Что называется текстом какие части можно выделить
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 8. Какие части можно выделить в тексте (части текста)
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, объединённых общей темой и связанных друг с другом по смыслу.
Начало(вступление) текста — это введение читателя в текст.
Основная часть текста— это главная часть текста.
Концовка текста — это завершение текста, подведение итога сказанному, прочитанному.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня вы поговорите о построении текста, узнаете, из каких частей состоит текст. Научитесь находить в тексте его части.
Вы уже знаете, что такое текст. Это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, которые стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу. Предложения в тексте объединены одной темой и основной мыслью. Признаки текста: целостность (раскрытие в тексте одной темы), связность (связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств), законченность (полное раскрытие темы в тексте). Текст состоит из нескольких частей. Давайте узнаем из каких.
Было тёплое осеннее утро.
Светило нежаркое солнце. Дул прохладный ветерок. Деревья были покрыты красивыми листьями. Под лёгким дуновением ветра и ласковыми лучами солнца листочки переворачивались и будто переливались.
Природа радовалась последним тёплым денькам.
Прочитайте только первое и последнее предложение в рассказе.
Они связаны между собой по смыслу. В них говорится об осени. Но только по этим двум предложениям вы не можете судить о содержании всего текста.
Прочитайте середину рассказа. По этому отрывку вы не можете сказать, что рассказ об осеннем дне.
Значит, чтобы получился понятный текст, надо его правильно построить.
В тексте должны быть начало, середина и концовка. В первой части текста – начале – вы готовите собеседника к тому, о чём пойдёт речь дальше.
В основной части раскрывается содержание высказывания.
Заканчивается текст концовкой. Эта часть делает текст законченным. Текст завершается.
У каждой части свое назначение.
Чтобы текст было удобно читать, каждая новая часть в тексте записывается с красной строки. Каждая такая часть текста называется абзацем.
Перед вами текст сказки, который рассыпался. Прочитайте и поставьте части так, чтобы текст восстановился.
Как лисичка избавилась от крапивы на огороде
Уже хотела пойти в дом, да тут волк идет:
— Здравствуй, кума, что ты делаешь?
А хитрая лиса ему и отвечает:
— Ой, видишь, кум, сколько у меня крапивы уродилось. Завтра буду убирать да запасать её.
— А зачем? – спрашивает волк.
— Ну как же, — говорит лиса, — того, кто крапиву чует, собачий клык не берёт. Смотри кум, близко к моей крапиве не подходи.
Вышла как-то лисичка на огород и видит, что много крапивы на нём наросло. Хотела было её повыдергать, да решила, что не стоит даже и затеваться.
Повернулась и ушла в домик спать. Просыпается на утро и смотрит в окошко, а на её огороде пусто, ни одной крапивушки не осталось. Улыбнулась лиса и пошла завтрак готовить.
Найдите первую часть— начало текста.
Вышла как-то лисичка на огород и видит, что много крапивы на нём наросло. Хотела было её повыдергать, да решила, что не стоит даже и затеваться.
В первой части рассказывается, с чего началась история.
Найдите вторую часть текста— основную часть.
Уже хотела пойти в дом, да тут волк идёт:
— Здравствуй, кума, что ты делаешь?
А хитрая лиса ему и отвечает:
— Ой, видишь, кум, сколько у меня крапивы уродилось. Завтра буду убирать да запасать её.
— А зачем? — спрашивает волк.
— Ну как же, — говорит лиса, — того, кто крапиву чует, собачий клык не берёт. Смотри кум, близко к моей крапиве не подходи.
В этой части рассказывается сама история.
Осталось найти третью часть— концовку.
Повернулась и ушла в домик спать. Просыпается на утро и смотрит в окошко, а на её огороде пусто, ни одной крапивушки не осталось. Улыбнулась лиса и пошла завтрак готовить.
Последняя часть подводит итог, заканчивает рассказ.
Сегодня на уроке вы узнали, что текст имеет свои правила построения. Он состоит из начала (вступления), основной части и концовки (заключения).Начало подготавливает читателя (слушателя) к восприятию основного содержания текста.В основной части раскрывается содержание. В заключении подводится итог сказанному в тексте, иногда формулируется основная мысль.Каждая часть текста пишется с красной строки. Если пропустить какую-то часть, текст станет неполным, может стать непонятным.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание: Части текста.
Установите соответствия между частями текста и их названиями.
Ребята пошли в лес за грибами.
Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов.
Ребята весёлые и довольные вернулись домой.
Подсказка:Начало(вступление) текста — это введение читателя в текст.Основная часть текста —это главная часть текста.Концовка текста — это завершение текста, подведение итога сказанному, прочитанному.
Ребята пошли в лес за грибами.
Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов.
Ребята весёлые и довольные вернулись домой.
Задание: Начало текста.
Что такое начало текста? Выберите один правильный ответ.
А) это то важное, о чём хотел сказать автор
Б) это главная часть текста
В) это введение читателя в содержание текста
Подсказка: Вспомните, что такое начало текста.
В) это введение читателя в содержание текста
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Суррикат Мими
Что называется текстом? Какие части в нём можно выделить? 2. Как определить тему и главную мысль текста? 1. Что называется текстом? Какие части в нём можно выделить?
2. Как определить тему и главную мысль текста?
3. Прочитайте. Докажите, что вы прочитали текст. Озаглавьте его.
Жители Севера называют белого медведя умкой.
Живёт умка во льдах Арктики. Зимой заходит в тундру, устраивает себе берлогу и чутко и недолго спит. Потом снова отправляется в путешествие по льдам.
Умке не холодно во льдах. Зимой и летом на нём тёплая белоснежная шуба.
• Сколько частей выделено в тексте и почему?
• Почему умке не холодно во льдах Арктики? Напишите ответ на этот вопрос предложением из текста.
4. Прочитайте перепутанные строки из двух стихотворных текстов Е. Трутневой. Найдите стихи о весне и о лете. Запишите одно из них.
На снегу прозрачные
Льдинки-кружева.
Лес и поле в зелени,
Синяя река.
Первые проталинки.
Первая трава.
Белые, пушистые
В небе облака.
Лучший ответ:
Энджелл
Что называется текстом? Какие части в нём можно выделить?
Как определить тему и главную мысль текста?
Прочитайте. Докажите, что вы прочитали текст. Озаглавьте его.
Жители Севера называют белого медведя ýмкой.
Живёт умка во льдах Арктики. Зимой заходит в тундру, устраивает себе берлогу и чутко и недолго спит. Потом снова отправляется в путешествие по льдам.
Умке не холодно во льдах. Зимой и летом на нём тёплая белоснежная шуба.
Мы прочитали текст, потому что все предложения объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. Мы смогли озаглавить его.
Сколько частей выделено в тексте и почему?
В тексте выделено три части, которые начинаются с красной строки. Здесь есть начало, основная часть и концовка.
Почему умке не холодно во льдах Арктики? Напишите ответ на этот вопрос предложением из текста.
Зимой и летом на нём тёплая белоснежная шуба.
Прочитайте перепутанные строки из двух стихотворных текстов Е. Трутневой. Найдите стихи о весне и о лете. Запишите одно из них.
На снегу прозрачные
Льдинки-кружева.
Лес и поле в зелени,
Синяя река.
Первые проталинки.
Первая трава.
Белые, пушистые
В небе облака.
Стихотворение о лете
Лес и поле в зелени,
Синяя река.
Белые, пушистые
В небе облака.
Стихотворение о весне
На снегу прозрачные
Льдинки-кружева.
Первые проталинки.
Первая трава.
Что называется текстом какие части в нем можно выделить?
Что называется текстом какие части в нем можно выделить.
Как раз таки сегодня повторяли тему «Текст»!
Выделить можно части речи.
Так мы определяем___________________ текста в тексте можно выделить части : __________________________ основная часть и _________________________.
Если озаглавить каждую часть то тополучится_____________________понять текст можно если поймёш его.
1. как опредилить тему и главную мысль текста?
1. как опредилить тему и главную мысль текста?
КАКИЕ ЧАСТИ В НЕМ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ?
Жители Севера называют белого медведя умкой.
Живет умка во льдах Арктики.
Зимой заходит в тундру, устраивает себе берлогу и чутко и не долго спит.
Потом снова отправляется в путешествие по льдам.
Зимой и летом на нем теплая белоснежная шуба.
Что называется текстом?
Что называется текстом?
Какие части в нем можно выделит.
В нем самую яркую звезду называли собачкой?
В нем самую яркую звезду называли собачкой.
Вопрос : В нем и самую какие часть речи.
Выделить в нем все значимые части слова березовой?
Выделить в нем все значимые части слова березовой.
Что называется текстом?
Что называется текстом?
Какие части в нем можно выделит.
Какие буквы называются немыми?
Какие буквы называются немыми?
# 208 прочитайте?
Выделите в тексте три части.
Выделите в тексте три части?
Выделите в тексте три части.
ОПРЕДЕЛИ ТЕМУ ТЕКСТА?
ОПРЕДЕЛИ ТЕМУ ТЕКСТА.
ПРИДУМАЙТЕ К НЕМУ ЗАГОЛОВОК.
СКОЛЬКО ЧАСТЕЙ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ В ТЕКСТЕ?
ОПРЕДЕЛИТЕ ТЕМУ КАЖДОЙ ЧАСТИ.
ЗАПИШИТЕ ТЕКСТ ПО ЧАСТЯМ.
Ед. число 3 лицо_____.
Солнце спрятолось за тучку по видимому будет дождь. Мы попросту друзья Я тебе друг по братски.
В 3 предложение (чтобы).
Русский язык
Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет
С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒
План урока:
Что такое текст?
Дорогие друзья, готовы слушать сказку? Сегодня нам нужно помочь ученику Непоседкину, который не желает учить русский язык. Знаете, он ужасно рассеян, сочинение написал, но ничего непонятно! Прочитайте, можно ли назвать этот отрывок текстом?
Однажды Кикимора всех испугала. Все жили долго и счастливо. Жил был царь Иван. Царевна была прекрасна. Соловей свистнул, и Илья Муромец еле удержался в седле. Тогда испекли вкусный каравай. Алладин полетел над городом. Когда распустился тюльпан, царевна ожила.
Это сочинение мы не можем назвать текстом. Почему? Ответ: предложения не по порядку; нет одного главного героя; нет смысла, единой темы; предложения ничем не связаны между собой, сложно подготовить устный пересказ текста.
Молодцы, нашему Непоседкину стало стыдно за свое сочинение. Поможем ему вместе разобраться в этой теме? Учим русский вместе!
По видам предложения в русском языке выделяют побудительные, вопросительные и повествовательные.
Отличить их друг от друга можно по знакам препинания завершения.
Задание: необходимо расставить знаки препинания.
Вернемся к определению текста, который непременно должен состоять из нескольких предложений. При этом предложения в тексте всегда связаны друг с другом. Именно поэтому у русского текста есть тема и главная мысль, его можно озаглавить.
Хорошо летом в деревне. Можно гулять с утра до вечера, купаться в речке. В деревне тихо, уютно и спокойно
Данный фрагмент является текстом, потому что:
Прочтем еще один фрагмент.
Этот отрывок не является текстом:
Задание: прочтите два фрагмента, какой из них является текстом? Почему другой фрагмент нельзя считать текстом?
1. Квадрат – это фигура. Хорошо летом на улице. Техника чтения у Маши отменная. В Африке много обезьян. Дядя Петя помог мне запустить бумажного змея. Я люблю свой родной язык.
2. Русские сказки – самые лучшие в мире. В них много хороших героев, а добро всегда побеждает зло. В детских сказках малышей учат быть послушными, не лениться, слушать старших.
Ответ: текстом является второй фрагмент, там одна тема – русские сказки. В первом фрагменте нет единой темы, предложения не связаны по смыслу.
Отличительные черты текста
Давайте ответим на несколько вопросов Васи Непоседкина.
Чтобы распознать текст нужно знать несколько правил.
Текст существует не только в письменной (для чтения), но и в устной форме, русской речи.
Тема текста
Дорогой друг! Теперь мы точно знаем, как отличить текст от набора предложений. Но у Непоседкина остались вопросы. Продолжим вместе с ним урок развития речи.
Давайте разбираться вместе, для этого нужно внимательно читать текст.
1. Внеклассное чтение – это когда ребята читают не только школьные произведения, но и другие книги. Так происходит развитие речи у детей. Благодаря чтению мы узнаем много новых слов, учимся красиво говорить. Это помогает нам строить публичные выступления.
Ответьте на вопросы.
1. О чем говорится в каждом тексте?
(Ответ: 1. о чтении; 2. о рисовании.)
2. Как вы догадались, какая тема является главной?
(Ответ: по ключевым словам.)
Тема – все то, что описывается, о чем говорится в тексте.
В простых текстах тему можно увидеть в названии. В художественных произведениях тема в заглавии отображается реже.
Задание: определите тему текста.
На лугу растут травы и цветы. Изредка встречаются тоненькие березки, кустарники. Посередине поляны стоит могучий дуб. В середине лета на лугу особенно хорошо. Душистые травы, согретые солнышком, радуют взор.
Молодцы! Вот и Непоседкину стало все понятно. Как? У него остались вопросы!?
Мы обязательно ответим любознательным ученикам!
Структура текста
Продолжим разговор про русскую речь и особенности строения текста. Дорогие друзья! Все мы знаем, что каждая вещь состоит из частей. Все части расположены в определенном порядке. Например, книга состоит из листов, обложки и переплета, и они расположены в определенной последовательности (нельзя вставить обложку в середину листов). Такой порядок частей в русском языке называют структурой. Поговорим о структуре текста. Выделяют внешнюю и внутреннюю структуру.
Внешняя структура текста
Рассмотрите текст на рисунке. В нем два абзаца, а название главы в начале текста указывает на событие, о котором будет вестись рассказ. В каждом абзаце несколько предложений. Это и есть внешняя структура текста, мы можем не вдумываться в содержание, но внешне видим, как построен текст.
Внутренняя структура текста
У каждого текста есть внутренняя структура, она связана с правилами построения текста. Нельзя начинать текст со словами: «Вот и сказочке конец». У каждого текста должны быть смысловые составляющие:
Для того, чтобы определить внутреннюю структуру, необходимо вдумчиво прочитать текст.
Жили-были дед и баба. Пошли в лес по ягоду, отыскали лукошко с кошкой.
Домой воротились, кошку откормили. А это была кошачьего короля дочь. Злая ведьма ее выкрала, да в лесу оставила.
Кошка к батюшке воротилась, а спасителей наградила по-царски. Стали жить поживать, да добра наживать.
Начало этого текста традиционное для сказок: «Жили-были».
Основной текст – середина, рассказ о том, что было дальше.
Концовка – чем завершилась сказка (спасителей наградили, все стали жить счастливо).
В рабочую программу по родному языку и риторике включили еще ряд тем, которые ребята изучат на отдельных занятиях:
Виды текстов
Уважаемые ребята, мы узнали много интересного о том, как устроен текст. Но у нашего Васи есть новый вопрос.
Какой интересный подход! С радостью расскажем об этом Непоседкину и нашим ребятам. Конечно же, все тексты разные! Во-первых, тексты могут быть записаны или напечатаны, они называются письменными. Например, рассказы, повести, романы являются письменными текстами. Во-вторых, текст может быть рассказан устно, он будет называться устным. Например, приветственная речь перед спортивными соревнованиями с пожеланиями побед. О видах речи мы уже говорили на предыдущем уроке. Давайте вспомним и взглянем на схему.
Можно говорить по-разному: устная речь или устный текст.
Задание: определите вид текста.
1. Поздравительная речь на митинге.