Что называется судовым временем
Судовое время
Чтобы определить номер пояса, надо долготу разделить на 15 и округлить в сторону целого. Например, λ= 127°20′ Е, № = 8 Е; λ = 127°40′ W; № = 9W.
Среднее время центрального для данного пояса меридиана, по которому установлены все часы, называется поясным временем.
Время на данном меридиане называется местным временем (Тм).
Чтобы каким-то образом согласовать часы, их устанавливают по какому-либо одному меридиану. Исторически сложилось так, что за такой меридиан принят меридиан Гринвичской обсерватории.
Время на гринвичском меридиане называется гринвичским среднимили всемирным временем. Гринвичское и местное время связаны соотношением:
При переводе времени с одного меридиана на другой всегда следует руководствоваться следующим правилом: «к востоку времени больше».
На гринвичское среднее время рассчитаны эфемериды светил в МАЕ по нему отсчитывается время в спутниковых системах.
На судне Гринвичское время показывает хронометр или его можно получить с экрана спутникового приёмоиндикатора.
Несмотря на удобство пользования единым временем, в повседневной жизни желательно пользоваться временем более близким к местному. Поэтому весь земной шар был разбит меридианами на 24 пояса, в которых все часы были установлены по времени центрального меридиана каждого пояса.
Оно обозначается ТП.Ширина пояса равна 15°. Местное время от поясного может отличаться не более, чем на 0,5 часа. Сказанное справедливо только на море. На суше границы поясов проходят по рекам, административным и государственным границам. Поэтому реальная ширина пояса может быть и меньше, и больше 15°. Существуют специальные карты часовых поясов.
Время двух соседних поясов отличается на 1 час по правилу «к востоку времени больше». Поясу, в котором центральным меридианом является гринвичский, присваивается нулевой номер. Его границы 7,5°Е и 7,5° W.
И так далее до пояса №11. Аналогично идёт оцифровка для западных часовых поясов.
Гринвичское и поясное время связаны соотношениями:
С целью экономии электроэнергии во многих странах, в том числе и на Украине, в летний период поясное время увеличивают на 1 час. Такое время называется летним временем.
В России декретом Совнаркома в 1930 году было решено оставить летнее время круглый год. Такое время, увеличенное на 1 час, называется декретным временем и обозначается ТД.
Таким образом, Тд= Тп+1.
С 1980 года в России, помимо декретного, на летний период стали добавлять ещё один час.
В некоторых странах, например, в Индии, Иране, Индонезии и др., принято время, отличающееся от поясного на 30 минут. В других странах, например, в Либерии, Гвиане и др., вместо поясного используется местное время какого-либо пункта. Такое время, отличающееся от поясного на произвольный период, называется стандартным временем.
На картах часовых поясов указано стандартное время в таких странах. ALRS-V II
Время пояса, по которому установлены стрелки судовых часов с точностью до 1 минуты, называется судовым временем. Оно обозначается Тс.В море Тс.— это округлённое до минут ТП.Однако, в порту судовые часы могут быть установлены и по летнему, и по стандартному времени.
Гринвичское и судовое время связаны соотношениями:(1.10) и (1.11).
Часто возникает необходимость по известному местному времени найти судовое. Такая задача решается «через Гринвич»: сначала долготой уходят на Гринвич, а затем номером пояса возвращаются на центральный меридиан пояса, т.е. на Тс.
На рис.1.13 показана схема такого перехода.
: |
Решения на задач перевод времен, включая и простые, по формулам (1.6)- (1.11) необходимо, во избежание ошибок, выполнять в стандартных схемах, как это показано в примере 1.3.
Решение. С помощью прил. 13 к учебнику переводим градусную меру долготы во временную:
λ = 5 Ч 42 м Е. Рассчитываем номер пояса: № = 6Е.
Дальнейшее решение выполняем в стандартной схеме.
Аналогично решается и обратная задача перехода от Тск Тм, только все знаки в схеме решения меняются на обратные.
В рейсе при переходе из одного часового пояса в другой стрелки судовых часов переводятся на один час вперёд или назад. Делается это обычно на вахте третьего помощника капитана. При плавании восточными курсами в 20 часов стрелки переводятся на 21 час, а при плавании западными курсами в 21 час стрелки судовых часов переводятся на 20 часов. При этом делается соответствующая запись в судовом журнале.
В любой момент гринвичского времени в 12 восточном поясе времени на 12 часов больше, а в 12 западном поясе на 12 часов меньше, чем на Гринвиче. Таким образом, независимо от того, в восточном или западном двенадцатом часовом поясе находится судно, судовое время одно и то же, но даты разные. Линия смены дат или демаркационная линия проходит по 180° меридиану, отклоняясь в некоторых местах на суше или вблизи островов.
Принято смену дат производить не в момент пересечения демаркационной линии, а с нуля часовследующих суток. Делается это в таком порядке. В момент пересечения демаркационной линии делается отметка на карте и соответствующая запись в судовом журнале. После пересечения демаркационной линии наименование долгот меняется на противоположное. В конце суток, в 24 часа второй помощник, приняв вахту и делая запись в судовом журнале, меняет дату следующим образом: при следовании восточными курсами дату повторяет, при следовании западными курсами дату пропускает.
Служба времени на судне
Службой времени на судне занимается второйф помощник капитана. В его обязанности входит:
— ежедневный завод хронометра в 8 часов по судовому времени, определение его поправки и суточного хода;
— еженедельный по понедельникам завод всех судовых часов;
— ежедневное составление штурманского бюллетеня, включающего данные о времени восхода и захода Солнца, кульминации Солнца, поправке хронометра, высоте глаза и др.
— отметка на лентах самописцев времени подхода к портам, узкостям, районам с ограниченной
— сличение перед выходом из порта, перед началом маневрирования,
перед подходом к узкостям и т.п. судовых часов в штурманской рубке и МКО;
— перевод стрелок судовых часов при переходе в другой часовой пояс;
— смена лент самописцев (курсографа, барографа, термографа);
— замена неисправных секундомеров, часов и хронометра;
— ведение расчетов эксплуатационного времени.