Что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Методологические основы психологии

НАСТРОЙКИ.

Что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

Что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

Что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

Что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

Виктор Вениаминович Константинов

Методологические основы психологии

Общие представления о методологических основах и теоретико-методологических проблемах психологии студенты всех форм обучения и аспиранты психологических факультетов получают при изучении раздела «Введение в психологию» в курсе «Общая психология» и дисциплины «Методологические основы психологии».

Однако при подготовке к экзаменам, а тем более к государственным экзаменам, в любом университете требуется показать разносторонность усвоенных знаний, их глубину, умение обосновать свою точку зрения. Это тем более важно, что все обо всем знать невозможно! И вот здесь на помощь приходит методология приобретения и реализации знаний. Некоторые практические рекомендации по овладению такими методами изложены в данном учебном пособии.

Исходя из этого структура учебного пособия включает: некоторые общие положения проблемы; анализ существующих точек зрения и методологических подходов различных исследователей к рассмотрению данной проблемы; возможные пути поиска оптимальных общих методологических основ ее решения и обоснования собственных взглядов.

Глава 1 Основные этапы эволюции психологического знания и изменения взглядов на предмет психологии

Темы

1.1. Подходы к периодизации исторического развития. Мифологическое осмысление мира

1.2. Рациональное осмысление мира

1.3. Научный этап в сфере познания психического

1.4. Современные взгляды на предмет психологии. Основные зарубежные школы и направления

1.5. Отечественная психологическая мысль

1.1. Подходы к периодизации исторического развития. Мифологическое осмысление мира

Мы начинаем издалека вполне обоснованно, ибо каждая наука имеет свою историю. Именно знание истории науки, становления ее теоретических основ, проблематики и методологических подходов, принципов определяет общую культуру каждого будущего специалиста. Однако следует отметить, что разговор пойдет не собственно об истории психологических идей и учений (эти проблемы рассматриваются в отдельной дисциплине «История психологии»), а о выделении основных этапов развития психологической мысли, с тем чтобы сложилось ясное представление, как эволюционировал предмет психологии, когда она возникла как самостоятельная наука и какой спектр проблем психической реальности она решала и решает.

Следует иметь в виду также, что каждая наука исследует какую-либо сторону объективной реальности, окружающей нас действительности. В силу этого науки отличаются друг от друга специфическими, присущими только им областями (т. е. объектами) и предметами исследования. Что такое психология как наука, каковы ее предмет и объект исследования, мы рассмотрим позже, в отдельной теме. Но предмет психологии, поскольку с его эволюцией мы постараемся познакомиться, определим, в первом приближении, следующим образом: предметом психологических взглядов на протяжении всей истории человеческого познания является та сущность психического, которую мы хотим познать.

В историческом развитии философско-психологических и собственно психологических взглядов можно выделить ряд этапов. Например, некоторые психологи выделяют: донаучный, философский и собственно научный этапы развития [84, с. 11; 55, с. 8-10].

Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н. э. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах, легендах, первоначальных языческих религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).

Следующий, можно сказать, преднаучный, период начинается на рубеже VI-IV вв. до н. э. и длится почти до середины XIX в. Психология в этот период развивается в рамках философии, поэтому он получил условное название философского периода.

С середины XIX в. психология оформляется как самостоятельная наука. Начинается научный этап в развитии психологического знания.

Такая периодизация вполне приемлема, поскольку ее авторы, по всей вероятности, исходят из идеи парадигмального подхода. Однако не даны объяснения оснований выделения данных этапов и не совсем ясны соответствующие им названия.

Исходя из этого можно предложить следующую периодизацию в эволюции взглядов на предмет психологии. Выделение данных этапов также исходит из идеи парадигмального подхода и исторического структурно-логического анализа эволюции предмета психологии.

► Парадигма (от греч. paradeiyma – пример, образец) – теория (иди модель постановки проблем), принятая в качестве образна решения исследовательских задач, один из существующих подходов для раскрытия исторической логики формирования научных знаний в той или иной области. Данный подход предложил американский историк физики Томас Сэмюэл Кун. Создавая теорию научных революций, Кун выявил систему понятий, среди которых важное место принадлежит понятию «парадигма», т. е. «. признанным всеми научным достижениям, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу» [42, с. 11]. История науки представлена в ней как конкурентная борьба между различными научными сообществами. Основой для формирования и функционирования таких сообществ является принятие учеными определенной модели научной деятельности – совокупности теоретических стандартов, методологических принципов и норм, ценностных критериев и мировоззренческих установок. Смена парадигм и представляет собой научную революцию.

Рис. 1.1. Эволюция мировоззренческих парадигм

Мифологическое мироощущение, мировосприятие, миропредставление, миропонимание и мирообъяснение характерны для эпохи первобытно-общинного и частично рабовладельческого строя (если пользоваться марксистской периодизацией общественно- исторического развития). Ф. Энгельс отмечал, что «. уже с того весьма отдаленного времени, когда люди, еще не имея никакого понятия о строении своего тела и не умея объяснить сновидений, пришли к тому представлению, что их мышление и ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой души, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти, – уже с этого времени они должны были задумываться об отношении этой души к внешнему миру» [107].

Таким образом, первые представления о душе (греч. psyche, лат. anima) как некой бестелесной, нематериальной силе, имеющей самостоятельное, независимое от тела существование в «потустороннем» мире, появляются в глубокой древности и имеют тысячелетнюю историю.

Еще нет науки, нет философии. Фактически еще нет даже религии в современном понимании. Первобытный человек полудикими племенами живет в пещерах, окружен со всех сторон хищными зверями и враждебными стихиями. Его терзают холод, жара, он вечно голоден, вечно окружен опасностью и страхом смерти. И все- таки уже у этого первобытного человека появляются первые «детские» вопросы о том, что представляет собой окружающий мир и, прежде всего, что представляет собой он сам?

Он видит и слышит. Но что в нем видит, что в нем слышит? Он двигается, нападает, убегает. Но что движет им, что управляет его руками, ногами, телом? Наверное, внутри сидит какой-то маленький человечек, который через его глаза смотрит и видит, который через его кожу чувствует, который через его уши слышит [32].

Когда человек умирает, этот маленький человечек в нем куда-то исчезает и остается одно тело. Значит, внутри человека есть что-то, что дает ему жизнь, дает возможность двигаться, видеть, слышать, дышать. Вот это «что-то» и получило название души. Сначала его представляли даже не как человечка, а как животное, считавшееся родоначальником данного племени (тотемом) [32].

Именно тотем и система табу составляли мировоззренческую, морально-нравственную, духовную и регулятивную основу первобытного общества.

Тотем (на языке североамер. индейцев оджибве «ототем»,

Источник

Леонтьев А. Н., «Теория деятельности»: кратко о главном

Что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн — основоположники советской психологической школы, в основе которой лежит абстрактное понятие личности. В его основе — произведения Л.С. Выготского, посвященные историко-культурному подходу. Эта теория раскрывает термин «деятельность» и другие связанные с ним понятия.

История создания и основные положения концепции

С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева теория деятельности была создана в 30-е годы 20 века. Они разрабатывали эту концепцию параллельно, без обсуждений и консультаций. Однако в их работах оказалось много общего, поскольку при разработке психологической теории ученые использовали одни и те же источники. Основателями были работы талантливого советского мыслителя Л.С. Выготского, при создании концепции также использовалась философская теория Карла Маркса.

Что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

Основной тезис теории деятельности А. Н. Леонтьева кратко выражается следующим образом: не сознание формирует деятельность, а деятельность формирует сознание.

В 1930-е гг., Исходя из этой позиции, Сергей Леонидович определяет основную позицию концепции, в основе которой лежит тесная связь сознания и деятельности. Это означает, что психика человека формируется в процессе деятельности и в процессе работы, и проявляется в них. Ученые подчеркнули, что важно понимать следующее: сознание и деятельность составляют единство, имеющее органическую основу. Алексей Николаевич подчеркнул, что эту связь ни в коем случае нельзя путать с тождеством, иначе все положения, которые встречаются теоретически, теряют свою силу.

Таким образом, по мнению А. Н. Леонтьева, «деятельность — сознание личности» является главной логической связью всего понятия.

Что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

Основные психологические феномены теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна

Каждый человек подсознательно реагирует на внешний раздражитель серией рефлекторных реакций, но активность не входит в число этих раздражителей, так как регулируется умственной работой человека. Философы в представленной ими теории рассматривают сознание как некую реальность, не предназначенную для самонаблюдения человеком. Он может проявляться только благодаря системе субъективных отношений, в частности, через деятельность индивида, в процессе которой ему удается развиваться.

Алексей Николаевич Леонтьев разъясняет положения, высказанные его коллегой. Он говорит, что психика человека строится в своей деятельности, формируется благодаря ей и проявляет себя в деятельности, что в конечном итоге приводит к тесной связи двух понятий.

Личность в теории деятельности А. Н. Леонтьева рассматривается в единстве с действием, работой, мотивом, целью, задачей, действием, потребностью и эмоциями.

Концепция деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна представляет собой целую систему, включающую методологические и теоретические принципы, позволяющие изучать психологические явления человека. В концепции деятельности А. Н. Леонтьева содержится положение о том, что основным предметом, помогающим изучать процессы сознания, является деятельность. Этот исследовательский подход начал формироваться в психологии Советского Союза в 1920-х годах. В 1930 г уже предлагались две интерпретации этой деятельности. Первая позиция принадлежит Сергею Леонидовичу, сформулировавшему указанный выше в статье принцип единства. Вторая формулировка была описана Алексеем Николаевичем совместно с представителями Харьковской психологической школы, определившей общность структуры, влияющей на внешнюю и внутреннюю деятельность.

Что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

Основное понятие в теории деятельности А. Н. Леонтьева

Деятельность — это система, которая построена на основе различных форм реализации, выражающихся в отношении субъекта к материальным объектам и миру в целом. Эта концепция была сформулирована Алексеем Николаевичем, а Сергей Леонидович Рубинштейн определял деятельность как совокупность любых действий, направленных на достижение поставленных целей. По мнению А. Н. Леонтьева, активность в сознании индивида играет первостепенную роль.

Структура деятельности

Что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

В 30-е годы ХХ века в психологической школе А. Н. Леонтьев выдвинул идею о необходимости построения структуры деятельности для полноты определения данного понятия.

ЧислоСтартовая цепочкаКонец цепочки
13МероприятияПричина (обычно необходимость)
2/2ДействиеЗадача
3/1ОперацияЗадача (при определенных условиях становится целью)

Эта модель действительна для чтения сверху вниз и наоборот.

Есть две формы деятельности:

Внешняя деятельность

Внешняя деятельность складывается из различных форм, которые выражаются в предметно-практической деятельности. В этом представлении происходит взаимодействие субъектов и объектов, последние открыто представлены для внешнего наблюдения. Примеры этой формы бизнеса:

Внутренняя деятельность

Внутренняя деятельность отличается тем, что взаимодействия субъекта с любым изображением предметов скрыты от прямого наблюдения. Примеры этого типа:

Мотив

Что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

Общая психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна определяет мотив как объект потребности человека, оказывается, что для характеристики этого термина необходимо обратиться к потребностям субъекта.

В психологии мотив — это двигатель любой существующей деятельности, то есть это толчок, приводящий субъекта в активное состояние, или цель, ради которой человек готов что-то делать.

Потребности

На необходимость общей теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна есть две расшифровки:

«Опредмеченная» потребность

Эту концепцию можно проследить на примере новорожденной утки, которая еще не столкнулась с каким-либо конкретным объектом, но ее свойства уже закрепились в сознании цыпленка — они были переданы ему матерью в самом общем виде на генетическом уровне уровень, поэтому у него нет желания следить за тем, что появляется перед его глазами во время вылупления из яйца. Это происходит только во время встречи утки, у которой есть его потребность, с объектом, потому что у него еще нет сформированного представления о появлении своего желания в материальном мире. Эта вещь в цыпленке вставляет в подсознание образец генетически закрепленного образцового образа, поэтому он способен удовлетворить потребности утки. Таким образом происходит запечатление данного объекта, соответствующего желаемым характеристикам, как объекта, который удовлетворяет соответствующие потребности, и потребность принимает «объективную» форму. Вот так подходящая вещь становится поводом для определенной активности испытуемого: в этом случае, в последующее время, цыпленок будет везде следовать своей «объективированной» потребности.

Что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

Таким образом, Алексей Николаевич и Сергей Леонидович имеют в виду, что потребность в самом раннем этапе своего формирования не такова, это в начале своего развития потребность организма в чем-то, что находится вне тела субъекта, несмотря на то, что оно отражает себя на его ментальном плане.

Эта концепция описывает, что цель — это направления, для достижения которых человек реализует определенную деятельность в форме соответствующих действий, подсказываемых мотивом субъекта.

Различия цели и мотива

Алексей Николаевич вводит понятие «цель» как желаемый результат, возникающий в процессе планирования человеком какой-либо деятельности. Подчеркните, что причина отличается от данного термина, потому что это то, для чего выполняются все действия. Цель — это то, что вы планируете сделать, чтобы достичь цели.

Как показывает практика, в повседневной жизни приведенные выше в статье термины никогда не совпадают, а дополняют друг друга. Кроме того, следует понимать, что между мотивом и целью существует определенная связь, поэтому они зависят друг от друга.

Человек всегда понимает, в чем цель совершаемых или предполагаемых им действий, то есть его задача осознана. Получается, что человек всегда точно знает, что он собирается делать. Пример: поступление в вуз, сдача заранее выбранных вступительных экзаменов и т.д.

Почти во всех случаях причина бессознательна или бессознательна для испытуемого. То есть человек может даже не догадываться об основных причинах ведения какого-либо бизнеса. Пример: кандидат очень хочет поступить в тот или иной вуз — он объясняет это тем, что профиль этого учебного заведения совпадает с его интересами и желаемой будущей профессией, по сути, основной причиной выбора этого вуза является желание остаться рядом с любимой девушкой, которая учится в этом университете.

Эмоции

Анализ эмоциональной жизни испытуемого — направление, которое считается ведущим в теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна.

Что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

Эмоции — это непосредственное переживание человеком значения цели (разум также может считаться предметом эмоций, потому что на бессознательном уровне он определяется как субъективная форма существующей цели, для которой он внутренне проявляется в психике человека).

Эмоции позволяют человеку понять, каковы настоящие причины его поведения и деятельности. Если человек достигает поставленной цели, но не испытывает от нее желаемого удовлетворения, то есть, наоборот, возникают негативные эмоции, значит, причина не реализована. Следовательно, успех, которого достиг человек, на самом деле является воображаемым, потому что то, ради чего были предприняты все действия, не было достигнуто. Пример: кандидат поступил в вуз, где учится его возлюбленная, но был отчислен неделей ранее, что обесценивает достигнутые молодым человеком успехи.

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Методологические основы психологии

НАСТРОЙКИ.

Что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

Что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

Что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

Что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

Виктор Вениаминович Константинов

Методологические основы психологии

Общие представления о методологических основах и теоретико-методологических проблемах психологии студенты всех форм обучения и аспиранты психологических факультетов получают при изучении раздела «Введение в психологию» в курсе «Общая психология» и дисциплины «Методологические основы психологии».

Однако при подготовке к экзаменам, а тем более к государственным экзаменам, в любом университете требуется показать разносторонность усвоенных знаний, их глубину, умение обосновать свою точку зрения. Это тем более важно, что все обо всем знать невозможно! И вот здесь на помощь приходит методология приобретения и реализации знаний. Некоторые практические рекомендации по овладению такими методами изложены в данном учебном пособии.

Исходя из этого структура учебного пособия включает: некоторые общие положения проблемы; анализ существующих точек зрения и методологических подходов различных исследователей к рассмотрению данной проблемы; возможные пути поиска оптимальных общих методологических основ ее решения и обоснования собственных взглядов.

Глава 1 Основные этапы эволюции психологического знания и изменения взглядов на предмет психологии

Темы

1.1. Подходы к периодизации исторического развития. Мифологическое осмысление мира

1.2. Рациональное осмысление мира

1.3. Научный этап в сфере познания психического

1.4. Современные взгляды на предмет психологии. Основные зарубежные школы и направления

1.5. Отечественная психологическая мысль

1.1. Подходы к периодизации исторического развития. Мифологическое осмысление мира

Мы начинаем издалека вполне обоснованно, ибо каждая наука имеет свою историю. Именно знание истории науки, становления ее теоретических основ, проблематики и методологических подходов, принципов определяет общую культуру каждого будущего специалиста. Однако следует отметить, что разговор пойдет не собственно об истории психологических идей и учений (эти проблемы рассматриваются в отдельной дисциплине «История психологии»), а о выделении основных этапов развития психологической мысли, с тем чтобы сложилось ясное представление, как эволюционировал предмет психологии, когда она возникла как самостоятельная наука и какой спектр проблем психической реальности она решала и решает.

Следует иметь в виду также, что каждая наука исследует какую-либо сторону объективной реальности, окружающей нас действительности. В силу этого науки отличаются друг от друга специфическими, присущими только им областями (т. е. объектами) и предметами исследования. Что такое психология как наука, каковы ее предмет и объект исследования, мы рассмотрим позже, в отдельной теме. Но предмет психологии, поскольку с его эволюцией мы постараемся познакомиться, определим, в первом приближении, следующим образом: предметом психологических взглядов на протяжении всей истории человеческого познания является та сущность психического, которую мы хотим познать.

В историческом развитии философско-психологических и собственно психологических взглядов можно выделить ряд этапов. Например, некоторые психологи выделяют: донаучный, философский и собственно научный этапы развития [84, с. 11; 55, с. 8-10].

Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н. э. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах, легендах, первоначальных языческих религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).

Следующий, можно сказать, преднаучный, период начинается на рубеже VI-IV вв. до н. э. и длится почти до середины XIX в. Психология в этот период развивается в рамках философии, поэтому он получил условное название философского периода.

С середины XIX в. психология оформляется как самостоятельная наука. Начинается научный этап в развитии психологического знания.

Такая периодизация вполне приемлема, поскольку ее авторы, по всей вероятности, исходят из идеи парадигмального подхода. Однако не даны объяснения оснований выделения данных этапов и не совсем ясны соответствующие им названия.

Исходя из этого можно предложить следующую периодизацию в эволюции взглядов на предмет психологии. Выделение данных этапов также исходит из идеи парадигмального подхода и исторического структурно-логического анализа эволюции предмета психологии.

► Парадигма (от греч. paradeiyma – пример, образец) – теория (иди модель постановки проблем), принятая в качестве образна решения исследовательских задач, один из существующих подходов для раскрытия исторической логики формирования научных знаний в той или иной области. Данный подход предложил американский историк физики Томас Сэмюэл Кун. Создавая теорию научных революций, Кун выявил систему понятий, среди которых важное место принадлежит понятию «парадигма», т. е. «. признанным всеми научным достижениям, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу» [42, с. 11]. История науки представлена в ней как конкурентная борьба между различными научными сообществами. Основой для формирования и функционирования таких сообществ является принятие учеными определенной модели научной деятельности – совокупности теоретических стандартов, методологических принципов и норм, ценностных критериев и мировоззренческих установок. Смена парадигм и представляет собой научную революцию.

Рис. 1.1. Эволюция мировоззренческих парадигм

Мифологическое мироощущение, мировосприятие, миропредставление, миропонимание и мирообъяснение характерны для эпохи первобытно-общинного и частично рабовладельческого строя (если пользоваться марксистской периодизацией общественно- исторического развития). Ф. Энгельс отмечал, что «. уже с того весьма отдаленного времени, когда люди, еще не имея никакого понятия о строении своего тела и не умея объяснить сновидений, пришли к тому представлению, что их мышление и ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой души, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти, – уже с этого времени они должны были задумываться об отношении этой души к внешнему миру» [107].

Таким образом, первые представления о душе (греч. psyche, лат. anima) как некой бестелесной, нематериальной силе, имеющей самостоятельное, независимое от тела существование в «потустороннем» мире, появляются в глубокой древности и имеют тысячелетнюю историю.

Еще нет науки, нет философии. Фактически еще нет даже религии в современном понимании. Первобытный человек полудикими племенами живет в пещерах, окружен со всех сторон хищными зверями и враждебными стихиями. Его терзают холод, жара, он вечно голоден, вечно окружен опасностью и страхом смерти. И все- таки уже у этого первобытного человека появляются первые «детские» вопросы о том, что представляет собой окружающий мир и, прежде всего, что представляет собой он сам?

Он видит и слышит. Но что в нем видит, что в нем слышит? Он двигается, нападает, убегает. Но что движет им, что управляет его руками, ногами, телом? Наверное, внутри сидит какой-то маленький человечек, который через его глаза смотрит и видит, который через его кожу чувствует, который через его уши слышит [32].

Когда человек умирает, этот маленький человечек в нем куда-то исчезает и остается одно тело. Значит, внутри человека есть что-то, что дает ему жизнь, дает возможность двигаться, видеть, слышать, дышать. Вот это «что-то» и получило название души. Сначала его представляли даже не как человечка, а как животное, считавшееся родоначальником данного племени (тотемом) [32].

Именно тотем и система табу составляли мировоззренческую, морально-нравственную, духовную и регулятивную основу первобытного общества.

Тотем (на языке североамер. индейцев оджибве «ототем»,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *