Что называют детской психотерапией
Детская психотерапия
Детская психотерапия включает в себя методики и подходы для лечения детей и подростков с различными психическими заболеваниями. Данная терапия имеет положительное влияние на ребенка и его окружение. Она проходит в несколько этапов. Вначале психотерапевт должен установить доверительные взаимоотношения с ребенком и снять острую симптоматику. Детский психотерапевт осуществляет диагностику психических расстройств и постановку целей для дальнейшей работы. Психотерапевт контролирует полученный терапевтический результат и проводит сессии, направленные на предотвращение возможных рецидивов.
Для детей и взрослых обычно используют различные виды терапии. Например, психоанализ часто применяется для взрослых, но редко для детей. Причиной этого является то, что ребенок не может понять и точно описать свое состояние словами. Поэтому в детской психотерапии используют игровые приемы, которые позволяют оценить состояние пациента. Во время игровой терапии ребенок учится строить отношения. Ее проводят при таких проблемах, как: фобии, замкнутость, нарушения поведения и пр.
Также для работы с детьми применяется клиент-центрированная психотерапия. Она проводится с целью самопознания и обучения ребёнка навыкам самоуправления. Во время сессии он может играть по своему усмотрению. Специалист в это время не управляет ребенком, а способствует его раскрытию. Детский психотерапевт проводит работу не только с ребенком, но и с его семьей.
Для построения эффективной работы детскому психотерапевту необходимо учитывать целый ряд факторов:
Учитывая все перечисленные факторы, детский психотерапевт комплексно использует вариации психотерапевтических подходов в рамках одной формы психотерапии с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выделяют несколько периодов развития:
С учётом этих периодов также подбираются определённые психотерапевтические техники. Специалисты отмечают, что чем младше ребенок, тем менее дифференцированы его психические расстройства. Психические расстройства у детей труднее поддаются коррекции.
В период самоутверждения и становления личности, кроме лечебно-психологической коррекции поведения, включают игровую психотерапию, которая направлена на формирование коммуникативных навыков при общении с ровесниками.
Детский психотерапевт подбирает темы занятий в период застенчивости индивидуально с учетом конкретного психического расстройства ребенка. При этом расширяется среда психотерапевтического влияния, и проводятся индивидуальные и групповые занятия.
Психотерапия в период адаптации направлена на обучение преодолению трудностей, возникающих в процессе коммуникации. Кроме различных видов психотерапии применяются поведенческие методы.
Психотерапия подростков переориентируется с личностно-ориентированной на семейную и групповую. Поведенческие методы становятся менее значимыми.
В современной медицине при лечении психических расстройств обязательно применяют семейную психотерапию. На данных сессиях родителей обучают тому, что на здоровье ребёнка оказывает влияние также и поведение окружающих. Сеансы семейной психотерапии благотворно влияют не только родителей, но и на детей. Психолог моделирует ситуацию, на которую все члены семьи могут посмотреть изнутри, и помогает выбрать решение. Из вышеуказанного следует, что выбор метода детской психотерапии зависит от нервно-психического периода развития ребенка, а также его индивидуальных особенностей.
Ваш ребенок нуждается в квалифицированной помощи? Звоните, мы готовы Вам помочь!
Детская психотерапия
Детская психотерапия включает в себя методики и подходы для лечения детей и подростков с различными психическими заболеваниями. Данная терапия имеет положительное влияние на ребенка и его окружение. Она проходит в несколько этапов. Вначале психотерапевт должен установить доверительные взаимоотношения с ребенком и снять острую симптоматику. Детский психотерапевт осуществляет диагностику психических расстройств и постановку целей для дальнейшей работы. Психотерапевт контролирует полученный терапевтический результат и проводит сессии, направленные на предотвращение возможных рецидивов.
Для детей и взрослых обычно используют различные виды терапии. Например, психоанализ часто применяется для взрослых, но редко для детей. Причиной этого является то, что ребенок не может понять и точно описать свое состояние словами. Поэтому в детской психотерапии используют игровые приемы, которые позволяют оценить состояние пациента. Во время игровой терапии ребенок учится строить отношения. Ее проводят при таких проблемах, как: фобии, замкнутость, нарушения поведения и пр.
Также для работы с детьми применяется клиент-центрированная психотерапия. Она проводится с целью самопознания и обучения ребёнка навыкам самоуправления. Во время сессии он может играть по своему усмотрению. Специалист в это время не управляет ребенком, а способствует его раскрытию. Детский психотерапевт проводит работу не только с ребенком, но и с его семьей.
Для построения эффективной работы детскому психотерапевту необходимо учитывать целый ряд факторов:
Учитывая все перечисленные факторы, детский психотерапевт комплексно использует вариации психотерапевтических подходов в рамках одной формы психотерапии с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выделяют несколько периодов развития:
С учётом этих периодов также подбираются определённые психотерапевтические техники. Специалисты отмечают, что чем младше ребенок, тем менее дифференцированы его психические расстройства. Психические расстройства у детей труднее поддаются коррекции.
В период самоутверждения и становления личности, кроме лечебно-психологической коррекции поведения, включают игровую психотерапию, которая направлена на формирование коммуникативных навыков при общении с ровесниками.
Детский психотерапевт подбирает темы занятий в период застенчивости индивидуально с учетом конкретного психического расстройства ребенка. При этом расширяется среда психотерапевтического влияния, и проводятся индивидуальные и групповые занятия.
Психотерапия в период адаптации направлена на обучение преодолению трудностей, возникающих в процессе коммуникации. Кроме различных видов психотерапии применяются поведенческие методы.
Психотерапия подростков переориентируется с личностно-ориентированной на семейную и групповую. Поведенческие методы становятся менее значимыми.
В современной медицине при лечении психических расстройств обязательно применяют семейную психотерапию. На данных сессиях родителей обучают тому, что на здоровье ребёнка оказывает влияние также и поведение окружающих. Сеансы семейной психотерапии благотворно влияют не только родителей, но и на детей. Психолог моделирует ситуацию, на которую все члены семьи могут посмотреть изнутри, и помогает выбрать решение. Из вышеуказанного следует, что выбор метода детской психотерапии зависит от нервно-психического периода развития ребенка, а также его индивидуальных особенностей.
Ваш ребенок нуждается в квалифицированной помощи? Звоните, мы готовы Вам помочь!
ДЕТСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
ДЕТСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ в широком смысле слова включает профессиональное вмешательство, направленное на разрешение или предупреждение психологических проблем у детей.
Психологические расстройства в детстве.
Исследования, проведенные в США и других странах, показывают, что психологические нарушения выявляются у 14–20% детей, т.е. у каждого пятого или седьмого ребенка. Эти показатели варьируют в зависимости от пола, возраста, этнического происхождения и места проживания. Например, у детей 6–11 лет поведенческие проблемы отмечаются чаще, чем в других возрастных группах.
Психологические расстройства у детей выявляют различными методами, в том числе с помощью разнообразных тестов, специально организованных бесед (интервью) и путем наблюдения за поведением ребенка. Важными источниками информации являются родители и учителя. К наиболее распространенным расстройствам детского возраста относятся гиперактивность с синдромом дефицита внимания, поведенческое (кондуктивное) расстройство, оппозиционное расстройство (непослушание, негативизм, провокационное поведение), состояние чрезвычайной тревожности, страх разлуки (расставания с матерью или кем-то из близких), депрессия и расстройства обучения (включающие необучаемость, задержку психического развития, аутизм и другие синдромы). Кроме того, психотерапевтическая помощь бывает нужна детям, даже если у них нет психологических нарушений, – например, в ситуациях, когда ребенок оказывается жертвой сексуальных домогательств, развода или пренебрежения родителей ребенком.
В отличие от взрослых, которые обычно сами обращаются за помощью, ребенка чаще всего отправляют к психотерапевту родители или учителя. Во многих случаях обращение к детскому психотерапевту связано с тем, что ребенок чем-то серьезно огорчает взрослых, нарушает правила поведения или плохо контактирует со сверстниками. У большинства таких детей обнаруживаются поведенческие проблемы либо импульсивность, невнимательность и другие проявления синдрома дефицита внимания (см. ГИПЕРАКТИВНОСТЬ). Подобные расстройства поведения ребенка тяжело сказываются на его ближайшем окружении. Напротив, дети с тревожными и депрессивными расстройствами страдают в первую очередь сами и зачастую не знают, каким образом привлечь внимание тех, кто может им помочь.
Специалистам, занимающимся детской психотерапией, необходимо хорошее знание нормального хода психического развития. Многие из тех детских проблем, которые считаются расстройствами, обнаруживаются и у детей безо всяких отклонений. Разница может заключаться в степени выраженности проблемы, сопутствующих обстоятельствах или соответствии конкретного эмоционального состояния или поведения данной стадии развития. Уровень социальной адаптации ребенка должен оцениваться с учетом поведенческих вариаций в рамках нормального развития. Например, детские страхи в раннем детстве и в более поздние периоды различаются по своей природе, и наличие тех или иные страхов нормально для определенного возраста. Не менее важны и особенности семьи ребенка, в ряде случаев помощь требуется скорее родителям.
Виды психотерапии.
Детская психотерапия проводится различными методами, но, как правило, предполагает установление межличностного контакта, доверительных отношений и вербального общения с ребенком, а также наличие определенного теоретического подхода, которым психотерапевт руководствуется в своей работе. Используются беседы, игра, ролевые игры, вознаграждение за хорошие поступки, обсуждение положительных примеров поведения, а также вспомогательные средства – настольные игры, учебные пособия, игрушки. Все внимание психотерапевта обычно сосредоточено на том, что ребенок чувствует, что думает и как действует.
Применяемые в детской психотерапии подходы различаются как по типу проблем, на которые она направлена, так и по объему самой психотерапевтической помощи; основные из них – психодинамическая терапия, поведенческая и когнитивно-поведенческая терапия и семейная психотерапия.
Психодинамическая терапия, ориентированная на разрешение бессознательных конфликтов, появилась одной из первых. Поскольку возможности вербальной терапии в случае маленького ребенка весьма ограничены, развитие получили игровые формы воздействия. Игровая психотерапия освобождает сдерживаемые эмоции и позволяет ребенку выразить чувства, которые иначе остались бы скрытыми. Предлагая малышу рисовать, играть в игрушки или сочинять истории, психотерапевт проникает в его мир, прилагая все усилия к раскрытию внутреннего конфликта, вызывающего поведенческие или эмоциональные нарушения.
Поведенческая психотерапия детей ставит своей целью научить ребенка адаптивным способам поведения. Для этого психотерапевт обеспечивает ребенку возможность освоить новые образцы поведения и попрактиковаться в них, а также старается ободрить ребенка и вознаградить его за желательное поведение. Данный подход ориентирован на процесс деятельности ребенка, в ходе которой ему стараются привить новые навыки, побороть страхи, снять депрессию или облегчить социальные взаимодействия. Например, боязнь говорить на людях можно преодолеть, если подготовить ребенка к речевому общению и дать ему возможность попрактиковаться. Психотерапевт должен наблюдать за действиями ребенка и обеспечивать обратную связь, оценивая их результаты и вознаграждая за успехи.
Когнитивно-поведенческая психотерапия направлена на формирование адаптивного поведения и использует подкрепление вознаграждением, как это характерно и для собственно поведенческой терапии, однако учитывает также когнитивные процессы, т.е. особенности восприятия и мышления данного ребенка. Другими словами, внимание уделяется тому, как ребенок воспринимает и перерабатывает получаемую в ходе психотерапии информацию. Когнитивно-поведенческий подход ориентирован на процесс научения, психологическую подготовку ребенка к различным непредвиденным обстоятельствам и на подбор примеров поведения, которым он мог бы следовать; одновременно этот подход предполагает наблюдение за тем, как ребенок осмысливает то, чему его учат.
Семейный подход в психотерапии может использовать любую из перечисленных стратегий, но он сосредоточен на семье как едином целом, а не только на ребенке. При этом ребенок рассматривается как продукт всей системы взаимоотношений в семье, и именно с ней связывается возникновение и развитие дезадаптации ребенка. Лечение, таким образом, предполагает взаимодействие со всеми членами семьи.
Когда нужна психотерапия?
Здесь нет каких-либо жестких правил, за исключением того, что решение должно приниматься в интересах ребенка. Как уже упоминалось, многие эмоциональные и поведенческие трудности, которые отмечаются в детстве и юности, составляют часть нормального развития и не требуют терапевтического вмешательства, если возникают не слишком часто или не слишком выражены в определенный момент развития ребенка. Лишь когда выраженность психологических и поведенческих проблем переходит границы нормы, можно думать, что они являются дезадаптирующими, т.е. влекут за собой нежелательные для ребенка последствия. Например, если у десятилетнего ребенка нет друзей, он не разговаривает по телефону, боится спать в комнате один и часто отказывается идти в школу, тогда поведение ребенка можно считать дезадаптивным; именно в таких случаях и показана психотерапия.
Решение о том, нужна ли ребенку психотерапевтическая помощь, обычно принимается совместно – родителями, психотерапевтом и ребенком. Когда какие-либо факты узнаются из таких источников, как школа или другие члены семьи, учителей и родственников тоже стоит привлечь к обсуждению этого вопроса. Иногда именно неумение родителей обращаться с ребенком, их личные психологические проблемы или проблемы семейных отношений приводят к возникновению у ребенка серьезных трудностей. Обращение к различным источникам информации помогает определить, требуется ли лечение, и выбрать правильный психотерапевтический подход.
Процесс лечения.
Посещения ребенком психотерапевта сами по себе еще не обеспечивают желаемого результата. Необходимо, чтобы ребенку было комфортно с психотерапевтом и чтобы он активно участвовал в процессе лечения. Многие психотерапевты утверждают, что вовлеченность ребенка в психотерапевтический процесс – залог улучшения его состояния.
Характер психотерапевтической помощи зависит от возникшего у ребенка нарушения. Поведенческое расстройство и отклоняющееся (связанное с преступностью) поведение лучше всего поддаются воздействию индивидуальной, и семейной психотерапии. В этом случае индивидуальная терапия прививает новые поведенческие навыки, а изменение окружающей среды достигается за счет работы со всей семьей. В другой ситуации ребенку могут назначить еженедельные индивидуальные психотерапевтические сеансы, а иногда бывает достаточно участия в специальных школьных программах. Некоторым детям требуется госпитализация, и в этом случае психотерапия проводится в стенах лечебного заведения.
Длительность терапии варьирует. Например, поведенческая или когнитивно-поведенческая психотерапия занимает несколько месяцев, тогда как психодинамическая терапия длится дольше, зачастую несколько лет. Различные исследования подтверждают эффективность как поведенческой психотерапии, так и ее сочетания с психотерапией когнитивной направленности. Установлено также, что подавляющее большинство детей, нуждающихся в психотерапии, чувствуют себя значительно лучше после окончания лечения.
Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979
Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1979
Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л. 1982
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994
Подходы к детской психотерапии
Как психотерапия работает с детьми, и зачем она им нужна.
Психотерапия нужна не только взрослым. Дети сталкиваются с ментальными и эмоциональным проблемами не реже — только зачастую не могут понять, что с ними происходит. Более того, если не решить проблему в детстве, она может длиться всю жизнь. Работать с детскими травмами и переживаниями во взрослом возрасте намного сложнее и дольше.
Многие родители боятся вести ребенка к психологу. Они расценивают этот поступок как признание собственного бессилия. Это не так: при всей любви к ребенку, родитель — не специалист. А поход к психологу помогает не только справиться с трудностями, но и открыть новые пути развития, помочь ребенку чувствовать себя увереннее. Поэтому психолог — это вклад в счастливое будущее ребенка.
Детская психотерапия возникла на базе психотерапии взрослых. Это — не отдельное направление, а ряд методов в рамках основных подходов психотерапии.
Работа, с которой связывают возникновение детской психотерапии — «Анализ фобии пятилетнего мальчика» Зигмунда Фрейда, опубликованная в 1909 г. Фрейд впервые применил психоанализ для лечения детской фобии. Его опыт показал, что многие детские трудности связаны с эмоциональным состоянием, впечатлениями и переживаниями ребенка. Также Фрейд убедился в том, что причиной неврозов часто становятся детские травмы и нарушение психосексуального развития.
В 1920-е годы детский психоанализ начал активно развиваться. Самые яркие фигуры в его истории — Мелани Кляйн и Анна Фрейд (дочь Зигмунда Фрейда). Мелани Кляйн начала использовать в работе с детьми игровые подходы. Она считала, что в игре — так же, как в сознательной деятельности взрослых людей — проявляются бессознательные мотивы, скрытые потребности и травмы ребенка. Анна Фрейд наряду с игровыми техниками применяла активное воспитательное вмешательство. Моральные принципы ребенка только формируются. Поэтому аналитик, по мнению Анны Фрейд, должен занимать позицию «Я-Идеального», чтобы стать примером для ребенка. В 1950-е годы Анна Фрейд открыла Институт детского психоанализа.
Из детского психоанализа в 1940-50-е годы начали развиваться другие подходы к детской психотерапии. Клиент-центрированная терапия Роджерса, гештальт-подход, поведенческая и системно-семейная терапия тоже успешно начали применяться в работе с детьми — и применяются до сих пор.
Между детской и взрослой психотерапией есть существенные различия по форме, но не по существу. Основное различие заключается в следующем: то, что взрослый может рассказывать на уровне ощущений, эмоций и фантазий, ребенок разыгрывает с игрушками, рисует, лепит и изображает в сценках.
Специалист обращает особое внимание на творчество ребенка, настраиваясь на его волну и давая маленькому пациенту понимание причин его внутренних конфликтов на его, детском, языке.
Распространенная ошибка родителей — позиция «сделайте что-нибудь с моим ребенком» и нежелание участвовать в процессе. Дети неотделимы от семьи. То, что с ними происходит — часть или отражение общей семейной проблемы.
На семейной терапии терапевт опрашивает родителей, выясняет образ жизни семьи, особенности отношений между ее членами. Он уделяет внимание тому, в какой момент у ребенка появилась проблема, было ли это связано с изменениями в семье. Также важно понять, как именно родители пытались справиться с этой проблемой — нередко такие попытки лишены структуры и понимания, и приводят к усугублению ситуации.
Также многие психологи советуют выбрать именно семейную терапию, потому что она помогает изменить всю семейную систему. Если ребенок пройдет индивидуальную терапию, а потом вернется в среду, где возникла проблема — скорее всего, со временем она вернется.
Разные терапевтические школы предлагают разные методики, формат работы, постановку целей и взгляд на личность. Интегративный подход выходит за рамки какой-то определенной школы и пользуется разными инструментами в зависимости от клиента и его запроса.
Работа с ребенком в интегративном подходе строится на базе системно-семейной, клиент-центрированной и психодинамической терапии.
Игровая терапия используется для работы с детьми от 2 до 12 лет. В ее основе — идея, что через игру ребенок может метафорически выражать свои чувства, внутренние конфликты, мысли и вытесненные события. Она проходит не в обычном психологическом кабинете, а в игровой комнате. Сеанс игровой терапии длится от 30 до 45 минут.
Существует две основные разновидности игровой терапии:
Обе разновидности могут использоваться в рамках работы с одним ребенком. Это зависит от хода терапии и конкретной ситуации.
Игровую терапию часто рекомендуют для детей, которые имеют особенности речевого развития — или для слишком маленьких клиентов, которые пока не могут осознанно говорить о своем состоянии.
Не обязательно ждать серьезных нарушений поведения. Возможно, если скорректировать некоторые симптомы в детстве, они не приведут к более тяжелым расстройствам в будущем. Опыт терапии в любом случае внесет позитивный вклад в развитие ребенка.
Ученые провели мета-анализ всех исследований эффективности детской терапии в период с 1974 по 1997 год. Клиентами были дети и подростки от 4 до 18 лет. Оно показало, что состояние детей после терапии значительно улучшалось практически в каждом случае.
Я давно работаю с детьми в разных направлениях, однако последние почти десять лет предпочитаю психоаналитическую работу с детьми и семьями. Такая работа затрагивает сферу истинных желаний, влечений и более глубоко помогает раскрыть роль самых важных для малыша людей — родителей.
Однажды к мне обратилась мама младшего школьника. У него совсем не было друзей, с одноклассниками он конфликтовал. Реальным впечатлениям он предпочитал игру в воображаемый мир, пытаясь вовлечь в нее родителей все свободное от школы время, что приводило к ссорам.
На первых двух семейных встречах причины таких особенностей стали более ясны. В истории жизни мальчика был очень тяжелый ранний период, осложненный болезнями. С годами здоровье удалось укрепить, однако тревога матери оставалась и приводила к излишней опеке. Мама неосознанно сдерживала инициативу ребенка. Отцу было сложно разобраться, где тревога имеет основания, а где — нет. Он предпочитал отстраниться и сфокусировался на материальном благополучии семьи.
Сам мальчик активно участвовал в семейных консультациях, интуитивно понял, зачем ему нужен психолог и тоже попросил помощи. Например, он очень оживился, когда речь зашла об одежде и мебели, которые стали ему малы, и попросил убрать их из его комнаты.
Безопасная, спокойная обстановка и конфиденциальность способствуют не «выяснению отношений», а прояснению трудной ситуации. Это дало возможность начать индивидуальную работу с мальчиком.
Цель этой работы — дать ребенку через свободную игру и свободную беседу пространство для размышлений не только о своих желаниях, но и о своих способностях, об их реальном воплощении.
Параллельно продолжались и семейные встречи, на которых родители встречались со своими переживаниями: не только радостью, но и тревогами, связанными с ростом самостоятельности ребенка.
Терпение со стороны всех членов семьи, внимание к своим переживаниям и смелость говорить о них на сеансах принесли свои плоды. Работа длилась в течение учебного года, дала хорошие, стабильные результаты: к весне у мальчика появилась подруга-одноклассница, конфликты и ссоры стали редки. Кроме стабильности результатов есть еще одна особенность психоаналитического направления: в процессе работы бывают самые неожиданные открытия. Так, у мальчика появился интерес к истории своей семьи, своих предков, и он смог реализовать свое желание фантазировать — он начал писать рассказы и даже (небезосновательно) стал мечтать о профессии режиссера.