Что называется священным преданием

Предание Священное

Свяще́нное Преда́ние

1) (в узком зна­че­нии) та часть апо­столь­ской про­по­веди, спа­си­тель­ного апо­столь­ского опыта, пере­дан­ного Церкви, кото­рые не зафик­си­ро­ваны в текстах кано­ни­че­ских Книг Нового Завета;
2) (в более широ­ком зна­че­нии) вся апо­столь­ская про­по­ведь, весь спа­си­тель­ный апо­столь­ский опыт вообще, пере­дан­ные Церкви;
3) (в самом широ­ком зна­че­нии) сово­куп­ность всех спа­си­тель­ных знаний, всего спа­си­тель­ного опыта Церкви;
4) способ сохра­не­ния и рас­про­стра­не­ния Боже­ствен­ного Откро­ве­ния.

«Древ­ней­шим и пер­во­на­чаль­ным спо­со­бом рас­про­стра­не­ния Боже­ствен­ного Откро­ве­ния явля­ется Свя­щен­ное Пре­да­ние. От Адама до Моисея не было свя­щен­ных книг. Сам Гос­подь наш Иисус Хри­стос Свое Боже­ствен­ное учение и уста­нов­ле­ния пере­дал уче­ни­кам Своим словом и при­ме­ром, а не книгой. Тем же спо­со­бом сна­чала и апо­столы рас­про­стра­няли веру и утвер­ждали Цер­ковь Хри­стову» — гово­рится в Про­стран­ном хри­сти­ан­ском кате­хи­зисе. Поскольку Свя­щен­ное Пре­да­ние по своему содер­жа­нию пол­но­стью соот­вет­ствует содер­жа­нию апо­столь­ской про­по­веди, и, сле­до­ва­тельно, пред­став­ляет собой бого­от­кро­вен­ное учение, то оно назы­ва­ется также Апо­столь­ским.

Свя­щен­ное Пре­да­ние – непре­рыв­ная цепь пере­дач в лоне Церкви спа­си­тель­ного знания и опыта от одного поко­ле­ния людей к дру­гому. При этом началь­ное звено этой цепи – в Боге. Меха­низм пре­ем­ствен­ного рас­про­стра­не­ния Боже­ствен­ного Откро­ве­ния засви­де­тель­ство­ван в Свя­щен­ном Писа­нии, где гово­рится, что именно таким обра­зом должно сохра­няться и рас­про­стра­няться в мире Боже­ствен­ное Откро­ве­ние ( 1Кор.11:23 ; Ин.17:8 ).

Свя­щен­ное Пре­да­ние – это не только види­мая и сло­вес­ная пере­дача знания и исто­ри­че­ских памят­ни­ков, свя­зан­ных с этим зна­нием, но и пере­дача опыта духов­ной жизни и бла­го­дат­ного освя­ще­ния. Пре­да­ние позна­ется только в опыте духов­ной жизни. Чтобы изу­чать Пре­да­ние, необ­хо­димо прежде самому войти в поток Пре­да­ния, войти в Цер­ковь. Задача хри­сти­а­нина – стать самому живым носи­те­лем Пре­да­ния, сде­латься звеном в непре­рыв­ной цепи пере­дачи Бого­от­кро­вен­ной Истины.

Пре­да­ние хра­нится в Церкви Хри­сто­вой, кото­рая есть «столп и утвер­жде­ние истины» ( 1Тим.3:15 ). Оно древ­нее Писа­ния и необ­хо­димо «для руко­вод­ства к пра­виль­ному пони­ма­нию Свя­щен­ного Писа­ния, для пра­виль­ного совер­ше­ния Таинств и для соблю­де­ния свя­щен­ных обря­дов в чистоте пер­во­на­чаль­ного их уста­нов­ле­ния» (Про­стран­ный хри­сти­ан­ский кате­хи­зис).

Апо­столы Хри­стовы пере­дали боже­ствен­ные дог­маты пись­менно (Свя­щен­ное Писа­ние) и устно (Свя­щен­ное Пре­да­ние). «Братия, стойте и дер­жите пре­да­ния, кото­рым вы научены или словом или посла­нием нашим», – пишет апо­стол Павел ( 2Фес.2:15 ). Устный способ не умень­шает авто­ри­тета и обя­за­тель­но­сти учения, пере­дан­ного так. «Нужно дер­жаться и пре­да­ния, ибо не все может быть заим­ство­вано из Боже­ствен­ного Писа­ния. По сему святые апо­столы одно пре­дали в писа­ниях, а другое в пре­да­ниях» (свт. Епи­фа­ний Кипр­ский. Об Апо­сто­ли­ках). Не все поло­же­ния пра­во­слав­ной веры пред­став­лены в Библии в широко раз­вер­ну­том виде (напри­мер, учение о молитве за умер­ших или прис­но­дев­стве Бого­ма­тери, более того – сам состав книг Свя­щен­ного Писа­ния утвер­ждался на основе Пре­да­ния), тем не менее, они очень важны, и полу­чают свой авто­ри­тет и утвер­жде­ние от Свя­щен­ного Пре­да­ния, про­ис­хо­дя­щего от Гос­пода Иисуса Христа и апо­сто­лов. После­ду­ю­щие соборы только объ­яс­няли более про­странно то, что пере­дано от начала.

По словам епи­скопа Иоанна (Соко­лова), «Свя­щен­ное Пре­да­ние имеет ту осо­бен­ную важ­ность, что в своем непре­рыв­ном пре­ем­стве, сохра­няя неиз­мен­ные осно­ва­ния веры и всего цер­ков­ного управ­ле­ния, оно спо­соб­ствует сохра­не­нию един­ства Пра­во­слав­ной Кафо­ли­че­ской Церкви. Его непре­рыв­ность, и неиз­мен­ность делает то, что Пра­во­слав­ная Цер­ковь во все вре­мена и во всех местах сохра­няет то же чистое испо­ве­да­ние веры, те же пра­виль­ные свя­щен­но­дей­ствия, те же основ­ные законы своего бла­го­устрой­ства, то же свя­щен­но­на­ча­лие, какие полу­чила в самом начале своего устро­е­ния на земле» (Опыт курса цер­ков­ного зако­но­ве­де­ния).

О смысле выра­же­ний «Апо­столь­ское Пре­да­ние» и «Свя­щен­ное Пре­да­ние»

Данные выра­же­ния могут рас­смат­ри­ваться в бого­сло­вии по-раз­ному. Так, под Апо­столь­ским Пре­да­нием может под­ра­зу­ме­ваться Пре­да­ние, при­об­ре­тен­ное Цер­ко­вью непо­сред­ственно от апо­сто­лов. Это узкое зна­че­ние рас­смат­ри­ва­е­мого выра­же­ния. В этом случае оно не тож­де­ственно выра­же­нию «Свя­щен­ное Пре­да­ние», пони­ма­е­мому широко. С другой сто­роны, учи­ты­вая, что Свя­щен­ное Пре­да­ние в широ­ком смысле соот­вет­ствует апо­столь­скому учению и спа­си­тель­ному апо­столь­скому опыту по духу, его также допу­стимо обо­зна­чать как Апо­столь­ское (в данном случае выра­же­нию «Апо­столь­ское Пре­да­ние» при­да­ётся более широ­кое зна­че­ние).

Как опре­де­лить явля­ется ли пре­да­ние апо­столь­ским?

Истинно-апо­столь­ским при­зна­ется то пре­да­ние, кото­рое не про­ти­во­ре­чит и согла­су­ется со Свя­щен­ным Писа­нием и дру­гими несо­мнен­ными апо­столь­скими пре­да­ни­ями, и, кроме того, вос­хо­дит исто­ри­че­ски к вре­ме­нам апо­столь­ским и суще­ство­вало в церк­вях, осно­ван­ных апо­сто­лами. Если не сохра­ни­лось древ­ней­ших источ­ни­ков, кото­рые могли бы засви­де­тель­ство­вать апо­столь­ское про­ис­хож­де­ние какого-либо пре­да­ния, то доста­точ­ным осно­ва­нием для при­зна­ния счи­та­ется сви­де­тель­ство отцов и учи­те­лей Церкви III, IV, V веков, если все или многие из них счи­тали некое пре­да­ние апо­столь­ским; в осо­бен­но­сти же то, чего дер­жится вся Кафо­ли­че­ская Цер­ковь.

Свя­щен­ное Пре­да­ние и пре­да­ния

От Свя­щен­ного Пре­да­ния сле­дует отли­чать пре­да­ния чело­ве­че­ские (см. Мф.15:1-20 ; Мк.7:1-23 ). Тем более нельзя пред­по­чи­тать послед­ние пер­вому.
Отвер­га­ю­щий всякое пре­да­ние цер­ков­ное, писа­ное или непи­са­ное, а также «соборы святых Отец и их пре­да­ния, Боже­ствен­ному Откро­ве­нию соглас­ная, и Пра­во­славно-Кафо­ли­че­скою Цер­ко­вью бла­го­честно хра­ни­мая», под­ле­жит отлу­че­нию от Церкви (10‑й ана­фе­ма­тизм Недели Пра­во­сла­вия).

В каких источ­ни­ках содер­жится Свя­щен­ное Пре­да­ние?

Фор­мами сохра­не­ния Свя­щен­ного Пре­да­ния явля­ются: Свя­щен­ное Писа­ние, опре­де­ле­ния Все­лен­ских и ряда Помест­ных Собо­ров, литур­ги­че­ские тексты (молитвы, чино­по­сле­до­ва­ния бого­слу­же­ний, гим­но­гра­фия и т.п.), при­ня­тые Цер­ко­вью тво­ре­ния святых отцов и учи­те­лей Церкви, жития святых, ико­но­гра­фия, и т. п.
Однако, не всё то, что содер­жится в этих источ­ни­ках, явля­ется самим Пре­да­нием. Так, труд по цер­ков­ной исто­рии или жития святых могут содер­жать наряду со сви­де­тель­ствами Пре­да­ния, све­де­ния прямо не отно­ся­щи­еся к хри­сти­ан­ской вере.

Аспекты Пре­да­ния

Свя­щен­ное Пре­да­ние не сво­дится к неко­то­рому пере­да­ва­е­мому учению или к сово­куп­но­сти мате­ри­аль­ных памят­ни­ков, в кото­рых оно зафик­си­ро­вано. Оно больше, чем просто пере­дача инфор­ма­ции, поскольку гово­рит нам о Боге, о бого­по­зна­нии. Поэтому Пре­да­ние пред­став­ляет собой непре­рыв­ную после­до­ва­тель­ность не только идей, но и опыта духов­ной жизни. Гос­подь Иисус Хри­стос не только пере­дал апо­сто­лам Свое учение, не только пока­зал им пример Своей жизни и сооб­щил опыт жизни в Боге. Он также пове­лел им при­нять бла­го­дать Свя­того Духа ( Деян.1:8 ). В силу этого, важным аспек­том Пре­да­ния явля­ется также неви­ди­мое и дей­ствен­ное сооб­ще­ние бла­го­дати, кото­рая един­ственно откры­вает путь к разу­ме­нию Боже­ствен­ной истины.

Таким обра­зом, в Пре­да­нии раз­ли­ча­ется три уровня пере­да­ва­е­мого:

а) пере­дача боже­ствен­ного учения и тех исто­ри­че­ских памят­ни­ков, в кото­рых оно заклю­чено;
б) пере­дача опыта духов­ной жизни, сооб­ща­е­мого личным при­ме­ром, в соот­вет­ствии с бого­от­кро­вен­ным уче­нием;
в) пере­дача бла­го­дат­ного освя­ще­ния, пре­иму­ще­ственно через цер­ков­ные таин­ства.

сщмч. Ириней Лион­ский:
«В таком порядке и в таком пре­ем­стве цер­ков­ное пре­да­ние от апо­сто­лов и про­по­ведь истины дошли до нас. И это служит самым полным дока­за­тель­ством, что одна и та же живо­твор­ная вера сохра­ня­лась в Церкви от апо­сто­лов доныне и пре­дана в истин­ном виде… Многие пле­мена вар­ва­ров, веру­ю­щих во Христа, имеют спа­се­ние свое без хартии или чернил, напи­сан­ное в серд­цах своих Духом, и тща­тельно блюдут древ­нее пре­да­ние… При­няв­шие эту веру не пись­менно суть вар­вары отно­си­тельно нашего языка, но в отно­ше­нии учения, нрава и образа жизни они по вере своей весьма мудры и уго­ждают Богу, живя во всякой правде, чистоте и муд­ро­сти. И если бы кто стал про­по­ве­до­вать этим людям ере­ти­че­ские измыш­ле­ния, говоря с ними на их соб­ствен­ном языке, тотчас бы, зажи­мая уши, убе­жали, как можно далее, не терпя даже слы­шать бого­хуль­ную беседу. Таким-то обра­зом, вслед­ствие того древ­него апо­столь­ского пре­да­ния, они даже не допус­кают в ум свой чудо­вищ­ной речи ере­ти­ков» (Против ересей).

прп. Викен­тий Лирин­ский:
«Что же делать, спро­сит кто-нибудь, людям – пра­во­слав­ным и сынам матери Церкви, если боже­ствен­ными гла­го­лами, изре­че­ни­ями, обе­то­ва­ни­ями поль­зу­ются и диавол и уче­ники его, из коих одни – лжеа­по­столы, другие – лже­про­роки и лже­учи­тели, все же вообще – ере­тики? Как им отли­чать истину от лжи по отно­ше­нию к святым Писа­ниям? Так, как мы в начале насто­я­щей памят­ной записки напи­сали – по пре­да­нию святых и ученых мужей. То есть, они осо­бенно должны забо­титься о том, чтобы тол­ко­вать свя­щен­ное Писа­ние по Пре­да­ниям все­об­щей Церкви и по пра­ви­лам (regula) все­лен­ского дог­ма­ти­че­ского учения, в самой же Все­лен­ской и Апо­столь­ской Церкви они необ­хо­димо должны сле­до­вать все­общ­но­сти, древ­но­сти, согла­сию. И если вос­ста­нет когда-нибудь часть против все­общ­но­сти, новизна против ста­рины, погре­ши­тель­ное раз­но­мыс­лие одного или мень­шин­ства против согла­сия всех или по край­ней мере боль­шин­ства пра­во­слав­ных, то погре­ше­нию части они должны пред­по­честь непо­греш­ность все­общ­но­сти, а в самой все­общ­но­сти бла­го­ве­рие ста­рины – непо­треб­ству новизны; нако­нец в самой же древ­но­сти, без­рас­суд­ству одного или мень­шин­ства пред­по­чи­тать во-первых общие, если есть они, реше­ния все­об­щего собора, а если их нет, то, во-вторых, сле­до­вать самому спод­руч­ному, – соглас­ным между собой мыслям боль­шин­ства вели­ких учи­те­лей. Если наблю­дем это, при помощи Божией, верно, бла­го­ра­зумно и тща­тельно; то без боль­шого труда можем узнать заблуж­де­ния появ­ля­ю­щихся ере­ти­ков» (Памят­ные записки Пере­грина о древ­но­сти и все­общ­но­сти кафо­ли­че­ской веры против непо­треб­ных новизн всех ере­ти­ков).

прот. Нико­лай Мали­нов­ский:
«От Пре­да­ния, пони­ма­е­мого в этом (узком — ред.) смысле, нужно раз­ли­чать еще Пре­да­ние в общем или широ­ком смысле, или сви­де­тель­ство Все­лен­ской Церкви… Свое внеш­нее выра­же­ние голос Все­лен­ской Церкви об исти­нах веры имеет: 1) в древ­ней­ших сим­во­лах веры; 2) в т. н. пра­ви­лах апо­столь­ских и в дея­ниях и поста­нов­ле­ниях собо­ров, как Все­лен­ских, так и Помест­ных; 3) в древ­них литур­гиях; 4) в тво­ре­ниях всех древ­них отцов и учи­те­лей церкви; 5) в древ­ней­ших актах муче­ни­че­ских, и, нако­нец, 6) во всей прак­тике древ­ней хри­сти­ан­ской церкви, каса­ю­щейся свя­щен­ных времен (постов, празд­ни­ков), мест (устрой­ства храмов с их при­над­леж­но­стями), свя­щен­ных дей­ствий и обря­дов, и вообще в сохра­нив­шихся цер­ков­ных чино­по­сле­до­ва­ниях. Само собою понятно, что не все то, что содер­жится в ука­зан­ных источ­ни­ках или памят­ни­ках, есть уже потому самому истинно апо­столь­ское учение или уста­нов­ле­ние. Выра­же­нием голоса Все­лен­ской Церкви служит лишь то, что, явля­ясь соглас­ным со Св. Писа­нием, удо­вле­тво­ряет усло­виям повсюд­но­сти, непре­рыв­но­сти и все­общ­но­сти ».

Петр Пашков:
Гре­че­ское слово παράδοσις, кото­рое обык­но­венно пере­во­дят как “пре­да­ние”, озна­чает, как гово­рит наи­бо­лее зна­чи­мый сло­варь гре­че­ского языка Liddell & Scott-Jones, а также «Patristic Greek Lexicon» Лампе, «that which is handed down or bequeathed, tradition, doctrine, teaching» — «то, что пере­дано, тра­ди­ция, док­трина, учение» и «teaching… transmitted as a recived doctrine» — «учение… пере­да­ва­е­мое как вос­при­ня­тая из про­шлого док­трина». Ничего общего с рус­ским словом «пре­да­ние» — «легенда, рас­сказ» это не имеет. Речь идет о тра­ди­ции веро­уче­ния, а не о пере­да­ва­е­мых из поко­ле­ния в поко­ле­ние исто­риях, даже не о житиях святых или рас­ска­зах о чуде­сах. Основ­ное зна­че­ние слова «пре­да­ние», его смысл как бого­слов­ского тер­мина, по мнению гре­че­ских Отцов, — дог­ма­ти­че­ские и эти­че­ские док­трины, пере­дан­ные от апо­сто­лов. Слово «пре­да­ние» иногда при­ме­ня­лось к лже­уче­ниям ере­ти­ков, но крайне редко. Чаще в языке Отцов оно исполь­зу­ется спе­ци­ально как анто­ним ере­ти­че­ским уче­ниям.
Поэтому ана­фема VII Все­лен­ского Собора — Εἴ τις πᾶσαν παράδοσιν ἐκκλησιαστικὴν ἔγγραφον ἢ ἄγραφον ἀθετεῖ, ἀνάθεμα ἔστω («Если кто отвер­гает всякое пре­да­ние цер­ков­ное, писа­ное или непи­са­ное, да будет ана­фема») — отлу­чает только тех, кто не верует цер­ков­ному веро­уче­нию и учению о нрав­ствен­но­сти, кото­рые в Церкви по опре­де­ле­нию неиз­менны, не растут и не умень­ша­ются со дня Пяти­де­сят­ницы. Не сле­дует счи­тать, что пре­да­ния (в смысле легенды, исто­рии, рас­сказы о чуде­сах) так же непо­гре­шимы и ограж­дены отлу­че­нием. Им ограж­дены только поло­же­ния пра­во­слав­ного веро­уче­ния.

Источник

Священное Предание: источник Православной веры *

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Сын, сущий в лоне Отца, Он открыл.» Ин. 1:1, 14, 18

Храни преданное тебе. 1Тим. 6:20

Предание есть жизнь Святого Духа в Церкви. Владимир Лосский

Содержание

Внутренний смысл предания

С внешней стороны православная история отмечена рядом внезапных разрывов: захват Иерусалима, Александрии, Антиохии арабо-мусульманами, сожжение Киева монголами, два разграбления Константинополя, октябрьская революция в России. Но эти события, преобразовавшие внешний облик православного мира, никогда не прерывали внутренней преемственности Православной церкви. Первое, что обычно поражает далекого от православия человека, – это его дух древности, его кажущаяся неизменность. Православные все еще совершают крещение через троекратное погружение, как в первоначальной церкви; все еще приносят младенцев и приводят маленьких детей для получения святого причастия; во время литургии диакон все еще возглашает: «Двери! Двери!» в памятование тех дней, когда вход в церковь тщательно охранялся, и только члены христианской семьи могли присутствовать на семейной службе; Символ веры все еще произносится без каких-либо добавлений.

Это лишь несколько примеров того духа, которым пронизан любой аспект православной жизни. Когда на проходящих в наше время межцерковных форумах православных просят кратко определить, в чем заключаются отличительные черты их церкви, они часто указывают именно на ее неизменность, ее решимость сохранять верность прошлому, ее чувство живой преемственности церковью древних времен. В начале XVIII в. восточные патриархи то же самое сказали «неприсягнувшим» в выражениях, напоминающих язык Вселенских соборов:

Мы сохраняем учение Господа в целостности и твердо привержены вере, которую Он дал нам, и бережем ее от повреждения и умаления как царское сокровище и памятование о великой благодати, ничего не прибавляя и ничего не отнимая от нее.

Эта идея живого преемства суммируется для православных в слове Предание. «Мы не изменяем вечных границ, установленных отцами, – пишет Иоанн Дамаскин, – а храним Предание таким, каким получили его».

Православные всегда говорят о предании. Но что они подразумевают под этим словом? Предание в обиходном языке означает мнения, верования или обычаи, унаследованные потомками от предков. В этом смысле христианское предание – это вера и практика, которые были переняты апостолами от Иисуса Христа и с апостольских времен передавались в церкви от поколения к поколению. Но для православных христиан предание означает нечто более конкретное и специфичное: книги Библии, символ веры, постановления Вселенских соборов и писания св. отцов, каноны, богослужебные книги, святые иконы. Иначе говоря, это вся система вероучения, церковного управления, культа, духовности и искусства, выработанная православием на протяжении веков. Сегодняшние христиане считают себя наследниками и хранителями богатств прошлого, они видят свой долг в том, чтобы передать это наследие будущим поколениям в целости и сохранности.

Заметим, что Библия составляет часть предания. Иногда предание определяют как устное учение Христа, не запечатленное в письменном виде Его непосредственными учениками. Не только неправославные, но и многие православные авторы усвоили себе такую манеру говорить о Писании и предании, трактуя их как две разные вещи, два разных источника христианской веры. Но в действительности есть только один источник, ибо Писание существует внутри предания. Разделять и противопоставлять их – значит обеднять и то, и другое.

Принимая свое наследие от прошлого, православные в то же время сознают, что не все унаследованное от прошлого равноценно. Среди многообразных элементов предания доминирующее положение занимают Библия, символ веры и вероучительные определения Вселенских соборов: их православные воспринимают как нечто абсолютное и неизменное, что не может быть отменено или пересмотрено. Остальная часть предания не обладает равной авторитетностью. Постановления соборов в Яссах или в Иерусалиме уступают в этом смысле Никейскому символу, а сочинения, скажем, Афанасия или Симеона Нового Богослова – Евангелию св. Иоанна.

Это чрезвычайно важно для нашего подхода к прошлому. В византийские и послевизантийские времена православные часто занимали некритическую позицию по отношению к прошлому, и это приводило к застою. Сегодня такая некритическая позиция более не приемлема. Более высокие образовательные стандарты, оживление контактов с западными христианами, нападки секуляризма и атеизма вынудили православие XX в. более внимательно вглядеться в собственное наследие и более тщательно провести различение между преданием и традициями. Задача различения никогда не бывает легкой. Необходимо в равной мере избежать заблуждений как староверов, так и «Живой церкви»: первые впадают в крайний консерватизм, не допускающий ни малейших изменений в традициях, вторая вовлекается в духовные компромиссы, подрывающие предание. Но несмотря на некоторые очевидные помехи, сегодняшние православные находятся, пожалуй, в более выгодном положении для такого различения, чем их предшественники в течение многих столетий. Часто именно контакты с Западом помогают им все яснее понимать, что же является необходимым в их собственном наследии.

Истинная православная верность прошлому всегда должна быть творческой верностью. Истинное православие никогда не может довольствоваться бесплодным «богословием повторения», которое твердит, словно попугай, вызубренные формулы, даже не пытаясь понять, что же за ними стоит. Верность преданию, правильно понятая, – не механический, пассивный и автоматический процесс передачи некоей мудрости, заимствованной из отдаленного прошлого. Православный мыслитель должен видеть предание изнутри, должен проникнуть в его внутренний дух, вновь пережить его смысл таким образом, чтобы это переживание стало открытием, исполненным отваги и творческого воображения. Чтобы жить внутри предания, недостаточно интеллектуального признания вероучительной системы: ведь предание есть нечто гораздо большее, чем просто набор абстрактных положений. Это жизнь, личная встреча со Христом в Духе Святом. Предание не просто сохраняется Церковью – оно живет в Церкви, оно есть жизнь Святого Духа в Церкви. Православное понимание предания не статично, но динамично: это не бесплодное принятие прошлого, но живое открытие Святого Духа в настоящем. Будучи внутренне неизменным (ведь Бог не меняется!), предание непрестанно принимает новые внешние формы, которые дополняют старые, не уничтожая их. Православные часто говорят так, словно период доктринальных формулировок закончился. Но ведь это не так! Возможно, в наши дни соберется новый Вселенский собор, и предание обогатится новыми формулами веры.

Такое представление о предании как о чем-то живом хорошо выразил Георгий Флоровский:

Предание есть свидетельство Духа: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» ( Ин 16:13 ). Именно это божественное обетование составляет основу православной верности преданию.

Внешние формы

Рассмотрим по порядку те внешние формы, в которых выражается предание.

1. БИБЛИЯ

а) Библия и Церковь. Христианская Церковь есть Церковь Писания: православие верит в это так же твердо (если не тверже), как и протестантизм. Библия есть наивысшее выражение Божественного Откровения человеческому роду, и христиане всегда будут «народом Писания». Но если христиане – народ Писания, то Библия – это Писание народа: его нельзя рассматривать как нечто стоящее над Церковью, ибо оно живет и понимается внутри Церкви (вот почему не следует разделять Писание и Предание).

Именно от Церкви в конечном счете получает Библия свой авторитет, ибо именно Церковь изначально решала, какие книги принадлежат к Священному Писанию; и только Церковь вправе авторитетно толковать Священное Писание. В Библии много высказываний, которые сами по себе далеко не ясны, и если индивидуальный читатель, даже искренний, возьмет на себя смелость лично толковать их, он рискует впасть в заблуждение. «Разумеешь ли, что читаешь?» – спрашивает Филипп евнуха-эфиопа; и евнух отвечает: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» (Деян 8сл). Когда православные читают Писание, они принимают наставление церкви. Когда новообращенный принимается в Православную Церковь, он обещает: «Принимаю и разумею Священное Писание согласно толкованию, какое давалось и дается Святой Православной Соборной Церковью Востока, матерью нашей».

б) Текст Библии: библейская критика. Православная Церковь имеет тот же Новый Завет, что и весь остальной христианский мир. В качестве авторитетного ветхозаветного текста она пользуется древним греческим переводом, известным под именем Септуагинты. Когда он расходится с текстом еврейского оригинала (что случается достаточно часто), православные считают изменения в Септуагинте произведенными по вдохновению Святого Духа и принимают их как часть непрерывного божественного откровения. Наиболее известный случай – Исайя 7:14, где еврейский текст гласит: «Молодая женщина зачнет и родит сына», а Септуагинта переводит: «Се, Дева во чреве приимет. » Новый Завет следует тексту Септуагинты ( Мф 1:23 ).

Еврейская версия Ветхого Завета состоит из 39 книг. Септуагинта содержит еще 10 книг, не представленных в еврейской Библии, которые известны в Православной церкви под именем «второканонических». Соборы в Яссах (1642) и в Иерусалиме (1672) провозгласили их «подлинными частями Писания»; однако большинство православных богословов наших дней, следуя мнению Афанасия и Иеронима, хотя и признают второканонические книги частями Библии, однако считают их рангом ниже, чем остальные книги Ветхого Завета.

Настоящему христианству нечего бояться добросовестного исследования. Хотя православие и считает Церковь авторитетной толковательницей Писания, оно не запрещает критических и исторических штудий Библии, хотя до сих пор православные исследователи не слишком преуспели в этой области.

в) Библия в богослужении. Иногда думают, будто в православии Библия занимает менее важное место, чем в западном христианстве. Но Священное Писание постоянно читается на православных богослужениях: во время утрени и вечерни вся Псалтирь прочитывается еженедельно, а во время Великого поста дважды за неделю; чтение Ветхого Завета совершается во время вечерни в канун многих праздников, а во время Великого поста также на шестом часе и вечерне по будням (но, к сожалению, ветхозаветные чтения не совершаются во время литургии). Чтение Евангелия составляет кульминацию утрени в воскресные дни и праздники; во время литургии читаются отрывки посланий и Евангелий, назначенные для каждого дня в году, так что весь Новый Завет (за исключением Откровения Иоанна Богослова) оказывается прочитанным за евхаристией. «Ныне отпущаеши» читается во время вечерни; ветхозаветные песнопения, вкупе с Песнью Богородицы (Magnificat) и Песнью Захарии (Benedictus), поют во время утрени; «Отче наш» звучит на каждом богослужении. Помимо этих особых отрывков из Писания, весь текст каждой службы выдержан на языке Библии: было подсчитано, что литургия содержит 98 цитат из Ветхого Завета и 114 – из Нового Завета.

Православие рассматривает Библию как словесную икону Христа. Седьмой вселенский собор постановил, что святые иконы и книга Евангелий должны почитаться равным образом. В каждом храме Евангелие занимает почетное место в алтаре; во время литургии, воскресной утрени и праздников его несут в процессии; верующий простирается перед ним ниц и целует его. Таково уважение, оказываемое в Православной церкви слову Божьему.

2. СЕМЬ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ: СИМВОЛ ВЕРЫ

Вероучительные определения Вселенского собора непогрешимы. Так что в глазах православных положения веры, утвержденные семью Вселенскими соборами, обладают, наряду с Библией, обязательным и непререкаемым авторитетом.

Важнейшим из всех соборных определений является Никео-Константинопольский символ веры, который читается или поется на каждой евхаристии, а также ежедневно во время полунощницы и повечерия. Два других символа, принятых на Западе – Апостольский и Афанасиев символы, – не обладают равной авторитетностью с Никейским символом именно потому, что они не были провозглашены Вселенским собором. Православные почитают Апостольский символ как древнее утверждение веры и полностью принимают его учение, но он представляет собой лишь местный западный крещальный символ, никогда не употреблявшийся в богослужении восточных патриархатов. Равным образом и Афанасиев символ не используется в православном богослужении, но иногда печатается (без Filioque) в Часослове.

3. ПОЗДНЕЙШИЕ СОБОРЫ

Формулирование православного вероучения, как мы уже видели, не прекратилось с Седьмым вселенским собором. С 787 г. существовали два основных способа, какими Церковь выражала свою точку зрения: 1) определения поместных соборов (то есть соборов, объединяющих членов одного или более патриархатов или автокефальных церквей, но не претендующих представлять Православную соборную Церковь в целом) и 2) письма или определения веры, сформулированные отдельными епископами. Если вероучительные определения всеобщих соборов непогрешимы, то в определения поместных соборов или отдельных епископов всегда может вкрасться ошибка. Но когда такие определения принимаются всей Церковью, они приобретают вселенскую авторитетность (то есть всеобщий авторитет, присущий вероучительным положениям Вселенского собора). Доктринальные положения Вселенского собора нельзя пересматривать или вносить в них поправки: их нужно принимать целиком; но в своем подходе к актам поместных соборов Церковь часто проявляла избирательность. Например, в случае соборов XVII в. их вероучительные положения отчасти принимаются всей Православной Церковью, а отчасти отвергаются или уточняются.

Основные изложения православного учения после 787 г. суть следующие:

1. Окружное послание св. Фотия (867).

2. Первое послание Михаила Керулария Петру Антиохийскому (1054).

3. Решения Константинопольских соборов 1341 и 1351 гг. в связи с исихастским спором.

4. Окружное послание св. Марка Эфесского (1440–1441).

6. Ответы Иеремии II лютеранам (1573–1581).

7. Исповедание веры митрополита Критопулоса (1625).

8. Православное исповедание Петра Могилы в его исправленной форме (утверждено собором в Яссах, 1642).

9. Исповедание Досифея (утверждено Иерусалимским собором).

10. Ответы православных патриархов неприсягнувшим (1718, 1723).

11. Ответ православных патриархов папе Пию IX (1848).

12. Ответ Константинопольского синода папе Льву XIII (1895).

13. Окружные послания Константинопольского патриархата по вопросу о христианском единстве и «экуменическом движении» (1920, 1952).

Эти документы, особенно 5–9, иногда называют «символическими книгами» Православной церкви; но многие православные ученые в наши дни считают такое название вводящим в заблуждение и не используют его.

4. СВЯТЫЕ ОТЦЫ

Определения соборов следует изучать в более широком контексте святоотеческих писаний. Но в отношении святых отцов, как и в отношении поместных соборов, суд церкви избирателен: отдельные авторы временами впадали в заблуждения или противоречили друг другу. Зерно патристики нужно отделять от ее же плевел. Православный христианин должен не просто знать и цитировать отцов, но глубоко проникнуться святоотеческим духом и усвоить себе святоотеческий «образ мыслей». Нужно видеть в святых отцах не реликты прошлого, а живых свидетелей и современников.

Православная Церковь никогда не пыталась точно определить статус святых отцов, и еще менее – классифицировать их по степени значимости. Но подчеркнутое уважение она питает к авторам IV в., особенно к тем, кого она именует «тремя святителями»: это Василий Великий, Григорий Назианзин (известный в православии как Григорий Богослов) и Иоанн Златоуст. С точки зрения православия, «век отцов» не завершился в V столетии: многие позднейшие писатели тоже признаются «отцами»: Максим, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама, Марк Эфесский. По правде говоря, опасно видеть в «отцах» лишь замкнутый круг авторов, всецело принадлежащий прошлому. Разве наше время не может породить нового Василия или Афанасия? Утверждать, будто святых отцов более быть не может, – значит утверждать, что Святой Дух покинул Церковь.

5. ЛИТУРГИЯ

Это внутреннее предание, «переданное нам в таинстве», сохраняется в первую очередь в церковном богослужении. Lex orandi lex credendï наша вера – в нашей молитве. Православие выработало немного прямых определений относительно евхаристии и других таинств, будущего мира, Богоматери и святых: наша вера в отношении этих вещей выражена главным образом в молитвах и гимнах, составляющих часть богослужения. Не только слова службы принадлежат преданию: разнообразные жесты и действия – погружение в воду при крещении, разного рода помазания елеем, крестное знамение и т. д. – все они имеют особое значение, все выражают в символической или драматической форме истину веры.

6. КАНОНЫ

Помимо вероучительных определений. Вселенские соборы установили каноны относительно церковной организации и дисциплины; другие каноны были приняты поместными соборами или отдельными епископами. Федор Вальсамон, Зонара и другие византийские писатели составили сборники канонов с объяснениями и комментариями. Общепринятый греческий комментарий, Пидалион (греч. Руль), опубликованный в 1800 г., является плодом неустанных трудов св. Никодима Святогорца.

Церковное право Православной церкви очень мало изучалось на Западе, и в результате западные авторы порой впадают в заблуждение, полагая, что православие не знает внешних регулирующих норм. Это вовсе не так. В православной жизни есть много правил, часто весьма строгих и суровых. Однако нужно признать, что в наши дни многие каноны применить трудно или невозможно, и они давно вышли из употребления. Если когда и соберется новый общеправославный собор, одной из его главных задач станет пересмотр и прояснение канонического права.

Вероучительные определения соборов обладают абсолютным и неизменным авторитетом, на который не могут притязать каноны: ведь определения касаются вечных истин, а каноны – земной жизни церкви, условия которой постоянно меняются, и возникает бесчисленное множество особых ситуаций. Тем не менее между канонами и догматами церкви имеется существенная связь: церковное право есть не что иное, как попытка применить догмат к конкретным ситуациям, которые складываются в повседневной жизни каждого христианина. Таким образом, каноны составляют часть Священного предания.

7. ИКОНЫ

Предание церкви выражается не только посредством слов, не только посредством жестов и действий во время богослужения, но и посредством искусства – в цветах и линиях святых икон. Икона – не просто картина на религиозный сюжет, призванная пробуждать соответствующие эмоции у зрителя: это один из путей, какими Бог являет себя людям. Через иконы православный христианин обретает видение духовного мира. Так как иконы составляют часть предания, иконописцы не вправе вносить изменения или нововведения по собственной прихоти: ведь их работа призвана отразить не их собственные эстетические переживания, а мышление церкви. Художественное вдохновение не исключается, но оно направляется строго установленными правилами. Важно, чтобы иконописец был хорошим художником, но еще важнее, чтобы он был искренним христианином, живущим в духе предания и приготовляющимся к своему труду исповедью и святым причастием.

Таковы основные элементы, составляющие внешний облик предания Православной церкви: Писание, соборы, святые отцы, литургия, каноны, иконы. Их нельзя разделять или противопоставлять друг другу, ибо через них всех говорит один и тот же Святой Дух, и в совокупности они образуют единое целое, каждую часть которого следует понимать в свете всех остальных частей.

Иногда говорят, что подспудной причиной раскола Западной церкви в XVI в. был разрыв между богословием и мистицизмом, между литургией и личной набожностью, обнаружившийся в конце средневековья. Со своей стороны, православие всегда старалось избегать подобного разрыва. Всякое истинно православное богословие мистично: как мистицизм в отрыве от богословия становится субъективизмом и ересью, так и богословие в отрыве от мистицизма вырождается в сухую схоластику, «академичную» в дурном смысле слова.

Богословие, мистицизм, духовность, нравственные правила, богослужение, искусство: эти вещи нельзя мыслить раздельно. Вероучение не понять вне молитвы: как говорит Евагрий, богослов – это тот, кто знает, как молиться; и тот, кто молится в духе и истине, тем самым уже является богословом». Если же вероучение должно выразиться в молитве, его нужно пережить: богословие без действия, по словам св. Максима, есть богословие бесовское. Символ веры принадлежит лишь тем, кто живет им. Вера и любовь, богословие и жизнь неразделимы. В византийской литургии символу веры предпосылаются слова: «Возлюбим друг друга, чтобы единомысленно исповедовать Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную». Эти слова точно отражают православный подход к преданию. Если мы не любим друг друга, мы не можем по истине исповедовать веру и войти во внутренний дух предания. Ибо нет иного пути познать Бога, кроме как любить Его.

The Opinions of the Bishops on the Baptizing of Heretics, 30.

«The Catholicity of the Church», in Bible, Church, Tradition, pp. 46–47. Ср. также очерк Флоровского «Saint Gregory Palamas and the Tradition of the Farthers» в том же сборнике, pp. 105–120; и V. Lossky, «Tradition and Traditions», in Ouspen.sky and Lossky, The Meaning of Icons, pp. 13–24. Всем этим трем статьям я многим обязан.

На Святого Духа, XXVII (66).

Статья цитируется по изданию Православная Церковь. Епископ Диоклийский Каллист (Уэр). Библейско-Богословский институт св. Апостола Андрея. М., 2001. Стр. 203–215.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *