Что называется товаром в товароведении

Товароведение

Товароведение — это наука о товарах.

Товар — это продукт материальной деятельности, созданный для продажи и удовлетворяющий какие-либо потребности. Товар обладает определенными потребительскими свойствами, которые создают потребительскую стоимость в товаре.

Товароведение как наука и учебная дисциплина изучает потребительские свойства товаров. Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение», что означает «знания о товарах». Есть много определений товароведения. К примеру, К. Маркс считал, что «потребительские стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины — товароведения».

Потребительские стоимости товаров являются предметом товароведения. Благодаря потребительской стоимости продукция становится товаром, так как удовлетворяет конкретные потребности человека.

Возникновение товароведения как самостоятельной дисциплины в России относится к XVI в. В 1575 г. появилась первая книга по товароведению («Торговая книга») с описанием «всяких земель» товаров, в которой подробно рассказывалось о привозных товарах из других стран, а также о товарах, которые экспортировались в то время из России (пенька, меха, воск, мед, зерно и др). Первый период развития товароведения с середины XVI до XVIII в. называют товароведно-описательным.

С XVIII по XIX в. товароведение развивается в тесной связи с химией, физикой, биологией и другими науками. С развитием промышленности и торговли, совершенствованием естественнонаучных знаний оно приобрело характер наукой дисциплины.

Большое внимание в описании товаров уделялось технологии их производства, поэтому второй этап называют товароведно-технологическим.

Особая заслуга в становлении отечественного товароведения принадлежит Модесту Яковлевичу Киттары (1825—1880). В 1860 г. в труде «Публичный курс товароведения» им была сделана попытка дать классификацию товаров.

В развитие товароведения большой вклад внесли П.П. Петров (1850-1928) и Я.Я. Никитинский (1854-1924), Ф.В. Церевитинов (1874—1947). Они уточнили задачи товароведения, показали его связь с технологией производства, с сельскохозяйственными и экономическими науками. П.П. Петровым, Я.Я. Никитинским, Ф.В. Церевитиновым в 1906—1908 гг. был издан учебник по товароведению промышленных товаров и пищевых продуктов в двух томах. Позднее этот учебник был переработан и значительно расширен и вышел в 1914—1915 гг. уже в четырех томах. Этот учебник служил основой для подготовки многих поколений товароведов.

В 1927 г. Я.Я. Никитинский опубликовал первую научную монографию «Очерки по товароведению пищевых продуктов».

В 1933 г. Ф.В. Церевитинов издал обширную монографию по товароведению «Химия свежих плодов и овощей», многие теоретические положения не утратили своей актуальности на современном этапе развития товароведения.

В настоящее время появляются новые пути в развитии товароведения — прогнозируется создание товаров с учетом изменяющихся потребностей.

Третий этап развития товароведения называется товароведно-формирующим. Перед товароведением встают новые задачи: управление ассортиментом, оценка качества современного и прогнозируемого ассортимента, разработка оптимальных условий эксплуатации и ухода за товарами и др.

Товароведение как научная дисциплина связано с такими науками, как химия, физика, микробиология. Определение качества продовольственных товаров, условий их хранения основано на химических, микробиологических и физических процессах.

Знание химии позволяет понять причины порчи пищевых продуктов.

Для успешной коммерческой деятельности нужны товароведческие знания в комплексе с маркетингом, менеджментом, бухгалтерским учетом в торговле.

Общие понятия в товароведении

Глубина классификации — характеризуется числом ступеней классификации, т. е. числом использованных признаков классификации.

Классификатор — документ, который содержит систематизированный перечень объектов классификации и классификационных группировок, позволяющий присваивать объекту определенное обозначение (код).

Классификация — логический процесс распределения любого множества (понятий, свойств, явлений, предметов) на категории (подмножества) разного уровня в зависимости от определенных признаков и выбранных методов деления.

Конкурентоспособность товара — относительная обобщенная характеристика товара, характеризующая его выгодные отличия от товаров — конкурентов по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение.

Номенклатура потребительских свойств — перечень потребительских свойств, разделенный на взаимосвязанные уровни и используемый при различных операциях по оценке качества товаров.

Полуфабрикат — продукт труда, который следует подвергнуть еще одной или нескольким стадиям обработки прежде чем он станет готовым изделием.

Потребительские свойства товара — свойства, обусловливающее его полезность и способность удовлетворять потребности потребителей, проявляющиеся в процессе потребления.

Потребность — нужда в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы и общества в целом.

Признак классификации — параметр, по которому выделяются классификационные группировки на определенных уровнях.

Продукция — результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для использования в хозяйственных или иных целях.

Свойства товара — объективная особенность товара, проявляющаяся в сфере товарного обращения, потребления или эксплуатации.

Ступень классификации — этап разделения множества на составляющие части по одному из признаков.

Сырье — продукты труда, используемые для дальнейшей переработки в производстве готовых изделий.

Товар — продукт труда, производимый для удовлетворения человеческих потребностей и реализуемый в результате продажи или обмена;

— любая вещь, неограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи (ГОСТ Р 51303-99).

Товароведение — наука и учебная дисциплина об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительную ценность, и факторах обеспечения этих характеристик.

Удовлетворенность потребителей — восприятие потребителями степени удовлетворения их требований.

Услуга — совокупность процесса и результата целевой деятельности предприятия сервисного обслуживания по удовлетворению конкретной бытовой потребности заказчика.

Фабрикат — продукт, предназначенный для производственного или личного потребления без дополнительной переработки.

Источник

Введение

§1. Цели, задачи и содержание предмета «Товароведение непродовольственных товаров»

Товар – это продукт труда, предназначенный для реализации (продажи), с целью удовлетворения конкретных потребностей человека.

Товар обладает двумя видами стоимости:

Товароведение – это наука о товаре, как о предмете торговли.

Термин «товароведение» происходит от слов «товар» и «ведать», что означает знание о товарах.

В 1575 вышла первая книга по товароведению – «Торговая книга», в которой описывались товары, привозимые из других стран.

Целью товароведения является изучение характеристик, составляющих потребительную стоимость товара, а также их изменений на всех этапах товародвижения.

Содержанием товароведения являются изучение потребностей в товарах; факторов, обусловливающих потребительную стоимость и качество; исследование уровня качества выпускаемых товаров и прогнозирование качества перспективных товаров; разработка методов измерения и оценки свойств и потребительной стоимости; исследование изменений качества в сфере обращения и эксплуатации, а также разработка научной классификации товаров, изучение факторов формирования и управления ассортиментом, разработка рациональных показателей ассортимента и направлений его совершенствования и развития.

При решении этих задач товароведение использует характерный для него метод – экономический и естественно-технический системный подход при исследовании качества и ассортимента продукции и разработке рекомендаций по их оптимизации.

Товароведение как наука базируется на основных положениях химии, физики, экономики, так как практическая целесообразность и рентабельность торговых предприятий определяются производством, покупкой и продажей качественных, конкурентоспособных товаров.

Основные задачи товароведения:

Товароведение непродовольственных товаров одна из основных специальных дисциплин, формирующих профессиональные знания и умения продавцов, товароведов и других торговых работников торговли.

§2. Потребительские свойства товаров

Потребительские свойства (таблица 1) – это свойства товаров, которые проявляются в процессе потребления и удовлетворяют конкретные потребности человека.

1) Безопасность – это свойство, которое обеспечивает защиту человека от опасных воздействий:

2) Функциональные свойства – товар должен выполнять свои функции согласно назначения:

3) Эргономические свойства – обеспечивают удобство и комфорт при пользовании товаром, способствуют сохранению здоровья и работоспособности. Их определяют:

4) Надежность в потреблении – характеризуется:

5) Эстетические свойства – включают показатели:

Товар должен быть: красивым; эстетичным; все детали должны быть подобраны по форме, цвету, отделке; масса и форма товара должны соответствовать антропометрическим показателям человека и назначению, иметь безупречный товарный вид.

Источник

Предмет товароведения

Предметом товароведения является потребительские ценности товаров, а также методы их познания и обеспечения. Только потребительская ценность делает продукцию товаром. Если потребительская ценность товара не отвечает реальным запросам потребителей, он не будет востребован, не будет использован.

1-й, Возникновение товароведения как самостоятельной дисциплины в России относится к 16 в. В 1575 г. появилась первая книга по товароведению («торговая книга») с описанием товаров, в которой рассказывалось о привозных товарах из других стран. Первый период развития товароведения с нач. 16 в. до 18 в. называют Товароведно-описательный.

2-й, С 18 по 19 в.в. товароведение развивается в тесной связи с химией, биологией и др. науками. Большое внимание в описании товаров уделялось технологии их производства, поэтому второй этап называют Товароведно-технологический.

3-й, Третий этап развития с сер. 20 в. по наст. время называется Товароведно-формирующий.

Перед товароведением встают новые задачи:

Управление ассортиментом, оценка качества современного и прогнозируемого ассортимента, разработка оптимальных условий эксплуатации и ухода за товарами.

Товароведение как наука и учебная дисциплина должна решать следующие основные задачи:

1) изучение основополагающих характеристик товара;

2) изучение методов классификации и кодирование;

4) оценка качества товара (выявление дефектов, причины возникновения, характер дефектов, установление градации качества);

5) определение количественных и качественных характеристик единичных экземпляров и товарных партий;

6) установление товарных потерь, причины их возникновения, и меры по снижению;

7) знать товароведную характеристику конкретных товаров.

Название научной и учебной дисциплины «товароведение» является производным от слов «товар» и «ведать» (знать) и дословно может интерпретироваться на современном языке как «знание о товаре».

Товароведение, как одна из отраслей знаний, в первую очередь связано с развитием товарного производства и потребностями торговли.

Однако в современном понимании этого термина товароведение рассматривается как научная и учебная дисциплина, предметом изучения которой являются потребительные стоимости товаров народного потребления.

Как известно, к товарам народного потребления относятся товары промышленных, сельскохозяйственных и кустарных предприятий, предназначенные для реализации в сфере обращения с целью удовлетворения материальных и культурных потребностей населения.

Именно изучением потребительных стоимостей этой группы товаров и занимается современное товароведение.

Потребительные стоимости других продуктов труда, например, таких, как сырье, средства производства, является также предметом изучения других смежных отраслей наук — материаловедения, машиноведения и др.

Продукты труда становятся товаром лишь при наличии товарного производства и товарного обращения.

В зависимости от типа потребления продуктов труда их потребительную стоимость подразделяют на индивидуальную и общественную.

Индивидуальной потребительной стоимостью обладают продукты труда, произведенные не для обмена и продажи, а для потребления. Например, индивидуальной потребительной стоимостью характеризуется продукция, выращенная для личного потребления на приусадебном участке.

Продукт труда, произведенный для обмена или торговли с целью удовлетворения потребностей общества, характеризуется общественной потребительной стоимостью.

Общественная потребительная стоимость единицы товара определяется как единичная потребительная стоимость, а потребительная стоимость общественного продукта, удовлетворяющего потребности определенных групп потребителей или всего общества, определяется как совокупная потребительная стоимость.

Единичная потребительная стоимость связана с удовлетворением личных потребностей отдельного человека или его семьи.

Совокупная общественная потребительная стоимость товаров создается для удовлетворения потребностей общества или отдельных его групп.

Общественная потребительная стоимость товаров характеризуется двумя неразрывно связанными сторонами: материально-вещественной и социально-экономической. Поэтому изучением потребительной стоимости занимаются многие научные дисциплины. Предметом изучения товароведения является материально-вещественная сторона потребительной стоимости, а социально-экономическая сторона потребительной стоимости является объектом изучения ряда экономических дисциплин.

Потребительная стоимость товара обусловлена присущими ему потребительскими свойствами, проявляющимися при использовании товара потребителем для удовлетворения материальных, культурных или биологических потребностей.

Следует, однако, отметить, что не все свойства товаров относятся к категории потребительских.

Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей качества зависит от назначения товара и является необходимым условием установления уровня качества товара.

В зависимости от той роли, которую играют потребительские свойства в жизненном цикле товара, их можно подразделить на функциональные, эргономические, эстетические, а также свойства безопасности и надежности.

Важнейшей характеристикой товара является его безопасность, относящаяся к потребительским свойствам, обеспечивающим безвредность потребления и использования товара человеком. При этом безопасность рассматривается в качестве потребительского свойства, обеспечивающего защиту, как человека, так и среды его обитания от вредных и токсичных воздействий товара при его потреблении, хранении, транспортировке и утилизации.

Оценивая безопасность товара в целом, следует учитывать возможность причинения им травм (механических, тепловых, химических и др.), вероятность выделения веществ, вредных для человека и окружающей среды (канцерогенных, токсичных и др.), а также наличие опасных физических воздействий (звуковых, световых, радиационных и др.).

Показатели надежности товара в потреблении представляют собой показатели качества товара, характеризующие сохранение основных параметров его функционирования во времени и в пределах, соответствующих заданным условиям потребления или эксплуатации.

Показатели надежности товара включают в себя его безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохранность.

Безотказность — это способность товара непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторых наработок.

Оценивают показатель безотказности средним временем работы на один отказ, длительностью работы без отказа и т.д.

Под предельным состоянием товара в этом случае понимается его разрушение или невозможность дальнейшего использования вследствие физического или морального износа.

Качество конкретных товаров составляют те свойства, которые связаны с удовлетворением определенных потребностей в соответствии с их назначением.

Товар может обладать полезными свойствами, но не отличаться высоким качеством, если он не соответствует требованиям удовлетворения определенных потребностей.

Следует отметить, что часто используемое на практике определение качества товара, как соответствие его требованиям нормативной и технической документации не раскрывает полностью сущность этого понятия.

Свойства товаров характеризуются показателями качества, которые в свою очередь классифицируют по ряду признаков.

Наиболее важной представляется классификация по количеству характеризуемых свойств: единичные и комплексные показатели качества.

Единичный показатель качества характеризует одно простое свойство товара, например, фактуру ткани, стойкость запаха духов и т.д.

Комплексный показатель качества товара является характеристикой нескольких его свойств.

При этом следует отметить, что если хотя бы один из единичных показателей равен нулю, то нулевым считается и комплексный показатель и товар, непригодный даже по одному показателю, не может считаться качественным.

В зависимости от совокупности свойств, характеризующих качество товара, комплексные показатели подразделяют на групповые, интегральные и обобщенные.

Групповой комплексный показатель характеризует группу простых свойств или одно сложное свойство. Групповой комплексный показатель оценивается одной числовой величиной, например, определенным количеством баллов.

Обобщенный комплексный показатель качества характеризует всю совокупность свойств, по которым производится оценка качества (например, по всем потребительным свойствам).

Обычно проводят сравнительную оценку качества товара, сравнивая показатели его качества с базовыми показателями, т.е. с показателями, характеризующими качество продукции, принятой за эталон.

За базовые показатели принимают, как правило, показатели лучших образцов товара того же назначения, в наибольшей степени удовлетворяющие потребности пользователей товара. По мере совершенствования производства и повышения требований потребителей, базовые эталонные товары с присущими им показателями качества, заменяются другими более перспективными.

Базовые показатели качества также могут быть единичными и комплексными. Отношение показателя качества к соответствующему базовому показателю характеризует относительный показатель качества товара.

Оценка качества товара по существу является установлением соответствия товара общественным потребностям. Однако количественная оценка потребностей весьма затруднительна и поэтому на практике оценивается не само качество товара, а уровень его качества.

Уровень качества является относительной характеристикой качества товара, основанной на сравнении значений показателей качества оцениваемого товара с базовыми значениями соответствующих показателей.

Отношение величины комплексного показателя качества товара к величине комплексного показателя базового образца характеризует уровень качества продукции. Если это отношение равно 1, то представленный товар имеет такой же уровень качества, как и базовый (эталонный) образец, если отношение меньше 1, то уровень качества анализируемого товара ниже качества базового образца, если отношение этих показателей больше 1, то анализируемый товар по своему качеству превышает качество эталонного (базового) образца.

Интегральный показатель качества товара представляет собой отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации товара к суммарным затратам на его создание, обращение, хранение, транспортировку, эксплуатацию или потребление.

Интегральный показатель качества (К ) связан с показателями свойств, определяющими стоимость и потребительную стоимость следующим соотношением:

Что называется товаром в товароведении

Однако определение интегрального показателя качества товара и суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления достаточно сложно и возможно не для всех видов товаров.

Численные значения показателей качества оцениваемого товара можно определить с помощью объективных или эвристических методов оценки.

К объективным методам оценки показателей качества товаров относятся методы, основанные на определении показателей свойств путем измерений или выявлении отклонений этих показателей от установленных требований.

К группе таких методов относятся измерительный, регистрационный и расчетный методы.

Измерительный метод основан на использовании для определения показателей качества товаров измерительных приборов, реактивов и других технических средств измерений. Достоинством этого метода являются объективность, точность и возможность выразить показатели свойств в единицах определенной размерности: килограммах, метрах, литрах, ваттах и т.д.

К недостаткам этого метода относятся использование в ряде случаев достаточно сложного оборудования, а также потери образцов товаров за счет их разрушения или порчи при испытаниях.

Регистрационный метод базируется на результатах подсчета появления отказов работы изделия за определенное время эксплуатации, а также количества изделий с различными видами дефектов и отклонениями от требований нормативных документов.

Недостатками этой группы методов являются их трудоемкость и в ряде случаев длительность проведения наблюдений.

Расчетный метод определения показателей качества товаров основан на получении информации расчетным путем. При использовании этого метода те или иные показатели качества определяются не с помощью непосредственного определения показателя, а путем их расчета с использованием формул и различных математических моделей.

Эвристические методы оценки качества товаров основаны на использовании органов чувств, интуиции и обобщенного опыта людей.

К эвристическим методам относят органолептический, экспертный и социологические методы.

Недостатком этого метода является невозможность получения точного численно значения показателей качества и применение для оценки только балльной системы.

Социологический метод оценки качества основывается на изучении мнений широкого круга потребителей об уровне качества рассматриваемого товара. Информацию о мнении потребителей получают путем проведения анкетирования, устных опросов, конференций, аукционов, выставок-продаж и т.п.

Важное значение для производства товаров надлежащего качества и управления качеством имеет контроль качества товаров, представляющий собой процедуру проверки соответствия показателей их качества требованиям нормативной и технической документации и договоров поставки. Одной из задач контроля является выявление дефектов продукции, к которым относится каждое отдельное несоответствие товара установленным требованиям.

Дефекты продукции могут быть выявлены как при органолептическом, так и при измерительном контроле; а некоторые дефекты могут быть обнаружены только в процессе эксплуатации.

В зависимости от возможности выявления дефекты могут быть явными и скрытыми.

Скрытый дефект товара — это дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, не предусмотрены соответствующие правила, методы и средства. Скрытые дефекты обнаруживаются, как правило, при эксплуатации товара (изделия).

По происхождению дефекты можно классифицировать на производственные и непроизводственные. Производственный дефект образуется в процессе производства товара, как правило, вследствие нарушения технологического режима изготовления изделия, в то время как непроизводственный дефект — это дефект товара, образовавшийся после завершения процесса производства товара, т.е. при транспортировке, хранении, реализации, эксплуатации или потреблении.

Исходя из возможности устранения дефекты подразделяются на устранимые и неустранимые.

Важное значение имеет значимость дефекта, представляющая собой относительную величину, определяемую видом, размером, местонахождением дефекта, и характеризующая степенью его влияния на уровень качества товара по сравнению с другими дефектами.

По степени влияния на качество предусмотрена градация дефектов на критические, значительные, малозначительные.

Значительные дефекты товара существенно влияют на возможность использования товара по назначению, на его качество и длительность эксплуатации.

Малозначительные (незначительные) дефекты существенно не влияют на использование изделия по назначению и на его долговечность.

Деление продукции на годную и брак относится к любым товарам. Для некоторых групп и видов продукции предусмотрено деление по сортам, группам сложности, группам качества, маркам, номерам и т.д. Например, товары легкой и текстильной промышленности, исходя из уровня производственного исполнения, подразделяются по сортам. Подразделяют на сорта и продукцию фарфорофаянсовой промышленности. Сорт представляет собой градацию товара определенного вида по одному или нескольким показателям качества, установленную нормативной документацией.

Деление на сорта проводится в зависимости от наличия дефектов и отклонений по некоторым показателям потребительных свойств.

Путем сравнения суммы баллов, полученных изделием при контроле, с нормативными требованиями стандартов, предусматривающих для каждого сорта допустимую сумму баллов, товар относят к тому или иному сорту.

Следует отметить, что в последние годы наблюдается тенденция к уменьшению количества сортов или вообще к отказу деления товаров на сорта.

Изделия из пластмасс, мебель и технически сложные изделия на сорта не делят, сохранив лишь градацию на годные и негодные товары.

Как указывалось выше, для оценки уровня качества ряда групп товаров применяются другие градации. Например, туалетное мыло, исходя из уровня потребительских свойств, определяемых рецептурой (составом), подразделяют на группы качества; цементы, исходя из их прочностных показателей, делят на марки; а писчую бумагу в зависимости от белизны, плотности и других свойств, определяющих уровень ее качества, делят на номера.

овароведение — наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительную ценность, и факторах обеспечения этих характеристик. Объектом изучения в товароведении является товар.

Товар — материальная продукция, предназначенная для купли и продажи. Согласно терминологическому ГОСТу «Торговля. Термины и определения», товар — это любая вещь, не изъятая из оборота и не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.

Продовольственные товары — совокупность пищевых продуктов и табачных изделий, ингредиенты которых при потреблении целиком или частично попадают в организм человека, оказывая определенное влияние на его внутреннюю среду. К продовольственным товарам не относятся парфюмерно-косметические изделия и фармацевтическая продукция, которые также попадают в организм человека, но не имеют пищевого назначения.

Пищевые продукты — продукты животного, растительного, минерального или биосинтетического происхождения, предназначенные для употребления в пищу человеком как в свежем, так и в переработанном виде (ГОСТ Р 51074—97). Кроме общеизвестных продуктов питания к пищевым продуктам относятся пищевые добавки и жевательная резинка.

Ингредиенты — вещества животного, растительного, микробиологического и минерального происхождения, а также природные и синтезированные пищевые добавки, используемые при подготовке и производстве пищевых продуктов, присутствующие в них в исходном или измененном виде (ГОСТ Р 51074-97).

определение и изучение основополагающих характеристик товаров, составляющих потребительную ценность;

установление номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров;

изучение свойств и показателей ассортимента товаров, анализ ассортиментной политики производственной или торговой организации;

товароведная оценка качества товаров, в том числе новых отечественных и импортных;

выявление градаций качества, диагностика дефектов товаров и причин их возникновения, принятие мер по предупреждению реализации некачественных, опасных товаров;

определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий;

обеспечение качественных и количественных характеристик товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов;

установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению;

информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя;

разработка характеристик конкретных товаров, обусловливающих их потребительную ценность и способность удовлетворять определенные потребности человека, идентификация товаров, выявление фальсифицированных товаров.

Основные принципы товароведения следующие:

безопасность — отсутствие риска, связанного с возможностью нанесения товаром ущерба жизни, здоровью и имуществу граждан. Принцип безопасности должен соблюдаться и в отношении упаковки, транспортирования, хранения, предреализационной подготовки товара. Безопасность — одно из основных потребительских свойств; о эффективность — достижение оптимального результата в процессе производства, упаковки, хранения и потребления товара при типичных затратах. Этот принцип имеет важное значение при формировании ассортимента товаров;

совместимость — пригодность товаров, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных последствий;

взаимозаменяемость — пригодность одного товара для использования вместо другого с целью удовлетворения одних и тех же потребностей. Взаимозаменяемость товаров обусловливает конкуренцию между ними. Предпочтение отдается товару, имеющему наименьшее соотношение цены и качества;

систематизация — определенная последовательность однородных и взаимосвязанных товаров, процессов и услуг. На этом принципе базируется классификация, идентификация, кодирование и другие методы товароведения.

Товаровед — специалист в области товароведения, имеющий высшее или среднее специальное образование.

В соответствии с ГОСТ Р 51305—99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу», товаровед выполняет следующие функции:

осуществляет контроль за соблюдением условий поставки, транспортирования, приемки, хранения товаров, а также за соблюдением сроков годности, реализации и правил маркировки и упаковывания товаров;

оценивает потребительские свойства и показатели качества товаров, определяет дефекты и причины их возникновения, принимает меры по предупреждению попадания дефектной продукции в реализацию;

при отпуске мерных товаров применяет средства измерений,

поверенные в установленном порядке;

участвует в рассмотрении претензий покупателей при продаже некачественного товара и принимает меры в соответствии с действующим законодательством;

обеспечивает контроль качества, а при необходимости изымает из продажи товары ненадлежащего качества, с истекшим сроком годности в соответствии со стандартами, техническими условиями, договорами и другими нормативными документами.

Насыщение рынка товарами, в том числе фармацевтическими, расширение и углубление ассортимента являются одним из достижений перехода к рыночным отношениям. Однако потребителю зачастую трудно разобраться в этом товарном многообразии, сделать компетентный выбор. Таким образом, возникает необходимость изучения основополагающих характеристик товаров, определяющих их потребительную стоимость, и факторы обеспечения этих характеристик. Этим занимается наука товароведение.

Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение». Слово «ведение» произошло от санскритского Veda («веды»), что означает «знание», следовательно, в этом смысле товароведение — знания о товарах. Эти знания необходимы как технологам предприятий-изготовителей, товароведам промышленных, сельскохозяйственных и торговых организаций, экспертам, коммерсантам, экономистам, бухгалтерам, менеджерам, так и покупателям. Покупатели получают знания о товаре с помощью средств информации (маркировки, рекламы, статей, книг и т. п.).

Продукции присущи две основные особенности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (должна быть кому-то нужна). При этом деятельность по изготовлению продукции следует понимать в широком смысле. Это не только человеческая деятельность, но и жизнедеятельность биологических объектов. Продукция становится товаром тогда, когда она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности).

Товар — материальная продукция, предназначенная для купли-продажи в целях удовлетворения какой-либо общественной потребности.

Таким образом, товар выступает как один из основных объектов коммерческой деятельности. Товар — сложное понятие и не менее сложный материальный объект, обладающий определенными потребительскими свойствами. Поэтому он составляет объект особой науки — товароведения. Как следует из определения, товар характеризуется потребительскими свойствами, обусловливающими способность товара удовлетворять конкретные потребности. Эти потребительские свойства проявляются только в процессе потребления. Термин «потребление» относится к товарам, которые в процессе использования расходуются сами (например, лекарственные средства, химические реактивы).

Каждый продукт обладает множеством свойств. Однако его потребительную стоимость формируют только те из них, которые удовлетворяют потребность потребителя.

Стоимость товара определяется общественно необходимым трудом, затраченным на его производство. Денежным выражением меновой стоимости является цена.

Предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров. Только потребительная стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Если потребительная стоимость товаров не отвечает реальным запросам потребителей, то он не будет востребован, а следовательно, не будет использован по назначению в обусловленной для него сфере применения.

Потребительная стоимость товара — экономическая категория, проявляющаяся при использовании блага. В денежном выражении потребительная стоимость может превышать цену товара. (Например, лекарственные средства для лечения животных возможно заказать и доставить по почте, тогда в цену таких лекарств будет включена стоимость доставки, или самому отправиться в населенный пункт, где имеется аптека, и приобрести те же лекарства по более низкой цене, но тогда стоимость доставки покрывает сам потребитель.)

Качество товара — совокупность потребительских свойств, обусловливающих способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением товара, т. е. это мера потребительной стоимости.

Количественная характеристика относится к одной из основополагающих. При ее определении следует различать единичные экземпляры товаров и их совокупность — товарные партии.

Единичные экземпляры — отдельные товары, которые обладают целостностью и присущими конкретному виду или наименованию потребительскими свойствами. К единичным экземплярам не относятся комплексные упаковочные единицы, состоящие из отдельных изделий.

Товарная партия — совокупность единичных экземпляров товаров и/или комплексных упаковочных единиц (одного вида и наименования), объединенных по определенному признаку. В качестве таких признаков выбирают производственные: смену или день выработки, отправку одним или несколькими транспортными средствами, наличие одного товаросопроводительного документа.

Качество и количество товара формируются в процессе его разработки и производства на разных стадиях технологического цикла.

I. Предтоварная стадия: 1 — проектирование и/или разработка продукции, 2 — материально-техническое снабжение, 3 — приемочный контроль сырья, 4 — производство продукции, 5 — окончательный контроль готовой продукции.

II. Товарная стадия: 6 — формирование товарных партий, 7 — хранение и транспортирование, 8 — предреализационная товарная обработка, 9 —реализация товаров, 10— потребление, 11—послепродажное консультирование.

III. Стадия утилизации отходов товаров: 12 —повторное использование или уничтожение отходов.

Нормативной документацией устанавливаются правила, общие принципы и характеристики, касающиеся различных видов деятельности при производстве товаров. Она включает стандарты (технические регламенты и стандарты качества) и другие нормативные документы — общероссийские классификаторы, правила, государственные реестры, рекомендации, кодексы установившейся практики и т. п.

Номенклатура потребительских свойств и показателей качества лекарственных препаратов — совокупность свойств и показателей, обусловливающих удовлетворение реальных или предполагаемых потребностей. По сути, эта номенклатура и определяет объединенные в группы качественные характеристики потребительских товаров — назначения, надежности, безопасности и др. Группы, в свою очередь, подразделяются на подгруппы в зависимости от особенностей свойств и удовлетворяемых потребностей.

Назначение — способность товара удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в систематизации товаров.

Социальные свойства характеризуют соответствие данного товара совокупным потребностям общества, что обусловливает экономическую и социальную целесообразность его производства. Другими словами, товар должен обладать совокупной общественной потребительной стоимостью.

Это свойство особенно важно для товаров медицинского и ветеринарного назначения в силу их особой важности для поддержания здоровья населения и его экономического благополучия.

Функциональные свойства характеризуют основное назначение товаров, способствуют успешному использованию товаров в процессе потребления.

При группировке функциональных свойств решающее значение имеет способность товара выполнять основное назначение: для лекарственного средства — качество лечения определенного заболевания.

Выполнение основной функции товара зависит от качества исходного сырья, технологии его изготовления, методов контроля качества.

Надежность — способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения и/или потребления в течение заранее оговоренных сроков, т. е. способность товара противостоять действию внешней среды, оказывающей отрицательное влияние на качество товара в течение сроков годности. Это свойство характеризуется таким показателем, как сохраняемость.

Эргономичность — характеризует удобство и комфорт при использовании лекарственных средств. Эргономичности соответствуют психофизиологические показатели.

Психофизиологические свойства характеризуют соответствие изделия зрительным, вкусовым, обонятельным возможностям человека и животных. Восприятие изделия организмом осуществляется через систему чувств (сенсорную систему): зрительную, осязательную, слуховую, обонятельную, вкусовую.

Эффективность — достижение наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении товаров, в данном случае — применении ветеринарных препаратов.

Этот принцип имеет важное значение при формировании ассортимента, а также для обеспечения качества товаров на разных этапах товародвижения. Все виды товароведной деятельности должны быть направлены на повышение эффективности. Это достигается комплексным подходом, основанным на выборе таких методов и средств, которые обеспечивают наилучшие конечные результаты при минимальных затратах.

Эффективность лекарственных средств — характеристика степени положительного влияния лекарственных средств на течение болезни.

Федеральный закон «О лекарственных средствах» определяет качество лекарственных средств как соответствие их государственному стандарту. В медицине государственным стандартом качества является фармакопейная статья. В ветеринарии государственными стандартами качества являются ГОСТ, в которых отражены перечни и уровни потребительских свойств товара, а также методы контроля этих показателей.

Экологичность — способность товаров не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при их потреблении.

Все большее загрязнение окружающей среды ставит существование человека на грань катастрофы. В этих условиях резко возрастает степень значимости экологических свойств. Несмотря на это, в действующих нормативных документах редко устанавливаются показатели экологических свойств товаров, хотя многие потребительские товары, в частности лекарственные средства, обладают такими свойствами.

Безопасность — состояние, при котором риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем. Применительно к качеству лекарственных средств безопасность может быть определена как отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей при применении лекарств.

Безопасность — важнейшее свойство качества, которым должны обладать все потребительские товары. В отличие от других потребительских свойств, ухудшение или утрата которых приводят к потерям функционального или социального значения, превышение допустимого уровня показателей безопасности переводит продукцию в категорию опасной. Опасная продукция подлежит уничтожению, а продукция, утратившая иные потребительские свойства, или относится к условно пригодной и может быть использована на промпереработку, или ее утраченные свойства могут быть восстановлены после соответствующего устранения дефектов.

В зависимости от природы воздействий, влияющих на безопасность, различают следующие ее виды.

Химическая безопасность — отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен токсичными веществами жизни, здоровью и имуществу потребителей.

Токсичные элементы оказывают существенное влияние на безопасность товаров. По степени опасности в убывающем порядке их можно расположить следующим образом: мышьяк, ртуть, кадмий, свинец, медь, цинк, железо.

Санитарно-эпидемиологическая безопасность — отсутствие риска, который может возникнуть при различного рода биоповреждениях или нарушении стерильности производства лекарственных препаратов.

К биоповреждениям относятся повреждения микробиологические и зоологические.

Цель товароведения — изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.

Для достижения этой цели товароведение как наука и учебная дисциплина должна решать следующие задачи:

четкое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную стоимость;

установление принципов и методов товароведения, обусловливающих его научные основы;

систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;

изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой организации; управление ассортиментом организации;

определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров;

оценка качества товаров, в том числе новых отечественных и импортных;

выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;

определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий;

обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов;

установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению;

информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя;

товароведная характеристика конкретных товаров.

На основе общих задач товароведения формулируются задачи для конкретной дисциплины.

Товароведение ветеринарных препаратов — это дисциплина, включающая в себя изучение следующих вопросов:

стандартизация лекарственных средств для лечения животных; их классификация и кодирование;

факторы, формирующие и сохраняющие качество товаров; методы контроля и оценки качества; потребительная стоимость ветеринарных препаратов; конкурентоспособность;

закономерности формирования ассортимента товаров и его структура;

условия сохранения качества товаров при их транспортировании, хранении, потреблении;

условия безопасной утилизации пришедших в негодность или неиспользуемых препаратов.

Товароведение относится к основополагающим учебным дисциплинам при формировании профессиональной компетентности ветеринарных врачей-экспертов, товароведов, коммерсантов и маркетологов. Товароведение далеко не единственная учебная дисциплина, необходимая для профессиональной подготовки специалистов. Она связана с другими дисциплинами межпредметными связями: предшествующими, сопутствующими и последующими.

Предшествующими связями товароведение соединено с рядом естественно-научных и математических дисциплин — физикой, химией, биологией, микробиологией, математикой, а также с общепрофессиональной дисциплиной — основами стандартизации, метрологии, сертификации. Знания этих дисциплин необходимы для более глубокого понимания и оценки потребительских свойств товаров, их изменений при производстве и хранении.

Одновременно товароведение является базовой учебной дисциплиной для многих общепрофессиональных и специальных дисциплин — организации и технологии коммерческой деятельности, экономики, бухгалтерского учета, маркетинга, эпизоотологии, паразитологии, ветеринарной санитарии, терапии внутренних незаразных болезней и др. Их объединяют последующие и сопутствующие межпредметные связи.

Товароведение потребительских товаров включает общую часть и частное товароведение.

Общая часть товароведения посвящена рассмотрению теоретических основ, которые являются основополагающими для частных разделов товароведения. В ней не приводятся товарные характеристики конкретных групп товаров. Однако без знаний теоретических основ сложно дать полную и объективную оценку основополагающих характеристик любого товара.

Частное товароведение анализирует состояние и перспективы развития соответствующего сегмента рынка, а также классификацию товаров на ассортиментные группы и другие структурные элементы низших ступеней.

Рынок требует иного отношения к запросам потребителей и к товару как средству их удовлетворения, чем при плановой экономике. Поэтому уже недостаточно в технологических и сельскохозяйственных вузах изучать только технологию производства продукции. Необходимо досконально знать конечный результат этого производства — товарную продукцию, или товар, а также потребности в ней.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *