Что называют четвертой властью
Почему СМИ называют четвертой властью — эссе по обществознанию
Мы подготовили для наших читателей несколько эссе на тему — Почему СМИ называют четвертой властью? Используйте эти примеры для написания своего сочинения и размышления на урок в школе.
Сочинение 1
Многие люди утверждают, что журналисты обладают огромной властью в обществе. И из-за этого пошло ошибочное мнение, что журналисты 4-я ветвь власти. На самом деле СМИ не имеют реальной власти. СМИ, например, не имеют права заставить платить человека штраф, или принуждать к другим действиям. Например, в СССР термин «четвертая власть» использовался только для запада. Это было потому, что в советской государственно-правовой системы не было буржуазного принципа правления. Есть мнение, что СМИ является четвёртой веткой власти, только тогда, когда она не похожа сама на себя. В контексте глобализации многие эксперты называют власть прессы первой. Фактически журналисты влияют на народ словом. Для многих людей сила слова сильнее чем сила власти.
Часто журналистика становится твердой основой для правовых действий. Расследование журналистики передается власти, что зачастую помогает найти правонарушителей. Например, нелегальная торговля спиртным в нашей стране часто закрывается благодаря журналистам. В наши дни, СМИ зачастую имеет негативное влияние на людей. Мы доверяем им, когда смотрим телевизор, читаем новости на сайтах или в социальных сетях. СМИ могут свободно манипулировать нами, и внушать нам ярлыки на разные происшествия.
Изначально СМИ были должны освящать правду о том, что происходит. Но на деле информация, сюжеты и новости переделывают в угоду власти. И из-за этого многие важные вопросы остаются «за кадром». Учитывая все факторы и нюансы СМИ можно назвать четвертой властью, ведь они сейчас решающая часть управления обществом.
Сочинение 2
В современном обществе средства массовой информации занимают исключительно важное место. Люди постоянно получают какую-либо информацию из интернета, радио, телевидения. Причем любая новость влияет на человека, на его мысли, размышления. Почему же СМИ по-другому называют четвертой властью? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит порассуждать над значением термина «четвертая власть». Я думаю, что к четвертой власти относятся не только средства массовой информации, но и сами журналисты, потому что от их публикаций и репортажей зависит общественное мнение.
Основная цель четвертой власти – информировать и просвещать. Информация со страниц журналов, газет или экранов телевизора передается потребителям напрямую. И от того, как подается эта информация, зависит мнение людей. Именно от услышанного в новостях или прочитанного в газете у людей создается мнение о политике, ситуации в стране. Поэтому журналистам очень важно правильно расставить акценты и политические приоритеты. Ведь, по словам политиков, информационная война более страшная, чем настоящая, поскольку агитация и пропаганда могут легко разрушить дружественные отношения и перевести в откровенно враждебные.
В качестве аргумента по поводу того, что СМИ действительно являются четвертой властью, можно сказать, что в демократических странах средства массовой информации выполняют очень важную функцию — создание и развитие гражданского общества, в том числе обеспечение свободы слова. Люди имеют право знать все, что происходит в стране и мире в целом, могут выражать свою точку зрения и участвовать таким образом в политических решениях. При демократическом режиме средства массовой информации помогают людям заявить о своих проблемах и правах государству.
Также в наше время, в эпоху становления информационного общества, ведущую позицию в системе управления обществом занимает «власть информации». И эта власть проникает во все сферы жизни, потому что именно она определяет наше мировоззрение, отражает весь спектр человеческих взаимоотношений. Человек, может быть, отрицательно относился к событиям в своей стране, осуждал ее и государство, но при этом не зная ничего, однако, прочитав газету, посмотрев новости по телевизору, осознал, что зря наговаривал и критиковал. СМИ повествуют нам информацию, а мы ее потребляем. Власть информации оказывает на нас не менее сильное давление, чем экономическая или политическая.
Таким образом, я ответила на вопрос, почему СМИ называют четвертой властью. Не обладая какими-либо властными функциями в их классическом и общепринятом понимании, средства массовой информации весьма действенно и серьезно воздействуют на общество.
Сочинение 3
В представленном высказывании речь идёт о значении СМИ в современном обществе. Автор утверждает, что роль прессы настолько велика, что её можно сравнить с четвёртой властью наряду с законодательной, исполнительной и судебной. Я полностью разделяю точку зрения автора. Действительно СМИ выполняют важные общественно значимые функции. Средства массовой информации — это общественные институты, занимающиеся сбором, сохранением, обработкой, анализом и распространением какой-либо информации. Принципы деятельности СМИ основываются на: привлекательности освещаемой темы, её сенсационности, официальности преподносимой информации и т.д.
Именно пресса формирует мировоззрение человека, способствует его социализации — процессу усвоения человеком общественно значимых качеств, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. СМИ определяют целостную картину общественного развития. Именно пресса способствует формированию культуры человека, в том числе политической. Политическая культура — это сложившаяся в данном обществе система взглядов и оценок на политику. Пропаганда в средствах массовой информации — этот действенный метод завоевания симпатий народа и ключ к перспективному будущему. Чтобы подтвердить вышесказанное обращусь к примеру их истории. В Февральской и следующей за ней Октябрьской революциях СМИ играли первостепенную роль. Именно благодаря распространению запрещённой антиправительственной литературы в стране и за рубежом, печатанию и выпуску газет, пропитанных революционными идеями, а также захвату в 1917 г. почты и телеграфа революционерами, удалось коренным образом изменить ход событий и повлиять на дальнейшее развитие отечественной истории.
ИВ современном постиндустриальном обществе жизнь без СМИ практически невозможна. Благодаря телевидению, радио оповещению, газетам, интернет-статьям человек остаётся в курсе всех событий. Пресса, как и государство, призвана, в случае необходимости, обеспечить безопасность граждан. Например, в прочитанной мной интернет-статье «Явление» я узнала о правилах поведения во время чрезвычайных происшествий: пожаров, наводнений, землетрясений. При возникновении опасной для жизни ситуации, СМИ проводят экстренный инструктаж жителей пострадавшего района. Таким образом, прессу, действительно, можно сравнить с четвёртой властью.
Четвёртая власть
Четвёртая власть (англ. Fourth Estate ) — словосочетание, определяющее и саму прессу, и её влияние в социуме. Утверждается, что «журналисты обладают большой властью в обществе» [1] :
И осознание этой власти должно сочетаться со скромностью и чувством долга перед читателем. Во все времена они добивались признания благодаря высокому уровню точности и беспристрастности, а также благодаря соблюдению ими правил честной игры.
Следует отметить, что термин «четвёртая власть» является лирическим и отражает лишь огромное влияние СМИ на общество. При этом СМИ не имеют реальной власти, так как не имеют законного права насильно принуждать к совершению какого-либо действия, например, к уплате штрафа.
Содержание
История
Из работы «Четвёртая власть как социологическая категория» [5] :
Воздействуя посредством массовой информации на общественное мнение как состояние массового сознания, массовые коммуникации способствуют тем самым наилучшей реализации целей субъектов социальных интересов. Этот факт послужил основанием возникновения термина «четвёртая власть», наделяющего массовые коммуникации некими особыми властными полномочиями.
Однако модель «четвёртой власти», в понимании советских журналистов, означала не совсем то, чему учат американских студентов в школах журналистского мастерства. В соответствии с имеющей глубокие исторические корни традицией масс-медиа они видели своей задачей не информирование публики или формирование достоверной картины реальности, но просвещение, агитацию и организацию масс во имя истинных ценностей и идеалов. [10]
Во всех учебниках советских времен авторы не забывали подчеркивать важность газет для пропагандистской системы, служивших её фундаментом и важнейшим носителем информации. Радио играло особую функцию повседневной организации реальности вокруг ритуалов, планирование и организация которых происходила централизованно. Известно, например, что вплоть до реформаторских восьмидесятых программы на радио начинались в шесть утра — и во многих гостиницах, общежитиях, коммунальных квартирах и даже жилищных комплексах радио нельзя было выключить, оно было неизбежно, как фабричный гудок. [11]
И в советские времена и сегодня пресса в России является не отдельной ветвью власти, а обслугой власти. Карьера Бориса Ельцина и Владимира Путина строились как манипуляция прессой и, особенно, телевидением («зомбоящик») в противовес традиционным партийным институтам.
пресса не без оснований ощущает себя таковой. Достаточно вспомнить Томаса Джефферсона, который сказал однажды, что если бы ему пришлось как гражданину выбирать жизнь с правительством без прессы или жизнь со свободной прессой, но без правительства, он выбрал бы последнее.
Концептуальное
Альтернативные значения
Книги, кино, передачи
См. также
Примечания
Ссылки
Четвёртая власть • Свобода массовой информации • Развлекательно-информационная программа • Предвзятость СМИ • PR • Социальные медиа • Жёлтая журналистика
Крепка четвертая власть
К огда прессу или журналистов называют «четвертой властью», в это выражение обычно вкладывают заметно больше сарказма, чем при упоминании о первых трех властях. От власти журналистов над умами так и жди беды. В лучшем случае — немотивированной перемены общественного мнения, как в России в 1996-м, когда рейтинг президента Ельцина усилиями прессы вырос за пару месяцев с 3% до 35%. В худшем — чего-то подобного происшедшему в Руанде в 1994-м, когда вещание станции «Радио тысячи холмов», призывавшей к геноциду тутси, стало причиной десятков тысяч смертей. Еще тогда, больше двух десятилетий назад, стало ясно, что влияние средств массовой информации на настроения людей — очень серьезная, а иногда и смертельно опасная штука.
И все же за двадцать лет общественный ландшафт заметно изменился. Распространился интернет, мир опутали социальные сети. Логично предположить, что звонкий, хорошо поставленный голос профессиональной журналистики стал сегодня едва слышен из-за визгов и вяков сотен тысяч блогеров. Может, и рад бы журналист-плохиш подорвать своей демагогией государственную стабильность, поспособствовать терроризму или развязать геноцид, да по счастью руки коротки.
Ученые исследовали их влияние примерно так, как врачи испытывают новые лекарства: случайным образом выбирали неделю, когда от двух до пяти изданий должны были последовательно опубликовать два-три материала на заданную социологами тему. А затем исследователи анализировали реакции соцсетей: считали число твитов, затрагивающих поднятые в статьях темы. Цифры сравнивали с обычной неделей, когда «заказных» статей не было.
Результат: всего несколько публикаций во второстепенных медиа приводили к появлению в среднем 13 000 дополнительных постов в соцсетях. Другими словами, интенсивность общих разговоров на тему, высосанную коварными социологами из пальца, возрастала на ошеломляющие 63%. Журналисты злополучного висконсинского журнала и не подозревали, что на самом деле имеют такое влияние на общенациональную повестку дня. А самое главное, что это влияние не ограничивалось заданием темы разговора: соцопросы показали, что когда опубликованные серии статей тяготели к определенной идеологической позиции, то общественное мнение достоверно колебалось в сторону этой позиции в среднем на 2,3%. Массовым зомбированием это, конечно, не назовешь, но, чтобы выиграть выборы, такого перевеса вполне может хватить.
В то время как американские социологи ставили над общественным мнением свои жестокие эксперименты, на другой стороне планеты, в России, математики решили разработать теорию вопроса, точнее, построить математическую модель взаимодействия прессы и общества. Работы Ольги Прончевой, Александра Петрова и их коллег ( 1 ; 2 ) продолжают традицию, начало которой положил американский математик Николай Рашевский — основоположник « математической биофизики ». Значение работ самого Рашевского оценивается научным сообществом неоднозначно, от «прискорбно-бесплодная ветвь древа познания» до «фундамент науки будущего». Однако среди прочих своих дел Рашевский построил «нейрологическую схему» — модель того, как индивидуум принимает решения, исходя из полученной информации, но с учетом своей априорной позиции. Именно эта идея лежит в основании моделей московских математиков.
В этих моделях на языке уравнений описана такая гуманитарная, казалось бы, сфера жизни, как идеологическое противостояние в обществе в присутствии источников информации. Каждое из двух СМИ (на самом деле их число не важно) стоит на строго партийных позициях, а в самом обществе идеологические позиции распределены по всему спектру — условно выражаясь, от крайне правых до крайне левых, хотя конкретный предмет разногласий может быть любой, от компьютерного пиратства и защиты авторских прав до однополых браков. Индивидуум может получать информационные стрелы, пропитанные ядом пропаганды, как от партийных СМИ, так и от других индивидуумов — например, через социальные сети. В результате его позиция смещается от равновесия.
Куда может завести такая манипуляция общественным мнением? Математическая модель затем и составляется, чтобы узнать это, не пускаясь в безответственные социальные эксперименты «в реале». Варьируем силу источников информации и смотрим, что происходит с обществом. Оказалось, что все зависит от того, насколько общество изначально было поляризовано. При аккуратном колоколообразном распределении общественного мнения, то есть когда большинство нейтрально и не отдает явного предпочтения ни одной из двух партий, та сторона, чья пропаганда сильнее, приобретает небольшое преимущество.
Теперь математики начинают постепенно нагнетать взаимную нетерпимость, разводя общество — к счастью, не то, в котором они живут, а то, что существует только в их уравнениях, — по разным полюсам идейного спектра. В таких условиях более сильный пропагандистский ресурс начинает давать все более весомое преимущество (не забудем, что фигуранты модели не только слушают свои «радиостанции», но и сами распространяют байки, которые им понравились, в соцсетях). Чем сильнее поляризация, тем эффективнее формируется группа поддержки более сильного партийного СМИ, тем действеннее пропаганда этого СМИ. Так происходит до тех пор, пока.
Если вы ожидали услышать «…пока общество не рухнет в пропасть кровавого хаоса и террора», у нас хорошие новости: а вот и нет! Начиная с определенного уровня поляризации тренд меняется: дальнейшее усиление одной из «радиостанций» перестает оказывать влияние на распределение позиций. Качественно это несложно понять: в сильно поляризованном обществе никто больше не может никого ни в чем переубедить, и влияние пропаганды неизбежно сходит на нет. Математическая модель подтверждает это предсказание, указывая, при каких конкретно параметрах произойдет этот крах четвертой власти. Или, если хотите, до какого уровня оголтелости еще имеет смысл доводить пропагандистское безумие, а когда усилия уже перестают окупаться.
К сожалению, авторы модели ничего не могут сказать о том, насколько этот критический уровень поляризации соответствует ситуациям в реальных обществах, насколько опасно близко мы к нему подходим на пиках предвыборных кампаний. Если судить по результатам американских социологов, с которых мы начали наш рассказ, общество США — по крайней мере, в невинных вопросах вроде качества питьевой воды, которые предлагали освещать исследователи, — стоит еще довольно далеко от точки потери чувствительности к прессе. Приятно знать, что хоть где-то хоть в чем-то к журналистам еще прислушиваются.
И конечно, радостно сознавать, что к научной журналистике все это не относится: нету у наших читателей ни малейшей идеологической поляризации в вопросах биологии, астрономии или математического моделирования. Потому, видимо, и четвертой властью научных журналистов величают нечасто. Ну и пусть, зато хотя бы читают.
Эта заметка была опубликована в еженедельнике «Окна», литературном приложении к израильской русскоязычной газете «Вести».
Четвёртая власть
И осознание этой власти должно сочетаться со скромностью и чувством долга перед читателем. Во все времена они добивались признания благодаря высокому уровню точности и беспристрастности, а также благодаря соблюдению ими правил честной игры.
Первой, второй и третьей властями являются, соответственно, законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Англоязычный же термин — англ. Fourth Estate, дословно означающий «четвёртое сословие», является намёком на три сословия европейского средневековья — дворянство, духовенство и простой люд.
Следует отметить, что термин «четвёртая власть» является лирическим и отражает лишь огромное влияние СМИ на общество. При этом СМИ не имеют реальной власти, так как не имеют законного права насильно принуждать к совершению какого-либо действия, например, к уплате штрафа.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Двойной стандарт или двойная мораль — широко распространённое, но официально отрицаемое применение на практике дискриминационных подходов к оценке действий и прав групп населения, стран, рас. Двойные стандарты характеризуются различным применением принципов, законов, правил, оценок к однотипным действиям различных субъектов (одним из которых может выступать сам оценивающий) в зависимости от степени лояльности этих субъектов или иных соображений выгоды для оценивающего. Термин широко используется.
В культурологии под медиакультурой подразумевается современное западное капиталистическое общество, появившееся и образовавшееся в 20 веке под влиянием средств массовой информации. Термин подразумевает под собой общий эффект и интеллектуальное влияние, оказываемое СМИ (в основном, телевидением, но также прессой, радио и кино) не только на общественное мнение, но также на вкусы и ценности.
Массовая коммуникация (англ. mass communication) — процесс производства и воспроизводства массового сознания средствами массовой коммуникации (СМК) — сначала периодической печатью, радио и телевидением, а затем и другими средствами электронной коммуникации.
Но́вый журнали́зм (англ. New journalism) — термин относится к стилистике 1960-х и 1970-х и описывает альтернативную (на указанный период) технику написания статей в американской печати.
Отключиться от новостей и событий, о которых сообщают СМИ, реально, только будучи отрезанным от цивилизации. Средства масс-медия существовали всегда, а в 21-м веке лишь усовершенствовались, благодаря новым технологиям. То, что средства массовой информации именуют «четвертая власть», уже стало привычным и объяснение этого «титула» простое.
Четвертая власть – это термин, который обозначает не только СМИ, но и самих журналистов, их влияние, потому что от публикаций и репортажей конкретных специалистов нередко зависят судьбы многих людей. Считается, что осознание этой власти должно совмещаться со скромностью, чувством долга и соблюдением правил честной игры. Но далеко не всегда это так.
Почему СМИ называют четвертой властью?
Четвертая власть – СМИ, но сегодня не все средства информации подпадают под эту категорию, имея, тем не менее, большое влияние на общественное мнение. Официально к СМИ относятся:
Стенгазеты, форумы и блоги в интернет в эту категорию не попадают, но, учитывая интерес общественности к подобному виду общения, их влияние часто не уступает официальным. Четвертой властью называют СМИ еще потому, что они не только информируют, но и умело манипулируют сознанием людей с помощью пропагандистских и агитационных материалов.
Основная цель деятельности четвертой власти
СМИ, как четвертая власть, имеет обширный список функций:
Основная цель четвертой власти – информировать и просвещать. Особая роль СМИ состоит в том, что со страниц газет и журналов или экранов телевизоров журналисты обращаются напрямую. И от того, как подается информация, с какими акцентами и политическими приоритетами, зависит общественное мнение. Не зря политики называют информационную войну более страшной, чем реальная. Поскольку агитация и пропаганда могут очень быстро превратить дружественные отношения в откровенно враждебные.
Роль четвертой власти в обществе
СМИ, как четвертая ветвь власти, заявили о себе еще и тем, что:
Четвертая ветвь власти формирует общественное мнение и настроения социума, что является работой ответственной. Основных теорий прессы насчитывается 2:
Журналистика и теория четвертой власти оправдывают себя и в 21 веке. Большинство людей безоговорочно верят материалам прессы, не задумываясь над тем, насколько они правдивы. Как показывает реальность, наряду с положительными сторонами деятельности СМИ, нередко проявляются и отрицательные: