Что называется списочным парком подвижного состава
Парк подвижного состава
ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
В настоящее время при планировании и учете работы подвижного состава различают списочный (инвентарный) и рабочий (ходовой) парки. Под парком подвижного состава понимают все транспортные средства (автомобили, тягачи, прицепы и т. д.) автотранспортного предприятия. Списочным (инвентарным) парком подвижного состава называется подвижной состав, числящийся на балансе автотранспортного предприятия и занесенный в инвентарные книги. Рабочим (ходовым) парком подвижного состава называется исправный, годный к эксплуатации парк автомобилей (тягачей и прицепов), которым можно осуществлять перевозки.
Каждая единица подвижного состава из общего числа Дк календарных дней может находиться соответственно:
Для определения количественных показателей работы не одного автомобиля, а всего парка применяют показатель «автомобиле-дни» (АД), представляющий собой сумму всех дней нахождения подвижного состава в данном состоянии. Например, для определения автомобиле-дней простоя в ремонте и ожидании ремонта необходимо сложить количество дней каждого автомобиля в ремонте и ожидании ремонта за определенный период времени:
ремонта первого автомобиля, второго и т. д.
Показателем, характеризующим готовность подвижного состава выполнять перевозки, является коэффициент технической готовности подвижного состава – αт. Коэффициентом технической готовности называется отношение количества автомобиле-дней нахождения подвижного состава в технически исправном состоянии к общему количеству автомобиле-дней:
Практика работы автотранспортных предприятий показывает, что возможность подвижного состава автомобильного транспорта выполнять работу не всегда реализуется, так как автомобили и прицепной состав могут простаивать по так называемым организационно-техническим причинам. Показателем, характеризующим выпуск подвижного состава на линию, является коэффициент выпуска – αв, представляющий собой отношение количества дней работы подвижного состава к календарному, возможному количеству дней пребывания его в автотранспортном предприятии за данный период, с учетом выходных и праздничных дней.
Для характеристики использования подвижного состава автомобильного транспорта с учетом календарного времени применяется коэффициент использования подвижного состава αн, который определяется отношением количества дней работы подвижного состава к инвентарным дням
Характеристика показателей парка автомобилей
Под парком подвижного состава понимаются все транспортные средства автотранспортного предприятия (АТП). Для пассажирского АТП это автобусы и легковые автомобили.
Списочным (инвентарным) парком подвижного состава называется подвижной состав, состоящий на балансе АТП
(обозначается Аи). Этот парк по своему техническому состоянию разделяется на парк Агэ, готовый к эксплуатации (выполнению перевозок), и парк Ар, требующий ремонта или находящийся в ремонте и не подготовленный к эксплуатации: Аи = Агэ+ Ар.
Часть парка Агэ, готового к эксплуатации, может быть использована на выполнении перевозок (находится в эксплуатации) Аэ, а другая часть Апможет не работать (находится в простое) в готовом к эксплуатации состоянии, т. е.
Каждая единица парка подвижного состава, находясь в АТП ДИ дней (календарные дни), может из них находиться Дэ дней в эксплуатации, Др дней в ремонте или его ожидании и ДП дней в простое в готовом к эксплуатации состоянии (выходные и праздничные дни, отсутствие водителя,
Если необходимо определить дни эксплуатации, ремонта или простоя не для одного автомобиля, а для всего парка, то пользуются сложным показателем—автомобиле-дни.
Автомобиле-дни — АД есть сумма всех дней (эксплуатации, ремонта или простоя) по каждой единице подвижного состава:
Для определения, например, автомобилей-дней в эксплуатации АДЭ необходимо сложить число дней нахождения каждого автомобиля в эксплуатации за определенный период времени:
АДЭ=ДЭ1 + ДЭ2+ + ДЭ4= .
Аи— инвентарное число автомобилей.
гдеАДи — автомобиле-дни в эксплуатации; АДр — автомобиле-дни в ремонте;
Время работы одного автомобиля. Полезным и производительным временем для подвижного состава является время движения с пассажирами. Необходимым временем при выполнении пассажирских перевозок является время посадки и высадки пассажиров и время ожидания пассажиров. Время движения без пассажиров хотя и является непроизводительным, но в отдельных случаях может рассматриваться как подготовительное (например, время холостого пробега автомобиля-такси; время ожидания пассажиров автомобилей-такси и служебных легковых автомобилей и т. п.).
В течение рабочего дня каждый автомобиль находится в наряде (в работе на линии) Тн часов. Все это время должно быть затрачено на совершение транспортного процесса:
Если возникли простои на линии по техническим или организационным причинам (техническая неисправность автомобилей и т. п. ), то во время в наряде войдет и время ТП простоя:
Режим и время работы парка подвижного состава.
Режим работы автомобильного парка зависит от назначения АТП. Для автобусных и таксомоторных АТП характерен режим работы без выходных и праздничных дней. АТП по обслуживанию предприятий легковыми автомобилями работают обычно в две смены с выходными днями. В общем случае автотранспортное предприятие, а значит и парк автомобилей могут иметь за Ди календарных дней Дф в соответствии с принятым режимом работы (фонд времени в днях).
Число нормированных дней простоя (выходных дней предприятия)
Продолжительность пребывания автомобиля на линии ТИ зависит от продолжительности рабочего дня водителя и числа смен работы.
По согласованию с профсоюзом продолжительность смен может превышать общепринятую, но с таким расчетом, чтобы общее число часов работы в месяц не превышало месячного планового рабочего времени.
При двухсменной работе продолжительность пребывания автомобиля на линии определяется делением годового фонда рабочего времени двух водителей на число дней работы автомобиля в году. Общее число часов пребывания автомобиля вне гаража увеличивают на время обеденного перерыва водителя.
Для определения времени работы парка на линии пользуются показателем автомобиле-часы.
Для каждой единицы подвижного состава автомобиле-часы есть сумма всех часов пребывания на линии заданный период времени
.
Для группы автомобилей или всего парка
.
Автомобиле-часы в наряде равны сумме автомобиле-часов в движении и простоя:
АТн = АТД+ + АТП
где АТД — автомобиле-часы в движении; — автомобиле-часы посадки и высадки и ожидания пассажиров; АТП — автомобиле-часы простоя по различным техническим и организационным причинам.
При эксплуатационных расчетах пользуются средним значением нахождения автомобиля в наряде, которое определяют:
для одного автомобиля Тн =
Парк подвижного состава
М.Г. Корчажкин
Конспект лекций по курсу
«АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ и ЛОГИстика»
ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Парк подвижного состава
Транспортный процесс — это процесс перемещения грузов или пассажиров, включая все подготовительные и заключительные операции: подготовку грузов, их погрузку и выгрузку (посадку и высадку пассажиров), приемку грузов, подачу транспортных средств и др.
В результате транспортного процесса пассажиры или грузы транспортируются на определенное расстояние и при этом совершается транспортная работа Р, равная количественно произведению числа тонн груза или количества пассажиров Q на расстояние перевозки lг:
Циклом транспортного процесса называется законченный комплекс операций, необходимых для доставки грузов или пассажиров.
В настоящее время при планировании и учете работы подвижного состава различают списочный (инвентарный) и рабочий (ходовой) парки. Под парком подвижного состава понимают все транспортные средства (автомобили, тягачи, прицепы и т. д.) автотранспортного предприятия.
Списочным (инвентарным) парком подвижного состава называется подвижной состав, числящийся на балансе автотранспортного предприятия и занесенный в инвентарные книги.
Рабочим (ходовым) парком подвижного состава называется исправный, годный к эксплуатации парк автомобилей (тягачей и прицепов), которым можно осуществлять перевозки.
В свою очередь, Асгэ = Асэ + Асп
Каждая единица подвижного состава из общего числа Ди календарных дней может находиться соответственно:
Для определения количественных показателей работы не одного автомобиля, а всего парка применяют показатель «автомобиле-дни» (АД), представляющий собой сумму всех дней нахождения подвижного состава в данном состоянии. Например, для определения автомобиле-дней простоя в ремонте и ожидании ремонта необходимо сложить количество дней каждого автомобиля в ремонте и ожидании ремонта за определенный период времени:
где Др1Др2 Дрп- количество дней простоя в ремонте и ожидании
ремонта первого автомобиля, второго и т. д.
Практика работы автотранспортных предприятий показывает, что возможность подвижного состава автомобильного транспорта выполнять работу не всегда реализуется, так как автомобили и прицепной состав могут простаивать по так называемым организационно-техническим причинам.
Показателем, характеризующим выпуск подвижного состава на линию, является коэффициент выпуска – αв. Коэффициент выпуска αв представляет собой отношение количества дней работы подвижного состава к календарному возможному количеству дней пребывания его в автотранспортном предприятии за данный период, с учетом выходных и праздничных дней.
АДсп — автомобиле-дни нормированного простоя (количество выходных и праздничных дней, в которые подвижной состав не работает).
Для характеристики использования подвижного состава автомобильного транспорта с учетом календарного времени применяется коэффициент использования подвижного состава αи, который определяется отношением количества дней работы подвижного состава к инвентарным дням
ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Парком подвижного состава называется подвижной состав (автомобили, автомобили-тягачи, прицепы, полуприцепы) автотранспортного предприятия.
Списочным (инвентарным) парком называется подвижной состав, числящиеся по инвентарным книгам. По техническому состоянию он подразделяется на парк Атг, готовый к эксплуатации, и парк Атор, требующий ремонта или находящейся в ремонте и техническом обслуживании, т. е. Асп = Атг+ Атор, авт.
В свою очередь, парк, готовый к эксплуатации, состоит из Аэ и Апр.орг., т,е. автомобилей простаивающих по организационным причинам, но технически исправных.
Таким образом, Асп =Аэ+Атор+Апр.орг., авт.
Для учёта работы парка за определённый период пользуются показателями АД.- автомобиле-дни.
По аналогии с предыдущими формулами имеем:
АДи = АДтг+ АДтр,
АДи =АДэ+АДтр+АДпр.орг.,
Готовность парка подвижного состава к перевозкам определяется коэффициентом технической готовности αтг.
Коэффициент технической готовности характеризует степень готовности подвижного состава к перевозкам и определяется:
для одного автомобиля за Дк календарных дней
αтг.= Дт/Дк
для парка подвижного состава за один рабочий день
αтг.=Ат/Аи;
для парка подвижного состава за Дк календарных дней
αтг.=АДт/АДк,
где Дт—дни парка, готового к эксплуатации.
Коэффициент выпуска подвижного состава характеризует степень выпуска подвижного состава на линию и определяется:
для одного автомобиля за Дк календарных дней
αв.= Дэ/Дк
для парка подвижного состава за один рабочий день
αв.=Аэ/Ак;
для парка подвижного состава за Дк календарных дней
αв.=АДэ/АДк
где Дт—дни парка, готового к эксплуатации.
Эти коэффициенты зависят от технического состояния подвижного состава (степени изношенности), условий эксплуатации, качества и метода выполнения ремонта, продолжительности простоя в техническом обслуживании и ремонте.
Коэффициент выпуска, кроме т го, зависит от нормированных простоев, дорожных и климатических условий (распутица, заносы, бездорожье), сезонности перевозок, организации работы АТП. Организация работы подвижного состава в воскресные, а иногда и в праздничные дни повышает коэффициент выпуска подвижного состава. Для его повышения необходимо также не допускать простоя подвижного состава, готового к эксплуатации, из-за различных организационных причин (отсутствия работы, несвоевременного снабжения топливом, шинам и т. д.).
Повышение коэффициента технической готовности достигается:
своевременным и качественным проведением технического обслуживания и ремонта подвижного состава:
применением передового агрегатного метода ремонта;
организацией второго технического обслуживания в межсменное время;
соблюдением установленных правил технической эксплуатации подвижного состава;
бережливым отношением водителей к закрепленному за ними подвижному составу.
ЛИТЕРАТУРА
2.Туревский И.С. Автомобильные перевозки. – М.: ИД «ФОРУМ» ИНФРА-М, 2008.
3. Краткий автомобильный справочник НИИАТ. М,1994.
4. Опорный конспект лекций.
Варианты заданий
ВАРИАНТ 1
2.В парке 120 автомобилей. Из них 20 находится в техническом обслуживании и ремонте, 20-в простое по организационным причинам. Определить αв и αтг
4. Коэффициент выпуска парка составил 0,80. Сколько в парке всего инвентарных автомобилей, если на линию вышли 60 автомобилей. Чему равен коэффициент технической готовности, если в ТО и ремонте находятся 9 автомобилей.
ВАРИАНТ 2
1.За отчётный период (90 календарных дней) из 10 автомобилей направленных для выполнения задания 3 автомобиля простояли в ТО и ремонте 15 дней и 3 автомобиля простояли по организационным причинам 10 дней. Определить коэффициенты технической готовности и выпуска на линию за период.
2. На сколько увеличится коэффициент технической готовности, если в парке 200 автомобилей, количество автомобилей в ТО и ремонте составляло 26, а затем 18.
3. Коэффициент выпуска парка составил 0,75. Сколько в парке всего инвентарных автомобилей, если на линию вышли 60 автомобилей. Чему равен коэффициент технической готовности, если в ТО и ремонте находятся 6 автомобилей.
ВАРИАНТ 3
1.Как изменится коэффициент выпуска парка, если количество работающих автомобилей на линии уменьшилось с 110 до 100. При этом инвентарный состав парка 120 автомобилей?
3. За отчётный период (90 календарных дней) из 10 автомобилей направленных для выполнения задания 3 автомобиля простояли в то и ремонте 15 дней и 3 автомобиля простояли по организационным причинам 10 дней. Определить коэффициенты технической готовности и выпуска на линию за период.
ВАРИАНТ 4
1.За счёт улучшения материально-технической базы предприятия количество автомобилей,, простаивающих в ремонте и ТО сократилось на 15%. На сколько изменился коэффициент технической готовности, если количество инвентарных автомобилей составляет 50 ед., а первоначально в ТО и ремонте находилось 6 автомобилей?
3.На линии работает 24 автомобиля. По организационным причинам простаивает 2 автомобиля. Коэффициент технической готовности равен 0,7. Определить инвентарный состав парка.
4. Сколько автомобилей работает на линии, если коэффициент выпуска равен 0,674, а по инвентарным книгам числится 52 автомобиля.
ВАРИАНТ 5
1.Сколько автомобилей работает на линии, если коэффициент технической готовности равен 0,674, а по инвентарным книгам числится 52 автомобиля. Все технически готовые автомобили работают на линии.
2. На линии работает 38 автомобилей. Как изменится αв, если количество автомобилей работающих на линии увеличится на 20%. Всего на предприятии 48 единиц подвижного состава. Количество автомобилей в то и ремонте останется без изменений.
3. Сколько автомобилей находится в ТО и ремонте при αтг= 0,77. Общее количество подвижного состава равно 54 ед.
ВАРИАНТ 6
1. Определить коэффициенты технической готовности и выпуска за период (60 календарных дней) для парка 50 автомобилей. АДэ=.2400 авт.дн. АД т.г.= 2700 авт.дн
2. 1 автомобиль за месяц (30 календарных дней) отработал 26 дней. Найти коэффициент выпуска за период.
3. Сколько автомобилей находится в ТО и ремонте при αтг= 0,8. Общее количество подвижного состава равно 60 ед.
4. На линии работает 38 автомобилей. Как изменится αв, если количество автомобилей работающих на линии увеличится на 20%. Всего на предприятии 48 единиц подвижного состава. Количество автомобилей в ТО и ремонте останется без изменений.
ВАРИАНТ 7
1.Коэффициент выпуска равен 0,89. Количество автомобилей на линии 37. Найти Аи.
2.Сколько автомобилей должно находиться в ТО и ТР, чтобы коэффициент технической готовности составлял 0,78. Количество единиц подвижного состава в парке 66.
3. Аи=100 авт. Насколько изменится коэффициент выпуска, если увеличить количество автомобилей в эксплуатации с 77 до 88.
4. Определить коэффициенты технической готовности и выпуска за период (90 календарных дней) для парка 60 автомобилей. АДэ=.4800 авт.дн. АД т.г.= 5000 авт.дн
ВАРИАНТ 8
1.За отчётный период (90 календарных дней) из 10 автомобилей направленных для выполнения задания 3 автомобиля простояли в ТО и ремонте 15 дней и 3 автомобиля простояли по организационным причинам 10 дней. Определить коэффициенты технической готовности и выпуска на линию за период.
2. Сколько автомобилей работает на линии, если коэффициент технической готовности равен 0,674, а по инвентарным книгам числится 52 автомобиля. Все технически готовые автомобили работают на линии.
3. Аи=100 авт. Коэффициент выпуска равен 0,88. Сколько автомобилей находится в ТО и ремонте, если все технически исправные автомобили работают на линии.
4. 1 автомобиль за месяц (30 календарных дней) отработал 26 дней. Найти коэффициент выпуска за период.
ВАРИАНТ 9
1.Аи=80 авт. Количество автомобилей в эксплуатации увеличилось с 60 до 70. На сколько % изменится коэффициент выпуска.
2.Найти Атор, если αтг= 0,8, в парке всего 80 авт.
3. За отчётный период (90 календарных дней) из 10 автомобилей направленных для выполнения задания 3 автомобиля простояли в ТО и ремонте 15 дней и 3 автомобиля простояли по организационным причинам 10 дней. Определить коэффициенты технической готовности и выпуска на линию за период.
4. Найти Аэ, если коэффициент выпуска равен 0,66. В парке 78 автомобилей.
ВАРИАНТ 10
1. АДэ= 1000 авт.дн. АД тор.= 100 авт.дн., АДк= 1200 авт.дн., Определить αв и αтг
2. Аи=70 авт. Сколько автомобилей должно находиться в ТО и ТР, чтобы αтг=0,86.
3. За отчётный период (90 календарных дней) из 10 автомобилей, направленных для выполнения задания 3 автомобиля, простояли в ТО и ремонте 15 дней и 3 автомобиля простояли по организационным причинам 10 дней. Определить коэффициенты технической готовности и выпуска на линию за период.
4. Найти Аэ, если коэффициент выпуска равен 0,86. В парке 78 автомобилей.
ВАРИАНТ 11
1. Коэффициент технической готовности увеличился с 0,76 до 0,87. На сколько изменилось количество автомобилей в ТО и ТР, если Аи=90 авт.
2. 1 автомобиль за месяц (30 календарных дней) отработал 27 дней. Найти коэффициент выпуска за период.
3. Чему равно Аи при αв= 0,79 и А пр.орг.=7 авт., количество автомобилей, находящихся на линии составляет 19.
4.Аи=12, коэффициент выпуска увеличился с 0,79 до 0,98. Насколько больше автомобилей будут работать на линии.
ВАРИАНТ 12
1.За отчётный период (90 календарных дней) из 10 автомобилей, направленных для выполнения задания 3 автомобиля, простояли в ТО и ремонте 15 дней и 3 автомобиля простояли по организационным причинам 10 дней. Определить коэффициенты технической готовности и выпуска на линию за период.
2.На сколько увеличится коэффициент технической готовности, если в парке 200 автомобилей, количество автомобилей в ТО и ремонте составляло 26, а затем 18.
3. В парке 60 автомобилей. На линию выходило 50 автомобилей. При улучшении организации транспортного процесса количество автомобилей, работающих на линии возросло на 30%. Чему стал равен коэффициент выпуска.
4. Найти А тг при Аи= 55 авт. и коэффициенте технической готовности 0,69.
ВАРИАНТ 13
1.Аи= 100авт. Количество автомобилей, работающих на линии увеличилось с 75 до 85. На сколько % увеличился коэффициент выпуска.
2. Аи=15 авт. Атор.=3 авт. А пр.орг. =1 авт. Определить αв и αтг
3.Найти А тг при Аи= 55 авт, и коэффициенте технической готовности 0,69.
4. Определить коэффициенты технической готовности и выпуска за период (60 календарных дней) для парка 50 автомобилей. АДэ=.2400 авт.дн. АД т.г.= 2700 авт.дн
ВАРИАНТ 14
1.Коэффициент технической готовности увеличился с 0,76 до 0,87. На сколько изменилось количество автомобилей в ТО и ТР, если Аи=90 авт.
2.Определить коэффициенты технической готовности и выпуска за период (30 календарных дней) для парка 50 автомобилей. АДэ=.900 авт.дн. АДт.г.= 1000 авт.дн
3. αв = 0,56 и αтг= 0,64. Аи = 70 авт. Найти Апр.орг.
4. На сколько увеличится коэффициент технической готовности, если в парке 200 автомобилей, количество автомобилей в ТО и ремонте составляло 26, а затем 18.
ВАРИАНТ 15
1. 1 автомобиль за месяц (30 календарных дней) отработал 26 дней. Найти коэффициент выпуска за период.
2. При коэффициенте технической готовности 0,68 А тор = 10 авт. Чему равен коэффициент технической готовности при А тор= 6 авт. Всего в парке 30 автомобилей.
3. За отчётный период (90 календарных дней) из 10 автомобилей направленных для выполнения задания 4 автомобиля простояли в ТО и ремонте 15 дней и 4 автомобиля простояли по организационным причинам 10 дней. Определить коэффициенты технической готовности и выпуска на линию за период.
4. αв = 0,56 и αтг= 0,64. Аи = 70 авт. Найти А пр.орг.
ВАРИАНТ 16
1.Коэффициент выпуска равен 0,92. Подвижной состав парка – 36 автомобилей. Сколько автомобилей находится в ТО и ремонте, если все технически исправные автомобили работают на линии.
2. Количество автомобилей в эксплуатации – 47 ед., 2 автомобиля простаивают по организационным причинам, количество автомобилей, числящихся на балансе предприятия – 53 ед.
3. Определить коэффициенты технической готовности и выпуска за период (365 календарных дней) для парка 28 автомобилей. Аэ=22 авт.,Дэ=.240 дней, Атг=26 авт.Д т.г.= 270 дней.
4.Коэффициент технической готовности увеличился с 0,76 до 0,87. На сколько изменилось количество автомобилей в ТО и ТР, если Аи=90 авт.
Контрольные вопросы.
1.Практическое применение знаний по коэффициентам технической готовности и выпуска.
2.Могут ли коэффициенты технической готовности и выпуска быть больше 1 и почему?
3.Могут ли коэффициенты технической готовности и выпуска быть равными, если «да», то в каком случае.
4.Пути повышения коэффициента технической готовности автомобилей.
5.Пути повышения коэффициента выпуска автомобилей на линию.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
Тема: «ТЭП работы ПС»
Цель практической работы – закрепить полученные теоретические знания по вопросу технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава, научиться выполнять расчёты ТЭП: производительность подвижного состава в т и ткм, количество ездок, коэффициент использования пробега.
Способствовать формированию компетенций ОК1-ОК-5, ОК8, ОК9, ПК2.2.
Научиться добросовестно относиться к выполняемой работе.
При выполнении практической работы студент должен:
знать:
-что такое объём перевозок, грузооборот;
-основные ТЭП работы ПС;
уметь:
-выполнять расчёты производительности автомобиля в т и ткм, количества ездок, коэффициента использования пробега.
Дата добавления: 2021-04-24 ; просмотров: 33 ; Мы поможем в написании вашей работы!