеет их в себе и хранит, имеет живот вечный (прп. Симеон Новый Богослов, 75, 283).

Господь наш в Священных книгах раскрыл жизнь (святых), чтобы не только, слушая в них, мы похваляли, но чтобы и поревновали подражать их жизни (свт. Иоанн Златоуст, 50, 348).

. Мы хотим предостеречь читателя как этих собеседований, так и прежних писаний, чтобы, если по качеству своего состояния и намерения или но общему житию, может быть, что-нибудь в них почтет невозможным и суровым, судил бы о них не по мерке своей способности, а по достоинству и совершенству говорящих, прежде понял их ревность и намерение, по которому они, истинно умерши для этой мирской жизни, не связывались никаким пристрастием к плотским родителям, никакими узами мирских дел. Потом должны обратить внимание и на качество тех мест, в которых они пребывали, потому что, находясь в обширнейшей пустыне, отделившись от сообщения со всеми смертными и через это получив просвещение чувств, они созерцают и высказывают то, что неопытным и неученым покажется, может быть, невозможным. Впрочем, если кто захочет произнести истинное мнение об этом, может ли быть исполнено, пусть пожелает испытать на деле, поспешит прежде предпринять их намерение с подобным усердием и образом жизни и тогда наконец поймет, что то, что казалось выше способности человека, не только возможно, но и весьма приятно (прп. Иоанн Кассиан, 57, 166).

. Бывает, что сегодня тот же (святой) о том же деле говорит одно, а завтра другое, и это не есть разногласие, если только слушатель имеет ведение или опытность. И опять один говорит одно, а другой другое о том же самом изречении Писания Божественного, ибо часто и то и другое внушила Божественная благодать сообразно с временем и состоянием людей (сщмч. Петр Дамаскин, 73, 107).

Святые, если говорят о естественной вещи, то по рассмотрению, т. е. по ведению естественному, от видении существующих творений, происходящего вследствие чистоты ума, говорят с полнейшей точностью о намерении Божием и испытывают Писания ( Ин. 5, 39 ). Когда же превыше естества представляется чувственная или умственная вещь, или написанное изречение, то святые познают его по прозрению или по откровению, если дается им ведение о сем от Святого Духа. Если же и не дается, но для пользы остается им это неоткрытым, то они не стыдятся сказать истину и сознаться в человеческой немощи, говоря: не знаю, Бог ведает. (сщмч. Петр Дамаскин, 73, 107.

. Беседа и знакомство со святыми сообщает святость (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 112).

Писания отцов соединяются все в Евангелии; все клонятся к тому, чтоб научить нас точному исполнению заповеданий Господа нашего Иисуса Христа; всех их и источник и конец – святое Евангелие (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 113).

Чтение писаний отеческих – родитель и царь всех добродетелей (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 113).

Чтение отеческих писаний, по умалении духоносных наставников, сделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 113).

. Книги святых отцов подобны богатому собранию врачебных средств: в нем душа может приискать для каждого из своих недугов спасительное врачевство (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 113).

Книги святых отцов. подобны зеркалу: смотрясь в них внимательно и часто, душа может увидеть все свои недостатки (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 113).

Каждый избери себе чтение отцов, соответствующее своему образу жизни. Каждый, в каком бы звании ни был, почерпай обильное наставление в писаниях отцов (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 114).

В чтении отеческих писаний нужно наблюсти постепенность, и никак не читать их поспешно (свт. Игнатий Брянчанинов, 43, 51).

. Если мы действительно хотим самим делом достигнуть истинного совершенства добродетелей, то должны ввериться тем учителям и руководителям, которые не суесловным рассуждением бредят о нем, но делом и опытом понимая, могут и нас научить, направить к нему и верно указать и путь к достижению его, и которые свидетельствовали, что они достигли его больше верою, нежели заслугами трудов. Приобретенная ими чистота сердца доставляла им ту особенно пользу, что сознавали, что они более и более удручаются грехами. Потому сокрушение о грехах столько каждый день умножалось в них, сколько чистота сердца усовершалась; и они непрестанно от искреннего сердца воздыхали, потому что сознавали, что они никак не могут избежать нечистоты и срама грехов, которые запятнали их через многоразличные помыслы. И потому объявляли, что они надеются получить награды в будущей жизни не по заслугам трудов, а по милосердию Господа, не присвояя себе никакого преимущества по сравнению с другими из-за такой осмотрительности сердца; потому что эту самую (осмотрительность) они приписывали не своей тщательности, а благодати Божией; не обольщают себя высоким мнением о себе при виде нерадения низших и холодных (людей), а больше рассматривают тех, о которых знали, что они действительно не имели греха, и в Царстве Небесном уже наслаждаются вечным блаженством, – приобретали постоянное смирение и таким образом этим рассматриванием вместе избегали падения от возношения, и всегда находили то, к чему стремились или о чем сетовали, понимали, что при препятствии от тяжести плоти они сами собой не могут достигнуть желаемой чистоты сердца (прп. Иоанн Кассиан, 57, 151).

Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской Ч. I. М, 1091. С. 335–336.

Архиепископ Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви. Т. I М., 1996. С. 4.

Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Т. 4. СПб. 1886. С. 507.

Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкование Посланий Апостола Павла. Второе Послание к Коринфянам. М., 1998. С. 143.

Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Т. 1. СПб., 1905. С. 112–113.

Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 12: Рус. пер. СПб., 1906. С. 310

Кожевников В. А. Мысли об изучении святоотеческих творений. Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского. М., 1999, С. 695–696.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *