Что называли хутором в период проведения столыпинской аграрной реформы

Аграрная реформа Петра Столыпина – мечта, убитая на взлете

Что называли хутором в период проведения столыпинской аграрной реформы

За годы службы он получил немалый административный опыт, был гродненским и саратовским губернатором.

Деятельность Петра Аркадьевича Столыпина была весьма разнообразной, и я вряд ли смогу осветить в коротком рассказе все аспекты его многогранной деятельности. Поэтому стоит сосредоточиться на главном.

П. Столыпин с семьей

Что называли хутором в период проведения столыпинской аграрной реформы

Петр Столыпин был инициатором и главным исполнителем аграрной реформы, которая могла коренным образом изменить социально-экономический уклад российской империи.

Необходимость проведения аграрной реформы диктовалась двумя причинами:

1. Политическая. В ходе революции 1905-1907 годов происходили массовые крестьянские волнения и восстания. Необходимо было уменьшить напряжение в обществе и получить поддержку зажиточного крестьянства.

2. Экономическая. Нужно было модернизировать крайне архаический аграрный строй империи.

Какая же разница между этими понятиями? В крестьянском хозяйстве производство направлено на потребление. На рынок идут излишки.

Фермерское хозяйство ориентировано на рынок. Рыночный характер фермерского хозяйства определяется тем, что оно специализировано.

Современная животноводческая ферма

Что называли хутором в период проведения столыпинской аграрной реформы

Фермер производит какой-то один вид продукции (скажем, откармливает бычков), а все необходимое для собственного потребления покупает в магазине, или у соседей, специализирующихся на производстве иного вида продукции.

Подумайте сами: крестьянин обязательно будет держать в хозяйстве корову, ведь семье нужно молоко, фермер же, с большой долей вероятия, вместо коровы добавит лишних полсотни бычков, затрачивая на их содержание почти столько же труда, сколько и на содержание одной коровы.

Результат: на рынок поступит несколько лишних тонн мяса и фермер, к тому же, будет стимулировать рынок, покупая нужное для его семьи молоко и другие продукты.

Отсюда легко можно понять, чем фермерское хозяйство лучше крестьянского. На единицу затраченного труда, при одинаковых условиях, фермер производит в разы больше продукции.

Петр Столыпин, Председатель Совета Министров России в 1906-1911 гг.

Что называли хутором в период проведения столыпинской аграрной реформы

Я перечислю три основных условия для перехода к фермерскому хозяйству, а потом их расшифрую.

Первое. Необходимо, чтобы земля была в собственности фермера, или в худшем случае, в долгосрочной аренде.

Второе. Земли требуется значительно больше, потому что трудозатраты на единицу продукции меньше.

И, наконец, третье условие. Для нормального функционирования фермерскому хозяйству нужен дешевый кредит.

Условие первое. Мы должны рассмотреть вопрос собственности, в частности, определить характер землепользования до реформы и то, что получилось в результате ее проведения.

Заранее прошу прощение у просвещенного читателя за обилие деталей, но иначе мы не сможем в полной мере оценить значение этой реформы.

Итак, положение, сложившееся до реформы. Представим себе гипотетическое село, в котором живут четыре хозяина: Иван, Петр, Степан и Никифор. Каждый из них владеет пятнадцатью гектарами земли. Как и в любой реальной деревне, полевые угодья разбросаны в нескольких полях.

Что называли хутором в период проведения столыпинской аграрной реформы

Допустим, в нашем селе есть три поля, носящие название «На холме», «У болота» и, скажем, «За рекой». Участок «За дамбой», используется как сенокос. Урочище «Овраги» отведено под пастбище.

Пятнадцать гектаров каждого из наших домохозяев состоят из отдельных участков в каждом из полей и делянки на сенокосе. Кроме того, в совместном пользовании жителей деревни, объединенных в общину, находится также пастбище и лес.

Для этого вводится принудительный севооборот. Одно из полей крестьяне засевают озимыми, другое – яровыми, третье отводится под пар. Крестьяне дружно засевали в одно время свои участки, затем, не менее дружно собирали урожай каждый со своего участка, а после сбора урожая пускали скот по стерне.

В оптимальный, с точки зрения погоды, год град неожиданно уничтожил посев в поле «За рекой». Во всех случаях все домохозяева пострадают одинаково.

Что называли хутором в период проведения столыпинской аграрной реформы

Далее. Пахотная земля обладает способностью истощаться и каждые несколько десятков лет община меняет хозяйственное предназначение означенных земельных участков. Распахивается пастбище, унавоженное естественным путем, а одно из полей становится сенокосом, или пастбищем. Естественно, наши домохозяева по жребию, занимают новые участки

То есть, у крестьянина не было постоянной земли, и свои 15 гектаров он всегда имел в разных местах.

Теперь скажите, был хоть малейший стимул крестьянина надрываться и улучшать свой участок, скажем, мелиорировать его или очищать от валунов? Нет, не было.

Скажите: была хоть какая-то возможность сельскому хозяину, в условиях принудительного севооборота, завести какую-либо прогрессивную систему плодосмены или севооборота: семиполье, одинадцатиполье, или семнадцатиполье (есть и такое)?

Эта система господствовала в землепользовании сотни лет и была направлена на выживание всех членов крестьянской общины, а не на производство максимального количества продукции.

Что называли хутором в период проведения столыпинской аграрной реформы

Будущего у такой системы не было. Быстрый рост населения, который, вообще-то призван стимулировать развитие экономики, в описанной ситуации неуклонно вел бы ее к стагнации.

Отцы семейств вынуждены были делить свои земельные участки между наследниками и средняя площадь крестьянского надела с каждым годом постоянно бы уменьшалась.

Крестьянское малоземелье было бы законсервировано. Это означало, во-первых: сохранение постоянного очага социального напряжения и возможных крестьянских выступлений, и, во-вторых: уменьшение товарности сельского хозяйства, ведь, чем меньше у крестьянина земли, тем большая доля урожая идет на собственное потребление. Крестьянин не только не смог бы кормить горожанина, но и самого себя содержал бы с трудом.

Что же провозглашала столыпинская реформа. В соответствии с указом от 9 ноября 1906 года

— отменялись обязательные земельные общины, и предоставлялось каждому крестьянину право требовать выделения ему земли в одном массиве, который назывался «отруб».

Что называли хутором в период проведения столыпинской аграрной реформы

Посмотрите на схему. Теперь крестьянин имел всю землю в компактном участке и мог с ней делать все, что заблагорассудится.

Однако не всем крестьянам выпадала участок рядом с деревней. Многим из крестьян необходимо было добираться до своего поля несколько верст, что не просто.

Что называли хутором в период проведения столыпинской аграрной реформы

Таким образом, первая задача реформы, передача земли в собственность крестьянина была выполнена. Теперь крестьянин мог заводить любую мыслимую систему севооборота и любыми способами улучшать землю. Удачливый хозяин мог прикупить земельки, его менее удачливый сосед мог свой участок продать и уехать в город, пополнив резервную армию труда, совсем нелишнюю в условиях экономического развития. Разорившийся домохозяин мог и не переселяться в город, а стать наемным рабочим у разбогатевшего, что также неплохо, ведь растущее фермерское хозяйство постоянно требует новых рабочих рук.

Справочная книжка для ходоков и переселенцев

Что называли хутором в период проведения столыпинской аграрной реформы

Территория Азиатской России была разделена на 12 переселенческих районов с землеустроительными и землеотводными партиями, агрономическими, медицинскими, школьными, дорожными, гидротехническими отделами.

Переселенческие земли ежегодно распределяли между губерниями и уездами Европейской России по особой предварительной разверстке в виде долей, на которые направлялись переселенцы.

Переселенцы освобождались на длительное время от налогов и получали в собственность участок земли, размеры которого несколько менялись, в зависимости от региона.

В большинстве случаев предоставляли 15 десятин на главу семьи и 45 десятин на всех остальных членов этой семьи. Кроме того, каждая семья получала денежное пособие в 200 рублей.

Крестьяне на Челябинском переселенческом пункте

Что называли хутором в период проведения столыпинской аграрной реформы

Каждый участок включал пахотные и пастбищные угодья, часто лес или был обеспечен свободный доступ к нему. В общем, на таком участке вполне можно было вести интенсивное хозяйство.

Я, разумеется, не буду утверждать, что у каждого переселенца, по мановению волшебной палочки, возникла образцовая ферма. У кого-то дела пошли плохо, и он вынужден был возвратиться, кто-то хозяйствовал по- старинке, но наиболее трудолюбивые крестьяне не пропали.

Всего за годы реформы переселилось более трех миллионов крестьян- новоселов, однако и обратный поток был достаточно значительным – более пятисот тысяч человек. Эти цифры, конечно, не поражают, ведь планировалось переселить, по меньшей мере, 25 миллионов человек, однако все же, за десять пореформенных лет количество переселенцев почти вдвое превысило их численность за предыдущие 40 лет.

Причины относительной неудачи переселения очевидны. Функционирование фермерского хозяйства в значительных масштабах требовало наличия определенной инфраструктуры, обеспечивающей бесперебойное снабжение фермерских хозяйств, и организацию сбыта их продукции. Такая инфраструктура лишь зарождалась.

Группа крестьян-переселенцев у переселенческой канцелярии

Что называли хутором в период проведения столыпинской аграрной реформы

Численность переселявшихся и темпы переселения часто превышали темпы подготовки участков к заселению.

Недостаточно было чиновников для этой работы, их квалификация не всегда отвечала необходимым требованиям, имели место взяточничество и коррупция.

В ряде мест не успевали подготовить участки, провести к ним дороги. Добавьте к этому непривычный климат, недостаточные размеры помощи, не позволявшие дожить до первого урожая, и следует удивляться уже тому, что возвращенцев было относительно немного.

Но главное – начало то было положено. Большинство переселенцев продолжили освоение Сибири. Возник образец, который мог постоянно действовать на остающихся крестьян, мотивируя их к переселению.

Переселенцы ехали в столыпинских вагонах

Что называли хутором в период проведения столыпинской аграрной реформы

Молебен перед отправкой 1400 крестьян Полтавской губернии в Тобольскую и Оренбургскую губернии.

Что называли хутором в период проведения столыпинской аграрной реформы

Недаром, популярной была поговорка, о переселенцах «Дальше едешь, тише будешь».

Здание Крестьянского земельного банка в Симбирске

Что называли хутором в период проведения столыпинской аграрной реформы

Нужен был государственный банк, предоставляющий льготные кредиты крестьянам-фермерам. Поэтому Столыпин реорганизовал ранее созданный Крестьянский поземельный банк, который начал предоставлять ссуды крестьянам под залог земли под небольшой процент (так, заем на 13 лет предоставлялся под 2,9% годовых). Деятельность банка была весьма масштабной. Всего, за 1906-1916 годы банк выдал кредитов на более чем миллиард рублей, а крестьяне при посредничестве Крестьянского поземельного банка приобрели около 10 миллионов десятин.

П. Столыпин знакомится с хуторским хозяйством в Подмосковье

Что называли хутором в период проведения столыпинской аграрной реформы

Банк также сам скупал землю у помещиков и продавал ее крестьянам в кредит. После указа 1906 года, за период 1906-1916 годов крестьяне приобрели в кредит напрямую у банка около трех миллионов десятин.

Крестьяне оказались надёжными заёмщиками, и за период 1909-1913 годов банк обращал взыскание на 20-35 тысяч десятин земли в год, то есть не более чем на 2 % годового объёма продаж.

Проведение реформы следует признать удовлетворительным. Из 13,5 миллионов крестьянских домохозяйств к 1916 году выделились из общины и создали хутора и отруба около полутора миллионов хозяйств.

Больше двух с половиной миллионов крестьян создали собственные хозяйства в азиатской части страны. В результате реформы, помещичьи хозяйства фактически утеряли свое хозяйственное значение. В 1916 году крестьяне засевали (на собственной и арендуемой земле) 89,3 % земель и владели 94 % сельскохозяйственного скота.

Распределение вновь образованных хуторов между домохозяевами

Что называли хутором в период проведения столыпинской аграрной реформы

Разумеется, реформа вызвала сильное сопротивление. Правые партии были недовольны разрушением крестьянской общины, традиционно считавшейся опорой существующего строя, левые, мечтая о новой революции, не желали уменьшения социальной напряженности на селе.

Немало самих крестьян также сопротивлялись реформе, опасаясь разорения и не желая менять привычный образ жизни.

Убийство П. Столыпина. Художник Д. Несипова

Что называли хутором в период проведения столыпинской аграрной реформы

Похоронили Петра Столыпина в Киево-Печерской лавре, и я посещал его могилу. После его смерти влиятельных сторонников реформы не осталось, а после революции 1917 года, эта реформа была вообще забыта.

Я абсолютно уверен, что реформа Петра Столыпина была разумной и продуманной и действительно, могла бы радикально изменить Российскую империю.

Сейчас я становлюсь на скользкий путь альтернативной истории, но все же попробую определить результаты этой реформы, если бы она не была прервана на взлете.

Самое очевидное – резкий рост производства сельскохозяйственной продукции и как следствие – возрастание доходов государства и жизненного уровня всего населения.

Петр Столыпин. Художник И. Репин

Что называли хутором в период проведения столыпинской аграрной реформы

Далее – появление широкой прослойки людей с пристойным уровнем доходов, которых бы уже не интересовали проблемы классовой борьбы, и шариковский лозунг – все взять и поделить, перестал бы быть столь привлекательным.

Среди других следствий – появление резервной армии труда, так необходимой для индустриализации страны.

А также, существенное расширение внутреннего рынка, стимулирующее развитие не только сельского хозяйства, но и промышленности, что опять подводило к необходимости индустриализации.

Чтобы понять, насколько эта реформа была необходима, вдумайтесь в основной смысл сталинской коллективизации – это превращение мелкого крестьянского потребительского хозяйства в крупное высокотоварное колхозное хозяйство.

Что называли хутором в период проведения столыпинской аграрной реформы

Разница в одном слове, но цена этому слову высока. Реформа могла бы пройти за счет повышения жизненного уровня крестьян, но осуществилась за счет его существенного снижения. Результатом могло стать наиболее передовое сельское хозяйство, а получилось наиболее отсталое. И наконец, желанная индустриализация могла бы пройти естественно, без надрыва, без поисков врагов и судебных процессов и способствовать процветанию народа и государства.

Поэтому, нам остается лишь скорбеть, что великая реформа не была доведена до конца и закончилась, едва начавшись.

Что называли хутором в период проведения столыпинской аграрной реформы

И в завершение, хочу пригласить всех, интересующихся историей, пересмотреть мои ролики на Ютубе, сосредоточенные на канале «Mihnik» https://www.youtube.com/channel/UCg3j5quaczAxjDnSdz9ropA

Что называли хутором в период проведения столыпинской аграрной реформы

Лига историков

8.3K пост 36.1K подписчика

Правила сообщества

— уважение к читателю и открытость

— регулярность и качество публикаций

— умение учить и учиться

— бездумный конвейер копипасты

— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

— простановка тега [моё] на компиляционных постах

— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)

— дискуссии на тему постов

— уважение к труду автора

— личные оскорбления и провокации

— неподкрепленные фактами утверждения

Мне было интересно, с удовольствием почитаю ещё.

Что называли хутором в период проведения столыпинской аграрной реформы

Базу для столыпинской реформы создал указ 1905 года (ноябрь) об отмене выкупных платежей, согласно которому крестьяне (пока в рамках общины) становились собственниками своей земли. В октябре 1906 года была отменена подушная подать и круговая порука, ограничена власть земских начальников и уездных властей над крестьянством, увеличены права крестьян на земских выборах, расширена свобода передвижения и избрания крестьянами места жительства.

9 ноября 1906 года был принят указ, предоставлявший крестьянам право свободного выхода из общины с передачей ему части земли в частную собственность (14 июня 1910 года этот указ был одобрен Думой и стал законом). Социально-политический смысл этого указа заключался в создании класса мелких собственников — сельской буржуазии как социальной опоры царизма в борьбе против притязаний на помещичьи земли безземельного и малоземельного крестьянства.

Сущность столыпинской аграрной реформы заключалась в насаждении капиталистического землевладения за счет ликвидации общины. Земли помещиков при этом не затрагивались.

Следует отметить, что идеологи реформы делали упор не на создание экономических и юридических условий для скорейшей капитализации сельского хозяйства, а на изменение основ землеустройства. Причем обновление землеустройства предполагалось производить достаточно единообразно — сведением отдельных полос земли выделяющегося из общины в один участок — отруб. Если же к отрубу подверстывалась площадь деревенской усадьбы и на нее переносилось жилье, то получался хутор.

Было очевидным, что ликвидация общины приведет к раздроблению крестьянства и что лишь небольшая часть его сможет возвыситься до положения крепких хозяев. Основная часть крестьянства должна была разориться, перейти в батраки или уйти в город или прозябать в прежнем кабальном положении. Но Столыпина это мало интересовало.

Он делал ставку, по его выражению, «не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных, которые и явятся преградой для развития революционного движения». Столыпин мечтал о наступлении «тысячелетнего царства», когда помещичьи усадьбы будут окружены плотным кольцом кулацких хуторов, которые и станут защитным валом от «пугачевщины».

В печати была развернута широкая пропагандистская кампания. В районы давнего хуторского хозяйства организовывались экскурсии. Для выделяющихся из общины были введены финансовые льготы. Однако русские крестьяне не кинулись на хутора и отрубы; массового переселения не получилось. Крестьяне издревле привыкли жить в коллективе, в миру и не желали селиться на хуторах и отрубах. Хутора разъединяли крестьянские наделы, хутора уничтожали деревню, а вместе с ней — и тысячелетний крестьянский уклад. Поэтому крестьяне упорно сопротивлялись разрушению общинного уклада своей жизни. Выходцев из общины всячески третировали: жгли дома и постройки, отбирали скот, избивали, не разговаривали с ними и т. п. Поэтому многие крестьяне забирали назад свои заявления о выходе из общины.

Кроме того, большинство сельского населения исходило просто из здравых соображений и практического опыта. Значительная часть земель в России находится в зоне неблагоприятной для сельского хозяйства. Поэтому крестьянин страховался тем, что имел полосы в разных местах общинного надела: в засушливый год выручали полосы в низинах, в дождливый — на возвышенности.

В силу того, что землеустроительные комиссии предпочитали не возиться с отдельными дворами, а разбивать на хутора и отрубы все селение, им приходилось добиваться согласия на такую разбивку от всего крестьянского общества. Достигать этого методами убеждения не всегда удавалось, приходилось прибегать к методам давления, от угроз ареста «бунтовщиков» до прямых репрессий против целых деревень.

Несмотря на все усилия правительства, за период 1907—1915 годы из общины вышли 2 млн семей: что составляло чуть более 10 % всех крестьянских хозяйств. Все они в целом занимали около 9 % надельной земли. Община в центре России устояла.

Другим направлением столыпинской реформы была продажа крестьянам части удельных и казенных земель через Крестьянский банк. Превращение земли в объект купли-продажи было попыткой разрушить нравственные устои русского крестьянства, смотревшего на землю как на «ничью», «Божью». Это, к слову сказать, соответствовало христианским ценностям и понятиям.

Согласно библейской притче, Иисус Христос изгнал торговцев из храма. Это можно понимать так, что есть в мире вещи, которыми торговать нельзя. И прежде всего, это относится к земле. Земля, дарованная Богом, не может быть товаром, являться предметом купли-продажи. В Ветхом Завете есть и прямые указания об этом: «Землю не должно продавать навсегда; ибо Моя земля; вы пришельцы и поселенцы у Меня». Сказано это было Богом Моисею на горе Синайской.

Тем не менее, землю стали продавать и покупать. За время существования Крестьянского банка по 1913 год общинами было куплено 3,06 млн десятин, товариществами (кооперативами) 10 млн, а частными хозяевами 3,68 млн Если учесть, что всего в России в 1911—1915 годы посевных площадей было 85 млн десятин, то видно, что распродать земли удалось немного.

При этом следует иметь в виду, что трудовые крестьянские хозяйства, выйдя из общины и даже приобретя дополнительные наделы, быстро теряли землю. А покупали ее часто люди, занимавшиеся торговлей или ростовщичеством, для спекуляции или с целью сдачи ее в аренду. Землеустроители сплошь и рядом вынуждены были отводить участки людям некрестьянского звания в размере 100, 200, 300 и более десятин. Между тем, закон запрещал продавать более шести наделов в одни руки (средний надел составлял 7 десятин). Такое массовое нарушение закона говорит о том размахе коррупции, которая была в России в то время.

Изъятие земли у тех трудовых крестьянских хозяйств, которые вышли из общины и прикупили надел иди два, происходил просто — через тот же Крестьянский банк. Банк, скупая землю в среднем по 45 рублей за десятину, продавал по 115—125 рублей, приводя такой политикой к разорению своих наименее имущих покупателей, и последние нередко или оказывались вынужденными добровольно продавать свои участки и оставаться совсем без земли, или «сгонялись» самим банком за неисправный взнос платежей.

Третьим важным пунктом столыпинской аграрной реформы было переселение крестьян за Урал. Переселяя крестьян за Урал, правительство хотело ослабить земельный голод в Европейской части России, а главное — отправить миллионы безземельных подальше от помещичьих имений. Переселенцы были освобождены на длительное время от налогов, получали в собственность участок земли (15 десятин на главу семьи и 45 десятин на всех остальных членов семьи) и денежное пособие — 200 рублей на семью.

В первые годы после революции переселение за Урал развивалось быстрыми темпами: за три года (1907—1909) число переселенцев составило 1 млн 708 тыс. С 1909 года переселение замедлилось: за период 1910—1916 годы за Урал переселилось 1 млн. 224 тыс. человек. И хотя процент закрепившихся на новом месте был довольно высок, часть людей, все потерявших и потому озлобленных, вернулась назад. С 1906 по 1914 год в Сибирь переселилось 3 млн. 40 тыс. человек. Обратно вернулось 524 тыс.

Хотя правительству и не удалось достичь поставленной цели — уменьшить малоземелье крестьян за счет переселений (естественный прирост крестьянского населения был выше числа переселенцев), в целом эта политика имела прогрессивный характер. Увеличивалось население Сибири, осваивались пустующие земли, был дан толчок развитию производительных сил Сибири.

В целом же столыпинская аграрная реформа не добилась поставленных целей. В частности, не произошло соединения работника-крестьянина со средством производства — с землей. Реформа не поступилась принципами, оставив нетронутым поместное землевладение, подпилив сук, на котором держалось самодержавие, вплотную подвела деревню к революционным взрывам 1917 года.

Правительство и царь не хотели понять, что без жертвы, принесенной помещиками, без исправления в понимании крестьян исторической несправедливости — существования поместного землевладения — не будет мира в стране. Именно стремление крестьянства получить землю оказалось главным фактором нестабильности, определившим в конечном итоге неуспех столыпинской аграрной реформы.

Столыпинская реформа не создала таких условий, чтобы процесс пошел по нарастающей, чтобы втягивал в себя крестьянство, пусть и после начального периода сопротивления. Почему же крестьянство сопротивлялось фермеризации и всему тому, что ей сопутствовало? Потому что она противоречила его интересам.

Что же дала для развития сельского хозяйства аграрная реформа Столыпина?

Она способствовала освоению целинных и залежных земель в Сибири и Казахстане. Площадь посевов за годы реформы выросли на 10,5 млн десятин (на 14 %). А производство за 1911—1915 годами по сравнению с 1901—1905 годы выросло так: пшеницы на 12 %, ржи — на 7,4 %, овса — на 6,6 % и ячменя — на 33,7 %.

Прирост небольшой. Не произошло и заметного изменения в улучшении технического обеспечения сельскохозяйственного производства и организации земледелия.

Конечно, положение в русской деревне несколько улучшилось. Но это связано не со Столыпинской аграрной реформой. Это связано, во-первых, с отменой выкупных платежей; во-вторых, с ростом мировых цен на зерно; в-третьих, с отсутствием в тот период сильных неурожаев, за исключением 1911 года. Но зато подряд два года (1912 и 1913) были очень хорошие урожаи.

В целом, вызвав тяжелые социальные потрясения, реформа Столыпина в сельском хозяйстве не дала заметного общественного и экономического эффекта. Кооперация крестьян обещала дать значительно больше, чем классовое расслоение и капиталистическое ведение хозяйства. В трудных условиях Первой мировой войны оно показало свою жизнеспособность: если посевная площадь частновладельческих хозяйств уменьшилась на 50 %, то посевная площадь крестьян под хлеба выросла на 20 %.

Столыпинский план преобразования России не исчерпывался только сельским хозяйством.

Он включал в себя целый комплекс законопроектов, которые, по словам кадета В.А. Маклакова, должны были «превратить Россию в правовое государство и тем самым надрезать революции корни». В своей первой публичной речи по поводу вступления на пост председателя Совета министров (август 1906 года) Столыпин заявил, что правительство разрабатывает целый ряд вопросов, важнейшими из которых являются: о свободе вероисповедания; о неприкосновенности личности и о гражданском равноправии, в смысле устранения ограничений и стеснений отдельных групп населения; об улучшении быта рабочих и, в частности, о государственном их страховании; о реформе местного самоуправления; о преобразовании местных судов; о введении всеобщего начального обучения и улучшении материального обеспечения народных учителей; о реформе средней и высшей школ; о подоходном налоге; о полицейской реформе, направленной к слиянию общей и жандармской полиции; о мерах исключительной охраны общественного порядка и общественного спокойствия.

Претворение этих законов в жизнь было бы серьезным шагом по пути превращения России в государство буржуазного типа. Однако почти все они были провалены в Государственном совете, с которым, как и с царем, П.А. Столыпин вступил в определенную конфронтацию. Поэтому как государственный деятель он во многом не проявил себя. Тем более что он сам не считал эти законы первостепенными. По его мнению, громадное большинство населения просто не понимало их и потому в них не нуждалось.

Общеизвестна его фраза: «Сначала успокоение, а затем реформы».

Петр Аркадьевич был руководителем очень жесткого типа. Решительности ему было не занимать. Ради претворения аграрной реформы он жертвовал не только буквой, но и духом закона. Сделав все возможное для подавления народной революции, он вполне заслуженно снискал славу «обер-вешателя» как со стороны революционных, так и либеральных кругов.

После третьеиюньского переворота Столыпин несколько видоизменил свой подход, заявив в одном из интервью в 1909 году: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России». Но в принципе он остался прежним.

Частенько Столыпин поддерживал русских националистов, выдвигавших лозунг «Россия для русских». В частности это проявилось при обсуждении вопросов о введении земств в западных губерниях, о Холмщине и о выборах в Государственный совет.

В 1908 году Столыпин предложил распространить на 9 западных губерний положение о земствах 1864 года. Встретив противодействие в Думе, он, угрожая отставкой, добился от царя согласия распустить Думу на три дня — «на каникулы». В эти три дня царь подписал указ о введении земств в западных губерниях — украинских и белорусских.

Холмский вопрос был поднят епископом Евлогием, который предложил выделить Холмскую губернию из состава Царства Польского и включить ее в число русских губерний. Часть Галицко-Волынской Руси с крепостью Холм была захвачена Польшей еще в середине XIV веке. Большинство населения здесь составляли украинцы, а помещики — в основном поляки. Почти все помещики были католиками, в то время как крестьяне в большинстве своем исповедовали православие. Это и послужило основой предложения Евлогия. После обсуждения и споров законопроект о выделении Холмской губернии был принят Думой в апреле 1912 года.

Урезание прав окраин коснулось и Финляндии. 17 мая 1910 года Думой и Государственным советом был принят закон, изымавший из ведения Финляндского сейма (права которого были восстановлены во время революции 1905—1907 годов) вопросы общегосударственного значения.

В 1909 году группа членов Государственного совета внесла предложение с целью сокращения депутатов от западных губерний. Дело в том, что все депутаты были поляки, так как в их руках были сосредоточены крупные землевладения, а выборы в Государственный совет производились по земельному цензу. Предлагалось разделить девять губерний на три избирательных округа. Русские выборщики выбирали по два человека от округа, а поляки по одному. Таким образом, от девяти губерний выбиралось бы шесть русских и три поляка. Столыпину эта идея нравилась: с одной стороны, либеральная форма, а с другой, — реализация лозунга «Россия для русских».

Трагизм ситуации заключался в противоречивости Столыпина как государственного деятеля, а также в том, что цели реформ вступили в противоречие с методами их реализации. Это и оказало решающее влияние на провал столыпинских реформ и крах Столыпина как государственного деятеля. Против него и его реформ повели борьбу представители самых разных направлений.

Но если левые рассматривали борьбу со Столыпиным и его реформами как классовую проблему, то правые, к которым, в конце концов, примкнул и Николай II, видели в нем нарушителя «вековых устоев». Им нужен был Столыпин-«успокоитель», в Столыпине-реформаторе они не нуждались, не понимая того, что столыпинские реформы, или революция сверху, были последним шансом старого режима предотвратить революцию снизу.

Не нашел П.А. Столыпин взаимопонимания и с Государственной думой, которую он рассматривал как важный инструмент успокоения и реформирования страны.

Но очевидно, что гибель Столыпина явилась следствием неудачи его политики. Поэтому нельзя согласиться с теми, кто считает его великим реформатором. Если бы он был великим реформатором, то в 1917 году не было бы никакой революции: ни Февральской, ни Октябрьской.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *