Что называется тектоникой здания
3. Тектоника
Тектоника является одним из центральных понятий классической греческой архитектуры. Некоторые ученые склонны даже приравнивать понятие тектоники к понятию архитектуры. Так, говорят об архитектонике греков, понимая под этим их архитектуру. Термины «тектоника» и «архитектоника» являются различными обозначениями одного и того же понятия. Однако понятие тектоники не совпадает с понятием архитектуры, оно не совпадает и с понятием греческой архитектуры или даже классической греческой архитектуры. Тектоника является лишь ее элементом и затрагивает только одну сторону классической греческой архитектурной формы. Понятие тектоники требует определения.
Понятие тектоники, как оно выработано у Земпера, затрагивает очень важную сторону не только классической греческой архитектуры, но и последующих архитектурных стилей Европы. Если мы, с одной стороны, вспомним различные стили зодчества восточных деспотий, с другой стороны — Парфенон, готический собор, дом на столбах Корбюзье, то станет ясным, что от Парфенона к Корбюзье идет линия развития, которую следует противопоставить Востоку, которая имеет свое начало в классической греческой архитектуре. Правда, тут опять вспоминаются те предшественники греческого ордера, о которых уже была речь: колонны и столбы в Египте и Крите, аналогичные формы в Китае и Персии. Все эти построения из полос, если следовать Земперу, как будто говорят о том, что в этом отношении греки не создали ничего нового и только переняли уже готовое у Востока. Можно было бы пойти еще глубже и указать на Стонхендж (рис. 370) и свайные жилые постройки как на образцы тектонических композиций, соответствующих определению Земпера.
На самом деле глубокая принципиальная разница отделяет греческие колонны и антаблементы от их восточных предшественников. Именно понятие тектоники, целиком приложимое к классическому греческому периптеру, и только в очень небольшой степени применимое к его восточным предшественникам, затрагивает очень существенную разницу между ними. Определение тектоники Земпером является внешним и техническим. Суть тектонической формы, конечно, не в том, что она строится из полос, так как не всякое построение из полос в своей основе тектонично.
Сущность тектоничности классического дорического периптера V века состоит в том, что в нем дано разложение наружного объема на отдельные составные части, на колонны и антаблемент, т. е. наглядный архитектурный анализ. Это теснейшим образом связано с освобождением архитектуры от религии, с открытием специфической области архитектурного мышления и с общим рационализмом греческой архитектурной формы.
Вернемся еще раз к египетскому столбу и колонне, т. е. к таким формам восточной деспотической архитектуры, которые, казалось бы, стоят ближе всего к греческому ордеру. В портиках Дейр-эль-Бахри (рис. 372) столбы ничем не отделены от лежащих на них горизонтальных частей, архитектор подчеркивает первичность общей передней плоскости портика, воспринимаемой как сплошная, и господство ее над отдельными столбами: в этой плоскости сделаны темные геометрически правильные выемки пролетов. Колонны-растения открытых дворов и гипостильных залов внутри святилищ Нового царства (рис. 371) активно растут вверх и стремятся соединиться, срастись в широко раскинувшихся верхних чашках-цветках, над которыми нависает потолок — небо. Прямоугольные вертикальные блоки над чашками цветов не только отметают у зрителя всякую мысль о том, что эти цветы и деревья несут какую-то тяжесть, что они имеют конструктивную функцию, но и производят впечатление свободного парения потолков над ними, особенно в более темном гипостильном зале, где зритель может смотреть на колонны только с близкого расстояния, благодаря чему широкие чашки прикрывают собой блоки над ними. Даже протодорическая колонна (рис. 374), внешне больше всего напоминающая греческие формы, близка к столбу, вытесанному из скалы, к остатку первоначально сплошной скалы, в которую углубилась вырытая пещера. И таким же пещерным характером отличаются и критские дворцы, в которых аструктивные колонны (рис. 14) усиливают живописное движение внутреннего пространства. Колонны персидских дворцов также нельзя сравнивать с греческим ордером, так как и персидские колонны изобразительны и символичны, как и вытесанные из скалы колонны индийских пещерных храмов. Принципиально отличны от греческих колонн и тоненькие столбики китайских зданий, которые тоже приближаются по своему внешнему виду к растительным формам и, кроме того, играют лишь второстепенную роль по сравнению с пространством, окружающим китайское здание, с пространством сада, с пространством и в данном случае по-восточному обожествленной природы (ср. т. 1). Но свободно стоящая подпора является на Востоке исключением. Для восточно-деспотического искусства гораздо типичнее гигантские недифференцированные массы, пронизанные и оживленные ритмом, подчиненным религиозным эмоциям, увлекающим толпы зрителей. Пирамиды в пустыне или пилоны египетского храма, таинственные растительные массы индийских башнеобразных святилищ или гигантские объемы ассирийских дворцов, непроницаемая пещерная оболочка зажатых тесных внутренних пространств гипостильных залов, критских или персидских дворцов, индийских пещерных храмов, массы холмов и деревьев китайских садов — везде наблюдается основная тенденция к недифференцированному, к сплошным массам, действующим на эмоции, усыпляющим разум, ставящим человека перед непонятными ему в их величии глыбами, силу которых он может только смутно ощущать, которых он никогда не поймет до конца и перед которыми его пронизывает священный ужас.
Рис. 39. Афины. Парфенон
В противоположность трактовке материи здания в восточных деспотиях как недифференцированного целого, тектоника классического греческого храма состоит в том, что в периптере наружная масса разложена на отдельные составные части — колонны, стены, скаты кровли, горизонтальные балки, на которые опирается покрытие, и т. д., — причем целое складывается из отдельных частей на глазах у зрителей (рис. 39). Каждая часть настолько ясно и четко отделена от соседней, функция каждой из них в общей структуре целого охарактеризована так ясно и наглядно, что зритель сразу ее воспринимает. Получается впечатление, что архитектор на глазах у зрителя разнимает постройку на последние неделимые составные части и потом опять складывает ее из них. Но части не поглощаются целым, а продолжают сохранять свою самостоятельность и законченность даже после того, как они уже вошли в общую систему периптера, которая получается в результате взаимной связи отдельных очень развитых и завершенных в себе элементов. Тот же принцип тектоники наблюдается в стенах целлы периптера. Они сложены из отдельных очень правильных квадров одинаковой величины. Блоки камня не теряются в общей массе стены, как в Египте, а остаются последними неделимыми единицами, из которых складывается стена. Зритель отчитывает стену как сумму квадров. Стена наглядно проанализирована архитектором, и зритель видит, что она представляет собой систему каменных блоков, расположенных в известном порядке. В периптере архитектор со всех сторон показывает зрителю колонны: они постоянно напоминают ему об анализе массы на ее составные части, точно определенный порядок которых и составляет греческий архитектурный ордер.
В тектонике содержится одна из основных мыслей периптера: выразить в архитектурно-художественной форме конструкцию здания. Это не нужно понимать в том смысле, что конструкция целиком определила форму периптера. Самая задача — по возможности ясно выразить в художественной форме конструктивное соотношение частей — является задачей чисто художественной и обусловленной идеологией эпохи. В этом ярко проявился рационализм, диаметрально противоположный восточно-деспотической эмоциональности. Греческий рационализм является существенным признаком развитой человеческой индивидуальности; в тектонике греков проявилось очеловечение архитектуры. Необходимой предпосылкой тектоники является значительно продвинувшаяся дифференциация культуры и ее освобождение от религии. При помощи тектоники классическая греческая архитектура, хотя она и строит храмы, все же освобождает архитектурную форму от опеки религии и строит ее на рациональной основе. Для восточно-деспотической архитектуры можно говорить только о слабых зачатках тектоники. В форме тектонического мышления греческие архитекторы практически осознали самостоятельное содержание освобожденной от религии архитектуры.
Наружная масса периптера разложена на три совершенно отделенные друг от друга и противопоставленные друг другу части, во взаимном соотношении которых раскрывается его тектоническая идея. Это: 1) ступенчатый постамент; 2) колонны; 3) антаблемент и покрытие. Ступенчатый постамент является той искусственной площадкой, на которой воздвигнут храм. Его назначение — выравнять почву, на которую ставят стены и колонны. Горизонталь, повторяющая горизонталь почвы, — основная отличительная черта ступенчатого постамента. Эта горизонталь подчеркивается не только линией верхней площадки стилобата, но и ступенями, которые и своими лентообразными плоскостями, и ограничивающими их линиями многократно повторяют горизонталь. В резком контрасте со ступенчатым постаментом вся обработка колонн подчеркивает их основную роль как несущих частей. В колоннах господствует вертикаль. Стволы колонн ориентированы по вертикали, которая еще сильнее подчеркивается энтазисом — сужением колонн вверх. Контраст с многочисленными горизонталями ступенчатого постамента и антаблемента еще сильнее выявляет вертикализм колонн, особенно наглядно выступающий на фоне стен, от которых колонны отделяются, как фигуры от фона в горельефе. Наконец, многочисленные каннелюры своими гранями и тенями, сгущающимися в желобах, дают большое количество второстепенных вертикалей, сопровождающих основной мотив всей колонны. Антаблемент с венчающим фронтоном гораздо сложнее нижних частей. Это — тяжесть, которую несут колонны; она состоит из двускатной кровли и балок, на которые опирается крыша. Антаблемент своей обшей формой тоже подчеркивает горизонталь. Но, в противоположность более мелочным членениям ступенчатого постамента, горизонтальные членения антаблемента гораздо крупнее. Венчающая роль верхних частей периптера выражена в том, что горизонтальная лента фриза прерывается вертикальными триглифами; все завершается сильно выступающим карнизом и фронтоном, который и в своей общей форме, и в позах заполняющих его человеческих фигур, и в трех акротериях на углах совмещает и примиряет горизонталь и вертикаль. Различная характеристика трех основных частей греческого храма служит дифференциации его общей массы на отдельные части, из которых каждая выполняет свое назначение и всевозможными средствами охарактеризована особо.
Дифференциация отдельных частей здания, как средство архитектурно-художественного анализа наружных масс периптера, еще усиливается цветом. Установлено, что наружные части греческого классического храма окрашивались в яркие простые тона: синий, красный, желтый. Окраска сосредоточивалась главным образом в верхних частях здания, где было много скульптуры. Противопоставление ярких цветов, особенно синего и красного, служило для более четкого и резкого отделения друг от друга элементов антаблемента (например, синих триглифов от фона метоп и узких красных полос, ограничивавших фриз сверху и снизу), а также для отделения всего антаблемента и фронтона, взятых вместе, от нижних частей.
Semper G. Der Stil. Munehen, 1878; Hittorjf I. L’architecture polychrome chez les Grecs. Paris, 1851; Dunn I. Polychrome und konstruktive Details der griechischer Baukunst. Berlin, 1880; Он же. Liber die naturliche rostbraune Farbung des Marmors an den Bauten der Akropolis in Athen (Zeitschrift fur Bauwesen). 1871; Fenger. Dorische Polychromie.
Читайте также
Тектоника и мана
Тектоника и мана Нельзя отрицать, что статуи все-таки перемещались. Их двигали! Но каким образом шла транспортировка статуй? Как они устанавливались на аху? Каким образом островитяне ухитрялись надевать им на головы пукао весом в 2–3 тонны?Читатели «Аку-Аку» хорошо
Тектоника в архитектуре загородных домов
Понятие «тектоника» широко используется в разных областях человеческих знаний, в том числе, в архитектуре и строительстве загородных домов. В данном аспекте, тектоника понимается, как совокупность средств, позволяющих выявить конструктивный характер сооружения.
В основе тектоники – правила и законы механики. Выявляя конструктивное начало объекта, она демонстрирует степень его устойчивости, прочности, безопасности для человека.
Тектоника – основа строительного процесса!
Строительство любого коттеджа или загородного дома, обязано иметь под собой грамотную тектоническую базу.
Использование тех или иных материалов должно осуществляться с учетом их свойств.
На первом месте – сопротивление материалов, где учитывается их собственный вес и все силы, начинающие действовать при возведении дома – упругость, динамические нагрузки, деформации, изгиб, сдвиг и т.д.
Хорошо выверенная, точно рассчитанная тектоническая основа важна для каждого здания, как для высотной городской постройки, так и для загородного дома.
На протяжении веков, примером блестящей тектонической идеи, образцом гармонии и красоты, и безупречным выбором ландшафта, служат дошедшие до нас, старинные русские храмы и церкви.
Однако было бы неправильным проводить аналогию между строительством разномасштабных зданий, поскольку при возведении крупных строений с большими нагрузками, действуют одни тектонические требования, в случае более легких конструкций и относительно небольших одно-, и малоэтажных построек, к коим относится и загородное строительство, применяется иная тектоническая основа.
Выбор материала подчинен принципу оптимизации!
Внедрение, использование новых материалов в строительстве, не должно идти вразрез с тектоникой или разрушать ее. Законам тектоники подчинены и крупные, и малые формы, используемые как при возведении загородных домов, так и при оформлении интерьеров.
Типичным примером такого разрушения может служить неправильный, неоправданный выбор материала для той или иной конструкции. Так, если на заре авиастроения самолеты делали из фанеры и брусочков, то сегодня оптимальный материал для самолетов – металлосплавы и композиты.
Столь же неоправданно делать домашний диван или шкаф из стали, крышу для дома из ДСП, автомобиль из древесины, газовую плиту из пластика…
Тектонические нарушения неизбежны, если не используется потенциал материала, все его возможности и конструктивные особенности.
Бревенчатые дома обладают мощным потенциалом и долгосрочной перспективой в отношении сохранности. Тектонически, они созвучны самой природе, являясь ее частью. Они широко используются в традиционном загородном строительстве. Их строили 1000, 500 и 100 лет назад, строят сегодня и будут возводить завтра.
Ресурс бревенчатого дома составляет около 100 лет. Уникальный дом купца Тетюшинова в Астрахани сохраняется в неизменном виде почти 150 лет, и немало таких домов из бревна, возраст которых перешагнул столетний рубеж.
Примером оптимального подхода к тектонике, при возведении коробки здания в загородном домостроении, служит использование пеноблоков. Этот пористый, легкий по весу материал, имеет невысокую стоимость и достойные эксплуатационные качества.
Он не нуждается в дополнительном утеплении, но из-за гигроскопичности, требует снаружи защиты от влаги. Его штукатурят или облицовывают камнем, композитами.
Изнутри стены отделываются тектонически совместимыми материалами – штукатуркой на цементной или гипсовой основе, гипсокартонном на клею, керамической плиткой, искусственным камнем, пластиком, мдф панелями, либо вагонкой из массива.
В малоэтажном строительстве пеноблоки, даже при несущих стенах, не нуждаются в дополнительном армировании полимерами или базальтовой фиброй, позволяя создавать любые формы. То же самое можно отнести к газобетону и технологиям каркасного строительства с использованием пиломатериалов.
По местности и климату…
Важнейшая задача архитектора – спроектировать дом с учетом ландшафта той местности, где его предстоит возвести, поскольку дом должен быть в полной гармонии с природой, дополнять ландшафт, не вызывая диссонанса.
Еще один важный момент: тектоника загородного строительства имеет прямую зависимость от материалов, имеющих распространение на местном рынке. Тот, кто стоит для себя дом, максимально заинтересован в удешевлении процесса. Отчасти, его способны обеспечить местные строительные материалы. Низкая стоимость и высокая скорость доставки – явная экономическая выгода для хозяина стройки.
Тектоника+экзотика=экологичность
Известно, что строительные материалы способны оказывать то или иное влияние на биополе человека. Так, древесина в этом отношении совершенно нейтральна, хуже действует кирпич, снижая биополе на 15%, еще хуже – металл, понижая его на 30%. А вот солома повышает биополе на 15%. Аналогичное действие оказывает камыш, тростник, рогоз… К этому можно относиться скептически, но чистота и экология органических материалов ни у кого не вызывает сомнений, и в средней полосе дома из оцилиндрованного бревна на пике популярности.
Тектоника домов, построенных из саманного кирпича, рассчитана на десятилетия. Саман имеет свои особенности. Глина пластична, гигроскопична, она хорошо берет и отдает влагу, стены дышат, прекрасно сохраняют тепло.
Похожий материал – соломенные блоки и плиты из тростника, считающиеся в Европе элитным, престижным материалом для строительства. Из них возводят крыши и дома по каркасной технологии. Поверх плит наносится слой глиняного раствора, который, при высыхании, придает прочность конструкции.
Чтобы придать такому строению необходимую прочность в тектоническом отношении, его снаружи обычно отделывают кирпичной кладкой. А изнутри, для придания эстетичного внешнего вида, обшивают вагонкой, гипсокартонном и др. Только живя на юге, можно оценить прохладу, которую сохраняют эти дома даже в самые жаркие летние дни, когда на солнце выше +50° С. А еще такие дома обеспечивают звукоизоляцию, поддерживают здоровье, не загрязняют природу и сохраняют ее ресурсы.
Тектоника имеет отношение не только к строительству…
Данное понятие предполагает более глубокий подход. Тектоника изучается геофизикой и является крупнейшим разделом этой науки, рассматривающим движение тектонических плит в масштабах планеты, материков и их частей. Любое строительство тесно связано с геологией, точно так же, как любое здание связано с грунтом, на котором оно стоит.
Именно поэтому начальным этапом индивидуального загородного, да и любого другого строительства, становится исследование геологической обстановки, особенностей грунта, высоту залегания водоносного и водоупорного слоев в том месте, где предполагается возвести здание.
Геофизические изыскания позволяют дать долгосрочный прогноз в отношении грунтов и предсказать все «сюрпризы», которые они могут преподнести в ходе эксплуатации здания. Они во многом зависят от степени изученности конкретной местности. При этом опыт таких исследований для индивидуального домостроения, по объему работ, отличается от высотного многоэтажного строительства.
Тектоника позволяет добиться композиционного равновесия
Архитектор имеет в запасе много возможностей, в отношении придания своему детищу правильной тектоники. Подчиняясь тектоническим закономерностям, функциональным и эстетическим требованиям, он тщательно создает конструктивно выверенную форму, проявляющуюся как в фасадах, так и в интерьерах здания.
Этот архитектурный метод и широчайшая амплитуда возможностей, заставляют мастера снова и снова находить такие приемы, которые полностью соответствуют сути будущего сооружения, особенностям материалов и силам их сопротивления. Особенно интересно композиционные возможности проявляются между несущими и промежуточными конструкциями.
О правильной тектонике можно говорить лишь в том случае, когда форма строения точно выражает отношение несущей конструкции к промежуточной, работу всех элементов данной конструкции, как например, в доме с панорамным остеклением.
Визуально и тектонически, стекло облегчает фасады. И если прежде, в загородных домах, больших площадей остекления старались избегать в угоду виду функционалу и практичности, то сегодня, с появлением надежного ударопрочного стекла и газонаполненных стеклопакетов, хорошо удерживающих тепло, все чаще встречаются дома, где стекло полностью заменяет стену или ее часть.
Разрушение стереотипов
Внешне неустойчивой, антитектонической конструкцией, выглядит дом-телескоп на территории курорта «Пирогово», в Мытищинском районе Московской области. Похожие ощущения вызывает загородный дом, воплотивший в себе идеи конструктивизма.
Даже если тектоника здания архипродумана и каждый элемент выверен до мелочей, дом не будет жить, если у него нет хозяина и в нем никто не обитает.
Пример тектоники и антитектоники в одном доме
18 ТЕКТОНИКА СООРУЖЕНИЙ
Время чтения: 5 минут
18.1 Понятие тектоники в архитектуре
В архитектуре тектоникой мы называем художественное выражение работы конструкций и материала.
Архитектура и строительная техника неразрывны. Но архитектурная форма – это не только совершенное конструктивное решение, но и такая модификация, которая обладает художественной выразительностью. Архитектурные формы становятся тектоническими, когда они входят в единую систему, формирующую художественный образ на основе выявления структурных особенностей и работы материала данной конструкции. Конструктивная система здания должна быть художественно осмыслена.
Единство прекрасного и полезного, конструкций и архитектурной формы заложено в природе архитектуры. К нему приближались в эпохи величайшего расцвета зодчества (античная Греция, готика). Зодчие античности преобразовывали сочетание вертикальных опор и лежащих на них балок в гармоничную систему архитектурных ордеров, построение которой основывалось на закономерностях не только конструкции, но и восприятия. Созданный в античности ордер стал той формой, которая позволяла установить взаимосвязь частей и целого, приводила произведение к единой эстетической системе.
Процесс сложения ордеров занял века. В наше время – время стремительных изменений методов строительства – процесс развития языка новых тектонических форм, связанных с новыми конструкциями, укладывается в десятилетия.
Развитие науки и техники дало архитектуре много новых материалов: сталь, железобетон, синтетические материалы, большемерное полированное стекло, алюминий, эффективные утеплители и т. п., были открыты и новые свойства старых традиционных материалов. Новые материалы и старые, используемые по-новому, стали основой развития новых конструктивных структур. Какой бы материал ни применяло человечество в строительстве, оно постепенно, на основе его свойств и качеств, находит целесообразные конструктивные решения, а вместе с ними и выразительные формы. Свойства строительного материала, технические возможности и эстетические представления в конечном итоге определяют тот или иной характер формы.
Тектоника сооружений возникает из конструкции и работы материала и неотделима от них. Целесообразно поэтому конкретный анализ тектонических средств архитектуры связать с основными типами конструкций. Исходя из этого, мы подразделяем анализ тектоники – тектоника стеновых конструкций, стоечно-балочных и каркасных систем, а также пространственных конструкций, в том числе сводов и куполов.
18.2 Ранние архитектурно-тектонические системы
Самой древней конструктивной системой, действующей в наши дни, является стоечно-балочная система. Она возникла ещё в эпоху неолита, когда люди, жившие ранее в пещерах и ямах, научились покрывать свои землянки естественными материалами – листьями и глиной, возводя каркас из стоек, для которых использовались стволы деревьев и другие материалы, имевшиеся в наличии, и «балок», роль которых играли ветки деревьев. В числе наиболее древних тектонических систем, кроме стоечно-балочной, оказывается и стеновая. Примерно в это же время – каркасно-сводчатая система.
Стена – массивная конструкция, совмещающая функцию ограждения и расчленения пространства с функцией восприятия нагрузок, образуемых собственным весом, весом перекрытий и кровли, а также тех нагрузок, которые связаны с процессами, происходящими в здании.
Рисунок 71 – Эпоха неолита: Стоунхендж
18.3 Дерево
Прекрасным примером разработки стеновой конструкции служит русский традиционный рубленый дом. Пластика поля деревянной стены определяется самим материалом – подбором брёвен. Перерубы торцов бревен создают характерное вертикальное обрамление поля стены. Бревенчатый фронтон двускатной крыши, укреплённый слегами на врубках, является логичным завершением торцовой стены. Художественные качества деревянного зодчества кристаллизовались в народной архитектуре. Она даёт нам великолепные образцы стен, рубленных из брёвен, что и поныне представляют замечательные образцы тектонически совершенных сооружений рубленой бревенчатой конструкции (рис. 72).
Рисунок 72 – Рубленый дом
18.4 Камень
Высокое искусство каменной кладки было достигнуто уже в глубокой древности в Египте. Качество тёски, пригонки, профилировки огромных каменных глыб правильной формы, составляющих стены пирамиды и храмов, поражает и поныне своим совершенством, а сами сооружения – величавой монументальностью (рис. 73).
Рисунок 73 – Египет: пирамиды Хеопса, Хефрена, Микерина
Неоценимый вклад в развитие тектоники каменной стены внесла античность. В греческих храмах стена членилась в соответствии с изменением своих конструктивных качеств. Величина камней зависела от размера постройки. Стена, в соответствии с возникающими в её массиве напряжениями, постепенно облегчалась кверху. Градация размеров камней в кладке и соответствующая профилировка деталей избирались каждый раз индивидуально, исходя из величины памятника и характера его архитектуры. Так, в маленьком храме Ники Аптерос у входа в Акрополь высота квадров, из которых сложена стена, – 35 см, в Эрехтейоне – 49 см, а в Парфеноне, самом крупном здании ансамбля, – 52 см (рис. 74).
Рисунок 74 – Греция: Парфенон
Большое значение для выявления тектоники каменной стены имеет организация проёма. Несущая способность каменной балкиперемычки, воспринимающей вес вышележащего массива, лимитировала его ширину и предопределила развитие проёма по вертикали. Он должен был иметь определённую геометрическую форму. Чтобы создать её, проём обрамляли вертикальными, тщательно обработанными камнями, перекрывающими торцы кладки стен.
В архитектуре античной Греции можно констатировать решительное преобладание массива стен, прерываемых лишь входным проёмом.
18.5 Бетон
В римскую эпоху основным материалом конструкции стены становится монолитный бетон. Лицевую поверхность стены образует каменная облицовка. Профилировка стены приобретает большую пластическую насыщенность, но теряет присущую греческой античности строгость. Очертания профилей ближе к циркульным кривым, членения плоскости стены становятся более сложными.
В римской архитектуре используется принципиально новое конструктивное решение – проёмы стен завершаются клинчатой аркой, позволяющей перекрывать значительно большие пролёты, чем это было возможно с помощью балки. Зодчий получает богатые возможности в создании ритмических структур, варьируя размеры проёмов и простенков. Но клинчатая арка создаёт боковой распор, проблема его погашения ставит перед зодчим новые конструктивные задачи.
В грандиозных общественных сооружениях, чтобы увеличить сопротивление стены нагрузкам от сводов, ей часто придают усложнённые в плане очертания, располагая её либо по замкнутому кольцу, либо в системе полуциркульных апсид, которые создают пространственную жёсткость сооружения (пример: крупнейший амфитеатр Древнего Рима – Колизей (I в. н. э.)).
Зодчий стремился выявить свойства конструкции – её прочность, устойчивость, массивность. Часто эти поиски выливались в чисто декоративную форму, так как систему членений, выработанную для массивной каменной стены, получала лишь облицовка, а несущую основу составлял массив бетона или кирпичная кладка.
«Классическая» завершённость системы профилировки каменной стены была достигнута архитектурой Италии в эпоху Возрождения. Здесь наиболее последовательно и художественно убедительно использован принцип постепенного изменения нагрузки стены в зависимости от её роста вверх. Размеры каменных блоков по высоте стены заметно уменьшаются, а градации рельефа квадров отмечены горизонтальными профилями, членящими здание на этажи (обычно их было три).
Рисунок 75 – Римский Колизей
18.6 Кирпич
В русской архитектуре широко применялась кладка стен из кирпича. Массив стены часто расчленяется, профиль строится на чередовании кирпичей, уложенных тычком, ложком, углом. Сложные наличники, витые колонны, перспективные ниши, тонко орнаментированные тяги и карнизы, выполненные из лекального и тёсаного кирпича, а часто белокаменные, входят в богатый арсенал архитектурных деталей. Системы горизонтальных членений этажей и ярусов отражают распределение тяжести, пластически обогащённая стена зрительно становится более лёгкой и изящной, исчезает ощущение грузного, инертного массива. Рельефная узорчатость кирпичной кладки и специфическая фактура послужили устойчивыми мотивами тектонического развития стены.
В современном строительстве кирпичная стена применяется также чрезвычайно широко. Тектоника несущей кирпичной стены в современной архитектуре строится на выявлении крупных членений в объёмах сооружений; непрерывность, однородность – вот основные качества кирпичной стены, используемые как художественные средства композиции.
Увеличение размеров кладки стены привело к развитию крупноблочного строительства. Принципиально этот вид строительства мало чем отличается от кладки из кирпича. Это также массивная несущая стена. Блоки изготавливаются преимущественно из бетона весом от 50 кг до нескольких тонн. В практике отечественного жилищного строительства сложилось несколько характерных типов кладки из крупных блоков, наиболее распространённым из них является двухрядная «разрезка» стены, состоящая из блоков-перемычек и блоков-простенков. Дальнейшее укрупнение элементов стены определило переход к крупнопанельному строительству.
Ещё на заре строительной деятельности люди при сооружении примитивных жилищ (шалашей) применяли деревянный каркас. Первое применение балки на двух опорах было важным открытием и, пожалуй, имело не меньшее значение для архитектуры, чем изобретение колеса для механики. Стоечно-балочная конструкция получила чрезвычайно широкое развитие в архитектуре. Простейшие каменные сооружения, образуемые сочетанием вертикально поставленных блоков и покоящихся на них горизонтальных камней, дольмены и кромлехи, создавались трудом громадных коллективов. Последовательное развитие и эстетическое осмысление этой системы привели к чёткому расчленению несомых и несущих частей конструкции – опорных столбов и балок. Так возник устойчивый тектонический порядок – ордерная система.
Ордер как развитая конструктивно-эстетическая система в архитектуре, как принцип и даже как мировоззрение появился в Древней Греции. Архитектура античной Греции была построена на развитии и художественном освоении стоечно-балочной конструктивной системы. Именно здесь системы конструктивных ордеров были доведены до высокого тектонического совершенства и гармонии. Стоечно-балочная конструкция нашла своё художественное выражение в ордере, основными частями которого являются колонна и архитектурное перекрытие. В греческой архитектуре сложились три ордера: дорический, ионический и коринфский. Все три ордера имеют одни и те же составные части – колонны, антаблемент (система венчания), стилобат (ступенчатое основание). Греки создали тектоническую систему, которая стала универсальным выразительным средством архитектуры. Её применение позволило создавать замечательные произведения архитектуры. Система ордеров охватывает все стороны архитектуры: утилитарную, техническую и художественную.
В эпоху Древнего Рима созданы великолепные образцы безупречных в тектоническом отношении сооружений – мосты (акведуки и виадуки), в которых единство материала (камня), формы, конструкции и окружения достигнуто в полной мере.
В эпоху Возрождения построение ордера было канонизировано. Это значительно упростило работу архитектора. Однако универсальные нормы канона не учитывали конкретных условий строительства, свойства материалов, условий окружения. Раз и навсегда установленная соразмерность становится более важной, чем правдивое выражение работы конструкции и материала. Постепенно ордер из конструктивнотектонической системы превратился в систему декора.
Мастера классицизма, восприняв каноны ордерной системы, видели в них лишь основу построения архитектурной формы, каждый раз внося свои коррективы. Это доказывают, например, замечательные архитектурные памятники русского зодчества.
Развитие древнеримского государства вызвало к жизни строительство грандиозных общественных зданий. Стоечно-балочная конструкция из камня не давала возможности создавать достаточно обширные пространства, чтобы вместить огромные массы людей. Проблема была решена путём использования клинчатых арочных конструкций, сводов и куполов.
Арочно-сводчатые конструкции позволили по-новому использовать свойства материала. Если в балочных конструкциях каменная балка архитрава работает на изгиб, то в арке каменные блоки работают только на сжатие, т. е. самым выгодным образом для этого материала, так как сопротивление камня сжатию в несколько раз больше, чем изгибу. Для сводов и арок не нужны грандиозные камни архитравов. Здесь пригодны блоки того же веса и размера, что и для кладки стены.
Важной задачей строителя при возведении арочно-сводчатых сооружений было погасить распор.
На примерах архитектуры римских арочных и купольных сооружений можно проследить, как новые конструктивные решения, тектонические закономерности которых ещё не были раскрыты до конца, рядились в привычные ордерные одежды. Трибуны крупнейшего амфитеатра Древнего Рима, Колизея (75-80 гг.), поднимающиеся вокруг эллиптической арены, образуют замкнутую арочную систему. Система арок Колизея соединена с ордером, имеющим декоративное значение, но кажущимся основой конструкции. Ордер и арочные конструкции образуют здесь массив, единый в своей пластической трактовке. Именно ордер с его тонкой профилировкой, повтором по горизонтали и нарастающей лёгкостью по вертикали становится основой масштабности, акцентирует ритм арочной системы, придаёт всему сооружению грандиозность и величие.
Интересны каменные мосты и акведуки, вошедшие в число великих достижений зодчества. Тектоника арочных систем проявилась здесь открыто и определённо. Опыт показал, что если удаётся полностью погасить распор и нагрузка от арок сводится лишь к вертикальным усилиям, массивные опоры не нужны. Для них могут быть использованы обычные для ордерных систем круглые колонны. На этой основе стало складываться тектоническое единство арочной и ордерной систем.
Рисунок 76 – Древнеримский акведук Пон-дю-гар
В постройках романской архитектуры доминировала масса, а поскольку каменная балка не могла обеспечить перекрытия больших пролётов, необходимых для зальных помещений, возникли и стали развиваться различные формы сводов, распор которых в системе здания погашался с помощью контрфорсов. Позже, уже во времена готики, произошло дальнейшее превращение, вернее, перерождение стоечно-балочной системы в сложные и разнообразные формы каркаса, который готические мастера применяли для облегчения веса здания. Вертикальные несущие конструкции представляли собой пучки тянутых элементов весьма сложного сечения, основные конструктивные элементы – «оконные простенки минимального сечения, внутренние колонны чрезвычайно ограниченного сечения – пилоны, нервюры сводов, аркбутаны и контрфорсы. Конструкция здания приобретает скелетный, каркасный характер».
Вертикальная устремлённость готических соборов, тщательность проработки деталей, огромная насыщенность декоративными элементами и богатство их смысловых значений во взаимосвязи с тектонической ясностью формы сохраняют силу эмоционально-эстетического воздействия и сегодня, в наши дни.
Благодаря практически неограниченным возможностям технологии изготовления строительных конструкций из множества материалов понятие тектоники значительно расширилось, что видно на примере такого привычного материала, как дерево. Новые методы обработки древесины позволяют получить новый художественный эффект и по-новому прочесть тектонику дерева. Это относится, в первую очередь, к клееным конструкциям из дерева, обладающим совершенно необычными для природного дерева свойствами, позволяющими перекрывать значительные пролёты.
Возможности современной техники привели к появлению сооружений, в которых нарушены веками установившиеся представления о тектонике.
Стена, которую мы привыкли воспринимать как преграду между высшим и внутренним пространством и опору для перекрытий, превратилась в сплошное остекление, не разделяющее, а зрительно соединяющее оба пространства. Тектонический смысл стены и несущей опоры изменился.
Художественное осмысление новых конструктивных приёмов – процесс сложный. Это можно видеть на примере индустриального домостроения. Разделение элементов на несущие и ограждающие вызвало две полярные тектонические интерпретации. В одном случае – имитация якобы массивной несущей стены, в другом – зрительно дематериализованная мембрана. Технология изготовления деталей стала одним из существенных факторов формообразования панельных домов. Независимо от характера общего решения зритель легко угадывает конфигурацию панелей, видит горизонтальные и вертикальные швы, как бы прочитывает технологию формообразования.
Эстетические свойства монолитного бетона широко использовали в своих сооружениях современные архитекторы Ле Корбюзье и Кендзо Танге. Следы дощатой опалубки передают способ возведения и создают богатую игру светотени.
Эстетические представления, в том числе и понимание тектоники, воспитываются виденным, и поэтому зрители так трудно воспринимают новые тектонические системы. Так, тектоника пневматических строительных конструкций, и особенно воздухоопорных, вообще не укладывается в привычные представления о несущем и несомом, т. е. с основополагающими принципами работы конструкций.
Не останавливаясь подробно на современных конструктивнотектонических системах, новых материалах и громадном спектре технических возможностей, отметим лишь, что понимание сути тектонических особенностей и возможностей проектируемого объекта является неотъемлемой составляющей профессионального мышления архитектора. Неправильное понимание проблем тектоники как композиционного средства может привести и к искажённому представлению о масштабности архитектурного сооружения, величине и соотношениях его частей. Кроме того, удачно выявленная тектоническая трактовка объёма в целом и его ограждающих конструкций в значительной мере определяет облик здания, его пластический образ, массивность или изящество формы.
Архитектура может быть многообразна в своих проявлениях. Для каждой эпохи типичны свои приёмы художественного освоения конструкции. Однако наиболее плодотворные результаты достигались тогда, когда форма развивалась на основе конструктивной логики, когда искусство и техника выступали в единстве.
Методы расчёта, технология производства оказывают и будут оказывать серьёзное влияние на развитие архитектурной формы. Однако нельзя полностью подчинить им форму – они лишь средства достижения цели.
Тектоничность форм не является результатом расчётов, она итог творчества зодчего, иногда – целой эпохи зодчества. Взаимосвязь конструкции и архитектурной формы сложна и многообразна.
Соотношение рациональной конструктивности и выразительной пластики архитектурной формы может быть различным; оно зависит от требований целесообразности, художественных традиций, методов строительства, применяемых материалов и конструкций. В связи с этим можно определить два основных типа тектонической формы:
1. Архитектурная форма, совпадающая с конструктивно необходимыми габаритами, обеспечивающая эффективное использование материала. Художественная выразительность отличает её от чисто утилитарной конструкции, целесообразность – от чисто пластического решения.
2. Архитектурная форма, в которой свойства конструкции выявлены опосредованно. Конструкция скрыта, но организация формы отражает её структуру и работу материала. Декоративные детали подчинены основной теме. Художественная правдивость отличает такую форму от ложнодекоративной, стилизаторской.
Каждому времени свойственен определённый тип тектонической формы. Однако в любом случае должны существовать прямые или опосредованные связи между конструктивным началом и началом художественным. Наглядные примеры разных типов формообразований дает нам природа. Так, «конструкция» дерева, его ветвей и ствола открыта и ясно читается, в то время как костяк человеческой фигуры можно лишь угадывать.
Тектонические формы, на первых порах строго обусловленные конструкцией, в последующем развитии могут получить известную самостоятельность, как это произошло с системой архитектурных ордеров. Созданный античностью как тектоническая форма каменной конструкции, ордер превратился в символ гармонии и порядка. Он стал применяться и как декоративная система, не имеющая конструктивной функции. Изменение материала конструкции и принципов строительного производства неизбежно лишают старую художественную форму первоначального смысла, как это случилось с системой ордеров. Из тектонической она превращается в декоративную.
Тектонические возможности строительства небывало возросли. Теперь редко можно сказать – «это технически невозможно». Ограничивающим становится вопрос – «нужно ли?», «насколько это целесообразно?».
Некоторые мастера считают первичной для архитектурной композиции организацию архитектурного пространства. Другие отдают предпочтение тектонике. Однако наиболее плодотворный художественный метод основывается на взаимодействии тектоники и организации пространства.
Современное строительство во всё большей степени становится частью индустриального производства. Промышленные методы, определяющие создание новых сооружений, сделали невозможным применение многих художественных средств, использовавшихся архитектурой прошлого. Однако технические достижения, включая особые возможности индустриального производства, могут и должны стать основой для создания новых эстетических ценностей.
Достижения инженерной мысли стали основой создаваемой «азбуки» прекрасного, новой системы архитектурных форм. Подчёркивая работу конструкции, её пластику, ритм, выявляя присущие ей пропорциональные соотношения, её модуль, архитектор добивается определённого эстетического воздействия. Художественное осмысление конструкции рождает тектоническую форму, о чём красноречиво свидетельствуют многочисленные исторические памятники и работы мастеров современной архитектуры.
Наличие огромного количества конструктивных систем, которые уже не вмещаются в рамки «единого ордера», создаёт широту и многообразие тектонических средств современного архитектора. Этот богатый материал ещё требует художественного освоения. В поисках новых средств архитектурной выразительности нужно исходить из необходимости художественного выявления конструктивной логики сооружения, иначе возникает опасность стилизаторства и эклектики. Поэтому одной из важнейших основ художественной выразительности архитектурной формы является тектоника.
Рисунок 77 – Пример: тектоника объемно-пространственной формы