Что называют базой подвижного состава
Подвижной состав
Полезное
Смотреть что такое «Подвижной состав» в других словарях:
Подвижной состав — Универсальный тяговый модуль c платформой Подвижной состав транспортные единицы автомобильного, железнодорожного, метротранспорта … Википедия
Подвижной состав — ПОДВИЖНОЙ, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
подвижной состав — сущ., кол во синонимов: 1 • подсос (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
подвижной состав — Парк транспортных средств (как правило, поезда и автобусы), предназначенных для обслуживания Игр. [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] EN rolling stock Usable fleet of vehicles (usually… … Справочник технического переводчика
Подвижной состав — средство для размещения пассажиров при перевозке по канатной дороге. Источник: ПБ 10 559 03: Правила устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ — совокупность средств передвижения автомобильного, железнодорожного и др. видов транспорта. Первый вид состоит из автомобилей, прицепов, полуприцепов, второй из локомотивов, мотор вагонов и вагонов … Большая политехническая энциклопедия
подвижной состав — совокупность средств передвижения автомобильного (автомобили, прицепы, полуприцепы и др.) и железнодорожного (локомотивы, моторные и прицепные вагоны и др.) транспорта. * * * ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ, совокупность средств передвижения… … Энциклопедический словарь
ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ — совокупность средств передвижения автомоб., ж. д. и др. видов транспорта. П. с. автомоб. транспорта, напр., состоит из автомобилей, прицепов и полуприцепов; ж. д. транспорта из тяговых самоходных единиц (локомотивов, моторных вагонов и др.) и… … Большой энциклопедический политехнический словарь
подвижной состав — Оборудование, передвигающееся на колесах и используемое в транспортной промышленности. Примерами могут служить железнодорожные вагоны и локомотивы, грузовые трейлеры и грузовики … Финансово-инвестиционный толковый словарь
Подвижной состав Чикагского метрополитена — насчитывает 1190 вагонов (соединённых в 595 составов), произведённых в период с 1969 по 1994 годы. Вагоны подразделяются на четыре серии: 2200, 2400, 2600, 3200. В настоящее время все вагоны в Чикагском метро работают от сети постоянного тока. В… … Википедия
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Общие требования к железнодорожному подвижному составу
Для обеспечения бесперебойности функционирования железнодорожного транспорта и безопасности перевозок подвижной состав железных дорог должен удовлетворять ряду требований, предусмотренных Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (Приложение № 5, стр.134):
Система идентификации подвижного состава железных дорог
С 1963 г. на железных дорогах действовала семизначная нумерация грузовых вагонов, по которой можно было установить род вагона, его осность, объем кузова и другие характеристики. В связи с появлением новых типов вагонов (хопперов, зерновозов и т.д.) и исключением из парка двухосных вагонов в 1984 г. в систему нумерации вагонов были внесены изменения.
Новая система 8-значной нумерации вагонов была введена в 1985 г. Она обладает достаточной емкостью на длительный период, имеет защитный код и соответствует условиям использования при решении эксплуатационных и многих других задач с помощью ЭВМ. Значительно полнее, чем ранее, в номере вагона отражены такие важные его характеристики, как длина, масса тары, грузоподъемность. Всего выделено более 180 типов грузовых вагонов, в том числе более 60 типов транспортеров.
В каждом роде подвижного состава типы вагонов сгруппированы по объединяющим их признакам. Как правило, внутри группы вагоны «расставлены» по длине, т.е. для типов вагонов, имеющих бóльшую длину, установлена бóльшая по значимости нумерация. Внутри групп предусмотрена резервная емкость, которая будет использована при увеличении числа вагонов данного типа.
В действующей системе нумерации подвижного состава используются 8 знаков:
2 6 3 4 8 5 9
*
2 1 2 1 2 1 2
=
4 6 6 4 16 5 18
4+6+6+4+1+6+5+1+8=41
50-41=9
Т.е. контрольной цифрой будет цифра 9, а полный номер вагона будет иметь вид: 26348599.
Номер вагона: |
Результат проверки: |
Для локомотивов и другого самоходного подвижного состава в едином восьмизначном номере предусмотрено:
Виды вагонов и их технико-эксплуатационные характеристики
Бóльшая часть подвижного состава железнодорожного транспорта представлена парком вагонов. Вагоном называется единица подвижного состава железных дорог, предназначенная для перевозки грузов или пассажиров.
Вагоны бывают несамоходные, перемещение которых осуществляется локомотивами или другими тяговыми средствами, и самоходные, называемые автовагонами, которые для передвижения имеют свою энергетическую установку (автомотрисы, дизель-поезда) или получают энергию от контактной сети (электропоезда).
Вагоны разделяются по назначению, техническим характеристикам и месту эксплуатации.
Пассажирский вагон имеет кузов, который представляет собой закрытое помещение со всеми основными устройствами, необходимыми для размещения пассажиров (оборудование для сидения или лежания, системы отопления, вентиляции и освещения, туалетные помещения, удобные входы и выходы и т.п.).
Парк пассажирских вагонов состоит из вагонов для перевозки пассажиров, вагонов-ресторанов, почтовых, багажных и специального назначения.
В зависимости от дальности перевозок пассажирские вагоны отличаются своим оборудованием.
Различают следующие виды пассажирских вагонов:
Грузовые вагоны в зависимости от типа кузова и вида перевозимых грузов подразделяются на следующие основные типы:
По своим техническим характеристикам пассажирские и грузовые вагоны различаются:
Линейные размеры вагона определяются его полной длиной по осям сцепления автосцепок, длиной кузова, шириной кузова и его высотой от уровня головок рельсов. Большинство пассажирских вагонов имеют кузова длиной 23 600 мм и 23 950 мм при полной длине 24 540 мм. Длина грузового 4-осного полувагона составляет 14 000 мм. Эту величину принимают за один условный вагон при определении полезной длины станционных путей и номинальной длины составов поездов.
По месту эксплуатации вагоны подразделяются на общесетевые и промышленного транспорта.
К грузовым вагонам применяют следующие эксплуатационно-экономические показатели:
Удельная площадь применяется в отношении платформ и вагонов-транспортеров и определяется делением площади пола в квадратных метрах на грузоподъемность в тоннах. Так для 4-осной платформы с металлическими бортами модели 13-401 с полезной длиной кузова 13,3 м, шириной кузова 2,77 м и грузоподъемностью 70 т удельная площадь составляет (13,3 м * 2,77 м)/(70 т )= 0,52 м 2 /т.
Основные элементы конструкции вагонов
Каждый вагон имеет раму, кузов, ходовые части, ударно-тяговые приборы и тормозное оборудование.
К ходовым частям относятся тележки с колесными парами, буксовыми узлами, рессорами или пружинами. Ходовые части должны обеспечивать движение вагона по рельсовому пути с необходимой плавностью и наименьшим сопротивлением движению.
Тележки обеспечивают более свободное движение длинных вагонов по кривым участкам пути небольшого радиуса, необходимую плавность хода при уменьшении сопротивления движению. Рессоры и пружины служат для смягчения толчков, воспринимаемых вагоном от неровностей пути и поверхностей катания колес. Совокупность всех рессор, пружин и других упругих элементов, связывающих колесные пары с рамой тележки или кузовом, называется рессорным подвешиванием.
Ударно-тяговые приборы служат для сцепления вагонов и локомотива, удержания их на определенном расстоянии друг от друга, для передачи силы тяги и тормозных усилий от локомотива к вагонам и между вагонами, а также для смягчения растягивающих и сжимающих усилий, возникающих при растягивании или набегании вагонов в поезде. Ударно-тяговые приборы состоят из автосцепного устройства и буферных комплектов (только у пассажирских вагонов). Кроме того, пассажирские вагоны имеют упругие переходные площадки (рамы-суфле), служащие для перехода пассажиров из одного вагона в другой.
Характеристика подвижного состава различных видов транспорта
Термин «подвижной состав» подразумевает совокупность перевозочных средств транспорта.
Для обеспечения бесперебойности функционирования железнодорожного транспорта и безопасности перевозок подвижной состав железных дорог должен удовлетворять ряду требований, предусмотренных Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
Подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнение требований по охране труда и пожарной безопасности.
Все элементы вагонов по прочности, устойчивости и техническому состоянию должны обеспечивать безопасное и плавное движение поездов. Вновь строящиеся вагоны должны обеспечивать безопасное и плавное движение с конструкционными скоростями перспективных локомотивов, моторвагонных поездов, предназначенных для обслуживания соответствующих категорий поездов.
Железнодорожный подвижной состав должен удовлетворять требованиям габарита, установленного нормами и правилами.
Контейнеры также должны отвечать соответствующим требованиям норм и правил.
Каждая единица подвижного состава должна иметь следующие отличительные четкие знаки и надписи:
· технический знак ОАО «РЖД»;
· наименование владельца подвижного состава;
· идентификационный номер и табличку завода-изготовителя с указанием даты и места постройки;
· идентификационные номера и приемочные клейма на составных частях в местах, установленных нормами и правилами;
· дату и место производства установленных видов ремонта;
· массу тары (кроме локомотивов и ССПС);
Железнодорожный подвижной состав должен быть оборудован устройством, обеспечивающим автоматическую идентификацию бортового номера (САИПС).
К подвижному составу автомобильного транспорта относятся грузовые и легковые автомобили, автобусы, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы.
В зависимости от назначения различают подвижной состав транспортный и специального назначения.
Транспортный подвижной состав предназначен для перевозки грузов и пассажиров и соответственно делится на грузовой и пассажирский. К грузовому относятся грузовые автомобили, включая седельные тягачи, прицепы и полуприцепы; к пассажирскому — автобусы, пассажирские автобусные прицепы и легковые автомобили.
Подвижной состав специального назначения используют для разных особых работ. В него входят автомобили для поливки и уборки улиц, пожарные, санитарные, автогудронаторы, автомобили с компрессорными установками и др.
Грузовой подвижной состав в зависимости от типа кузовов делится на автомобили:
общего назначения с бортовой платформой;
самосвальные для перевозки навалочных грузов;
специализированные, оборудованные кузовами, специально приспособленными для перевозки определенных видов грузов и для особых условий перевозок (фургоны, цементовозы, панелевозы, цистерны, контейнеровозы и др.).
Грузовые автомобили общего назначения и специализированные в зависимости от грузоподъемности различают:
особо малой грузоподъемности (до 1 т) — для перевозки небольших партий грузов, обычно в пределах города;
малой грузоподъемности (от 1 до 3 т) — для перевозки товаров в торговой сети (доставки товаров населению на дом и в сельском хозяйстве);
средней грузоподъемности (от 3 до 5,0 т) — для перевозки массовых, грузов промышленных предприятий, строительных материалов и сельскохозяйственных грузов;
большой грузоподъемности (от 5 до 8 т) — для массовых перевозок по дорогам с твердым покрытием;
особо большой грузоподъемности (свыше 8 т) — для перевозки руды, угля, вывозки породы, работы на крупных стройках и т. д.
Прицепной подвижной состав используют для повышения производительности грузовых автомобилей и снижения себестоимости перевозок. Его делят на прицепы, полуприцепы и роспуски.
Пассажирский подвижной состав
Автобусы в зависимости от габаритной длины делят на особо малые (до 5,0 м), малые (6,0 — 7,5 м), средние (8,5 — 9,5 м), большие (10,5 — 12,0 м) и особо большие сочлененные (16,5 — 18,0 м).
Легковые автомобили разделяют на классы по рабочему объему (литражу) двигателя: особо малый класс (микролитражные автомобили — до 1,2 л), малый класс (малолитражные автомобили — от 1,2 до 1,8 л), средний класс (от 1,8 до 3,5 л), большой класс 3,5 л и выше.
Подвижной состав морского транспорта является основой того, что принято называть морским флотом.
В более конкретном представлении под морским флотом подразумевается совокупность судов, предназначенных для перевозки грузов (и/или пассажиров) по морским путям сообщения.
По назначению суда подразделяются на:
К транспортным относятся суда, предназначенные для перевозки грузов (и/или пассажиров), и буксиры для буксировки транспортных судов.
По характеру перевозок суда подразделяются на:
· грузовые (сухогрузные и наливные).
По материалу корпуса суда подразделяются на:
По видам двигателя суда подразделяются на:
· суда с турбинными двигателями;
· суда на воздушной подушке и др.
Подвижной состав речного транспорта образует речной флот, который предназначен для перевозок по внутренним водным путям или для выполнения путевых и подсобных работ, связанных с продвижением материальных (пассажирских) потоков.
Структуризация видов судов данной категории осуществляется:
По составу перевозок:
· грузовые (сухогрузные, наливные),
По способу движения:
· несамоходные (передвигающиеся при помощи других судов или береговых тяговых средств).
По гидрометеорологическим районам плавания:
· суда плавания «река-море», суда озерного плавания с ограниченным выходом в море, суда рейдового плавания,
· суда для плавания на магистральных реках и больших протоках, суда облегченного типа для плавания по малым рекам и по верховьям крупных рек.
По дальности перевозок и приписке:
· местные (пригородные и внутригородские),
По материалу корпуса:
· металлические (сварные и клепанные),
Речной флот является важнейшим элементом активной части основных фондов водного транспорта. В некоторых странах его доля превышает 75% их стоимости.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные достоинства и недостатки морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта?
2. Охарактеризуйте технологию работы морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта?
3.Что относится к подвижному составу автомобильного транспорта?
4. Как делят автомобильный транспорт по назначению?
5.Как делят грузовой подвижной состав на речном транспорте?
6. Охарактеризуйте классификацию подвижного состава морского транспорта?
7.Как различаются речные суда по гидрометеорологическим районам плавания?
Тестирование
1. Преимуществом автомобильного транспорта является
а) высокая грузоподъемность транспортных средств
б) доставка грузов «от двери до двери»
в) низкая себестоимость
г) высокая скорость доставки
д) низкая стоимость транспортного пути
2. Недостатками автомобильного транспорта являются
а) территориальная универсальность
б) сильное загрязнение окружающей среды
в) низкая себестоимость перевозки
д) доставка грузов «от двери до двери»
3. Недостатками железнодорожного транспорта являются
а) высокая капиталоемкость
б) сильное загрязнение окружающей среды
в) высокая себестоимость перевозки
г) высокая трудоемкость
4. Недостатком воздушного транспорта является
а) независимость от погодных условий
б) низкая скорость доставки грузов
в) высокие капиталовложения в транспортные пути
г) высокая трудоемкость
д) высокая себестоимость перевозок
5. Преимуществами речного транспорта являются
а) низкие удельные затраты энергии
б) кратчайший путь следования
в) низкая себестоимость
г) высокая скорость доставки грузов
д) независимость от погодных условий
6. Преимуществами морского транспорта являются
а) высокая провозная способность
б) независимость от погодных условий
в) низкие удельные затраты энергии
г) доставка грузов «от двери до двери»
7. Видом транспорта, осуществляющего перевозку «от двери до двери», является
б) внутренний водный
9. С рыночной точки зрения железнодорожному транспорту присущи признаки
а) сравнительно небольшая себестоимостью перевозок
б) доставка грузов «от двери до двери»
в) достаточно высокой скоростью доставки грузов
г) высокая маневренность подвижного состава
10. Укажите последовательность видов транспорта по фактору «время доставки» в порядке возрастания
11. Укажите последовательность видов транспорта по фактору «стоимость перевозки» в порядке возрастания
12. Укажите последовательность видов транспорта по фактору «частота отправлений»
Типы железнодорожного подвижного состава
Перевозка грузов по железной дороге осуществляется различными типами железнодорожного подвижного состава.
В зависимости от характера груза, конструкции кузова, способов погрузки и выгрузки, а также обеспечения сохранности грузов подпирают правильный тип железнодорожного подвижного состава: крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, вагоны-самосвалы, вагоны бункерного типа и реф-вагоны.
Грузовые вагоны в зависимости от категории, разделяются на следующие основные типы:
Крытые вагоны
Крытые вагоны предназначены для перевозки грузов, которые боятся влаги и солнца, для защиты груза от кражи и механических повреждений. В крытых вагонах перевозят такие грузы как продукты питания, бытовая техника, мебель, хоз. товары, одежда и т. п. К классу крытых вагонов также относят вагоны изотермического парка: вагоны-ледники, вагоны-рефрижераторы, вагоны-термосы. В них перевозят быстро портящиеся продукты, например мясо, рыбу, консервацию, медикаменты, молоко, фрукты. Специальное холодильное оборудование в изотермических вагонах создает необходимый температурный режим. Делятся на: Универсальные и Специальные.
Размеры крытых вагонов
и вагонные нормы загрузки
Тип вагона | Грузоподъемность | Объем внутренний | Внутренние размеры (Дх Шх В) | Размер дверного проема |
---|---|---|---|---|
вагон 11-066 | 66 тонн | 86,4 м3 | 13800х2760х2790 мм | 2000х2230 мм |
вагон 11-217 | 68 тонн | 104 м3 | 13840х2760х2740 мм | 2340х3800 мм |
вагон 11-260 | 68 тонн | 138 м3 | 16800х2770х3050 мм | 2720х3970 мм |
вагон 11-264 | 68 тонн | 81 м3 | 13080х2760х2790 мм | 2340х3790 мм |
вагон 11-270 | 68 тонн | 104 м3 | 13840х2760х2790 мм | 2340х3790 мм |
вагон 11-280 | 68 тонн | 138 м3 | 15720х2770х2800 мм | 2340х3800 мм |
вагон 11-286 | 68 тонн | 138 м3 | 15720х2770х2800 мм | 2340х3800 мм |
вагон11-К001 | 68 тонн | 138 м3 | 13840х2790х2800 мм | 2000х2300 мм |
вагон для перевозки автомобилей 11-К651 | 42 тонны | 265 м3 | 23300х3100х3670 мм | 2000х2300 мм |
Полувагоны
Тип грузового вагона, открытый, без крыши вагон с высокими бортами, в стандартной комплектации оборудован дверями и разгрузочными люками. Предназначен для жд перевозки навалочных грузов (руда. уголь, флюсы, лесоматериалы и т.п.), а также контейнеров, различных машин и других грузов не требующих защиты от атмосферных осадков. Делятся на: Люковые и Глуходонные.
Размеры полувагона
Нормы загрузки полувагона.
Тип вагона | Грузоподъемность | Объем внутренний | Внутренний размеры (ДхШхВ) | Ширина двери |
---|---|---|---|---|
полувагон 12-1000 | 69 тонн | 73 м3 | 12120х2880х2730 мм | 2530мм |
полувагон 12-127 | 70 тонн | 138 м3 | 12700х2880х2000 мм | — |
полувагон 12-1505 | 69 тонн | 76 м3 | 12700х2870х2000 мм | 2530 мм |
полувагон 12-508 | 125 тонн | 137,5 м3 | 18760х2790х2450 мм | 2450 мм |
полувагон 12-П152 | 94 тонны | 106 м3 | 14580х2900х2360 мм | 2520 мм |
полувагон 12-П153 | 63 тонны | 64 м3 | 12000х2850х1880 мм | 2600 мм |
полувагон 12-726 | 62 тонны | 73 м3 | 12100х2880х2730 мм | 2530 мм |
полувагон 12-753 | 69 тонн | 73 м3 | 12330х2880х2730 мм | 2530 мм |
полувагон 13-Н001 для 3т и 5т контейнеров | 69 тонн | 73 м3 | 12330х2880х2730 мм | 2530 мм |
Платформы
Тип грузового вагона, открытого типа, в стандартной комплектации имеет настил пола и откидные борта. Предназначен для ж/д перевозки длинномерных, громоздких, штучных грузов, контейнеров, оборудования и других грузов не требующих защиты от атмосферных осадков. Платформы подразделяются на: Универсальные (для перевозки ж/д различных грузов большой номенклатуры) и Специализированные (для ж/д перевозки грузов определенного вида).
Размеры и габариты платформы.
Тип платформы | Грузоподъемность | Размеры внутренние (Д х Ш х высота борта) | назначение платформы |
---|---|---|---|
платформа 13-401 | 70 тонн | 13300х2770х500 мм | для перевозки колесных и гусеничных машин, штучных лесных и прочих грузов |
платформа 13-Н451 | 63 тонны | 13300 х 2830 х500 мм | |
платформа 13-435 | 93 тонны | 14000 х 2830 х 0 мм | для перевозки постоянно установленного на ней поглощающего трансформатора с аппаратурой охлаждения |
платформа 13-4012-09 | 72 тонны | 13400 х 2500 х 0 мм | для перевозки контейнеров и цистерн |
платформа 13-470 | 60 тонн | 18400 х 2500 х 0 мм | для перевозки крупнотоннажных контейнеров |
платформа 13-935 | 73 тонны | 18400 х 2830 х 0 мм | для перевозки крупнотоннажных контейнеров, колесной техникии других грузов |
платформа 23-4000 | 56 тонн | 22000х2830х2890 мм | для перевозки лесоматериалов от 4,5 до 20,5 м длиной |
платформа для колесных пар | 70 тонн | 13400х2870х0 мм | для перевозки колесных пар |
Транспортеры
Тип грузового вагона, открытого типа.
Предназначен для жд перевозки грузов, которые по габаритно-весовым характеристикам невозможно транспортировать в обычных универсальных вагонах, полувагонах и на платформах (тяжелая строительная техника, оборудование — турбины, статоры и роторы, трансформаторы больших мощностей, станины больших станков и т. п.).
Транспортеры подразделяются на:
— платформенные
предназначены для жд перевозки тяжеловесных грузов, перевозка которых на платформе невозможна ввиду превышения допускаемого моммента изгиба рамы. По сути платформенный транспортер, эта таже платформа, но с усиленной рамой. Транспортеры платформенного типа бывают 4-х, 6-ти и 8-ми осные, грузоподъемностью 64, 92, 110, 120 тонн.
— площадочные
предназначены для ж д перевозки негабаритных грузов, габариты которых делают перевозку или более дорогой или невозможной по железной дороге. Поэтому такие транспортёры имеют пониженную погрузочную площадку благодаря изогнутой форме главной балки, что позволяет понизить индес негабаритности груза и соответственно стоимость перевозки по ж.д. Транспортеры площадочного типа бывают 4-х, 8-ми, 16-ти осные, грузоподъемностью 66, 100, 110, 120, 200, 220 тонн.
— колодцеобразные (колодцевые)
предназначены для ж д перевозки грузов круглой или квадратной формы, высота которых не позволяет перевозить их по железной дороге. Колодец позволяет существенно понизить индекс негабаритности груза. Транспортеры колодцевого типа бывают 4-х, 6-ти, 8-ми осные, грузоподъемностью 52, 61, 80, 110 тонн. Погрузка грузов в колодцевые транспортеры ограничена размером колодца и грузоподъемностью транспортеров.
— сцепные
предназначены для перевозки по жд длинномерных грузов и представляют собой несколько платформ-транспортеров, соединенных друг с другом. Транспортеры сцепного типа бывают 8-ми, 16-ти, 24-х осные, грузоподъемностью 120, 240, 340 тонн.
— сочлененные
предназначены для ж д перевозки сверхнегабаритных грузов. Транспортеры этого типа состоят из двух частей. Негабаритный груз подвешивается между этими частями и под действием собственного веса защемляется между верхними частями консолей и действует как несущий элемент. Транспортеры этого типа бывают 8-ми, 20-ти, 32-х осные, грузоподъемностью 120, 240, 300, 500 тонн.