Что называли вертепными представлениями
Что называли вертепными представлениями
Заметным явлением в народной культуре ряда мест России были вертепные представления, имевшие в истоке своем религиозное назначение, но с течением времени превратившиеся в подлинно народный театр.
Рождественское кукольное представление получило большое распространение в католической Польше, а оттуда проникло на Украину, в Белоруссию, в западные районы России.
Слово «вертеп» в старославянском языке означало «пещера». Такое наименование закрепилось за театром этого типа потому, что, по библейскому мифу, лежащему в основе рождественского представления, Мария, Иосиф и только что родившийся Христос скрывались в пещере по пути из Иордании в Египет, предупрежденные о злом умысле Ирода.
Вертепная драма разыгрывалась в специальном переносном ящике, сооруженном из тонких досок или картона. Внешне он напоминал домик, который мог состоять из одного, двух или даже трех этажей (чаще всего встречались двухэтажные вертепы). Сторона домика-ящика, обращенная к зрителям, завешивалась материей или закрывалась ставнем. Во время представления занавес раздвигался, ставни открывались. Деревянные куклы высотой восемнадцать — двадцать сантиметров, раскрашенные или в матерчатой (реже в бумажной) одежде, закреплялись на стержнях и двигались по прорезям в полу. «Верхний этаж отделялся от нижнего двумя досками, лежащими горизонтально. Первая из них есть потолок нижнего этажа, а вторая пол верхнего. Пустое пространство между ними заклеено бумагою со стороны зрителей и открыто сзади. В него помещает артист руки свои и водит куклы, для чего на обоих полах прорезаны дорожки насквозь, а чтобы их не видно было, полы покрыты заячьим мехом, густая шерсть которого представляет всю площадку сплошною»1. Кукольник сам говорил за всех персонажей, меняя голос. За ящиком, кроме него, размещался хор и музыканты.
Русский (точнее, восточнославянский) вертепный театр отличался от польского композицией и персонажами. Украинская, белорусская и русская вертепная драма резко делилась на две половины: первая — религиозная, вторая — бытовая, между которыми очень часто не было никакой связи; вся вторая часть строилась на местном материале с использованием своего фольклора, своих образов, своих тем.
События, связанные с рождением Христа, разыгрывались в верхнем ярусе, а эпизоды с Иродом и бытовая часть — на нижнем. Верхний этаж оклеивался голубой бумагой, в центре изображалась пещера с яслями и младенцем, Марией, Иосифом и животными, над пещерой укреплялась звезда. Нижний этаж обклеивался яркой цветной бумагой, посредине здесь стоял трон Ирода, справа и слева имелись двери, через которые куклы появлялись и уходили.
Выйдя из храма и оказавшись в руках обыкновенных народных комедиантов, вертепная драма претерпела существенные изменения. Религиозная часть повсюду сокращалась за счет второй, мирской. А те эпизоды, которые оставались, переосмысливались, наполнялись бытовым содержанием. Не случайно так трогательно и наивно подробно разыгрывалась сцена с Рахилью, у которой отнимали ребенка (для крепостной России это было слишком знакомым и выстраданным явлением); живо и весело-злорадно исполнялась сцена с Иродом и чертями; само обращение к младенцу Христу приобретало форму весенней «заклички» с конкретной просьбой крестьянина — «Даруй лето счастливое».
Вертеп (театр)
Вертеп (от ст.-слав. врътъпъ, вьртьпъ — ‘пещера, ущелье’; белор. батлейка ) — народный кукольный театр, представляющий собой двухэтажный деревянный ящик, напоминающий сценическую площадку. В Россию вертепный театр проник в конце XVII — начале XVIII веков из Польши через Украину и Белоруссию. Название связано с первоначальными изображением сценок о жизни Иисуса Христа в пещере, где его укрывали от царя Ирода.
Содержание
Устройство вертепа
Вертепный театр представлял собой большой ящик, внутри которого располагалась сцена, обычно двухъярусная. На верхней сцене показывали поклонение новорожденному младенцу Иисусу, в нижнем — эпизоды с Иродом, после смерти которого следовала бытовая часть представления. Деревянные куклы снизу прикреплялись к проволоке, с помощью которой вертепщик их передвигал по прорезям в полу. Главная декорация на сцене — ясли с младенцем. У задней стенки располагались фигуры праведного Иосифа с длинной бородой и святой Девы Марии. Cцены с рождением Христа традиционно разыгрывались в верхнем ярусе. Хозяин вертепа обычно сам произносил текст разными голосами и водил кукол. Мальчики-хористы распевали рождественские песнопения. А если присутствовал музыкант, то он сопровождал пение и пляски музыкой. Кукловоды и сопровождающие их музыканты и хор ходили от дома к дому, либо устраивали представления в местах общественного сбора — на торговых площадях.
Сюжет
Рождественская драма
Социально-бытовая сатира
Во второй часть действий обычно было на злободневные темы, где главная роль отводилась Петрушке, а на юге России, в Белоруссии и на Украине сюжет напоминал Новогодний обряд «Вождения козы». В Белоруссии героями были: цыгане, воин на коне, пастушок Антипка, барыня и т. п. Вторая часть изменялась в зависимости от местности, где разыгрывается спектакль и от находчивости и одарённости вертепщика.
На сцене в виде шинка (кабака) появляется Запорожец. Пирующий Поляк, заслышав песню о том, что «не буде краще, як у нас на Україні! Що немае жида, що немае ляха: не буде ізміни!», сразу же убегает.
Казак сразу же начинает хвастаться:
Случалось мені, і не раз,
В степу варить пиво:
Пив турчин, пив татарин,
Пив і лях на диво;
Багацько лежить
І тепер з похмілля
Мертвих голов і кісток
3 того весілля.
Но, оказывается, что у «героя» нет денег, и он не может расплатиться с хозяином шинка, естественно, евреем. Потому что он — «козак Іван Виногура, у його добра натура. В Полыці ляхів оббирае, а в корчмі пропивае».
Зато обуревает желание выпить. «Запорожец пьёт водку из барила, еврей поддерживает барило и дрожит от страха», — пишет Галаган. После перепалки начинается потасовка. Запорожец убивает хозяина кабака, а потом подходит к колоколу и «ведёт при этом довольно бессмысленные речи пьяного человека».
Затем главный герой подобным образом расправляется с Чёртом, потом хочет покаяться и зовет священника. Появляется поп, который оказывается униатом. Запорожец пытается и его поколотить со словами, что «уніатських попів не бив, а з них живих кожу лупив». Однако проворный поп тут же дает деру, вызвав одобрительную реплику своего мучителя: «Добре зробив, що втік!» Звучит музыка.
«Этою последнею победою над всеми своими врагами оканчиваются сцены с Запорожцем. Прощаясь со зрителями, казак как будто чувствует, что он не всем мог угодить своими дерзкими выходками», и, уходя со сцены, произносит:
Социальная база
Средой, из которой вырос вертеп, обычно считают украинское студенчество, главным образом киевские «спудеи», которые способствовали занесению её и на север, например в Сибирь. Время существования вертепной драмы в Польше и России исчисляется приблизительно 200-летним периодом. В первой половине XIX века вертеп как бытовое явление исчезает, появляясь временами в глухих местах Белоруссии и Украины и более прочно задерживаясь в быту украинского крестьянства Восточной Галиции. Опубликованный в книге Е. Марковского текст Хорольского вертепа, записанный в 1928, свидетельствует, что вертепная драма на Украине дожила до начала XX века.
ВЕРТЕПНОЕ ДЕЙСТВО
Загадочное происхождение
Вертепное действо — удивительное представление, которое бытует в России более двухсот лет. Играли его на Святки от Рождества до Крещения. Небольшой кукольный театрик с изображением пещеры, в которой родился Спаситель, обладает магической притягательностью, возможно, оттого, что вертеп — театр особого рода: он не знакомит нас с новыми героями и необычными приключениями, но, напротив, повествует историю, известную каждому с младенчества, простую и трогательную. Вертеп играли, переходя из дома в дом, повторяли игру с песнями и колядками.
Вертепный ящик
Те, кто придумал этот особенный, очень редкий вид театра кукол где-то на пороге XVIII в., были людьми просвещенными: они знали толк в средневековой мистерии, видели кукольные изображения Рождества, пошедшие от итальянских «презеппе» по всему христианскому миру, были знакомы и с механическими театрами своего времени. Но они были и людьми простодушными, поскольку, пытаясь воспроизвести завораживающую пластику сложных механических кукол, изобрели новый принцип кукольного театра, очевидно, сами того не подозревая. В истории искусств такие вещи случаются.
Вертеп возник как будто бы сразу в законченном виде. Неизвестны промежуточные его виды, так сказать, этапы становления. Напротив, самые древние сохранившиеся вертепные театры XVIII в., как говорят вертепники, — «ящики», одновременно и самые сложные по конструкции.
Но главное в загадочном происхождении вертепа вот что: он возник в многоязыковой, многоукладной среде, в которой разные культуры жили бок о бок, соседствовали и не враждовали! Именно поэтому вертепная драма почти в неизменном виде существует и на Украине (вертеп), и в Польше (шопка, по названию укрытия для скота, в котором пряталась семья Спасителя), и в Белоруссии (батлейка, от Бетлема (Вифлеема) — места действия рождественских событий), и в Великороссии (вертеп — «пещера» в переводе с церковнославянского). И именно поэтому невозможно точно указать родину вертепа, но лишь район западных границ бывшей Российской империи, где-то между Польшей и украинскими Карпатами.
В России вертеп игрался уже в XVIII в., и не где-нибудь, а в Сибири, завезенный туда выпускниками Киево-Могилянской духовной академии. Играли его и в Смоленской губернии, и даже по Волге. Но в России вертеп не стал «крестьянским» театром, как на Украине и в Белоруссии, а сделался зрелищем городских окраин и ярмарок.
Вертепные ящики в старину делали очень большими: в два, даже в три этажа, со сложными украшениями, и хранили как реликвии по многу лет. Куклами управляли через специальные щели на дне ящика.
Текст вертепного действа передавался из уст в уста, за века в нем сплавились и языки, и обычаи, и время. Но как дорого целомудрие, с которым наши предки отнеслись к рождественской истории! Никто не вложил слов в уста Пресвятой Богородицы или младенца Христа. Сцена Рождества, собственно вертеп, — лишь знак, картина, икона, которая освящает все действо.
К 20-м годам прошлого века вертеп в России практически забыли, но лет тридцать назад снова стали потихоньку вспоминать об этом уникальном явлении культуры. Сегодня же в стране пять вертепных Рождественских фестивалей: в Москве два, свои фестивали в Коломне, Санкт-Петербурге, Владимире. И появятся еще, вот увидите! Есть даже Гильдия вертепщиков, помогающая хранить традиции.
Литературы по вертепу сегодня немало. Можно найти и тексты вертепной драмы, и картинки, и музыку. Но как бы точно вы ни выучили текст пьесы, в вертепе изображение все же важнее слов.
Замечательно готовить вертепное действо всем вместе, всей семьей и показать в Рождество близким! Вертеп нужно играть каждый год, каждое Рождество, и потому действо можно усложнять год от года. Все, что вы сделаете, будет хорошо! Потому что без любви вы за дело не возьметесь, а любовь и есть главное лицо этой драмы.
Позволю себе замечание, не относящееся собственно к вертепному действу, но касающееся празднования Рождества и Святок. Без поста праздника быть не может. А пост — это серьезность, сосредоточенность. Попробуйте из празднества убрать ожидание праздника — и все распадется, праздника не будет. Так было заведено не нами: перед Рождеством — сочельник, то есть строгий пост.
СЦЕНЫ И КУКЛЫ
(Здесь приводится сокращенный вариант вертепной драмы, и состав кукол сведен к минимальному.)
Двухэтажный вертепный ящик — самая традиционная и устойчивая составляющая вертепного представления. Его сделать не так уж и сложно, как может показаться, главное — решить и взяться за работу. В полу верхнего и нижнего этажей щели, по которым проводятся куклы, под полом — скрытое от глаз зрителей пространство для руки кукловода. На верхнем этаже ящика — вертеп со Святым семейством, на нижнем — тронный зал Ирода. Над вертепом сияет Вифлеемская звезда.
Все вертепное действо длится 15 или 20 минут в зависимости от текста, которым вы пользуетесь, и музыкального сопровождения.
Изображение Святого семейства, пастухов, яслей, животных, заглядывающих в окна, то есть изображение рождественского вертепа, позволяет проявить всю вашу любовь к этому празднику. Существуют канонические изображения Рождества, но в театре позволительно фантазировать. Сделайте вертеп кукольным, а не рисованным, это праздничнее!
Наверху разворачиваются первые сцены: ангел возвещает радостную весть, пастухи и волхвы приходят поклониться Святому младенцу.
Внутренние покои дворца Ирода — нижняя сцена вертепного ящика.
Царский дворец обозначается троном, на котором сидит царь Ирод. Во дворце Ирода разворачивается основное действие пьесы.
Самое замечательное и интересное в нижнем ярусе то, что конструкция его должна позволить выскочить из-под трона черту и утащить злодея Ирода в ад!
Вертепные куклы особого рода. Они насажены на штырь, который уходит в щель под сцену, отчего кажется, что движутся куклы по поверхности сцены волшебным образом.
Размеры кукол зависят конечно же от размеров сцены. Но в любом случае кукла должна быть соразмерна руке: высотой в ладонь или чуть больше. Тщательность проработки деталей: лица, украшений одежды — зависит от вашего желания и вкуса. Однако условное, символическое зрелище — вертепная драма — допускает использование и очень условных кукол: без ног, часто без рук, если руки не действуют в сцене, без деталей лица — достаточно лишь глаз, волос и бороды, которые могут быть приклеены, нарисованы, пришиты, но в целом лишь обозначены.
Ангел украшается серебряной и золотой тканями. В руках — цветущая ветвь или колокольчик. Выходит трижды: в первой и последней сценах, открывая и завершая действо, во второй сцене сообщает Рахили о том, что ее дитя взято на небо.
Ангел
Пастух или пастухи, часто юноша и старик. Овечек можно прикрепить к пастухам.
Пастух
Три царя, волхвы. Кукла очень своеобразна: все три крепятся на одном пруте, драпируются контрастными тканями. Выходят либо только в начале действа, либо в начале и в конце — на поклон младенцу. Волхвы могут сообщить Ироду о рождении царя, не спускаясь вниз, во дворец.
Волхвы
Рахиль с младенцем может быть одета, как и пастухи, в национальные одежды той местности, где играется вертеп. Рахиль — мать всех детей, погибших от рук злодеев. Она держит на руках младенца. В сцене избиения младенцев младенец вынимается из ее рук. Эта сцена одна из ключевых.
Рахиль с младенцем
Смерть
Царь Ирод. Самая большая и нарядная кукла. По традиции, у Ирода съемная голова, которая надевается на штырь, а срубленная висит на красной нитке. Ирод должен, по возможности, иметь грозное выражение лица. Ноги и руки Ирода в пьесе не действуют и могут драпироваться одеждой. Ирод сидит на троне почти все представление. При появлении Смерти встает с трона, трон под удары грома разваливается, открывая врата ада, из которых выскакивает черт.
Царь Ирод
Черт. Ликом черен, с огненно-красной пастью. В русской традиции черт более противен, чем страшен, не грозный, а юркий и «скользкий». Черт выходит на сцену по зову Смерти и уносит тело Ирода в ад. «Уносит» условно — достаточно прижать кукол друг к другу.
Воины. Одна или две куклы. Царь Ирод обращается к воинам во множественном числе, но, если воин один, — это вполне приемлемая театральная условность. Воины — очень красочные куклы: они могут быть в латах, как римские легионеры, в кафтанах, как опричники… Однако один из них должен обязательно держать в руках пику, которой убивает младенца, вынимая его из рук матери и унося. Воины выходят дважды: сначала на зов Ирода, затем, конвоируя Рахиль.
Некрылова А.Ф., Савушкина Н.И. Народный театр. Библиотека русского фольклора: Т. 10. — М., 1991.
Греф А.Э. Театр кукол. — М.: ВЦХТ, 2003.
Лариса Захарова: «Вертеп наглядно объясняет суть праздника Рождества»
Не секрет, что у многих слово «вертеп» ассоциируется в первую очередь с логовом разбойников или преступным притоном. А между тем это слово, происходя от старославянского «врътъпъ», обозначает пещеру. Именно ее в православной традиции подразумевали как место рождения Иисуса Христа.
Вертеп — пещера Рождества.
На просторах Российской империи словом «вертеп» называли бродячий кукольный театр, главной пьесой которого и был знаменитый сюжет из Библии.
Значение слова «вертеп»
На вопрос, что такое вертеп, в Википедии можно получить несколько ответов:
Обязательно нужно знать, как освящают нательный крестик в церкви, и как освятить самому.
Примечания
История вертепа
Некоторые учёные считают, что первый вертеп создал в 1223 году знаменитый монах, причисленный к лику святых, Франциск Ассизский. По их версии святой в ночь Рождества был в селении Греччио, и, для напоминания о Великом празднике, там он создал первую живую панораму вертепа.
Постепенно такие панорамы стали популярны во всей Европе, причём как живые, так и статичные из дерева, гипса, фарфора, глины. Они стали своеобразной Библией для верующих, которые не умели читать.
В России такие панорамы тоже стали частью Рождества. Но всё же большим спросом пользовались кукольные вертепы. Они представляли собой ящик с несколькими ярусами, в котором актёры посредством кукол создавали целые спектакли и переносили зрителей в древнюю Иудею. Представление было настолько востребовано, что в конце XVIII века в Санкт-Петербурге была уже целая династия вертепщиков — семья Колосовых. Эта семья в течение века из поколения в поколение передала традиции постановки своих спектаклей.
XIX век считается периодом расцвета этих постановок, ведь тогда вертепники стали показывать свои спектакли даже в Сибири. Бродячие вертепы странствовали по всей стране почти до конца века. Всё это время Рождественская история постепенно перенимала светские радости и горести, и к изначальному рассказу стали добавляться бытовые постановки для развлечения публики.
Это привело к тому, что весёлые сценки оттеснили Божественную мистерию, сделав вертепы народной забавой, существовавшей не только в Рождество, но и до самой Масленицы. Впрочем, известны случаи когда вертепники выступали на Нижегородской ярмарке, которая начиналась 15 июля.
Конец вертепным представлениям положила Октябрьская революция. Религия была провозглашена опиумом для народа и запрещена. Вместе с нею запретили ёлку и, конечно, вертепы.
Ожили эти кукольные спектакли только в 1980 годах, когда Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского обратился к исследователю кукольного театра режиссёру Виктору Новацкому с вопросом о воссоздании вертепов. Виктор Новацкий провёл колоссальную работу по сбору информации и восстановлению кукол, текстов и традиций проведения спектакля. Именно его вариант вертепного представления стал образцом для последователей.
Литература
Вертепное представление
Устройство
Классический вертеп представляет собой ящик с прорезями, по которым актёры водят кукол.
Изнутри он всегда красиво украшен и разделен на два этажа, которые отображают мироздание:
Мир горний – верхний этаж – пещера, в которой родился Христос.
Мир дольний – нижний этаж – дворец царя Ирода в первой части представления и место для показа бытовых сценок во второй части.
Ад – дырка – туда Бес утаскивает казнённого Смертью царя.
Благодаря такому устройству бродячие вертепы легко преодолевали расстояния и устраивали представления где угодно: в домах, избах, на постоялых дровах и, конечно, на ярмарках. Для этого было достаточно раскрыть ящик, достать кукол, поставить лавки или стулья, зажечь свечи и начать рассказ.
Современные вертепы сложнее не стали. Чаще всего это всё тот же ящик с прорезями и самодельными куклами на шестах. Но стали оформляться и статичные ящики, где куклы Святого Семейства, пастухов, волхвов и животных просто размещаются в пещере. А также теперь можно увидеть вертепные представления с живыми актёрами вместо кукол.
Куклы
Вертепные куклы не имеют стандартов, а потому их можно купить или сделать своими руками.
Обычно их вырезают из дерева и раскрашивают либо обшивают тканью. У каждой куклы есть небольшой шест, который опускается в прорези пола-сцены и позволяет кукловоду управлять куклой во время представления.
Существует среди создателей вертепа и неписаное правило: кукла «Богородица» обязательно делается иначе, чем остальные, с особой тщательностью. Порой её заменяет икона Божьей Матери.
Герои рождественского представления неизменны, это:
Живой вертеп[править | править код]
Живой вертеп в Кастильон-Фьорентино
Живой вертеп (англ. Living Nativity Scene, исп. Belén Viviente
, итал. Presepe Vivente) — воспроизведение сцены Рождества с участием людей в роли всех или нескольких персонажей. Обычай живых вертепов получил распространение в некоторых странах католической и протестантской традиции.
Живые вертепы обычно представляют в декорациях, установленных под открытым небом. В качестве декораций могут использоваться также исторические здания или естественные пещеры; нередко в композиции присутствуют живые домашние животные. Иногда организуется целая «Рождественская (Вифлеемская) деревня», в которой многочисленные (до нескольких сотен) исполнители занимаются традиционными ремёслами и бытовыми делами. Зрители имеют возможность свободно перемещаться для осмотра вдоль композиции, а иногда и внутри неё.
Как происходит действо?
Во второй части представления показываются бытовые сценки, затем герои «прощаются» со зрителями.
Современный вертеп со множеством персонажей Неаполь. Фото Lalupa
Как пишет исследователь традиции вертепа Борис Голдовский, музыка в обоих действиях спектакля представления была не менее важна, чем текст. Она всегда давала очень точные характеристики героям и насыщала само представление праздником. Особенно популярны были канты, в которых соединялись народные песни и светские танцевальные мелодии.
Вертеп был и остается одной из любимых традиций празднования Рождества. И каким бы он ни был, статичным, механическим или даже живым, с участием актеров-людей, для зрителя он, прежде всего, — чудесный знак, указывающий на ту самую, Вифлеемскую, пещеру.
Иисус Христос — Сын Божий, родился в вертепе, где остановились на ночлег Богородица и Иосиф
Что же такое вертеп? Вертеп — это слово древнегреческое, означает оно «пещеру». По Священному Писанию, Иисус Христос — Сын Божий, родился именно в вертепе, где остановились на ночлег Пресвятая Богородица и праведный Иосиф.
О рождении Спасителя повествуют евангелисты Лука и Матвей. Все жили с надеждой, что придет Мессия, который сможет исправить последствия греха Адама, а также примет все человечество и спасет от погибели. Во всех книгах Ветхого Завета было указано, что все это исполнится.
То время под властью Иудеи был весь Рим. Император Августин решил объявить всемирную перепись.
Обручник Девы Марии — Иосиф и Пресвятая Богородица была потомками Царя Давида, они пошли в Вифлеем, но все гостиницы были переполнены. Так как Дева Мария ожидала скорого рождения Иисуса Христа, они были просто вынуждены остановиться на ночлег за городом, в обычной пещере.
Так как Дева Мария ожидала скорого рождения Иисуса Христа, они были просто вынуждены с праведным Иосифом остановиться на ночлег за городом, в обычной пещере
Спаситель, рождение которого ждал весь мир, родился в пещере. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли — кормушку для скота. Весь мир спал, и только Ангел, который явился пастухам, сообщил о том, что родился в мир Спаситель. Это запечатлено на многих иконах, картинах.
Ангел Господень посетил пастухов и сообщил им о рождении Иисуса