Что называется военной опасностью
Опасность военная
Полезное
Смотреть что такое «Опасность военная» в других словарях:
ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ — состояние межгосударственных и внутригосударственных отношений, при котором существует потенциальная возможность возникновения вооруженного конфликта … Юридическая энциклопедия
ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ — особое состояние отношений между государствами (или их коалициями), обусловленное сочетанием неблагоприятных политических, экономических, военных и других факторов, способных привести к войне. Предполагает возможность (вероятность) военного… … Война и мир в терминах и определениях
Военная опасность — б) военная опасность состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы;. Источник: Указ Президента РФ от… … Официальная терминология
Военная медицина — Под этим названием подразумевается прикладная наука, имеющая задачей путем применения всех соответствующих медицинских знаний упрочить санитарное состояние войск в смысле сбережения их здоровья, устранения всех неблагоприятных внешних условий и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Военная авиация Германской империи — Deutsche Luftstreitkräfte – официальное название немецких воздушных сил в период 1910 –1918. В состав немецких воздушных сил входили: • Военная авиация (Fliegertruppe) • Воздухоплавательные части (Luftschiffertruppe) • Метеорологическая служба… … Википедия
ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ РЕАЛЬНАЯ — – преднамеренная активизация внутренних и внешних сил, средств и факторов потенциального агрессора вплоть до мобилизации всех сил и открытой демонстрации своей военной мощи в преддверии войны для устрашения другого государства (коалиции… … Война и мир в терминах и определениях
ВОЕННАЯ УГРОЗА — потенциальная опасность войны, которую можно оценить степенью готовности какого либо государства (коалиции государств) к осуществлению нападения на другие государства. Под военной угрозой обычно понимают состояние процессов целенаправленного и… … Война и мир в терминах и определениях
Военная оппозиция — («Военная оппозиция»,) группа делегатов Восьмого съезда РКП(б) (См. Восьмой съезд РКП) (1919), выступавшая против линии ЦК партии в военном строительстве. В «В. о.» входили В. М. Смирнов, Г. И. Сафаров, Г. Л. Пятаков, А. С. Бубнов, Ем.… … Большая советская энциклопедия
«ВОЕННАЯ ОППОЗИЦИЯ» — группа делегатов Восьмого съезда РКП(б) (1919), выступавшая против использования старых воен. специалистов на командных должностях в Красной Армии, против единоначалия, против введения Уставов и наставлений, что по существу означало сопротивление … Советская историческая энциклопедия
Военная угроза — наивысшая форма проявления военной опасности, непосредственно затрагивающая военную безопасность государства: 1) демонстрация или скрытая готовность к применению военной силы; 2) состояние военно политической обстановки, при котором существует… … Пограничный словарь
Военная опасность и военная угроза методологический аспект и некоторые выводы
Наука и военная безопасность, №3/2004, стр.15-17
Военная опасность и военная угроза: методологический аспект и некоторые выводы
слушатель Военной академии Генерального штаба
Вооруженных сил Российской Федерации, кандидат
военных наук, профессор Академии военных наук
Из жизненного опыта автора.
Можно ли было избежать поражения в этой войне?
Можно ли было прекратить галопирующую гонку вооружений, аккумулировать ресурсы и перенацелить их на реформу и оздоровление экономики и технологическое перевооружение производства?
Наверняка мы так бы и сделали, если бы в то время осознали, что гонку вооружений нашей стране целенаправленно навязывают и ведут страну к экономическому перенапряжению и краху.
«И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище…» А. Даллес, 1945 г. Нам следует освободиться от заблуждений и учиться, в том числе на своих ошибках и уроках поражений, делать из них выводы, чтобы не допустить повторения ситуации, но уже в отношении Беларуси. И первый вывод, который надо сделать, заключается в том, что в вопросах обеспечения военной безопасности государства необходимо объективно оценивать геополитическую ситуацию вокруг Республики Беларусь и реально осознавать, какая военная опасность и какие угрозы существуют для суверенитета, независимости и территориальной целостности нашего государства.
На основе результатов этой оценки должны осуществляться строительство Вооруженных Сил, подготовка войск и планирование их применения в случае перерастания военной угрозы в вооруженную агрессию.
Более того, на основе этой оценки необходимо ясно и аргументированно ответить на вопросы: существует ли военная опасность или реальная военная угроза для Республики Беларусь; каков характер и степень этой опасности и угроз; представляет ли угрозу Республике Беларусь произошедшее расширение НАТО? И четко обозначить позицию государства в этой области.
К сожалению, в различных публикациях и выступлениях некоторых авторов, в том числе и тех, кому по долгу службы положено глубоко разбираться в этих вопросах, зачастую просматривается непонимание сущности категорий военной безопасности страны, незнание методологии оценки военной опасности и угроз (потенциальных и реальных) и способов применения этой методологии в практической деятельности.
Процесс выявления источников военной опасности, оценки ее уровня и определения реальных военных угроз требует ясного понимания их общности и специфических различий.
Под военной опасностью понимается состояние военно-политической обстановки, характеризующееся совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к вооруженному конфликту или войне.
Наличие и характер военной опасности зависят от множества условий и обстоятельств, которые в определенном сочетании выступают в роли факторов.
Основными факторами, определяющими наличие военной опасности, являются:
1. Существующие противоречия в общественно-политической, экономической или других областях внутри государства или между государствами, для разрешения которых допускается возможность использования вооруженных сил.
2. Наличие вооруженных сил, способных вести наступательные действия, а также инфраструктуры, обеспечивающей их эффективное применение.
3. Согласие военно-политического руководства отдельных государств с возможностью вооруженного насилия как средства разрешения существующих противоречий в свою пользу.
4. Наличие и возможность создания военно-политических союзов государств и их коалиций как субъектов военно-политических отношений.
Даже поверхностный анализ военно-политической обстановки и геостратегической ситуации в центральноевропейском регионе позволяет утверждать: в настоящее время все вышеперечисленные факторы имеют место быть. Следовательно, можно сделать вывод, что в настоящее время СУЩЕСТВУЕТ РЕАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
Возможно ли создать такие условия, при которых военная опасность для Республики Беларусь или любого другого государства будет отсутствовать? Если рассматривать с позиций взаимосвязи военной опасности и вышеперечисленных факторов военно-политической обстановки, то можно выделить минимум три задачи, которые необходимо будет решить для достижения этой цели.
Во-первых, устранить любые противоречия, для разрешения которых возможно применение военного насилия. Но человеку не дано устранить противоречия, поскольку они появились и существуют в силу жизнедеятельности самого человека. Человеку не дано также создать идеально равные условия существования всех людей и государств на Земле, а это главное условие устранения противоречий как источника военной опасности.
В-третьих, убедить руководство всех государств в аморальности применения вооруженного насилия для разрешения существующих или появляющихся противоречий и добиться от них соответствующих официальных заверений. Но история подтверждает ту мысль, что все обязательства при необходимости с легкостью нарушаются.
Но это не более как абстрактные умозаключения и соображения общего порядка, которые позволяют говорить о военной опасности как объективном явлении в жизни общества.
При определенных условиях напряженность военно-политической обстановки, уровень военной опасности могут возрастать. О возрастании уровня военной опасности как тенденции развития военно-политической обстановки свидетельствует ряд косвенных признаков: дипломатические демарши, усиление военно-экономической изоляции, резкая активизация информационной борьбы и т.д.
В зависимости от степени вероятности развязывания войны определяются соответствующие уровни (степени) военной опасности. В различных публикациях по военно-политической проблематике выделяют разное количество уровней военной опасности. Но, на мой взгляд, с достаточно четко очерченными границами просматриваются три уровня (степени) военной опасности.
1-й уровень: отсутствие военной угрозы, когда при наличии всех вышеперечисленных факторов, свидетельствующих о наличии военной опасности, нет конкретно обозначившегося противника.
2-й уровень: направленная военная угроза, когда те или иные государства или другие организованные антиправительственные силы демонстрируют свои враждебные намерения против объекта агрессии, что дает основание рассматривать их в качестве вероятных противников.
3-й уровень: непосредственная военная угроза, когда обозначившийся противник, завершив проведение основных мероприятий по военным приготовлениям, решительно настроен реализовать в кратчайшие сроки свои агрессивные планы.
Исходя из приведенной классификации, военную угрозу следует рассматривать как высший (третий) уровень военной опасности.
В отличие от военной опасности военная угроза указывает не на потенциальную возможность, а на обозначившееся явное намерение одной из сторон (вероятного противника) использовать военную силу. О наличии такого намерения и, следовательно, о наличии военной угрозы государству можно судить по ряду признаков (факторов), основными из которых являются:
1. Резкое обострение противоречий и вступление их в кризисную стадию.
То есть когда предпринимаемые для разрешения конфликта политико-дипломатические и другие меры исчерпаны и положительных результатов не дали.
2. Непосредственное создание противостоящей стороной группировок вооруженных сил, необходимых для ведения военных действий.
3. Заявления военно-политического руководства противостоящей стороны о решимости использовать военную силу и поддержка общественностью избранного курса на силовое разрешение противоречий.
Убежденность военно-политического руководства противостоящей стороны в целесообразности вооруженного насилия как средства разрешения существующих противоречий.
Убежденность государственного руководства в целесообразности применения военной силы, как правило, формируется в случае, если есть уверенность в том, что:
а) применение военной силы позволит разрешить противоречия в свою пользу;
б) возможный ущерб (потери, разрушения, экономические затраты, ущерб для политического авторитета и т.д.) не превысит допустимый уровень и будет оправдан политическими, экономическими и другими выгодами от победы.
Если рассматривать военно-политическую обстановку и геостратегическую обстановку вокруг Республики Беларусь с целью выявления вышеперечисленных признаков военной угрозы государству, то можно утверждать, что:
у Республики Беларусь ни с одним из государств или коалиций государств нет противоречий, которые не могут быть разрешены мирными средствами;
в настоящее время вблизи границ Республики Беларусь нет признаков непосредственной подготовки группировок вооруженных сил других государств или их коалиций для ведения военных действий;
ни одно из государств не заявляет о возможности использовать военную силу против Республики Беларусь, и очевидно, что в случае проявления таких намерений они не будут поддержаны мировой общественностью.
На основании этих утверждений правомочно сделать вывод, что в настоящее время НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ УГРОЗЫ ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НЕ СУЩЕСТВУЕТ.
Формат данной статьи не предполагает непосредственной оценки военно-политической обстановки вокруг Республики Беларусь, в том числе действий других стран, затрагивающих интересы и безопасность Республики Беларусь. Вместе с тем хочется отметить одну особенность современной политики в отношении Республики Беларусь. В свое время К. фон Клаузевиц дал классическое определение:
«Война есть продолжение политики, только иными средствами».
Под «иными средствами» видный немецкий военный теоретик подразумевал средства вооруженной борьбы.
Сегодня, наблюдая за тем, что происходит вокруг моего Отечества, приходит на ум другое определение:
«Политика есть война, только иными, невоенными средствами».
Реальность такова, что с вступлением наших соседей в блок НАТО баланс сил в регионе изменился. У границ Республики Беларусь оказалась военно-политическая машина, военная мощь которой многократно превышает силы Беларуси, которая не входит в этот блок и далеко не всегда одобряет методы деятельности этого военно-политического союза.
А.А. Керсновский, «Философия войны».
Вряд ли кто-либо будет оспаривать это умозаключение русского военного писателя. Его можно принимать как аксиому, или закономерность. Если рассматривать эту закономерность применительно к теме статьи, можно сделать еще один вывод, касающийся направленности военной опасности или военной угрозы:
«Военная опасность (военная угроза) всегда исходит от более сильного более слабому, но не наоборот».
Из размышлений автора над «Философией войны».
Таким образом, вступление ряда восточноевропейских стран в блок НАТО способствует нарастанию напряженности военно-политической обстановки в центральноевропейском регионе и формирует направленность военной опасности для Республики Беларусь, то есть способствует переходу военной опасности на новый (второй) уровень.
В связи с этим представляется вполне обоснованным, что первым принципом обеспечения военной безопасности Республики Беларусь определена «своевременность определения и классификации реальной военной угрозы».
В целом определение характера, уровня и направленности военной опасности должно стать одним из главных вопросов оценки и прогнозирования военно-политической обстановки и одним из условий обеспечения безопасности страны. Нам нельзя забывать предостережение генерал-майора русской армии, профессора Академии Генерального штаба Красной Армии Александра Андреевича Свечина:
1. При написании статьи автором использованы материалы различных открытых публикаций по вопросам военной опасности и военной безопасности и прежде всего работы профессора кафедры стратегии ВА ГШ ВС РФ генерал-лейтенанта в отставке Н.П. Клокотова.
3. п. 11 Закона Республики Беларусь «Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь».
Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте